Цель: профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся, уметь различать положительные и отрицательные поступки, знать виды юридической ответственности за совершённые проступки. Подготовительная работа: Определение классным руководителем совместно с учащимися перечень вопросов для обсуждения в ходе подготовки и проведения классного часа. Вопросы: - Что такое ответственность за своё поведение? Когда возникает это чувство?
- Существует ли разница между поступком и проступком?
- Можно ли нарушать закон? Почему?
- Какие черты характера приводят к неправильным поступкам?
- Можно ли уважать человека, сделавшего в жизни ошибку?
Перечень этих вопросов заранее помещается в классном уголке. Оформление: Написанные на доске тема классного часа и вопросы для коллективного обсуждения, оборудованные места для работы 5 микрогрупп, карточки с заданиями. Подготовила: классный руководитель Е.В.Алексеева. Класс: 5 «Б» Волгоград 2011год
Ход мероприятия. - Слово учителя.
Тема нашего классного часа актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии. И поэтому цель классного часа – это понимание разницы между поступком и проступком, осознание того, что проступок и правонарушение могут привести к непоправимым последствиям. - Работа над понятиями.
Поступок – решительное, активное действие в сложных обстоятельствах. Проступок – нарушение правил поведения, провинность. Правонарушение – проступок, преступление. Правонарушения классифицируются по разным основаниям: в зависимости от характера правонарушений, степени их вредности и опасности для общественных отношений, а также от характера применяемых санкций за их совершение. Согласно данному критерию все правонарушения делятся на преступления и проступки.
Преступлениями называются запрещенные уголовным законом общественно опасные, виновные деяния, наносящие существенный вред общественным отношениям и сложившемуся в обществе порядку.
Проступки представляют собой виновные, противоправные деяния, которые характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью. За проступки отвечает кодекс административных правонарушений, а за преступления - уголовный кодекс. - Работа в группах.
-Распределите качества характера человека в таблице. Приложение №1 Положительные + | Отрицательные - |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Набор качеств Забота честность капризность аккуратность доброта лживость ответственность ум решительность активность | жадность уравновешенность взаимовыручка организованность правдивость доброжелательность злость отзывчивость трусость | равнодушие справедливость зависть упрямство терпение дружелюбие обидчивость любознательность злопамятность вежливость |
Приложение № 2 Какими качествами можно победить предложенные здесь черты характера: - Зло-
- Лень-
- Лживость-
- Равнодушие-
- Грубость-
- Враждебность-
- Лекция по теме «Виды юридической ответственности за нарушение законов».
Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях: 1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет. 2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы. 3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины. 4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба. IV. Практикум по теме. -Ребята, вы узнали много нового о правонарушений, которые совершаются подростками в нашем городе и существующем наказании. Попытайтесь сами определить вид нарушения и его последствия. Задания для учащихся. 1. Разбор ситуации. №1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки? №2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит? №3. Учащиеся 5 и 7 классов, Дима и Женя, перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершили подростоки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? №4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих. Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать? 2. Определить виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие. Виды ответственности: А - административная ответственность. Г – гражданско – правовая. У - уголовная. Д - дисциплинарная Виды нарушений: 1. Порвал учебник одноклассника. (Г) 2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде. (А) 3. Избил одноклассника. (У) 4. Совершил кражу мобильного телефона. (У) 5. Совершил прогул в школе. (Д) 6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А) 7. Разбил мячом окно. (Г) 8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А) V. Итог мероприятия. -Ребята, теперь вы понимаете разницу между понятиями «проступок» и «поступок», знаете, какая ответственность грозит за совершённые правонарушения. И мне очень хочется верить, что после нашего классного часа вы будете совершать только хорошие поступки. Удачи! |