социально-активные практики как лучшая форма волонтёрского движения
статья (9 класс)
В связи с введением в школьную программу новых федеральных стандартов становится важным воспитание активной гражданской позиции молодого поколения. Об этом говорится в важнейших документах РФ, а именно в Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (необходимо решение следующей задачи: Создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства), в стратегических документах социально-экономического развития Российской Федерации и Самарской области до 2030 года (повышение уровня вовлеченности жителей Самарской области в добровольческую, благотворительную и иную социально полезную деятельность) и других документах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья о формировании гражданской активности подростков через волонтёрскую деятельность | 35.62 КБ |
sotsialno-aktivnye_praktiki._2.docx | 35.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-активные практики как лучшая форма волонтёрского движения.
Л.А. Резникова, учитель ГБОУ СОШ №2 «ОЦ»
им. Героя Советского Союза И.Т. Краснова,
с. Большая Глушица
Почётный работник воспитания и просвещения РФ
Цель: Ознакомление с социально-активными практиками – лучшими формами волонтёрского движения на примере личного педагогического опыта.
Задачи: 1. Утверждать в сознании учеников социально значимые ценности.
2. Формировать гражданскую активность подростков, развивать
стремление учащихся в популяризации практик социального
волонтёрства.
Актуальность.
В связи с введением в школьную программу новых федеральных стандартов становится важным воспитание активной гражданской позиции молодого поколения. Об этом говорится в важнейших документах РФ, а именно в Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (необходимо решение следующей задачи: Создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства), в стратегических документах социально-экономического развития Российской Федерации и Самарской области до 2030 года (повышение уровня вовлеченности жителей Самарской области в добровольческую, благотворительную и иную социально полезную деятельность) и других документах.
Своеобразие системы работы:
Своеобразие моей системы работы я вижу в том, что формируя гражданскую активность подростков, способных свободно жить в современном мире, я опираюсь на многообразные социальные структуры, без которых невозможна современная жизнь.
В настоящее время много говорят о патриотизме, о нравственном воспитании. Важным моментом такого воспитания, является деятельность, формирующая у подрастающего поколения позитивное отношение к окружающему миру, к своему здоровью, к труду, к изучению истории своего родного края. Только человек, у которого сформированы нравственные ценности, будет жить на благо своей Большой и малой Родины.
Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.
Очевидной является необходимость социальной востребованности воспитания. Воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества. Социализация и своевременное социальное созревание ребёнка происходят посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества. Полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка.
На протяжении семи лет я работала классным руководителем с ребятами, которые пришли ко мне в 5 классе с многочисленными проблемами, а именно: в классе был слабо сформирован коллектив, многие ребята имели неадекватную самооценку (завышенную или заниженную), многие не верили в успешность своей деятельности, поэтому никогда не принимали участия в жизни класса и школы, совсем не умели дружить, не умели жить в коллективе, часто случались ссоры и даже драки, были равнодушны к проблемам своих одноклассников, а следовательно, и к своей малой родине и стране в целом. Нужно было срочно принимать меры, менять ситуацию. Многократно проводились беседы о милосердии, взаимопомощи и взаимовыручке, о дружбе, толерантности, но должных результатов это не давало. Нужны были практические действия. В нашей школе обучаются подростки из реабилитационного центра. Этим детям не доступны современные средства обучения. Они и одеты не совсем так, как многие другие, у них нет модной дорогой одежды и обуви. И разговаривают они как-то грубовато. Их немного, таких ребят, но они есть. В чём же дело? Почему этих учащихся сторонятся те, у которых есть всё? А иногда даже и подсмеиваются над ними? Мы решили обсудить эту проблему на одном из классных часов. Почему же должно быть пренебрежительное, негативное отношение к учащимся, которые вынуждены проживать в центре для детей с ограниченными возможностями?! Там также проживают и дети, родители которых не выполняют своих родительских обязанностей по отношению к ним. Часто бывает так, что родители унижают своих детей, даже жестоко обращаются с ними. Разве виноваты эти ребята, что у них всё так неблагополучно складывается?! Мои ребята задумались над данной проблемой и даже предложили провести с ребятами из реабилитационного центра «Весёлые старты». Сколько было положительных эмоций, когда учащиеся увидели улыбки, счастливые лица воспитанников! С этого момента завязалась дружба между моими школьниками и воспитанниками РЦ.
Поэтому было решено разнообразить жизнь воспитанников РЦ: привлекать их к участию в различных видах деятельности, к проведению акций, совместно участвовать в трудовых десантах, соревноваться в «Весёлых стартах» и т.д. С этой целью со старшим воспитателем РЦ был составлен совместный перспективный план работы учащихся школы и воспитанников РЦ на несколько лет.
Цель совместной работы:
- Прививать учащимся школы уважительное отношение к детям - подросткам с ограниченными возможностями.
- Работать над созданием сплочённого коллектива из участников сообщества и воспитанников РЦ.
- Способствовать развитию познавательных интересов детей.
- Повысить их нравственную воспитанность и коммуникативные склонности.
- Сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни.
На протяжении нескольких лет мы сотрудничали с воспитанниками, сложился крепкий коллектив единомышленников. Нас всегда радушно встречали ребята в ожидании каких-либо новинок. Впоследствии учащиеся разработали и успешно защитили социальный проект «Все вместе МЫ – дружная семья».
Большая роль в нашей работе отведена и сотрудничеству с пансионатом ветеранов войны и труда. Ежегодно учащиеся готовили подарки , сделанные своими руками, и концертную программу к Дню пожилого человека, к Дню Победы, проводили акции по озеленению газонов и комнат пансионата, что доставляло большую радость ветеранам.
Впоследствии учащиеся решили расширить зону своих акций. Мы с различными программами стали навещать и детские сады «Одуванчик» и « Россиянка». Малыши с восторгом смотрели Новогодние сказки «Как Иван Снегурочку искал», «По следам Бременских музыкантов» и инсценировки к Дню Победы.
Результатом нашей волонтёрской деятельности стал крепкий коллектив учащихся. Осуществление социально значимой деятельности является важным средством социализации учащихся. Развиваются организаторские, творческие, коммуникативные способности, школьники познают мир. Практические навыки и умения, социальные установки и ценности, которые формируются в процессе социального взаимодействия, во многом определяют социальные перспективы наших выпускников, их способность в дальнейшем участвовать в местном самоуправлении и в управлении страной.
Предварительный просмотр:
Социально-активные практики как лучшая форма волонтёрского движения.
Л.А. Резникова, учитель ГБОУ СОШ №2 «ОЦ»
им. Героя Советского Союза И.Т. Краснова,
с. Большая Глушица
Почётный работник воспитания и просвещения РФ
Цель: Ознакомление с социально-активными практиками – лучшими формами волонтёрского движения на примере личного педагогического опыта.
Задачи: 1. Утверждать в сознании учеников социально значимые ценности.
2. Формировать гражданскую активность подростков, развивать
стремление учащихся в популяризации практик социального
волонтёрства.
Актуальность.
В связи с введением в школьную программу новых федеральных стандартов становится важным воспитание активной гражданской позиции молодого поколения. Об этом говорится в важнейших документах РФ, а именно в Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (необходимо решение следующей задачи: Создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства), в стратегических документах социально-экономического развития Российской Федерации и Самарской области до 2030 года (повышение уровня вовлеченности жителей Самарской области в добровольческую, благотворительную и иную социально полезную деятельность) и других документах.
Своеобразие системы работы:
Своеобразие моей системы работы я вижу в том, что формируя гражданскую активность подростков, способных свободно жить в современном мире, я опираюсь на многообразные социальные структуры, без которых невозможна современная жизнь.
В настоящее время много говорят о патриотизме, о нравственном воспитании. Важным моментом такого воспитания, является деятельность, формирующая у подрастающего поколения позитивное отношение к окружающему миру, к своему здоровью, к труду, к изучению истории своего родного края. Только человек, у которого сформированы нравственные ценности, будет жить на благо своей Большой и малой Родины.
Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.
Очевидной является необходимость социальной востребованности воспитания. Воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества. Социализация и своевременное социальное созревание ребёнка происходят посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества. Полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка.
На протяжении семи лет я работала классным руководителем с ребятами, которые пришли ко мне в 5 классе с многочисленными проблемами, а именно: в классе был слабо сформирован коллектив, многие ребята имели неадекватную самооценку (завышенную или заниженную), многие не верили в успешность своей деятельности, поэтому никогда не принимали участия в жизни класса и школы, совсем не умели дружить, не умели жить в коллективе, часто случались ссоры и даже драки, были равнодушны к проблемам своих одноклассников, а следовательно, и к своей малой родине и стране в целом. Нужно было срочно принимать меры, менять ситуацию. Многократно проводились беседы о милосердии, взаимопомощи и взаимовыручке, о дружбе, толерантности, но должных результатов это не давало. Нужны были практические действия. В нашей школе обучаются подростки из реабилитационного центра. Этим детям не доступны современные средства обучения. Они и одеты не совсем так, как многие другие, у них нет модной дорогой одежды и обуви. И разговаривают они как-то грубовато. Их немного, таких ребят, но они есть. В чём же дело? Почему этих учащихся сторонятся те, у которых есть всё? А иногда даже и подсмеиваются над ними? Мы решили обсудить эту проблему на одном из классных часов. Почему же должно быть пренебрежительное, негативное отношение к учащимся, которые вынуждены проживать в центре для детей с ограниченными возможностями?! Там также проживают и дети, родители которых не выполняют своих родительских обязанностей по отношению к ним. Часто бывает так, что родители унижают своих детей, даже жестоко обращаются с ними. Разве виноваты эти ребята, что у них всё так неблагополучно складывается?! Мои ребята задумались над данной проблемой и даже предложили провести с ребятами из реабилитационного центра «Весёлые старты». Сколько было положительных эмоций, когда учащиеся увидели улыбки, счастливые лица воспитанников! С этого момента завязалась дружба между моими школьниками и воспитанниками РЦ.
Поэтому было решено разнообразить жизнь воспитанников РЦ: привлекать их к участию в различных видах деятельности, к проведению акций, совместно участвовать в трудовых десантах, соревноваться в «Весёлых стартах» и т.д. С этой целью со старшим воспитателем РЦ был составлен совместный перспективный план работы учащихся школы и воспитанников РЦ на несколько лет.
Цель совместной работы:
- Прививать учащимся школы уважительное отношение к детям - подросткам с ограниченными возможностями.
- Работать над созданием сплочённого коллектива из участников сообщества и воспитанников РЦ.
- Способствовать развитию познавательных интересов детей.
- Повысить их нравственную воспитанность и коммуникативные склонности.
- Сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни.
На протяжении нескольких лет мы сотрудничали с воспитанниками, сложился крепкий коллектив единомышленников. Нас всегда радушно встречали ребята в ожидании каких-либо новинок. Впоследствии учащиеся разработали и успешно защитили социальный проект «Все вместе МЫ – дружная семья».
Большая роль в нашей работе отведена и сотрудничеству с пансионатом ветеранов войны и труда. Ежегодно учащиеся готовили подарки , сделанные своими руками, и концертную программу к Дню пожилого человека, к Дню Победы, проводили акции по озеленению газонов и комнат пансионата, что доставляло большую радость ветеранам.
Впоследствии учащиеся решили расширить зону своих акций. Мы с различными программами стали навещать и детские сады «Одуванчик» и « Россиянка». Малыши с восторгом смотрели Новогодние сказки «Как Иван Снегурочку искал», «По следам Бременских музыкантов» и инсценировки к Дню Победы.
Результатом нашей волонтёрской деятельности стал крепкий коллектив учащихся. Осуществление социально значимой деятельности является важным средством социализации учащихся. Развиваются организаторские, творческие, коммуникативные способности, школьники познают мир. Практические навыки и умения, социальные установки и ценности, которые формируются в процессе социального взаимодействия, во многом определяют социальные перспективы наших выпускников, их способность в дальнейшем участвовать в местном самоуправлении и в управлении страной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Юнармейское движение как средство формирования социально активной личности
статья в сборнике "Наследники победы рапортуют"...
Научно-исследовательская работа по теме "Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи "
Открытый урок по данной теме. Все этапы урока соблюдены, присутствует индивидуальная, групповая работа, изложение нового материала, этап закрепления....
Воспитательная система класса "Формирование социальной активности старшеклассника через волонтёрскую деятельность в рамках класса и школы"
Диагностика показывает, что у подростков уже сформированы понятия истины, добра и взаимопомощи, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформиров...
«Технология развития социальной активности личности в практике дополнительного образования детей»
Современному подростку трудно перенести себя в пространство практики, взять ответственность за собственные решения, прогнозировать собственное будущее. Поэтому одна из главных задач - помочь обу...
Презентация к статье "Технология развития социальной активности личности в практике дополнительного образования детей"
Презентация к статье по теме "Технология развития социальной активности личности в практике дополнительного образования детей"...
Статья: «Анализ практики форм социальной активности в Российском движении школьников на примере ГБОУ средней школы № 298 Фрунзенского района Санкт-Петербурга»
Статья знакомит с одним изх вариантов интеграции содержания мероприятий Российского движения школьников в систему воспитания и социализации образовательных организаций, программы работы классных руков...
Формирование социальной активности обучающихся с использованием воспитательного потенциала информационного-образовательного пространства сети Интернет в образовательной практике объединения юных журналистов «Школяр» МБУДО ДДТ г.Донецка"
Творческий педагогический проект для зачета курсовой подготовки ГБУ ДПО РО "Ростовсrий институт повышения квалификации и переподготовки работников образования" по специальност...