Из опыта работы специалистов по социальной работе с молодёжью МБУ "МЦРСиМ "Доверие" с семьями и несовершеннолетними, состоящими на профилактическом учете в КДНиЗП
опыты и эксперименты

Из опыта работы специалистов по социальной работе с молодёжью МБУ "МЦРСиМ "Доверие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_s_semyami_i_nesovershennoletnimi_oktyabr.docx28.41 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1

Из опыта работы с семьями и несовершеннолетними,

состоящими на учете в КДНиЗП

Добрый день, уважаемые коллеги. Мы хотели бы поделиться своим опытом работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися под сопровождением более 2-х лет, рассказать о методах и инструментарии, который мы используем при составлении межведомственных планов индивидуально-профилактической работы и о том, что помогает нам добиться эффективной реализации межведомственных планов.  

СЛАЙД 2

Кратко о нашей работе. Специалисты центра «Доверие» проводят индивидуально - профилактическую работу с несовершеннолетними, которые нигде не учатся и не работают, а также с неблагополучными семьями, имеющими детей дошкольного возраста. Кроме того,  работают с  семьями, в отношении которых открыты случаи нарушения законных прав и интересов несовершеннолетних, и семьями, находящимися под социально-педагогическим сопровождением (как мы привыкли называть «под динамическим наблюдением»).  

СЛАЙД 3

В процессе подготовки информации к сегодняшнему мероприятию, мы с коллегами провели анализ эффективности профилактической работы с семьями и несовершеннолетними, которые состоят на учете в КДНиЗП более двух лет. В ходе обсуждения, почему не всегда удаётся добиться эффективности реализации плана, выделили следующие причины:

- индивидуально-профилактическая работа с семьей начинается, когда у одного из членов семьи, либо у обоих, уже сформирована алкогольная или наркотическая зависимость. Семьям, где требуется медицинская помочь, специалистам по социальной работе с молодёжью работать очень сложно. Зачастую данные семьи агрессивно настроены, не замотивированы, игнорируют существующие проблемы в семье. Положительной динамики, конечно же, можно достичь, однако, это требует много времени, усилий и включения узких специалистов, следовательно, увеличивается срок реализации планов;

- в семьях, где у родителей или несовершеннолетних наблюдаются признаки психиатрических отклонений или уже имеется медицинский диагноз, добиться положительной динамики также крайне сложно. Когда у человека изменено восприятие мира и причиной является медицинская проблема, помочь ему и пройти все фазы изменений, практически невозможно;

- одной из причин долгого сопровождения семей является также появление нового члена семьи – рождение ребенка. Мы прекрасно понимаем, что с рождением ребенка, увеличиваются риски и, как практика показывает, срок реализации межведомственного плана тоже увеличивается.

- по несовершеннолетним, которые находятся под сопровождением более 2 лет, можем сказать, что они имеют 9 классов образования, им по 16-17 лет. Это уже «взрослые» подростки со своими взглядами, мнением, у которых не полностью сформирована ответственность за совершенные правонарушения, наблюдаются глубокие проблемы во взаимоотношениях с родителями,  отсутствует мотивация к продолжению получения образования. Если несовершеннолетний передается из образовательной организации для сопровождения в наш центр со всеми вышесказанными проблемами, то добиться положительной динамики в короткий срок не представляется возможным, чаще всего такие несовершеннолетние сопровождаются до совершеннолетия.

 Следует отметить, что семей и несовершеннолетних, с которыми работают специалисты по социальной работе с молодёжью более 2-х лет, не много. На сегодняшний день в отделе под сопровождением находятся 35 семей и несовершеннолетних, относящих к категории социально-опасного положения, и только две семьи и двое несовершеннолетних, находятся под сопровождением более 2-х лет.

СЛАЙД 4

Что касается составления межведомственных планов, могу отметить, что для получения положительного результата или стойкой ремиссии, необходимо провести качественную диагностику, комплексную оценку семейной ситуации, и только потом приступать к планированию.

Планирование – это процесс, в ходе которого тщательно продумывается оптимальная последовательность действии для того, чтобы достигнуть определенной цели или решить определенную проблему, до того, как мы начинаем действовать. Важно ставить достижимые конкретные цели. Например: мы понимаем, что вылечить от алкогольной зависимости порой невозможно, но поставить задачу – увеличить периоды ремиссии между алкогольными срывами и добиться оформления социальных пособий – вполне реально.

Следует отметить, что наши специалисты в коррекционно-реабилитационной деятельности активно используют знания, полученные во время обучения технологии раннего выявления семейного неблагополучия. Наша работа носит семейно-ориентированный характер, т.е. семья всегда находиться в центре внимания. Для составления аналитической части межведомственного плана, помимо таких методов, как наблюдение, беседы, анкетирование, интервьюирование, метод экспертной оценки, анализ документов, специалисты также пользуются диагностическими инструментариями, с которыми научились работать во время обучения. Использование таких диагностик, как «Генограмма», «Экокарта», «Комплексная оценка семейной ситуации» позволяет составить общую характеристику семьи, а также выявить личностные, социальные, экономические и средовые факторы, повышающие различные риски, а также выделить сильные стороны членов семьи и выявить ресурсы, которые можно привлечь и использовать, чтобы снизить этот риск. Наша задача заключается в проведении качественной диагностики причин семейного неблагополучия, выявлении проблем, чтобы далее грамотно сформулировать цели, задачи и эффективно составить план.

При формулировке целей и задач помним, что они должны быть как представление о желаемом результате, на достижение которого направлены действия специалистов. Например, выявленная социально-правовая проблема семьи – совершение матерью административного правонарушения, задача индивидуальной профилактической работы будет:  мать не совершает повторных правонарушений, знает об их последствиях.

Сформулированные цели и задачи должны быть: конкретны – описывать «конкретное конечное состояние»; измеряемы, достижимы и ориентированы на результат, т.е. должны включать некоторые легко распознаваемые критерии, с помощью которых мы можем измерить их достижение. Описание измеряемых целей является одной из наиболее трудных частей в процессе планирования индивидуальной профилактической работы. Например: антисанитария в квартире. Мы не можем поставить перед собой цель, связанную с чистотой в доме, измеряемой количеством допустимой грязи. Практическим решением является формулирование цели, которое включает много видимых критериев, которые ассоциируется с чистотой, например: «пол должен быть очищен от грязи, пыли, клочков бумаги, еды и мусора». В этом случае цель предоставляет реалистичный и измеряемый критерий для оценки чистоты в доме. Также каждая цель должна иметь установленный срок для ее достижения. Четкие временные границы целей показывают, когда, в какие сроки, какой результат должен быть достигнут. В межведомственном плане напротив каждого программного мероприятия мы указываем конкретные сроки исполнения и результат.  

После того, как сформулированы цели и задачи индивидуальной профилактической работы, специалист, сопровождающий семью или несовершеннолетнего, предлагает включить в план специалистов субъектов профилактики, которые также смогут решить данную цель или задачу, согласовывает с ними программные мероприятия, составляет межведомственный план и для утверждения направляет в комиссию по делам несовершеннолетних.

СЛАЙД 5

Все мы прекрасно знаем, что одним из направлений в составлении межведомственных планов, в организации эффективной профилактической работы и решении проблемы девиантного поведения несовершеннолетних является взаимодействие с учреждениями системы профилактики. В настоящее время мы смело можем отметить, что у нас налажено взаимодействие со специалистами КДНиЗП, с инспекторами по делам несовершеннолетних, с социальными педагогами школ, специалистами центра «Гармония», детской поликлиники, детского дома «Семья» и др.

Также в составлении межведомственных планов в части формулирования социально-психологических, психологических проблем семьи, мы консультируемся с психологами нашего отдела. Психологи при необходимости помогают в разборе трудных случаев, связанных с работой с семьями и несовершеннолетними, проводят с нами мероприятия, направленные на профилактику профессионального выгорания.

С целью повышения информационной грамотности специалистов в профессиональной деятельности в отделе регулярно проводятся методические объединения и встречи со специалистами учреждений системы профилактики. В этот году состоялись встречи со специалистами управления социальной защиты населения г. Ноябрьска, социального фонда России, и специалистом ПНД.

Также необходимо отметить, что в нашем отделе работают специалисты с большим стажем и опытом работы в сфере профилактики семейного неблагополучия, готовые оказать помощь друг другу.

В заключении своего выступления хочется отметить, что работа с людьми, особенно работа с немотивированными людьми, очень тяжелый труд. Только благодаря объединению усилий специалистов всех субъектов профилактики, поддержке коллег, можно повысить эффективность индивидуально-профилактической работы и получить качественный желаемый результат. Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность специалистам смежных структур за сотрудничество.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оформление социальным педагогом карточки н/л, состоящего на профилактическом учете

Социальные педагоги в своей работе часто сталкиваются с проблемой оформления личных карточек обучающихся "группы риска", где отражалась бы вся профилактическая работа СП службы школы.  Хочу...

Программа реабилитации несовершеннолетнего, состоящего на профилактических учетах

Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетним в целях предупреждения антиобщественных действий несовершеннолетних, совершения повторных общественно опасных деяний, преступлений....

План работы социально-психологической службы с учащимися МБОУ "СОШ №5", состоящими на профилактическом учёте в органах и учреждениях сиситемы профилактики

Документ содержит план работы социально-психологической службы с учащимися МБОУ "СОШ №5", сотоящими на профилактическом учёте в органах и учреждениях системы профилактики...

Отчет классного руководителя по итогам работы за четверть с несовершеннолетним , состоящим на внутришкольном учете

​В файле находится бланк отчета классного руководителя о работе, проведенной в течении четверти с обучающимся, состоящим на внутришкольном учете.Далее в приложении примерные формы работы с обучающимся...

Социальная карта семьи, состоящей на профилактическом учете

Социальная карта семьи, состоящей на профилактическом учете...

Из опыта работы "Наставничество в работе специалиста по социальной работе с молодёжью»

Из опыта работы "Наставничество в работе специалиста по социальной работе с молодёжью» ...

Из опыта работы "Наставничество в работе специалиста по социальной работе с молодёжью»

Наставническая деятельность как одна из эффективных форм работы специалиста по социальной работе с молодёжью...