Формы организации работы с детьми с ОВЗ по ознакомлению с профессиями. Выступление перед коллегами.
статья

Петрова Светлана Анатольевна

Данный материал содержит информацию об организации работы педагогов с дошкольниками с ОВЗ по ознакмлению с профессиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы организации работы с детьми с ОВЗ по ознакомлению с профессиями

Выступление на педагогическом совете

  Петрова Светлана Анатольевна,

учитель-дефектолог

Муниципального автономного

дошкольного образовательного

учреждения № 11 «Созвездие»

города Дубны Московской области

svetinson@mail.ru

http://dou11.uni-dubna.ru

Форма организации обучения – это совместная деятельность обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме.

Формы различаются по

– количественному составу обучающихся;

– характеру взаимодействия между учащимися и обучающим (степенью активности и самостоятельности);

– способам деятельности (методам и приемам);

– месту проведения.

Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно организованная образовательная деятельность (НООД). Она осуществляется в соответствии с программой ДО, АООП ДО детей с ограниченными возможностями здоровья.

В детском саду могут использоваться индивидуальная, подгрупповая и фронтальная  формы обучения.

Фронтальную форму целесообразно использовать на занятиях художественного и спортивно-оздоровительного характера (музыкальном, физкультурном). В работе с детьми с ОВЗ фронтальная форма наиболее приемлема в плане социализации воспитанников, приобщении к работе в коллективе.

В работе с детьми со сложной структурой дефекта, с ярко выраженными особенностями интеллектуального, психического, речевого развития либо коммуникативного поведения целесообразно использование индивидуальной формы обучения. Данная форма позволяет максимально эффективно подобрать средства, методы, приемы и материал для обучения. Педагог имеет возможность определять задачу соответственно уровню развития ребенка, с учетом темпа усвоения им материала, особенностей психических процессов и т.п.

Групповая форма обучения предполагает комплектование групп из нескольких воспитанников, исходя из личных симпатий детей, общих интересов, примерного единства целей и задач обучения этих ребят на данный момент. Не стоит объединять в группы на занятие детей одинакового уровня развития, подготовки. Они должны именно отличаться по уровню развития. В этом случае более «сильный» ребенок становится своего рода «маячком» для более «слабого».

Занятия могут быть организованы в виде

- традиционного занятия,

- интегрированного занятия,

- экскурсии,

- деловой игры,

- проблемной ситуации,

- игры-путешествия,

- сюжетно-ролевой игры,

- праздника или развлечения,

- чтения либо прослушивания произведений,

- коллекционирования,

- продуктивной деятельности,

- проектной деятельности.

На занятиях по ознакомлению с профессиями уместными могут быть любые из перечисленных форм обучения, а также разнообразные формы организации этих занятий.

Говоря о личном опыте работы по ознакомлению детей с профессиями, отмечу, что основным критерием выбора материала является его прикладная целесообразность. Иными словами, если у ребенка выраженная интеллектуальная недостаточность, глубокое расстройство аутистического спектра, то рассказывание ему о труде космонавтов, инженеров, дизайнеров было бы необоснованным, нелогичным. Детей с такими особенностями развития мы знакомим с профессиями повара, водителя, строителя, продавца, парикмахера, врача, педагога, то есть с теми профессиями, с которыми он встречается в жизни. Детям, наиболее перспективным в плане приобретения практических умений и навыков, можно и необходимо рассказать еще и о таких профессиях, которыми они смогли бы овладеть  в будущем, то есть профориентировать.

Знакомству с профессиями безусловно способствует использование наглядного материала в виде дидактических игр и пособий, кукол в костюмах, соответствующих представленной профессии, атрибутов профессионалов (настоящих и игровых аналогов).

Таким образом, можно еще раз отметить, что при ознакомлении детей с ОВЗ с профессиями возможно использовать различные формы организации обучения. Выбор может быть обусловлен контингентом воспитанников и конкретными задачами данного этапа работы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно - исследовательская деятельность как форма организации работы с одаренными детьми

В настоящее  время все больше педагогов и школ занимаются со школьниками проектно -  исследовательской деятельностью, справедливо считая, что собственные исследования, - это наиболее эффекти...

Научное общество как одна из форм организации работы с одарёнными детьми

Статья рассказывает об эффектифных формах работы с одарёнными детьми...

Проектная деятельность как эффективная форма организации работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

В настоящее время одной из основных целей филологического образования, прописанных в Концепции, является «развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоя...

Современные формы организации работы с одаренными детьми

Одаренный ребенок –это ребенок , который выделяется яркими красками, очевидными иногда выдающимися достижениями(или имеет внутренние предпосылки для таких достижений)в том или ином виде деятельности....

Научное общество обучающихся как одна из форм организации работы с одаренными детьми в условиях ФГОС

Лучшим тестом интеллектуальной одаренности является участие в исследовательской деятельности...

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬКАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ  Н.А. Правдина, учитель географии и биологии ГБОУ ООШ с. Нижняя Быковка Во всем мире проблема ...

Современные формы организации работы с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации

ФГОС дошкольного образования определяет трудовое воспитание как одно из направлений социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста, цель которого – «формирование у детей по...