Консультация для классных руководителей "Работа с учащимися, состоящими на различных формах учета"
методическая разработка
Прафилактическая работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_uchashchiesya_na_razlichnyh_formah_ucheta.doc | 42.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для классных руководителей
Тема: «Работа с учащимися, состоящими на различных формах учета»
К «трудным» или «проблемным» обычно относят тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированность. Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. Плохо ведут себя на уроках, часто дерутся. Среди них много второгодников. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни.
Признаки проблемных детей
1. Уклонение от учебы вследствие:
неуспеваемости по большинству предметов
отставания в интеллектуальном развитии
ориентации на другие виды деятельности
отсутствия познавательных интересов
2. Общественно-трудовая активность:
отказ от общественных поручений
пренебрежительное отношение к делам класса
демонстративный отказ от участия в трудовых делах
пренебрежение к общественной собственности и ее порча
3. Негативные проявления:
употребление спиртных напитков
употребление психотропных и токсических веществ
тяга к азартным играм
курение.
нездоровые сексуальные проявления
4. Негативизм в оценке явлений действительности
* нежелание участвовать в делах класса
* видят во всем только негативное
5. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:
грубость
драки
прогулы
пропуски занятий
недисциплинированность на уроках
избиение слабых, младших
вымогательство
жестокое отношение к животным
воровство
нарушение общественного порядка
немотивированные поступки
6. Отношение к воспитательным мероприятиям:
равнодушное
скептическое
негативное
ожесточенное
К трудным относятся и недисциплинированные школьники. Их бурная активность, кипучая энергия порой не находят разумного выхода и проявляются в шалостях, озорстве, нарушениях дисциплины. Для её преодоления необходимо переключать активность и энергию детей на интересные увлекательные дела, направлять их инициативу в правильное русло.
Памятка классному руководителю о критериях при постановке учащихся на внутришкольный учёт (далее-ВШУ), в инспекцию по делам несовершенно-летних (далее – ИДН)
Систематическая неуспеваемость учащегося по всем или отдельным предметам.
Регулярные нарушения дисциплины и порядка в классе, школе, общественных местах, дома и т.д.
Систематические пропуски уроков либо уходы без уважительной причины, бродяжничество.
Эпизодические или постоянные грубые нарушения дисциплины в школе, оскорбительные поступки в отношении своих товарищей, учителей, родителей, посторонних людей.
Склонность учащегося к совершению правонарушений и преступлений.
Учитывать состояние здоровья учащегося, неадекватную реакцию поведения в обычных ситуациях. Обратить особое внимание на учащихся, имеющих отклонения в психике.
При наличии сведений о принадлежности учащегося к сомнительной компании сверстников или взрослых, ведущих антиобщественный, аморальный образ жизни.
Неблагополучная обстановка в семье, уклонение родителей от воспитания, отсутствие контроля со стороны родителей за своим ребенком.
На основании данных, полученных в результате изучения личности школьника, классный руководитель делает заключение о целесообразности постановки подростка на внутришкольный учёт или учет в ИДН. Руководствуясь при этом следующими критериями (см. памятку).
При постановке учащегося на учет в ИДН или ВШУ классный руководитель оформляет следующие документы:
Заявление председателю СП (Совет профилактики) с просьбой рассмотреть вопрос о целесообразности постановки учащегося на внутришкольный учёт или учет в ИДН.
Акт обследования жилищно-бытовых условий учащегося.
Характеристика учащегося.
Отчет о проделанной профилактической работе педколлектива, родительского комитета в отношении учащегося. На основании данных документов и собеседования с учащимся и его родителями СП принимает решение по вопросу постановки учащегося на учет (ВШУ, ИДН). В ИДН направляется письмо с просьбой о постановке учащегося на учет.
Можно выделить такие этапы в работе с трудными детьми:
Первый этап – диагностика.
Второй этап – выбор методов и приемов коррекционной работы.
Третий этап – проектирование работы с учетом ценностных ориентаций и личностных качеств школьника.
Четвертый этап – индивидуальная воспитательная работа.
Пятый этап – корректирование, оценка результатов.
Задачи классного руководителя в работе с «трудными» семьями
Типы проблемных семей | Задачи классного руководителя |
Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта | Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться. Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней. Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее. Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем |
Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми | Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут. Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать. Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни. Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль |
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей | Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями. Пробудить интерес к самообразованию. Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях
|
Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют | Изменить жизненную ориентацию родителей. Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира. При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы
|
Семьи, в которых родители предъявляюёт к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими | Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы. Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение. Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании |
Таким образом, классный руководитель ежедневно контролирует посещение уроков и поведение в школе, ведет записи в отдельной тетради о проделанной работе по кажому проступку. Составлен индивидуальный план работы с данным учащимся. В этом плане отражена индивидуальная работа с ребенком, связь с семьёй, психологом, который проводит коррекционные занятия, работа социального педагога, прописаны все виды контроля. Индивидуальный план работы предназначен для того, чтобы максимально развить способности личности и уменьшить или вообще нейтрализовать имеющиеся недостатки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с воспитанниками, состоящими на различных видах учета
В данной статье описана организация индивидуальной работы с учащимися, состоящими на различных видах учёта, представлен координационный план работы с воспитанниками, индивидуальная программа сопровожд...
Документация на обучающегося, состоящего на различных формах учета
Характеристика, акт обследования жилищно-бытовых условий, паспорт семьи, план мероприятий индивидуальной реабилитации несовершеннолетнего, состоящего на учете ПДН, КДН и ЗП, ВШУ...
Положение о шефах - наставниках несовершеннолетних состоящих на различных видах учета.
Положение о шефах - наставниках несовершеннолетних состоящих на различных видах учета,создается в школе для совершенствования профилактической работы с учащимися с...
Примерная тематика лектория для родителей уч-ся, состоящих на различных видах учета
Индивидуальная профилактическая работа с родителями учащихся, состоящих на учете...
Примерные темы для индивидуальных профилактических бесед с учащимися, состоящими на различных видах учета
Индивидуальная профилактическая работа с учетными детьми...
Информация по мероприятиям об имеющихся лучших практиках вовлечения детей, состоящих на различных формах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Данный документ отражает главную суть воспитательной работы в школе, направленную, в том числе, и на создание условий для внеурочной деятельности учащихся и организации дополнительного образования....
Организация работы социального педагога школы с учащимися, состоящими на различных видах учета
Индивидуальная карта сопровождения несовершеннолетнего, состоящего на различных видах учета ...