Комплексная программа антинаркотической направленности «Будущее за нами!»
методическая разработка
Необходимость общеобразовательных программ по профилактике наркомании у обучающихся связана с современным состоянием проблемы наркозависимости в стране. Употребление психологически активных веществ, представляющее серьезную угрозу молодому поколению. Основным объектом профилактической работы становятся дети школьного возраста, при этом особое внимание уделяется профилактической работе в условиях образовательных учреждений. Образовательное учреждение обладает рядом уникальных возможностей для проведения профилактической работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_profilaktiki_zloupotrebleniya_pav_v_podrostkovoy_srede3.docx | 60.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 «Образовательный центр» имени Героя Российской Федерации Немцова Павла Николаевича с. Борское муниципального района Борский Самарской области
«Программа профилактики злоупотребления психоактивных веществ среди обучающихся 5 – 9 классов»
Номинация : Профилактические программы и технологии, направленные на профилактику правонарушений среди несовершеннолетних и формирование навыков здорового образа жизни.
Автор: Орлова Мария Владимировна,
Учитель.
+7(937)177-55-38,mariliemarilie@mail.ru
- Пояснительная записка.
Нормативно-правовое обеспечение Программы.
Профилактическая деятельность комплексной программы злоупотребления психоактивных веществ (далее ПАВ) среди обучающихся 5 – 9 классов.
(далее Программы) ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Борское регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», устанавливающим ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса, в том числе и за защиту обучающихся от незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;
- Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», устанавливающим правовые основания для проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, либо употребляющими одурманивающие вещества, а также совершающими правонарушения и антиобщественные действия (в том числе связанные с незаконным оборотом наркотиков);
-Федеральным законом Российской Федерации от 10.07.2001 года №87-ФЗ «Об ограничении курения табака»;
-Федеральным законом Российской Федерации от 08.01.1998 года №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
- Уставом образовательного учреждения.
Проблема злоупотребления психоактивными веществами остается чрезвычайно актуальной среди молодежи. В последнее время масштабы распространения форм асоциального поведения (табакокурение, наркомания, алкоголизм) в подростковой среде приобретают угрожающий характер. Такое положение дел нельзя считать нормальным, поскольку курение, наркомания, алкоголизм – это действия направленные на уничтожение себя или уничтожение личности в себе. Кроме того, наибольший вред эти действия наносят именно детскому организму.
Необходимость общеобразовательных программ по профилактике наркомании у обучающихся связана с современным состоянием проблемы наркозависимости в стране. Употребление психологически активных веществ, представляющее серьезную угрозу молодому поколению. Основным объектом профилактической работы становятся дети школьного возраста, при этом особое внимание уделяется профилактической работе в условиях образовательных учреждений. Образовательное учреждение обладает рядом уникальных возможностей для проведения профилактической работы.
В соответствии с Законом «Об образовании в РФ» администрация ГБОУ СОШ № 2, несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса.
В школе осуществляется целенаправленная комплексная работа по предупреждению злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами и психотропными веществами, а также незаконного оборота среди обучающихся. Вся учебная программа школы дает возможность для сообщения научной информации физиологических и социальных последствиях употребления алкоголя, наркотиков, курения, при изучении различных дисциплин. Учитель может находить убедительные, яркие и эмоциональные факты и доводы, показывающие обучающимся пагубное влияние наркотических веществ на здоровье и быт человека на уроках ОБЖ или внеурочной деятельности.
На уроках рассматриваются конкретные примеры влияния алкоголя и наркотиков на физиологические процессы, происходящие в организме человека. Обязательно говорится о влиянии наркотических веществ на потомство. Гуманитарные дисциплины несут большие возможности эмоционального воздействия на школьников, на нравственные и эстетические чувства, представления, на их общественные убеждения. Наркомания несовместима с движением человечества вперед по пути экономического и социального прогресса. Научность и личный смысл – вот основные принципы при выборе содержания и формы урока, рекомендуется максимальное использование наглядности, демонстрационных опытов. Антинаркотическое просвещение школьников в учебном процессе должно осуществляться педагогическим коллективом в едином комплексе с нравственным, трудовым, военно-патриотическим и физическим воспитанием. Главная задача – добиться не только хорошего знания учащимися особенностей действия наркотических веществ на организм, нравственно-правовых норм нашего общества, но и научить руководствоваться этой информацией в своем поведении.
Программа профилактики направлена на формирование навыков сопротивления наркотикам (ПАВ) на основе усиления ответственности личности в использовании ПАВ, увеличения социальной компетентности, в соединении с укреплением негативного отношения к наркотикам.
Для того чтобы работа по сохранению и укреплению состояния здоровья обучающихся дала положительные результаты, необходимо объединение усилий педагогов, врачей, психологов, родителей и самих обучающихся.
- Цели и задачи Программы
Цель Программы: Формирование знаний у обучающихся об опасности употребления психически активных веществ, здорового образа жизни.
Задачи Программы
1. Дать понятия ПАВ и влияния их на организм и жизнь человека.
2. Сформировать у обучающихся отрицательное отношение к наркотическим веществам.
3. Оказать комплексную социально- психологическую помощь обучающимся.
4. Формировать у родителей (законных представителей) обучающихся установки на актуальность проблемы наркозависимости и употребления.
3. Паспорт программы
Наименование | Комплексная программа профилактики злоупотребления психоактивных веществ среди обучающихся 5-9 классов в ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Борское. Срок реализации на 2022-2025 годы |
Цели программы | Формирование знаний у обучающихся об опасности употребления психически активных веществ, здорового образа жизни. |
Задачи программы | 1.Дать понятия ПАВ и влияния их на организм и жизнь человека. 2.Сформировать у обучающих отрицательное отношение к наркотическим веществам. 3. Оказать комплексную социально- психологическую помощь обучающимся. 4.Формировать у родителей (законных представителей) обучающихся установки на актуальность проблемы наркозависимости и употребления. |
Участники программы | Завуч по воспитательной работе, педагогический коллектив, педагог-психолог, родители (законные представители) обучающихся, мед.работник, обучающиеся, инспектор по делам несовершеннолетних, работники соц.защиты. |
Исполнители программы | 1.Администрация школы; 2. Социально-психологическая служба школы; 3. Классные руководители; 4. Медицинские работники; 5. Учителя-предметники. |
Сроки реализации программы | Этап разработки программы: Сентябрь 2022 г. Этап реализации программы профилактической работы в рамках предлагаемой концепции: 2022- 2023, 2023-2024, 2024-2025 учебные годы. Этап рефлексии: май – август 2025 года. |
Основные мероприятия | 1. Проведение мероприятий по формированию здорового образа жизни в целях профилактики возникновения зависимости от потребления наркотиков и иных психоактивных веществ у обучающихся, в том числе с участием родителей (законных представителей) обучающихся. 2. Проведение массовых общешкольных мероприятий, развитие волонтерского движения по пропаганде среди обучающихся здорового образа жизни и нетерпимого отношения к наркомании. 3. Информационно-просветительская деятельность по пропаганде здорового образа жизни в целях профилактики возникновения зависимости от потребления наркотиков и иных психоактивных веществ у обучающихся. 4. Повышение эффективности деятельности школы по формированию здорового образа жизни в целях нетерпимого отношения к наркомании. 5. Организация и проведение ежегодного социально-психологического тестирования, с целью выявления фактов употребления, либо склонности к употреблению наркотиков и иных психоактивных веществ среди обучающихся школы. 6. Организация и проведение совместно с мед. работником диагностических мероприятий по выявлению фактов употребления, либо склонности к употреблению наркотиков и иных психоактивных веществ среди обучающихся школы. 7. Проведение профилактических и разъяснительных мероприятий с родителями (законными представителями), с целью семейной пропаганды здорового образа жизни и нетерпимого отношения к наркомании. |
Ожидаемые результаты | 1. Создание системы профилактической работы в школе. 2. Уменьшение числа обучающих, стоящих на всех видах учета. 3. Уменьшение количества семей «группы риска». 4. Активное и результативное участие родителей (законных представителей) и самих обучающихся школы в культурно-досуговых, спортивно-массовых и волонтерских мероприятиях. 5. Активная гражданская позиция здорового образа жизни и нетерпимого отношения к наркомании. |
По окончанию курса программы обучающиеся должны приобрести следующие знания и умения | 1. Знать об опасных мотивах поведения человека и уметь во время их распознавать. 2. Знать и уметь распознавать опасные предметы и вещества. 3. Знать и уметь пользоваться методами и способами безопасного поведения в социуме, а также способах противостояния влиянию окружающих. 4. Уметь распознавать и контролировать свои чувства, проецировать их на здоровый образ жизни. 5. Уметь выражать и отстаивать свое мнение. 6. Уметь принимать решения в пользу своего здоровья. 7. Обладать навыками стрессоустойчивости и правилами поведения в трудной ситуации. 8. Обладать навыками разрешения конфликтных ситуаций. 9. Уметь принимать критику и признавать свои ошибки. 10. Осознавать собственные потребности, способности, достоинства, слабости и ограничения. 11. Уметь мыслить критично и грамотно оценивать рекламу любых средств зависимости. 12. Знать принципы здорового образа жизни и уметь ими пользоваться в любой жизненной ситуации. 13. Уметь нести ответственность за свое поведение, свое здоровье, свое будущее. |
Контроль за исполнением программы | Мониторинг администрацией школы, в течение отчетных периодов 2022-2025 гг. |
4.Концептуальные подходы Программы:
1. Комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции;
2. Учет возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся;
3. Информирование обучающих о наркотиках, их вредности и негативных последствиях употребления;
4. Формирование жизненных навыков, помощь обучающим в достижении личных целей социально приемлемым путем;
5. Формирование здорового образа жизни и профилактика асоциальных проявлений в молодежной среде.
Механизмы реализации Программы осуществляется через:
- профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения;
- организация комплексных рейдов по территории проживания обучающихся школы;
- кадровое обеспечение профилактических мер;
- мониторинговые исследования и определение перспектив;
- взаимодействие педагогов, классных руководителей, родителей, детей, сотрудников КДН, ОДН;
- внедрение здоровье сберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ.
- привлечение родителей (законных представителей) для успешного функционирования программы по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения среди обучающих;
- организацию совместной деятельности родителей (законных представителей) и обучающихся: военно-патриотическое, интеллектуальное, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, краеведческую работу.
Основные направления реализации Программы:
1. Образовательное направление:
- формирование понимания у обучающих о действии психоактивных веществ, изменяющих состояние сознания на организм;
- формирование знаний о механизмах развития зависимости от психоактивных веществ;
- осознание последствий, к которым приводит химическая зависимость.
2. Психологическое направление:
- формирование умения принимать решения, умение сказать «нет», умение постоять за себя и свой выбор;
- формирование понимания при необходимости нужно обратиться за помощью;
- понимание развития зависимости от употребления ПАВ;
- создание доверительного отношения в коллективе для психологической адаптации обучающих из группы риска.
3. Социальное направление:
- формирование определенных социальных навыков, которые необходимы для здорового образа жизни;
- формирование навыков общения в коллективе;
- помощь в решении проблемы занятости обучающих и их социальной адаптации.
4. Системное направление:
- проведение профилактической работы со всеми представителями системы;
- школа-семья-ребенок;
- работа с обучающимися;
- работа с педагогами;
- работа с родителями.
5. План работы по реализации комплексной
программа по профилактике злоупотребления психоактивных веществ среди обучающихся 5 – 9 классов
№ п/п | Наименование мероприятия | Ответственный, должность | Сроки проведения ежегодных мероприятий | Возраст участников, категория |
1. | Районные и общешкольные мероприятия: Акция «Мы за здоровый образ жизни» | Классные руководители, учитель физкультуры, ОБЖ, обществознания, Библиотекарь | ноябрь-декабрь, | 5-9 классы; 11-15 лет |
Акция «Классный час. Наркотики. Закон. Ответственность» | Классные руководители, учитель физкультуры, ОБЖ, обществознания, библиотекарь | ноябрь-декабрь, | 6 – 9 классы 12 -15 лет | |
Антинаркотическая акция «Родительский урок» Спортивные мероприятия (Декады Здоровья; кроссы, эстафеты) по плану | Классные руководители, библиотекарь учитель физкультуры | февраль - март в течение года | 5-9 классы 5-9 классы; 11-15лет | |
2. | Общешкольные родительские собрания «Здоровье молодежи - здоровье нации». | Завуч по воспитательной работе | в течение года | 5-9 классы; 11-15 лет |
3. | Антинаркотическая акция «Сообщи, где торгуют смертью!» | Классные руководители | декабрь | 6 – 9 классы 12 -15 лет |
4. | Проведение месячника «Мы за здоровый образ жизни» (по графику) | Завуч по воспитательной работе | В течение года | 5-9 классы; 11-15 лет |
5. | Классные мероприятия: Беседы: "Опасность наркомании" «О наркотиках и наркомании»; «Гибель от передозировки»; «Проблемы здоровья наркоманов»; «Уголовная ответственность»; «Рост преступлений, совершаемых наркоманами» Классные часы: «Улица, подросток»; «Скажем наркотикам «Нет!»; «Привычки. Их влияние на детский организм»; «От вредной привычки к болезни всего один шаг»; «Алкоголь, табакокурение, наркотики и будущее поколение»; «Понятие о правонарушениях, формы правовой ответственности (ответственность человека за поступки, совершенные в состоянии опьянения); «Алкоголь и система пищеварения»; «Влияние алкоголя на детский организм»; «Преимущества трезвого здорового образа жизни»; «Заботиться о других – и долг и радость»; «Что такое здоровье?»; «Мир, в котором ты живёшь»; «Опасность вредных привычек»; «Учись преодолевать страх» и другие. По плану работы классных руководителей | Классные руководители; Завуч по воспитательной работе; медицинский работник; специалисты ОДН, КДН. | Сентябрь - май | 5-9 классы; 11-15 лет |
6. | Психологические тренинги, мозговые штурмы: «Учусь сопротивляться давлению»; «Я и они»; «Как сказать «нет». | Классные руководители. | октябрь, апрель | 6-9 классы 12-15 лет; учащиеся «группы риска» |
7. | Беседа на тему: «Вредные привычки!» | Медицинские работники. | Сентябрь- Ноябрь | 5-9 классы 11-15 лет |
8. | Ролевые игры: «Качества личности, которые помогают воздержаться от употребления наркотических веществ»; «Дружба. Кого можно назвать другом?» | Классные руководители, Завуч по воспитательной работе. | сентябрь-декабрь | 5-9 классы 11-15 лет |
9. | Работа с неформальными лидерами (учёба актива; участие во внеклассных мероприятиях «Не переступи черту»; просмотр тематических видеофильмов) | Завуч по воспитательной работе, классные руководители | сентябрь-май | 5-9 классы 11-15 лет |
10. | Рекламные листы, плакаты, буклеты,конкурс рисунков «Я выбираю здоровый образ жизни»; выставка литературы «Реклама и антиреклама табака и алкоголя» | Завуч по воспитательной работе; специалисты ОДН ИДН, КДН; медицинский работник; библиотекарь | Всемирный день борьбы с курением (18ноября); ноябрь-декабрь | 5-9 классы 11-15 лет |
11. | Лекция «Умейте говорить – НЕТ!» | Школьный психолог | Декабрь | 7 - 9 классы 13-15 лет |
12. | Анкетирование «Моё отношение к наркотикам, алкоголизму, табакокурению» | Классные руководители | март-май | 7 - 9 классы 13-15 лет |
13. | Конкурс рисунков «ЗОЖ» | Классные руководители | 7 Апреля | 5-9 классы 11-15 лет |
14. | Просмотр видео фильма: «Наркотики - смерть» | Классные руководители | Май | 7 - 9 классы 13-15 лет |
15. | Рисунки на асфальте «Вредные привычки – это не для нас» | Классные руководители | Май-Июнь | 5-9 классы 11-16 лет |
16. | Международный день борьбы с наркоманией. | Классные руководители, Завуч по воспитательной работе, | 26 Июня | 5-9 классы 11-15 лет |
Тематика родительских собраний по профилактике употребления ПАВ:
- «Роль семьи в формировании здорового образа жизни».
- «Меры профилактики формирования компьютерной и гаджет - зависимости у ребенка».
- «Свободное время - для души и с пользой».
- «Вредные привычки - профилактика в раннем возрасте».
- Просмотр и обсуждение фильма «Чижик-Пыжик. Пьющие дети».
- «Спасем детей от дыма сигарет».
- Тематическая беседа «Как определить, что ребенок начал употреблять наркотики?
8. «Как помочь ребенку сказать «нет» алкоголю и наркотикам».
9. Беседа «Что делать, если вы подозреваете, что ваш ребенок употребляет наркотики?».
10. «Подросток в мире вредных привычек».
11. Родительский всеобуч «СПИД - проблема XXI века».
Кадровое обеспечение по реализации Программы
- директор школы;
- Завуч по воспитательной работе;
- социальный педагог;
- педагог-психолог;
- классные руководители;
- учителя - предметники;
- родители (законные представители) обучающихся;
- мед. работник;
- инспектор по делам несовершеннолетних;
- работники социальной защиты.
Финансовое обеспечение по реализации Программы
Финансирование программы предполагается из средств, поступающих в образовательное учреждение на организацию оздоровительной и культурно-массовой работы среди обучающихся.
6. Ожидаемый конечный результат
Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия Программы.
После проведения мероприятия проводится анкетирование, опросы участников (обучающихся), родителей (законных представителей) с целью отслеживания эффективности мероприятия, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлеченности родителей (законных представителей), обучающихся в мероприятии.
Успех возможен при проведении уроков с помощью методов, предполагающих активное вовлечение обучающихся.
Для решения конкретных задач антинаркотической зависимости у обучающихся на уровне школы необходима координация отдельных форм, методов, направлений работы и объединение их в единое целое. Главным является формирование альтернативной моды на здоровый образ жизни. Это подразумевает включение данной Программы в общешкольную Программу противодействия распространению вредных привычек. Кроме того Программа позволит грамотно и с доминирующей позитивной ориентацией (не «против вредных привычек», а «за счастливую жизнь и крепкое здоровье») формировать полноценного гражданина российского общества.
Формирование навыков и привычек здорового образа жизни, ценностного отношения к себе и своему здоровью.
1. Знать об опасных мотивах поведения человека и уметь во время их распознавать.
2. Знать и уметь распознавать опасные предметы и вещества.
3. Знать и уметь пользоваться методами и способами безопасного поведения в социуме, а также способах противостояния влиянию окружающих.
4. Уметь распознавать и контролировать свои чувства, проецировать их на здоровый образ жизни.
5. Уметь выражать и отстаивать свое мнение.
6. Уметь принимать решения в пользу своего здоровья.
7. Обладать навыками стрессоустойчивости и правилами поведения в трудной ситуации.
8. Обладать навыками разрешения конфликтных ситуаций.
9. Уметь принимать критику и признавать свои ошибки.
10. Осознавать собственные потребности, способности, достоинства, слабости и ограничения.
11. Уметь мыслить критично и грамотно оценивать рекламу любых средств зависимости.
12. Знать принципы здорового образа жизни и уметь ими пользоваться в любой жизненной ситуации.
13. Уметь нести ответственность за свое поведение, свое здоровье, свое будущее.
Список литературы для учителей.
1. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании: Наглядно – методическое пособие/ Белогуров С.Б., Климович В.Ю . – М.- Центр «Планетариум», 2002 г.
2. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде: Приложение к приказу Министерства образования России от 28.02.2000 № 619 // Вестник образования. 2000 г.
3. Аксючиц И.В. Профилактика наркотической и табачной зависимости в школе: пособие для педагогов- психологов, педагогов учреждений общего среднего образования/ Аксючиц И.В., Хриптович В.А. – Мозырь, Белый ветер, 2015 г.
4. Методические материалы Федеральной образовательная программа, «Разработка региональной системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами детьми и молодежью», Министерство образования Российской Федерации, Центр профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи Минобразования России;
5. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью. Руководство. М., 2003 г.
6. Бабаян Э.А., Гонопольский М.Х. Наркология. – М.: Медицина, 2017 г.
7. Девиантное поведение обучающихся: Гендерное изменение: Теоретические и прикладные аспекты работы с несовершеннолетними правонарушительницами: Сб. науч. ст. / Под ред. Романова А.А., Калашникова Т.В. – Рязань: РГПУ, 2017 г.
8. Дунаевский В.В., Стяжкин В.Д. Наркомании и токсикомании. – Л.: Медицина, 2016 г.
9. Иванец Н.Н., Анохина И.П., Стрелец Н.В. Современное состояние проблемы наркоманий // Журн. невропатологии психиатрии. – М.: МПСИ, 2017, №9.
10. Колесов Д.В. Антинаркотическое воспитание. – М.: Воронеж: МОДЭК, 2017.
11. Колесов Д.В. Учителю о наркомании. – М.: МПСИ, 2017 г.
12. Латышев Г.В., Бережная М.А., Речнов Д.Д. Организация мероприятий по профилактике наркомании. – М.: Медицина, 2016 г.
13. Подхватилин Н.В. Психокоррекционная профилактика обучающихся о наркозависимости. – М.: ТЦ Сфера, 2016 г.
14. Предупреждение обучающихся о юношеской наркомании / Под ред. Березина С.В., Лисецкого К.С.. – М.: Институт психотерапии, 2017 г.
15. Школа без наркотиков / Под ред. Шипицыной Л.М., Казаковой Е.И. – СПб.: Детство-пресс, 2015 г.
16. Рохлина М.Л. Наркомании и токсикомании / Под ред. Тиганова А.С.. М.: Наука, 2016 г.
17. Баль, Л. В. Педагогу о здоровом образе жизни людей : книга для учителя / Баль Л. В., Барканов С. В., Горбатенко С. А.; под. ред. Баль Л. В.. — М. : Просвещение, 2005 г.
18. Нравственное воспитание в средней школе / сост. Тисленкова И. А.. — Волгоград : Учитель, 2007 г.
18. . Гузиков, Б. М. Что губит нас : о проблемах алкоголизма, наркомании и табакокурении / Б. М. Гузиков, А. А. Мейроян. — Л. : Лениздат, 1990 г.
19 Березин С. В. Психология ранней наркомании /Березин С. В., Лисецкий К. С. ; Международная ассоциация по борьбе с наркомафией и наркобизнесом, Самарский государственный университет, Самарский центр практической психологии. - Самара : Самарский университет, 2000 г.
20. Соловьев С. С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики - главные враги здоровья человека. 5-11 кл. : учеб.-метод. пособие / Соловьев С. С.. - 2-е изд., стер. - М. : Дрофа, 2006 г.
21. Медицинские, социальные и экономические последствия наркомании и алкоголизма: [монография] / Кошкина Е. А. [и др.] ; М-во здравоохранения и соц. развития РФ [и др.]. - Москва : ПЕР СЭ, 2008 г.
22. Кулинич, Галина Григорьевна. Вредные привычки: профилактика зависимости : 5-7 кл. / Г. Г. Кулинич. - М. : ВАКО, 2008 г.
23. Профилактика наркомании в общеобразовательном учреждении : система работы, метод. рек., разраб. мероприятий / [сост. и ред. Науменко Ю. В.]. - М. : Глобус, 2009 г.
Список литературы для родителей.
- Брилинг, Е. Е. Подросток: бить или любить? Уроки любви и терпения для родителей /Брилинг Е. Е. — М. : Дрофа-Плюс, 2005г.
- Дейноу, Ш. Как пережить опасный возраст Ваших детей? / Дейноу Ш.; пер. с англ. К. Савельева. — М. : МИРТ, 1995 г. (Путь к успеху = Путь к счастью).
- Запесоцкий, А. С. Эта непонятная молодежь : проблемы неформальных молодежных объединений / А. С. Запесоцкий, А. П. Файн. — М. : Профиздат, 1990 г.
- Клепцова, Е. Ю. Терпимое отношение к ребенку : психологическое содержание, диагностика, коррекция: учебное пособие / Е. Ю. Клепцова. — М. : Академический проект, 2005 г.
- Лаптев, А. П. Коварные разрушители здоровья / Лаптев А. П., Горбунов В. В.. — М. : Советский спорт, 1990 г. ил. — (Физкультурная библиотечка родителей).
- Орлова, Т. Г. Как помочь подростку войти во взрослую жизнь / Орлова Т. Г.. — М. : Центрполиграф, 2005 г.
- Школа без наркотиков : книга для педагогов и родителей / [авт. коллектив ; под науч. ред. Шипицыной Л. М.,. Казаковой Е. И]. - 2-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2001 г.
- Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / под ред. Березина С.В. и др. - Москва : Издательство Института Психотерапии, 2000 г.
- Данилин, А. Как спасти детей от наркотиков / Данилин А., Данилина И.. - Москва : Центрполиграф, 2001 г.
- Кун С. Как уберечь детей от наркотиков и алкоголя / Кун С., Шварцвельдер С., У. Уилсон ; пер. с англ. Пономаревой А. П.. - М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2004 г.
- Братилова Т. И. В семье наркозависимый. Что делать? / Братилова Т. И., Починюк О. П.. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2005 г.
- Лисецкий К. С. Психология и профилактика наркотической зависимости .Лисецкий К.С, Литягина Е.В.. - Самара : Бахрах-М, 2008 г.
- Колесов Д. В. Антинаркотическое воспитание : учебное пособие / Колесов Д. В.; Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т. - 5-е изд., стер. - М. [и др.] : МПСИ [и др.], 2009 г.
- Ципоркина И. В. Практическая психология для подростков, или вся правда о наркотиках / Ципоркина И. В., Кабанова Е. А.. - М. : АСТ-ПРЕСС, 2008 г.
Тема наркомании в художественной литературе
- Айтматов Ч. Т.. Плаха / Айтматов Ч. Т.. - Москва : АСТ : Астрель, 2010 г.
- Булгаков М. А. Морфий : [сборник] / Михаил Булгаков ; [сост., вступ. ст. В. Казака ; худож. В. Конопкин]. - Москва : Молодая гвардия, 1991 г.
- Гессе Г. Степной волк; Игра в бисер ; Рассказы и очерки : пер. с нем. / Г. Гессе. - М. : Пушкинская библиотека ; М. : АСТ, 2003 г.
- Гоголь. Н. В. Невский проспект : [повесть : 12+] / Гоголь Н. В.; худож. Михаил Бычков. - Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2014 г.
- Дик Ф. К. Помутнение : [16+] / Филип К. Дик ; [перевод с англ. Баканова В., А. Круглова А.]. - Москва : Э, 2018 г.
- Келс И. Мать Давида С., рожденного 3 июля 1959 года : роман / Ивонна К. ; Пер. с нидерл. [Е. Любаровой]. - Москва : Радуга, 1990 г.
- Кулешов А. П. Пропасть : повесть; Заколдованный круг : роман : [для ст. возраста] / Кулешов А; [Худож. М. Лисогорский]. - М. : Дет. лит., 1988 г.
- Куприн А. И. Молох : повесть / Куприн А. И.. - Москва : Детская литература, 1982.
- Росек Б. Дневник наркоманки : [пер. с польского] / Барбара Р.; [послесл. М. Котаньского, с. 86-127]. - М. : Торг.-изд. предприятие "Новелла", 1990 г.
Мелихов А. М. Чума : роман / Мелихов А. - М. : Вагриус, 2003 г.
- Селби Х. Реквием по мечте : роман / Селби Х. -мл.; [пер. с англ.: В. Осовский]. - Москва : ACT : Астрель, 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа Антинаркотического воспитания "Здоровым быть -здорово"
Данная программа поможет социальному педагогу и классному руководителю в организации профилактических классных часов о вреде ПАВ....
Программа антинаркотического воспитания обучающихся
Советы классному руководителю по антинаркотическому воспитанию учащихся. Представлена примерная тематика кассных часов....
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Будущее в настоящем»
Нравственное воспитание и развитие личности в воспитательно-образовательном процессе всегда стояло на первом месте и являлось важным компонентом в целостной си...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Будущие олимпийцы»
Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматривает проведение теоретических ...
Программа антинаркотической профилактической направленности "Мыза здоровый выбор!"
Цель программы - создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирования мотивации к активному и здоровому образу жизни и устойчивого негативного отношения к нарко...
Анкета по выбору направления будущей профессии
Анкета по выбору направления будущей профессии 8 класс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Zа нами будущее»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной их важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви...