Программа психолого –педагогического сопровождения замещающей семьи с нарушением поведения ребенка подросткового возраста «Доверие»
рабочая программа
Подростковый период – важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую жизнь. Какие же основные перемены в себе ощущает современный подросток?
Подростковый возраст знаменуется бурным развитием и перестройкой активности ребёнка. Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости.
Подростковый возраст рассматривается как этап развития личности, процесс перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по особым правилам, установленным для него взрослыми к самостоятельной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 38.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тамбовское областное государственное бюджетное
учреждение для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,
«Центр поддержки семей и помощи детям «Семейный причал».
Программа
психолого –педагогического сопровождения замещающей семьи с нарушением поведения ребенка подросткового возраста
«Доверие»
Разработала:
социальный педагог службы по
устройству детей в семью,
Трофимова С.А.
Пояснительная записка
Подростковый период – важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую жизнь. Какие же основные перемены в себе ощущает современный подросток?
Подростковый возраст знаменуется бурным развитием и перестройкой активности ребёнка. Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости.
Подростковый возраст рассматривается как этап развития личности, процесс перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по особым правилам, установленным для него взрослыми к самостоятельной жизни.
В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье.
Внешне кризис возраста проявляется в грубости, скрытности, нарочитости поведения, стремлении поступать наперекор требованию и желанию взрослых; в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения. Трудность в том, что подросток не умеет анализировать причины происходящего с ним. У современного подростка отмечается ярко выраженное стремление к индивидуализации, к утверждению своего «Я».
У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию. Он должен быть в своих глазах очень умным, очень красивым, очень смелым, очень способным и т.д.
В тоже время перестройка отношения подростка к себе влияет не только на его эмоциональное состояние, но и на развитие его творческих способностей и удовлетворённость жизнью вообще.
С каждым годом растет количество детей так называемой «группы риска»- детей, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям.
Срок реализации: 1год.
Возраст детей: 12-17 лет.
Цель программы: создать условия для развития, реабилитации и успешной социализации несовершеннолетнего, вступившего в конфликт с законом, восстановить личностную и социальную продуктивность, восстановить изначально позитивное личностное состояния ребенка, связанное с глубинными изменениями «Я-концепции», основанной на созидательной системе ценностей.
Основные задачи программы:
организация индивидуальной диагностической, коррекционно-развивающей работы;
создание условий для формирования у детей основ нормативного поведения, развитие конструктивных ресурсов личности, коррекции криминальных установок;
профилактика возникновения проблем развития и реабилитации;
содействие в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
осуществление в реабилитационном процессе стимулирования самопознания, самооценки, саморегуляции и самокоррекции.
Этапы реализации программы:
1.Психодиагностика.
2.Консультирование.
3.Коррекция.
4.Профориентация.
5.Анализ и мониторинг результатов.
Предполагаемый результат:
у ребенка «группы риска» должны быть сформированы основы нормативного (законопослушного) поведения, несовершеннолетний должен быть готов к конструктивной самореализации в социуме и успешной социализации.
Психолого-педагогическая коррекция включает в себя следующие компоненты:
1.Целенаправленная работа по нравственному просвещению. 2.Актуализация всех источников нравственного опыта (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в коллективе, отношения детей с родителями, с учителями).
3.Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности ребенка.
4.Оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом половозрастных особенностей ребенка.
Основные условия развития:
учет возрастных особенностей;
развитие в учебно-воспитательном процессе индивидуальных особенностей;
создание благоприятного психологического климата при наличии продуктивного общения подростка и взрослого, учащегося и сверстников.
Особенности подростков с девиантным поведением:
Наличие неблагоприятных социальных условий.
Медицинские проблемы, усугубляющие физическое и психическое состояние ребёнка.
Отклоняющееся от нормы поведение.
Трудности обучения.
Программа реализуется по этапам:
1 этап адаптационный период (три месяца) Изучение индивидуальных особенностей подростков.
Диагностика личностного и интеллектуального развития.
2 этап реконструктивно - поддерживающий: Индивидуальная, групповая работа и психодиагностический мониторинг.
Индивидуальная работа - поиск и активизация позитивных ресурсов личности, создание системы поддержки и формирование проекции на будущее.
Групповая работа - психологический тренинг внутригруппового взаимодействия «Я и мир вокруг меня».
Психодиагностический мониторинг.
Анализ результатов работы. Отслеживание динамики личностного роста.
3 этап: интеграционный(выпускной).
Выявление профессиональной направленности подростка через изучение его интересов, склонностей эмоционального отношения к избираемой профессиональной деятельности.
Первый этап:
Изучение индивидуальных особенностей подростков
Цель этапа: выявление детей «группы риска», диагностика личностного и интеллектуального развития подростков.
Учебно-педагогические
- имеют стойкую неуспеваемость.
Поведенческие
- имеют стойкие нарушения поведения;
- испытывают трудности во взаимодействии с учителями, сверстниками.
Психологические
- имеют нарушения эмоционально – волевой сферы;
- имеют высокий уровень агрессивности.
Диагностика личностного развития
Диагностика интеллектуального развития
Изучаемые особенности личности
Методы диагностики: самопознание, тестирование, наблюдение, анкетирование, опрос.
Предмет исследования. | Используемая методика. |
Самооценка. | Дембо - Рубенштейна, лесенка Шу. |
Характерологические особенности. | Опросник К. Леонгарда. |
Индивидуально-типологические особенности. | Методика Павлова ИП «Темперамент». |
Интеллектуальное развитие. | Изучение памяти, внимания, мышления. |
Эмоционально-волевая сфера. | Методика Баса-Даарки. |
Интересы и склонности. | Карта интересов А. Голомшток в модификации Г. Резапкиной. |
Ценностные ориентации. | Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. |
Межличностные отношения. | Методика Лири. |
Депрессивное состояние. | Методика Ионовой – Виноградова. |
Диагностика лидерства. | «Ведущий или Ведомый». |
Диагностика тревожности. | Методика Спилбергера. |
Второй этап
Включает в себя ряд программ по коррекции:
1.Самооценки.
2.Уровня конфликтности.
3.А также изучение личностных особенностей путем самопознания.
Цель: поиск и активизация позитивных ресурсов личности, создание системы поддержки и формирование проекции на будущее.
Работа с подростками будет эффективной и полезной только при взаимодействии учителей, родителей, психолога, социального педагога.
Методы индивидуальной работы с подростками:
Диагностика (по необходимости).
Беседа.
Консультация.
Индивидуальное развивающее занятие.
Индивидуальное коррекционное занятие.
Групповые тренинговые занятия.
- снижение уровня тревожности и депрессии.
- гармонизация эмоциональной сферы;
- умение действовать в группе;
- оптимизация уровня тревожности;
- развитие способности к саморегуляции поведения и к положительному разрешению конфликтных ситуаций;
- создание положительного эмоционального фона для преодоления негативных проявлений.
План мероприятий
1. | - «Атмосфера жизни в семье как фактор сохранения физического и психического здоровья ребёнка» - «Воспитание без насилия»; -«Мои ошибки»; -«Меня никто не понимает»; -«О любви – взрослые и дети»; -«Доброе начало»; -«Понять. Простить. Принять»; -«В чем смысл жизни?"; -«Быть уверенным – это здорово!»; -«Жить здорово». | В течение всего периода | Педагог –психолог, социальный педагог службы |
2. | Групповые лекции: - «Потрясение от сотрясения»; - Беседа с элементами дискуссии « Солнце моё»; - «Не искушать, не соблазнять, не провоцировать». | В течение всего периода | Педагог- психолог, социальный педагог службы
|
3. | Вовлечение подростков в кружки и секции по интересам. | В течение всего периода | Педагог – психолог, социальный педагог службы |
4. | Психологическое просвещение замещающих родителей по вопросам: - «Стили воспитания»; -«Авторитет взрослого человека»; - «Поощрение и наказание детей»; -«Как сохранить здоровье ребёнка»; - «Мои положительные и отрицательные привычки»; - «Как уберечь подростка от насилия»; - «Как помочь подростку приобрести уверенность в себе»; - «Права и обязанности взрослых, права и обязанности подростков». | В течение всего периода | Педагог – психолог, социальный педагог службы |
5. | Изучение детско – родительских отношений | В течение всего периода | педагог – психолог |
6. | Индивидуальная и групповая коррекционно-профилактическая работа с детьми, имеющими проблемы в поведении, обучении, развитии и социальной адаптации. | В течение всего периода. | педагог-психолог |
Критерии оценки эффективности реализации программы.
1.Оказание опосредованной помощи детям через взрослых;
2.Развитие у ребенка способности к саморегуляции, самоконтролю;
3.Повышение уровня психологической защищённости;
4.Применение методов психологической защиты;
5.Формирование положительных установок во взаимоотношениях подростка и взрослого.
Самооценка личности.
Становление самооценки происходит именно в подростковом возрасте. Потому в современной психологии активно ведутся исследования по выявлению факторов, способствующих становлению самооценки подростков.
Цель: Развитие самооценки у подростков.
Задачи:
1. Раскрыть понятие самооценки личности.
2. Диагностика самооценки у подростков.
3. Выявление особенностей адекватности, нормализованности, критичности и устойчивости самооценки.
4.Коррекция самооценки у подростков.
Ожидаемый результат:
Становление самооценки как сформировавшегося компонента самосознания.
Структура работы:
I этап – вводный.
Для диагностики самооценки существуют такие методики, как:
1.Шкалы Дембо-Рубинштейн
2.Проба Де Греефе
3.Методика «Лесенка»
4.Методика «нарисуй себя»
5.Методика «Три оценки» А.И. Липкиной.
6.Исследование уровня притязаний.
7.Определения самооценки (методика Будасси).
II этап – основной (основные занятия):
№п.п | Темы занятий. |
1. | "Диагностика" |
2. | " Знакомство". |
3. | "Осознание себя индивидуальностью". |
4. | "Формирование самооценки". |
5. | " Успех залог высокой самооценки. Воображение самооценки". |
6. | " Саморазвитие". |
7. | " Перевоплощение". |
8. | "Повышение уровня уверенности в себе". |
9. | «Моя самооценка». |
10. | Образ «Я» |
11. | «Круг значимых имен» |
12. | «Мои ценные качества». |
13. | «Я забочусь о своей семье». |
14. | «Я – хороший друг». |
15. | «Я помогаю людям». |
16. | «Я признаю свои ошибки». |
17. | «Я довольно привлекателен». |
18. | «Я талантлив». |
19. | «Я умею хорошо делать…» |
20. | «Я стал лучше понимать себя». |
21. | «Позитивные мысли». |
22. | «Я горжусь собой за то…». |
23. | «Осознание себя индивидуальностью». |
24. | «Я в своих глазах, я в глазах окружающих». |
25. | «Я уверен на 100%». |
26. | «Повышение уверенности в себе». |
27. | «Перевоплощение». |
28. | «Саморазвитие». |
29. | «Поделись успехом». |
III этап – итоговый (итоговое занятие и повторная диагностика).
Уровень конфликтности.
Способность строить конструктивные отношения с окружающими и эффективно решать спорные проблемы является важным показателем развития личности. Характерные для каждого человека способы поведения в конфликтных ситуациях начинают складываться на ранних этапах становления личности, в процессе активного освоения подростком окружающей действительности, его включения в широкую систему социальных отношений, осознания себя и своего места в ней.
Основная цель программы: Формировать умений эффективного поведения в конфликтных ситуациях.
Основные задачи реализации программы:
1. Обучение методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;
2. Коррекция своего поведение в сторону снижения конфликтности;
3. Развитие умения устанавливать и поддерживать дружеские отношения;
4. Научить подростка понимать чувства и позицию других людей, а также направлять его активность в позитивное русло;
5. Развитие способности адекватного реагирования на конфликтные различные ситуации, развитие умения предупреждать конфликты.
Предполагаемый положительный результат:
- Понимание того, что может послужить причиной конфликта;
- Умение выбирать способ поведения в конфликтной ситуации;
-Формирование навыков управления эмоциями в ситуации общения с собеседником;
- Освоение техник конструктивного решения в межличностных конфликтах.
План реализации программы по профилактике конфликтов среди подростков.
№ п/п | Тема занятия. | Цель. |
1 | «Что такое конфликт. Причины возникновения». | Сформировать представление о природе конфликтов. |
2 | «Поговорим о дружбе» | Содействовать в формировании представления о дружбе. |
3 | «Навыки общения» | Изучить процесс принятия группового решения в ходе общения и групповой дискуссии. |
4 | «Навыки общения» | Развивать навыки общения. |
5 | «Я среди людей» | Познакомить с правилами получения и передачи информации. |
6 | «Отношение к конфликтам» | Развивать способность адекватного реагирования на конфликтные ситуации. |
7 | Управление конфликтами | Формировать отношение к конфликтным ситуациям, как к новым возможностям самосовершенствования. |
8 | «Он первый начал», или способы решении конфликтных ситуаций | Оказать помощь в решения конфликтных ситуаций. |
9 | Деловая игра «Потерпевшие кораблекрушения» | Изучить процесс выработки и принятия группового решения в ходе общения и групповой дискуссии. |
10 | «Мотивы агрессивного поведения» | Изучить мотивы агрессивного поведения. |
11 | «Негативные чувства» | Повысить самооценку и положительное принятие своих негативных чувств. |
12 | «Расслабление» | Обучить различным релаксационным техникам. |
13 | «Эти негативные чувства» | Закрепить конструктивные способы поведения. |
Самопознание.
Самопознание призвано выполнять ключевую роль в создании условий для становления нравственных основ личности, ее духовного совершенствования и самореализации.
Основные цели:
-Способствовать осознанию своего внутреннего мира, осмыслению своей индивидуальности.
- Содействовать гармоничному становлению личности посредством целенаправленного развития жизненно важных ключевых компетенций:
1. определять свою жизненную позицию;
2. конструктивно решать различные вопросы соответственно нравственным нормам;
3.выстраивать доброжелательное отношение с собой, людьми и окружающим миром;
4.оказывать посильную помощь людям, проявлять заботу о родных и близких;
5.жить в ладу с самим собой, быть искренним в мыслях, словах и действиях;
5.проявлять созидательную активность, гражданственность и патриотизм;
6.проявлять готовность к нравственному выбору и быть ответственным за свои мысли, слова и поступки;
7.развивать на практике навыки служения обществу.
№ п/п | Количество занятий. | Название темы. |
1. | 1-2 | «Мир познания» |
2. | 1 | «Мир моих чувств» |
3. | 1 | «От мечты к открытию» |
4. | 1 | «Характер человека» |
5. | 1 | «Мир человеческих взаимоотношений» |
6. | 1 | «Дружба» |
7. | 1 | «Человек в коллективе» |
8. | 1 | «Мир и согласие между людьми» |
9. | 1 | «О доверии» |
10. | 1 | «Быть трудолюбивым» |
11. | 1 | «Красота души человека» |
12. | 1 | «Возможности человека» |
13. | 1 | «Вера в себя» |
14. | 1 | «Об отзывчивости и равнодушии» |
15. | 1 | «Родственные узы» |
16. | 1 | «Жить в мире с собой и людьми» |
17. | 1 | «Я и мир вокруг» |
18. | 1 | «Искусство быть здоровым» |
19. | 1 | «Найти свое призвание» |
20. | 1 | «Разум и воля» |
21. | 1 | «Внешняя привлекательность и внутренний мир» |
22. | 1 | «О достоинстве человека» |
23. | 1 | «Мировосприятие человека» |
24. | 1 | «Голос совести» |
25. | 1 | «Я, Ты, Мы» |
26. | 1 | «Истоки уважения» |
27. | 1 | «Дорожить временем» |
28. | 1 | «Свобода человека» |
29. | 1 | «Гражданская позиция человека» |
30. | 1-2 | «Выбор пути» |
Работа с подростками «группы риска».
В условиях кризиса современного общества и изменения морально-нравственных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному и аддитивному поведению. Специфический способ преобразования социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним получил название девиантного поведения, которое характеризуется использованием собственных приемов самовыражения. Дети с девиантным поведением и составляет значительную часть «группы риска».
Основная цель при работе с подростками, имеющими эмоционально-поведенческие нарушения - это содействие их адаптации в окружающем мире, подведение к осознанию зеркальности мира и выбора безопасных моделей взаимодействия с ним.
При выявлении детей «группы риска» выделяются следующие факторы:
- аномальные черты личности (авантюризм, неадекватная самооценка, чаще завышенная, возбудимость);
- подчинение давлению и угрозам;
- агрессия;
- неуверенность в себе;
- акцентуации характера;
- неспособность справиться с общественными задачами;
- неумение справляться со стрессами.
Ожидаемые результаты:
- Формирование эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков.
- Усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п | НАЗВАНИЕ ТЕМЫ | КОЛ-ВО ЗАНЯТИЙ |
1-3 | Кто мы? Какие мы? | 3 |
4-6 | Внешность и характер | 3 |
7-8 | Уверенное и неуверенное поведение | 2 |
9 | Я тебя понимаю | 1 |
10-11 | О друзьях и попутчиках | 2 |
12-13 | Всегда ли нужно говорить «ДА»? | 2 |
14-15 | Наши эмоции | 2 |
16-17 | Стресс | 2 |
18 | Что такое ответственность? | 1 |
19-20 | О пользе критики | 2 |
21-22 | Получение наслаждения | 2 |
23-27 | Я- уникальный | 5 |
28-30 | Перед дальней дорогой | 3 |
Всего | 30 |
Третий этап.
Цель: Выявление профессиональной направленности подростка через изучение его интересов, склонностей эмоционального отношения к избираемой профессиональной деятельности.
Предмет исследования. | Используемая методика. |
Анкета интересов. | Методика Голланда. |
Опросник профпригодности «ШП». | |
Опросник профессиональной готовности. | |
Актуализация возможностей в определении препятствий в достижении жизненных целей «Мои сильные стороны». | Методическое пособие Шипициной Л. М. |
Повышение уверенности и собственной ответственности в достижении целей для подростков с трудностями социальной адаптации. Актуализация необходимости принимать решения , которые помогут жить здоровой и полноценной жизнью. | «Тренинг жизненных навыков». «Сила выбора»- тренинг. |
Развитие умения прогнозировать и актуализировать жизненные цели. | «Шаги к цели»- тренинг. |
Развитие мотивации для достижения жизненных целей. | «Будущее своими руками»- тренинг. |
Развитие способностей к прогнозированию ситуаций. | «Через прошлое- в будущее»- тренинг. |
Актуализация возможностей в преодолении препятствий в достижении жизненных целей. | «Мои сильные стороны»- тренинг. |
Повышение уверенности в собственной ответственности в достижении целей. | «Вперед в будущее»- тренинг. |
Закрепление полученных навыков, осознание их ценности. | «Мой багаж»- тренинг. |
Изучение самооценки на момент выпуска. | Методика Шу. |
Изучение уровня агрессивности на момент выпуска. | «Агрессивный ли я человек». |
Изучение уровня конфликтности на момент выпуска. | Методика Андреева. |
Литература.
1.Айдакова Л. Уроки психологии в школе.М .,2008
2.Анн Л. Психологический тренинг с подростками. Питер,2003
3.Бернс Р. Развитие Я- концепции и воспитание. -М.,1986
4.Большаков В.Ю. Психотренинг. -СПб.,1996
5.Прихожан А.М. Психология неудачника.М.,2006
6.Родионов В.А. Я и все- все-все. -Ярославль,2002
7.Рожков М.И. Профилактика наркомании у подростков. -М.,2003
8.Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. -М.,2009
9.Татаринко В.Я. Семья и формирование личности. -М1987
10.Фон Франц М.-Л Психология сказки. -СПб.,2009
11.Чистякова М.И. Психодиагностика. -М.,1990
12.Штольц Х.Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение. -М.,1986
13.Энциклопедия психологических тестов. -М.,1999
14.Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1
15.Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.
16.Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный психолог, 2005, №5.
17.Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам // Школьный психолог, 2007, №4 (16).
18.Кардашина О., Родионов В., Ступницкая М. Я и мой выбор. Занятия для учащихся 10 – 11 классов по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни // Школьный психолог, 2001, №27.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, склонных к аутоагрессивному поведению"
Программа "Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, склонных к аутоагрессивному поведению", разработанная Хохловой Светланой Васильевной, педагогом психологом ГБС(К)ОУ «С(К)ОШ № 42 VII ви...
Психолого - педагогическое сопровождение замещающих семей.
Работа с замещающими семьями....
Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи как часть адаптированной образовательной программы
Программа предназначена для работы учителям-логопедам в условиях инклюзивного образования....
Программа комплексного социально-психолого-педагогического сопровождения замещающих семей
Материал предназначен специалистам (социальным педагогам и психологам), работающим с замещающими семьями. В программе представлена система сопровождения замещающих семей, диагностический инструментари...
План работы социально - психолого - педагогического сопровождения замещающих семей
Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами. Потеря семьи в детстве (ситуация сиротства) отражается на дальнейшем развитии ребенка.Сопровож...