Самовольные уходы
методическая разработка

Мини-лекция

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samovolnyy_uhod.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

Мини-лекция

Тема: Самовольный уход из детского дома

Цели: информирование воспитанников о последствиях самовольных уходах, об опасностях на улицах, о безопасных способах преодоления желания самовольного ухода из детского дома.

Сегодня мы с вами рассмотрим причины побегов, что делать, если возникло желание сбежать, и какие последствия может иметь самовольный уход из детского дома.

Почему воспитанники сбегают?

1) ссоры с воспитателями, учителями;

2) чтобы "отомстить" воспитателю, с которым поссорился;

(например, если ты обиделся на воспитателя, за то, что он тебя наругал, прежде, чем мстить, подумай, может быть ты совершил плохой поступок и тебе стоит просто извиниться?)

3) конфликты с другими воспитанниками;

4) тоска по родственникам, знакомым;

5) надоело подчиняться правилам детского дома, выполнять обязанности;

6) побег от скуки (когда нечем заняться).

7) желание испытать новых впечатлений, любопытство;

8) подражание другим, уход "за компанию" (но не нужно смотреть на других, и делать так же, как они. Может лучше попробовать отговорить друга от побега?);

9) чтобы показать свою "смелость";

10) желание проверить себя, на что способен;

Какие же бывают последствия побегов из детского дома?

·  Ставят на учёт в полиции,

·  Взрослые перестают доверять,

·  Администрация детского дома, педагоги становятся более строгими к воспитанникам,

·  Это плохой пример для других детей,

·  На улице можно попасть в беду или в неприятную ситуацию,

·  Может произойти несчастный случай на дороге, на трамвайных путях (можно попасть под машину или под трамвай),

·  Часто бродягами, бомжами становятся сбежавшие воспитанники детских домов (в детском доме у вас есть все условия для жизни, о вас заботятся, на улице таких условий нет),

·  Можно попасть в плохую компанию (которая способна заставить совершать преступления для их выгоды)

·  Можно стать жертвой преступников (которые способны обмануть, обокрасть, избить и т. д.)

Я нашла в интернете информацию о несчастных случаях, которые произошли с воспитанниками интернатов и детских домов.

1.  В Пермском крае расследуют уголовное дело по факту гибели 16-летнего мальчика. Инцидент произошел 2 января. Воспитанник Осинского детского дома-интерната для умственно отсталых детей, вышел на улицу без верхней одежды. Его заметила в поле местная жительница, которая сообщила о ребенке в полицию. Однако к тому моменту, когда сотрудники полиции доехали до подростка, он замерз насмерть.

2.  Жертвой преступника стал воспитанник государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школы-интерната N67 Пушкинского района Санкт-Петербурга. Он родился в 1995 году и учился в девятом классе. 18 мая вечером мальчик сбежал из интерната и стал жертвой преступника. Ему было нанесено колото-резаное ранение грудной клетки. У мальчика также имелись ссадины в области лба, переносицы и губы. Он был найден на одной из городских улиц (между домами N35 и N37 по улице Ленинградской в Пушкинском районе).

3.  В Курганской области утром 25 января 2016 года в приемном покое ГБУ "Далматовская центральная районная больница" от переохлаждения скончалась 14-летняя воспитанница Далматовского детского дома, которая накануне вместе с двумя другими воспитанниками детского дома самовольно покинула указанное учреждение".

Дети любят рисковать. Они знают, что многие люди погибают, но им кажется, что несчастные случаи могут происходить «с кем-то, но не с ними», а несчастные случаи могут произойти с любым.

Как вы думаете, ребята, побег из детского дома стоит вашей жизни?

Что вы можете сделать, если у вас появится желание уйти из детского дома?

1.  Например: если ты поссорился с другим воспитанником, нужно помириться с ним или пойти поговорить с воспитателем, психологом, о том, что тебя беспокоит.

2.  Если тебе грустно, можно поделиться этим с другим человеком, воспитателем, социальным педагогом, психологом.

3.  Если же произошёл конфликт с воспитателем: можно поговорить с психологом, с другом, отвлечься каким-нибудь делом.

4.  Если тебе скучно:

·  Можно порисовать,

·  Послушать музыку,

·  Почитать книгу,

·  Записаться в какие-нибудь кружки,

·  Поиграть в футбол,

·  Заняться полезным делом, помочь своему воспитателю.

Почему выгодно быть хорошим, не нарушать правила поведения?

·  потому что к тебе хорошо относятся педагоги,

·  тебя уважают другие воспитанники,

·  с тобой приятно общаться,

·  воспитатели спокойны за тебя,

·  ты не попадешь на улице в беду или неприятную ситуацию.

Занятие для подростков по профилактике уходов из дома «Опасное путешествие»

Занятие для подростков по профилактике уходов из дома «Опасное путешествие»

Цель: профилактика уходов их дома без разрешения родителей.

Задачи:

1. Совместно с детьми выявить причины самовольных уходов из дома без разрешения родителей.

2. Способствовать осознанию, что уход от проблемы не является её способом решения.

3. Способствовать осознанию негативных последствий самовольных уходов.

Ход занятия

Вступительное слово.

Педагог- психолог Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить на очень серьезную тему. Нам нужно в конце занятия сказать "ДА" или "НЕТ" самовольным уходам из дома. Но для начала давайте с вами вспомним известную всем нам сказку «Колобок». Давайте для начала ее проиграем в сокращенном варианте. (проигрывание сказки).

Распределение ролей

Вот такой вот плачевный конец. А каков же смысл этой сказки?

Теперь давайте перемотаем ленту на начало сказки и поработаем сказочниками. Вам предстоит переписать сказку так, чтобы ее финал стал счастливым, а не трагическим.

Жили - были дед, да бабка и спекла бабка колобок… Что же произошло с колобком дальше в нашей новой сказке? (колобок пошел в школу, учился на 4 и 5, занимался в кружке, радовал успехами родителей, получил аттестат, поступил в институт, по окончании устроился на работу, стал большим начальником и зарабатывал хорошие деньги, у него появилась жена и двое колобков и они все вместе приезжали к бабке и дедке на чай с пирогами.)

Хорошая, интересная, а главное поучительная сказка у нас получилась.

Ребята, как вы считаете, что может заставить подростка и уйти из дома. (Ответы детей фиксируются на доске или бумаге)

• недостаток внимания и заботы;

• запредельные нагрузки и требования;

• конфликты со взрослыми, сверстниками, проживающими в одной группе;

• чувствует себя не признанным, не понятым, обиженным, в отместку (неблагоприятный психологический климат в коллективе);

• скука, незанятость.

Дети убегают из дома, когда.

• им скучно и нечем занять себя (не были сформированы творческие потребности);

• их сводит оскомина монотонности, однообразия (пассивность, безынициативность);

• они хотят необычных впечатлений (нет понятий о последствиях и опасностях);

• они испытывают потребность самоутверждения, принятия и признания (неразборчивость в способах, безответственность)

Педагог - психолог Сейчас мы с вами попробуем найти ответ на вопрос, что же такое самовольный уход из дома: способ решения проблемы или болото, из которого сложно выбраться?

Моделирование ситуации «Проблема»

Педагог - психолог приглашает одного из участников «А», просит придумать себе имя предоставить проблемную ситуацию–эта ситуация обозначается стулом, который ставится перед «А». Далее разыгрывается ситуация (или описывается). Необходимо подростка подвести к тому, что чувства обиды, злости, отчаяния, желание отомстить и т. п. на время отступают – проблема немного отдаляется (стул отодвигается). Далее ведущий говорит о том, что у «А» могут возникнуть другие проблемы – с милицией, с родителями (сотрудниками д/д, со здоровьем, в школе, материальные, социальные и т. п. Эти проблемы обозначаются стульями, которые окружают «А». В конце ведущий говорит о том, что ситуация первая также остался не решенной (стул придвигается).

Обсуждение:

Какие чувства возникали по ходу ситуации, её усугубления (вопрос «А»?

Вопросы группе о ситуации, которая возникла.

Итог: ситуация с помощью ухода от проблемы не разрешается, а лишь может отодвинуться на время, но потом, к ней могут присоединиться и другие проблемы.

Педагог - психолог: Давайте вернемся к списку причин самовольных уходов и посмотрим, какими способами мы можем разрешить (сгладить, начать разрешать и т. п.) ту или иную проблему (ответы детей):

Отвлечься, заняться любимым делом, поговорить с взрослым, которому вы доверяете, посоветоваться с кем-либо, обратиться к психологу, социальному педагогу, мед. сестре и т. п., использовать телефон доверия.

Индивидуальное упражнение «Аргументы, которые помогут мне отказаться от самовольных уходов» (листочки и ручки на каждого участника)

В течение 5 минут каждый на листе пытается написать несколько собственных аргументов, которые помогут тебе отказаться от самовольного ухода из дома (страх перед неизвестным, нежелание огорчать людей, которые мне дороги, боязнь испортить отношения со сверстниками или педагогами, страх попасть в дурную историю, что то-то случиться со мной и т. п.).

Обсуждение:

Легко ли вам было написать аргументы?

Кто хотел бы поделиться своими аргументами?

У кого возникли сложности?

Какого рода?

Давайте снова вернемся к сказке «Колобок». И теперь вы можете сделать выбор, какой из этих путей выбрать вам. Представьте себе, что вы и есть тот самый КОЛОБОК и вам предстоит сделать выбор, – какой вариант сказки вы выбираете. Я называю цифру, а вы говорите "Да" или "Нет".

- Первый, когда колобок ушел и был съеден?

- Второй, когда он получил образование и стал успешным человеком?

- Почему вы ответили именно так?

Я думаю, что вы сделали правильный выбор и у вас все в жизни получится как в нашей сказке. Но все зависит только от вас.

Притча «Хорошее тебя окружает или плохое – зависит от тебя»

Один ученик постоянно жаловался учителю на свою жизнь: и то ему не нравилось, и это было не так – в общем, всё было плохо. Тогда учитель привел его в комнату и сказал:

– Рассмотри эту комнату и постарайся запомнить все вещи черного цвета.

В комнате было много черных вещей, и когда ученик справился с этой задачей, учитель сказал ему:

– А теперь закрой глаза и перечисли все вещи белого цвета.

Ученик растерялся и говорит:

– Но я не замечал белых вещей, потому что запоминал только черные.

– А теперь, – сказал учитель, – открой глаза и осмотрись – в комнате много предметов белого цвета.

Ученик открыл глаза и увидел, что это была чистая правда.

– Этим примером я хотел показать тебе правду жизни, – продолжил учитель. – Если ты ищешь в жизни только плохое, то ты обязательно его найдешь и никогда не заметишь ничего хорошего.

Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего занятия в вашей жизни будет только белый цвет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка приёмным родителям для профилактики самовольных уходов детей из семьи

Журнал для заботливых родителей.http://www.za-partoi.ru/archive/Газета «Здоровье детей»http://zdd.1september.ru/Памятка Министерства образования Московской области...

Организация воспитательной работы в целях предотвращения самовольных уходов воспитанников структурного подразделения «Детский дом» при ГБОУ НПО ИСПЛ №116 СПб

Причины самовольных уходов несовершеннолетних воспитанников. Планирование работы по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних....

Буклет "Самовольные уходы"

Самовольный уход – наиболее явное выражение потребности в автономии, это своеобразная форма протеста или обиды на педагогов, сверстников, родителей.  В буклете даны рекомендации педагогам по проф...

План работы по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних обучающихся, воспитанников

План совместной работы коррекционной школы VIII вида с ПДН  по предупреждению самовольных уходов  несовершеннолетних обучающихся, воспитанников...

Памятка действий для родителей по предупреждению самовольных уходов детей из дома.

Чтобы предупредить самовольные уходы детей из дома, родителям следует помнить о некоторых несложных действиях......

Профилактика самовольных уходов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Доклад представляет собой опыт работы образовательного учреждения в направлении профилактики самовольных уходов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.В докладе обозначены аспекты дея...

КОМПЛЕКСYЫЙ ПОДХОД К ПРОФИЛАКТИКЕ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Один из путей решения проблемы самовольных уходов детей из учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей....