Программа «SOS» (социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершенно-летних, работа с детьми «группа риска», противодействию употребления ПАВ)
рабочая программа на тему
Программа «SOS» (социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работа с детьми «группа риска», противодействию употребления ПАВ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sos.doc | 243.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы:
_______________
(Н.Г. Анянова)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«РОЖДЕСТВЕНСКАЯ средняя общеобразовательная школа»
КАРАГАЙСКОГО муниципального района
Программа «SOS»
(социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работа с детьми «группа риска», противодействию употребления ПАВ)
Цель: Разрушение негативных установок, представлений, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирование социально приемлемых с целью достижения самореализации личности в обществе.
- развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим,
- научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения
- прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе
- пробудить и прививать интерес и способности к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов
- оптимизировать положительный опыт, нивелировать опыт девиантного поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения.
Сроки и этапы реализации
- Срок реализации 2006 -2010 года
- Этапы реализации:
- этап - разработка программы реализации региональных проектов «Ранняя профилактика СОП и социального сиротства», «Система мер по противодействию алкоголизму, наркомании и токсикомании на территории Пермского края» в школе - 2006- 2008 год
- этап – реализация и анализ внедрения программы -2008 - 2010 год
Исполнители программы: МОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа»
Сотрудничество с
- Администрация Рождественского сельского поселения
- ОВД Карагайского района Пермского края
- Рождественская сельская врачебная амбулатория
- Центр занятости населения
- КДН
- Отдел молодежи
- Рождественский ДК
- Библиотека
- Рождественское лесничество Ильинского лесхоза
- ГОУ СОН СРЦН
- Отдел опеки и попечительства
Ожидаемые конечные результаты программы:
- Осуществление индивидуального подхода различных программ, служб, центров на каждого конкретного ученика с условием максимально эффективного воздействия.
- Уменьшение числа учащихся «группы риска».
- Самоопределение и самореализация учащихся через участие в воспитательных мероприятиях.
Методическое обеспечение: Педагогические советы, ШМО, родительские собрания, классные часы
Номенклатура дел по организации работы учащимися, профилактические программы классных коллективов, воспитательные системы классов
Общие положения
Принципы организации и осуществление работы
- единство и диагностики коррекции
- нормативность развития;
- системность развития психической деятельности
- деятельностный принцип коррекции
- понимание и сочувствие
- прагматизм психолого-педагогического воздействия
- приоритетность превентивности социальных проблем, их профилактика
- своевременность психолого-педагогической помощи и поддержки
- профессионализм специалистов (педагогов, психолога, классных руководителей, валеолога, администраторов, социального педагога и др.)
Показания к применению:
Социальная апатия, агрессивность, раздражительность, отсутствие навыка и готовности к сотрудничеству, чрезмерная эмоциональность, раздражительность, конфликтность, отсутствие интереса к творчеству и обучению, правонарушения, употребление ПАВ, СОП.
Приемы коррекционно-воспитательного воздействия
- снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации
- вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения
- организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успеха, использование всех мер поощрения
- демонстрация и разъяснение позитивных образцов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, библиография, встреча с интересными людьми)
Направления работы, содержание
Диагностика
- Диагностическая карта класса (анкетирование, тестирование)
- Информация об учащихся (сбор сведений; акты)
- Информация о семьях (сбор сведений, акты)
- Выявление семей, находящихся в СОП, учащихся «группы риска»(анкеты)
- Психологическая диагностика учащихся
- БД состоящих на учете
- БД уклоняющихся от учебы
- Воспитательная система классного коллектива
Профилактика правонарушений
- Беседы по факту
- Лекции специалистов, классные часы
- Индивидуальная работа с детьми «группы риска», неблагополучными семьями
- Конкурс информационных листов "Профилактика СОЗ"
- Видеофильмы "Вредные привычки"
- Родительские собрания
- Правовой всеобуч: Конституция, Устав школы
- Выступления с информацией о состоянии преступности
- Собеседования с классными руководителями по работе с детьми «группы риска», семьями
- Профилактика употребления ПАВ
- Организация летнего отдыха
- Трудовая занятость подростков в каникулы
- Заседания Совета профилактики
- Рейды в семьи
- Работа органов ученического самоуправления
- Сотрудничество с консилиумом специалистов при администрации Рождественского поселения, Координационный совет.
- Встречи с инспектором ПДН, УУМ.
- Заседания КДН.
Контроль
- Индивидуальные карточки учета
- Рейды в семьи повторные
- Подготовка материалов на неблагополучные семьи в КДН
- Совместная работа с инспектором ПДН
- Контрольные акты обследования жилищно-бытовых условий
- Проверка занятости после уроков
- Выполнение решений Совета профилактики
- Анализ социального паспорта школы
- Отчет классного руководителя за четверть
- Работа МО классных руководителей
- Совещания при директоре
- Административные совещания
- Инструктивно-методические совещания
Психологическое сопровождение
- Специально - коррекционные занятия
- Индивидуальные консультации
- Программа коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками
- Диагностические методики:
- Опросник "СОП"
- Методика изучения личности дезадаптивного подростка и его ближайшего окружения
- Опросники Т.М. Ахенбаха
- Карта психологической характеристики личностного развития подростка
- Карта наблюдений.
- «Оценка уровня школьной мотивации, адаптации» Н.Г.Лускановой (2-11кл.)
- «Определение психологической готовности детей к школьному обучению» (1кл)
- Опросник А.Басса и А.Дарка
- Тест школьной тревожности
- Патохарактерологический диагностический опросник
Функциональные обязанности субъектов образовательного пространства
школы по выполнению программы
Директор школы
Совместно с администрацией, педагогами школы продумывает систему воспитательной работы: содержание, организацию, распределение сил и средств, обеспечивающих высокий уровень воспитательных мероприятий. Заботится о создании четко организованного, управляемого ученического коллектива. Владеет полной информацией о социальном положении детей, воспитательных возможностях семей, положением "трудных" детей, работает с их родителями. Создает в школе атмосферу взаимопонимания и добропорядочности. Осуществляет сотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних при УВД, с комиссией по делам несовершеннолетних при администрации Карагайского района, с центром занятости по трудоустройству. Осуществляет контроль за работой заместителей, пишет обобщающие справки. Проводит индивидуальную работу с детьми и семьями. Руководит работой Совета школы.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Заботится о получении школьниками базового образования. Организует работу ГПД, дополнительные занятия по предметам, корректирует обучение и воспитание на уроке, посредством малых педсоветов, педагогических консилиумов, Совета профилактики влияет на выработку понимания проблем ребенка, определение подходов в работе с ним, создает атмосферу доброжелательности в школе, детской среде. Контролирует посещаемость и успеваемость, индивидуальную работу, отчисление учащихся в вечернюю школу, трудоустройство выпускников.
Заместитель директора по воспитательной работе
Знает проблемы детей и их семей. Владеет информацией о социальном окружении подростков. Сотрудничает с институтами правопорядка и социальной защиты, семьей. Организует работу с "трудными" подростками. Заботится о микроклимате в школе и классах. Контролирует работу классных руководителей. Вовлекает учащихся в досуговую деятельность. Анализирует и организует занятость в каникулы. Отвечает за планирование работы, сотрудничество с внешкольными организациями, ведение карточек учета "трудных" детей и семей, другой документации. Отвечает за организацию и вовлечение в кружки, привлечение к дополнительным занятиям.
Школьный психолог
Развертывает диагностическую деятельность. Изучает нравственные ориентации личности и воспитательную ситуацию в семье и коллективе. Выявляет избирательные отношения подростка, диагностирует ошибки в постановке задач воспитания и применения методов и форм воспитания. Анализирует и обобщает анкетный материал, материал непосредственного наблюдения, специально созданных педагогических ситуаций, сочинений и т.д., что позволяет углубить первоначальный диагноз. Психолог предполагает результаты воспитания, корректирует цели и задачи перестройки воспитательной ситуации и переориентации личности. Просвещает и консультирует педагогов и родителей, ведет картотеку детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.
Классный руководитель
Решает задачи устранения отрицательных компонентов характера, восстановления и формирования ведущих положительных качеств и самосовершенствования учащихся. Совместно с социальным педагогом, учителями планирует индивидуальную работу с "трудными" и их семьями, педагогами, работающими с данным ребенком, коллективом сверстников, создает атмосферу доверия и взаимоподдержки в классе. Знает детские проблемы, трудные семьи.
Способствует реализации прав ребенка, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны жизни и здоровья, выполнению обязательного всеобуча. Взаимодействует с учителями, родителями, специалистами социальных служб в оказании помощи обучающимся и детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации. Он изучает личность "трудного" ребенка и воспитательную ситуацию с целью выявления нравственных ориентаций подростка и воспитательных возможностей семьи и коллектива, делает выбор методов, приемов, форм перестройки воспитательной ситуации и нравственной переориентации личности, реализует воспитание "трудного" на основе координации воспитательных усилий школы, семьи, среды и анализирует полученный результат. Ведет дневник наблюдений.
Постоянно контролирует посещаемость и успеваемость учащихся. Обладает информацией: дата рождения, место жительства, семья, причина неблагополучия, место учета, планируемая работа, результативность. Ведет документацию: краткая характеристика, проводимая работа, результативность. Привлекает учащихся к участию в общешкольных мероприятиях, кружках, секциях, изучив и расширив круг интересов. Находится в постоянном контакте с родителями. Имеет информацию о неблагополучных семьях, уклоняющихся от надлежащего воспитания детей, контактирует, ведет информирующую работу. Своевременно сообщает администрации о сложных ситуациях в семьях, о нарушениях, взаимодействует с родительским комитетом, инспектором ПДН. Интересуется о занятости в свободное время учащихся, пропускающих школу без уважительной причины, о месте работы семей.
Учителя-предметники
Создают "ситуацию успеха", формируют позитивное отношение к учению. Используют приемы, формы и методы индивидуальной работы на уроке. Своевременно сообщают классным руководителям о проблемах в учебной деятельности, недостаточном обеспечении школьными принадлежностями, о пропусках, нарушениях поведения на уроках учащимися класса.
Совет по профилактике правонарушений
Проводит заседания, планирует и анализирует работу по профилактике школьной дезадаптации. Разрабатывает программы коррекции и осуществляет контроль за реализацией работы с учащимися, периодически заслушивает отчеты всех ответственных за ее исполнение, оказывает помощь, координирует деятельность школы, общественности, органов милиции в перевоспитании подростков. Осуществляет взаимосвязь учреждений микрорайона по работе с неблагополучными семьями.
Родители
Заботятся о рационально организованном порядке жизни в семье, о выполнении ребенком режима дня. Создают условия для удовлетворения жизненноважных потребностей ребенка. Способствуют реализации прав ребенка, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны жизни и здоровья, выполнению обязательного всеобуча. Постоянно контролируют посещаемость и успеваемость детей. Не допускают бесконтрольного пребывания на улице. Через работу родительских комитетов и собраний организуют необходимую помощь, контроль.
Социальный педагог
С каждым учащимся «группы риска», проводит следующую работу:
- лично беседует о причинах поведения подростка и предупреждает его о последствиях с позиции закона, помогает подростку в трудоустройстве и контролирует его учебу
- информирует школу, семью о принятых мерах к "трудным" подросткам, стоящим на учете в ПДН
- выявляет факты антиобщественного поведения родителей, лиц, которые вредно влияют на подростка, готовят материал по этому вопросу для комиссии по делам несовершеннолетних
- совместно с учителями, администрацией школы определяют меры индивидуального воздействия на "трудных", меры по ограничению воздействия родителей и лиц, злоупотребляющих ПАВ
- ведет картотеку лиц, взятых на учет, непрерывно осуществляет наблюдение за ними лично, предупреждает родителей и учителей о негативных тенденциях в поведении того или иного подростка, о последствиях, которые его ожидают, если тот не исправится
- посещает семьи и производит опрос родителей, других граждан по вопросам, связанным с воспитанием и защитой прав детей;
Общественный инспектор по охране прав детей
- выявляет детей и подростков, оставшихся без попечения родителей для последующего определения формы и вида их устройства или оказания необходимой социальной, правовой, материальной, педагогической и другой помощи;
- производит первичное обследование условий жизни и воспитания этих несовершеннолетних и представляет в отдел опеки и попечительства акт обследования с заключением по результатам проверки. При выявлении принадлежащего несовершеннолетнему имущества составляет его опись и принимает меры к сохранности;
- выявляет лиц, изъявивших желание осуществлять опеку, либо оформить усыновление ребенка, оставшегося без попечения родителей, и сообщает о них в отдел опеки и попечительства;
- оказывает помощь в получении необходимых документов для назначения пособия, устройства несовершеннолетнего в детское интернатное учреждение, под опеку, на усыновление, на работу, в учебное заведение;
- ведет учет детей и подростков, переданных под опеку, осуществляет систематический контроль ( не реже двух раз в год) за их воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материально-бытовым содержанием, сохранностью принадлежащего им имущества, выполнением опекунами своих обязанностей. По результатам контрольной проверки составляет акт со своими выводами и предложениями и представляет его в отдел опеки и попечительства. При выявлении неблагоприятных условий для воспитания и содержания подопечного, нарушений его имущественных прав принимает незамедлительные меры к защите его интересов;
- устанавливает связь с организациями, учреждениями, где ранее работали родители, или по месту работы опекунов детей, оставшихся без попечения родителей, для получения средств на оказание материальной и другой помощи этим детям;
- запрашивает документы и другие материалы, необходимые для подготовки заключения по вопросам защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних.
Возрастной подход к организации работы
Младший школьный возраст
В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда - неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство; капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.
Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе. Обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителем, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.
Научить самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности, знать "что такое хорошо и что такое плохо". Создавая "ситуацию успеха", вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу, досуг), обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки.
Средний школьный возраст
В подростковом возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают недостатки поведения: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.
Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивление, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личностные недостатки.
Необходимо подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность, учить различать истинную и ложную красоту человека, воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку, формировать коллективизм и предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку. Чрезвычайно важно правильно подобрать поручения в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников. «Подростковая лень» - особый объект внимания воспитателя, которая обесценивает многие положительные качества личности и ярче подчеркивает непослушание, нечестность, недисциплинированность, грубость: необходимо помочь подобрать ребенку интересное дело, сосредоточиться на нем, проявить настойчивость и организованность. Создание ситуации успеха в учебном процессе, организация оценочной деятельности, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений - вот заботы воспитателя в работе с подростками.
Старший школьный возраст
Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ жизни торжествует.
Необходимо общение в микрогруппах ближайшего окружения, деятельность, направленная на самопознание и самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей. Главное условие для этого - высокая культура общения и педагогический такт учителя, долготерпение и вера в силы подростка.
Организация помощи
Организация педагогической помощи
- Создание благоприятных условий для развития личности ребенка.
- Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования.
- Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи в выполнении общественных поручений.
- Формирование положительной Я - концепции. Создание у личности обстановки успеха, поддержки, доброжелательности. Анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.
- Оказание педагогической помощи родителям школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества; контролировать его поведение и занятия в свободное время.
Организация психологической помощи
- Изучение психологического своеобразия подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.
- Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т.д.
- Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.
- Индивидуальные беседы с детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом преодолеть неуверенность в общении с другими.
- Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания
Организация медицинской помощи
- Проведение систематического диспансерного осмотра врачами школьников с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера
- Оказание помощи медикаментозной, физиотерапевтической и т.д.
- Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение.
- Половое просвещение подростков. Решение проблем половой идентификации.
Организация свободного времени школьников «группы риска»
- Изучение интересов и способностей детей.
- Вовлечение в кружки, секции, общественно полезную деятельность.
- Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг.
- Поощрение любых видов художественного и технического творчества и участие в общешкольных и классных мероприятиях.
- Организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, сезонных оздоровительно-досуговых лагерей и групп продленного дня.
Примерный перечень мероприятий по работе школы с детьми «группы риска»
- Выявление педагогически запущенных детей.
- Изучение причин социально - педагогической запущенности подростка.
- Ведение картотеки "трудных" детей.
- Встречи с работниками ПДН, КДН.
- Правовое просвещение подростков
- Разработка и применение памяток поведения в семье и среди сверстников.
- Семинар "Трудный подросток" для родителей
- Совет профилактики
- Педагогические советы
- Психологические консультации для детей и родителей.
- Организация психолого-педагогических консилиумов
- Изучение положения подростка в коллективе (социометрия)
- Индивидуальная работа
- Вовлечение подростков в воспитательные центры, кружки, секции
- Круглые столы "Уроки детского досуга", "Мы и наши дети" и др.
- Организация игр - упражнений и игр - тренингов для подростков.
Приемы индивидуального воздействия
Мобилизация внутренних сил на выполнение задания:
- раскрыть его возможности, умения;
- убедить в необходимости предстоящей работы;
- раскрыть перспективы его усилий;
- определить содержание конкретных видов труда
Активизация волевой установки:
- глубокая мотивировка целей;
- разработка правил повседневного эффективного труда
Одобрение первых успехов в деятельности:
- некоторое завышение оценок положительных результатов деятельности подростка;
- ситуация успеха
- подготовка специальных заданий;
Подчеркивание неизбежности выполнения задания:
- точное указание ученику, что делать, когда прийти на консультацию, когда отчитаться о выполненной работе;
- сочетание требовательности и доверия
Предупреждение ошибок путем стимулирования самоконтроля:
- помочь подростку разобраться в его ошибках, предупреждать их ("Подумай, прочитай это правило, ошибка здесь")
Стимулирование усилий на немедленное выполнение задания:
- перестройка мотива;
- побуждение выполнить задание тотчас же (доброжелательная, индивидуальная беседа, похвала - побуждение к выполнению принятого решения, конкретная помощь в преодолении трудностей в учении, труде, привлечение внимания школьника к общественному мнению коллектива и педагогов, ориентация на положительный опыт, подчёркивание доверия к подростку, побуждение к самоконтролю, положительная оценка волевых усилий в присутствии коллектива, побуждение коллектива к похвале товарища).
Перечень документации
- План работы.
- Социальный паспорт школы
- Анализ состояния детской преступности (за 3 года)
- Анализ воспитательной работы (в годовом плане работе школы - по разделу работы с неблагополучными семьями)
- Акты обследования семей в СОП.
- Протоколы семинаров, ПДС, ШМО по работе с детьми «группы риска»
- Протоколы Совета профилактики.
- План совместной работы школы с инспекцией по делам несовершеннолетних по профилактике социальной дезадаптации подростков.
- План работы по программе «SOS»
- Рассмотрение вопросов профилактики социальной дезадаптации на производственных совещаниях, заседаниях педагогических советов.
Номенклатура дел по организации работы с трудными учащимися
- Приказ о распределении функциональных обязанностей по работе с трудными.
- Планирование
- Списки неблагополучных семей.
- Списки учащихся, состоящих на учете в школе, ИНН
- Справки об итогах контроля
- Акты обследования условий жизни
- Анализ занятости детей в летнее время
- Выписки из протоколов заседаний родительского комитета по работе с трудными.
- Учет проводимой индивидуальной работы
- Докладные, объяснительные
- Характеристики
ДОКУМЕНТАЦИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
- Профилактическая программа
- Воспитательная система классса
- Работа с детьми «группы риска»
- Краткая характеристика ребенка
- Вид проводимой работы
- Результативность проводимой работ
- Отчет классного руководителя за четверть
- Представление о принятии мер к родителям
- Социальный паспорт класса
Схема педагогической характеристики
Фамилия, имя, отчество.
Дата рождения.
Класс.
- Учебная деятельность
- Успеваемость (преобладающие оценки, указать одинаково ли успевает по разным предметам)
- Общее умственное развитие (кругозор, начитанность)
- Развитие речи (запас слов, образность, умение выразить свою мысль)
- Способности к учению
- Организованность в учебной работе
- Интерес к знаниям (учится с интересом, без интереса, проявляет интерес к таким-то предметам)
- Умения в учебной работе (умеет ли работать над учебным материалом, как усваивает этот материал - заучивает механически, с пониманием дела, умеет ли составлять план, конспект)
- Труд
- Уважает ли труд или относится к нему пренебрежительно
- Заинтересован ли в общественной полезности своего труда
- Любит ли трудиться и что именно его привлекает в труде
- Трудовые навыки и умения.
- Организованность и дисциплинированность в труде
- Есть ли привычка к длительным трудовым усилиям, какие виды труда предпочитает
- Способности и интересы
1. Интересы.
2. Чтение (что и как читает)
3. Отметить, есть особые способности к какой-либо деятельности
4. Что намеревается делать в будущем. Проф. направленность. - Дисциплинированность
1. Общая характеристика поведения
2. Выполнение школьного режима
3. Выполнение требований взрослых, типичные нарушения дисциплины - Общая направленность и активность
1. Отношение к общественной жизни коллектива
2. Интерес к общественной жизни страны
3. Какие общественные обязанности имеет - Взаимоотношения с коллективом
1. Положение в коллективе
2. Отношение к товарищам по классу, доволен ли положением в коллективе - Особенности характера
1. Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера (чувство долга, честность, организованность, настойчивость, эгоизм, недисциплинированность)
2. Есть ли повышенная обидчивость, упрямство, скрытность, замкнутость
3. Преобладающее настроение (веселое, грустное, подавленное) - Отношение к школе, семье.
1. Дорожит ли честью школы, что особенно ценит.
2. Отношение к учителям, к родителям, другим членам семьи.
Краткая характеристика ребенка «группы риска»
- Сопротивляемость педагогическим воздействиям:
- контактность с классным коллективом: всегда; в главном; в отдельных видах деятельности; редко; чаще конфликтует, чем контактирует; постоянно конфликтует.
- отношения с большинством педагогов: доброжелательные; нейтральные; отчужденные; враждебные
- реакция на педагогические требования: доброжелательная; избирательная; нейтральная; враждебная.
- податливость педагогическим воздействиям: обычная; противоречивая; высокая сопротивляемость.
- Уровень социально-ценного жизненного опыта:
- опыт общения с людьми: широкий; ограниченный; узкий.
- характер общения с людьми: контакты на полезной разносторонней основе; на ограниченной личной сфере; устойчивое проявление отрицательных поступков
- опыт участия в различных видах деятельности: всесторонний; специализированный; ограниченный; слабый; иждивенческий
- требовательность к себе при неудачах: растерянность при неудачах, низкий тонус; угрюмость; отчаяние; паника
- Я - концепция личности (эмоциональный аспект):
- положительная: нравлюсь, способен, защищен.
- отрицательная: не нравлюсь, не способен, не защищен
- аномальная: эгоистическая, агрессивная, ожесточенная
- Отношение к своим недостаткам и негативным (отрицательным) свойствам:
- требовательность к себе всегда; требователен к главному, снисходителен в мелочах; требователен под влиянием требований коллектива и учителей; не требователен; к себе отсутствует к другим требователен.
- самокритичность: объективно оценивает достоинства и недостатки; объективная в главном, завышенная или заниженная самооценка; видит преимущественно свои достоинства, недостатки только под нажимом взрослых и сверстников, придирчив и нетерпим к недостаткам других.
- Уровень самоуправлением поведением:
- может долго и качественно трудиться в области, которая его не интересует: да, нет, не совсем
- быстро утомляет подростка однообразная и неинтересная для него, но важная для коллектива деятельность: да, нет, не совсем
- условия устойчивости волевых усилий в достижении качества работы: при личной заинтересованности; чувстве ответственности; контроле старших
Принятие мер воспитательного, общественного воздействия, оказание всех видов материальной помощи
________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Проводимая работа
_________кл. ________________________________________________
дата | вид работы | выводы |
|
|
|
Результативность проводимой работы
Ф.И.О. уч-ся _________________________________________________________________
класс_______________классный руководитель ___________________________________
предмет | ч е т в е р т ь | Итог | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Русский язык |
|
|
|
|
|
Литература |
|
|
|
|
|
Алгебра |
|
|
|
|
|
Геометрия |
|
|
|
|
|
История |
|
|
|
|
|
География |
|
|
|
|
|
Биология |
|
|
|
|
|
Физика |
|
|
|
|
|
Иностранный язык |
|
|
|
|
|
Физическая культура |
|
|
|
|
|
Трудовое обучение |
|
|
|
|
|
Кол-во пропущенных уроков |
|
|
|
|
|
Посещение кружков |
|
|
|
|
|
Участие в общественной жизни класса |
|
|
|
|
|
Участие в общественной жизни школы |
|
|
|
|
|
Поведение |
|
|
|
|
|
Ближайшие цели воспитательной работы: ___________________________________
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Отчет классного руководителя
за ______ четверть ______________ г.
о работе по профилактике правонарушений несовершеннолетних
кл. руководитель: ______________________________________ класс _______________
- Всего учащихся ________________
- Из них с отклонениями в поведении (ФИО)__________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________ - Неуспевающие ( предмет) ________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________ - Кого из них посещали на дому ____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
5. С кем из родителей встречались в школе ______________________________________
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
В каких кружках, секциях занимаются эти дети, чем увлекаются ____________________
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Укажите местонахождение ребят на каникулах ___________________________________
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Какие формы Вы используете в работе с подростками _____________________________
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Каковы результаты Вашей работы ______________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Какие Вы испытываете трудности по данному вопросу _____________________________
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
число _____________________ подпись ______________________
Анкета по выявлению трудновоспитуемых в классе
Инструкция
Для организации работы по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости важную роль играет психолого-педагогическая диагностика. Часто незнание индивидуальных особенностей личности ведет к появлению и закреплению ряда отрицательных качеств трудного.
Поэтому первый этап диагностики трудного - это общее изучение личности всех воспитанников.
В случае задачи преодоления трудновоспитуемости необходимо уже специальное психологическое изучение "комплекса трудного". Для учителя это является сложным делом, в котором необходима помощь специалиста-психолога. Можно применить и упрощенную, педагогическую методику, которая фиксирует только самые яркие, существенные проявления трудновоспитуемости. В ее основе - анкета, дополненная наблюдениями, беседами. Достоверность анкеты обеспечивает также проведение или уточнение ее одновременно с учащимися, учителями, классными руководителями, родителями, общественным активом класса.
Анкета содержит 45 вопросов, разделенных на 3 поданкеты. Содержание анкет учитывает следующие параметры: учеба (вопросы 1-3), дисциплина (4-6), общественно-трудовая активность (7-9), отношение с классом (10-12) и асоциальные проявления (13-15).
При проведении анкеты недопустимо специальное выискивание недостатков и подчеркивание отрицательного в поведении ученика.
Подсчитывается алгебраическая сумма баллов (N) по данному параметру. При N >6 учащийся по данному параметру относится к благополучным. Другие результаты определяет уровень запущенности ученика.
Сумма баллов по параметру | Уровень педагогической запущенности | Итоговая сумма баллов |
6 > N > 3 | I - начальный уровень трудновоспитуемости | 30 > N > 15 |
3 > N > 0 | II - дезорганизаторы | 15 > N > 0 |
N < 0 | III - особо трудные | N < 0 |
Характеристика уровней ( по итоговой сумме)
Уровень, качества личности (признаки)
- уровень: отдельные конфликты; неустойчивость, случайность отклонений в поведении; отдельные пробелы в общем развитии (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются 2 и 5); ярко проявляется какой-либо недостаток; нестандартность характера; слабая самокритичность и требовательность к себе.
- уровень: не восприятие педагогических воздействий; эгоцентричность; негативное отношение к школе; пробелы в умственном развитии; проявляются 2-3 серьезных недостатка, устойчиво взаимодействующих между собой; завышенная самооценка; уровень требований к другим больше чем к себе.
- уровень: противодействие воспитательному процессу; поведение на грани правонарушения; негативное отношение к школе, к сверстникам, к нормам морали; ярко выраженная отрицательная направленность; пробелы в умственном, нравственном, волевом развитии; болезненная психика, обостренное самолюбие, странности; требовательность к себе отсутствует.
АНКЕТА № 1
- Интересно ли тебе на уроках?
- Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам?
- Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно?
- Пытаешься ли не опаздывать на уроки?
- Стремишься ли вести себя так, чтобы не получить замечания?
- Переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки?
- Сам ли стираешь себе рубашки?
- Принимаешь ли участие в трудовых делах класса?
- Помогаешь ли дома по хозяйству?
- Совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс?
- Пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?
- Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе?
- Употребляешь ли иногда спиртные напитки?
- Куришь ли ты?
- Приходилось ли убегать из дома?
АНКЕТА № 2
- Приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причины?
- Занимаешься ли на уроке посторонними делами?
- Были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным?
- Приходилось ли в кабинете завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе?
- Случалось ли быть участником драки в школе?
- Доводилось ли помогать проводить классные или школьные мероприятия?
- Бывали ли случаи, что ты сбегал с классных мероприятий?
- Пытался ли избегать общественных поручений?
- Пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т.д.?
- Приходилось ли делиться самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе?
- Случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы к другим ребятам?
- Участвовал ли в делах, которые шли бы вразрез с интересами ребят твоего класса?
- Старался ли избежать драки в школе, если предоставлялась такая возможность?
- Можешь ли ты устоять, если предоставляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь?
- Мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?
АНКЕТА № 3
- С полной ли отдачей ты работаешь на уроке?
- Выполняешь ли ты домашние задания?
- Связываешь ли получение знаний в школе со своим будущим?
- Вежлив ли со взрослыми вне школы?
- Вовремя ли возвращаешься вечером с улицы домой?
- Считаешься ли с мнением родителей?
- Проявляешь ли инициативу в проведении интересных дел в классе?
- Выбирали ли тебя в актив класса?
- Делаешь ли какое-либо полезное для класса дело?
- Стремишься ли иметь авторитет у ребят своего класса?
- Хочешь ли иметь много друзей в своем классе?
- Стараешься ли отстаивать честь своего класса?
- Приходилось ли объясняться по поводу своего поведения в милиции?
- Бывал ли у вас дома инспектор (участковый) по причине плохого поведения на улице?
- Встречаешься ли с ребятами, которые не работают и не учатся?
Анкета
"Приобщение к здоровому образу жизни"
- Есть ли у тебя друзья, которые употребляют алкогольные напитки?
- Как ты относишься к тезису: "Курить - это модно"?
- Есть ли у тебя друзья, которые курят?
- Пробовал ли ты курить? Если да, то какое ощущение ты испытывал?
- Что такое наркотики?
Спросите себя:
- "Как я отношусь к своей внешности?"
- Нравится ли вам, как вы выглядите"
- Не вызывает ли у вас ваша внешность чувства неловкости?
Состояние здоровья и самочувствия
Выберите тот или иной вариант ответа и напишите его на отдельном листке.
- Как вы поступите, если увидите, что автобус успеет подойти к остановке раньше вас?
- возьмете "ноги в руки", чтобы догнать его;
- пропустите его: будет следующий;
- несколько ускорите шаг - быть может, он подождет вас.
- Пойдете ли вы в поход в компании людей значительно моложе вас?
- нет, вы вообще не ходите в походы;
- да, если они вам хоть немного симпатичны;
- неохотно, потому что это может быть утомительно.
- Если у вас выдался более тяжелый учебный день, чем обычно, пропадет ли у вас желание делать вечером что-либо, обещающее быть интересным?
- вовсе не пропадает;
- желание пропадает, но вы надеетесь, что почувствуете себя лучше, и поэтому не отказываетесь от задуманного;
- да, потому что вы можете получить от этого удовольствие, только отдохнув.
- Каково ваше мнение о турпоходе всей семьей?
- вам нравится, когда это делают другие;
- вы бы с удовольствием к ним присоединились;
- нужно бы попробовать разок, как вы будете себя чувствовать в таком походе.
- Что вы охотнее и чаще всего делаете, когда устаете?
- ложитесь спать;
- пьете чашку крепкого кофе;
- долго гуляете на свежем воздухе.
- Что важнее всего для поддержания хорошего самочувствия?
- нужно побольше есть;
- необходимо много двигаться;
- нельзя слишком переутомляться
- Принимаете ли вы регулярно лекарства?
- не принимаю даже во время болезни;
- нет, в крайнем случае принимаю витамины;
- да, принимаю
- Какое блюдо вы предпочтете?
- гороховый суп с копченым окороком;
- мясо, жаренное на решетке, с овощным салатом;
- пирожное с кремом или взбитыми сливками
- Что для вас наиболее важно, когда вы отправляетесь на отдых?
- чтобы были все удобства;
- чтобы была вкусная еда;
- чтобы была хотя бы минимальная возможность заниматься спортом
Формирование представлений о здоровом образе жизни
Анкета
- Что заставляет тебя употреблять спиртное?
- встреча с друзьями;
- праздники;
- одиночество, невезение в жизни;
- семейные драмы;
- иное;
- не употребляю.
- Какой напиток сейчас популярен среди молодежи? (Назовите)
- В каком классе ты первый раз попробовал закурить?
- Самый оптимальный возраст, по твоему мнению, для начала половой жизни.
- Оцени, насколько твой образ жизни соответствует здоровому (по десятибалльной системе).
АНАЛИЗ (к п.5):
- 10,9 - чрезмерная забота о здоровье;
- 7,8 - хорошая;
- 5,6 - средняя (пересмотреть свой образ жизни, отдельные привычки);
- 4 и меньше - недостаточная (нездоровый образ жизни).
"Формирование полового самосознания и здорового образа жизни"
Недописанный тезис
"Быть счастливым значит быть здоровым …"
"Курить значит стать взрослее …"
"Наркотик убивает жизнь …"
Шкалирование
Курение Алкоголь Наркотики Спорт
да да да да
______________________________________________________________________________________________________
нет нет нет нет
Помогает выявить отношение учащихся к так называемым вредным привычкам, определить "болевые" точки.
Вредные привычки
Анкета проводится с целью получения информации о формировании привычек курить, употреблять наркотические вещества у учащихся школы, выявлении роли воспитательного воздействия педагогов на формирование привычек здорового образа жизни у детей.
Анкета помогает получить информацию:
- о владении теоретическими сведениями по данному вопросу;
- дает возможность овладеть статистическими данными по вопросу вредных привычек у школьников;
- помогает проанализировать отношение родителей к вредным привычкам детей;
- дает возможность скоординировать работу педагогического коллектива по профилактике формирования вредных привычек у детей.
Анкета для учащихся начальной школы
- С какого возраста, по твоему, человеку можно:
- курить
- употреблять спиртные напитки
- наркотические вещества
- Как ты относишься к ребятам, которые имеют привычки курить, выпивать (безразлично, завидую, осуждаю…)
мальчикам -
девочкам - - Как твои родители относятся к таким привычкам?
- категорически против
- осуждают
- безразлично.
- Твои родители
- курят
- употребляют спиртные напитки
- наркотики
отец -
мать -
- Пробовал ли ты (да, нет)
- курить
- спиртные напитки
- наркотические вещества
Что мы знаем о курении
Тест
При ответе на вопрос напишите сбоку "верно" или "неверно".
- Подростки курят, чтобы "быть как все".
- Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.
- Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает
- В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы.
- Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.
- Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушались нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких.
- Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать.
- Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца.
- Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время.
- Нет ничего страшного в том, что подростки "балуются" сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратиться в привычку.
Ответы:
- Верно 2. Верно 3. Неверно 4. Верно 5. Неверно
6. Неверно 7. Неверно 8. Верно 9. Неверно 10. Неверно
Анкета для учащихся 5 - 10 классов
- С какого возраста, по твоему, человеку можно
- курить
- употреблять спиртные напитки
- наркотические вещества
- Пробовал ли ты (да, нет)
- курить
- употреблять спиртные напитки
- наркотические вещества
- С какой целью ты это делаешь (ради интереса, хочется)
- Как часто ты это делаешь (постоянно, редко, никогда)
- куришь
- употребляешь спиртные напитки
- наркотические вещества
- Что изменилось в жизни при появлении таких привычек:
- положительного:
- отрицательного:
- Твои родители
- курят
- употребляют спиртные напитки
- наркотические вещества
отец:
мать:
- Как родители относятся к твоим привычкам?
- запрещают категорически
- осуждают
- безразлично
- Как ты относишься к подросткам, которые имеют привычки курить, выпивать (безразлично, завидую, осуждаю)
юношам -
девушкам -
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы:
_______________
(Н.Г. Анянова)
ПОЛОЖЕНИЕ
О школьном конкурсе "Лучший дежурный класс"
- Общие положения
- Общешкольный конкурс "Лучший дежурный класс" проводится ежегодно.
Результаты конкурса подводятся каждую четверть. - Задачи конкурса
Центр дисциплины и порядка осуществляется контроль за проведением конкурса с целью:
- сохранения материально- технической базы школы :
- воспитания дисциплины учащихся
- формирования ответственности учащихся школы
- Участниками конкурса являются учащиеся 5-11 кл.
- Дежурство осуществляется в течение недели
- в пятницу на линейке подводятся итоги; выпускается малоформатная газета "События недели"; объявляется количество набранных баллов за:
- сохранность школьного имущества
- выполнение зарядки
- поведение на переменах, выполнение режимных моментов, Устава школы и передается ст. дежурным и кл. руководителям журнал дежурства, бейджики, повязки и т.п.
- Организация и проведение конкурса
- Для проведения конкурса на основании приказа директора школы создается оргкомитет и жюри
- Оргкомитет
- определяет критерии оценки результатов каждого тура конкурс
- анализирует и обобщает результаты
- В состав жюри входят:
От учащихся | От учителей |
- Класс- победитель определяется по наибольшему количеству баллов по
критериям:
| max (баллы) |
деятельность старшего дежурного | 10 |
- Программа конкурса
- этап - 1 неделя дежурства по школе
- этап - жюри оценивают уровень дежурства
- этап - награждение по итогам конкурса
- этап - награждение по итогам года
- Награждение:
- первые 3 места - грамоты
- переходящая медаль - "Лучший дежурный класс"
- по итогам года - по номинациям в зависимости от набранных балов по критериям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Целевая программа социально-педагогической деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «SOS»
Подпрограмма «SOS» направлена на развитие и совершенствование системы социально-педагогической деятельности в МОУ. Программа предполагает совместную деятельность школы, специали...
Социально-педагогические технологии в работе с детьми «группы риска»
Социально-педагогическая работа с детьми "группы риска". Социально-педагогические технологии для профилактики асоциального поведения подростков с отклоняющимся поведением....
Работа с детьми группы риска, основания выделения в группу. Социально-педагогическое воздействие.
1. Введение, 2. Специфика социально-педагогического исследования детей «группы риска», 3. Взаимодействие социального педагога с детьми «группы риска» , 4. Те...
План работы педагога – психолога по профилактике правонарушений и работе с детьми “группы риска” 2017-2018 уч.год.
Планработы педагога – психолога по профилактикеправонарушений и работе с детьми “группы риска”2017-2018 уч.год....
Методическая разработка "Профилактика правонарушений с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Работа с детьми «группы риска»".
В основе работы с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, заложен индивидуальный подход. Социальный педагог проводит изучение контингента подростков и их семей, начиная с 1 класса, ...
Диагностический инструментарий педагога – психолога в работе с детьми «группы риска» по профилактике правонарушений
Диагностический инструментарийпедагога – психолога в работе с детьми «группы риска» по профилактике правонарушений...