Рабочая программа социального педагога
рабочая программа на тему
Рабочая прграмма социального педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_sotsialnogo_pedagoga_2015_god.docx | 37.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 390
Красносельского района Санкт-Петербурга
«Рекомендовано к использованию» Протокол педсовета № от «___» ______2015 | «Утверждаю» Директор________ Л.В.Иванова Приказ от______№______ |
Рабочая программа
социального педагога
Автор-составитель
Социальный педагога Никулина Е.А.
Санкт-Петербург,2015
Пояснительная записка.
Актуальность.
В течение последних лет мы наблюдается усиление роли образовательных учреждений в решении жизненных проблем ребёнка. Любое государственное учреждение, в стенах которого находятся дети, сталкивается со множеством неразрешённых проблем, количество которых неуклонно возрастает.
Можно выделить основные группы проблем:
- проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей в социальной среде;
- проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребёнка и насилием в семье;
- проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей, родителей, учителей, администрации.
Происходит усиление социальной функции государственных учреждений, в частности, образовательного учреждения, в связи с чем возрастает роль социальных педагогов, призванных изучать данные проблемы и всемерно содействовать их разрешению.
Социальный педагог – сотрудник образовательного учреждения, который создаёт условия для социального развития воспитанников, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учётом исторических и культурных традиций. В компетенцию социального педагога входит разработка, формирование механизма и осуществление мер в отношении защиты социального и образовательного права ребёнка. Он способствует развитию социальной политики государственных и общественных структур в области детства, информирует население, обеспечивает признание и приоритетное удовлетворение интересов детей как особой социально-демографической группы общества.
Профессиональная деятельность социального педагога может быть реализована только в рамках государственной социальной политики. По сути дела, социальный педагог является своеобразным посредником в системе взаимодействия личности, семьи и общества. Он активно влияет на создание позитивных воспитывающих отношений в социуме, на гармонизацию взаимоотношений между людьми, оказывает поддержку полезных инициатив, стимулирует различные виды самопомощи.
Основное назначение социального педагога - помощь в организации обучения ребёнка, в его адаптации и реабилитации в детском саду, семье, обществе, содействие в оказании ему социальной, юридической, медицинской помощи. Для решения этих задач специалист изучает эмоционально-психологическое состояние и социально-экономическое положение в личности обществе, анализирует кризисную ситуацию, планирует пути её преодоления. Работает с детьми и подростками из неполных, неблагополучных, кризисных семей, нуждающихся в дополнительном внимании со стороны образовательных учреждений, с 4 детьми с нарушениями в поведении.
Объектом работы социального педагога является:
- работа с учащимися;
- работа с педагогами;
- работа с родителями;
-взаимодействие социально-педагогической службы.
Социально- педагогическая служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям. В рамках этой службы осуществляется социально-педагогическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально- педагогическая помощь детям, родителям,учителям.
В ходе социально-педагогической работы с педагогами, обучающимися и их семьями важно достичь понимания и принятия друг друга. Для ребёнка реальны: семья, школа, (коллектив формально определённых сверстников), двор (неформальный коллектив сверстников, который он выбрал сам).
В социальном смысле среда обитания ребёнка определена достаточно ясно: родитель-ребёнок–учитель.
Данная программа предусматривает оказание помощи обучающимся при одновременной работе с родителями, детьми и педагогами.
Цель: социальная защита обучающихся их развитие, воспитание, образование.
Задачи:
1. Создание благоприятных условий для развития личности ребенка – физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального.
2. Оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем.
3. Защита ребенка в его жизненном пространстве.
Направления:
- практическое направление предусматривает работу с детьми, родителями, педагогами;
- социальная профилактическая работа определяется необходимостью формировать у детей потребность в правовых, морально-нравственных знаниях, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта ребёнка;
- консультативная работа направлена на консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения, воспитания;
- социально-педагогическое направление ставит перед собой решение следующих задач:
1. сформировать у ребёнка позитивные ценностные отношения к обществу, учёбе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам;
2. оказать семье учащегося квалифицированную педагогическую помощь в воспитании детей.
Функции:
1. Изучать ребёнка, его состояние, отношения в семье, в школе, с группой, во дворе, его состояние в стадии конфликта;
2.Оказывать помощь ребёнку, попавшему в беду. Важно найти пути, варианты из кризиса, поддержать в трудное время;
3.Направлять деятельность учащегося на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки;
4.Охранять и защищать личность, её права, интересы;
5.Создавать условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся;
6.Организовывать социально-педагогическую, правовую консультацию для учащихся, педагогов, родителей;
7.Решать конфликтные ситуации между учащимися, педагогами, родителями;
8.Способствовать здоровому образу жизни коллектива и каждого его члена.
Методы и формы:
-изучение документации;
-беседа;
-наблюдение;
-тестирование;
-анкетирование;
-анализ;
-консультирование;
-индивидуальная работа;
-групповая работа:
-диагностика.
Принципы:
1. Доступность- возможность получения помощи для всех нуждающихся в ней;
2. Индивидуализация- индивидуальный подход, где следует учитывать, уровень интеллекта, показатели здоровья, образовательный уровень, особенности личности, социальное положение;
3.Эффективность - ближайшая, отдалённая, восстановление личности ребёнка и активное включение в жизнь;
4. Многофункциональность - выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав членов коллектива школы;
5.Оперативность – быстрое разрешение или профилактика проблем и противоречий в коллективе школы, у данной личности;
6.Адаптация- ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.
Планируемый результат:
- Высокий уровень самореализации и социальной адаптации подростка.
- Предотвращение отчуждения подростка от социальных институтов (семьи, ученического коллектива, социума).
- Снижение количества обучающихся, состоящих на внутришкольном контроле.
- Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде.
- Формирование у подростков нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
- Выработка эффективных способов сотрудничества педагогов – родителей – воспитанников.
- Создание условий проявления и мотиваций творческой активности учащихся в различных сферах социально-значимой деятельности.
Список нормативных документов
- Конвенция ОНН о правах ребенка. 1989 г.
- Конституция Российской Федерации.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации».
- Семейный Кодекс Российской Федерации.
- Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» принят Государственной Думой 21 мая 1999 года. Одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года.
- Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровья и развитию»(с изменениями на 28 июля 2012 года).
- Письмо Минобрнауки России от 12.04.2012 № 06-731 «О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников».
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы от 1 июня 2012 г. №761.
- Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года. Указ Президента Российской Федерации № 690 от 9 июня 2010 года.
- Информационное письмо Комитета по образованию от 29.04.2011 г. № 01-13-511/11-0-2 «Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Санкт-Петербурга «Алгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения».
- Информационное письмо Комитета по образованию от 13.05.2011 г. «О методике педагогического расследования».
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
- Уголовный кодекс Российской Федерации.
План работы на 2015 – 2016 учебный год
№ п/п | Наименование работ | Срок исполнения | Ответственные исполнители |
| |||
1.1 | Взаимодействие с классными руководителями школы по:
| сентябрь | Социальный педагог, классный руководитель |
1.2 | Продолжить работу по созданию электронной базы данных «Профилактика правонарушений несовершеннолетних в ОУ». | сентябрь | Социальный педагог, ответственный за информатизацию |
1.3 | Налаживание контакта с инспекторами ПДН (42, 54, 84 отделениями милиции), с целью уточнения сведения о несовершеннолетних, состоящих на учете в полиции. | до 15.09.2015 | Социальный педагог, инспектор ПДН |
1.4 | Взаимодействие с инспектором ПДН (84 отдел полиции) по уточнению плана совместной работы школы и ПДН на 2014 – 2015 учебный год. | до 15.09.2015 | Социальный педагог, инспектор ПДН |
1.5 | Утверждение плана совместных действий в рамках договорного соглашения с ЦПМСС Красносельского района. | до 15.09.2015 | Социальный педагог, зам. директора ЦПМСС |
1.6 | Организация и проведение лекции для родителей
| сентябрь | |
| апрель | ||
| февраль | педагог-психолог | |
| ноябрь | ||
| октябрь-ноябрь | ||
| март-апрель | ||
1.7 | Организация профилактических бесед инспектором 84 отделения полиции с обучающимися 5-8 классов, с целью предупреждения детской преступности. | 1 четверть | Социальный педагог, Инспектор ПДН |
1.8 | Взаимодействие с отделом социальной защиты детства «Комплексного центра» по оказанию различных видов социальной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. | В течение года | Социальный педагог |
1.9 | Взаимодействие с сотрудниками отделения воспитательного сопровождения «Контакт» | В течение года | Социальный педагог |
1.10 | Взаимодействие с ПТУ, лицеями, колледжами района и города, с целью устройства учащихся в эти учреждения, а также проведение экскурсий в них. | В течение года | Социальный педагог |
1.11 | Взаимодействие с МО «Константиновское», МО «Урицк», с молодежной биржей труда, с городским и районным центрами занятости, центром организации досуга Красносельского района, с ТОО «Новое поколение», ТПМПК Красносельского района. | В течение года | Социальный педагог |
1.12 | Взаимодействие с ОО по представлению отчетности соц. педагога по различным направлениям деятельности. | Ежемесячно | Социальный педагог |
II. Профилактическая работа | |||
2.01 | Знакомство и устройство обучающихся школы в профессиональные училища города. | В течение года | Социальный педагог, педагог-психолог |
2.02 | Трудоустройство учащихся в ООО «Новое поколение». | В течение года | Социальный педагог |
2.03 | Выполнение соглашения с ЦПМСС в 2015-2016 учебном году к договору о совместной деятельности по сетевому взаимодействию | В течение года | Социальный педагог, психологи ЦПМСС |
2.04 | Проведение совместной индивидуальной профилактической работы с обучающимися, состоящими на учете в ПДН. | В течение года | Социальный педагог, инспектор ПДН |
2.05 | Профилактика жестокости среди н/с и жестокого обращения с ними (беседы). | В течение года | Социальный педагог, педагог-психолог |
2.06 | Участие в методических объединениях, семинарах района, направленных на профилактическую работу с учащимися школы. | Каждая четвертая среда месяца | Социальный педагог |
III. Индивидуальное социально-педагогическое сопровождение учащихся | |||
3.1 | Выявление обучающихся с проблемами социальной и школьной адаптации (в союзе с классными руководителями). | По мере необходимости | Социальный педагог, классные руководители, педагог-психолог |
3.2 | Обследование учащихся, с целью выявления проблем каждого ребенка. | В течение года | Социальный педагог, педагог-психолог |
3.3 | Социальный патронаж учащихся, уклоняющихся от обучения, состоящих на учете в ПДН, на внутришкольном контроле. | В течение года | Социальный педагог, педагог-психолог |
3.4 | Проведение ППК совместно с классными руководителями и учителями-предметниками по результатам обследования обучающихся. | Ноябрь – декабрь | Социальный педагог, педагог-психолог |
3.5 | Оказание различных видов социальной помощи и поддержки: - индивидуальное консультирование родителям, учащимся, педагогам; - направления учащихся к специалистам разного профиля; - трудоустройство, с продолжением образования; - устройство в ОУ различного профиля; - оказание помощи через органы социальной защиты детства и другие. | В течение года. Консультационный день – вторник с 16.00 до 18.00 | Социальный педагог, педагог-психолог |
3.6 | Проведение заседаний Совета профилактики | 1 раз в месяц | Корнеенко Л.В. Никулина Е.А. Старикова И.И. |
IV. Контрольно-аналитическая работа | |||
4.1 | Работа с документами. | В течение года | Социальный педагог |
4.2 | Ежемесячный отчет по следующим направлениям: - уклонение от обучения; - отчисление и выбытие; - сведения об учете в ПДН и КДН и ЗП; | 5 числа каждого месяца | Социальный педагог |
4.3 | Анализ работы социального педагога за 2014-2015 учебный год. | До 1 июня | |
4.4 | Планирование работы социального педагога на 2015-2016 учебный год. | До 20.05 | Социальный педагог |
4.5 | Участие в проведении Методических Советов, М.О, совещаний социальных педагогов. | ежемесячно | Социальный педагог |
Список литературы
- Асадуллина М. Н. Роль семьи в воспитании ребенка // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 93-95.
- Бахадова Е.В. Неблагополучная семья как фактор формирования девиантного поведения детей // Вопросы психологии – 2009. - № 1. – С. 37-39.
- Березин С.В., Лисецкий К.С. Технология формирования социальных навыков: Методическое пособие для психологов и социальных педагогов ИТУ. – Самара, 1999. – 198 с.
- Борисова Е.М., Валеев Р.Ф. Диагностика нравственно-психологических особенностей трудного подростка // Психологическая наука и образование – 1997. - № 1. – С. 76-81.
- Боярова Н.А., Особенности подросткового возраста http://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/2014/03/12/material-dlya-roditelskogo-lektoriya-po-teme
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов.– М.: Издательский центр «Владос», 2005. – 343 с.
- Гонеев А.Д., Годовникова Л.В. Работа учителя с трудными подростками: учеб. пособие.– М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 240 с.
- Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина. – 4-е изд. – М.: Академия, 2007. – 272 с.
- Горовая М. С. Социально-правовая защита детей в детском саду // Материалы IV международной научной конференции. – Пермь, 2013. - С. 34-36.
- Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. – М.: Медицина, 1980 - 272 с.
- Евсеева Н.А. Экскурсионная деятельность как средство формирования этнорегиональной идентичности учащихся // Социально-педагогическая деятельность гражданско-патриотической направленности: сущность, содержание, технологии: Материалы городской научно-практической конференции / Под.общ.ред. Е.Н.Барышникова, С.В. Барышниковой, С.А.Косабуцкой. – СПб.: Издательство Культ-информ-пресс, 2015 – С.144-147.
- Еременко Н.И. Деятельность социального педагогов образовательном учреждении.– Волгоград: Издательско-торговый дом «Корифей», 2007. – 112 с.
- Желонкина В.С. Роль семьи в профилактике и преодолении девиантного поведения подростков // Актуальные проблемы семейной педагогики – 2012.- № 1.
- Кашлякова Г., Акулинина Ю. Социально-педагогическое сопровождение подростков девиантного поведения // Технология и практика – 2010. - № 2. – С.44-47.
- Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. - М.: ТЦ Сфера, 2001.-160 с.
- Косабуцкая С.А. Причины правонарушений учащихся образовательных учреждений и пути их преодоления. – СПб.: СПб АППО, 2014. – 106 с.
- Леонова И.В. Девиантное поведение виктимых детей, его причины и особенности // Знание. Понимание. Умение. – 2008.- №3. – С. 210-214.
- Макаренко А.С. Социология / Под ред. А.С. Макаренко. - М.: Просвещение, 2008. - 359 с
- Маленкова Л.И. Педагоги, Родители, Дети. М.: Педагогическое общество России, 2000. – 303 с.
- Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник.- М.: Гардарики, 2006. – 269 с.
- Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. Вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
- Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1997.- 456 с.
- Мухина В.С. Психология детства и отрочества: Учебник. – М.: Институт практической психологии, 1998. – 488 с.
- Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введениев должность.- СПб.: Издательство «Каро», 2000. – 269 с.
- Недвецкая М.Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 148 с.
- Ничишина Т.В. Девиантное поведение несовершеннолетних: формы профилактики. – Брест: БрГУ имени А.С. Пушкина, 2012. – 107 с.
- Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьвеа И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб.пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 256 с.
- Решение социальных проблем учащихся в образовательном учреждении: материалы городской научно-практической конференции. – СПб., 2012. – С. 193-196.
- Родители – в ответе за воспитание детей: Методическое пособие. / под обш. ред. Л.М.Шипицыной. СПб.: ИСПиП, 2002. – 43 с.
- Рожкова М.И. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: учебно-методическое пособие. – М.: Издательский центр «Владос», 2001. – 240 с.
- Семья и школа: информационное пространство взаимодействия: монография / под ред. О.А.Щекиной.- СПб.: СПб АППО, 2010. – 94 с.
- Семья и школа: проблемы и пути взаимодействия в условиях реализации новых стандартов: учебно-методическое пособие / под общ.ред. О.А.Щекиной.- СПб.: СПб АППО, 2013. – 90 с.
- Сибирцова Г.Н. Настольная книга заместителя директора школы по воспитательной работе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 410 с.
- Фролов С. С. Общая социология: учебник.– М.: Проспект, 2011.- 384 с.
- Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. – 272 с.
- Холостова Е.И., Черняк Е.М., Стрельникова Н.Н. Семейное воспитание и социальная работа: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. – 292 с.
- Целуйко В.М. Отклоняющиеся формы поведения детей и подростков: пути предупреждения и преодоления // Семейная психология и семейная терапия. – 2012. – № 3. – С.30-43.
- Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб.пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 272 с.
- Шептенко П.А, Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.
- Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический проект, 2005. - 336с.
- Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: Учеб.пособие. – М.: Дрофа, 2005. – 254 с.
- Щекина О.А. Взаимодействие семьи и школы в профилактике правонарушений несовершеннолетних // Материалы городской научно-практической конференции. – СПб., 2012 – С.193-195.
- Щекина О.А. Семья и школа: проблемы и пути взаимодействия. Научно-методическое пособие. – СПб.: СПб АППО, 2006. – 172 с.
- Якушева С.Д., Буревич Т.В. Роль семьи в воспитании подростка // материалы международной заочной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд. «ЭНСКЕ», 2010. – С.60-71
- Яремчук М.В. Особенности привязанности в детско-родительских отношениях и отношениях любви у старших подростков // Психологическая наука и образование. – 2005. – № 3. – С.86-91.
- Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб.: Речь, 2003. - 655 с.
- Забродин, Ю.М. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности личности / Ю.М. Забродин, Б.А. Сосновский // Вопросы психологии. 1999. - № 6. – С.23-32.
- Селевко Г.Т. Энциклопедия педагогических технологий .Т. 1. – М.: Народное образование. – 556 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа социального педагога
Данная рабочая программа будет полезна не только социальным педагогам шкоол, но и классным руководителям, заместителям директора по воспитательной работе. в программе отражено содержание, тематическое...
Рабочая программа социального педагога
Материал включает в себя цели и задачи работы социального педагога в школе, план работы школьного совета профилактики, план совместной работы социального педагога с классными руководителями и работу п...
Рабочая программа социального педагога
Социальный педагог – сотрудник школы, который создаёт условия для социального и профессионального саморазвития учащихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с у...
Рабочая программа социального педагога
Рабочая программа социального педагога...
Рабочая программа социального педагога.
Рабочая программа социального педагога....
Рабочая программа социального педагога
В течение последних лет мы можем наблюдать усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решении жизненных проблем ребёнка. Любое государственное учреждение, в стенах которого нахо...
Рабочая программа социального педагога
1. Рабочая программа социального педагога1.1. Организационная работа1.2. Индивидуально-профилактическая работа с учащимися, состоящими на разных формах учета1.3. Правовое образование и воспитание учащ...