Методическая разработка по работе с учащимися состоящими на учете
методическая разработка
О профилактической работе с учащимися
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_rabote_s_uchashchimisya_sostoyashchimi_na_uchete.docx | 28.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Профилактическая работа с учащимися, состоящими на внутришкольном учете»
Выполнила: Заиграева Н.В.
Социальный педагог,
Школа-интернат №22 ОАО «РЖД»
Оглавление
- Пояснительная записка
- Задачи направления 5
- Воспитательные технологии, формы и методы организации деятельности с
учащимися, состоящими на профилактическом учете 6
- План основных мероприятий 10
- Ожидаемые результаты реализации направления 14
- Разработка мероприятия 15
- Список литературы 16
- Приложение 17
- Пояснительная записка
«Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает.»
Э. Бомбек
Воспитание в последние годы стало важнейшей составляющей духовной жизни общества. Большое внимание уделяется профилактической работе с учащимися не случайно, так как школа заинтересована в том, чтобы из ее стен вышли не просто молодые люди с багажом знаний, умений и навыков по различным научным дисциплинам, но люди самостоятельные, хорошо ориентированные в условиях социальной реальности, законопослушные. И важнейшей для школы на современном этапе ее развития является задача, связанная с решением проблемы организации эффективной работы по профилактике отклонений в поведении учащихся. А, как известно лучшая профилактика отклонений в поведении — целенаправленно организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитательное воздействие.
С учащимися школы проводится как общая, так и специальная профилактика (профилактика, которая применяется в отношении уже возникшей проблемы, но предупреждает возникновение новых). В своей разработке мне подробнее хотелось бы рассмотреть специальную профилактику, т. е. профилактическую работу с учащимися, состоящими на всех видах учета.
Задачи направления деятельности с учащимися, состоящими на профилактическом учете:
Формирование законопослушного поведения несовершеннолетних
Воспитание чувства уважения к нормам коллективной жизни
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
Привлечение несовершеннолетних к участию в социально-значимой деятельности.
Воспитательные технологии, формы и методы организации деятельности с
учащимися, состоящими на профилактическом учете.
Воспитательная технология - это совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющих достигать поставленные воспитательные цели.
В науке и практике широкое распространение получила следующая технология работы с подростками, с отклонениями в поведении - технология социально-педагогической профилактики. Это одна из разновидностей социально-педагогической технологии.
Социально-педагогическая технология - совокупность методов, воздействующих на сознание, поведение и деятельность человека как члена социума в процессе его социализации, адаптации, в новых социальных условиях и в социально-ориентированных видах деятельности.
Любая социально-педагогическая технология имеет цель, задачи и соответствующее им содержание. Именно целевая установка определяет назначение технологии (технология педагогической коррекции, педагогической реабилитации, профилактики и пр.).
Социально-педагогическая профилактика - это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития подростков и способствующих проявлению различных видов его активности.
Занимаясь этим видом профилактики, социальный педагог направляет свою деятельность на воспитательный микросоциум ребенка (педагоги, родители, группа сверстников), изменяя характер их отношения, воздействия на ребенка. Воздействует на его представления об окружающих и взаимоотношениях с ними. Способствует изменению позиции ребенка по отношению к социуму.
В технологии социально-педагогической профилактики следует выделить основные подходы:
информационный подход, где основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом, к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм;
социально-профилактический подход - выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления (сущностью этого подхода является система правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся для устранения или минимизации причин отклонений в поведении);
медико-биологический подход - предупреждение возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т.е. патологией на биологическом уровне (очень важно вовремя распознать у подростка различные патологические нарушения психики, в этом случае он должен быть обследован психиатром);
социально-педагогический - восстановление или коррекция качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности.
В зависимости от типа социально-педагогической технологии деятельность социального педагога включает в себя определенные формы и методы работы.
Формы работы можно подразделить индивидуальные и групповые. Формы воспитательно-профилактической работы можно подразделить на: познавательные, позволяющие овладеть различными знаниями, способствующими формированию убежденности в правильности той или иной позиции; практические - призваны сформировать правильное отношение к нормам морали и права, а через них к другим социальным ценностям.
Методы — это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации и реабилитации ребенка.
В деятельности по профилактике отклонений в поведении учащихся социальный педагог применяет следующие методы:
Методы исследования (диагностический инструментарий социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики) — метод наблюдения, анкетирования, тестирование, анализ (аналитические отчеты, справки и прочая документация).
МетоД воспитания - способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение несовершеннолетнего с целью выработки у него заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание.
Метод убеждения - применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает развитие общечеловеческих морально-этических качеств.
Метод побуждения - применяется с целью нацелить подростка на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями.
Метод поощрения - выражение положительной оценки деятельности несовершеннолетнего.
Метод порицания - реакция на нежелательные деятельность и поведение.
Также социальным педагогом используются методы социальнопсихологической помощи: консультирование, тренинги, социальный патронаж.
Социально-педагогическая профилактика, проводимая в нашей школе, рассчитана как на взрослых - родителей и учителей, так и на подростков.
Для педагогов это прежде всего социально-психологические тренинги, обучающие занятия, позволяющие преодолеть консервативность педагогического мышления, социальные стереотипы в оценке подростков, установки на доминантность, затруднения в общении.
Для родителей - индивидуальные консультации, лекции с привлечением специалистов медицинских учреждений и сотрудников учреждений системы профилактики, социальный патронаж (посещение на дому с целью контроля за ребенком).
Для подростков, наряду с групповыми занятиями, эффективно использование индивидуальных занятий по преодолению дурных привычек, коррекции негативных социальных установок, самооценки, различных нарушений во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
С учащимися, кроме индивидуальных бесед, я использую следующие формы и методы работы:
1. Исследовательская работа: комплекс мероприятий, направленных на изучение личности ребенка, отслеживание влияния социума (источников положительного и отрицательного влияния на несовершеннолетнего).
Применяются методы исследования: метод наблюдения, анкетирование, тестирование, анализ.
2. Профилактическая работа: определение путей и выработка мер по предупреждению и своевременному выявлению, «сдерживанию» отклонений в поведении, состоянии подростка. Осуществляется контроль за посещением занятий, поведением, успеваемостью, занятостью в свободное от учебы время (применяется метод наблюдения, контроля).
3. Просветительская работа: консультации, беседы, лекции с привлечением специалистов учреждений системы профилактики. На этом этапе используется метод воспитания, убеждения, поощрения, порицания.
4. Воспитательная работа: вовлечение учащихся в различные виды социальнозначимой деятельности, привлечения к занятиям в кружках и секциях.
- План основных мероприятий
№ п/п | Содержание деятельности | Поставленная цель | Формы работы |
1. | Сверка учащихся, состоящих на учете в учреждениях системы профилактики; Изучение личностных особенностей учащихся, выявление причин дезадаптации, изучение семейных взаимоотношений, социального окружения | Составление банка данных | 1.Составление психологопедагогических характеристик 2.Оформление личных дел учащихся |
2. | Планирование работы с учащимися | Социально-медико- психолого-педагогическое сопровождение | 1.Индивидуальные и групповые беседы с учащимися; 2.Занятия по адаптации, коррекции поведения |
3. | Контроль за посещением занятий, успеваемостью, соблюдением правил поведения в школе | Принятие мер по профилактике правонарушений |
учета пропусков занятий, работа с классными журналами;
|
4. | Профилактика совершения обучающимися правонарушений (просветительская работа) | Формирование законопослушного поведения | Организация циклов бесед с инспекторами ОДН, специалистами служб и ведомств системы профилактики |
5 | Профилактика вредных привычек | Формирование ответственного отношения к здоровому образу жизни | 1.Организация циклов лекций и бесед с врачами детской поликлиники, врачами- наркологами, специалистами центра «Здравомыслие»; 2. Проведение и анализ анкет по наркоситуации |
6. | Вовлечение учащихся в различные виды социальнозначимой деятельности | Развитие творческих способностей учащихся | 1.Организация занятости в кружках и секциях, контроль за их посещением; 2. Привлечение к участию в классных и общешкольных мероприятиях |
Сроки исполнения | Ожидаемый результат | Ответственный |
Сентябрь | Составление общих списков, состоящих на учете | Социальный педагог воспитатели Педагог-психолог |
Согласно плану работы | Предупреждение правонарушений | Социальный педагог Педагог-психолог Инспектор ОДН |
В течение учебного года | Предупреждение правонарушений | Социальный педагог Педагог-психолог Инспектор ОДН Воспитатели |
В течение учебного года | Формирование законопослушного поведения учащихся, формирование чувства ответственности за свои действия | Социальный педагог Зам. директора по ВР |
В течение учебного года согласно совместному плану с Павловской наркологией | Привитие навыков самоконтроля, умения сделать правильный выбор | Социальный педагог Педагог-психолог Зам. директора по ВР |
В течение учебного года | Организация досуга учащихся через дополнительное образование | Социальный педагог Зам. директора по ВР воспитатели |
7. | Организация каникулярного времени, в том числе летнего отдыха (трудоустройства) обучающихся | 1.Организация занятости учащихся в каникулярное время; 2.Привитие навыков трудовой деятельности | 1.Информирование родителей о формах летнего отдыха; 2.Предоставление путевок в школьный лагерь; |
8. | Работа с родителями учащихся; с учителями-предметниками | Согласованность действий по проведению профилактической работы с учащимися | 1.Индивидуальные беседы с родителями и учителями по вопросам взаимоотношений с детьми; 2. Обучающие занятия с целью выработки единого подхода к воспитанию подростков |
9. | Анализ работы | Сравнительный анализ по годам | Списочный учет и корректировка |
Май, июнь | Организация занятости учащихся как профилактика правонарушений | Социальный педагог Зам. директора по ВР Воспитатели |
В течение учебного года согласно плану работы | Создание условий для взаимопонимания; разработка методов разрешения конфликтных ситуаций | Социальный педагог Педагог-психолог Зам. директора по ВР |
Июнь | Аналитические отчеты, справки; Задачи по дальнейшей работе с учащимися | Социальный педагог |
Ожидаемые результаты:
Повышение активности участия учащихся в жизнедеятельности школы
Увеличение количества участников в мероприятиях и конкурсах
Уменьшение числа учащихся, состоящих на всех видах учета
Повышение уровня воспитанности школьников
7. Литература
- Баранова Л.Д. Социальный педагог в школе. - Волгоград: Учитель, 2008. - 187 с.
- Галагузова М.А. и др. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.; Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с.
- Галагузова М.А. и др. Социальная педагогика: курс лекций (введение в профессию «социальный педагог», основы социальной педагогики, основы социально-педагогической деятельности). Учебное пособие для высших учебных заведений - М., Гуманит. издание ВЛАДОС, 2001. - 416 с.
- Ляпина Е.Ю. Профилактика социально-опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений. - Волгоград: Учитель, 2007. - 231 с.
- Овчарова РВ. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ Сфера, 2005г. с. 480
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с учащимися, состоящими на внутришкольном учете
Представлен материал работы с учшимися ВШУ (планирование, дневники наблюдени и прочее)...
Методические разработки для работы с учащимися по описанию картинок на уроках немецкого языка во втором классе в школе с углублённым обучением иностранному языку
Во втором классе учащиеся только приступают к изучению иностранного языка. Так как иностранный язык является для них новым предметом и даже новым явлением, то от учителя на этом этапе зав...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: «Работа с учащимися в классе ансамбля».
Ансамбль - одна из важных сторон в гармоничном развитии юных музыкантов, так как способствует развитию ритма, внимания, слухового анализа....
Работа с учащимися, состоящими на учете.
Доклад на ШМО воспитателей...
Профилактическая работа с учащимися, состоящими на учете ОДН и ВШК
В данной статье представлены основные направления работы с учащимися, состоящими на учете ОДН и ВШК....
Консультация для классных руководителей "Работа с учащимися, состоящими на различных формах учета"
Прафилактическая работа...
Рекомендации по ведению документации по профилактической работе с учащимися, состоящими на внутришкольном учете
Рекомендации по ведению документации по профилактической работе с учащимися....