Педагогический опыт по социально-педагогическому сопровождению ребенка в замещающую семью
статья

Наумова Марина Владимировна

Социальное сиротство - одна из наболевших проблем современной России, и нужно многое сделать, чтобы понятие "сирота" ушло из нашей жизни, поскольку каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Социально-педагогическое сопровождение  ребенка

 в замещающей семье».

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость):

       Социально-экономическая нестабильность, размытость духовно-нравственных ценностей привели к кризису семьи. К сожалению, тысячи детей в нашей стране остаются вне семейной заботы. Социальное сиротство – одна из наболевших проблем современной России, и нужно многое сделать, чтобы понятие «сирота» ушло из нашей жизни, поскольку каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье.    

      Определена четкая реалистичная государственная политика – Национальная стратегия действий в интересах детей. Основной ориентир государственной политики в сфере защиты детства – обеспечение приоритета семейного воспитания детей, утративших родительское попечение и внедрение новой модели развития семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Это направлено на существенное сокращение числа детей-сирот, находящихся на воспитании в организациях, и недопущение вторичного социального сиротства в случае устройства ребенка на воспитание в замещающую семью.  Приоритеты семейного воспитания являются очевидными, его актуальность и первостепенность закреплены в ст. 123 Семейного Кодекса Российской Федерации, где определено, что ребенок, оставшийся без родительского попечения, подлежит передаче на воспитание в замещающую  семью.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов):

Успешность адаптации ребенка при переходе в замещающую семью  зависит от умения взрослых правильно построить процесс внутрисемейного общения. Одной из важнейших причин, влияющих на время и успешность вхождения ребенка в замещающую семью, является прошлый опыт жизни ребенка, а также то, как он к нему относится, насколько значительно он влияет на его ценностные ориентиры.  Возникла необходимость подготавливать ребенка к переходу в замещающую семью с момента поступления в учреждение. Разработан комплекс коррекционно-развивающих занятий, направленных на актуализацию знаний воспитанников о семье, семейной структуре, семейных ролях. В связи с увеличением количества детей, переданных в замещающие семьи, и увеличением вероятности отказов от них  возникла необходимость сопровождения замещающих семей. Для обеспечения условий эффективной, многосторонней и своевременной помощи приемным семьям разработана программа социально-психолого-педагогического сопровождения принимающих семей «Мы – семья».

Наличие теоретической базы:

-   Разработка для педагогов рекомендаций по подготовке ребенка к жизни в семье;

-  Разработка индивидуального плана развития и реабилитации ребенка в семье;

- Разработка психолого-педагогических и социально-педагогических рекомендаций для замещающих родителей по созданию благоприятных условий воспитания детей и преодолению кризисных ситуаций;

-  Декларация прав ребенка;

-  Конвенция ООН о правах ребенка;

-  Семейный кодекс РФ;

- Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;

-  Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 марта 2011 г. № 06-370;

-   Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000г. № 275;

-   Постановление Правительства РФ от 24.05.2014г. № 481

Ведущая педагогическая идея:

     Содействие созданию благоприятных и безопасных условий развития ребенка в приемной семье. Профилактика вторичного социального сиротства путем разработки и реализации мероприятий,  направленных на формирование устойчивых семейных отношений в принимающей семье.

Оптимальность и эффективность средств:

    Специальная организация воспитательно-образовательного процесса с использованием традиционных и современных подходов, создание оптимальных условий для успешной социализации воспитанников.

Описание педагогического  опыта социального педагога.

       Социально-экономическая нестабильность, размытость духовно-нравственных ценностей привели к кризису семьи. К сожалению, тысячи детей в нашей стране остаются вне семейной заботы. Социальное сиротство – одна из наболевших проблем современной России, и нужно многое сделать, чтобы понятие «сирота» ушло из нашей жизни, поскольку каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Немаловажную роль в решении этой задачи играет наше учреждение.

     На протяжении многих десятилетий главной целью деятельности нашего учреждения было создание условий для социализации воспитанников. Для достижения этой цели развивалась материально-техническая база, внедрялись новые программы и методики, расширялся круг социальных партнеров. С 1991 года работа организована в формате «семейного» жизнеустройства. Дети-родственники проживают в одной семье – воспитательной группе. Это дети разных возрастов, преимущественно братья и сестры. Разновозрастной принцип комплектования групп позволяет формировать ответственность старших воспитанников за младших. В детском доме созданы комфортные условия, приближенные к домашним.

      В настоящее время в Республике Мордовия, как и в целом в России,  происходят системные преобразования, которые  способствуют существенным изменениям в социальной политике региона, связанным с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних. Выстраивается система государственного и общественного управления по профилактике социального сиротства и улучшения положения детей и семей.  Однако необходимо помнить: как бы мы не старались преуспеть в реализации государственных мер в области политики детства, по-настоящему счастливым ребёнка делает только семья.

Семья — устойчивая, благополучная и ответственная, семья в любой из возможных сегодня форм, остаётся главным институтом воспитания, развития и социализации ребёнка и тем главным местом, где его по-настоящему должны любить, беречь и защищать. Именно семья играет решающую роль в формировании личности человека, его духовном развитии.

В связи с новыми требованиями федеральной и региональной политики в сфере защиты прав детства, в нашем детском доме началась активная работа по устройству в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Перед нашим детским домом стоит задача,  не только осуществлять содержание и воспитание детей до окончании учебы, но и по возможности решать вопросы возвращения детей в кровные семьи (оценочно – 35% воспитанников), передачи их в семьи родственников, устройство в замещающие семьи (оценочно – 58% воспитанников) и только небольшая часть детей (7%), которые в силу своих психических особенностей тяжело переносят передачу на воспитание в семью, будут воспитываться в нашем учреждении.

             Право жить в семье есть у каждого воспитанника детского дома. Cемейное воспитание позволяет обеспечить нормальное физическое, нравственное, интеллектуальное и социальное развитие ребенка, помогает стать ему полноценным членом общества. Общественные формы воспитания не могут заменить ребенку семью, что подтверждается практикой. По этой причине в случае утраты детьми родительской заботы государству приходится искусственно создавать попечение, подобное тому, какое дает семья.

За последние несколько лет в учреждении была выстроена система работы по реализации права ребенка жить и воспитываться в семье. Приоритетное направление  деятельности   коллектива  детского дома – подготовка воспитанников к самостоятельной жизни и к жизни в семье, содействие в обеспечении ребенку безопасного и комфортного семейного окружения. Восстановление семьи является ведущей стратегией.

Если вернуть ребенка в кровную семью не представляется возможным, начинается работа по устройству ребенка в замещающую семью – подготовка ребенка в жизни к семье. Параллельно идет работа по подбору потенциальных родителей. Ежегодно жить в семью уходят многие наши  воспитанники. С 2018 года по сегодняшний день передано 42 воспитанника. В связи с увеличением количества детей, переданных в замещающие семьи, и увеличением вероятности отказов от них возникла необходимость создания Службы сопровождения замещающих семей.

      Специалисты учреждения используют инновационные программы, технологии и формы работы по сопровождению замещающих семей: проводится регулярная работа по оказанию психолого-педагогической помощи замещающим семьям по профилактике возвратов детей из семьи, психологическая диагностика и кризисная психологическая помощь.

      Социально-психолого-педагогическое сопровождение приемных семей начинается непосредственно после передачи ребенка. После этого планируется первое посещение семьи и социально-психолого-педагогическая  диагностика.

       Целью первичного социально-педагогического обследования является: оценка бытовых условий проживания приемной семьи, физического состояния ребенка и круга общения. В процессе посещения социальным педагогом заполняется социальный паспорт семьи, карта социально-педагогического обследования состояния и развития ребенка в семье. Основные методы: наблюдение, беседа.

       Целью психологической диагностики является отслеживание адаптированности детей в приемной семье, защиты их интересов. Кроме того осуществляется диагностика психоэмоционального состояния детей, детско-родительских отношений, определение ресурса семьи, выявление области семейных дисфункций.

        По результатам посещения семьи замещающим родителям даются рекомендации и составляется план сопровождения семьи. Каждый специалист составляет свой план сопровождения, в котором подробно расписано поэтапное, пошаговое сопровождение каждой замещающей семьи в отдельности.  

       Необходимо ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ посещение ребенка, либо в семье, либо в образовательном учреждении, независимо от срока нахождения ребенка в  семье. Часто бывает, что при   проживании  ребенка в семье могут возникать непредвиденные ситуации, которые требуют непосредственного вмешательства специалистов,  то за месяц может набираться несколько посещений  одной  семьи.

       Необходимо отметить, что специалистам, закрепленным за семьей нужно выстраивать взаимоотношения с ребенком и семьей таким образом, чтобы семья не воспринимала их, как представителей контролирующих организаций, а  как «друга» семьи, который хочет им помочь. Но в тоже время, необходимо не переступить тонкую грань к «панибратству», семья все-таки должна адекватно реагировать на советы, замечания, рекомендации специалистов. Заинтересованность самих специалистов в оказании помощи семье – это одно из важных условий сопровождения семьи.

     Кроме посещений семьи на этапе проблемы или конфликта в  семье желательно еженедельно осуществлять телефонные переговоры специалистов с семьей, по вопросу разрешения конфликта.

   Помощь специалистов нужна в различные периоды жизнедеятельности семьи. Например, в период адаптации необходимо постоянное и регулярное   наблюдение за ходом адаптации  ребенка к проживанию в замещающей семье, в социуме, так как процесс адаптации, один из наиболее кризисных и требует особо тщательного и бережного подхода к сопровождению семьи со стороны педагогов. Специалисты, работающие с семьёй, призваны облегчить адаптационный период, сгладить острые углы взаимодействия, позволить  замещающему родителю в безопасном виде выразить свое удивление и негодование по поводу ребенка, научить членов семьи в адекватном виде выражать чувства, скорректировать ожидания от  приемного ребенка. Специалистам необходимо помнить о том, что адаптация ребенка в семье – процесс двусторонний: ребенок привыкает к семье, усваивает ее правила, нормы функционирования, а семья, в свою очередь, перестраивается, привыкает к ребенку, меняя свои правила.

    Другие проблемы, возникающие в замещающих семьях разнообразны:

  • школьная неуспеваемость,
  • снижение учебной мотивации
  • воровство,
  • отклонение в поведение,
  • общение со сверстниками,
  • психологическая травма
  • вредные привычки,
  • задержка речевого развития,  
  • профессиональное самоопределение и другие.

    При разрешении проблемы необходимо выяснить  причину и признаки  возникшей проблемы при помощи диагностик, собеседования, диалога как с родителями,  так и с ребёнком.

   Дать консультацию замещающим родителям по способам выхода из возникшей ситуации, и конечно отследить результаты.

   Специалистам  на данном этапе желательно проводить  коррекционно-развивающие занятия, беседы с детьми, индивидуальные консультирования замещающих родителей, проведение бесед.

    При работе с замещающими семьями желательно привлекать медицинские службы,  так как дети,  проживающие в  замещающих семьях, требуют постоянного медицинского сопровождения. Ведь ни для кого не секрет, что наши дети имеют по  несколько хронических заболеваний, у них ослаблен иммунитет, они часто болеют простудными заболеваниями.

    В процессе сопровождения особое место занимает мониторинг развития ребенка, помещенного в замещающую семью.   Мониторинг развития ребёнка в семье, проводится для определения эффективности функционирования замещающей семьи и динамики развития ребенка, помещенного в эту семью.

   Методики  проведения мониторинга применяются в зависимости от возраста и от выявленных проблем или нарушений в личностном развитии.

Здоровье:

- физическое развитие ребенка;

- нервно-психическое развитие;

- заболеваемость хроническая;

- заболеваемость острая.

Образование:

- школьная мотивация;

- успеваемость;

- дополнительное образование;

- личностное развитие;

- психические процессы;

- самооценка;

- эмоциональное развитие.

Социальная адаптация:

- навыки самообслуживания;

- внешний вид и поведение в обществе;

- межличностные отношения;

- способность к общению ( со взрослыми и сверстниками);

- соблюдение прав и обязанностей в семье.

Социальное окружение:

- атмосфера понимания, принятия и поддержки ребенка и семьи в окружающем социуме.

      Социально-психолого-педагогическая диагностика и мониторинг развития ребенка в семье позволяют оценить эффективность функционирования замещающей семьи и динамики развития ребенка, помещенного в эту семью.

      После каждой диагностики, мониторинга или консультации родителям даются социально-психолого-педагогические рекомендации, направленные на улучшение внутрисемейных отношений, на решение проблем, заявленных замещающим родителем, или выявленных в результате работы с семьей специалистами. По необходимости назначаются консультации специалистов.

     Результаты каждой диагностики и мониторинга, а также заключения и рекомендации вкладываются в личное дело, помогая, таким образом, отследить динамику и вносить корректировку в планы сопровождения.

      Проведение  комплексного социально-психолого-педагогического сопровождения помогает замещающим  родителям своевременно выявлять и решать возникающие трудности, проблемы с  детьми.

      Очень часто причина кризиса семьи кроется в замещающих  родителях, которые несвоевременно обратили внимание на воспитание подопечных,   в  их личностных качествах (попустительство) и в отношении  детей (иждивенчество, низкие интеллектуальные возможности).

       Замещающие родители должны выстраивать комплексный подход к решению проблем ребенка и семьи, это будет являться способом помощи ребенку и семье  в преодолении актуальных для них проблем в развитии.

      Показателем результативности работы по сопровождению  замещающих семей является то, что  нет возврата  детей в  интернатные   учреждения.

     Сопровождение  замещающих семей позволяет  укрепить уверенность родителей в своих воспитательных воздействиях, содействовать мобилизации их личностных, духовных, интеллектуальных, физических ресурсов для выхода из кризисного состояния, расширению у них диапазона приемлемых и результативных средств, для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления трудностей.  

     Таким образом: социально-психолого-педагогическое сопровождение является важным, необходимым условием, обеспечивающим эффективную интеграцию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей переданных на воспитание в замещающую семью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация ребенка в замещающей семье

Адаптация ребенка в замещающей семье продолжительна по времени 1,5до 3 лет.  Предалагаю простые правила на период адаптации ребенка в замещающей спемье....

Педагогический совет "РОЛЬ СОЦИАЛЬНО -ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ"

Выступление по теме: "Роль социально -педагогического сопровождения в создании условий социализации подростков с девиантным поведением"...

Программа психолого –педагогического сопровождения замещающей семьи с нарушением поведения ребенка подросткового возраста «Доверие»

Подростковый период – важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую жизнь. Какие же основные перемены в себе ощущает современный подросток?П...