Методическая разработка воспитательного мероприятия по профилактике употребления алкогольной продукции, наркотических средств, курения и других форм зависимостей несовершеннолетних. Тема: «Свое будущее ты выбираешь сам!»
методическая разработка (9 класс)
В современных социально-экономических условиях проблема сохранения здоровья молодёжи становится все более актуальной. Распространённость употребления психоактивных веществ в молодёжной среде продолжает оставаться одной из ведущих социально значимых проблем общества. Это обусловлено такими сложившимися негативными тенденциями, как «омоложение» контингента, употребляющего наркотические вещества, табак и алкоголь; снижение возраста первой пробы; высокий темп роста детской и подростковой наркомании; полинаркомания (когда зависимость сформирована сразу к нескольким наркотикам); существование налаженной системы вовлечения в употребление наркотиков детей и подростков. Главное «оружие» в борьбе с этими тенденциями – это информационное просвещение. Необходимо, чтобы каждый человек, особенно подрастающее поколение, знало о действии данных негативных для здоровья факторах, о вреде, приносимом ими организму человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoe_budushchee_ty_vybiraesh_sam.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка воспитательного мероприятия по профилактике употребления алкогольной продукции, наркотических средств, курения и других форм зависимостей несовершеннолетних.
Тема: «Свое будущее ты выбираешь сам!»
Форма проведения: внеурочное занятие
Работу выполнила:
Софонова Татьяна Сергеевна
социальный педагог МБОУ СШ №7
г. Павлово
Содержание
1. Ведение………………………………………………………………………. 3
2. Пояснительная записка………………………………………………………4
3. Основная часть. Методическая разработка воспитательного мероприятия по профилактике употребления алкогольной продукции, наркотических средств, курения и других форм зависимостей несовершеннолетних…….. 5
4. Заключение………………………………………………………………….. 12
5. Список использованной литературы……………………………………... 13
Введение.
В современных социально-экономических условиях проблема сохранения здоровья молодёжи становится все более актуальной. Распространённость употребления психоактивных веществ в молодёжной среде продолжает оставаться одной из ведущих социально значимых проблем общества. Это обусловлено такими сложившимися негативными тенденциями, как «омоложение» контингента, употребляющего наркотические вещества, табак и алкоголь; снижение возраста первой пробы; высокий темп роста детской и подростковой наркомании; полинаркомания (когда зависимость сформирована сразу к нескольким наркотикам); существование налаженной системы вовлечения в употребление наркотиков детей и подростков. Главное «оружие» в борьбе с этими тенденциями – это информационное просвещение. Необходимо, чтобы каждый человек, особенно подрастающее поколение, знало о действии данных негативных для здоровья факторах, о вреде, приносимом ими организму человека.
Поэтому, проводя профилактические мероприятия в школе, внимание надо уделять не самим вредным веществам, а тому, каким образом их употребление наносит урон самому человеку и обществу в целом.
Пояснительная записка.
Проводить профилактические мероприятия с подростками необходимо с учетом требований современного законодательства. Информацию, связанную с ПАВ освещать минимально (согласно Федеральному закону от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»), а акцент переносить на получение знаний, умений и навыков, которые способствуют нормативному функционированию личности в обществе.
Одним из методов, используемых в профилактической работе, является тренинг. Задачами профилактического тренинга являются:
- изменение отношения обучающихся к появлению и развитию негативных явлений;
- формирование позитивных ценностей и мотивации у обучающихся к сохранению здоровья.
Все это позволяет получить стройную систему знаний, преодолеть ошибочные мнения о тех или иных вредных привычках, способствует формированию адекватного поведения.
Предложенный тренинг предназначен для подростков 15-16 лет. В этом возрасте молодежь очень интересуется своим будущим. Тренинг помогает понять, что поиск сиюминутного удовлетворения может привести к событиям, которые полностью могут перевернуть их жизнь, т.е. ограничить их возможности впоследствии (повлиять на возможность продолжения образования, на получение интересной и хорошо оплачиваемой работы, отрицательно сказаться на здоровье, на будущем потомстве и т.д.).
Данный материал будет полезен классным руководителям и социальным педагогам.
Основная часть.
Методическая разработка воспитательного мероприятия по профилактике употребления алкогольной продукции, наркотических средств, курения и других форм зависимостей несовершеннолетних.
Тема: «Свое будущее ты выбираешь сам!»
Цель: формирование ценностного отношения к собственному здоровью; убеждение учащихся в том, что отказ от ПАВ является признаком зрелого поведения
Задачи: показать значимость здоровья для каждого учащегося и для общества в целом;
помочь определить свои ценности и в соответствии с ними выстраивать свои жизненные цели;
повысить уровень информированности учащихся о вредном воздействии ПАВ
Форма проведения: Занятие с элементами тренинга
Техническое оснащение: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация по содержанию занятия.
Необходимый материал: бумага, ручки, фломастеры.
Участники: учащиеся 9-10 классов
1. Организационно-подготовительный этап.
Педагог: Я рада приветствовать вас на нашем занятии. А для начала давайте с вами познакомимся (педагог предлагает игру «Меня зовут», цель которой создание доброжелательной и доверительной атмосферы).
Игра «Меня зовут».
Игра проводится следующим образом: каждый участник по кругу произносит имя своего правого соседа с эпитетом-комплиментом, который начинается на первую букву его имени. Например: Таня – талантливая, Виктор – великолепный рассказчик, Игорь – исключительно умный и т. д.
Педагог: Вот мы и познакомились, а сейчас мы с вами построим «Линию жизни» от года рождения до сегодняшнего дня и продолжим в будущее. Для этого на «шкале времени» запишем значимые события в жизни человека. (Учащиеся предлагают значимые события, учитель записывает на доске.)
Например:
Рождение - детство - юность - первая-любовь - свадьба - рождение детей
В ходе работы предлагаются вопросы для обсуждения:
«Во сколько лет начинается взрослая жизнь?»
«Чем взрослая жизнь отличается от детской?»
«Хотите ли вы стать взрослыми? Почему?»
«А в каком обществе вы хотели бы вы жить, к примеру, через 10-15 лет?»
«Какой главный показатель развития общества?»
«Будет ли счастлив человек в этом обществе?»
«Что может помешать счастью?»
«Что может сделать лично каждый из нас, чтобы жить в экономически и духовно развитом обществе?»
В результате учащихся необходимо подвести к пониманию того, что в развитом, счастливом обществе человек может реализовать себя, свои возможности в карьере, семье, общении и т.д. В ходе беседы также необходимо выявить факторы, мешающие полноценной жизни в обществе, такие как алкоголизм, наркомания, правонарушения.
2. Основной этап.
Педагог: Вот мы с вами постепенно и подошли к теме нашего занятия. (Тема занятия на слайде «Свое будущее ты выбираешь сам!»)
Педагог: Действительно, алкоголизм, наркомания и табакокурение – это те факторы, которые мешают полноценной жизни в обществе. Они приносят множество бед и страданий, являясь социальным злом для общества. Разрушают физическое и психическое здоровье человека. В результате сокращается продолжительность жизни, повышается смертность населения, рождается неполноценное потомство. Наркотики, алкоголь, табак (никотин) относятся к психоактивным веществам. (Слайд презентации «Психоактивное вещество (ПАВ) - это любое вещество, которое при введении в организм человека может изменять восприятие, настроение, способность к познанию, поведение и двигательные функции»).
Педагог: Давайте определим, предполагаемые последствия употребления ПАВ, разбив их на три блока: физические, психологические, социальные. (Учащиеся называют последствия употребления ПАВ, учитель записывает на доске.)
Например:
Физические проблемы (травмы, несчастные случаи, отравление: передозировка, воздействие на потомство, суицид, зависимость и пр.)
Психологические проблемы (трудности в общении, депрессия, ссоры, скандалы, агрессия и пр.)
Социальные проблемы (потеря друзей, развал семьи, потеря работы и места учёбы, потеря жилища, преступления и пр.).
Педагог: Действительно последствия потребления ПАВ очень плачевны и разрушительны. Человек просто деградирует. Многие выдающиеся ученые и мыслители высказывались о пагубном влиянии наркотических веществ на человека. (Слайд презентации «Мудрые высказывания». Например, «Бедность и преступления, нервные и психические болезни, вырождение потомства – вот что делает с человеком алкоголь» В.М. Бехтерев; «Опьянение есть добровольное сумасшествие» Аристотель; «Привычка к алкоголю является большим злом для человечества, чем война, голод и чума, вместе взятые» Ч. Дарвин).
Педагог: А как вы думаете, почему подростки, знающие об опасности наркотиков, алкоголя и табака, и даже уже испытывающие на себе их разрушительное действие, все же продолжают ими увлекаться?
Далее вместе с учащимися составляется список причин:
- желание соответствовать определенному образу жизни (посмотрев по ТВ сериал или кино, где герои пьют алкоголь и пр.);
- подражание родителям;
- желание, чтобы тебя считали взрослым;
- для избавления от наболевших проблем;
- для ослабления самоконтроля,
- чтобы расслабиться;
- давление сверстников;
- чтобы отважиться на общение и т.д.
Педагог: Что же лежит в основе этих причин?
Педагог должен направлять ход обсуждения и подвести участников к пониманию того, что в основе причин, ведущих к зависимостям, лежат потребности, которые человек по каким-либо причинам не может удовлетворить. Выходом из создавшейся ситуации человек избирает уход от действительности в зависимость. Неудовлетворенная потребность при этом не исчезает, а как бы «замораживается» в человеке, и пока человек не поймет, что за «льдинка» у него в душе и не начнет искать способы удовлетворения «замороженной» потребности, он будет в плену у зависимости.
Упражнение «Ассоциации»
Педагог: А с какими словами у вас ассоциируется слово «зависимость»?
Примерные слова-ассоциации (несвобода, слабость, подчинение, привыкание, склонность, пристрастие и пр.)
Педагог: Давайте обратимся к нашим лингвистам (слайд презентации). В словаре В. И. Даля: «Зависимость - это зависеть от чего, от кого, быть под властью, под полным влияньем»; В. В. Виноградов отмечает, что переносное значение слова «зависимость» - быть подчиненным чьей-нибудь воле, находиться в чьей-нибудь воле, власти.
- А чтобы понять каково это, чувствовать себя зависимым, проведем с вами игру.
Игра «Марионетки»
Проводится игра, цель которой: определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен. Участники должны разбиться на тройки. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода – полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один участник будет играть роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляется два стула на расстоянии 1,5-3 метра. Цель «кукловодов» - перевести «куклу» с одного стула на другой. При этом человек, который играет куклу, не должен сопротивляться тому, что с ним делают кукловоды. Очень важно, чтобы на месте куклы побывал каждый участник.
Предлагаемые вопросы для обсуждения:
«Что вы чувствовали во время игры, когда были в роли куклы?»
«Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?»
«Хотелось ли что-либо сделать самому?»
Далее педагог делает ВЫВОД: Быть от чего-то или кого-то зависимым – это далеко не самый лучший образ жизни. Ибо зависимость – это довольно серьезное ограничение, из-за которого люди не могут вкусить все прелести жизни и не могут себя в ней в полной мере реализовать. Став зависимым, человек заключает свое сознание в тюрьму, он перестает видеть многое вокруг себя и ограничивается только тем, от чего впал в зависимость. А ограничив, таким образом, свою жизнь – это все равно, что сократить ее продолжительность. Тем более что некоторые виды зависимости (алкоголь, табак, наркотики) действительно сокращают жизнь человека и часто делают ее несчастной.
Педагог: А сейчас я предлагаю вам упражнение, для выполнения которого надо разделиться на три команды. (Каждой команде раздаются листы бумаги и фломастеры).
Упражнение «Любопытство. Воля. Разум»
Инструкция: поделить участников на 3 команды: «Любопытство», «Воля», «Разум». Задание группе «Любопытство»: назвать причины употребления ПАВ; «Разум»: аргументы против употребления наркотиков; «Воля»: принять решение и перейти на сторону «Разума» или «Любопытства», в зависимости от того, какая сторона будет более аргументированной и убедительной. Затем проходит обсуждение: почему «Воля» присоединилась к той или иной команде? Педагог обращает внимание участников на аргументы, которые приводила команда «Любопытство», предлагая проверить, «правда» это или «миф». В конце обсуждения педагог делает
ВЫВОД: Аргументы, которые приводила команда «Любопытство», в основном являются так называемыми мифами. Их используют употребляющие, чтобы оправдать свое употребление, эти мифы используют производители, для получения собственной выгоды. Поэтому нам необходимо знать их, чтобы не попасться на провокацию.
Далее следует презентация о мифах об алкоголе, сигаретах. (Например: мифы о «легких» наркотиках, «слабых» алкогольных напитках, таких как шампанское, пиво, алкогольные коктейли, миф об электронных сигаретах и пр.). Главное подвести к выводу, что предложения «вытеснить» тяжелые наркотики более «легкими», крепкие алкогольные изделия более слабыми, исходят из корыстных интересов производителей. На самом деле ни пиво, ни вино, ни сигареты с низким содержанием отравляющих веществ не могут быть признаны реально слабыми. Напротив, они приводят к самым тяжелым последствиям и для здоровья, и для социальной ситуации, формируя зависимость от этих веществ, избавиться от которой очень трудно, а иногда и невозможно.
3. Заключительный этап.
Педагог: В заключении нашей встречи, хочу предложить вам еще одно упражнение.
Упражнение «Перспектива моей жизни».
Учащиеся делятся на 2 команды и заполняют таблицу (каждой команде раздаются листы бумаги и фломастеры):
Что плохого от употребления ПАВ/ Что хорошего от употребления ПАВ
Что плохого от неупотребления ПАВ/ Что хорошего от неупотребления ПАВ
В конце работы происходит обсуждение: какие перспективы открывает перед нами употребление/неупотребление ПАВ? Что весомее? Какие ценности стоят на кону вашей жизни в ситуации выбора?
Педагог: Жизнь - самое ценное, что у нас есть. Всегда помните об этом. Быть человеком свободным или человеком зависимым – это только ваш выбор. Ваш спасательный круг – это ваша семья, ваши друзья, ваши увлечения. Хотите ли вы лишить себя всего этого? Решать вам, но я уверена, что ваше решение будет верным.
3. Заключение.
Итак, профилактические мероприятия должны быть направлены не на патологию, а на резервы личности человека. Такие мероприятия, позволяют получить стройную систему знаний, преодолеть ошибочные мнения о тех или иных вредных привычках, способствуют формированию адекватного поведения. Именно такая работа в школе является наиболее действенной и эффективной.
Используемая литература.
- Здоровая Россия – ОБЩЕЕ ДЕЛО: программа для проведения интерактивных занятий/сост.: А.А. Дегтярев, М.Я. Дегтярева, Я.В. Ковалевский, А.И. Ковалевская. – М.: Общероссийская общественная организация «Общее дело», 2015г. – 33с.
- Интернет ресурсы: 52.мвд.рф›document/9650682 «Методические рекомендации по проведению в образовательных организациях уроков профилактики употребления психоактивных веществ несовершеннолетними», ГБУДО НО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» «ДЕТИ ПРОТИВ НАРКОТИКОВ».
- Материалы зонального семинара от 15.02.2017г. ГБУДО НО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» «ДЕТИ ПРОТИВ НАРКОТИКОВ» (рекомендации по проведению профилактической работы в школах)
- Интернет ресурсы: образовательный портал https://infourok.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия по профилактике употребления алкоголя "Факторы риска пивного алкоголизма"
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся средних и старших классов по профилактике употребления пива и других алкогольных напитков. Нетрадиционная форма преподнесения материала с ...
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Мы выбираем Жизнь!»
Данная методическая разработка может являться как сомостоятельным мероприятием, так и частью классного часа. Общая тематика разработки посвящена борьбе с наркоманией, что делает данный материал актуал...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ «ОТРАБОТКА НАВЫКОВ УВЕРЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИЯХ НЕОБХОДИМОСТИ УБЕЖДЕНИЯ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ»
Убеждение — элемент мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности. Убеждения направляют поведение и волевые д...
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Рисуем музыку» на Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий
Тематическое направление - приобщение детей к культурному наследию. Разработка представлена в форме технологической карты в соответствии со структурой ФГОС. Важнейшей целью ставилось способствовать ра...
Методическая разработка воспитательного мероприятия Тема: «Профилактика экстремизма и терроризма у младших школьников»
Цель: формирование представлений у младших школьников об опасных ситуациях в жизни и способах поведения в них, развития навыков безопасного поведения в ситуации террористического акта и его...
Методическая разработка воспитательного мероприятия для студентов СПО на тему: "Будущее Земли - наш образ жизни сегодня"
Настоящая методическая разработка составлена в соответствии с целями и задачами, заложенными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Одним из приоритетов государ...
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Профориентационный урок «Моя будущая профессия», в рамках проекта «Билет в будущее»
Тематическое направление: трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Тема воспитательного мероприятия: «Моя будущая профессия».Актуальность: Профессиональное самоопределение я...