Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 8класс основы социальной жизни
рабочая программа (8 класс)
Основы социальной жизни в специальной коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. В данной программе представлены разделы изучения курса основ социальной жизни для обучающихся 8 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_sots_zhizni_8klass.docx | 34.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Чернава
Измалковского муниципального района Липецкой области»
Рассмотрено Протокол заседания педаг. совета от 30.08.2021 г. №1 | Утверждено Приказ от 30.08.2021 г. №130 |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Основы социальной жизни»
для 8 класса
на 2021-2022 учебный год
(обучение на дому)
Пояснительная записка
Основы социальной жизни в специальной коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. В данной программе представлены разделы изучения курса основ социальной жизни для обучающихся 8 классов. В процессе развернутого изложения материала по темам в каждом классе указывается количество годовых и недельных часов. Данная рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ОВЗ. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации и профессионального самоопределения. Программа по основам социальной жизни, определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации и профессионального самоопределения. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений.
Нормативная база
Настоящая программа по основам социальной жизни в 8 - х классах составлена на основе:
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
I варианта Базисного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. (Приложение к приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002г. № 29/2065).
Учебным планом;
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 (далее – СанПиН 2.4.2.3286-15);
Примерной программой (Типовые образовательные программы под. ред. В. В. Воронковой для школ 8 вида. Сб.2 гуманитарный изд. Центр «Владос» 2000 год. изд.).
Целью данной программы является формирование и развитие накопления социально-трудовых и профессиональных навыков современного человека, способного к успешной адаптации в социуме, конкуренции в условиях рыночной экономики, как полноценного члена общества, через профессиональную ориентацию на всех этапах обучения.
Профессиональная ориентация – этот научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодежи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а так же формирование потребности и готовности на труду в условиях рынка. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Задачи предмета:
Образовательные:
- Научить выполнять определённые программой виды работ по алгоритму.
- Сформировать навыки безопасного поведения при работе с устройствами,
- механизмами, химическими средствами.
- Сформировать элементарные коммуникативные навыки, обеспечивающие возможность
- работы в небольшом коллективе.
- Обеспечить получение опыта деятельности.
- Передать технологию выбора алгоритма в зависимости от вида работ.
Коррекционные:
- Корригировать внимание учащихся развивать устную речь.
- Способствовать формированию познавательного интереса учащихся к предмету.
- Развивать эмоционально волевую сферу в процессе практической деятельности.
- Активизировать словарный запас, умение вести диалог по теме.
Воспитательные: Воспитание личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развитие обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.
Сведения о примерной программе:
Рабочая программа по курсу «Основы социальной жизни» в 8 классе разработана на основе государственной программы «Социально – бытовая ориентировка, 8 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.И. Романина, Н.П. Павлова М.: ВЛАДОС, 2000.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы под ред. В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1», ГИЦ «Владос», Москва, 2000г.
Место и роль учебного курса.
Согласно федеральному базисному плану Российской Федерации для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида на изучение основ социальной жизни отводится 68 часов, из расчёта 2 часа в неделю.
Формы организации занятий:
- лекция – беседа, предполагающая непосредственный контакт педагога с учащимися. Использование данного вида лекций позволит привлечь внимание учащихся к наиболее важным вопросам темы, определить содержание и темп изложения учебного материала с учётом психофизических особенностей детей, а также позволит определить степень усвоения ими предыдущего материала;
- лекция с разбором конкретной ситуаций, предполагающая в процессе лекции обсуждение конкретных жизненных ситуаций;
- практические занятия, которые дают возможность обучающимся использовать теоретические знания в практической деятельности. Активное участие в практической работе ведёт к систематизации углублению знаний, к выработке умений и навыков.
- учебные сюжетно – ролевые игры – синтетическая форма организации совместной деятельности преподавателя и обучаемых, представляет собой поли компонентную модель, содержащую несколько принципиально важных для развития умственно отсталого ребёнка типов деятельностей: проблемно – поисковую, мыслительную, коммуникативную, имитационно – ролевую (социально - моделирующую).
Технология обучения:
- вводный урок,
- урок изучения нового материала,
- комбинированный урок,
- повторительно-обобщающий урок,
- урок самостоятельной работы,
- урок – экскурсия,
- урок практический: закрепление знаний, умений, навыков.
Ключевые компетенции
- ценностно-смысловые
- общекультурные
- учебно-познавательные
- информационные
- коммуникативные
- социально-трудовые
Виды и формы контроля.
Текущий контроль:
- устный опрос,
- тестирование,
- контрольные вопросы и задания,
- работа с учебником, картиной, схемой,
- самостоятельная работа,
- собеседование.
Итоговый контроль по окончанию темы, раздела:
- фронтальный опрос,
- самостоятельная работа,
- подготовка сообщения,
- упражнения на соотнесения,
- высказывание своего мнения
- самостоятельно-выборочная работа.
Форма итоговой аттестации учащихся – итоговая контрольное тестирование.
Система оценивания в конце изучения каждой темы предусматривает тестирование, устные опросы.
Планируемый уровень подготовки.
В 8 классе:
1. учащиеся должны знать:
Виды теста, способы приготовления изделий из теста, способы заготовки продуктов впрок.
Правила ухода за кожей лица, приёмы нанесения косметических средств на лицо, шею, руки.
Правила стирки и сушки изделий из шерстяных и синтетических тканей; правила и последовательность глажения белья; виды предприятий по химической чистке одежды, предоставляемые услуги.
Правила ухода за грудным ребёнком, санитарно - гигиенические требования к содержанию детской посуды, постельки, игрушек.
Правила поведения юноши и девушки при встрече, знакомстве и расставании, требования к внешнему виду.
Правила и периодичность уборки кухни, санузла, ванной комнаты,; моющие средства для уборки; санитарно – гигиенические требования к данным помещениям.
Основные автобусные маршруты, правила безопасной поездки.
Рынок, его виды и отличия от магазина, правила поведения и права покупателя.
Виды телефонной связи, правила пользования, периодичность оплаты, виды междугородней связи и способы её осуществления.
Меры по предупреждению несчастных случаев в быту, правила и приёмы оказания первой медицинской помощи.
Основные составные части бюджета, статьи расходов и доходов, правила экономии и сбережения.
2. учащиеся должны уметь:
Готовить пресное тесто и изделия из него, подготавливать овощи, делать заготовки впрок.
Правильно ухаживать за кожей лица, шеи, рук, ног, использовать подручные средства к имеющимся косметическим средствам.
Стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей, гладить рубашки и блузки.
Купать, одевать, пеленать ребёнка, содержать в порядке его вещи.
Культурно и вежливо вести себя при знакомстве в общественных местах, выбирать косметические средства, украшения и духи.
Мыть кафельные стены, чистить раковины.
Покупать билет, пользоваться расписанием, обращаться за справкой.
Находить нужные товары, выбирать продукцию в соответствии с её качеством.
Кратко объяснять причину звонка по телефону, получать справку, узнавать время, культурно и вежливо разговаривать по телефону.
Оказывать первую помощь при ожоге, обморожении, утопающему.
Обращаться с вопросами и просьбами к работникам префектуры.
Подсчитывать бюджет семьи, составлять доверенность, снимать показатели счетчика, соблюдать правила экономии и порядок помещений сбережений в сбербанки.
Оценка устных результатов.
«5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«3» ставиться, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры и ответить на дополнительные вопросы учителя.
Структура и содержание учебного предмета
Личная гигиена – 2 часа
Одежда и обувь – 2часа
Питание – 9 часов
Культура общения - 2 часа
Жилище – 12 часов
Медицинская помощь – 3 часа
Средства связи – 5 часов
Количество часов | ||||||
Класс | В неделю | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
По плану | 1 ч | 9 | 7 | 10 | 8 | 34 |
Приложение
к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование по основам социальной жизни 8а класс
на 2021-2022 учебный год учителя Косыгиной Елены Петровны
№ п/п | Тема | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Личная гигиена. Правила личной гигиены в течение дня | 1четв. 3.09 | |
2 | Значение косметики для девушек и юношей. Правила ухода за кожей с помощью косметических средств. Комбинированный урок. Беседа, выборочная работа, обогащение словарного запаса. Косметические дезинфицирующие средства (профилактика появления прыщей). | 10.09 | |
3 | Одежда и обувь. Ручная стирка и сушка изделий. Использование стиральной машинки. | 17.09 | |
4 | Правила пользования утюгом. Повторение. Беседа, карточки-задания, ответы на вопросы | 24.09 | |
5 | Питание. Устройство и применение микроволновой печи. | 1.10 | |
6 | Подогрев готовой пищи в микроволновке. | 8.10 | |
7 | Культура общения юноши и девушки. Значение тона разговора в установлении межличностного контакта. | 15.10 | |
8 | Внешний вид молодых людей (одежда, косметика, парфюмерия с учётом места нахождения). | 22.10 | |
9 | Жилище. Правила и периодичность уборки кухни. Моющие средства и приспособления для уборки кухни. | 29.10 | |
10 | Правила и периодичность уборки санузла: ванна, унитаз, раковина. Моющие средства и приспособления. Т.б. при работе с моющими и чистящими средствами. | 2четв. 12.11 | |
11 | Статьи расходов. | 19.11 | |
12 | Расходы на питание. | 26.11 | |
13 | Содержание жилища: оплата жилой площади и коммунальных услуг | 03.12 | |
14 | Расчёт электроэнергии и газа – снятие показаний счётчиков. Практическое занятие. Беседа, карточки задания | 10.12 | |
15 | Расчёт электроэнергии и газа – снятие показаний счётчиков. Практическое занятие. Беседа, карточки задания. | 17.12 | |
16 | Заполнение квитанций, правила и способы оплаты. Практическое занятие. Беседа, карточки задания. | 24.12 | |
17 | Планирование расходов на день, две недели. | 3четв. 14.01 | |
18 | Правила поведения в магазине. Посещение магазина. Виды товара, отделы. Вежливое обращение к продавцу. | 21.01 | |
19 | Медицинская помощь. Первая помощь при несчастных случаях (ожог, обморожение, отравление, тепловой и солнечный удары). | 28.01 | |
20 | Оказание помощи при ожоге кипятком, при обморожении, при тепловом ударе. | 04.02 | |
21 | Экскурсия в поликлинику. Обобщение темы. | 11.02 | |
22 | Питание. Санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи. | 18.02 | |
23 | Способы и последовательность приготовления изделий из теста. Зарисовка картинки. Рецепт бездрожжевых блинов. Выпечка блинов (бездрожжевое тесто в домашних условиях). | 25.02 | |
24 | Способы и последовательность приготовления яичницы (зарисовка картинки). Приготовление в домашних условиях. | 04.03 | |
25 | Приготовление овсяной каши. Зарисовка картинки. Приготовление в домашних условиях. | 11.03 | |
26 | Заваривание чая. Зарисовка картинки. Приготовление в домашних условиях. | 18.03 | |
27 | Приготовление компотов. Зарисовка картинки. Приготовление в домашних условиях. | 4четв. 01.04 | |
28 | Приготовление супа, из полуфабрикатов. Зарисовка картинки. Приготовление в домашних условиях. | 08.04 | |
29 | Жилище. Техника безопасности при работе с моющими и чистящими средствами. | 15.04 | |
30 | Средства связи. Телефон. | 22.04 | |
31 | Экстренные аварийные службы. | 29.04 | |
32 | Телефонное хулиганство. Ответственность. | 06.05 | |
33 | Интернет безопасность. | 20.05 | |
34 | Культура СМС переписки. Ответственность. Самостоятельная работа. | 27.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9 класс биология
Рабочая программа по предмету «Биология» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. ...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9классгеография
Адаптированная рабочая программа по географии для обучающихся 9а класса (с умственной отсталостью) на 2022-2023 учебный год составлена: в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29....
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9класс история отечества
Адаптированная рабочая программа по истории отечества для обучающихся 9а класса (с умственной отсталостью) на 2022-2023 учебный год составлена: в соответствии с Федеральным законом Российской Федера...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант9класс основы социальной жизни
Коррекционные занятия по предмету «Основы социальной жизни» направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социально...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 7 класс основы социальной жизни
При планировании учитывались возрастные особенности подростков 12-14 лет. Данная программа является частью системы учебно – воспитательной работы школы и составлена в соответствии с целями и зад...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 8класс история отечества
Рабочая программа по истории Отечества для учащихся 8 класса, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида составлена на основе:...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 8класс математика
Математика. 8 класс: учеб.для специальных (коррекц.) образоват. Учреждений VIIIвида / В.В. Эк. – 10-е изд. –М.: Просвещение, 2021. – 236 с. Количество часов всего: 102 ч, в неделю 3 ...