Подготовка воспитанников Центра содействия семейному воспитанию к проживанию в семье
методическая разработка

Подготовка детей – сирот к проживанию в замещающей семье – это комплекс мер психолого - педагогического характера, направленных на формирование у воспитанника адекватного представления о семье, её членах и их взаимоотношениях, возникающих проблемах и трудностях, а также на формирование умений и навыков, помогающих в преодолении этих трудностей.

Воспитанники Центра содействия семейному воспитанию испытывают раннюю материнскую депривацию, которая накладывает отпечаток на многие стороны психического развития. Особенно страдает адаптация к социуму, что связано со снижением социальной активности, нарушением общения, повышенной агрессивностью.

Одной из ключевых проблем социальной адаптации воспитанника детского дома является коррекция семейных отношений, так как опыт взаимоотношений в своей биологической семье носил негативный характер или совсем отсутствовал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка воспитанников Центра содействия семейному воспитанию к проживанию в семье

Семейное воспитание в условиях государственного учреждения – одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.

Семья является для ребёнка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребёнка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т. д. Такие представления у детей – сирот, поступивших в государственное учреждение в основном из домов ребёнка и дезадаптированных семей, существенно искажены. В детском доме воспитываются дети, которые никогда не видели родителей, не имели опыта проживания в семье или приобрели негативный опыт представления о семье. Они создают свой, часто неверный образ той или иной роли. Для адекватного вхождения воспитанника учреждения в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребёнком комплексом социальных ролей, в том числе – работа по семейному воспитанию.

Подготовка детей – сирот к проживанию в замещающей семье – это комплекс мер психолого - педагогического характера, направленных на формирование у воспитанника адекватного представления о семье, её членах и их взаимоотношениях, возникающих проблемах и трудностях, а также на формирование умений и навыков, помогающих в преодолении этих трудностей.

Воспитанники Центра содействия семейному воспитанию испытывают раннюю материнскую депривацию, которая накладывает отпечаток на многие стороны психического развития. Особенно страдает адаптация к социуму, что связано со снижением социальной активности, нарушением общения, повышенной агрессивностью.

Одной из ключевых проблем социальной адаптации воспитанника детского дома является коррекция семейных отношений, так как опыт взаимоотношений в своей биологической семье носил негативный характер или совсем отсутствовал.

Для решения проблем социализации и для принятия решения по лучшему размещению ребенка в замещающей семье разработана данная программа. В программе учитываются особенности детей, лишенных родительского попечительства, и обеспечивается возмещение недостающего позитивного примера родительской семьи.

Программа разработана на основе опыта работы коллектива детского дома по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Новизна настоящей программы заключается в учёте региональной специфики, использовании современных образовательных технологий.

Цели программы:

  • Подготовка воспитанников детского дома к жизни в семье.

Задачи программы:

  • Формировать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, отец, сестра, брат и т. д.;
  • Обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье и ближайшими родственниками семьи;
  • Формировать представления у воспитанников о том, что такое замещающая семья и жизнь в ней;

Формы реализации программы.

1.  Психолого-педагогическая диагностика.

2.  Моделирование ситуаций.

3.  Ролевое проигрывание.

4.  Индивидуальная и групповая работа.

5.  Беседы.

6.  Информирование.

Ожидаемые результаты.

  • Овладение воспитанниками понятием «семья», понимание её значение в жизни человека.
  • Знание воспитанниками основных родственных связей в семье, основных обязанностей членов семьи;
  • умение воспитанниками различать близких и дальних родственников;
  • соблюдение основных этических правил взаимоотношений между мальчиками и девочками, знание основные нравственных правил поведения людей в ситуациях конфликта.

Программа рассчитана на детей в возрасте –8-12 лет.

Срок реализации –9 месяцев.

Учебно – тематический план

N п/п

Тема

Месяц

Количество часов

Форма проведения

1.

Моя семья

сентябрь

1

Ролевое проигрывание, беседа, групповая работа

2.

Я и моя семья

сентябрь

1

Беседа, групповое рисование, моделирование ситуации

3.

Что такое семья?

октябрь

1

Дискуссия, беседа, групповая работа, индивидуальная консультация

4.

Как решать семейные проблемы и конфликты, способы их разрешения

ноябрь

1

Моделирование ситуации, анкетирование, индивидуальная консультация

5.

Взаимоотношения в семье

декабрь

1

Беседа, групповая работа, моделирование ситуации, индивидуальная консультация

6.

Уважение и любовь

декабрь

1

Дискуссия, психологическая игра, групповая работа, ролевая игра

7.

Потребление и творчество в семейной жизни

январь

1

Дискуссия, беседа, практическая работа, индивидуальная консультация

8.

Основные проблемы семейных отношений

февраль

1

индивидуальная консультация

9.

В чем же кроется секрет счастливой семейной жизни?

март

1

Беседа, инсценирование

10

Мальчишки и девчонки

апрель

1

Дискуссия, беседа, моделирование ситуации

11

Обязанности в семье

май

1

Беседа с элементами дискуссии, тестирование

https://pandia.ru/text/78/074/44528.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профориентационное сопровождение детей с ОВЗ, в рамках межсетевого сотрудничества районного опорного Центра социализации детей и подростков и Центра содействия семейному воспитанию Фрунзенского района Санкт-Петербурга»

Статья посвящена организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростка в рамках межсетевого взаимодействия Районного опорного Центра социализации детей и Цент...

Гражданско-правовое воспитание детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей в условиях Центра содействия семейному воспитанию.

              Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения детей - сирот и детей оставшихся без по...

Подготовка детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни в условиях центра содействия семейному воспитанию №4

Большинство выпускников интернатных учреждений не могут успешно адаптироваться в жизни. Выпускники детских центров испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют обща...

Организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов воспитанников, их общее социально-личностное развитие в условиях «СПб ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию № 7»

Формирование мотивации познавательной деятельности подростков в условиях СПб ГБУ "Центр содействия семейному воспитанию №7" по трем направлениям:1....

Развитие нравственных эмоций воспитанников центра содействия семейному воспитанию на дополнительных музыкальных занятиях

В статье рассказывается о работе с воспитанниками по авторской парциальной программе " Развитие эмоциональной сферы детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на дополнительных музы...

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ В ЦЕНТРАХ СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ

В статье отражаются основные моменты адаптации воспитанников в условиях социального учреждения...

Методика духовно-нравственного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях Центра содействия семейному воспитанию.

Проблема духовно- нравственного воспитания воспитанников центра содействию семейному воспитанию является актуальной, так как речь идет о детях, с ранних лет, видевших падение нравственности - проявлен...