Консультация для классных руководителей "Работа с учащимися, состоящими на различных формах учета"
методическая разработка

Бузыкина Надежда Николаевна

Прафилактическая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_uchashchiesya_na_razlichnyh_formah_ucheta.doc42.2 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для классных руководителей

Тема: «Работа с учащимися, состоящими на различных формах учета»

 К «трудным» или «проблемным» обычно относят тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированность. Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. Плохо ведут себя на уроках, часто дерутся. Среди них много второгодников. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни.

Признаки проблемных детей

1. Уклонение от учебы вследствие:

неуспеваемости по большинству предметов

отставания в интеллектуальном развитии

ориентации на другие виды деятельности

отсутствия познавательных интересов

2. Общественно-трудовая активность:

отказ от общественных поручений

пренебрежительное отношение к делам класса

демонстративный отказ от участия в трудовых делах

пренебрежение к общественной собственности и ее порча

3. Негативные проявления:

употребление спиртных напитков

употребление психотропных и токсических веществ

тяга к азартным играм

курение.

нездоровые сексуальные проявления

4. Негативизм в оценке явлений действительности

      * нежелание участвовать в делах класса

       * видят во всем только негативное

5. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:

грубость

драки

прогулы

пропуски занятий

недисциплинированность на уроках

избиение слабых, младших

вымогательство

жестокое отношение к животным

воровство

нарушение общественного порядка

немотивированные поступки

6. Отношение к воспитательным мероприятиям:

равнодушное

скептическое

негативное

ожесточенное

К трудным относятся и недисциплинированные школьники. Их бурная активность, кипучая энергия порой не находят разумного выхода и проявляются в шалостях, озорстве, нарушениях дисциплины. Для её преодоления необходимо переключать активность и энергию детей на интересные увлекательные дела, направлять их инициативу в правильное русло.

Памятка классному руководителю о критериях при постановке учащихся на внутришкольный учёт (далее-ВШУ), в инспекцию по делам несовершенно-летних (далее – ИДН)

Систематическая неуспеваемость учащегося по всем или отдельным предметам.

Регулярные нарушения дисциплины и порядка в классе, школе, общественных местах, дома и т.д.

Систематические пропуски уроков либо уходы без уважительной причины, бродяжничество.

Эпизодические или постоянные грубые нарушения дисциплины в школе, оскорбительные поступки в отношении своих товарищей, учителей, родителей, посторонних людей.

Склонность учащегося к совершению правонарушений и преступлений.

Учитывать состояние здоровья учащегося, неадекватную реакцию  поведения в обычных ситуациях. Обратить особое внимание на учащихся, имеющих отклонения в психике.

При наличии сведений о принадлежности учащегося к сомнительной компании сверстников или взрослых, ведущих антиобщественный, аморальный образ жизни.

Неблагополучная обстановка в семье, уклонение родителей от воспитания, отсутствие контроля со стороны родителей за своим ребенком.

На основании данных, полученных в результате изучения личности школьника, классный руководитель делает заключение о целесообразности постановки подростка на внутришкольный учёт или учет в ИДН. Руководствуясь  при этом следующими критериями (см. памятку).

При постановке учащегося на учет в ИДН или ВШУ классный руководитель оформляет следующие документы:

Заявление председателю СП (Совет профилактики) с просьбой рассмотреть вопрос о целесообразности постановки учащегося на внутришкольный учёт или учет в ИДН.

Акт обследования жилищно-бытовых условий учащегося.

Характеристика учащегося.

Отчет о проделанной профилактической работе педколлектива, родительского комитета в отношении учащегося. На основании данных документов и собеседования с учащимся и его родителями СП принимает решение по вопросу постановки учащегося на учет (ВШУ, ИДН). В ИДН направляется письмо с просьбой о постановке учащегося на учет.

 

Можно выделить такие этапы в работе с трудными детьми:

Первый этап – диагностика.

Второй этап – выбор методов и приемов коррекционной работы.

Третий этап – проектирование работы с учетом ценностных ориентаций и личностных качеств школьника.

Четвертый этап – индивидуальная воспитательная работа.

Пятый этап – корректирование, оценка результатов.

Задачи классного руководителя в работе с «трудными» семьями

Типы проблемных семей

Задачи классного руководителя

 

Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта

Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться.

Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней.

Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее.

Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем

 

Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми

Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут.

Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.

Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.

Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль

Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей

Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.

Пробудить интерес к самообразованию.

Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях

 

 

Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют

Изменить жизненную ориентацию родителей.

Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.

При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы

 

 

Семьи, в которых родители предъявляюёт к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими

Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы.

Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.

Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании

Таким образом, классный руководитель ежедневно контролирует посещение уроков и поведение в школе, ведет записи в отдельной тетради о проделанной работе по кажому проступку. Составлен индивидуальный план работы  с данным учащимся. В этом плане отражена индивидуальная работа с ребенком, связь с семьёй,  психологом, который проводит коррекционные занятия, работа социального педагога, прописаны все виды контроля. Индивидуальный  план работы предназначен для того, чтобы максимально развить способности личности и уменьшить или вообще нейтрализовать имеющиеся недостатки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с воспитанниками, состоящими на различных видах учета

В данной статье описана организация индивидуальной работы с учащимися, состоящими на различных видах учёта, представлен координационный план работы с воспитанниками, индивидуальная программа сопровожд...

Документация на обучающегося, состоящего на различных формах учета

Характеристика, акт обследования жилищно-бытовых условий, паспорт семьи, план мероприятий индивидуальной реабилитации  несовершеннолетнего, состоящего на учете ПДН, КДН и ЗП, ВШУ...

Положение о шефах - наставниках несовершеннолетних состоящих на различных видах учета.

Положение о шефах - наставниках несовершеннолетних состоящих на различных видах учета,создается в школе для совершенствования профилактической работы с учащимися с...

Примерная тематика лектория для родителей уч-ся, состоящих на различных видах учета

Индивидуальная профилактическая работа с родителями учащихся, состоящих на учете...

Информация по мероприятиям об имеющихся лучших практиках вовлечения детей, состоящих на различных формах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Данный документ отражает главную суть воспитательной работы в школе, направленную, в том числе, и на создание условий для внеурочной деятельности учащихся и организации дополнительного образования....

Организация работы социального педагога школы с учащимися, состоящими на различных видах учета

Индивидуальная карта сопровождения несовершеннолетнего, состоящего на различных видах учета ...