Организация профессионального психолого-педагогического и социального сопровождения замещающих семей
статья

Организация професисонального сопровождения замещающих семей в период адаптации и на последующих этапах жизни ребенка в принимающей семье. Своевременность и качество оказываемой педагогической и психологической  помощи замещающей семье в создании  оптимальных условий для интеграции ребенка в семейную систему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                    Афанасьева С.Е.

Глазунова Ж.И.

Г(О)БУ Центр «СемьЯ»

Липецкая область, г. Липецк

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ

Организация профессионального сопровождения замещающих семей в период адаптации и на последующих этапах жизни ребенка в семье – одна из основных задач Национальной стратегии действий в интересах детей Российской Федерации. Своевременность и качество оказываемой помощи принимающей семьи в создании оптимальных условий для интеграции ребенка в семейную систему позволяют говорить об эффективности семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Процесс взаимной адаптации замещающей семьи и приемного ребенка можно представить как сложную динамику образования новой семейной системы, в которой выделяются свои этапы и кризисы, так как вхождение ребенка, оставшегося без родительского попечения, в замещающую семью независимо от формы семейного устройства порождает множество трудностей, возникающих на разных стадиях ее формирования. Здесь особую роль приобретает профессиональная помощь замещающей семье, которая становится необходимым условием ее эффективного функционирования.

В настоящее время необходимость профессионального психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения замещающей семьи подтверждается отечественными научными исследованиями (В.Н. Ослон, А.М. Прихожан, И.И. Толстых, А.Б. Холмогорова, Ж.А. Захарова и др.) и практическим опытом. По данным В.Н. Ослон, практически каждый 3-й замещающий родитель осознает необходимость включения своей семьи в процесс профессионального сопровождения.

Анализ зарубежного опыта также указывает на существование рисков, связанных с замещающим семейным попечением, которые делают актуальным психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение процесса воспитания приемного ребенка в замещающей семье (невыполнение приемными родителями воспитательных обязательств в отношении ребенка, позиция попустительства, проблемы с социальной и психологической идентичностью).

Построение модели психолого-педагогической и социально-педагогической поддержки замещающей семьи и ее реализация должны основываться на реальных потребностях и проблемах замещающей семьи,  с учетом её уникальности. По наблюдениям специалистов отдела сопровождения замещающих семей Г(О)БУ Центра «СемьЯ» замещающие родители нуждаются в помощи и профессиональной поддержке специалистов на этапе адаптации в процессе вхождения ребенка в семью, в установлении контакта с приемным ребенком, в решении конфликтных ситуаций, в преодолении трудностей в психофизическом развитии и становлении личности ребенка в ходе взросления, в построении взаимоотношений с кровными родственниками ребенка и др. Результаты мониторинга позволили обобщить проблемы, возникающие у замещающих родителей в процессе воспитания приемного ребенка, и выделить актуальные вопросы.

Актуальные вопросы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

- Психологические  особенности  детей,  оставшихся  без попечения родителей (депривация, расстройства привязанности, опыт неблагополучного детства ребенка, психотравма).

- Проблемы развития ребенка на разных возрастных этапах, задержка психического  развития, педагогическая запущенность.

- Специфика адаптационного периода (установление контакта с ребенком, поведение кровных детей, поведение взрослых членов семьи).

- Трудности в воспитании, девиантное и деликвентное поведение ребенка.

- Особенности общения и взаимодействия в замещающей семье (стили взаимодействия, нормы и правила семейных отношений, права и обязанности членов семьи, конфликты и пути их разрешения, взаимодействие с кровными родственниками).

- Эмоциональное выгорание замещающих родителей.

Решение этих проблем не всегда оказывается возможным без комплексной помощи различных специалистов, прежде всего, педагогов-психологов и социальных педагогов, и грамотно выстроенной системы социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения.

Психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение замещающей семьи – это система психологических, педагогических и социальных мер, направленных на предотвращение семейного неблагополучия, преодоление трудностей воспитания в замещающей семье, при которых  обеспечиваются такие условия жизнедеятельности замещающих родителей и приемного ребенка, которые способствуют повышению воспитательных компетенций родителей, полноценному развитию и социализации ребенка в семье и обществе.

Г(О)БУ Центр «СемьЯ» взял в качестве теоретико-методологического основания деятельности по сопровождению эколого-динамический  подход В.Н. Ослон. В рамках эколого-динамического подхода в качестве субъекта сопровождения выступает целостная полифункциональная система, которая образуется при взаимодействии замещающей семьи и её экологической  системы. Сопровождение осуществляется в различных контекстах замещающей семьи (социальных,  интерперсональных и интрапсихических, временных), что позволяет учитывать всю совокупность взаимосвязей социальных, биологических и психологических факторов в динамике становления и развития семьи в качестве замещающей. Эти факторы становятся мишенями сопровождения.

Функция эколого-динамического подхода состоит «в структурировании разноуровневых данных о таком сложном многоаспектном феномене, как замещающая семья, оценке их с позиций защит и ресурсов, а также оперативного вмешательства и результата, разработке стратегий сопровождения в соответствии с потребностями замещающей семьи и возможностями её разноуровневой социальной сети, подборе вариативных технологий сопровождения». Эколого-динамический подход позволяет учитывать изменяющиеся потребности семьи в процессе интеграции приемного ребенка, потребности развития самого ребенка, возможности замещающей семьи адекватно удовлетворять эти потребности, положительные и отрицательные влияния окружающей среды. Изменяющие потребности семьи, направленные на эффективность замещающей семейной заботы, таким образом, и становятся предметом сопровождения.

Программа сопровождения замещающей семьи ориентирована, прежде всего, на профилактику кризисных явлений в семье с приемными детьми, актуализацию ресурсов замещающей семьи, а также профилактику возвратов детей, воспитывающихся в замещающих семьях,  в организации для детей, оставшихся без попечения родителей.

Программа опирается на общепринятые психологические и педагогические  принципы: принцип приоритетности интересов и соблюдения прав ребенка; принцип природосообразности, предполагающий учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, знание зон ближайшего развития, определения возможностей, уважения уникальности и своеобразия каждого конкретного ребенка; принцип единства и целостности, установление связей между всеми сферами жизнедеятельности приемного ребенка, обеспечение взаимной компенсации и взаимодополнения; принцип системности в организации жизнедеятельности ребенка и замещающей семьи; принцип ценностного подхода; принцип сотрудничества и открытости, взаимное согласие и солидарность всех участников программы в понимании целей совместной деятельности и путей ее достижения; принцип целесообразности, актуализации подходов  в  работе с замещающей семьей; принцип последовательности и преемственности в соблюдении этапов оказания помощи семье; принцип соблюдения конфиденциальности.

Важно понимать, что при воспитании в замещающей семье, ребенка, оставшегося без попечения родителей, актуальность индивидуального подхода в воспитании на уровне «личность» - «личность» приобретает особое значение.  В замещающей семье выступает  проблема  индивидуального развития и идентичности ребенка с учетом его неблагополучного опыта детства.  Поэтому процесс сотрудничества, сотворчества взрослого и ребенка, в котором доминирует в определенной  мере равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами  и опытом, является ведущим.

При таком подходе объектом психолого-педагогической  и социально-педагогической поддержки является система отношений ребенка с миром, окружающими (взрослыми и сверстниками), самим собой, а, именно: коррекция, восстановление и развитие этих отношений. 

При любых обстоятельствах педагогическая поддержка сопутствует процессу развития ребенка, обращает внимание на его способности разрешать личностные проблемы, содействует активному включению личностного потенциала для  разрешения возникших трудностей.

Главным объектом педагогической поддержки является не проблема, не  действия, не поступок, а соответствующее состояние. Именно состояние – фундамент, который в итоге формирует направленность личности, её поведение, поступки.

Определенное состояние ребенка может иметь разные причины, связанные с обстоятельствами (пугают, препятствуют, лишают); деятельностью (отсутствие умений, смысла, средств, опыта); оценочным отношением окружающих (недоверие, недоброжелательность, насмешки, низкая самооценка); жизненными коллизиями (ссора, разрыв отношений, страшный случай, тайный поступок, дурные мысли); самооценкой (оценка внешности, способностей, характера, умений).

Осложненное неблагоприятное состояние личности способствует развитию соответствующей системы отношений и поведения, а, следовательно, и осложненному положению в обществе, семье.

Физиологические процессы в организме человека, физические характеристики тела, психические реакции на изменения в материальном мире, проживание реактивного отношения на события извне, на собственные психологические движения – всё это агенты единого общего состояния человека, которое в свою очередь начинает влиять на взаимодействие с окружающим миром.

Задача социального педагога и педагога-психолога – поддержать положительное состояние ребенка (уверенность, воодушевление, радость познания, творческого вдохновения и др.) и способствовать его постепенному закреплению. Эту же установку специалисты рекомендуют замещающим родителям.

Данная педагогическая и родительская поддержка обеспечивает адекватное ситуации деятельности состояние ребенка. Она выглядит как этическая защита от нанесения ребенку физического или морального урона и выступает в форме психологического акта сопереживания как гаранта стабильности значимых социальных связей. Педагогам, специалистам  и замещающим родителям важно осознавать, что эта поддержка, направленная на помощь ребенку в преодолении  препятствий  (трудностей, проблем)  в его учебной, коммуникативной, трудовой и  творческой деятельности, должна идти от сердца и быть естественной, а не формальной и поверхностной.

Только в таком случае в ходе реализации специалистами во взаимосвязи с родителями процесса многоуровневой поддержки ребенка можно потенциально рассчитывать на интеграцию ребенка в социуме и его дальнейшее самостоятельное развитие.

Список литературы

  1. Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи. Академия развития, Ярославь, 2003 год.
  2. Бриш К.Х. Терапия нарушений привязанности. От терапии к практике. Москва, Когито-Центр, 2014 год.
  3. Воспитательные технологии. Г. Селевко Г. Серия книг «Энциклопедия образовательных технологий» — расширенная и переработанная версия ранее издававшихся пособий «Современные образовательные технологии» (М.: Народное образование, 1998) и «Социально-воспитательные технологии» (М.: Народное образование, 2002).
  4. Модельные программы сопровождения семей, принявших на воспитание детей с ОВЗ, подросткового возраста, сиблингов. Методические рекомендации. Министерство образования  науки Российской Федерации,  Москва, 2016.
  5. Отделкина Т.Н. Замещающая семья как институт социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Форум молодых ученых. Тезисы докладов. Том 2.  Нижний Новгород. Издательство ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2013 .
  6. Отделкина Т.Н. Формирование института замещающей семьи: история и современность. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки, Пенза, 2015, № 4.
  7. Стандарт предоставления услуги «Сопровождение семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в городе Москве. Методические рекомендации по технологиям сопровождения семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и рекомендации по их внедрению, Москва, 2014.
  8. Терновая И.П. Особенности организации процесса социально-педагогического сопровождения воспитания детей-сирот  в   кровных  и замещающих  семьях.  Концепт.  Научно-методический   журнал,  2015 год,   № 8.
  9. Чугунова Э.И. Взаимодействие замещающих семей и образовательных учреждений как условие повышения эффективности воспитания приемных семей. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокенетика, 2008 год, № 4.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения системы образования Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район».

Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения начала свою работу в системе образования муниципального района с 1991 года. В результате целенаправленной и активной деятельно...

Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения системы образования Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район».

Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения начала свою работу в системе образования муниципального района с 1991 года. В результате целенаправленной и активной деятельности по...

Программа комплексного социально-психолого-педагогического сопровождения замещающих семей

Материал предназначен специалистам (социальным педагогам и психологам), работающим с замещающими семьями. В программе представлена система сопровождения замещающих семей, диагностический инструментари...

Система психолого – педагогического и медико – социального сопровождения учащихся с проблемами в развитии в условиях школы-интерната

Сопровождение учащихся с особым образовательным маршрутом в условиях школы-интерната. Создание системы работы по сопровождению каждого ребенка.  Итогом работы всех спеицалситов  является еди...

Обеспечение психолого-педагогического, социального и юридического сопровождения замещающих семей.

с 1 сентября 2015 года, на базе государственных образовательных учреждений, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  открылись службы психолого-педагогического, социального и...

Программа: "Психолого-педагогическое и социальное сопровождение замещающих семей"

Самой приоритетной формой вocпитания детей в нашей стране является семейное воспитание, поэтому в настоящий момент развиваются семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей как: ...

Социально-психолого-педагогический проект досугово-развивающего клуба «Зайцы-холл» Службы сопровождения замещающих семей «Счастливая семья» для детей младшего и среднего подросткового возраста

  ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТАНазвание объединения возникло случайно – во время активных игр ребят и состязаний в прыжках с нейроскакалками. Дети прыгали, соревнуясь в количестве совершенных п...