Рабочая программа социального педагога с обучающимися ОВЗ на 2022-2023 учебный год
рабочая программа

Ибаева Саадет Мазахир Кызы

Цель программы: формирование единого социально-педагогического пространства в сфере профилактики правонарушений, девиантного поведения обучающихся с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                        

                                

  Рабочая программа

социального педагога  

 с обучающимися  ОВЗ

на 2022-2023

 учебный год

 

 

Пояснительная записка

       Дети с ограниченными возможностями здоровья - дети, имеющие нарушения здоровья и развития различной степени. Для получения образования этими детьми действует система специального (коррекционного) образования, активно развивается система интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, в организациях системы общего образования.  

      В обязанности социального педагога  неразрывно связана с основной стратегической миссией ПМПК – выявлением детей с особыми потребностями, в координации взаимодействия субьектов образовательного процесса. Осуществляет диагностику социальной адаптации обучающихся, имеющих отклонения в развитии, изучает психолого-педагогические особенности личности и ее микросоциума, условия жизни, интересы и потребности, положение в коллективе, трудности и проблемы, выступает посредником между обучающемся и школой, семьей, социальными партнерами. Способствует созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению полноценного личностного развития обучающихся, имеющих специальные образовательные потребности в пределах выполнения учеником индивидуального коррекционно-образовательного маршрута, утвержденного ПМПК. Проводит консультативную и просветительскую работу в пределах своей компетенции с обучающимися, их родителями и педагогами образовательных организаций.

        В последнее время проблема девиантного поведения детей с ограниченными возможностями здоровья находится в центре внимания педагогов, социальных педагогов, психологов, медицинских работников.

      Негативное поведение детей в специальной литературе называют отклоняющимся или девиантным. Отклоняющееся (девиантное) поведение – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям.

      Девиантное поведение – это система поступков, противоречащих принятым в обществе нормам, проявляющееся в виде несбалансированности психических процессов у подростков и ведущее к дезадаптации. Такие подростки рассматриваются как дисгармоничные личности, неспособные отвечать за свою судьбу и совершаемые поступки. Они не самостоятельны и не автономны в принятии решений.  

   Для того чтобы стать законопослушным гражданином и успешно социализироваться, необходимо выполнить следующие условия:

· осознать нормы общества;

· осознать себя частью общества;

· принять нормы общества как свои.

  Есть обучающиеся с ОВЗ испытывающие затруднения по всем пунктам, и к этому нужно отнестись с большим вниманием.

    Сложности социальной адаптации детей с ОВЗ связаны с их эмоциональной незрелостью и нарушениями эмоциональной регуляции поведения - синдром психического инфантилизма. Отмечается:

- преобладание игровых интересов над познавательными;

- эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, конфликтность либо неадекватная весёлость;

- неумение контролировать свои действия и поступки, эгоизм;

-отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения, нежелание подчиняться правилам.

    Дети с инфантильным поведением нередко попадают под влияние сверстников или детей старше возрастом с асоциальными установками, без раздумий присоединяются к противоправным действиям и поступкам.

 

  Данная программа разработана на основе документов, регламентирующих работу с детьми ОВЗ:

  1. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  3. Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).
  5. Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 17 июля 2015 г.).
  6. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Цель программы: формирование единого социально-педагогического пространства в сфере профилактики правонарушений, девиантного поведения обучающихся с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся.

Задачи:

  1. Обеспечение сохранения здоровья, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних имеющих ОВЗ;
  2.  Создание условий по предупреждению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних имеющих ОВЗ:
  3. Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
  4. Развить у обучающихся способность к профессиональной адаптации, умения, навыки необходимые для общения и взаимодействия с другими людьми

5.  Сохранять и укреплять здоровье обучающихся и формировать мотивацию у них на здоровый образ жизни.

6. Формировать навыки и умения необходимые для успешного вхождения в общество в процессе трудового, социально бытового обучения.

  7.Воспитать у несовершеннолетнего уважения к Закону, правопорядку, нравственно-правовым нормам, правовой компетентности, ответственного поведение, присущего законопослушному гражданину;

   8.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

  9.Формировать умений и навыков применения правовых знаний на практике, устойчивой привычки действовать в соответствии с правовыми нормами и предписаниями;

 10.Развить социально-правовой активности, умения подростков действовать в рамках общепринятые норм и правил, грамотно отстаивать свои права;

  11.Формировать умения конструктивно выражать свое мнение и эффективно разрешать конфликтные ситуации;

10.Формировать навыков здорового образа жизни и ценностного отношения к своему здоровью.  

   Таким образом правовое просвещение, формирование законопослушного поведения обучающихся с ОВЗ, выявление и устранение причин и условий, способствующих развитию деструктивного поведения – одно из приоритетных направлений деятельности  системы профилактики.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программа

 Рабочая программа  социального педагога для обучающихся с ОВЗ

Основные разработчики программы

Социальный педагог

Цель программы

Построение системной образовательной деятельности по формирования всесторонне развитой, гармоничной, самостоятельной, зрелой и законопослушной личности. Формирование и развитие у обучающихся устойчивого поведения к нарушению социальных норм и правил поведения, по профилактике коррекция асоциального (девиантного) поведения, нарушений эмоционально-волевой сферы и типичных отклонений в поведении детей ОВЗ    

Срок реализации программы

2022-2025 гг.

Исполнители мероприятий

программы

социальный педагог, классные руководители, обучающиеся МАОУ «Лянторская СОШ №7»                                                                        

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

 -сформированность у подростков основ законопослушного поведения, правового самосознания, нравственных качеств,  позитивных представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.

-усвоение обучающимися норм толерантности, навыков противодействие экстремизму, нетерпимости к любому проявлению жестокости, и агрессивности.

-сформированность позитивной самооценки, навыков   принятия решений, устойчивости к групповому давлению и избегания ситуаций, связанных с употреблением ПАВ, умения сказать «нет».

- создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе;

- повышение образовательного уровня родителей и детей по вопросам профилактики правонарушений;

-информационное и методическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на профилактику правонарушений;

-формирование банка данных о семьях и детях, находящихся в социально-опасном положении.  

-повышение уровня информированности школьников об ответственности за совершение правонарушений;

- оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций; обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребёнком (подростком).

-создание условий для развития личности учащегося, формирование позитивной аутоидентификации, ценностных ориентаций и установок, усвоении основных жизненных навыков, необходимых для успешной самореализации и противостояния возможному давлению со стороны правонарушителей.

Условия реализации программы

-комплексная диагностика причин и условий, способствующих совершению правонарушений среди несовершеннолетних.

-развитие межведомственного взаимодействия между субъектами профилактики, педагогическим коллективом образовательного учреждения родителями и учащимися.

-удовлетворение интересов и запросов учащихся, родителей и педагогов во внеурочное время.

Прогнозируемые результаты

Критерии

Показатели

Повышать уровень  познавательной активности и расширять объем  имеющихся знаний и представлений об окружающем мире

Должны уметь ориентироваться в окружающем мире, знать мир  профессий.

Развить у обучающихся способность к профессиональной адаптации, умения, навыки необходимые  для общения и взаимодействия с другими людьми

Должны соблюдать нормы поведения в общественных местах   и различных жизненных ситуациях, конструктивно взаимодействовать с окружающими.

Сохранять и укреплять здоровье обучающихся и формировать мотивацию у них на здоровый образ жизни

Иметь представления о позитивных факторах, влияющих на здоровье, умение самостоятельно поддерживать свое здоровье.

Формировать навыки и умения необходимые для успешного вхождения в общество в процессе трудового, социально бытового обучения

Должны уметь применять полученные знания в практической жизнедеятельности, знать доступные приемы труда и  технку безопасности  

Схема социально –педагогической поддержки обучающегося с ОВЗ:

Администрация школы

Классный руководитель

Социальный педагог

Координация действий служб сопровождения образовательной организации. Контроль за соблюдением прав ребенка

Сопровождение и ежедневный контроль  несовершеннолетнего (посещение школы, поведение на уроках, внеурочная деятельность, занятость и посещение дополнительных занятий, элективных курсов).

Помощь в формировании взаимоотношений между педагогами, одноклассниками и сверстниками.

Защита законных прав и интересов. Формирование позитивных интересов. Формирование нравственных понятий: развитие эмоционально-волевой сферы.  

 Изучение психологического своеобразия, особенностей  жизни и воспитания,  отношения к учению, волевого развития личности,  недостатков эмоционального развития.  

Проведение социальных

рейдов в семью с целью обследования  

- материально-бытовых условий;

- занятость несовершеннолетних в каникулярный период , занятость  во внеурочное время, участие в общешкольных  мероприятиях;

- разъяснительные беседы с родителями (законными представителями)    о надлежащем исполнении родительских обязанностей, выполнение режима дня несовершеннолетних.

 

Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

    В процессе профилактики девиантного поведения особое место занимает консультирование родителей, педагогов, позволяющее взрослым лучше понять индивидуально-психологические особенности детей и подростков, подвергнуть критическому самоанализу свои действия. Родителям необходимо соблюдать рекомендации педагогов и психологов, найти с ребенком общий язык, учитывая особенности психологии и развития своего ребенка, ненавязчиво, уделять ребенку больше времени, интересоваться его жизнью и проблемами, особенно внутренними. Эмоционально поддерживать, дарить любовь, относиться к нему как к равноправному члену семьи, с соответствующими правами и обязанностями.  

Учебно-воспитательная  работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

    Одной из ведущих форм воспитательно-профилактической работы является организация совместной деятельности учащихся, родителей и педагогов. Сотрудничество школы и семьи, изучение семьи являются решающим фактором воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В процессе профилактики и коррекции отклоняющегося поведения необходимо обратить внимание на проблемы досуга несовершеннолетних, развитие полезных интересов и высших духовных ценностей.  Дети и подростки с девиантной направленностью имеют много не заполненного свободного времени. Профилактика девиаций через включение несовершеннолетних в деятельность класса, школы подкрепляется возможностью создания ситуаций самореализации, самовыражения и самоутверждения для каждого конкретного ребенка. В образовательных организациях проводятся различные мероприятия, акции, встречи, часы общения. Обучающийся требующий повышенного внимания должен иметь достаточно возможностей для пробы сил в разных, значимых для него видах деятельности, освоении необходимого социального опыта. Не менее важным в воспитательно-профилактической деятельности педагогов является формирование будущих жизненных устремлений подростков с ограниченными возможностями здоровья, связанных с профессиональной ориентацией, с выбором и освоением будущей профессии.

         

- социально-правовая работа

План работы социального педагога

Направления деятельности

Сроки

     Диагностическое

1

Исследование семьи для выявления общих, социально-педагогических сведений о семье в соответствии с социальным паспортом семьи

- изучение семьи (детско-родительских и родительско-детских отношений);

- изучение интересов и способностей учащихся;

- вовлечение учащихся во внеурочную деятельность

-выявление нарушений в поведении (гиперактивность, замкнутость, обидчивость и т.д.) через анкетирование, наблюдение во время занятий, беседы с родителями.

Сентябрь, октябрь

по

запросу

2

Изучение ситуации развития ребенка, условий воспитания. Обследование жилищно-бытовых условий.

Сентябрь, октябрь

май

3

Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка, проблемных ситуаций на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий.

В течение учебного года. По мере необходимости

    Учебно-воспитательное

1

Помощь семье в проблемах, связанных с учебой и воспитанием ребенка.

-контроль за успеваемостью детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья.     Оказание своевременной помощи в обучении детей.

В течение учебного год, по необходимости

2

Оказание помощи в учебной деятельности и личностном росте, выработка единых педагогических требований в работе с детьми данной категории в ОУ.

В течение учебного год

3

Содействие в социальной адаптации обучающегося (экскурсии, участие в праздниках, концертах, общешкольных и спортивных мероприятиях).

В течение учебного года,

по плану ВР

       Оздоровительное

1

Обеспечение сохранности и укрепление физического, психического, социального и нравственного здоровья личности.

В течение учебного года

2

Организация совместных усилий социальной, медицинской, педагогической  поддержки.

-контроль за организацией питания учащихся с ограниченными возможностями

В течение учебного года,

по плану

3

Вовлечение в общешкольные мероприятия:

В течение учебного года,

по плану

        Консультационное

1

Консультирование родителей обучающегося по организационным вопросам. Контроль за соблюдением прав ребенка в семье и школе.

В течение учебного года

        Социально-правовое

1

Пропаганда и разъяснение прав детей, семьи и педагогов.

- помощь в организации каникулярного периода, летнего отдыха и оздоровления .  

Октябрь, декабрь,

март, май

2

Защита законных прав и интересов несовершеннолетнего.

По запросу

  3

Содействие в решении социально-правовых проблем.

По необходимости


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа социального педагога

Данная рабочая программа будет полезна не только социальным педагогам шкоол, но и классным руководителям, заместителям директора по воспитательной работе. в программе отражено содержание, тематическое...

Рабочая программа социального педагога

Материал включает в себя цели и задачи работы социального педагога в школе, план работы школьного совета профилактики, план совместной работы социального педагога с классными руководителями и работу п...

Рабочая программа социального педагога

Социальный педагог – сотрудник школы, который создаёт условия для социального и профессионального саморазвития учащихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с у...

Рабочая программа социального педагога

Рабочая программа социального педагога...

Рабочая программа социального педагога.

Рабочая программа социального педагога....

Рабочая программа социального педагога

В течение последних лет мы можем наблюдать усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решении жизненных проблем ребёнка. Любое государственное учреждение, в стенах которого нахо...

Рабочая программа социального педагога

Рабочая прграмма социального педагога...