ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Основная задача образования - дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.
Количество школьников, которых выделяют как обучающихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. И свидетельство тому является принятие в 1999 г. Федерального закона «Об основах системы профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Процесс развития личности зависит от окружающего социального пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники, сам подросток и др. Соотношение разнонаправленных влияний (как позитивных, так и негативных) в означенном пространстве во многом определяет возможные варианты формирования личности. Нравственная, положительно ориентированная среда благоприятно воздействует на формирование личности ребенка. Однако педагогам школы чаще всего приходится иметь дело с детьми, подростками, социальное пространство которых оставляет желать лучшего. Отсюда и отклонения в поведении. Это отклонения от норм в состоянии здоровья (нарушение в физическом и (или) психическом здоровье, акцентуации характера), нарушение в сфере межличностных взаимоотношений (изолирован в классном коллективе, отвергаемый в группе свободного общения, конфликтен, отчужден, бесконтролен, исключаемый из семьи, ошибки семейного воспитания (заласканное, задавленное, загубленное, одинокое или равнодушное детство; отсутствие у родителей элементарных психолого-педагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на школу, отстранение подростка от физического домашнего труда, конфликты в семье), социальные причины, психотравмирующие ситуации (развод родителей, смерть близких, перемена места жительства).
Нередко в результате вышеперечисленных причин подросток вступает в конфликт с законом. В основе противоправного поведения несовершеннолетних лежат мотивы, обусловленные: внушением, подражанием, импульсивностью, мотивы ситуационного характера, ложного самоутверждения, группового поведения. По отношению к подростку термин "трудновоспитуемость" означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Обусловлено это обычно отставанием личности в положительном развитии, отсюда – проявления недостатков развития, неправильных установок в поведении, отрицательных качеств характера, нездоровых потребностей и т. д. И, как результат, – сначала "трудные" дети и школьники, а затем – взрослые с устойчивыми негативными качествами характера и отклонениями в поведении. В чем же причины такого отставания? Во-первых, в самом подростке, его психологических особенностях. Этот возраст трудный сам по себе. Подростку присущ целый комплекс противоречий. С одной стороны, он старается казаться взрослым, а с другой, – сохраняет детские черты, не умеет совершать самостоятельные действия и принимать решения, предъявляет завышенные требования к учителям и родителям, критичен по отношению к ним, а сам не умеет владеть собой. Во-вторых, "трудный" подросток и "трудные" семьи – понятия неразделимые. Многие социальные пороки (алкоголизм, преступность, наркомания), присущие подросткам, имеют корни в семье. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ «ПОДРОСТОК:
- обеспечение условий для реализации конституционного права на получение основного бесплатного образования всеми детьми школьного возраста;
социальная защита и охрана прав детства; координация усилий школьного сообщества в предупреждении и ликвидации детской беспризорности; соблюдение социальных прав и гарантий проблемных детей; создание условий для гармонического, интеллектуального, физического, духовно-нравственного развития обучающихся, их воспитания и образования; создание доверительного психологического климата между подростками, учениками и родителями; актуализация мотивационной сферы личности учеников; развитие в педагогическом коллективе гуманистических личностных установок; достижение сотрудничества между всеми участниками учебно-воспитательного процесса.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ «ПОДРОСТОК»:
Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Выявление и пресечение случаев вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Создание положительного психологического микроклимата и активной воспитывающей среды в школе. Учет пропусков занятий без уважительных причин. Создание системы работы с подростками из социально незащищённых слоёв населения по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности. Усиление координации предупредительно-профилактической деятельности учителей, родителей, лиц, их заменяющих, специалистов социальных служб, представителей административных органов для оказания помощи учащимся. Повышение уровня воспитательно-профилактической работы с подростками в школе, в КДН, ОДН. Активизация разъяснительной работы среди обучающихся и родителей по вопросам правопорядка. Учет пропусков занятий без уважительных причин. Изучение и выявление интересов и потребностей обучающихся и их родителей в обучении и воспитании, трудностей и проблем, уровня социальной защищённости и адаптированности к социальной среде. Привлечение самих обучающихся к укреплению правопорядка в школе, вовлечение обучающихся в кружки, общешкольные мероприятия, клубы по интересам, спортивные секции. Повышение самосознания школьников через разнообразные формы работы. Развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска» в каникулярное и летнее время. Создание условий для повышения квалификации педагогов, работающих с детьми из «группы риска». Своевременное обеспечение социальной защиты прав несовершеннолетних. Совместная работа с органами опеки и попечительства, отделом по молодежной политики, инспекцией по делам несовершеннолетних и комиссии по делам несовершеннолетних.
ОБЪЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ПОДРОСТОК»: гиперактивные дети; дети с проблемами в обучении; дети с личностными проблемами; дети в кризисной ситуации; дети с проблемами в семье; дети, стоящие на учёте (ВШУ, КДН, ОДН и др.)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Выявление основных причин появления детей «группы риска». Восстановление законных юридических, экономических, интеллектуальных и социальных прав ребёнка. Сформированные личностная и социальная компетентности подростков, коррекция их негативных поведенческих проявлений через развитие у них позитивной, адекватной «Я – концепции», чувства самоуважения. Развитые способности критически мыслить, умения ставить социально-значимые цели и принимать ответственные решения. Обучение умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, избегать конфликтов. Сформированные умения неагрессивными способами реагировать на критику, самозащиту, сопротивления со стороны других людей, умение противостоять вредным привычкам, решать проблемы социально позитивными средствами. Создать условия гарантированной социальной защищённости обучающихся: знание обучающихся своих прав и обязанностей; их неукоснительное соблюдение учителями и другими субъектами учебно-воспитательного процесса; психологическое и социальное равенство обучающихся, исключающую какую-либо дискриминацию их по любому признаку; соблюдение прав обучающихся на индивидуальное своеобразие и самоопределение. Развить творческие способности и таланты детей, раскрыть самобытность каждого, увидеть дальнейшие перспективы.
ФАКТОРЫ ПОПАДАНИЯ ДЕТЕЙ В «ГРУППУ РИСКА
- дисгармоничная семья;
соматические заболевания; дети, состоящие на учёте в ПДН, КДН; неблагополучные ситуации в отношениях со сверстниками; неадекватное поведение; нарушения в эмоциональной сфере (обидчивость, агрессивность, замкнутость, раздражительность); средовая адаптация; просчёты школы в учебной деятельности.
МЕТОДЫ РАБОТЫ:
- наблюдение;
психологические и педагогические методики; психолого-педагогический анализ; социально-психологические методы.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ОСУШЕСТВЛЕНИЮ ПРОГРАММЫ: Зам. директора по воспитательной работе – создание воспитательной среды и привлечение обучающихся к внеклассной работе. Организует работу по обучению педагогического коллектива работе с «трудными» обучающихся в ходе воспитательного процесса.
Педагог-психолог – пропагандирует психологические знания об особенностях развития «трудных» обучающихся и факторов, способствующих их неблагополучию, а также способов их педагогической коррекции. Проводит диагностическую, консультативную и коррекционно-развивающую работу.
Социальный педагог – изучает социальную микросреду, в которой находятся дети, требующие особого внимания и неблагополучных семей (работа с семьёй), ведёт строгий учет и контроль за разными категориями «трудных» детей, досуг детей вне школы. Работает с неблагополучными семьями совместно с классными руководителем и индивидуально с «трудными» детьми с целью коррекции их поведения. Проводит профилактическую работу. Осуществляет связь с городскими организациями социальной защиты, правоохранительными органами.
Классный руководитель – изучение личности обучающихся, умение составлять личную характеристику и диагностическую карту. Классный руководитель должен владеть определёнными методиками, учитывать в работе возрастные особенности, создавать в коллективе комфортную обстановку через активную общественную деятельность обучающихся, способствовать развитию и воспитанию зрелой личности.
Педагоги-предметники – создание на уроках через грамотное методическое преподавание, использование приёмов активизации познавательных процессов и дифференцированный подход адекватной среды
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Ключевые компоненты
| Формы работы
| Сроки
| Ответственные
| 1. Психолого-педагогическое изучение личности школьников | Выявление всех проблемных детей.
| Создание банка данных: - неблагополучные семьи; - «группа риска»; - дети-инвалиды; - опекаемые дети; - дети, состоящие на учёте в ПДН, КДН, ВШУ;
| Сентябрь
| Соц. педагог
|
| Социометрические данные по классам:
-положение ученика в классном коллективе,
- характер взаимоотношений с одноклассниками.
| Сентябрь
| Кл. рук.
| Тестирование, психологические занятия.
| В течение года
| Соц. педагог
Психолог
| Диагностика нравственной (уровень воспитанности) воспитанности и правовой культуры личности.
| Сентябрь, апрель
|
| Наблюдения за адаптацией проблемных детей.
| Изучение личности учащегося. Составление характеристики
| В течение года
| Соц. педагог
|
| Индивидуальные беседы со школьниками, их родителями; приобщение к внешкольным и внеклассным мероприятиям; запись в кружки, секции; составление социального паспорта школы.
|
|
| Работа классных руководителей по изучению личности каждого ребёнка и выявление причин неадекватного поведения: слабоуспевающие и неуспевающие; соматически ослабленные; дезадаптация, конфликтность личностной особенности; семейные взаимоотношения; социальное окружение.
| Трудовые десанты, классные часы, спортивные соревнования, рейды в семьи, дежурство по школе, консультации по предметам, родительский всеобуч, контроль за посещаемостью обучающихся
| В течение года
| Соц. педагог
Кл. рук.
| 2. Оказание помощи. | Педагогической
| Систематический учёт посещаемости, пробелов в знаниях, умениях, навыках.
| В течение года
| Кл. рук.
Соц. педагог
| Организация помощи в учебной деятельности, необходимой ученику
|
| Учителя-предметники
| Изучение интересов и склонностей, способностей ученика.
|
| Психолог
| Установление и поддержание систематических, доброжелательных отношений и контактов с родителями.
|
| Кл. рук.
Администрация
|
| Оказание помощи в воспитании детей.
|
| Кл. рук.
Администрация
Соц. педагог
| Организация бесплатного питания, льготные учебники для детей из малообеспеченных, многодетных, опекаемых семей.
|
|
Кл. рук.
Библиотекарь
| Медицинской.
| Беседы по правилам гигиены. Лекции, беседы, направленные на пропаганду здорового образа жизни.
| В течение года
| Медсестра
Врачи ЦРБ
| 3. Педагогическое просвещение классных руководителей, учителей предметников, родителей. | Учебно-просветительная работа классных руководителей, учителей, родителей.
| Семинары, родительский собрания и конференции, лектории, малые педсоветы, «Общественный наркологический пост», «Совет по профилактике», МО классных руководителей, психолого-педагогические консилиумы. Индивидуальная работа с педагогами по созданию положительного микроклимата вокруг обучающихся, требующих особого педагогического внимания.
| В течение года
| Администрация
Соц. педагог
Кл. рук.
| 4. Профилактическая работа с обучающимися | Коррекционная работа с детьми «группы риска», с детьми, состоящими на учёте в ОДН, КДН, ВШУ с детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
| Организация свободного и учебного времени, развитие интересов содействия индивидуальной работы, организация каникулярного и летнего досуга детей.
| В течение года
| Соц. педагог
Кл. рук.
| Контроль поведения в школе
| В течение года
| Соц. педагог
Кл. рук.
| Посещение уроков с целью выявления трудностей в учёбе
| В течение года
| Администрация
Соц. педагог
Кл. рук.
| Контроль поведения в вечернее время
| В течение года
| Администрация
Соц. педагог
Кл. рук.
| Вовлечение детей в различные мероприятия (классные часы экскурсии , походы)
| В течение года
| Администрация
Соц. педагог
Кл. рук.
| 5. Отчетность | Оформление соответствующей документации
| План работы на год.
| В течение года
| Соц. педагог
| План работы ВШК
|
|
| Акты обследование ЖБУ (первичные, контрольные, о сохранности жилья и т.д.);
|
|
|
| Журнал учета индивидуальных форм работ
|
|
| Журнал учета групповых форм работ
|
|
|
ЛИТЕРАТУРА:
1. Р.В. Овчарова Справочная книга социального педагога М., 2002.
2. Л.Я. Олиференко Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении (теория и практика) М, 2006.
3. Т.А. Шишковец Справочник социального педагога М., 2005.
4. Ю.А. Клейберг Социальная психология девиантного поведения М, 2004.
5. С.А. Беличева Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска М., 2006.
6. И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова Рабочая книга школьного психолога М., 1995.
7. В.Г. Дмитриева, Ф.П. Черноусова, И.В. Яркова Социальный педагог в образовательном учреждении М., 2007.
8. Федеральный закон «Об основах системы профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120 - ФЗ от 24.06.1999 г.
9. Федерального закона «Об ограничении курения табака» № 87 - ФЗ от 10.07.2001 г.,
10. № ВФ - 1376/06 от 21.09.2005 г. «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях».
11. Конвенция ООН о правах ребенка И., 2001.
13. Т.Г. Богданова Диагностика познавательной сферы ребенка М.. 1994.
14. Д.В. Колосов Предупреждение вредных привычек у школьников М., 1984. |