Подготовка к самостоятельной жизни в социуме как направление деятельности школы-интерната
методическая разработка

Подготовка к самостоятельной жизни – это процесс формирования у воспитанников подготовленность преодолевать возможные трудности в решении возникающих социальных проблем, ответственного отношения к своей жизни и приобретения ими социальных и бытовых навыков, необходимых для самостоятельного проживания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_samostoyatelnoy_zhizni_v_sotsiume.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к самостоятельной жизни в социуме как направление

деятельности школы-интерната

 

Социально-экономические и политические изменения в России предусматривают активный поиск новых путей совершенствования воспитания молодежи. В этом контексте актуальность приобретает проблема подготовки выпускников школ-интернатов к самостоятельной жизни, поскольку в интернатных заведениях сосредоточен специфический контингент воспитанников: дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, дети из проблемных и материально необеспеченных семей, которые требуют особого внимания со стороны общества. Анализ контингента воспитанников школ-интернатов свидетельствует, что большинство из них - это педагогически запущенные дети с отрицательным жизненным опытом, которым свойственны проблемы как личностного, так и межличностного характера: неуверенность в себе, комплекс неполноценности, чувство социальной отчужденности, отсутствие навыков продуктивного общения, несформированность внутренней позиции, потеря интереса к учебе, склонность к нервным расстройствам, ориентация на приспособление и тому подобное.  

Важнейшими задачами воспитания воспитанников школ-интернатов являются: создание условий, которые бы обеспечили им полноценное участие во всех сферах социальных отношений; формирование социальных умений; помощь в личностном и профессиональном самоопределении; подготовка воспитанников к самостоятельной жизни.  В целом в воспитательной деятельности школы-интерната имеются следующие направления: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, профориентационное, художественно-эстетическое, физкультурно-оздоровительное, трудовое.

Осмысление проблемы подготовки молодежи к самостоятельной жизни нашло отражение в трудах философов (М. Бахтин, М. Боритко, В. Конев и другие); социологов (М. Залыгина, А. Левко), психологов (И. Бех, А. Киселева, Д. Фельдштейн). Проблема подготовки воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни нашла отражение в трудах ученых-педагогов (А. Алтынцева, Л. Байбородова, Л. Еременко, А. Лавринович, В. Ослон, Л. Кузьменко, С. Свириденко, Л. Шелег и других). Исследования показывают, что индекс самостоятельности у воспитанников интернатных заведений вдвое ниже, чем у сверстников, которые воспитываются в семье. Они более склонны к конформизму, неуверенные в себе. Выходя из стен интерната, выпускники не имеют адекватного представления о реальных сложностях жизни, которые ожидаются впереди, не могут адаптироваться к условиям, которые окружают. Они по большей части не подготовлены к браку и жизни в семье, испытывают трудности в общении.  В то же время вне поля зрения исследователей осталась сложная и разноаспектная проблема определения и обоснования теоретико-методологических основ подготовки выпускников школ-интернатов к самостоятельной жизни. Результаты анализа практики воспитательной работы в учреждениях интернатного типа подтверждают, что этому аспекту в школе-интернате не уделяется должного внимания, поскольку отсутствует системность в работе, преобладают вербальные формы и методы воспитания и тому подобное. Возникают существенные противоречия между объективными потребностями современного общества в подготовке воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни и отсутствием разработанных теоретических и методических аспектов этого процесса; между потенциалом относительных возможностей подготовки учеников интернатных учреждений к самостоятельной жизни и его низкой реализацией в практике указанных учреждений.  

Структура подготовленности выпускников школ-интернатов к самостоятельной жизни охватывает три основных компонента: когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческий-деятельностный. Успешность подготовленности выпускников школ-интернатов к самостоятельной жизни зависит от уровня сформированности каждого из компонентов. При этом подготовка выпускника к самостоятельной жизни должна иметь постепенный характер: воспитанник усваивает систему знаний, умений и навыков, норм, необходимых в самостоятельной жизни (когнитивный компонент), далее они переходят в ценностную систему личности (эмоционально-ценностный компонент) и закрепляются в повседневной жизни (поведенческо-деятельностный компонент).  

Согласно данным компонентам, обоснованы критерии и показатели сформированности подготовленности выпускников школ-интернатов к самостоятельной жизни: наличие знаний из различных сфер жизнедеятельности (наличие: знаний и навыков ухода за собой, хозяйственно-бытовых знаний, умений и навыков по обслуживающему труду; элементарных экономических знаний и навыков; профессионально-трудовых навыков и умений; знаний о своих правах и обязанностях) ценностные ориентации (ориентации на: сохранение собственного здоровья; конструктивную модель семейной жизни; материальную независимость и самоопределения в профессиональной деятельности; повышение образовательного уровня; наличие конкретных конструктивных жизненных целей и профессиональных навыков; понимание жизненной перспективы) применения знаний, умений и навыков в новых условиях, в различных жизненных ситуациях (содержания социальных норм; проявление активности, ответственности, самостоятельности; ориентация в системе социальных учреждений; наличие умений конструктивно разрешать конфликты, сложные жизненные ситуации, осуществлять адекватный выбор и нести за него ответственность).  

Подготовленность выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни зависит от внешних и внутренних условий.  

Внешние условия (зависят от социума) - объективные условия (гарантии прав ребенка на все виды защищенности, в том числе медицинские гарантии, наличие жилья, рабочего места, доступность образования и т.д.); субъективные условия (социокультурные установку и стереотипы относительно восприятия выпускников интернатных учреждений, отношение к ним).  

Внутренние условия (личностные условии включения в социум) - это, прежде всего, желание воспитанника включаться в социум, подготовленность и наличие личностных ресурсов (способности и навыки), внутренние потребности в механизмах согласования и стабилизации своих действий с действиями других людей и социальных групп.  

К личностным условиям относятся: самооценка, уровень притязаний, активность, подготовленность к овладению социального пространства, прав и обязанностей; принятие ответственности за себя, близких.  

Определены особенности подготовки выпускников школ-интернатов к самостоятельной жизни: специфика контингента; социальное сиротство, особенности организации жизнедеятельности воспитанников школ-интернатов: отсутствие индивидуального подхода к ребенку, гиперопека воспитанников; недостаточные возможности по формированию социальной ответственности воспитанников; ограничения социального пространства, последствиями которого являются: вынужденная адаптация к большому количеству сверстников, трудности общения и тому подобное; организационно-педагогические проблемы функционирования школ-интернатов, особенности раннего юношеского возраста. Названные факторы значительно усложняют процесс подготовки выпускников школ-интернатов к самостоятельной жизни.  Руководители и педагоги школ-интернатов осознают всю сложность положения своих воспитанников и предпринимают усилия в оказании помощи и поддержки к выходу в самостоятельную жизнь. Педагогами вырабатываются и реализуются индивидуальные планы развития ребенка, программы воспитания и реабилитации, медико-педагогической и социальной поддержки, программа профориентационной работы, включающая в себя мероприятия, реализуемые воспитателями, социальным педагогом, психологом. При помощи социальных партнеров, учреждений города проводятся профессиональные пробы, профтестирование, экскурсии на предприятия, организуются встречи и беседы с выпускниками.

В технологии подготовки воспитанников к самостоятельной жизни важное место занимает этап диагностики. Диагностика сформированности навыков самостоятельной жизни детей-сирот организуется как во время пребывания ребенка в учреждении, так и в постинтернатный период.

Соответственно решаются две основные группы задач диагностики:  

1) исследование уровня социального развития ребенка; выявление уровня сформированности тех или иных качеств в различных сферах - бытовой, учебной, социальной; выявление подготовленности к самостоятельной жизни, личностное и профессиональное самоопределение; выявление сформированности у воспитанников социальных навыков, направленных на позитивную адаптацию в обществе;  

2) исследование степени успешной постинтернатной адаптации и социализации выпускника сиротского учреждения; выявление проблемы для оказания адресной помощи по своевременному предоставлению жилья, получения конкурентной на рынке труда профессии, первичного трудоустройства и закрепления на рабочем месте и др.  

Анализ проблемы социально-психологической подготовленности к самостоятельной жизни показывает, что адаптационный процесс будет проходить легче и на более продуктивном уровне, если у выпускников будут сформированы следующие показатели:

  1. Физическая подготовленность (культура здорового образа жизни).
  2. Педагогическая подготовленность (компетентность в учебной деятельности).
  3. Социальная подготовленность (компетентность в сфере социальноправовых отношений, компетентность в сфере семейных отношений).
  4. Профессионально-трудовая подготовленность (компетентность в сфере трудовых и профессиональных отношений).
  5. Психологическая (морально-волевая) подготовленность (личностная компетентность, коммуникативная компетентность, компетентность в досуговой деятельности).

Диагностика сформированности подготовленности выпускников интернатных заведений к жизнедеятельности в открытом обществе может осуществляться с помощью таких диагностических методов: беседы, анкетирования, диагностической карты «Оценка уровня жизненного самоопределения выпускника», предложенной А. Алтынцевой, метода незаконченных предложений, ранжирования, решения проблемных ситуаций, экспертной оценки; анкеты «Оценка допустимости сформированности жизненных принципов современных выпускников», разработанной А. Поздняковой, методики исследования самооценки Ч. Спилбергера, опросника «Социально-психологической адаптации личности» Роджерса Даймонда, самотестирования «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации» по методике Б. Аджиева, тестов по выявлению отношения выпускников к другим людям и «Мой запас прочности» А. Марковой, решения проблемных ситуаций, педагогических наблюдений.

Процесс диагностики включает несколько этапов, среди которых можно выделить:  

  1. сбор объективной информации о воспитанниках;
  2. анализ полученной информации;
  3. определение проблемного поля;
  4. выбор критериев и показателей для проведения диагностики;
  5. определение ответственных лиц за проведение исследования;
  6. подбор психодиагностического инструментария;
  7. организация и проведение первичной диагностики воспитанников;
  8. целеполагание и прогнозирование проблемы в соответствии с полученными результатами диагностики;
  9. разработка программ, мероприятий по социально-воспитательной деятельности.  

Технология диагностики может проводится совместными усилиями социального педагога, педагога-психолога учреждения, воспитателей, медицинского работника. В соответствии с полученными результатами диагностики специалистами определяется суть проблемы или совокупность проблем, осуществляется подбор адекватных индивидуальных или групповых видов услуг (психологических, педагогических, социально-педагогических).  Значимость работы интернатных учреждений по формированию навыков к самостоятельной жизни у воспитанников повышается при организации системного мониторинга социально-личностного развития детей, включающий и постинтернатный период. Диагностика сформированности навыков самостоятельной жизни воспитанников школы-интерната позволяет провести оценку их уровня, степень сформированности, что позволит своевременно выстроить алгоритм работы по разрешению проблем воспитанников для более результативной интеграции в общество и профилактики многих противоправных поступков. Важно, что только при условии сочетания индивидуальной и групповой форм система подготовки воспитанников к самостоятельной жизни будет полноценно функционировать. При индивидуальной форме можно использовать методы наблюдения, беседы, консультирования; групповая - включает мини-лекции, совещания, тренинги, тестирования, практикумы.

Наиболее результативными методами работы по подготовке выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни являются: создание воспитательных ситуаций, пример, дискуссии, педагогическое требование, беседы, убеждения, приучения, поручения, метод проектов, ролевые и имитационные игры; метод позитивного самовосприятия; проектирование; метод проектирования индивидуальных планов, метод генерирования идей; рефлексия-размышление и тому подобное; с педагогами: ролевые игры, работа в группах, рефлексия-размышление и тому подобное.

К результативным формам работы по подготовке выпускников школ- интернатов к самостоятельной жизни относятся: часы общения, тематические беседы, кружки, викторины, праздники, круглые столы, акции, конкурсы, тематические встречи, тренинговые занятия, практические занятия, экскурсии в лицее, колледже и т.д., экскурсии на производство, в учреждения социального самообслуживания, создание проблемных ситуаций; конструктивное взаимодействие со сверстниками района, города, общие социально-педагогические и спортивные мероприятия и т.д.; с педагогами: семинары, круглые столы, малые педсоветы, индивидуальные консультации, лекции, беседы, диспуты и тому подобное.  

Подготовка выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни является: определение сущности подготовленности выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизнь как научного понятия; компонентов, критериев, показателей подготовленности выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни; педагогических условий подготовки выпускников интернатов к самостоятельной жизни; форм и методов педагогической деятельности.

Указанные формы и методы системы работы педагога по подготовке выпускников интернатного типа к самостоятельной жизни направлены на:

  • снятие психологической напряженности воспитанников перед выходом из интернатного учреждения;
  • формирование навыков самостоятельного и ответственного принятия решений;  
  • ориентация на верный выбор профессии в соответствии со способностями, интересами;
  • осознание выпускниками школы-интерната юридических норм по социальной защите собственных прав;
  • решение вопросов коммуникации, налаживание контактов с окружающими людьми, выхода из конфликтных ситуаций;  
  • овладения         навыками         самообслуживания,         бытового         обеспечения жизнедеятельности.

Для определения результативности системы работы педагога по подготовке выпускников интернатного типа к самостоятельной жизни могут быть использованы следующие критерии: подготовленность к избранию будущей профессии; подготовленность к повседневной самостоятельной жизни.

Таким образом, основными направлениями деятельности школы-интерната являются гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, профориентационное, художественно-эстетическое, физкультурно-оздоровительное, трудовое. Важнейшее место среди них занимает подготовка к самостоятельной жизни в социуме как направление деятельности школы-интерната. Актуальность подготовки выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни неоспорима, подготовка включает в себя развитие профессионально важных качеств выпускника школы-интерната, создание условий успешной самостоятельной жизни в обществе выпускника интерната после окончания им учебного заведения. Подготовка к самостоятельной жизни выпускников в школе-интерната осуществляется за счет учета показателей подготовленности выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни; педагогических условий подготовки выпускников интернатов к самостоятельной жизни; форм и методов педагогической деятельности в данном направлении.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ ВЫПУСКНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «ШАГ ЗА ШАГОМ»

Подготовка   выпускников с недостаточностью интеллекта   к  самостоятельной  жизни всегда  была острой  государственной  проблемой. Система государст...

Профессиональное и личностное самоопределение воспитанника детского дома - важное звено в подготовке к самостоятельной жизни.

Главная задача нашего детского дома - изучить и развить у воспитанников способность к профессиональному и личностному самоопределению, подготовить их к самостоятельной жизни после выхода из детского д...

Подготовка учащихся старших классов к ЕГЭ в условиях школы-интерната

Русский язык – одно из основных средств получения информации во всех сферах жизни общества. Русский язык - это необходимость для формирования культурной, лингвистически компетентной личности....

Программа формирования здорового образа жизни у воспитанников специальной (коррекционной) школы интернат для детей с ОВЗ « Азбука здоровья»

Одной из важных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является их социальная адаптация в обществе, а это включает в себя овладение и применение знаний, умений, навыков здорового о...

Тема самообразования: "Формирование здорового образа жизни у воспитанников в условиях школы - интерната"

Участие в конкурсе педагогических проектов "Мой вклад в совершенствовании работы школы-интерната" доклад с темой самообразования "Формирование здорового образа жизни у воспитанников в у...

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Социализация воспитанников школы- интерната, как важное условие подготовки к самостоятельной жизни»

Тема:«Социализация воспитанников школы- интерната, как важное условие подготовки к самостоятельной жизни» Автор: социальный педагог ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа ...

Проект «Допрофессиональная трудовая подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната»

Характерной особенностью российского и регионального социума последних лет остается проблема социальной адаптации и интеграции детей с различными видами физических и психических нарушений. В настоящее...