Программа психолого-социально-педагогической работы с неблагополучными семьями в условиях школы
материал
Неблагополучная семья – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и та семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает направленно идти к полному краху. Безверие в собственные силы и отсутствие помощи со стороны увеличивают уверенность в невозможности жить по-другому, формируют соответствующий образ жизни, который усваивают и дети. Данные семьи нуждаются в помощи и поддержки со стороны. В связи с этим нами была разработана программа социально-педагогической поддержки неблагополучных семей в условиях школы.
Целью данной программы является – интеграция семьи в здоровое общество с ориентацией на здоровый образ жизни, восстановление её социального статуса; профилактика социального сиротства среди детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_s_neblagopoluchnymi_semyami.docx | 56.66 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия №1
Программа
психолого-социально-педагогической работы
с неблагополучными семьями в условиях школы
Составители: социальные педагог
педагог психолог
Неблагополучная семья – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и та семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает направленно идти к полному краху. Безверие в собственные силы и отсутствие помощи со стороны увеличивают уверенность в невозможности жить по-другому, формируют соответствующий образ жизни, который усваивают и дети. Данные семьи нуждаются в помощи и поддержки со стороны. В связи с этим нами была разработана программа социально-педагогической поддержки неблагополучных семей в условиях школы.
Целью данной программы является – интеграция семьи в здоровое общество с ориентацией на здоровый образ жизни, восстановление её социального статуса; профилактика социального сиротства среди детей.
Основные задачи программы:
диагностирование и определение социально-педагогических и психологических проблем, оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребенка в семье;
выявление и анализ причин, обусловливающих социальное неблагополучие;
изменение отношений в семье в результате анализа семейной ситуации, формирование новой позитивной стратегии и тактики;
организация просветительской работы с родителями;
взаимодействие с различными структурами и ведомствами для оказания помощи неблагополучным семьям;
вовлечение родителей во внеурочную деятельность.
Работа с семьей проводится поэтапно. Ее эффективность зависит от степени установления контакта и доверительных отношений с родителями. Разделение семей по причинам неблагополучия относительно, так как одна причина неразрывно связана с другой, поэтому можно сделать вывод, что причин семейного неблагополучия может быть несколько, и они взаимосвязаны между собой. Однако одна из них играет ведущую роль, другая – второстепенную. А выбор форм и методов воздействия на семью зависит от ведущей причины семейного неблагополучия.
Работа по программе профилактики начинается с выявления неблагополучных семей в условиях школы. Выявление осуществляется следующим образом:
1. Получить необходимую в организационный период информацию об учащихся и их родителях можно с помощью социального паспорта класса, который составляется в начале учебного года классным руководителем, на основе данных, собираемых во время первого родительского собрания. Паспорт содержит информацию, которая позволяет классному руководителю, социальному педагогу, педагогу-психологу обобщить сведения об учащихся всего образовательного учреждения, выявить учащихся и их семьи, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Заполняется данный документ один раз, в начале учебного года. Впоследствии при изменении, каких либо характеристик, включенных в паспорт, в него вносятся соответствующие коррективы и исправления. Социальный паспорт класса заполняется по предложенной форме (Приложение 1).
2. Для выявления неблагополучных семей используется «Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия семьи», которую при необходимости заполняет классный руководитель совместно с социальным педагогом, на основе собираемой информации о ребенке и его семье. Матрица позволяет одновременно выявить неблагополучные семьи для принятия профилактических мер и определения путей индивидуальной работы с ними. «Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия семьи» заполняется по следующим показателям: состав семьи, санитарно-жилищные условия, доход семьи, и т.д. (Приложение 2). Интерпретация результатов происходит путем сложения отмеченных баллов. Сумма баллов ниже 21 – это индикатор семьи группы повышенного риска; от 22 до 30 баллов – индикатор семьи в пределах допустимой нормы; более 31 балла – это показатель благополучной семьи (чем больше количество баллов, тем устойчивее благополучие).
На основе полученных данных после проведения матрицы мы можем выявить неблагополучные семей из общего количества семей, находящихся в сложной жизненной ситуации, с которыми необходимо проводить профилактическую работу.
Работа с неблагополучной семьей проводиться по следующим этапам:
1 этап – Изучение семьи.
Работу с семьёй классный руководитель и социальный педагог начинает с её изучения, выяснения отношений внутри семьи. На данном этапе происходит первичное обследование жилищно-бытовых условий семьи; знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни; изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, целей, ценностных ориентаций; изучение личностных особенностей членов семьи.
При необходимости получения дополнительных сведений о семье, можно провести диагностику семьи, совместно с психологом школы. Рекомендуемые методики: наблюдение, опросные методики, самодиагностика (диагностика типового семейного состояния, самодиагностика родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин), беседы, анкетирование, тестирование, проективные методики («Дом, дерево, человек», «Рисунок семьи», изучение продуктов детской деятельности).
Обработав все полученные результаты, социальный педагог составляет социальную карту неблагополучной семьи, где даётся характеристика каждому члену семьи, дата рождения. Определяется статус семьи, жилищные условия, выясняется трудовая деятельность родителей, взаимоотношения родителей и детей, интересы ребёнка, его домашние обязанности, также должны быть изучены условия воспитания ребёнка. Важно представлять, что знают родители о своих детях, чем ребёнок интересуется, с кем дружит (Приложение 3).
2 этап – Выявление основных проблем неблагополучия семьи, причины возникновения этих проблем и выработка решений, путем составления индивидуального плана работы с данной неблагополучной семьей (Приложение 4).
План составляется по следующим направлениям: школьная успеваемость, посещение занятий ребенком, внеурочная занятость ребенка, социальная помощь необходимая семье, работа с семьей, привлечение специалистов различных служб и ведомств.
Под направлением «Школьная успеваемость» подразумевается деятельность, направленная на устранение школьной неуспеваемости.
Целью работы с неуспевающими учениками признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать. Учащимся оказывается помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума для ликвидации пробелов). Допускается временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволяет им постепенно наверстать упущенное.
В качестве основных путей преодоления неуспеваемости используются следующие: систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого проводятся беседы с учениками и их родителями о недопустимости и последствиях неуспеваемости, учителя-предметники постоянно проверяют выполнение домашних заданий, на уроках учащиеся обеспечиваются индивидуальными заданиями, также проводят более частый опрос. Необходимо обращать внимание и на особые условия опроса для неуспевающих учеников. Им рекомендуется давать больше времени для обдумывания ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя планы, схемы, плакаты. Опрос слабоуспевающих учеников можно сочетать с самостоятельной работой других учащихся для того, чтобы с отвечающим можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами.
Также необходимо создавать благоприятные условия, для этого необходимо поставить перед учеником такие задачи, чтобы он мог достигнуть успеха. От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению к учению.
Учителя-предметники назначают и проводят дополнительные занятия и консультации с отстающими учениками.
Под направлением «Посещение занятий ребенком» подразумевается работа, направленная на ликвидацию пропусков уроков без уважительной причины.
Классный руководитель, как правило, осуществляет ежедневный контроль и учет посещаемости учащегося, а также ежедневно информирует родителей по телефону или в личных беседах о прогулах и выясняет причины пропусков уроков. Помимо этого классным руководителем, социальным педагогом, заместителем директора по воспитательной работе проводятся индивидуальные беседы с учеником и его родителями о недопустимости и последствиях за пропуски уроков без уважительной причины.
Педагог-психолог также выполняют определенную роль в профилактических мероприятиях, направленных на борьбу с прогулами. На основе анализа индивидуальных психологических особенностей ученика они ведут работу с ребенком по преодолению причин пропусков, дают рекомендации учителям по работе с данным учащимся.
Если проведенная работа не дает положительных результатов, тогда социальный педагог готовит и передает материалы на хронических прогульщиков для рассмотрения на Комиссии по делам несовершеннолетних.
Направление «Внеурочная занятость ребенка».
Особое внимание в деятельности образовательного учреждения уделяется созданию условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Для этого в первую очередь необходимо увеличить педагогическое влияние на детей, повысить их занятость социально полезным делом. В этом плане дополнительное образование детей представляет собой реальную социальную силу. Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, положительно отражается на посещаемости, успеваемости, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости учащихся.
Детей из неблагополучных семей, которые не могут посещать кружки или секции, так как их родители не имеют возможности вносить плату за занятия, знакомят с расписанием школьных кружков и работой других бесплатных секций, также дети вовлекаются в школьные и городские спортивные и культурно-массовые мероприятия.
На каникулярное время всем детям из неблагополучных семей предлагаются путевки в летние загородные оздоровительные лагеря, через центр помощи семье и детям, или трудоустройство через центр занятости населения.
Направление «Социальная помощь необходимая семье».
Социальная помощь семье заключается в проведении широкого спектра мероприятий, которые призваны решить внутрисемейные проблемы данной семьи. Кроме того, работа по выявлению причин неблагополучия, определение конкретных видов необходимой социальной помощи позволяют определить степень нуждаемости конкретной семьи. Весь комплекс проводимых работ проводится при взаимодействии с различными службами и ведомствами, которые оказывают необходимую помощь неблагополучным семьям, что позволяет проводить более эффективную работу по преодолению серьёзных жизненных ситуаций, а также осуществлять необходимый социальный патронаж семьи.
В условиях школы учащиеся могут получить следующую социальную помощь: бесплатное питание. На время каникул учащимся предлагаются путевки в пришкольный оздоровительный лагерь, на время летней кампании есть возможность трудоустроиться через центр занятости населения.
По необходимости социальным педагогом могут быть организованы консультации по вопросам прав и обязанностей, имеющихся льгот и пособий, обеспечения социальной помощи и поддержки.
Социальный педагог оказывает помощь в установлении связей и контактов семьи и специалистов – психологов, социальных работников, врачей, юристов, представителей органов власти и общественности. Для этого необходимы налаженные связи социального педагога с различными социальными службами города, учреждениями и общественными объединениями, хорошее знание структур и круга обязанностей административных органов, их местонахождение и телефоны. Только при этих условиях можно оказать действительно эффективную помощь, необходимую неблагополучным семьям.
Направление «Работа с семьей».
Работа с семьей невозможна без посещения ее по месту жительства, с целью изучения внутрисемейных отношения и обследования жилищно-бытовых условий. Посещение должно осуществляться по приглашению. Внезапный приход педагога может вызвать смущение, замешательство родителей, занятых теми или иными делами, нарушить временно порядок, уют. Нередко случается так, что педагог не застает дома родителей или того из них, с кем планировалась беседа.
С целью профилактики безнадзорности и правонарушений проводится работа с родителями, которые приглашаются на советы профилактики, заседания психолого-педагогической службы, педсоветы, где с ними проводится разъяснительная работа о правах и обязанностях родителей по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних, в том числе об ответственности за их не исполнение. Помимо этого происходит обсуждение вопросов по поведению и принятию дальнейших мер в отношении родителей, которые ненадлежащим образом исполняют родительские обязанности, оказывают отрицательное влияние на поведение ребенка, вовлекают в преступную или антиобщественную деятельность (в необходимых случаях ставится вопрос о привлечении таких родителей к установленной законом ответственности). Также родителям может быть оказана помощь по вопросам воспитания детей, оказания им психологической и социальной помощи, умения организовать обучение, реабилитацию и адаптацию в обществе.
При возникновении проблем, конфликтов во взаимоотношениях между взрослыми и детьми социальным педагогом проводится консультативная помощь, направленная на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье. Оказание консультативной помощи в союзе с психологом становится наиболее эффективным.
Предметом социально-педагогического консультирования могут быть:
в сфере жизнеобеспечения: трудоустройство, получение льгот, субсидий, материальной помощи и т.д.;
в сфере организации быта: организация уголка ребенка в квартире, привитие ребенку навыков гигиены, организация свободного времени и т.д.;
в сфере семейного здоровья: диагностика и профилактика заболеваемости, организация отдыха и оздоровления детей и т.д.;
в сфере духовного и морального здоровья: традиции и устои семьи, расхождение ценностных ориентации членов семьи и т.п.;
в сфере воспитания детей: решение проблем школьной дезадаптации, диагностика и коррекция отклонений в развитии и поведении детей, педагогическая несостоятельность и не информированность родителей;
в сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи: восстановление новых позитивных социальных связей, разрешение конфликтов, гармонизация детско-родительских и супружеских отношений.
Воспитание детей является серьезным и важным делом, требующим специальных знаний. Однако большинство родителей, как правило, не готовы к воспитательной деятельности, потому что этому их никто и никогда специально не учил. Возможный выход из подобной ситуации – это организация психолого-педагогического просвещения родителей, которое направлено на повышение психолого-педагогической культуры взрослых, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социального воспитания детей.
Повышение педагогической культуры родителей осуществляется через такие формы работы, как родительский всеобуч (лекции, беседы на педагогические темы), встречи за круглым столом, конференции. Данные мероприятия готовиться с обязательным участием психолога, также активными участниками могут выступить сами родители. Если есть необходимость могут быть привлечены специалисты (врач-нарколог, медицинский работник, инспектор ОДН, юрист и т.д.).
Примерная тематика бесед и лекций:
- «Вредные привычки детей и родителей»;
- «Межличностное общение подростков»;
- «Агрессивный ребенок – причины появления проблемы. Физическое насилие и его влияние на развитие ребёнка»;
- «Роль семьи в развитии личности ребенка»;
- «Виды нарушений семейного воспитания и характер ребенка»;
- «Совместное проведение свободного времени»;
- «Детско-родительские конфликты: их профилактика и разрешение»;
- «Как любить ребенка»;
- «Супружеские конфликты и эмоциональное состояние ребенка»;
- «Воспитание толерантности подростка» и др.
Примерная тематика для совместного обсуждения на родительских конференциях:
- «Основы построения общения с ребенком»;
- «Права и обязанности ребенка в семье»;
- «Стили и методы воспитания ребенка в семье»;
- «Психология ребенка»;
- «Особенности адаптации ребенка в школе»;
- «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних» и др.
Направление «Привлечение специалистов различных служб и ведомств».
Так как коррекционно-реабилитационную деятельность невозможно провести только силами школы, социальный педагог в своей работе взаимодействует со специалистами различных служб и ведомств, для оказания необходимой помощи неблагополучным семьям:
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (выявление и постановка на учёт несовершеннолетних, которые остались без попечения родителей или родители которых не обеспечиваю их надлежащего воспитания, а также несовершеннолетних, оставивших обучение. Привлечение к ответственности лиц, отрицательно влияющих на несовершеннолетних, вовлекающих их в совершение правонарушений; применяет меры воздействия (штраф, возложение обязанности возместить ущерб, постановка вопроса о лишении родительских прав) в отношении родителей и заменяющих их лиц в связи со злостным нарушением обязанностей по воспитанию детей или в связи с правонарушениями последних);
Отдел опеки и попечительства (защита прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в государственной защите; защита имущественных прав и интересов детей; профилактика социального сиротства; подготовка материалов для назначения опеки (попечительства); надзор за деятельностью опекунов (попечителей), приемных родителей; профилактическая работа с родителями, выполняющими родительские обязанности ненадлежащим образом);
Отдел по делам несовершеннолетних при УВД (беседы с несовершеннолетними, допускающими отклонения в поведении; вовлечение их в секции, клубы, детские и молодежные общественные объединения; посещение несовершеннолетних по месту жительства; обсуждение поведения подростка в отделе по делам несовершеннолетних; обсуждение поведения подростка на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; доставка в органы внутренних дел лиц, совершающих правонарушения и оказывающих отрицательное влияние на подростков; сбор материалов на взрослых лиц, вовлекающих подростков в антиобщественную деятельность, для решения вопроса об их привлечении к уголовной ответственности; правовая, психологическая, педагогическая помощь несовершеннолетним);
Социальный приют для детей (проживающие в семьях, которые находятся в социально опасном положении; ушедшие из учреждений для детей-сирот; дети, не имеющие места жительства, места пребывания и средств существования);
Учреждения дополнительного образования (реализация дополнительных образовательных программ; организация оздоровительных, досуговых мероприятий с детьми).
3 этап – Реализация индивидуального плана и взаимодействие с различными структурами и ведомствами для оказания помощи в решении выявленных причин неблагополучия.
Взаимодействие с различными структурами и ведомствами для оказания помощи неблагополучным семьям является необходимым условием эффективности работы, так как собственными ресурсами образовательное учреждение не может решить весь круг проблем. Родителям раздаются памятки «Учреждения и организации, оказывающие социальную помощь населению», в которых дана подробная информация о том, куда они могут обратиться за необходимой помощью (Приложение 5).
4 этап – Подведение итогов работы с неблагополучной семьей.
Для контроля по реализации программы организуются контрольные посещения на дому, повторное проведение диагностических методик, консультации с детьми и родителями для определения уровня и степени ликвидации признаков неблагополучия. Осуществление контроля и отслеживания посещаемости, организованных для учащихся мероприятий, проводится при помощи «Карты наблюдения», в котором ставится отметка о посещении индивидуальных консультаций педагога-психолога, социального педагога, классного руководителя). (Приложение 6).
Критерием результативности работы являются такие позитивные изменения, как: уровень жизни семьи доведен до среднего, восстановлены контакты семьи с ее окружением, уменьшилось употребление психоактивных веществ, наведен порядок в квартире, трудоустройство родителей, отсутствие пропусков и неуспеваемости у ребенка, улучшился внешний вид ребенка, родители стали посещать школу.
Любые, даже самые незначительные изменения необходимо поддерживать и отмечать. Неблагополучная семья и так находится в ситуации социального неуспеха, у родителей в этих семьях низкая самооценка своих сил и возможностей. Одобрение или доброе слово педагогов мотивирует родителей на дальнейшую работу и принятие помощи.
Список литературы
- Алексеева, Л.С. Организация профилактики социального сиротства детей и подростков в условиях их повседневной жизни. / Л.С. Алексеева. – М.: РБООИ «Инициатива Добрых Дел», 2001. – 312 с.
- Алмазов, Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. / Б.Н. Алмазов. – Свердловск, 1986. – 93 с.
- Антонов, А.И. Социология семьи. / А.И. Антонов. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 640 с.
- Байбородова, Л.В. Взаимодействие школы и семьи. / Л.В. Байбородова. – Ярославль: Академия развития, 2003. – 224 с.
- Белоусова, О.В. Социальный педагог в школе. / О.В. Белоусова, О.В. Галстукова. – М.: Перспектива, 2008. – 56 с.
- Березина, В. Социальный педагог в школе / В. Березина, Г. Ермоленко // Воспитание школьников. – 1994. – № 2. – С. 205.
- Бруднов, А. Социально-педагогическая работа в школе / А. Бруднов, В. Березина // Воспитание школьников. – 1994. – № 1. – С. 2.
- Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. / М.И. Буянов. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
- Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. / Ю.В. Василькова. – М.: Академия, 2001. – 160 с.
- Вроно, Е.М. Несчастливые дети – трудные родители. / Е.М. Вроно. – М.: Семья и школа, 1997. – 128 с.
- Гончарова, Т. Неблагополучные семьи и работа с ними / Т. Гончарова // Народное образование. – 2002. – № 6. – С. 161.
- Гуров, В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. / В.Н. Гуров. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 320 с.
- Дивицына, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. / Н.Ф. Дивицына. – Ростов на Дону, 2005. – 288 с.
- Ефименко, В.Н. Формы и методы социально-педагогической поддержки семьи в условиях школы. / В.Н. Ефименко, Н.М. Кий. – Петропавловск - Камчатский: Издательство КамГУ им. Витуса Беринга, 2010. – 143 с.
- Журавлева, Е.А. Методика диагностики и профилактики психологического неблагополучия в семье подростка. / Е.А. Журавлева, Е.Б. Филиппова, А.А. Беляева. – М., 2003. – 195 с.
- Иванцова, А.Е. О работе с проблемными семьями / А.Е. Иванцова // Воспитание школьника. – 2000. – № 10. – С. 18.
- Кий, Н.М. Организация работы с неблагополучными семьями в образовательном учреждении. / Н.М. Кий. – Петропавловск-Камчатский, 2009. – 19 с.
- Корчагина, Ю.С. Спасаем неблагополучную семью / Ю.С. Корчагина // Здоровье детей. – 2008. – № 18. – С. 35.
- Лодкина, Т. Социальный педагог приходит в семью / Т. Лодкина // Воспитание школьника. – 1996. – № 5. – С. 35.
- Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. / Л.В. Мардахаев. – М.: Гардарики, 2003. – 269 с.
- Олиференко, Л.Я. Критерии и показатели отнесения детей к категории нуждающихся в государственной помощи и поддержке. / Л.Я. Олиференко, И.Ф. Дементьева, Т.И. Шульга. – М.: Академия, 2002. – 40 с.
- Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. / Л.Я. Олиференко, И.Ф. Дементьева, Т.И. Шульга. – М.: Академия, 2002. – 40 с.
- Пезешкиан, Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. / Н. Пезешкиан. – М.: Смысл, 1993. – 332 с.
- Плоткин, М.М. Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей / М.М. Плоткин // Педагогика. – 2000. – № 1. – С. 47.
- Реан, А.А. Семьи и дети группы риска / А.А. Реан // Беспризорник. – 2004. – № 3. – С. 44.
- Терентьева, А.В. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы / А.В. Терентьева // Семейная психология и семейная терапия. – 1999. – № 3. – С. 90.
- Целуйко, В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. / В.М. Целуйко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 430 с.
- Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи. / В.М. Целуйко. – М.: Владос, 2004. – 272 с.
- Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога. / М.В. Шакурова. – М.: Академия, 2007. – 272 с.
- Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей. / Т.И. Шульга. – М.: Дрофа, 2007. – 256 с.
- Шульга, Т.И. Методика работы с детьми «группы риска». / Т.И. Шульга, В. Слот, X. Спаниярд. – М.: УРАО, 2001. – 128 с.
- Шульга, Т.И. Взаимодействие специалистов в работе с неблагополучной семьей. Методические рекомендации специалистам. / Т.И. Шульга, Л.Я. Олиференко. – М.: Благотворительный фонд «Слово» – ООО «СИМС», 1999. – 20 с.
- Шульга, Т.И. Методика работы с неблагополучной семьей. Из опыта работы учреждений социально-педагогической поддержки детей и подростков. / Т.И. Шульга, Л.Я. Олиференко. – М.: Благотворительный фонд «Слово» – ООО «СИМС», 1999. – 24 с.
Приложение 1
СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ
й | НАИМЕНОВАНИЕ | учебный год | ||||||
| ||||||||
1 | Количество учащихся | |||||||
2 | Количество мальчиков | |||||||
3 | Количество девочек | |||||||
| ||||||||
1 | Детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев | |||||||
2 | Дети с ослабленным здоровьем, в том числе: | |||||||
- с заболеванием органов зрения | ||||||||
- с заболеванием желудочно-кишечного тракта | ||||||||
- с заболеванием органов ЦНС | ||||||||
3 | Дети инвалидов, в том числе обучаются в школе | |||||||
4 | Дети из многодетных семей | |||||||
5 | Дети из малообеспеченных семей | |||||||
6 | Дети из семей одиноких матерей | |||||||
7 | Дети из неполных семей | |||||||
8 | Одарённые дети | |||||||
9 | Дети, находящиеся под опекой (попечительством) | |||||||
10 | Дети приёмных семей | |||||||
11 | Лица, достигшие 18-ти лет | |||||||
12 | Дети, не имеющие российского гражданства | |||||||
13 | Дети из семей пенсионеров | |||||||
| ||||||||
1 | Дети из семей колхозников | |||||||
2 | Дети из семей рабочих | |||||||
3 | Дети из семей служащих | |||||||
4 | Дети из семей интеллигенции | |||||||
5 | Дети из семей безработных | |||||||
6 | Дети из семей предпринимателей | |||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ | ||||||||
1 | Русские | |||||||
2 | Армяне | |||||||
3 | Даргинцы | |||||||
4 | Чеченцы | |||||||
5 | Азербайджанцы | |||||||
6 | Другие народы | |||||||
| ||||||||
1 | На учёте в ОДН | |||||||
2 | На учёте в КДН | |||||||
3 | На внутришкольном учёте | |||||||
4 | Дети, склонные к курению | |||||||
5 | Дети, склонные к употреблению алкоголя | |||||||
6 | Дети, склонные к употреблению наркотических средств | |||||||
7 | Дети, не посещающие школу | |||||||
8 | Дети, проживающие не с родителями | |||||||
| ||||||||
1 | Дети, проживающие в собственном домовладении | |||||||
2 | Дети, проживающие в квартирах, в общежитии |
Приложение 2
Матрица определения обобщенного показателя
№ п\п | Социальные характеристики | балл |
1. | Состав семьи Мать, отец, бабушка, дедушка Только мать и отец Мать и отчим, отец и мачеха Одна мать, один отец Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники | 5 4 3 2 1 |
2 | Школьная успеваемость Хорошая Удовлетворительная Неудовлетворительная Оставил школу, работает Оставил школу, не работает | 5 4 3 2 1 |
3. | Здоровье ребенка Практически здоров Часто болеет в пределах нормального развития Имеет хронические болезни Отставание в умственном развитии Имеет врожденные патологии, нервно – психические болезни | 5 4 3 2 1 |
4. | Санитарно – жилищные условия жизни семьи Благоустроенная отдельная квартира Отдельная квартира с родителями супругов Более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами Комната в коммунальной квартире с удобствами Комната в общежитии, в бараке без удобств | 5 4 3 2 1 |
5. | Доход семьи Могут практически себе ни в чем не отказывать Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут кредит или в долг На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности Живут от зарплаты до зарплаты Денег до зарплаты не хватает | 5 4 3 2 1 |
6. | Уровень социального благополучия семьи Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке» В семье ссоры, скандалы, один из родителей склонен к алкоголю Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей Стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение | 5 4 3 2 1 |
7. | Поведение ребенка в школе Хорошее Удовлетворительное Неудовлетворительное Неоднократно отмечалось асоциальное поведение Состоит на учете в ИДН | 5 4 3 2 1 |
8. | Внешкольное общение ребенка Постоянное общение в процессе занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов Эпизодическое досуговое общение по интересам, нерегулярные встречи для совместного проведения свободного времени Общение на основе пустого время препровождения, отсутствие позитивных целей Асоциальные группы с ориентацией на мелкое хулиганство, драки, употребление алкоголя, токсичных веществ Криминогенные группы, состоящие на учете в ИДН с направленностью интересов на мелкие кражи, угоны транспортных средств, наркотики | 5 4 3 2 1 |
9. 10.
| Жизненные цели ребенка Четко определенные, конструктивные жизненные планы, стремление к достижению поставленных целей Позитивная ориентация в формулировании жизненных целей, но представление о путях и средствах достижения неопределенно, расплывчато Отсутствие определенных целей и планов на будущее, либо наличие нереальных планов, социальная незрелость, инфантилизм, надежда на авось Целевые ориентации носят скорее негативную окраску, примитивны, бездуховны, референтная группа – сверстники с асоциальной направленностью интересов Явно негативные, асоциальные целевые ориентации (отсутствие установки на общественно – полезный труд, интересы ограниченны, отмечаются правонарушения, стоит на учете в ИДН) Эмоциональные отношения родителей с детьми Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия Слепая любовь, гиперопека Для родителей первична собственная жизнью, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы Напряженно – конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям | 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 |
Инструкция по определению обобщенного показателя социального благополучия ребенка
Матрицу заполняют социальный педагог или классный руководитель на основе собираемой информации о ребенке. Матрица позволяет своевременно выявить детей группы риска для принятия профилактических мер и определения путей индивидуальной работы с ними.
Общая сумма баллов – 150.
При определении характера социальной ситуации и особенностей конкретного ребенка набор баллов:
- ниже 30 баллов – предполагает принадлежность ребенка к группе повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);
- от 31 до 40 баллов – социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы;
- более 40 баллов – высокий уровень социального благополучия ребенка 9чем больше баллов, тем выше уровень благополучия.
Заполнение матрицы требует от социального педагога или от классного руководителя знания фактологических данных, но в применении социологического наблюдения в процессе непосредственного общения с ребенком и членами его семьи. Визуальные наблюдения и выводы необходимы социальному педагогу, в частности, при балльной оценке таких характеристик, как «уровень социального благополучия семьи» или «эмоциональные отношения родителей с детьми».
Приложение 3
Карта обследования семей, имеющих несовершеннолетних детей
- Адрес проживания семьи. Общая площадь.
Количество проживающих.
- Состав семьи:
мать, отец, бабушка, дедушка (5)
только мать, отец (4)
мать и отчим, либо мачеха и отец (3)
одна мать или один отец (2)
нет родителей (1).
- Количество несовершеннолетних детей в семье:
пять и более (5)
четверо (4)
трое (3)
двое (2)
один (1).
- Бытовые условия семьи:
Благоустроенная квартира с нормальными условиями проживания (5).
Благоприятные жилищные условия в частном доме (4).
Стесненные квартирные условия, необходимость в расширении жилья (3).
Ветхое частное строение, необходимость ремонта, либо строительство нового дома (2).
Семья не имеет своего жилья (1).
- Санитарно – гигиенические и бытовые условия семьи:
Семья имеет всю необходимую мебель, бытовую технику (телевизор, холодильник и т.д.) и хорошие санитарно - гигиенические условия (5).
Семья имеет всю необходимую бытовую технику и мебель, имеет плохие санитарно – гигиенические условия, неряшливое жилье (4).
Семья не имеет необходимой бытовой техники, мебели, но обеспечивает хорошие санитарно – гигиенические условия (3).
Семья не обеспечивает нормальные бытовые и санитарно – гигиенические условия по объективным причинам (больные престарелые родители, родственники и т.д.) и нуждается в дополнительной помощи (2).
Семья не обеспечивает нормальные бытовые и санитарно – гигиенические условия из-за аморального безответственного поведения родителей (пьянство, неряшливость, пренебрежение родительскими обязанностями (1).
- Социально – экономическое положение семьи:
Семья имеет достаточно высокий материальный уровень (доход на одного человека в 2 и более раза выше прожиточного минимума) (5).
Семья имеет минимальный материальный уровень (доход менее двух прожиточных минимумов на одного человека) (4).
Семья имеет низкий материальный уровень и нуждается в материальной помощи (доход на одного человека меньше прожиточного минимума) (3).
Семья живет на пособие и пенсию (2).
Семья не имеет средств к существованию (1).
- Занятость родителей и другие доходы семьи:
Оба родителей работают (указать место работы родителей и сл.телефон) (5).
Работает один отец (4).
Работает одна мать (3).
Члены семьи получают пенсию по старости или по инвалидности (2).
Семья не имеет никаких доходов, кроме пособий на детей (1).
- Образ жизни и психологический климат семьи:
Здоровый образ жизни, атмосфера дружбы, взаимопонимания, эмоциональной близости (5).
Здоровый образ жизни, отношения ровные, но без эмоциональной близости (4).
Отношения в семье отчужденные, напряженно – конфликтные (3).
Родители злоупотребляют алкоголем, пренебрегают родительскими обязанностями(2).
Допускается жестокое обращение с детьми, другими членами семьи, пьяные дебоши(1).
- Здоровье родителей:
Отец и мать практически здоровы (5).
Один из родителей отличается ослабленным здоровьем (хроническое заболевание) (4).
Отец и мать с ослабленным здоровьем, страдают хроническими заболеваниями (3).
Один из родителей инвалид или пенсионер по возрасту (2).
Отец и мать инвалиды, либо пенсионеры по возрасту (1).
- Образование родителей:
Оба (либо один) имеют высшее образование (5).
Оба (либо один) имеют незаконченное высшее образование, среднее специальное образование (4).
Оба (либо один) имеют общее среднее образование (3)
Оба (либо один) имеют неполное среднее образование (2).
Оба (либо один) имеют начальное образование (1).
11.Наличие в семье детей ясельного возраста (до 3 лет):
Четверо и больше (5).
Трое (4).
Двое (3).
Один (2).
Нет (1).
- Использование ясельных учреждений:
Ребенок посещает государственные или ведомственные ясли (5).
Ребенок находится под присмотром неработающей матери (4).
Ребенок находится под присмотром неработающей бабушки (3).
Ребенок находится дома под присмотром няни (2).
Ребенок не имеет дома присмотра и нуждается в яслях (1).
- Наличие в семье детей дошкольного возраста (4 – 6 лет):
Четверо и больше (5).
Трое (4).
Двое (3).
Один (2).
Нет (1).
- Посещение дошкольником детского сада:
Ребенок посещает государственный или ведомственный сад (5).
Ребенок воспитывается дома неработающей матерью (4).
Ребенок воспитывается дома неработающей бабушкой (3).
Ребенок воспитывается дома няней (2).
Ребенок находится без присмотра и нуждается в детском садике (1).
- Нуждаемость семьи в дошкольном учреждении:
Семья не нуждается в дошкольном учреждении (5).
Семья нуждается в садике (4).
Семья нуждается в яслях (3).
Семья нуждается в садике и яслях (2).
Семья не имеет возможности содержать детей в дошкольном учреждении (1).
- Наличие детей школьного возраста (7 – 17 лет):
Четверо и более детей (5).
Трое (4).
Двое (3).
Один (2).
Нет (1).
- Место учебы, работы детей школьного возраста:
Учеба в общеобразовательной школе (5).
Учеба в среднем специальном заведении (4).
Учеба в негосударственных школах и гимназиях (3).
Работа (2).
Без определенных занятий (1).
18. Внешкольные занятия детей школьного возраста:
Посещение музыкальной школы, художественной студии, кружков (5).
Посещение технической студии, кружков (4).
Посещение спортивной школы, спортивных клубов (3).
Посещение клуба по месту жительства и других внешкольных учреждений по интересам (2).
Не занятость во внеурочное время (1).
19. Характеристика здоровья и психосоматического развития детей:
Ребенок практически здоров (количество детей) (5).
Ребенок при нормальном развитии имеет ослабленное здоровье (количество детей) (4).
Тяжелые хронические заболевания, инвалидность (количество детей) (3).
Отставание в умственном развитии (количество детей) (2).
Нервно – психические заболевания (количество детей) (1).
20. Наличие социальных отклонений у детей подросткового возраста:
Уход из дома, бродяжничество (5).
Употребление наркотиков, токсических веществ (4).
Алкоголизация (3).
Без определенных занятий (2).
Правонарушения (1).
21. Семьи, находящиеся в кризисной ситуации:
Студенческие семьи (5).
Семьи, в течение отчетного периода потерявшие кормильца (4).
Семьи беженцев и вынужденных переселенцев (3).
Семьи, имеющие в своем составе бывших участников военных конфликтов (2).
Семьи с несовершеннолетними родителями (1).
22. Общий вывод о наличии факторов социального риска:
Социально – демографический фактор (неполная семья, многодетная семья, наличие отчима, мачехи несовершеннолетние родители и т. д.) (5).
Социально – экономический фактор (неблагополучные жилищные условия, низкий уровень доходов и т. д.) (4).
Медико-социальный фактор (родители больные, престарелые, инвалиды) (3).
Социально – психологический и психолого-педагогический
( эмоционально – конфликтные отношения и неправильный стиль семейного воспитания) (2).
Криминальный фактор (алкоголизм родителей, пренебрежение родительскими обязанностями, жестокое обращение с детьми, имеет место домашнее насилие) (1).
Социально – педагогическое обследование, произведенное по данной карте, позволяет выявить факторы социального риска семьи и наметить программу дальнейшей социальной поддержки и межведомственного взаимодействия в работе с семьей группы риска.
Приложение 4
Индивидуальный план работы социального педагог, педагога-психолога и классного руководителя на неблагополучную семью ________________, учащихся МБОУГ №1 на 20__ - 20__ учебный год.
Сентябрь Рейд домой (два раза в месяц), знакомство с семьей, выявление проблемы в семье, совместные беседы социального педагога и одного из классных руководителей с родителями и детьми проживающими в семье. Индивидуальная беседа на темы: «Чем же закончится завтра? Вам выбирать и решать!»; «Наше здоровье и болезни». Заполнение необходимой документации: учетная карточка, акт обследования материально-бытовых условий по месту жительства, диагностика семейного неблагополучия, карта неблагополучной семьи, изучение причин неблагополучной семьи, определение воспитательной позиции семьи
Октябрь Рейд домой (два раза в месяц) вместе с классным руководителем, социальным педагогом центра реабилитации, инспектором ОДН ОВД Герман А.В., беседы на темы: «Воспитание ребёнка-проблемы или пробелы?», профилактика ЗОЖ, ПАВ. Индивидуальная беседа на тему: «Взаимоотношения с соседями». Анализ успеваемости классного руководителя за 1 четверть.
Ноябрь Рейд домой (два раза в месяц) вместе с одним из классных руководителей, социальным педагогом центра реабилитации, инспектором ОДН ОВД Герман А.В., беседа на тему: «Дисциплина и управление детьми». Профилактика ЗОЖ, ПАВ. Индивидуальная беседа на тему: «Дети и родители: идеалы и реальность»
Декабрь Рейд домой (два раза в месяц) вместе с одним из классных руководителей, социальным педагогом центра реабилитации, инспектором ОДН ОВД Герман А.В., беседа на тему: «Нравственное воспитание детей в семье». Профилактика ЗОЖ, ПАВ. Беседа с психологом и социальным педагогом центра реабилитации для несовершеннолетних о результате их работы с семьёй, их выводы, рекомендации и советы по дальнейшей работе с семьёй. Анализ успеваемости классными руководителями за 2 четверть (за полугодие).
Январь Рейд домой (два раза в месяц) вместе с одним из классных руководителей, социальным педагогом центра реабилитации, инспектором ОДН ОВД Герман А.В., беседа на тему: «Стили семейного воспитания или каков Ваш родительский авторитет». Индивидуальная беседа на тему: «Взаимоотношения с детьми или особенности общения с детьми в семье». Совместная беседа социального педагога и классного руководителя с родителями на тему: «Жизнь-это …..».
Февраль Рейд домой (два раза в месяц) вместе с одним из классных руководителей, социальным педагогом центра реабилитации, инспектором ОДН ОВД Герман А.В., продолжение беседы на тему: «Жизнь – это ….».
Март Рейд домой (два раза в месяц) вместе с одним из классных руководителей, социальным педагогом центра реабилитации, инспектором ОДН ОВД Герман А.В., Беседы: с классными руководителями, учителями - предметниками, родителями об успеваемости и посещаемости занятий их детей. Продолжение беседы на тему: «Чем же закончится завтра? Вам выбирать и решать!». Анализ успеваемости классными руководителями за 3 четверть.
Апрель Рейд домой (два раза в месяц) вместе с классными руководителями, социальным педагогом центра реабилитации, инспектором ОДН ОВД Герман А.В., профилактика ЗОЖ, ПАВ. Индивидуальная беседа на тему: «Воля и её развитие».
Май Рейд домой (два раза в месяц) вместе с одним из классных руководителей, социальным педагогом центра реабилитации, инспектором ОДН ОВД Герман А.В., Анализ успеваемости классными руководителями за 4 четверть (за 2 полугодие, и год), организация летнего отдыха и трудоустройства детей проживающих и обучающихся в МБОУГ, результаты совместных коррекционных мероприятий социального педагога и классного руководителя за год.
В процессе совместных коррекционных мероприятий могут добавляться или меняться некоторые запланированные или не запланированные мероприятия, могут добавляться по мере необходимости ряд необходимых диагностик (анкетирование, тестирование и т.п.).
Приложение 5
Полезные контакты
- Журавлева Ольга Васильевна
Уполномоченный по правам ребенка в Петровском муниципальном районе Ставропольского края
График приема граждан:
День приема: 3-я пятница каждого месяца
Время приема: 14.00-17.00 ч.
Адрес: г. Светлоград, пл. 50 лет Октября, 8.
Место приема: зал заседаний (1 этаж) администрации Петровского муниципального района
Адрес электронной почты: petr_deti@list.ru
- Глава администрации Петровского муниципального района Ставропольского края А.А. Захарченко
Адрес: г. Светлоград, пл. 50 лет Октября, 8.
"Телефон доверия" главы администрации: 8(86547) 4-11-49
E-mail: petr.adm@mail.ru
- Общероссийский единый телефон доверия для детей и подростков и их родителей 8-800-2000-122 или 8-800-250-03-22
Звонок бесплатный и анонимный для жителей края всех городов и районов.
- Телефон доверия Министерства Здравоохранения 26-78-74
- Психиатрическая больница №1 г. Ставрополя (по проблеме суицида) 56-04-74
- Наркологический диспансер 77-61-16
- Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ставропольского края телефон: 8-865-2-29-65-39 в Петровском районе: 4-07-80; 4-31-75.
- Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края телефон: 8-865-2-37-16-74 в Петровском районе: 4-60-03 семейный психолог Ильина Татьяна Ивановна телефон: 4-10-49; 4-05-47
- Министерство образования и молодёжной политики Ставропольского края, сектор защиты прав детей телефон: 8-865-2-37-24-12
- ГОУ «Краевой центр психолого – педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками» телефон: 8-865-2-38-22-31
отдел образования администрации Петровского муниципального района:
по опеке и попечительству: 4-34-65
по профилактике правонарушений несовершеннолетними: 4-35-41
- ГУВД по Ставропольскому краю телефон: 8-865-2-26-49-10
в Петровском районе: 4 - 20 – 18 ОДН 4 – 65 – 65
- Светлоградский социально реабилитационный центр для несовершеннолетних
телефон: 4-10-20; 4-16-45
Приложение 6
Карта наблюдений
Фамилия Имя учащегося _____________ класс _____
Дата заполнения _________________
№ | Критерии наблюдения | Социальный педагог | Психолог-педагог | Классный руководитель |
1 | Учебная деятельность: - равнодушие - нежелание учиться - низкая успеваемость - затруднение в освоении учебных программ - систематическая неуспеваемость по одному или нескольким параметрам. | |||
2 | Взаимодействия со сверстниками: а) положение в классе: - изоляция - противопоставление себя коллективу - положение дезорганизатора - положение вожака микрогруппы, состоящей из «трудных» учащихся б) взаимоотношения со сверстниками: - жестокое обращение со слабыми и младшими - пренебрежительное отношение к сверстникам - принадлежность к той или иной молодежной группе. | |||
3 | Взаимоотношения со взрослыми: а) с учителями: - конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями - грубость, хамство - бестактность - ложь б) с родителями: - конфликтный характер - ложь - грубость, хамство. | |||
4 | Проведение свободного времени: - бросил заниматься в кружке, секции, студии - в основном проводит свободное время вне дома ( с друзьями, на улице) - употребляет спиртные напитки - курит - зарабатывает себе на жизнь. | |||
5 | Отношение к труду, профессиональная ориентация: а) выбор профессии (для старшеклассников): - незнание своих возможностей и способностей - профессиональная неопределенность - неразвитость тех черт личности, которые необходимы для избранной профессии б) отношение к труду: - отрицательное отношение к работе - невыполнение трудовых обязанностей дома - неисполнение трудовых обязанностей в школе - недобросовестное отношение к труду. | |||
6 | Поведение и поступки: а) в школе: - прогулы - нарушение школьной дисциплины - нецензурная брань - жаргонная речь - порча школьного имущества - срыв уроков - драки б) в семье: - побеги из дома - невыполнение домашних обязанностей - непослушание - ложь в) противоправные поступки: - бродяжничество - попрошайничество - азартные игры - употребление наркотиков - проституция - кража - вымогательство - порча имущества - нанесение телесных повреждений (в результате драки) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация из опыта работы с неблагополучными семьями
Из опыта работы с неблагоолучными семьями социального педагога совместнос педагогическим коллективом и администрацией школы...
Организация работы с неблагополучными семьями
Нам приходиться работать с детьми из разных семей. Но особое внимание следует уделить детям из неблагополучных семей. Этой теме и посвещен наш семинар....
Работа с неблагополучными семьями
Презентация к семинару "Работа с неблагополучными семьями"...
Программа по организации работы с неблагополучными семьями "Семья-не вакуум"
данная программа содержит в себе теоретические и практические аспекты работы с семьями...
Презентация "Работа с неблагополучными семьями в школе"
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, всё,...
Программа работы с неблагополучными семьями"СЕМЬЯ- это семь Я"
краткая характеристика и способы работы с неблагополучными семьями....
Особенности работы с неблагополучными семьями и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
Выступление социального педагога на педагогическом совете на представленную тему, выявление типов неблагополучных семей и контроль за детско-родительскими отношениями....