Из опыта работы "Наставничество в работе специалиста по социальной работе с молодёжью»
материал

Наставническая деятельность как одна из эффективных форм работы специалиста по социальной работе с молодёжью

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы "Наставничество в работе специалиста

по социальной работе с молодёжью»

Я как специалист по социальной работе с молодежью отдела социально-психологического сопровождения семьи и молодежи МБУ «Многофункциональный центр по работе с семей и молодежью «Доверие» каждый день встречаюсь с семьями, которые находятся в социально-опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, с несовершеннолетними, состоящими на различных видах профилактического учета. Чаще всего это несовершеннолетние, имеющие социально-поведенческие проблемы, проблемы с употреблением психоактивных веществ, а также совершивших противоправные деяния. Я помогаю им решать проблемы, часто вместе с ними посещаю различные учреждения и ведомства, мотивирую к изменениям, к обращению за помощью к специалистам. Именно я становлюсь тем человеком для семей, находящихся в кризисе, на которого можно положиться в любой трудной ситуации.

Наверное, даже людям, далеким от социально-педагогической деятельности, понятно, как сложно порой бывает помогать семьям и/или несовершеннолетним, которые по разным причинам не умеют или не хотят меняться.

Работая в молодёжной политике, важнейшей формой моей профилактической работы является вовлечение «трудных» детей и подростков в молодежно-подростковые клубы, в социально-значимые занятия, организованные формы досуговой деятельности, разовые мероприятия с учетом их интересов. Именно с этой целью специалистами центра «Доверие» разработан и активно реализуется проект помощи несовершеннолетним, имеющим социально-поведенческие проблемы, проживающими в городе Ноябрьске «Возьми меня за руку!», в котором я принимаю активное участие: разработка мероприятий, составление смет, формирование списков участников, в том числе учетной категории, непосредственное участие в мероприятиях.

Основная идея проекта заключается в том, чтобы создать площадки для выявления детей и подростков, требующих особого контроля, вовлечь их в социально значимую деятельность по месту жительства, затем деятельность специалистов с несовершеннолетними проходит в форме наставничества. Специалист-наставник сопровождает подростка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации и нуждающегося в помощи и поддержке. Убеждением и личным примером, моральной поддержкой и укреплением веры подростка в свои силы и возможности, вовлечением в интересную деятельность, наставники помогают подросткам социализироваться и развить необходимые жизненно важные социальные навыки.

Интерактивное путешествие «Территория ЗОЖ – территория больших возможностей», игровая программа «Напарник», соревнования по Арчери-Таг   «Битва Титанов», психологический тренинг «Пойми меня», городская квест-игра «ЧёЗаКвест?» создали условия, в которых несовершеннолетние, состоящие на учете КДНиЗП, объединившись со своими наставниками, смогли решить такие проблемы, как преодоление трудностей во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, педагогами) и проблему организации полезного досуга, как альтернативы деструктивным сообществам.

Кроме этого, как старший специалист по социальной работе с молодежью и наставник провожу консультации по решению профессиональных задач в рамках работы по технологии раннего выявления, оказываю информационную помощь специалистам, работающим с семьями учетной категории в рамках режима повышенной готовности, сопровождаю молодых/новых специалистов.  

Всего в проекте «Возьми меня за руку!» приняли участие около 120 человек, из них около 35 несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета. Успешная реализация данного проекта, с одной стороны, способствовала снижению числа несовершеннолетних, употребляющих психоактивные вещества, совершающих правонарушения, с другой стороны, - повышению числа подростков, ведущих здоровый образ жизни, вовлеченных в социально значимую деятельность.

Кроме этого, в моей практике  12 специалистов отдела социально-психологического сопровождения семьи и молодежи могу считать своими наставляемыми.

Моя основная задача как наставника в работе с семьями и несовершеннолетними «группы риска» -  помочь выйти из сложной жизненной ситуации и закрепить позитивный жизненный опыт; в работе со специалистами – помочь влиться в коллектив, научить алгоритму работы, поделиться опытом работы, передать профессиональные знания и умения, ответить на вопросы. 

За время реализации проекта «Возьми меня за руку!» мы убедились в эффективности проведения мероприятий. Главным достижением по итогам реализации проекта считаю доверие наших напарников-несовершеннолетних, которым в первую очередь нужна помощь и поддержка. Специалисты по социальной работе с молодежью, которые и являются наставниками несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета, после участия в мероприятиях в рамках проекта «Возьми меня за руку» отмечают, насколько проще и легче стало контактировать с ними. Трое подростков стали активными участниками других мероприятий и проектов, но уже в качестве волонтеров. Например, они с удовольствием помогают специалистам проводить мероприятия в рамках проекта «Семейный лагерь выходного дня «Счастливы вместе», являются активными участниками регионального социального проекта «Альтернатива», отлично зарекомендовали себя в проведении Дня молодежи.

Специалисты по социальной работе с молодежью успешны в социально-педагогической деятельности центра «Доверие», становятся наставниками для семей и несовершеннолетних «группы риска» наставниками. В настоящее время (май 2024г.) на сопровождении наших специалистов находятся 13 несовершеннолетних и 40 семей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социальное развитие и молодёжь».

Кого считать молодым?  Каковы особенности молодёжи ? Молодёжная субкультура: быть похожей или отличаться? На эти и другие вопросы  попытаемся дать ответы....

Из опыта работы: ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

просвещение педагогов по вопросам сопровождения детей в СОП...

Материалы из опыта работы "Опыт социального проектирования и социальной практики во внеурочной деятельности как важная составляющая реализации ФГОС"

Выступление на VIII межшкольной научно-практической конференции для педагогов г. Сургута  по теме  «Современные педагогические технологии и подходы к обучению и воспитанию школьников в ...

Обобщение опыта работы по теме: «Социальная работа с «трудными» детьми в условиях реабилитационного центра»

Актуальность темы заключается в том, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста чис...

«Социальное развитие и молодёжь».

Кого считать молодым?  Каковы особенности молодёжи ? Молодёжная субкультура: быть похожей или отличаться? На эти и другие вопросы  попытаемся дать ответы....

Из опыта работы "Наставничество в работе специалиста по социальной работе с молодёжью»

Из опыта работы "Наставничество в работе специалиста по социальной работе с молодёжью» ...