Проект «Допрофессиональная трудовая подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната»
проект

Субраков Александр Михайлович

Характерной особенностью российского и регионального социума последних лет остается проблема социальной адаптации и интеграции детей с различными видами физических и психических нарушений. В настоящее время актуальна проблема в выборе профессии не только нормально развивающихся школьников, но и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам с интеллектуальными нарушениями очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы.

Перед современной школой стоит задача подготовки к самостоятельной трудовой деятельности обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) к общественно-полезному производительному труду. Воспитанники таких школ при выпуске обязательно должны овладеть определенными навыкам будущей профессиональной деятельности.

Гарантируемое Конституцией РФ право на труд распространено на всех граждан нашей страны вне зависимости от их возможностей и способностей. Теоретически каждый человек может обеспечить свою занятость, практически выпускникам специальных (коррекционных) школ очень сложно найти работу на свободном рынке труда. Существует комплекс нерешенных проблем обеспечения условий профессиональной реабилитации и интеграции лиц с ОВЗ:

- отсутствие нормативно – правовых механизмов, позволяющих запустить в действие существующие законы (Конституция РФ, Федеральный закон о социальной защите инвалидов);

- неготовность окружающих принять инвалида в качестве равноправного члена трудового коллектива;

 - отсутствие на предприятиях адаптированной для профессиональной деятельности инвалидов среды, специальных рабочих мест;

 - неподготовленность персонала предприятий для работы с инвалидами;

- слабая подготовка самих лиц с ОВЗ  к выполнению доступной трудовой деятельности.

Каждая из перечисленных проблем включает в себя ряд задач, от решения которых зависит  успех профессиональной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья.

Главным средством подготовки детей с интеллектуальными  нарушениями к труду является система обучения и воспитания, которая практикуется в школе-интернате. В процессе профессионально-трудового обучения в 5-9 классах учащиеся, обучаясь по специальной программе, получают определенную специальность.

Необходимость подготовки к профессиональной деятельности выпускников школ, вызванная требованием социального развития общества, с учетом выявленных недостатков и противоречий, предопределили постановку проблемы: как и на каких основах, спроектировать содержание допрофессиональной подготовки обучающихся, удовлетворяющее всем психолого-педагогическим нормам и направленное на формирование конкурентоспособного выпускника школы. Попытка решить эту проблему на методологическом уровне и объективные требования к проектированию системы допрофессиональной подготовки школьников, с одной стороны, и недостаточная разработанность теоретических и технологических подходов к решению данной проблемы, с другой стороны, определили тему проекта: «Допрофессиональная трудовая подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  в условиях школы-интерната».

Цель проекта -  обеспечение и развитие условий, направленных на достижение более высокого и качественного уровня допрофессиональной и профориентационной  подготовки старшеклассников.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

1.Изучение потребностей обучающихся и родителей в выборе будущих профессий

2.Оснащение материально-технической базы образовательного учреждения.

3.Обеспечение социального партнерства «школа-училище»,  с работодателями для обучения и прохождения практики выпускников по вышеперечисленным направлениям.

4.Организация дополнительных образовательных платных услуг для населения (реализация изготовленной продукции и др.)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  Республики Хакасия «Аскизская школа-интернат»

Проект

«Допрофессиональная трудовая подготовка

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  в условиях школы-интерната»

                                                                     

Разработчики проекта:

                                                                         Боргояков А.М., учитель столярного дела                                                                       Субраков А.М., учитель столярного дела                                                                        Субракова Н. О., учитель-логопед                                                                         Топоева Т. А., педагог-психолог

                                                               

Введение

Перед педагогами всегда стоял и стоит вопрос, как более эффективно и дифференцированно  помочь детям с ограниченными возможностями здоровья с дальнейшей интеграцией и адаптацией в обществе.

В Государственной программе «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009–2012 годах» обращается особое внимание на профессиональное обучение и социализацию лиц с ограниченными возможностями.

В разделе «Модернизация образования» одним из основных приоритетов развития образования являются:

– расширение возможностей получения детьми с ограниченными возможностями здоровья всех видов образовательных услуг;

– разработка социальных проектов для детей с ограниченными возможностями здоровья;

– расширение спектра программ допрофессиональной трудовой подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом потребностей рынка труда и сознательного выбора выпускником профессии;

– внедрение эффективных механизмов по вопросам защиты прав и гарантий особых категорий детей.

В Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» акцентируется внимание на комплекс мер, направленных:

на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов,

на обеспечение доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья,

на подготовку специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учётом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также индивидуальных программ реабилитации инвалидов,

на создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащённых) для них рабочих местах.

Распоряжением правительства РФ от 3 марта 2015 года №349-р. утверждён Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015–2020 годы (далее – Комплекс мер).

Комплексом мер также предусмотрено формирование списка востребованных и перспективных профессий и специальностей среднего профессионального образования с выделением 50 наиболее востребованных и перспективных профессий среднего профессионального образования.

          Комплекс мер включает мероприятия, которые распространяются на инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования будут учтены особенности реализации образовательных программ для инвалидов.

Интеграция в общество учащихся с ограниченными возможностями здоровья означает процесс и результат предоставления им прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни, включая и образование, наравне и вместе с остальными категориями обучающихся в условиях, компенсирующих отклонения в развитии и ограничения возможностей.

Обучающиеся с ОВЗ после окончания основного общеобразовательного учреждения,  как правило, не достигают такого уровня профессионального самопознания, который позволил бы им самостоятельно объективно соотнести свои предпочтения со своими возможностями, а также соответствующей готовности к профессиональной подготовке. В то время как объективное суждение о своих возможностях имеет огромное значение для осуществления оптимальной профессиональной ориентации. Такая работа должна начинаться уже при комплектовании групп по профессионально-трудовой подготовке.

Результаты исследований свидетельствуют, что обучающимся с интеллектуальными нарушениями необходима квалифицированная и своевременная помощь взрослых при выборе профессии. Руководящая роль в этой работе должна отводиться школе при совместной деятельности с семьей и профессиональным образовательным учреждением.

  1. Актуальность проекта

Характерной особенностью российского и регионального социума последних лет остается проблема социальной адаптации и интеграции детей с различными видами физических и психических нарушений. В настоящее время актуальна проблема в выборе профессии не только нормально развивающихся школьников, но и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам с интеллектуальными нарушениями очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы.

Перед современной школой стоит задача подготовки к самостоятельной трудовой деятельности обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) к общественно-полезному производительному труду. Воспитанники таких школ при выпуске обязательно должны овладеть определенными навыкам будущей профессиональной деятельности.

Гарантируемое Конституцией РФ право на труд распространено на всех граждан нашей страны вне зависимости от их возможностей и способностей. Теоретически каждый человек может обеспечить свою занятость, практически выпускникам специальных (коррекционных) школ очень сложно найти работу на свободном рынке труда. Существует комплекс нерешенных проблем обеспечения условий профессиональной реабилитации и интеграции лиц с ОВЗ:

- отсутствие нормативно – правовых механизмов, позволяющих запустить в действие существующие законы (Конституция РФ, Федеральный закон о социальной защите инвалидов);

- неготовность окружающих принять инвалида в качестве равноправного члена трудового коллектива;

 - отсутствие на предприятиях адаптированной для профессиональной деятельности инвалидов среды, специальных рабочих мест;

 - неподготовленность персонала предприятий для работы с инвалидами;

- слабая подготовка самих лиц с ОВЗ  к выполнению доступной трудовой деятельности.

Каждая из перечисленных проблем включает в себя ряд задач, от решения которых зависит  успех профессиональной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья.

Главным средством подготовки детей с интеллектуальными  нарушениями к труду является система обучения и воспитания, которая практикуется в школе-интернате. В процессе профессионально-трудового обучения в 5-9 классах учащиеся, обучаясь по специальной программе, получают определенную специальность.

Необходимость подготовки к профессиональной деятельности выпускников школ, вызванная требованием социального развития общества, с учетом выявленных недостатков и противоречий, предопределили постановку проблемы: как и на каких основах, спроектировать содержание допрофессиональной подготовки обучающихся, удовлетворяющее всем психолого-педагогическим нормам и направленное на формирование конкурентоспособного выпускника школы. Попытка решить эту проблему на методологическом уровне и объективные требования к проектированию системы допрофессиональной подготовки школьников, с одной стороны, и недостаточная разработанность теоретических и технологических подходов к решению данной проблемы, с другой стороны, определили тему проекта: «Допрофессиональная трудовая подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  в условиях школы-интерната».

Цель проекта -  обеспечение и развитие условий, направленных на достижение более высокого и качественного уровня допрофессиональной и профориентационной  подготовки старшеклассников.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи: 

1.Изучение потребностей обучающихся и родителей в выборе будущих профессий

2.Оснащение материально-технической базы образовательного учреждения.

3.Обеспечение социального партнерства «школа-училище»,  с работодателями для обучения и прохождения практики выпускников по вышеперечисленным направлениям.

4.Организация дополнительных образовательных платных услуг для населения (реализация изготовленной продукции и др.)

2. Анализ ситуации

Сложившаяся в советское время система образования давала значительной части выпускников специальных (коррекционных) школ, в том числе и специальных (коррекционных) школ VIII вида, устроиться в жизни по отлаженной схеме: ПТУ по обучению рабочим профессиям, трудоустройство на государственном предприятии с получением полного социального пакета и предоставлением места в общежитии. И только небольшая часть выпускников из-за особенностей психофизического развития, последствий социально запущенности пополняла ряды правонарушителей. В наше время, в условиях рыночных отношений, безработицы, экономического кризиса, изменений спроса и предложений на рынке труда выпускники c интеллектуальными нарушениями сразу пополняют неконкурентоспособную группу, не вызывающую интереса у работодателей.

В условиях рыночной экономики в стране предъявляются существенно более высокие требования к трудовой активности и профессиональной умелости работников производственного и обслуживающего труда, что значительно затрудняет трудоустройство и самостоятельную трудовую деятельность выпускников с ОВЗ.

Узкий перечень направлений допрофессиональной подготовки, существующий на сегодняшний день в школах для детей с ограниченными возможностями здоровья, не позволяет учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка. Сложившаяся практика обучения в настоящее время не отвечает в полной мере возросшим требованиям. ( Закон 273 – ФЗ «Об образовании РФ», глава XI, ст. 79). Это делает в высокой степени актуальной проблему коренного изменения по ряду направлений подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и общественно полезному труду.

Несмотря  на острейший дефицит рабочих кадров на предприятиях, рынок труда предъявляет жесткие требования к выпускникам. Причины неконкурентоспособности  конкурсантов  кроятся в низкой эффективности  допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки. Кроме того, предприятия ставят вопрос о подготовленности выпускников к работе в системе требований по качеству, что предполагает, по крайней мере, наличие у них знаний о системах качества, которые в настоящее время внедряются на отечественных предприятиях всех форм собственности, в том числе и в образовании.

Существенным недостатком современного допрофессионального образования является профессионального образования является профессиональная работа школ, без учета социального заказа на рабочие профессии, отсутствие выбора у школьников, так как школы преимущественно однопрофильные.

Школа определяется как многопрофильная, если отдельные предметы в ней изучаются углубленно, и если в ней реализуются образовательные программы, ориентированные на профессиональное самоопределение по трем и более направлениям.

В системе свойств конкурентоспособного качества важное место занимает готовность выпускников к профессиональной деятельности. Необходимость подготовки к профессиональной деятельности выпускников школ, вызванная требованием социального развития общества, с учетом выявленных недостатков и противоречий, предопределили постановку проблемы: как и на каких основах, спроектировать содержание допрофессиональной подготовки обучающихся, удовлетворяющее всем психолого-педагогическим нормам и направленное на формирование конкурентоспособного выпускника школы.

По данным детского фонда России ежегодно из детских коррекционных учреждений в течение следующего года из пятнадцати тысяч выпускников - 33% попадают на скамью подсудимых, становятся безработными – 20% и лишь 10% более или менее благополучно устраиваются в самостоятельной жизни.

Практика показывает, что выпускники с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом причин:

  • психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
  • отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной не защищенности;
  • неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
  • неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей.
  • сокращение набора и подъем образовательной планки в учреждения начального профессионального образования;
  • нестабильная государственная гарантия материального обеспечения и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • слабая заинтересованность работодателей всех форм собственности в решении проблемы образования и трудоустройства выпускников;
  • отсутствие в учреждениях НПО возможности освоения востребованных и хорошо оплачиваемых профессий (выпускник школы не имеет возможности широкого выбора профессии в силу интеллектуального дефекта);
  • недостаточная ориентация ОУ на новые возможности рынка труда;
  • низкий уровень социально-бытовых умений и навыков обучающихся с ОВЗ вследствие социальной депривации и имеющихся нарушений психофизического развития.

Мониторинг жизнеустройства выпускников Аскизской школы – интерната.

Сравнительная таблица

выпускников (продолжение обучение, трудоустройство)

Год выпуска

2018

2019

2020

Всего выпускников

13

13

6

Направлены в ПУ

12(92%)

12(92%)

6(100%)

Продолжают учиться в ПУ

3(46%)

9(69%)

6(100%)

Не работают, не учатся

3(46%)

3(46%)

-

Находятся дома по состоянию здоровья

-

2

-

Вышли замуж

2

1

-

Имеют ребенка

1

-

-

Состоят на учебе в службе занятости

-

-

-

Находятся под следствием. Осуждены

-

-

-

Трудоустроены

1(8%)

обучение

обучение

Из сравнительной таблицы жизнеустройства выпускников видно, что в течение последних трех лет прослеживается тенденция  к уменьшению численности выпускников, продолжающих обучение в учреждениях НПО.

Из общего количества выпускников школы - 97% не смогли трудоустроиться после её окончания по двум причинам:

-неконкурентоспособность  на рынке труда;

-следствие тяжелой и умеренной умственной отсталости (возможность трудоустройства обучающихся, имеющий данный диагноз существенно ограничены).

В стенах основного общеобразовательного учреждения выпускники имеют узкий выбор трудовых профилей, и в школах сложились устойчивые связи с определёнными профессиональными образовательными учреждениями. Также обучающиеся ограничены в возможности участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах наравне со здоровыми сверстниками. Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.

Перед школой стоит задача повышения требований к трудовому и допрофессиональному обучению стоит наиболее остро, так как данное направление работы является основным критерием, определяющим качественный уровень подготовки обучающихся и педагогической деятельности коллектива.

  1. Краткое описание имеющегося опыта

Аскизская школа – интернат работает над темой: «Развитие индивидуальных возможностей детей с ОВЗ в условиях школы-интерната».  

Деятельность школы строится в соответствии с методической темой: «Создание условий для реализации индивидуально-личностных возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с целью повышения их уровня обучения и воспитания, адаптации и социализации в современном обществе».

Трудовое обучение и воспитание представляют собой систему, звенья которой тесно связаны и дополняют друг друга. Трудовое воспитание  осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время в процессе  занятий общественно полезным и производительным  трудом, самообслуживания, во время кружковой работы.

Наряду с этим ведется коррекционная работа, которая выражается в формировании повышения уровня познавательной активности обучающихся и развития их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности, что предполагает формирование у наших воспитанников необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений.

Программы по трудовому обучению  составлены с учетом способностей, индивидуальных склонностей и потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, образовательного потенциала школы и имеющегося опыта работы в данном направлении.

Одним из приоритетных направлений обучения детей с отклонениями в развитии наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Задачами трудовой подготовки обучающихся с отклонениями в развитии являются:

-воспитание осознанного  отношения к труду;

-формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности);

-коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития;

-профессиональная подготовка к производственному труду.

Как показывает практика, правильно созданные условия, формы и содержание профессионально-трудовой подготовки способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, её социализации и решению сопутствующих проблем: социально-бытовых, досуговых, нравственно-этических.

В нашей школе имеются оснащенные оборудованием столярные мастерские. Профессиональной подготовкой обучающихся занимаются высококвалифицированные учителя трудового обучения.

На практических занятиях в столярных мастерских обучающиеся закрепляют теоретические знания, умения и навыки изготавливая столярные изделия: плечики для одежды, швабры, подцветочники, ящики для рассады.

Обучающиеся также принимают активное участие в выставках - конкурсах прикладного творчества.

Таким образом, общественно-полезный труд направлен на формирование личностных качеств, на овладение элементарными профессиональными навыками, направлен так же на подготовку учащихся к самостоятельной жизни.

На уроках столярного дела обучающиеся 5  классов знакомятся с работой по дереву, учатся строгать, пилить, сверлить. Ученики изготавливают  простые изделия и игрушки из древесины.

Обучающиеся 7 классов изготавливают ящики для теплицы, швабры, вешалки, занимаются резьбой по дереву, изготавливают шкатулки с различными видами резьбы и т.д.

Обучающиеся 8 классов умеют устранять дефекты и пороки древесины, изготавливают:  строгальные и разметочные инструменты, простейшие столярно–мебельные изделия. На токарных станках ученики изготавливают кухонную утварь, декоративные бочонки, шахматные фигуры.

Обучающиеся 9 классов изготавливают модели простейшей мебели: столы, стулья, табуретки, книжные полки, журнальные столики. Изготавливают столярные изделия с последующей художественной отделкой, украшая  резьбой ранее сделанные   изделия, знакомятся с плотничными работами на строительстве.

Материально-техническое оснащение кабинетов

«Столярное дело»

№ п/п

Наименование

Количество

Верстаки

16

Ножовки

12

Рубанки

12

Напильники

36

Стамески

2 набора

Фрезер ручной

1

Станок токарный по дереву

3

Станок сверлильный

3

Станок точильный

2

Станок фуговально- пильный

1

Станок фуговальный

1

Электро – лобзик

1

Токарный станок по металлу

1

По окончании 9 класса воспитанники сдают экзамен по трудовому обучению, состоящий из 2-х этапов: практической работы и собеседования по вопросам материаловедения и технологии изготовления изделия.

Выпускники успешно сдают  экзамены по трудовому обучению, получают свидетельство государственного образца об окончании основного общеобразовательного учреждения.

Об успешности сдачи экзаменов по профессионально трудовому обучению свидетельствует следующая таблица.

Результаты экзаменов по трудовому обучению в динамике за три года

Учебный

год

Кол-во

выпускников

Допущено

к экзаменам

Получили

документ об образовании

На

"4 и 5"

Качество, %

2017-2018

13

13

13

9

69

2018-2019

13

13

13

4

30

2019-2020

6

6

6

6

100

 Анализ результатов экзаменов за 2016- 2018 года  позволяет  сделать вывод, что обучающимися усваивается  необходимый программный материал.

Над формированием профессионально-трудовых навыков обучающихся, воспитанников работают все педагоги школы на уроках и во внеурочное время. Корректировка индивидуа -льных программ ведется психолого-медико-педагогической службой.

Но узкий перечень направлений допрофессиональной подготовки, существующий на сегодняшний день в школах, не позволяет учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка. Успешность социализации выпускников в значительной степени определяется их успешностью на профессиональном поприще. В связи с этим важным является не только правильный, осознанный выбор профессии, но и адекватное представление о возможностях трудоустройства и сопряженных с ним проблемах. 

Обеспечение занятости выпускников с интеллектуальными нарушениями, рациональное трудоустройство, обеспечивающее достижение материальной независимости, самообеспечения и интеграции в общество предполагает включение в содержание деятельности конкретных направлений, обеспечивающих данные перспективы.

В настоящее время система работы школы не решает полностью те проблемы, которые встали перед педагогическим коллективом. Это связано, прежде всего, с нестабильностью социальной поддержки выпускников ОУ со стороны государства, их неконкурентоспособностью на рынке труда, низким уровнем социальной адаптированности выпускников в рыночном социуме.

4. Реализация проекта 

Реализация проекта по решению проблем допрофессиональной и профессиональной подготовки обучающихся с интеллектуальными нарушениями позволит решать задачи совершенствования организационно- содержательных условий профессионально-трудового обучения и профильной подготовки.

Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система практических мероприятий по профессиональной ориентации, профессиональному самоопределению обучающихся с ОВЗ, способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии. Для этого необходимо создать определенные организационно-педагогические условия: кадровые, психолого-педагогические, финансовые, материально-технические, информационно-методические, систему педагогического мониторинга.

Значимость допрофессиональной трудовой подготовки предполагает вариативность профильного обучения, которая обусловлена необходимостью предоставления возможности получить опыт в спектре профилей трудового обучения, что способствует формированию основ трудовых навыков и, в конечном итоге, закладывает базу для успешной социализации.

Предлагаемый подход позволит поэтапно осуществлять формирование профессиональных интересов и намерений и сформирует основу для оптимального выбора профессии.

5. Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный. (Март 2021 – август 2021г.) Создание условий реализации проекта, изучение, анализ потребностей родителей и обучающихся. Разработка нормативно-правовой базы (локальные акты).
  2. Внедренческий. Изучение общественного мнения педагогов, родителей, обучающихся по допрофессиональной подготовке (сентябрь 2021 - май 2022г); оснащение материально- технической базы (сентябрь 2021– сентябрь 2022г.)
  3. Заключительный.(2022г.) Мониторинг общественного мнения педагогов, родителей, обучающихся. Описание опыта и публикации  в журналах и СМИ. Перевод проекта в режим постоянного применения в  практике.

мероприятия

срок

ответственный

Учебно-методическое  обеспечение программ

Анализ рабочих программ учебных дисциплин

Май –сентябрь

2020

Администрация  школы

Приобретение  учебного  оборудования    

2021-2022

Администрация школы

Социальное  партнерство

Выстраивание социального партнерства «школа - училище»

Май – сентябрь

2021

Администрация  школы

Привлечение училища к экспертизе программ допрофессиональных модулей

             2021

Администрация  школы

Развитие и совершенствование договорных отношений  школы с социальными партнерами

2021 –  2022

Администрация  школы

Создание  учебно – стажировочной площадки

Сентябрь

2021-2022

Школа-соц. партнеры

Создание и развитие материально-технической базы

Оборудование  кабинетов. Создание и развитие материально-технической базы в  кабинетах  теоретической подготовки, модернизация и обновление программного обеспечения через возможности Интернет – ресурсов.

2021 – 2022

Школа, социальные партнеры

Перевод проекта в режим постоянного применения в  практике.

Проведение «круглых столов», родительских собраний, проведение разъяснительных бесед, анкетирования по изучению мнений педагогов, родителей, обучающихся по допрофессиональной подготовке.

 Семинары, диагностики, мастер-классы, консультирование.

2022

Педагоги, педагог -  психолог, социальные педагоги, администрация школы.

Проведение семинаров, мастер-классов, реализация готовой продукции

Постоянно.

По мере необходимости

Педагоги, мастера производственного обучения, администрация.

             Для реализации проекта требуется современное сертифицированное оборудование для столярных мастерских (Приложение 1)

Предполагаемые результаты

Результаты

Показатели, индикаторы.

Осознанный выбор профессии обучающимися

80%

Кадровая подготовка

100%

Материально-техническая  база

70-80%

Расширение социального партнерства (предприниматели, училища)

Положительная динамика

Дополнительные платные услуги

Положительная динамика

  • Получение выпускниками более глубоких допрофессиональных знаний и умений;
  • сформированность положительной мотивации на трудовую деятельность;
  • осознанный выбор профессии в соответствии со своими потенциальными возможностями;
  • повышение процента совпадения при выборе рабочей специальности с трудовым профилем, который осваивался в школе;
  • повышение конкурентноспособности выпускников школы на рынке труда;
  • создание и расширение договорной базы с предприятиями, организациями по вопросам профессиональной ориентации, профессиональной подготовке и трудоустройства выпускников с ОВЗ;
  • достижение детьми с ОВЗ большей социальной зрелости к началу самостоятельной жизни;
  • создание сети социальных партнеров в профессионально-трудовой подготовке обучающихся;
  • повышение профессиональной компетентности педагогических кадров.

Заключение

Необходимость подготовки к профессиональной деятельности выпускников школ, вызванная требованием социального развития общества, с учетом выявленных недостатков и противоречий, предопределили постановку проблемы: как и на каких основах, спроектировать содержание допрофессиональной подготовки учащихся, удовлетворяющее всем психолого-педагогическим нормам и направленное на формирование конкурентоспособного выпускника школы.

Узкий перечень направлений трудовой подготовки, существующий на сегодняшний день в школе не позволяет учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка. Более широкий выбор даст возможность учащимся опробовать свои силы в практической деятельности, развить профессиональные интересы и способности. Именно поэтому перед школой стоит задача организовать работу так, чтобы возник устойчивый интерес выбора профессии  перерос в желание, а затем в привычку трудиться. Воспитанники школ при выпуске обязательно должны овладеть определенными навыкам будущей профессиональной деятельности.

Профессиональное ориентирование детей с ОВЗ необходимо осуществлять комплексно, вовлекая  в этот процесс различных специалистов и родителей. Систематически проводимая в этом направлении работа, несомненно, принесет положительные результаты.

 Реализация данного образовательного проекта необходима обучающимся с нарушением интеллекта в условиях основного общего образования. Для этого необходимо создать определенные организационно-педагогические условия: кадровые, психолого-педагогические, финансовые, материально-технические, информационно-методические, систему педагогического мониторинга.

В заключение еще раз хочется подчеркнуть необходимость целенаправленной профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья как одного из приоритетных направлений трудового обучения. Данная форма организации допрофессиональной подготовки дает возможность учащимся с ограниченными возможностями здоровья более успешно адаптироваться в новых для них условиях обучения, что в дальнейшем будет способствовать их успешной социализации в обществе.

 



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  Республики Хакасия «Аскизская школа-интернат»

Проект

«Допрофессиональная трудовая подготовка

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  в условиях школы-интерната»

                                                                     

Разработчики проекта:

                                                                         Боргояков А.М., учитель столярного дела                                                                       Субраков А.М., учитель столярного дела                                                                        Субракова Н. О., учитель-логопед                                                                         Топоева Т. А., педагог-психолог

                                                               

Введение

Перед педагогами всегда стоял и стоит вопрос, как более эффективно и дифференцированно  помочь детям с ограниченными возможностями здоровья с дальнейшей интеграцией и адаптацией в обществе.

В Государственной программе «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009–2012 годах» обращается особое внимание на профессиональное обучение и социализацию лиц с ограниченными возможностями.

В разделе «Модернизация образования» одним из основных приоритетов развития образования являются:

– расширение возможностей получения детьми с ограниченными возможностями здоровья всех видов образовательных услуг;

– разработка социальных проектов для детей с ограниченными возможностями здоровья;

– расширение спектра программ допрофессиональной трудовой подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом потребностей рынка труда и сознательного выбора выпускником профессии;

– внедрение эффективных механизмов по вопросам защиты прав и гарантий особых категорий детей.

В Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» акцентируется внимание на комплекс мер, направленных:

на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов,

на обеспечение доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья,

на подготовку специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учётом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также индивидуальных программ реабилитации инвалидов,

на создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащённых) для них рабочих местах.

Распоряжением правительства РФ от 3 марта 2015 года №349-р. утверждён Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015–2020 годы (далее – Комплекс мер).

Комплексом мер также предусмотрено формирование списка востребованных и перспективных профессий и специальностей среднего профессионального образования с выделением 50 наиболее востребованных и перспективных профессий среднего профессионального образования.

          Комплекс мер включает мероприятия, которые распространяются на инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования будут учтены особенности реализации образовательных программ для инвалидов.

Интеграция в общество учащихся с ограниченными возможностями здоровья означает процесс и результат предоставления им прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни, включая и образование, наравне и вместе с остальными категориями обучающихся в условиях, компенсирующих отклонения в развитии и ограничения возможностей.

Обучающиеся с ОВЗ после окончания основного общеобразовательного учреждения,  как правило, не достигают такого уровня профессионального самопознания, который позволил бы им самостоятельно объективно соотнести свои предпочтения со своими возможностями, а также соответствующей готовности к профессиональной подготовке. В то время как объективное суждение о своих возможностях имеет огромное значение для осуществления оптимальной профессиональной ориентации. Такая работа должна начинаться уже при комплектовании групп по профессионально-трудовой подготовке.

Результаты исследований свидетельствуют, что обучающимся с интеллектуальными нарушениями необходима квалифицированная и своевременная помощь взрослых при выборе профессии. Руководящая роль в этой работе должна отводиться школе при совместной деятельности с семьей и профессиональным образовательным учреждением.

  1. Актуальность проекта

Характерной особенностью российского и регионального социума последних лет остается проблема социальной адаптации и интеграции детей с различными видами физических и психических нарушений. В настоящее время актуальна проблема в выборе профессии не только нормально развивающихся школьников, но и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам с интеллектуальными нарушениями очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы.

Перед современной школой стоит задача подготовки к самостоятельной трудовой деятельности обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) к общественно-полезному производительному труду. Воспитанники таких школ при выпуске обязательно должны овладеть определенными навыкам будущей профессиональной деятельности.

Гарантируемое Конституцией РФ право на труд распространено на всех граждан нашей страны вне зависимости от их возможностей и способностей. Теоретически каждый человек может обеспечить свою занятость, практически выпускникам специальных (коррекционных) школ очень сложно найти работу на свободном рынке труда. Существует комплекс нерешенных проблем обеспечения условий профессиональной реабилитации и интеграции лиц с ОВЗ:

- отсутствие нормативно – правовых механизмов, позволяющих запустить в действие существующие законы (Конституция РФ, Федеральный закон о социальной защите инвалидов);

- неготовность окружающих принять инвалида в качестве равноправного члена трудового коллектива;

 - отсутствие на предприятиях адаптированной для профессиональной деятельности инвалидов среды, специальных рабочих мест;

 - неподготовленность персонала предприятий для работы с инвалидами;

- слабая подготовка самих лиц с ОВЗ  к выполнению доступной трудовой деятельности.

Каждая из перечисленных проблем включает в себя ряд задач, от решения которых зависит  успех профессиональной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья.

Главным средством подготовки детей с интеллектуальными  нарушениями к труду является система обучения и воспитания, которая практикуется в школе-интернате. В процессе профессионально-трудового обучения в 5-9 классах учащиеся, обучаясь по специальной программе, получают определенную специальность.

Необходимость подготовки к профессиональной деятельности выпускников школ, вызванная требованием социального развития общества, с учетом выявленных недостатков и противоречий, предопределили постановку проблемы: как и на каких основах, спроектировать содержание допрофессиональной подготовки обучающихся, удовлетворяющее всем психолого-педагогическим нормам и направленное на формирование конкурентоспособного выпускника школы. Попытка решить эту проблему на методологическом уровне и объективные требования к проектированию системы допрофессиональной подготовки школьников, с одной стороны, и недостаточная разработанность теоретических и технологических подходов к решению данной проблемы, с другой стороны, определили тему проекта: «Допрофессиональная трудовая подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  в условиях школы-интерната».

Цель проекта -  обеспечение и развитие условий, направленных на достижение более высокого и качественного уровня допрофессиональной и профориентационной  подготовки старшеклассников.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи: 

1.Изучение потребностей обучающихся и родителей в выборе будущих профессий

2.Оснащение материально-технической базы образовательного учреждения.

3.Обеспечение социального партнерства «школа-училище»,  с работодателями для обучения и прохождения практики выпускников по вышеперечисленным направлениям.

4.Организация дополнительных образовательных платных услуг для населения (реализация изготовленной продукции и др.)

2. Анализ ситуации

Сложившаяся в советское время система образования давала значительной части выпускников специальных (коррекционных) школ, в том числе и специальных (коррекционных) школ VIII вида, устроиться в жизни по отлаженной схеме: ПТУ по обучению рабочим профессиям, трудоустройство на государственном предприятии с получением полного социального пакета и предоставлением места в общежитии. И только небольшая часть выпускников из-за особенностей психофизического развития, последствий социально запущенности пополняла ряды правонарушителей. В наше время, в условиях рыночных отношений, безработицы, экономического кризиса, изменений спроса и предложений на рынке труда выпускники c интеллектуальными нарушениями сразу пополняют неконкурентоспособную группу, не вызывающую интереса у работодателей.

В условиях рыночной экономики в стране предъявляются существенно более высокие требования к трудовой активности и профессиональной умелости работников производственного и обслуживающего труда, что значительно затрудняет трудоустройство и самостоятельную трудовую деятельность выпускников с ОВЗ.

Узкий перечень направлений допрофессиональной подготовки, существующий на сегодняшний день в школах для детей с ограниченными возможностями здоровья, не позволяет учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка. Сложившаяся практика обучения в настоящее время не отвечает в полной мере возросшим требованиям. ( Закон 273 – ФЗ «Об образовании РФ», глава XI, ст. 79). Это делает в высокой степени актуальной проблему коренного изменения по ряду направлений подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и общественно полезному труду.

Несмотря  на острейший дефицит рабочих кадров на предприятиях, рынок труда предъявляет жесткие требования к выпускникам. Причины неконкурентоспособности  конкурсантов  кроятся в низкой эффективности  допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки. Кроме того, предприятия ставят вопрос о подготовленности выпускников к работе в системе требований по качеству, что предполагает, по крайней мере, наличие у них знаний о системах качества, которые в настоящее время внедряются на отечественных предприятиях всех форм собственности, в том числе и в образовании.

Существенным недостатком современного допрофессионального образования является профессионального образования является профессиональная работа школ, без учета социального заказа на рабочие профессии, отсутствие выбора у школьников, так как школы преимущественно однопрофильные.

Школа определяется как многопрофильная, если отдельные предметы в ней изучаются углубленно, и если в ней реализуются образовательные программы, ориентированные на профессиональное самоопределение по трем и более направлениям.

В системе свойств конкурентоспособного качества важное место занимает готовность выпускников к профессиональной деятельности. Необходимость подготовки к профессиональной деятельности выпускников школ, вызванная требованием социального развития общества, с учетом выявленных недостатков и противоречий, предопределили постановку проблемы: как и на каких основах, спроектировать содержание допрофессиональной подготовки обучающихся, удовлетворяющее всем психолого-педагогическим нормам и направленное на формирование конкурентоспособного выпускника школы.

По данным детского фонда России ежегодно из детских коррекционных учреждений в течение следующего года из пятнадцати тысяч выпускников - 33% попадают на скамью подсудимых, становятся безработными – 20% и лишь 10% более или менее благополучно устраиваются в самостоятельной жизни.

Практика показывает, что выпускники с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом причин:

  • психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
  • отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной не защищенности;
  • неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
  • неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей.
  • сокращение набора и подъем образовательной планки в учреждения начального профессионального образования;
  • нестабильная государственная гарантия материального обеспечения и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • слабая заинтересованность работодателей всех форм собственности в решении проблемы образования и трудоустройства выпускников;
  • отсутствие в учреждениях НПО возможности освоения востребованных и хорошо оплачиваемых профессий (выпускник школы не имеет возможности широкого выбора профессии в силу интеллектуального дефекта);
  • недостаточная ориентация ОУ на новые возможности рынка труда;
  • низкий уровень социально-бытовых умений и навыков обучающихся с ОВЗ вследствие социальной депривации и имеющихся нарушений психофизического развития.

Мониторинг жизнеустройства выпускников Аскизской школы – интерната.

Сравнительная таблица

выпускников (продолжение обучение, трудоустройство)

Год выпуска

2018

2019

2020

Всего выпускников

13

13

6

Направлены в ПУ

12(92%)

12(92%)

6(100%)

Продолжают учиться в ПУ

3(46%)

9(69%)

6(100%)

Не работают, не учатся

3(46%)

3(46%)

-

Находятся дома по состоянию здоровья

-

2

-

Вышли замуж

2

1

-

Имеют ребенка

1

-

-

Состоят на учебе в службе занятости

-

-

-

Находятся под следствием. Осуждены

-

-

-

Трудоустроены

1(8%)

обучение

обучение

Из сравнительной таблицы жизнеустройства выпускников видно, что в течение последних трех лет прослеживается тенденция  к уменьшению численности выпускников, продолжающих обучение в учреждениях НПО.

Из общего количества выпускников школы - 97% не смогли трудоустроиться после её окончания по двум причинам:

-неконкурентоспособность  на рынке труда;

-следствие тяжелой и умеренной умственной отсталости (возможность трудоустройства обучающихся, имеющий данный диагноз существенно ограничены).

В стенах основного общеобразовательного учреждения выпускники имеют узкий выбор трудовых профилей, и в школах сложились устойчивые связи с определёнными профессиональными образовательными учреждениями. Также обучающиеся ограничены в возможности участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах наравне со здоровыми сверстниками. Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.

Перед школой стоит задача повышения требований к трудовому и допрофессиональному обучению стоит наиболее остро, так как данное направление работы является основным критерием, определяющим качественный уровень подготовки обучающихся и педагогической деятельности коллектива.

  1. Краткое описание имеющегося опыта

Аскизская школа – интернат работает над темой: «Развитие индивидуальных возможностей детей с ОВЗ в условиях школы-интерната».  

Деятельность школы строится в соответствии с методической темой: «Создание условий для реализации индивидуально-личностных возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с целью повышения их уровня обучения и воспитания, адаптации и социализации в современном обществе».

Трудовое обучение и воспитание представляют собой систему, звенья которой тесно связаны и дополняют друг друга. Трудовое воспитание  осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время в процессе  занятий общественно полезным и производительным  трудом, самообслуживания, во время кружковой работы.

Наряду с этим ведется коррекционная работа, которая выражается в формировании повышения уровня познавательной активности обучающихся и развития их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности, что предполагает формирование у наших воспитанников необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений.

Программы по трудовому обучению  составлены с учетом способностей, индивидуальных склонностей и потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, образовательного потенциала школы и имеющегося опыта работы в данном направлении.

Одним из приоритетных направлений обучения детей с отклонениями в развитии наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Задачами трудовой подготовки обучающихся с отклонениями в развитии являются:

-воспитание осознанного  отношения к труду;

-формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности);

-коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития;

-профессиональная подготовка к производственному труду.

Как показывает практика, правильно созданные условия, формы и содержание профессионально-трудовой подготовки способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, её социализации и решению сопутствующих проблем: социально-бытовых, досуговых, нравственно-этических.

В нашей школе имеются оснащенные оборудованием столярные мастерские. Профессиональной подготовкой обучающихся занимаются высококвалифицированные учителя трудового обучения.

На практических занятиях в столярных мастерских обучающиеся закрепляют теоретические знания, умения и навыки изготавливая столярные изделия: плечики для одежды, швабры, подцветочники, ящики для рассады.

Обучающиеся также принимают активное участие в выставках - конкурсах прикладного творчества.

Таким образом, общественно-полезный труд направлен на формирование личностных качеств, на овладение элементарными профессиональными навыками, направлен так же на подготовку учащихся к самостоятельной жизни.

На уроках столярного дела обучающиеся 5  классов знакомятся с работой по дереву, учатся строгать, пилить, сверлить. Ученики изготавливают  простые изделия и игрушки из древесины.

Обучающиеся 7 классов изготавливают ящики для теплицы, швабры, вешалки, занимаются резьбой по дереву, изготавливают шкатулки с различными видами резьбы и т.д.

Обучающиеся 8 классов умеют устранять дефекты и пороки древесины, изготавливают:  строгальные и разметочные инструменты, простейшие столярно–мебельные изделия. На токарных станках ученики изготавливают кухонную утварь, декоративные бочонки, шахматные фигуры.

Обучающиеся 9 классов изготавливают модели простейшей мебели: столы, стулья, табуретки, книжные полки, журнальные столики. Изготавливают столярные изделия с последующей художественной отделкой, украшая  резьбой ранее сделанные   изделия, знакомятся с плотничными работами на строительстве.

Материально-техническое оснащение кабинетов

«Столярное дело»

№ п/п

Наименование

Количество

Верстаки

16

Ножовки

12

Рубанки

12

Напильники

36

Стамески

2 набора

Фрезер ручной

1

Станок токарный по дереву

3

Станок сверлильный

3

Станок точильный

2

Станок фуговально- пильный

1

Станок фуговальный

1

Электро – лобзик

1

Токарный станок по металлу

1

По окончании 9 класса воспитанники сдают экзамен по трудовому обучению, состоящий из 2-х этапов: практической работы и собеседования по вопросам материаловедения и технологии изготовления изделия.

Выпускники успешно сдают  экзамены по трудовому обучению, получают свидетельство государственного образца об окончании основного общеобразовательного учреждения.

Об успешности сдачи экзаменов по профессионально трудовому обучению свидетельствует следующая таблица.

Результаты экзаменов по трудовому обучению в динамике за три года

Учебный

год

Кол-во

выпускников

Допущено

к экзаменам

Получили

документ об образовании

На

"4 и 5"

Качество, %

2017-2018

13

13

13

9

69

2018-2019

13

13

13

4

30

2019-2020

6

6

6

6

100

 Анализ результатов экзаменов за 2016- 2018 года  позволяет  сделать вывод, что обучающимися усваивается  необходимый программный материал.

Над формированием профессионально-трудовых навыков обучающихся, воспитанников работают все педагоги школы на уроках и во внеурочное время. Корректировка индивидуа -льных программ ведется психолого-медико-педагогической службой.

Но узкий перечень направлений допрофессиональной подготовки, существующий на сегодняшний день в школах, не позволяет учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка. Успешность социализации выпускников в значительной степени определяется их успешностью на профессиональном поприще. В связи с этим важным является не только правильный, осознанный выбор профессии, но и адекватное представление о возможностях трудоустройства и сопряженных с ним проблемах. 

Обеспечение занятости выпускников с интеллектуальными нарушениями, рациональное трудоустройство, обеспечивающее достижение материальной независимости, самообеспечения и интеграции в общество предполагает включение в содержание деятельности конкретных направлений, обеспечивающих данные перспективы.

В настоящее время система работы школы не решает полностью те проблемы, которые встали перед педагогическим коллективом. Это связано, прежде всего, с нестабильностью социальной поддержки выпускников ОУ со стороны государства, их неконкурентоспособностью на рынке труда, низким уровнем социальной адаптированности выпускников в рыночном социуме.

4. Реализация проекта 

Реализация проекта по решению проблем допрофессиональной и профессиональной подготовки обучающихся с интеллектуальными нарушениями позволит решать задачи совершенствования организационно- содержательных условий профессионально-трудового обучения и профильной подготовки.

Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система практических мероприятий по профессиональной ориентации, профессиональному самоопределению обучающихся с ОВЗ, способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии. Для этого необходимо создать определенные организационно-педагогические условия: кадровые, психолого-педагогические, финансовые, материально-технические, информационно-методические, систему педагогического мониторинга.

Значимость допрофессиональной трудовой подготовки предполагает вариативность профильного обучения, которая обусловлена необходимостью предоставления возможности получить опыт в спектре профилей трудового обучения, что способствует формированию основ трудовых навыков и, в конечном итоге, закладывает базу для успешной социализации.

Предлагаемый подход позволит поэтапно осуществлять формирование профессиональных интересов и намерений и сформирует основу для оптимального выбора профессии.

5. Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный. (Март 2021 – август 2021г.) Создание условий реализации проекта, изучение, анализ потребностей родителей и обучающихся. Разработка нормативно-правовой базы (локальные акты).
  2. Внедренческий. Изучение общественного мнения педагогов, родителей, обучающихся по допрофессиональной подготовке (сентябрь 2021 - май 2022г); оснащение материально- технической базы (сентябрь 2021– сентябрь 2022г.)
  3. Заключительный.(2022г.) Мониторинг общественного мнения педагогов, родителей, обучающихся. Описание опыта и публикации  в журналах и СМИ. Перевод проекта в режим постоянного применения в  практике.

мероприятия

срок

ответственный

Учебно-методическое  обеспечение программ

Анализ рабочих программ учебных дисциплин

Май –сентябрь

2020

Администрация  школы

Приобретение  учебного  оборудования    

2021-2022

Администрация школы

Социальное  партнерство

Выстраивание социального партнерства «школа - училище»

Май – сентябрь

2021

Администрация  школы

Привлечение училища к экспертизе программ допрофессиональных модулей

             2021

Администрация  школы

Развитие и совершенствование договорных отношений  школы с социальными партнерами

2021 –  2022

Администрация  школы

Создание  учебно – стажировочной площадки

Сентябрь

2021-2022

Школа-соц. партнеры

Создание и развитие материально-технической базы

Оборудование  кабинетов. Создание и развитие материально-технической базы в  кабинетах  теоретической подготовки, модернизация и обновление программного обеспечения через возможности Интернет – ресурсов.

2021 – 2022

Школа, социальные партнеры

Перевод проекта в режим постоянного применения в  практике.

Проведение «круглых столов», родительских собраний, проведение разъяснительных бесед, анкетирования по изучению мнений педагогов, родителей, обучающихся по допрофессиональной подготовке.

 Семинары, диагностики, мастер-классы, консультирование.

2022

Педагоги, педагог -  психолог, социальные педагоги, администрация школы.

Проведение семинаров, мастер-классов, реализация готовой продукции

Постоянно.

По мере необходимости

Педагоги, мастера производственного обучения, администрация.

             Для реализации проекта требуется современное сертифицированное оборудование для столярных мастерских (Приложение 1)

Предполагаемые результаты

Результаты

Показатели, индикаторы.

Осознанный выбор профессии обучающимися

80%

Кадровая подготовка

100%

Материально-техническая  база

70-80%

Расширение социального партнерства (предприниматели, училища)

Положительная динамика

Дополнительные платные услуги

Положительная динамика

  • Получение выпускниками более глубоких допрофессиональных знаний и умений;
  • сформированность положительной мотивации на трудовую деятельность;
  • осознанный выбор профессии в соответствии со своими потенциальными возможностями;
  • повышение процента совпадения при выборе рабочей специальности с трудовым профилем, который осваивался в школе;
  • повышение конкурентноспособности выпускников школы на рынке труда;
  • создание и расширение договорной базы с предприятиями, организациями по вопросам профессиональной ориентации, профессиональной подготовке и трудоустройства выпускников с ОВЗ;
  • достижение детьми с ОВЗ большей социальной зрелости к началу самостоятельной жизни;
  • создание сети социальных партнеров в профессионально-трудовой подготовке обучающихся;
  • повышение профессиональной компетентности педагогических кадров.

Заключение

Необходимость подготовки к профессиональной деятельности выпускников школ, вызванная требованием социального развития общества, с учетом выявленных недостатков и противоречий, предопределили постановку проблемы: как и на каких основах, спроектировать содержание допрофессиональной подготовки учащихся, удовлетворяющее всем психолого-педагогическим нормам и направленное на формирование конкурентоспособного выпускника школы.

Узкий перечень направлений трудовой подготовки, существующий на сегодняшний день в школе не позволяет учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка. Более широкий выбор даст возможность учащимся опробовать свои силы в практической деятельности, развить профессиональные интересы и способности. Именно поэтому перед школой стоит задача организовать работу так, чтобы возник устойчивый интерес выбора профессии  перерос в желание, а затем в привычку трудиться. Воспитанники школ при выпуске обязательно должны овладеть определенными навыкам будущей профессиональной деятельности.

Профессиональное ориентирование детей с ОВЗ необходимо осуществлять комплексно, вовлекая  в этот процесс различных специалистов и родителей. Систематически проводимая в этом направлении работа, несомненно, принесет положительные результаты.

 Реализация данного образовательного проекта необходима обучающимся с нарушением интеллекта в условиях основного общего образования. Для этого необходимо создать определенные организационно-педагогические условия: кадровые, психолого-педагогические, финансовые, материально-технические, информационно-методические, систему педагогического мониторинга.

В заключение еще раз хочется подчеркнуть необходимость целенаправленной профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья как одного из приоритетных направлений трудового обучения. Данная форма организации допрофессиональной подготовки дает возможность учащимся с ограниченными возможностями здоровья более успешно адаптироваться в новых для них условиях обучения, что в дальнейшем будет способствовать их успешной социализации в обществе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая тема: «Развитие культурно – гигиенических навыков у воспитанников среднего возраста с ограниченными возможностями в условиях школы-интерната».

Формирование здоровье - сберегающих условий в ОУ интернатного типа для детей с ОВЗ, оказание им разносторонней помощи в психологической и социальной адаптации....

Доклад «Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».

«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната»....

Доклад «Нравственно - патриотическое воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в школе интернате».

Доклад затрагивает нравственно-патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в школе - интернате. Может быть использован МО, педсовете, для обобщения опыта....

Социальный проект Спортивная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья «Спорт-цель жизни»

Физкультурно-оздоровительная адаптация детей с ОВЗ с помощью спортивной и внеурочной деятельности в школе-интернате...

Методические рекомендации "ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРОФОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ "

В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья одна из актуальных проблем современного образования. Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становитс...