Выступление на районном методическом обьединение Заведующих Тема: «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ с ОВЗ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ»
консультация
Количество детей, имеющих нарушение речи, неуклонно растет. Это показывает и статистика в целом, и, непосредственно, наш опыт работы в логопедической группе для детей с ТНР. Сейчас контингент детей логопедической группы имеет более сложные речевые нарушения, нежели раньше.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_25_yanvar.docx | 22.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 7 "Звездочка" г. Дюртюли
Выступление на районном методическом обьединение
Заведующих детских садов г. Дюртюли
Тема: «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ с ОВЗ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ»
Подготовила:Учитель-логопед
Ямалова.А.Ш
2024 г.
Добрый день, уважаемые руководители. Я учитель-логопед Ямалова Альфира Шавкатовна, стаж моей работы в нашем детском саду 4 года. Работаю в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Представляю вашему вниманию выступление на тему «Организация работы с детьми с ОВЗ в логопедической группе»».
Количество детей, имеющих нарушение речи, неуклонно растет. Это показывает и статистика в целом, и, непосредственно, наш опыт работы в логопедической группе для детей с ТНР. Сейчас контингент детей логопедической группы имеет более сложные речевые нарушения, нежели раньше.
Общее количество детей в ДОУ, нуждающихся в логопедической помощи, довольно велико. При отборе в группу учитывается, в первую очередь, степень нарушения. Преимущество отдается детям с более сложными речевыми нарушениями. Дети зачисляются в логопедическую группу по решению ПМПК, которая определяет речевой диагноз и срок обучения для каждого ребенка. Нашу группу было зачислено 10 детей. Из них ОНР II уровня -6 детей,с ОНР III уровня -4 ребенка.
Задачи коррекционной работы:
- совершенствовать артикуляционную, тонкую и общую моторику;
- развивать речевое дыхание;
- формировать правильное звукопроизношение;
- развивать фонематическое восприятие и слух;
- совершенствовать лексический и грамматический строй речи;
- развивать навыки связной речи.
Дети с ТНР имеют ряд особенностей. Зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.
Успех коррекционной – воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой. При этом очень важна взаимосвязь и преемственность в работе всех специалистов. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов. В коррекционном процессе принимают участие практически все педагоги, работающие с детьми логопедической группы, т.е. учитель-логопед, воспитатель, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре.
Учителем-логопедом проводится занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи, подготовке детей к обучению грамоте, формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Организуя занятия, мы учитываем психологические особенности детей с ОНР. Чаще всего у таких детей снижена слуховая память и продуктивность запоминания, более низкий уровень произвольного внимания, наблюдается отставание в развитии наглядно-образного мышления и ряд других особенностей. Задачи занятий реализуются через: речевую активность; ситуации общения; игровую, познавательную, исследовательскую, творческую активность; двигательную активность; проблемные ситуации; экспериментирование.
На индивидуальных логопедических занятиях проводится подготовка речевого аппарата и формирование правильного речевого дыхания для постановки и автоматизации нарушенных звуков, а также реализуются все остальные задачи развития речи.
Коррекционно-образовательный процесс с ребенком с речевой патологией требует длительного времени и отнимает у ребёнка много сил. Со временем у него утрачивается интерес к занятиям с логопедом, теряется мотивация, ведь коррекция нарушений речи – трудоемкий процесс. И для того чтобы коррекционно-развивающая работа была более результативной ,используем в своей работе инновационные логопедические технологии которые способствуют нормализации эмоциональной сферы, а также позволяют проводить работу в нестандартной и очень любимой детьми форме. Используем такие методы как : сказкатерапия , пескотерапия, изотерапия, пластилинография, нейроигры.
Специфика работы воспитателя логопедической группы:
-Решение не только общеразвивающих, но и коррекционных задач.
- Создание предметно-развивающей среды в группе с учетом особенностей детей.
- Взаимодействие со всеми участниками коррекционно-развивающего процесса.
Воспитатель согласовывает содержание занятий с логопедом. Еженедельно изучается одна лексическая тема, по которой воспитатель отрабатывает словарный материал и грамматические задания. Ведётся тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателем, ежедневно воспитатель проводит логочас, осуществляет постоянный контроль за речью детей, за произношением поставленных звуков.
С детьми группы постоянно работает педагог психолог. Психолог, работая с детьми логопедической группы решает следующие задачи:
- Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки
- Совершенствование мелкой моторики
- Развитие зрительно – моторной координации
- Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств
- Активизация отработанной лексики
- Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия.
Задачи музыкального руководителя:
- Развитие речевого дыхания;
- Развитие артикуляционного аппарата;
- Работа над просодическими компонентами речи;
- Развитие чувства ритма.
Музыкальный руководитель проводит логоритмические занятия. На таких занятиях развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Развивается речевое дыхание, артикуляционный аппарат, просодические компоненты речи (сила голоса, интонация, тембр). Музыкальный руководитель подбирает фонопедические распевки в соответствии с изучаемыми звуками, дети учатся различать твердые и мягкие звуки. Развитие чувства ритма на логоритмике способствует устранению нарушения слоговой структуры слова.
Задачи инструктора по ФК:
- Совершенствование двигательной сферы детей;
- Развитие основных качеств движения: объема, точности, темпа, активности, координации;
- Развитие речевого дыхания.
Инструктор по ФК проводит игры на движение с речевым сопровождением, включает в занятия самомассаж, проводит интегрированные физкультурно-логопедические досуги и развлечения. Очень важно для логопедической работы включение в НОД по физической культуре упражнений на развитие дыхания.
Одна из необходимых сторон коррекционного процесса –взаимодействие с семьей ребенка. Современные формы работы логопеда с родителями в ДОУ по преодолению речевых недостатков:
- Родительские собрания.
- Консультации.
- Вспомогательные наглядные средства: специальный логопедический уголок «Советы логопеда», тематические выставки рисунков и поделок детей , пособия, памятки, образцы выполненных заданий.
- Тестирование и анкетирование. Позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей.
- Ведение тетрадей для домашних заданий. Логопед предоставляет родителям возможность проследить динамику обучения ребёнка. Родитель в полной мере становится участником коррекционного процесса.
- Дни открытых дверей. Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома.
- Родительские пятиминутки. Родители получают возможность кратковременной личной консультации.
- Семинары – практикумы. Дают возможность попрактиковаться в практическом выполнении тех или иных заданий под руководством логопеда.
- Мастер-классы. Позволяют родителям обучаться новому и самим становится немного педагогом в работе со своим ребёнком
- Праздники, развлечения, викторины.
Что важно, родители также становятся активными участниками данных мероприятий. Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных партнерских отношений, осознание родителями своей роли в обучении и воспитании ребенка. В итоге достигается главная цель этого взаимодействия – обеспечить максимально благоприятные условия для полноценного и всестороннего развития ребёнка.
Такая организация работы в группе компенсирующей направленности дает положительные результаты. Так, по результатам мониторинга развития речи в прошлом учебном году, у детей логопедической группы наблюдалась значительная положительная динамика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: «Система логопедической работы во взаимодействии логопеда и воспитателя логопедической группы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ».
Методическая разработка: ...
Организация работы с детьми «группы риска» и одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы
Материалы к обсуждению на методическом объединении учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы в 2013 г....
"Формы работы специалиста дефектолога с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ".(Выступление на городском методическом обьединении)
Работа специалиста с семьей, имеющего ребенка с ОВЗ начинается с установления уважительных, доброжелательных взаимоотношений, которое требует тактичного, корректного поведения, умения поставить себя н...
Выступление на районном семинаре по теме: «Методика работы по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных организациях городского округа Луховицы»
Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улиц...
Методические рекомендации педагогам по организации работы с детьми группы риска.
Педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинс...
Выступление на районном методическом совете "Формирование банка данных о методической работе учителей (темы самообразования) и их профессиональных качествах"
Районный методический совет«Формирование банка данных о методической работе учителей(темы сомообразования) и их профессиональных качествах в МОБУ «Новсергиевская СОШ №4».ЗД по У...