Групповые занятия для старшеклассников направленные на развитие психологической готовности к выпускным экзаменам
материал для подготовки к егэ (гиа) по психологии (9, 11 класс)
Важными показателями психологической готовностик к выпускным экзаменам яляются способность:
- регулировать свое эмоциональное состание;
- находить внутренние и внешние ресурсы для достяжения целей;
- самостоятельно снимать мышечное напряжение;
- адекватно оценивать свои возможности;
- к психологической устойчивости в ситуации проверки знаний.
Для развития перечисленных способностей у выпускников могут помочь групповые занятия с педагогом-психологом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие №1 "Ахи страхи" | 21.23 КБ |
Занятие №2 "Временные трудности" | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинговое занятие №1
«Ахи страхи»
Цель: повышение уверенности и собственной ответственности в достижении образовательных и жизненных целей.
Задачи:
-развития способностей регулировать свое эмоциональное состояние;
- осмысления собственной модели поведения в стрессовой ситуации.
- нахождение ресурсного состояния.
Оборудование: стулья на каждого участника, журнальный столик, ресурсные метафорические карты.
Вводная часть
Упражнение «Дотянись до звезд»
Участники стоят в кругу. Ведущий: «Закройте глаза. Сделайте три медленных, спокойных, глубоких вдоха и выдоха. Затем представьте над собой чистое, без единого облачка, звездное ночное небо. Посмотрите на особенно яркую звездочку и представьте, что она олицетворяет собой ваше сокровенное желание что-то иметь или стать кем-либо (в течение 15 секунд). А теперь поднимите руки вверх к небу, чтобы дотронуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил, тянитесь как можно выше и обязательно дотянитесь до своей звезды. Снимите ее с ночного неба, опустите руки вниз и осторожно положите в стоящую перед вами большую красивую корзинку (если упражнение выполняется группой людей, дождитесь, пока у всех участников каждая звезда будет лежать в корзинках). Выберите еще одну яркую сверкающую звездочку, которая ассоциируется с еще одной заветной мечтой (в течение 10-15 секунд). Опять поднимите руки вверх и потянитесь обеими руками как можно повыше, чтобы достать до неба. Сорвите эту звездочку с небосвода и положите в корзинку к первой звездочке. Сорвите с неба подобным способом еще несколько звезд, каждый раз загадывая новое желание. Дыхание во время выполнения упражнения должно быть таким: делаем глубокий вдох, когда тянемся за звездой, и выдох, когда достаем и ложем звездочку в корзинку. Если упражнение выполняется группой людей, желающие могут рассказать о своих звездочках, что они для них означают, и какое желание собой представляют».
Вопросы для обсуждения:
- Кто из вас загадал, успешно сдать итоговые экзамены?
- Насколько для вас сейчас актуально?
Основная часть
Упражнение «Параллельные миры»
Цель: развитие конструктивных стратегий поведения в ситуации жизненных неудач, повышение уверенности в себе.
Ведущий предлагает участникам представить «волшебное зеркало», в котором они на минутку могут увидеть в свое будущее, но только не своем мире, а параллельном. В этом мире экзамены уже закончились, и они не сданы. Что будет происходить в жизни при таком исходе? Как оптимально можно организовать свою жизнь при неудачных результатах экзамена?
По окончанию участники делятся впечатлениями: насколько трудно было представить себя в таком трудном и неприятном положении.
Упражнение «Стиральная машина»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Инструкция: участники занятия выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу – это барабан стиральной машины.
Одна пара разбивается, и один из них встает в начале шеренги — это «вещь», которую необходимо отмыть при чем вещь обращаясь к остальным участникам заказывает необходимый для себя режим стирки: “деликатная стирка”, “интенсивная стирка”, “сильное загрязнение”, “полоскание” и др., а другой в конце — это «сушилка». «Вещь» начинает медленно двигаться внутри шеренги, а все ее гладят, трогают (прикасаться можно только к рукам, и голени ног), говорят ласковые слова и т. д., т. е. «моют». «Сушилка» принимает в свои объятия вымытую «вещь» и «сушит» ее, крепко-крепко обнимая. Затем «вещь» и «сушилка» меняются местами. Игра продолжается до тех пор, пока через «стиральную машину» не пройдет каждый участник игры.
Упражнение «Взаимодействие со страхом»
Ведущий: Многие наши страхи и ограничения мешают нам двигаться вперед, а некоторые «заслоняют» цель, не позволяя отчетливо представить себе желаемое будущее. Сейчас я предлагаю каждому выбрать себе партнера, который максимально может помочь вам, побывав в роли страха. Один участник в паре будет играть роль «страха» и при этом стараться удержать своего «хозяина» или заслонить ему путь вперед. Второй — взаимодействовать со своим «страхом», вырываясь от него или обходя. Во время игры можно вступить со своим страхом в диалог и узнать, что полезного этот страх может вам сообщить: от чего он вас защищает?
В результате желательно, чтобы «хозяин» победил свой страх, вырвавшись от него.
После того как «хозяин» разберется со своим страхом — поменяйтесь ролями.
Обсуждение
После выполнения упражнения участники отвечают на вопросы.
- Легко ли вам было взаимодействовать с собственным страхом?
- Была ли для вас привычной или, наоборот, оказалась неожиданной модель вашего поведения?
- Легко ли было договориться со страхом?
- Что чувствовали, что хотелось сделать?
- Довольны ли вы результатом?
- Зачем человеку нужен страх?
- Насколько опасно быть человеком, который совсем ничего не боится?
- Что нового вы узнали о себе?
Информация для ведущего
В процессе обсуждения упражнения может оказаться, что кто-то из участников испытывал противоречивые чувства и не очень-то хотел вырываться от страха, почувствовав себя рядом с ним спокойно и уютно. Ведущий может уточнить, как долго участник мог оставаться в таком состоянии и как он думает, о чем это говорит. В порядке эксперимента ведущий может предложить «страху» стать сильнее и посмотреть, как «хозяин» будет вести себя в данном случае.
Упражнение «Мои ресурсы»
Цель: поиск ресурсов
Оборудование: ресурсные метафорические карты
Ведущий предлагает из колоды карт «Ресурсы» вытянуть 4 карты, вслепую, отражающие действия, повышающие ресурсное состояния на четырех уровнях: ум, душа, тело и дело.
1 карта: что нужно для ума?
2 карта – для души!
3 карта – для тела!
4 карта - для дела!
Подведение итогов
Рефлексия
Предварительный просмотр:
Тренинговое занятие № 2
«Временные трудности»
Цель: актуализация жизненных возможностей в преодолении препятствий в достижении актуальных целей.
Задачи:
- определить свои личностные трудности, препятствующие реализации целей и решению жизненных задач;
- поиск собственных ресурсов для прохождения итоговых экзаменов;
- способствовать осознанию собственных деструктивных установок;
- достижение снятия мышечной и эмоциональной разрядки.
Оборудование: столик, стулья, метафорические карты «Тараканы в моей голове» и плотный, непрозрачный мешочек с самоцветами или разноцветными камушками различной формы, текстуры.
Вводная часть
Приветствие
Упражнение «Скрытое во мне»
Участники группы выбирают на ощупь один камушек из мешочка и в кругу рассказывают о себе через образ попавшего камня («Я такая (ой) же как этот камушек…»).
Основная часть
Упражнение «Мои тараканы»
Цель: получение дополнительной информации о своих трудностях, мешающих реализации своих целей, связанных с прохождением итоговых экзаменов, и поиск ресурсов.
Оборудование: метафорические карты «Тараканы в голове»
Существует такая метафора о «тараканах», якобы живущих в головах у людей и создающих им различного рода проблемы. Бывают тараканы небольшие, почти незаметные. А есть огромные, упитанные, которые нас не слушаются, и живут сами по себе, и независимо от нашей воли влияют на нас. Иногда мы сами их подкармливаем своими мыслями, чувствами, поступками. А иногда мы просто не подозреваем о их существовании.
1 этап.
Ведущий предлагает группе рассмотреть все карты колоды, и выбрать самого жирного «таракана», который может помешать сдать экзамены. Далее ребята по очереди рассказывают о своем «обитателе», который, по их мнению, им создает трудности на этом не легком пути.
2 этап.
Иногда в нашей голове живут «таракашки», о которых мы не знаем, они для нас слепое пятно, мы о них не знаем, но они есть. В нас их могут заметить окружающие люди, на чаще всего мы с их мнением не соглашаемся. Ведущий располагает карточки рубашкой вверх, и предлагает вытянуть из колоды, не глядя одну. После чего, необходимо рассмотреть свою карту и рассказать о доставшемся насекомом. Ребята могут такого таракана, соотнести к себе, а могут и опровергнуть его отношение к себе.
3 этап
Участники выбирают в открытую таракана, который у них есть, и может помочь пройти итоговые испытания.
4. этап
Участники группы выбирают положительного, позитивного таракана для соседа справа и рассказывают о соседе через призму выбранного насекомого.
Упражнение «Котлы преображения»
Цели: актуализация личностных ресурсов, способствующих преодолению трудностей и решению жизненных задач.
Основные задачи:
- снятие мышечного и эмоционального напряжения;
- способствовать осознанию собственных чувств и эмоций в ситуации проверки знаний;
- способствовать развитию рефлексии.
Ведущий предлагает представить три сказочных котла, которые стали решающими в счастливой развязке сказки П.Ершова, «Конек горбунок». Чудесное превращение Ивана в пригожего красавца, говорящее о необыкновенных свойствах жидкости в котлах. Считается, что купание в них придает силы, исцеляет душу и тело и омолаживает.
Участники группы разбиваются на три подгруппы. Каждая из них выстраивается в круг, который будет представлять, и изображать свой «котел» на свое усмотрение, и какими – то движениями, звуками воздействовать на героя, находившегося в емкости (прикасаться можно только к рукам окунувшего).
Итак, всего три емкости: с кипятком, кипящим молоком и студеной водицей. Ведущий определяет, какой котел будет представлять каждая группа. Участники по одному погружается в каждый из них. Сначала в котел с кипящим молоком - это те самые эмоции или чувства, связанные со сдачей экзаменов, которое причиняют душевную тревогу, боль (признание своего эмоционального состояния). Убегать от этих чувств бессмысленно, и единственный способ справится с ними, пойти им навстречу, броситься прямо гущу этой сферы. Затем герой погружаются в котел с вареной водой - это само событие, которые вызывает эти болезненные чувства и эмоции. И его надо пройти. И в конце прохождение через котел со студеной водой, который символизирует отпускание обид, прощение. Прощение тех, из-за которых появляются эти чувства эмоции. И после того, как человек простит всех, кто причинил ему боль и страдания, оставит прошлое в прошлом и примет решение чувствовать себя по-новому, спокойно, уверенно - вот тогда и происходит чудо перерождения.
Обсуждение упражнения
- Что чувствовали во время пребывания в котлах?
- Какие мысли приходили в голову?
- Что ощущали в теле?
- Если эти наполненные котлы из сказки и погружения в них символически переложить на реальную жизнь человека, что для него они могут означать? С чем их можно сравнить?
Этот фрагмент сказки, можно назвать, этапом трансформации героя: собственно перерождением. Для этого герой должен нырнуть по очереди в три котла: с молоком, горячей и холодной водой. Как - будто если бы наше «Я» должно соприкоснуться с материнским (материнским) миром: растворится с молоке, а затем спустится с ад. В буддистской традиции есть представление о холодных и горячих адах, при прохождении которых, души проживает свою негативную карму.
- Для чего человеку нужны испытания? Как нас могут изменить подобные сложные жизненные периоды? Чем они полезны?
Прохождение экзаменов своего рода - «котлы» для испытаний. И чтобы их пройти нужно быть уверенным в своих силах, возможностях. Иначе можно свариться.
- Какие еще сказки, художественные произведения, метафоры олицетворяют прохождение испытаний, инициаций?
Заключительная часть
Подведение итогов
Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа занятий по подготовке учащихся 11-х классов к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга
Обучение выпускников способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения; повышение сопротивляемости стрессу; обучение способам волевой мобилизации и поддержания рабочего самочувствия...
конспект психологического занятия по подготовке к выпускным экзаменам
Конспеки занятия предназначен для психологической подготовки к экзаменам обучающихся 9, 11 классов...
Психологическая подготовка к выпускным экзаменам
1. Вступительная беседа «По дороге к выпускным экзаменам».Не за горами выпускные экзамены, ГИА. Ученики всех школ активно готовятся к ответственной поре в их жизни, но од...
Методическая разработка группового занятия с применением методов активного социально-психологического обучения «Трудоустройство: собеседование с работодателем» Проводится в группах III курса техникума
Выпуск студентов в нашем подразделении начального профессионального образования в ГБПОУ МО «Шатурский энергетический техникум» осуществляется в конце января. На...
Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях коррекционно-развивающей направленности, как средство психологической разгрузки учащихся с ограниченными возможностями
Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях коррекционно-развивающей направленности, как средство психологической разгрузки учащихся с ограниченными возможностями...
Родительское собрание «Психологическая готовность к сдаче экзаменов»
В подготовке выпускников к экзаменам огромную роль играют родители....
Выступление учителя дефектолога на родительском собрании " Занятия и игры направленные на развитие познавательной деятельности и помощи в освоении образовательной программы"
Выступление учителя дефектолога на родительском с практическими рекомендацииями примера игр и занятий для обучающихся по АООП (вариант 2)...