Рабочая программа социального педагога с обучающимися ОВЗ на 2022-2023 учебный год
рабочая программа
Цель программы: формирование единого социально-педагогического пространства в сфере профилактики правонарушений, девиантного поведения обучающихся с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_sotsialnogo_pedagoga_s_obuchayushchimisya_ovz_v_ou.docx | 35.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
социального педагога
с обучающимися ОВЗ
на 2022-2023
учебный год
Пояснительная записка
Дети с ограниченными возможностями здоровья - дети, имеющие нарушения здоровья и развития различной степени. Для получения образования этими детьми действует система специального (коррекционного) образования, активно развивается система интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, в организациях системы общего образования.
В обязанности социального педагога неразрывно связана с основной стратегической миссией ПМПК – выявлением детей с особыми потребностями, в координации взаимодействия субьектов образовательного процесса. Осуществляет диагностику социальной адаптации обучающихся, имеющих отклонения в развитии, изучает психолого-педагогические особенности личности и ее микросоциума, условия жизни, интересы и потребности, положение в коллективе, трудности и проблемы, выступает посредником между обучающемся и школой, семьей, социальными партнерами. Способствует созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению полноценного личностного развития обучающихся, имеющих специальные образовательные потребности в пределах выполнения учеником индивидуального коррекционно-образовательного маршрута, утвержденного ПМПК. Проводит консультативную и просветительскую работу в пределах своей компетенции с обучающимися, их родителями и педагогами образовательных организаций.
В последнее время проблема девиантного поведения детей с ограниченными возможностями здоровья находится в центре внимания педагогов, социальных педагогов, психологов, медицинских работников.
Негативное поведение детей в специальной литературе называют отклоняющимся или девиантным. Отклоняющееся (девиантное) поведение – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям.
Девиантное поведение – это система поступков, противоречащих принятым в обществе нормам, проявляющееся в виде несбалансированности психических процессов у подростков и ведущее к дезадаптации. Такие подростки рассматриваются как дисгармоничные личности, неспособные отвечать за свою судьбу и совершаемые поступки. Они не самостоятельны и не автономны в принятии решений.
Для того чтобы стать законопослушным гражданином и успешно социализироваться, необходимо выполнить следующие условия:
· осознать нормы общества;
· осознать себя частью общества;
· принять нормы общества как свои.
Есть обучающиеся с ОВЗ испытывающие затруднения по всем пунктам, и к этому нужно отнестись с большим вниманием.
Сложности социальной адаптации детей с ОВЗ связаны с их эмоциональной незрелостью и нарушениями эмоциональной регуляции поведения - синдром психического инфантилизма. Отмечается:
- преобладание игровых интересов над познавательными;
- эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, конфликтность либо неадекватная весёлость;
- неумение контролировать свои действия и поступки, эгоизм;
-отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения, нежелание подчиняться правилам.
Дети с инфантильным поведением нередко попадают под влияние сверстников или детей старше возрастом с асоциальными установками, без раздумий присоединяются к противоправным действиям и поступкам.
Данная программа разработана на основе документов, регламентирующих работу с детьми ОВЗ:
- Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).
- Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 17 июля 2015 г.).
- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Цель программы: формирование единого социально-педагогического пространства в сфере профилактики правонарушений, девиантного поведения обучающихся с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся.
Задачи:
- Обеспечение сохранения здоровья, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних имеющих ОВЗ;
- Создание условий по предупреждению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних имеющих ОВЗ:
- Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
- Развить у обучающихся способность к профессиональной адаптации, умения, навыки необходимые для общения и взаимодействия с другими людьми
5. Сохранять и укреплять здоровье обучающихся и формировать мотивацию у них на здоровый образ жизни.
6. Формировать навыки и умения необходимые для успешного вхождения в общество в процессе трудового, социально бытового обучения.
7.Воспитать у несовершеннолетнего уважения к Закону, правопорядку, нравственно-правовым нормам, правовой компетентности, ответственного поведение, присущего законопослушному гражданину;
8.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов
9.Формировать умений и навыков применения правовых знаний на практике, устойчивой привычки действовать в соответствии с правовыми нормами и предписаниями;
10.Развить социально-правовой активности, умения подростков действовать в рамках общепринятые норм и правил, грамотно отстаивать свои права;
11.Формировать умения конструктивно выражать свое мнение и эффективно разрешать конфликтные ситуации;
10.Формировать навыков здорового образа жизни и ценностного отношения к своему здоровью.
Таким образом правовое просвещение, формирование законопослушного поведения обучающихся с ОВЗ, выявление и устранение причин и условий, способствующих развитию деструктивного поведения – одно из приоритетных направлений деятельности системы профилактики.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программа | Рабочая программа социального педагога для обучающихся с ОВЗ |
Основные разработчики программы | Социальный педагог |
Цель программы | Построение системной образовательной деятельности по формирования всесторонне развитой, гармоничной, самостоятельной, зрелой и законопослушной личности. Формирование и развитие у обучающихся устойчивого поведения к нарушению социальных норм и правил поведения, по профилактике коррекция асоциального (девиантного) поведения, нарушений эмоционально-волевой сферы и типичных отклонений в поведении детей ОВЗ |
Срок реализации программы | 2022-2025 гг. |
Исполнители мероприятий программы | социальный педагог, классные руководители, обучающиеся МАОУ «Лянторская СОШ №7» |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | -сформированность у подростков основ законопослушного поведения, правового самосознания, нравственных качеств, позитивных представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни. -усвоение обучающимися норм толерантности, навыков противодействие экстремизму, нетерпимости к любому проявлению жестокости, и агрессивности. -сформированность позитивной самооценки, навыков принятия решений, устойчивости к групповому давлению и избегания ситуаций, связанных с употреблением ПАВ, умения сказать «нет». - создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе; - повышение образовательного уровня родителей и детей по вопросам профилактики правонарушений; -информационное и методическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на профилактику правонарушений; -формирование банка данных о семьях и детях, находящихся в социально-опасном положении. -повышение уровня информированности школьников об ответственности за совершение правонарушений; - оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций; обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребёнком (подростком). -создание условий для развития личности учащегося, формирование позитивной аутоидентификации, ценностных ориентаций и установок, усвоении основных жизненных навыков, необходимых для успешной самореализации и противостояния возможному давлению со стороны правонарушителей. |
Условия реализации программы | -комплексная диагностика причин и условий, способствующих совершению правонарушений среди несовершеннолетних. -развитие межведомственного взаимодействия между субъектами профилактики, педагогическим коллективом образовательного учреждения родителями и учащимися. -удовлетворение интересов и запросов учащихся, родителей и педагогов во внеурочное время. |
Прогнозируемые результаты
Критерии | Показатели |
Повышать уровень познавательной активности и расширять объем имеющихся знаний и представлений об окружающем мире | Должны уметь ориентироваться в окружающем мире, знать мир профессий. |
Развить у обучающихся способность к профессиональной адаптации, умения, навыки необходимые для общения и взаимодействия с другими людьми | Должны соблюдать нормы поведения в общественных местах и различных жизненных ситуациях, конструктивно взаимодействовать с окружающими. |
Сохранять и укреплять здоровье обучающихся и формировать мотивацию у них на здоровый образ жизни | Иметь представления о позитивных факторах, влияющих на здоровье, умение самостоятельно поддерживать свое здоровье. |
Формировать навыки и умения необходимые для успешного вхождения в общество в процессе трудового, социально бытового обучения | Должны уметь применять полученные знания в практической жизнедеятельности, знать доступные приемы труда и технку безопасности |
Схема социально –педагогической поддержки обучающегося с ОВЗ:
Администрация школы | Классный руководитель | Социальный педагог |
Координация действий служб сопровождения образовательной организации. Контроль за соблюдением прав ребенка | Сопровождение и ежедневный контроль несовершеннолетнего (посещение школы, поведение на уроках, внеурочная деятельность, занятость и посещение дополнительных занятий, элективных курсов). Помощь в формировании взаимоотношений между педагогами, одноклассниками и сверстниками. | Защита законных прав и интересов. Формирование позитивных интересов. Формирование нравственных понятий: развитие эмоционально-волевой сферы. Изучение психологического своеобразия, особенностей жизни и воспитания, отношения к учению, волевого развития личности, недостатков эмоционального развития. Проведение социальных рейдов в семью с целью обследования - материально-бытовых условий; - занятость несовершеннолетних в каникулярный период , занятость во внеурочное время, участие в общешкольных мероприятиях; - разъяснительные беседы с родителями (законными представителями) о надлежащем исполнении родительских обязанностей, выполнение режима дня несовершеннолетних. |
Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
В процессе профилактики девиантного поведения особое место занимает консультирование родителей, педагогов, позволяющее взрослым лучше понять индивидуально-психологические особенности детей и подростков, подвергнуть критическому самоанализу свои действия. Родителям необходимо соблюдать рекомендации педагогов и психологов, найти с ребенком общий язык, учитывая особенности психологии и развития своего ребенка, ненавязчиво, уделять ребенку больше времени, интересоваться его жизнью и проблемами, особенно внутренними. Эмоционально поддерживать, дарить любовь, относиться к нему как к равноправному члену семьи, с соответствующими правами и обязанностями.
Учебно-воспитательная работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Одной из ведущих форм воспитательно-профилактической работы является организация совместной деятельности учащихся, родителей и педагогов. Сотрудничество школы и семьи, изучение семьи являются решающим фактором воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В процессе профилактики и коррекции отклоняющегося поведения необходимо обратить внимание на проблемы досуга несовершеннолетних, развитие полезных интересов и высших духовных ценностей. Дети и подростки с девиантной направленностью имеют много не заполненного свободного времени. Профилактика девиаций через включение несовершеннолетних в деятельность класса, школы подкрепляется возможностью создания ситуаций самореализации, самовыражения и самоутверждения для каждого конкретного ребенка. В образовательных организациях проводятся различные мероприятия, акции, встречи, часы общения. Обучающийся требующий повышенного внимания должен иметь достаточно возможностей для пробы сил в разных, значимых для него видах деятельности, освоении необходимого социального опыта. Не менее важным в воспитательно-профилактической деятельности педагогов является формирование будущих жизненных устремлений подростков с ограниченными возможностями здоровья, связанных с профессиональной ориентацией, с выбором и освоением будущей профессии.
- социально-правовая работа
План работы социального педагога
№ | Направления деятельности | Сроки |
Диагностическое | ||
1 | Исследование семьи для выявления общих, социально-педагогических сведений о семье в соответствии с социальным паспортом семьи - изучение семьи (детско-родительских и родительско-детских отношений); - изучение интересов и способностей учащихся; - вовлечение учащихся во внеурочную деятельность -выявление нарушений в поведении (гиперактивность, замкнутость, обидчивость и т.д.) через анкетирование, наблюдение во время занятий, беседы с родителями. | Сентябрь, октябрь по запросу |
2 | Изучение ситуации развития ребенка, условий воспитания. Обследование жилищно-бытовых условий. | Сентябрь, октябрь май |
3 | Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка, проблемных ситуаций на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий. | В течение учебного года. По мере необходимости |
Учебно-воспитательное | ||
1 | Помощь семье в проблемах, связанных с учебой и воспитанием ребенка. -контроль за успеваемостью детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья. Оказание своевременной помощи в обучении детей. | В течение учебного год, по необходимости |
2 | Оказание помощи в учебной деятельности и личностном росте, выработка единых педагогических требований в работе с детьми данной категории в ОУ. | В течение учебного год |
3 | Содействие в социальной адаптации обучающегося (экскурсии, участие в праздниках, концертах, общешкольных и спортивных мероприятиях). | В течение учебного года, по плану ВР |
Оздоровительное | ||
1 | Обеспечение сохранности и укрепление физического, психического, социального и нравственного здоровья личности. | В течение учебного года |
2 | Организация совместных усилий социальной, медицинской, педагогической поддержки. -контроль за организацией питания учащихся с ограниченными возможностями | В течение учебного года, по плану |
3 | Вовлечение в общешкольные мероприятия: | В течение учебного года, по плану |
Консультационное | ||
1 | Консультирование родителей обучающегося по организационным вопросам. Контроль за соблюдением прав ребенка в семье и школе. | В течение учебного года |
Социально-правовое | ||
1 | Пропаганда и разъяснение прав детей, семьи и педагогов. - помощь в организации каникулярного периода, летнего отдыха и оздоровления . | Октябрь, декабрь, март, май |
2 | Защита законных прав и интересов несовершеннолетнего. | По запросу |
3 | Содействие в решении социально-правовых проблем. | По необходимости |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа социального педагога
Данная рабочая программа будет полезна не только социальным педагогам шкоол, но и классным руководителям, заместителям директора по воспитательной работе. в программе отражено содержание, тематическое...
Рабочая программа социального педагога
Материал включает в себя цели и задачи работы социального педагога в школе, план работы школьного совета профилактики, план совместной работы социального педагога с классными руководителями и работу п...
Рабочая программа социального педагога
Социальный педагог – сотрудник школы, который создаёт условия для социального и профессионального саморазвития учащихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с у...
Рабочая программа социального педагога
Рабочая программа социального педагога...
Рабочая программа социального педагога.
Рабочая программа социального педагога....
Рабочая программа социального педагога
В течение последних лет мы можем наблюдать усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решении жизненных проблем ребёнка. Любое государственное учреждение, в стенах которого нахо...
Рабочая программа социального педагога
Рабочая прграмма социального педагога...