Выступление на районном методическом обьединение Заведующих Тема: «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ с ОВЗ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ»
консультация

Ямалова Альфира Шавкатовна

Количество детей, имеющих нарушение речи, неуклонно растет. Это показывает и статистика в целом, и, непосредственно, наш опыт работы в логопедической группе для детей с ТНР. Сейчас контингент детей логопедической группы имеет более сложные речевые нарушения, нежели раньше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_25_yanvar.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 7 "Звездочка" г. Дюртюли

Выступление на районном методическом обьединение

Заведующих детских садов г. Дюртюли

Тема: «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ с ОВЗ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ»

                                                                            Подготовила:Учитель-логопед

                                                                                                                       Ямалова.А.Ш

2024 г.

              Добрый день, уважаемые руководители. Я учитель-логопед Ямалова Альфира Шавкатовна, стаж моей работы в нашем детском саду 4 года. Работаю в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.  Представляю вашему вниманию выступление на тему «Организация работы с детьми с ОВЗ в логопедической группе»».

Количество детей, имеющих нарушение речи, неуклонно растет. Это показывает и статистика в целом, и, непосредственно, наш опыт работы в логопедической группе для детей с ТНР. Сейчас контингент детей логопедической группы имеет более сложные речевые нарушения, нежели раньше.

 Общее количество детей в ДОУ, нуждающихся в логопедической помощи, довольно велико. При отборе в группу учитывается, в первую очередь, степень нарушения. Преимущество отдается детям с более сложными речевыми нарушениями. Дети зачисляются в логопедическую группу по решению ПМПК, которая определяет речевой диагноз и срок обучения для каждого ребенка. Нашу группу было зачислено 10 детей. Из них ОНР II уровня -6 детей,с ОНР  III уровня -4 ребенка.

Задачи коррекционной работы:

- совершенствовать артикуляционную, тонкую и общую моторику;

- развивать речевое дыхание;

- формировать правильное звукопроизношение;

- развивать фонематическое восприятие и слух;

- совершенствовать лексический и грамматический строй речи;

 - развивать навыки связной речи.

          Дети с ТНР имеют ряд особенностей. Зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

            Успех коррекционной – воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой. При этом очень важна взаимосвязь и преемственность в работе всех специалистов. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов. В коррекционном процессе принимают участие практически все педагоги, работающие с детьми логопедической группы, т.е. учитель-логопед, воспитатель, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре.

       Учителем-логопедом проводится занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи, подготовке детей к обучению грамоте, формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Организуя занятия, мы учитываем психологические особенности детей с ОНР. Чаще всего у таких детей снижена слуховая память и продуктивность запоминания, более низкий уровень произвольного внимания, наблюдается отставание в развитии наглядно-образного мышления и ряд других особенностей. Задачи занятий реализуются через: речевую активность; ситуации общения; игровую, познавательную, исследовательскую, творческую активность; двигательную активность; проблемные ситуации; экспериментирование.

        На индивидуальных логопедических занятиях проводится подготовка речевого аппарата и формирование правильного речевого дыхания  для постановки  и автоматизации нарушенных звуков, а также реализуются все остальные задачи развития речи.

        Коррекционно-образовательный процесс с ребенком с речевой патологией требует длительного времени и отнимает у ребёнка много сил. Со временем у него утрачивается интерес к занятиям с логопедом, теряется мотивация, ведь коррекция нарушений речи – трудоемкий процесс. И для того чтобы  коррекционно-развивающая работа  была более результативной ,используем в своей работе инновационные логопедические технологии  которые способствуют нормализации эмоциональной сферы, а также позволяют проводить работу в нестандартной и очень любимой детьми форме. Используем такие методы как :  сказкатерапия , пескотерапия, изотерапия, пластилинография, нейроигры.

 Специфика работы воспитателя логопедической группы:

-Решение не только общеразвивающих, но и коррекционных задач.

- Создание предметно-развивающей среды в группе с учетом особенностей детей.

- Взаимодействие со всеми участниками коррекционно-развивающего процесса.

        Воспитатель согласовывает содержание занятий с логопедом. Еженедельно изучается одна лексическая тема, по которой воспитатель отрабатывает словарный материал и грамматические задания. Ведётся тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателем, ежедневно воспитатель проводит логочас, осуществляет постоянный контроль за речью детей, за произношением поставленных звуков.

        С детьми группы постоянно работает педагог психолог. Психолог, работая с детьми логопедической группы решает следующие задачи:

- Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки

- Совершенствование мелкой моторики

- Развитие зрительно – моторной координации

 - Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств

- Активизация отработанной лексики

 - Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия.

Задачи музыкального руководителя:

- Развитие речевого дыхания;

- Развитие артикуляционного аппарата;

- Работа над просодическими компонентами речи;

- Развитие чувства ритма.

Музыкальный руководитель проводит логоритмические занятия. На таких занятиях развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Развивается речевое дыхание, артикуляционный аппарат, просодические компоненты речи (сила голоса, интонация, тембр). Музыкальный руководитель подбирает фонопедические распевки в соответствии с изучаемыми звуками, дети учатся различать твердые и мягкие звуки. Развитие чувства ритма на логоритмике способствует устранению нарушения слоговой структуры слова.

Задачи инструктора по ФК: 

- Совершенствование двигательной сферы детей;

- Развитие основных качеств движения: объема, точности, темпа, активности, координации;

- Развитие речевого дыхания.

Инструктор по ФК проводит игры на движение с речевым сопровождением, включает в занятия самомассаж, проводит интегрированные физкультурно-логопедические досуги и развлечения. Очень важно для логопедической работы включение в НОД по физической культуре упражнений на развитие дыхания.

               Одна из необходимых сторон коррекционного процесса –взаимодействие с семьей ребенка. Современные формы работы логопеда с родителями в ДОУ по преодолению речевых недостатков:

- Родительские собрания.

- Консультации.

- Вспомогательные наглядные средства: специальный логопедический уголок «Советы логопеда», тематические выставки рисунков и поделок детей , пособия, памятки, образцы выполненных заданий.

- Тестирование и анкетирование. Позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей.

- Ведение тетрадей для домашних заданий. Логопед предоставляет родителям возможность проследить динамику обучения ребёнка. Родитель в полной мере становится участником коррекционного процесса.

- Дни открытых дверей. Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома.

- Родительские пятиминутки. Родители получают возможность кратковременной личной консультации.

- Семинары – практикумы. Дают возможность попрактиковаться в практическом выполнении тех или иных заданий под руководством логопеда.

                - Мастер-классы. Позволяют родителям обучаться новому и самим становится немного педагогом в работе со своим ребёнком

 - Праздники, развлечения, викторины.

Что важно, родители также становятся активными участниками данных мероприятий. Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных партнерских отношений, осознание родителями своей роли в обучении и воспитании ребенка. В итоге достигается главная цель этого взаимодействия – обеспечить максимально благоприятные условия для полноценного и всестороннего развития ребёнка.

Такая организация работы в группе компенсирующей направленности дает положительные результаты. Так, по результатам мониторинга развития речи в прошлом учебном году, у детей логопедической группы наблюдалась значительная положительная динамика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с детьми «группы риска» и одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы

Материалы к обсуждению на методическом объединении учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы в 2013 г....

"Формы работы специалиста дефектолога с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ".(Выступление на городском методическом обьединении)

Работа специалиста с семьей, имеющего ребенка с ОВЗ начинается с установления уважительных, доброжелательных взаимоотношений, которое требует тактичного, корректного поведения, умения поставить себя н...

Выступление на районном семинаре по теме: «Методика работы по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных организациях городского округа Луховицы»

   Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улиц...

Методические рекомендации педагогам по организации работы с детьми группы риска.

Педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинс...

Выступление на районном методическом объединении по физике "Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках физики"

Статья представляет собой замечания из опыта работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроках физики....