Игровые технологии в практике работы воспитателя
статья
Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii_v_praktike_raboty_vospitatelya.docx | 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ.
Игра наряду с трудом и обучением - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- функцию самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Наблюдение показывает, что многие современные дети не умеют организовать свою деятельность, наполнять её смыслом. У многих не развито воображение, они творчески безынициативны, не умеют самостоятельно мыслить. Бедность и примитивность игры пагубно отражается на коммуникативном развитии детей – ведь общение происходит в основном в совместной игре. Именно её правила, сюжет, распределение ролей – главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывая действия и интересы других, соблюдать нормы и правила. В противном случае не будет ни содержательного общения, ни совместной деятельности.
Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игра помогает педагогу сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых.
В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность человека. Использование игры как средства обучения и воспитания известно с древности. Широкое применение находит игра в народной педагогике, в дошкольных учреждениях и в учреждениях дополнительного образования. Для характеристики игры как развивающей педагогической технологии необходимо установить основные отличительные признаки игры как метода и приема в педагогическом процессе. В современной школе игровой метод используется в следующих случаях:
• в качестве самостоятельной технологии для освоения новых понятий;
• как элемента более обширной технологии,
• как технологии внешкольной работы.
Реализация игровых приемов происходит по таким направлениям:
• педагогическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
• в качестве мотивации вводится элемент соревнования, который переводит педагогическую задачу в игровую;
• учебно-воспитательная деятельность школьников подчиняется правилам игры;
• учебный материал используется в качестве средства игры;
• успешное достижение педагогической цели связывается с игровым результатом.
Игровые технологии в обучении и воспитании детей среднего и старшего школьном возрасте отличаются качественным своеобразием.
• психофизиологическое обоснование: В поведении и деятельности детей подросткового возраста наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, стремление к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Особенностями игры детей подросткового возраста является нацеленность ребенка на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска событий, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
• педагогический принцип: Как правило, в качестве развивающих игровых технологий педагоги обращаются к такому типу игр как «деловые игры». В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операциональные, ролевые деловые игры, деловой театр, психо- и социодрама. Для эффективной организации педагогического взаимодействия тактика педагога может строиться в соответствии с определенными этапами деловой игры: подготовки, введения в игру, проведения и анализа хода игры.
• решение педагогических задач: Игровые технологии используются для достижения комплексных педагогических задач: усвоения нового и закрепления старого материала, развития творческих способностей. Игровые технологии в воспитании и обучении детей подросткового возраста, с одной стороны, способствуют развитию зрелых социальных установок подростка, с другой - способствуют компенсации информационной перегрузки, организации психологического и физиологического отдыха.
Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.
Игровые технологии выполняют следующий спектр целевых ориентаций:
• дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение знаний, умений, навыков в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие трудовых навыков;
• воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;
• развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности;
• социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Игровые технологии различаются:
• по виду деятельности (интеллектуальные, т.е. умственные; коррекционные; психологические; физические, т.е. двигательные, трудовые);
• по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; творческие; коммуникативные; диагностические, профориентационные,
• по игровой методике (предметные, сюжетные, дидактические, ролевые, деловые, имитационные).
И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии в практике работы социального педагога.
Мобильность, эффективность, ресурсы успешной работы социального педагога. Возможности внедрения новых методических разработок в социально-педагогическую деятельность....
Игровые технологии в практике работы социального педагога
Игровые технологии в практике работы социального педагога...
Здоровьезберегающие технологии в практике работы воспитателя Центра содействия семейному воспитанию.
Основные методы, задачи, цели и этапы здоровьесберегающих технологий....
Игровые технологии в практике работы воспитателя «Центр социальной помощи семье и детям».
Важное место в работе воспитателя Центра социальной помощи семье и детям уделяется формированию гармонично развитой личности подростка. Применение игровых технологий приносит важные и существенн...
Статья "Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя школы-интерната спортивного типа"
Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоро...
«Игровые технологии в практической работе воспитателя школы-интерната»
Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку утвердиться, реализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, кото...
«Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя Центра социальной помощи семье и детям»
Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства. (Д. Леббок)...