Диспут «Поступок или проступок» 5-9 классы
методическая разработка
Цели: формирование представлений о поступке и проступке; развитие умения различать эти понятия; расширение знаний о мерах ответственности и наказания за проступок; воспитание позитивного отношения к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
disput_postupok_ili_prostupok_5-9_klassy.docx | 24.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Измайловская школа»
«Поступок или проступок» 5-9 классы
Диспут.
Цели: формирование представлений о поступке и проступке; развитие умения различать эти понятия; расширение знаний о мерах ответственности и наказания за проступок; воспитание позитивного отношения к окружающему миру.
Ход занятия.
Организационный момент.
Знакомство с темой занятия.
Постановка целей занятия.
Основная часть.
«Человек должен научиться поступить нравственно сам с собой без всяких проверок и контроля, он должен чувствовать нужные вещи: можно, нельзя, надо».
А.С.Макаров.
«В основе нравственной убеждённости лежат чувства.
Дорожка от нравственного понятия к нравственному убеждению начинается с поступка, с привычки».
В.А.Сухомлинский.
Каждый твой поступок отражается на других людях;
не забывай, что рядом с тобой человек.
Сухомлинский В. А
Притча «Рай и Ад в твоей душе».
Однажды к мастеру пришел известный всем великий воин.
Мастер спросил его: «Что привело тебя ко мне?»
- Я пришел к тебе, чтобы познать мудрость и узнать. Что есть Рай и что есть Ад?
- А кто ты такой? - спросил мастер.
- Неужели ты не слышал обо мне, я величайший из воинов!
- Ты? С лицом нищего? Великий воин? - удивился мастер.
Гнев воина был настолько силен, что одним движением он выхватил из ножен меч и замахнувшись, воскликнул:
- Как ты посмел!!! Сейчас ты умрешь за свои слова!
Мастер спокойно посмотрел ему в глаза и сказал:
- Вот сейчас ты создаешь Ад.
Воин вложил меч в ножны, поклонился мастеру и поблагодарил его:
- Спасибо, я все понял!
- А вот сейчас ты создаешь Рай - улыбнулся мастер. (с)
- О чем пойдет речь на нашем занятии?
Правильно о нас с вами…
Каждый из нас проживая среди людей совершает поступки с целью доказать свою правоту или занять свое место в обществе
В современном мире у молодого поколения есть множество возможностей для своего духовного и физического развития - музыкальные и художественные школы, молодежные театральные студии, огромные стадионы и современные ледовые дворцы. Но случается так, что подросток не всегда проводит свободное время с пользой для себя, а бывает, что проводит его и во вред самому себе.
Подростковый возраст – чуть ли не самый активный период жизни человека.
Давайте сегодня попробуем найти ответы на вопросы:
- Что же такое правонарушение?
- Несет ли подросток ответственность правонарушения?
- Как не допустить неправильного поступка в своей жизни?
- Нам важно выяснить какие виды правонарушений существуют?
- Как предотвратить правонарушение?
Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Почему? Как вы думаете?
Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают».
Обратите внимание на слова Л.Н. Толстого. Действительно ли «Все так делают»? Почему «невинные шалости» часто превращаются в правонарушение?
Работа над понятиями.
Поступок– решительное, активное действие в сложных обстоятельствах.
Проступок– нарушение правил поведения, провинность.
Правонарушение – проступок, преступление.
Правонарушения классифицируются по разным основаниям: в зависимости от характера правонарушений, степени их вредности и опасности для общественных отношений, а также от характера применяемых санкций за их совершение. Согласно данному критерию все правонарушения делятся на преступления и проступки.
Преступлениями называются запрещенные уголовным законом общественно опасные, виновные деяния, наносящие существенный вред общественным отношениям и сложившемуся в обществе порядку.
Проступки представляют собой виновные, противоправные деяния, которые характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью.
За проступки отвечает кодекс административных правонарушений, а за преступления - уголовный кодекс.
Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:
1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
4. Гражданское – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Определить виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.
Виды ответственности:
А - административная ответственность.
Г – гражданско – правовая.
У - уголовная.
Д – дисциплинарная
Виды нарушений:
1. Порвал учебник одноклассника. (Г)
2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде. (А)
3. Избил одноклассника. (У)
4. Совершил кражу мобильного телефона. (У)
5. Совершил прогул в школе. (Д)
6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)
7. Разбил мячом окно. (Г)
8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)
Ситуация №1:
Пятиклассник Дима приходит каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе, катается на велосипеде.
Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?
(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил. Он нарушил Устав школы).
Ситуация №2:
Десятиклассники Коля, Аня, Марина, Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?
(Административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации - «Распитие алкогольной продукции в общественных местах»).
Ситуация №3:
Одиннадцатиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится.
Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?
(Вымогательство - преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации).
Ситуация №4:
Лиза и Ирина решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь гулять им нельзя, и если Лиза и Ирина не уйдут, то им придется плохо. Что это по-вашему?
(Мальчики не нарушили закон, то есть не совершили ни правонарушение, ни преступление, следовательно, их действия можно расценить как проступок.
Ситуация №5:
Маша стала замечать, что у нее в школе пропадают деньги из кошелька. Однажды она увидела, как несколько девочек роются в ее сумке. «Что вы делаете? Так это вы воруете? Я всем об этом расскажу?», - сказала Маша. «Попробуй. Мы сделаем так, что тебе придется уйти из этой школы», -ответили ей девочки. Что это?
(Преступление, кража - тайное хищение чужого имущества).
Ситуация №6:
Толя, учащийся средней школы, был замечен в спортивном зале курящим, с пачкой сигарет в кармане. Согласны ли вы, что это правонарушение? Докажите.
(Курить в общественных местах запрещено. Об этом говорится
В «Кодексе об административной ответственности»).
- С какого возраста наступает административная и уголовная ответственность?
(Ответы воспитанников)
Уголовная ответственность наступает с 14-ти лет, за административное правонарушение с 16 лет.
- Кто же несет ответственность за ваши действия, если вам еще нет 14 или 16-ти лет?
(Ответы воспитанников.)
Родители.
- Какое наказание вы или ваши родители могут понести за совершенное вами административное правонарушение?
(Ответы воспитанников)
Штраф; подростка могут поставить на учет в полицию.
- За тяжкие преступления (грабеж, кража, разбой и другие) ответственность наступает с четырнадцати лет. Какое наказание ждет подростков, достигших четырнадцатилетнего возраста за перечисленные преступления?
Их могут отправить в колонию, либо в какое-нибудь учреждение закрытого типа.
Суд может лишить подростка свободы и направить его в места отбывания наказания (воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних преступников). Суд может приговорить подростка к условной мере наказания и отпустить на свободу, установив ему ряд ограничений. Если подросток продолжает совершать правонарушения, то суд отменит условное наказание и направит его в места лишения свободы.
- Надеюсь, полученная информация для вас полезна и вы примете ее к сведению.
Тест “Ваша ответственность”.
Прочтите приведённые ниже вопросы и выберите варианты ответов, которые соответствуют Вашим личным представлениям и привычкам:
1. Что бы Вы предпочли, если бы Вам понадобилась красивая одежда для выхода на дискотеку:
а) одолжить у друзей;
б) идти в том, что имеется;
в) не ходить на дискотеку вообще.
2. Если Вы увидите драку с участием Ваших знакомых, то Вы постараетесь:
а) помочь своим;
б) остановить драку;
в) остаться незамеченным.
3. Какую форму времяпрепровождения (из предложенных) Вы бы предпочли, если бы пришлось коротать время в поезде:
а) игра в карты;
б) чтение и кроссворды;
в) разговаривать и смотреть в окно.
4. Если бы Вы задолжали деньги, а их не было, но от Вас требовали срочно вернуть долг, то Вы:
а) перезаняли бы у друзей;
б) попросили бы у родителей, объяснив причины;
в) попросили бы у родителей, скрыв причины, или добыли бы деньги другим способом.
5. Если бы Вам предложили крупную сумму денег только за то, чтобы вечером Вы постояли 2 часа в определённом месте, то Вы бы:
а) согласились;
б) отказались;
в) попытались бы получить дополнительную информацию о цели действия.
6. В подъезде дома Вы находите красивый нож и:
а) забираете его себе;
б) показываете родителям, звоните в милицию;
в) не прикасаетесь к нему.
7. Если Вы видите на ком – то или у кого – то очень красивую или интересную вещь, то Вы:
а) чувствуете желание иметь такую же;
б) чувствуете удовольствие или интерес;
в) стараетесь показать своё равнодушие.
8. Когда Вас обижают, к Вам пристают, Вы:
а) чувствуете желание уничтожить “негодяя”;
б) ведёте себя решительно, но стараетесь не обострять отношения;
в) пытаетесь задобрить.
Если в Ваших ответах преобладает вариант “А”, это означает, что над Вами нависла серьёзная опасность, поскольку чувство ответственности у Вас практически отсутствует. Вы можете принять необдуманное решение и потом горько об этом сожалеть. Вы очень любите делать только то, что Вам нравится. В ближайшем будущем это может превратиться в проблему.
Рекомендации. Учитесь представлять последствия того, что Вы собираетесь сделать. Для этого надо давать себе немного времени на раздумье. Если же Вы убедитесь, что Ваше решение чревато неприятными последствиями и всё равно его примете – что ж, по крайней мере, Вы никого не должны винить в своих неприятностях. Философ Г.Спенсер писал для таких, как Вы: “Самообладание, как все качества, развивается через упражнение. Кто хочет управлять страстями в зрелом возрасте, должен учиться этому в юности”.
Если в Ваших ответах чаще встречается вариант “Б”, то за Вас близкие могут не беспокоиться. Вы сможете трезво оценить ситуацию и выбрать тот путь, который чреват наименьшими потерями для Вас, Вашей души, всей последующей жизни.
Рекомендации. Постарайтесь не растерять то, что у Вас уже есть. Запомните высказывание восточного мудреца Саади: “Мужество – не в силе руки и не в искусстве владения мечом, мужество – в том, чтобы владеть собой и быть справедливым”.
Если среди Ваших ответов преобладает вариант “В”, то чувство ответственности в Вас ещё только зреет. Оно наталкивается на сопротивление таких Ваших качеств, как боязнь всего на свете, неуверенность в собственных силах, желание всех перехитрить и т.д. Это означает, что в определённых ситуациях Вы не удержитесь от соблазна сделать что – либо такое, что заставит Вас всю жизнь об этом сожалеть.
Рекомендации. Встряхнитесь, одёрните себя. Перестаньте попусту тратить время и коптить небо. Прежде всего, нужно избавиться от навязчивых идей вроде “лучше не высовываться”, “все так делают” и т.д. Не пытайтесь скрыться от неприятностей, если Вы их заслужили. Старайтесь не порождать их своими действиями. Вот что сказал французский учёный А.Жювье: “Несчастье походит на труса; оно преследует людей, которых видит трепещущими, и бежит, когда смело идут ему навстречу”.
Итог занятия
В заключении хочется прочитать вам стихотворение:
Ответственным быть
Очень нужно любому.
Важно оно очень
В школе и дома.
И в жизни тебе
Без него - никуда.
Забыл, что ответственен -
Будет беда.
Ты помни, дружочек,
Все время об этом.
С другим поделись
Этим важным секретом.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/305903-postupok-ili-prostupokdisput
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация"Что такое человеческий поступок?" предназначена для учащихся 8 класса
Данная работа содержит презентацию и буклет, может быть использована на классных часах в воспитательных целях....
классный час "Проступок. Правонарушение. Преступление" для обучающихся 4-7 классов
Развитие у обучающихся научного мировозрения о законах, воспитание нравственных качеств и уважения к законам, формирование толерантного сознания у обучающихся первичная профилактика правонарушени...
Классный час "Поступок или проступок"
Цель проведения данного классного часа - это профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся. Материал, подобранный для м...
Профилактическое мероприятие «ПРОСТУПОК, ПРАВОНАРУШЕНИЕ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ» для 5-11 классов
Цели:представить учащимся международно-правовой акт «Конвенцию о правах ребёнка»;познакомить с правами ребёнка, с правами несовершеннолетних по законодательству РФ;рассказать о защите прав...
Классный час по правовой тематике "Поступок или проступок"
Классный час "Поступок или проступок"...
Классный час в 8 классе " Правонарушение. Проступок. Преступление"
Цель классного часа- профилактика правонарушений....
Профилактическое занятие для 5-х классов "Шалость или проступок?"
Цель: Построение конструктивного общения и взаимодействия детей и подростков с окружающей действительностью.Задачи: развивать познавательную, коммуникативную активность детей; формировать гражданскую ...