Подготовка воспитанников Центра содействия семейному воспитанию к проживанию в семье
методическая разработка
Подготовка детей – сирот к проживанию в замещающей семье – это комплекс мер психолого - педагогического характера, направленных на формирование у воспитанника адекватного представления о семье, её членах и их взаимоотношениях, возникающих проблемах и трудностях, а также на формирование умений и навыков, помогающих в преодолении этих трудностей.
Воспитанники Центра содействия семейному воспитанию испытывают раннюю материнскую депривацию, которая накладывает отпечаток на многие стороны психического развития. Особенно страдает адаптация к социуму, что связано со снижением социальной активности, нарушением общения, повышенной агрессивностью.
Одной из ключевых проблем социальной адаптации воспитанника детского дома является коррекция семейных отношений, так как опыт взаимоотношений в своей биологической семье носил негативный характер или совсем отсутствовал.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подготовка воспитанников Центра содействия семейному воспитанию к проживанию в семье
Семейное воспитание в условиях государственного учреждения – одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.
Семья является для ребёнка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребёнка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т. д. Такие представления у детей – сирот, поступивших в государственное учреждение в основном из домов ребёнка и дезадаптированных семей, существенно искажены. В детском доме воспитываются дети, которые никогда не видели родителей, не имели опыта проживания в семье или приобрели негативный опыт представления о семье. Они создают свой, часто неверный образ той или иной роли. Для адекватного вхождения воспитанника учреждения в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребёнком комплексом социальных ролей, в том числе – работа по семейному воспитанию.
Подготовка детей – сирот к проживанию в замещающей семье – это комплекс мер психолого - педагогического характера, направленных на формирование у воспитанника адекватного представления о семье, её членах и их взаимоотношениях, возникающих проблемах и трудностях, а также на формирование умений и навыков, помогающих в преодолении этих трудностей.
Воспитанники Центра содействия семейному воспитанию испытывают раннюю материнскую депривацию, которая накладывает отпечаток на многие стороны психического развития. Особенно страдает адаптация к социуму, что связано со снижением социальной активности, нарушением общения, повышенной агрессивностью.
Одной из ключевых проблем социальной адаптации воспитанника детского дома является коррекция семейных отношений, так как опыт взаимоотношений в своей биологической семье носил негативный характер или совсем отсутствовал.
Для решения проблем социализации и для принятия решения по лучшему размещению ребенка в замещающей семье разработана данная программа. В программе учитываются особенности детей, лишенных родительского попечительства, и обеспечивается возмещение недостающего позитивного примера родительской семьи.
Программа разработана на основе опыта работы коллектива детского дома по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Новизна настоящей программы заключается в учёте региональной специфики, использовании современных образовательных технологий.
Цели программы:
- Подготовка воспитанников детского дома к жизни в семье.
Задачи программы:
- Формировать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, отец, сестра, брат и т. д.;
- Обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье и ближайшими родственниками семьи;
- Формировать представления у воспитанников о том, что такое замещающая семья и жизнь в ней;
Формы реализации программы.
1. Психолого-педагогическая диагностика.
2. Моделирование ситуаций.
3. Ролевое проигрывание.
4. Индивидуальная и групповая работа.
5. Беседы.
6. Информирование.
Ожидаемые результаты.
- Овладение воспитанниками понятием «семья», понимание её значение в жизни человека.
- Знание воспитанниками основных родственных связей в семье, основных обязанностей членов семьи;
- умение воспитанниками различать близких и дальних родственников;
- соблюдение основных этических правил взаимоотношений между мальчиками и девочками, знание основные нравственных правил поведения людей в ситуациях конфликта.
Программа рассчитана на детей в возрасте –8-12 лет.
Срок реализации –9 месяцев.
Учебно – тематический план
N п/п | Тема | Месяц | Количество часов | Форма проведения |
1. | Моя семья | сентябрь | 1 | Ролевое проигрывание, беседа, групповая работа |
2. | Я и моя семья | сентябрь | 1 | Беседа, групповое рисование, моделирование ситуации |
3. | Что такое семья? | октябрь | 1 | Дискуссия, беседа, групповая работа, индивидуальная консультация |
4. | Как решать семейные проблемы и конфликты, способы их разрешения | ноябрь | 1 | Моделирование ситуации, анкетирование, индивидуальная консультация |
5. | Взаимоотношения в семье | декабрь | 1 | Беседа, групповая работа, моделирование ситуации, индивидуальная консультация |
6. | Уважение и любовь | декабрь | 1 | Дискуссия, психологическая игра, групповая работа, ролевая игра |
7. | Потребление и творчество в семейной жизни | январь | 1 | Дискуссия, беседа, практическая работа, индивидуальная консультация |
8. | Основные проблемы семейных отношений | февраль | 1 | индивидуальная консультация |
9. | В чем же кроется секрет счастливой семейной жизни? | март | 1 | Беседа, инсценирование |
10 | Мальчишки и девчонки | апрель | 1 | Дискуссия, беседа, моделирование ситуации |
11 | Обязанности в семье | май | 1 | Беседа с элементами дискуссии, тестирование |
https://pandia.ru/text/78/074/44528.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Профориентационное сопровождение детей с ОВЗ, в рамках межсетевого сотрудничества районного опорного Центра социализации детей и подростков и Центра содействия семейному воспитанию Фрунзенского района Санкт-Петербурга»
Статья посвящена организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростка в рамках межсетевого взаимодействия Районного опорного Центра социализации детей и Цент...
Гражданско-правовое воспитание детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей в условиях Центра содействия семейному воспитанию.
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения детей - сирот и детей оставшихся без по...
Подготовка детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни в условиях центра содействия семейному воспитанию №4
Большинство выпускников интернатных учреждений не могут успешно адаптироваться в жизни. Выпускники детских центров испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют обща...
Организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов воспитанников, их общее социально-личностное развитие в условиях «СПб ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию № 7»
Формирование мотивации познавательной деятельности подростков в условиях СПб ГБУ "Центр содействия семейному воспитанию №7" по трем направлениям:1....
Развитие нравственных эмоций воспитанников центра содействия семейному воспитанию на дополнительных музыкальных занятиях
В статье рассказывается о работе с воспитанниками по авторской парциальной программе " Развитие эмоциональной сферы детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на дополнительных музы...
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ В ЦЕНТРАХ СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ
В статье отражаются основные моменты адаптации воспитанников в условиях социального учреждения...
Методика духовно-нравственного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях Центра содействия семейному воспитанию.
Проблема духовно- нравственного воспитания воспитанников центра содействию семейному воспитанию является актуальной, так как речь идет о детях, с ранних лет, видевших падение нравственности - проявлен...