Интеллектуально-психологическая готовность старшеклассников к ОГЭ
презентация к уроку

Шангаева Зульфия Бекетовна

Экзамены – это испытание для личности в любом возрасте, особенно для детей. Психологическая подготовка к ЕГЭ, ОГЭ позволяет ученику избежать излишнего волнения, повысить эффективность запоминания, развить навыки логического мышления и регуляции собственного психоэмоционального состояния.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ege_i_oge.pptx1.53 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллектуально-психологическая готовность старшеклассников к ОГЭ Социальный педагог,педагог -психолог МБОУ «КЭГ им. Зая-Пандиты » Шангаева З.Б.

Слайд 2

Экзамены – это испытание для личности в любом возрасте, особенно для детей. Психологическая подготовка к ЕГЭ, ОГЭ позволяет ученику избежать излишнего волнения, повысить эффективность запоминания, развить навыки логического мышления и регуляции собственного психоэмоционального состояния. В ходе работы с психологом, у подростков снижается уровень предэкзаменационной тревожности возрастает уверенность в собственных силах. Психологическое содержание ОГЭ М.Ю. Чибисова справедливо отмечает, что ученик будет успешен при сдаче экзамена, если система обучения сформировала у него именно те навыки и функции, которые требуются для данной формы экзамена.

Слайд 3

При сдаче тестового экзамена требуются не только глубокие знания, но и сосредоточенность, аккуратность, высокий уровень концентрации внимания, стрессоустойчивость . В итоге получается, что экзамен - это не только проверка знаний, но и проверка личностных качеств. Форма организации ОГЭ является стрессовой: - работа в незнакомом месте, в непривычных условиях - нужно продемонстрировать свои знания по всему циклу дисциплин за короткий промежуток времени - работа с пакетом бланков - часть заданий требует нахождения неправильного ответа, а учащиеся, как правило, привыкли искать правильный ответ Психологическое содержание ОГЭ

Слайд 4

Значит наша задача подготовить детей, имеющих подобные особенности, к выбору наиболее оптимальной тактики работы с тестом с учётом подобных характеристик. Итак, экзамен в форме ОГЭ, не учитывает личностных особенностей выпускника, ориентирован на благополучного в личном плане ребёнка, уверенного в себе, решительного, обладающего высоким уровнем саморегуляции , высокой скоростью мыслительных процессов, большим энергетическим потенциалом. Психологическое содержание ОГЭ

Слайд 5

- Страх – «А ВДРУГ НЕ СДАМ» - Недостаток подготовки - Волнение близких и окружающих Причины волнения перед экзаменом

Слайд 6

Готовность к экзаменационному испытанию нужно рассматривать в единстве трех компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого. Когнитивный компонент включает в себя определенный объём и упорядоченность знаний учащегося, знания о процедуре проведения экзамена в форме ОГЭ навык работы с тестовыми материалами, а также особенности развития таких когнитивных функций как память, мышление, внимание и знание об их влиянии на выбор стратегии тестирования. Эмоциональный компонент включает в себя личностные особенности учащегося, его эмоциональное отношение к экзамену и его эмоциональное состояние во время экзамена. Ещё одна составляющая эмоционального компонента – оптимальный уровень тревоги на самом экзамене. У каждого существует свой порог тревоги, за которым эффективность деятельности падает. Поэтому, хорошо, когда учащиеся, приходя на экзамен, будут иметь представление об особенностях поведения в стрессовой ситуации. Поведенческий компонент включает в себя знание и понимание учащимся особенностей проведения экзамена, знакомство с процедурой ОГЭ, навык работы с тестовым материалом, осознание уровня собственных притязаний при выборе стратегии работы с тестовыми материалами. Нужно отметить, что психологическая готовность не является результатом работы только психолога, а результатом образовательной среды школы. Психологическая готовность учащихся к ОГЭ

Слайд 7

Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ЕГЭ (ОГЭ) и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию. Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ЕГЭ (ОГЭ). Тренировка в решении пробных тестовых заданий снимает чувство неизвестности. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Обсудите, какой учебный материал нужно повторить. Вместе составьте план подготовки. Не запугивайте ученика, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может. Психологическая готовность учащихся к ОГЭ

Слайд 8

- ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ ДЕТИ - ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ - ДЕТИ, ИСПЫТЫВАЮЩИЕ НЕДОСТАТОК ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИИ - «ОТЛИЧНИКИ» - АСТЕНИЧНЫЕ ДЕТИ - ГИПЕРТИМНЫЕ ДЕТИ В большей степени могут испытывать затруднения при сдаче экзаменов

Слайд 9

- Трудно сосредоточиться на фактах и теоретических построениях - Испытывают сложности с предметами естественно-математического цикла На этапе подготовки. Чтобы учебный материал лучше усваивался, важно задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, рисунки. Теоретический материал важно проиллюстрировать примерами или картинками. Во время экзамена. Лучше пробовать свои силы не в простейших тестовых заданиях (типа А), а там, где требуется развернутый ответ (задания типа В и С). А уже потом переходить к тестам множественного выбора. Правополушарные дети У таких детей богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Они прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения, теряясь при необходимости мыслить логическими категориями. Основные трудности, возникающие при сдаче ОГЭ - Тестирование " левополушарного " по своей сути (требует умения анализировать и сопоставлять различные факты)

Слайд 10

- Наиболее трудной стороной ОГЭ для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым. На этапе подготовки Задача взрослого — создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. Нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации их деятельности. Во время проведения экзамена. Важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.д. Тревожные дети Для тревожных детей учебный процесс связан с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.д.). Основные трудности - Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная.

Слайд 11

Основные трудности ОГЭ требует очень высокой организованности деятельности. При общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний выпускники могут нерационально использовать отведенное время. На этапе подготовки Необходимо наличие внешних опор. Важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства: песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания; линейка, указывающая на нужную строчку и т.д. Во время экзамена Ребенок может составить план своей деятельности и зачеркивать пункты или класть линейку на то задание, которое он сейчас выполняет. Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации Обычно этих детей характеризуют как "невнимательных", "рассеянных". Но у них очень редко имеют место истинные нарушения внимания. Чаще это дети с низким уровнем произвольности. У них часто неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности. Они могут часто отвлекаться.

Слайд 12

Основные трудности - Детям недостаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все, причем безошибочно. - Необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться. На этапе подготовки Важно скорректировать их ожидания и помочь осознать разницу между "достаточным" и "превосходным", понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания. Им можно предложить тренировочные упражнения, где им потребуется выбирать задания для выполнения и не нужно будет делать все подряд. Во время экзамена Помочь скорректировать ожидания напомнив, что нет необходимости выполнять все задания подряд, а оставить часть на второй круг. «Отличники» Дети данной категории обычно отличаются высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Для таких детей характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка.

Слайд 13

Основные трудности ОГЭ требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода времени. Поэтому у астеничных детей очень высока вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости. На этапе подготовки Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать. Родителям стоит получить консультацию у невропатолога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов. Во время экзамена таким детям требуется несколько перерывов, пусть на какое-то время остановятся, отдохнут. Им по возможности лучше организовать несколько коротких "перемен" (отпустить в туалет и т.п.). Астеничные дети Характерна высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок. Астеничность имеет не столько психологическую, сколько неврологическую природу, поэтому возможности ее коррекции крайне ограничены .

Слайд 14

Обычно отмечается невысокая значимость учебных достижений, ребята не расстраиваются из-за плохих оценок. На этапе подготовки следует создать у детей ощущение важности ситуации экзамена. Во время экзамена основной принцип, которым должен руководствоваться ребенок: «Сделал – проверь». Гипертимные дети Характеризуются высоким темпом деятельности. Они быстрые, энергичные, активные. Основные трудности Быстро выполняя задание, они иногда делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок.

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии и показатели готовности старшеклассников к профильному обучению

Материал для администрации школ, практикующих профильное обучение...

Программа опытно - экспериментальной работы «Исследование и повышение уровня готовности старшеклассников к профессиональному карьерному развитию за счёт обеспечения их индивидуальными планами карьеры»

Кто я сейчас? Кем я хочу стать? Это вопросы, которые задаёт себе каждый ученик старших классов. Ответ на эти вопросы в  профессиональном самоопределении -  первом настоящем выборе молодого ч...

Концептуальные основы моделирования системы формирования у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению

И.Н. ПронинаПедагог-психолог МБОУ СОШ № 7г. Минеральные Воды     Теоретическое ядро концепции формирования готовности к профессио­нальному самоопределению со...

Интеллектуально-психологическая игра для старшеклассников "МЕГАМОЗГ"

Игра состоит из двух частей. В первой части между собой будут сражаться две команды.Первая часть игры состоит из несколько этапов. В каждом этапе командам будут даны 2 вопроса-задания (математика + др...

Психологическая готовность старшеклассников к итоговой аттестации

Подготовка к итоговой аттестации является одной из основных проблем выпускников. По своей сути ЕГЭ и ГИА является своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности школьников к по...

Групповые занятия для старшеклассников направленные на развитие психологической готовности к выпускным экзаменам

Важными показателями психологической готовностик к выпускным экзаменам яляются способность: -  регулировать свое эмоциональное состание;- находить внутренние и внешние ресурсы для достяжения...

Памятка и рекомендации для старшеклассников и их родителей по формированию психологической готовности к ЕГЭ

Все здоровые люди испытывают тревогу и неуверенность перед важными событиями: спортсмен перед выходом на игровое поле, профессор перед докладом на конференции, музыкант перед выходом на...