Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения ребенка – инвалида
методическая разработка

Монгуш Сырга Алексеевна

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_programma_soprovozhdeniya_detey_s_ovz.docx57.82 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ЧЫРАА-БАЖЫНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 СОГЛАСОВАНО                                                                           «УТВЕРЖДАЮ»

заместитель директора                                                                   директор МБОУ

по УВР                                                                                 Чыраа-Бажынская СОШ __________А.Б.Ооржак                                                      __________Э.О. Монгуш

«__ » ____________ 2017 г.                                             «__ » ____________ 2017 г.

Индивидуальная программа

психолого-педагогического сопровождения

ребенка – инвалида

ФИО учащегося

__ класс

Составитель: педагог-психолог школы

Монгуш Сырга Алексеевна

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка. Актуальность данной программы.

Данная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка-инвалида создана для решения проблемы инклюзивного образования данного ребенка. Программа позволяет организовать обучение ребенка с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития (ЗПР) и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей-инвалидов. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. В период младшего школьного возраста происходит физическое и психическое развитие ребенка, формирование его личности, социализация и интеграция в общество. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка - инвалида. Индивидуальная программа сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение в связи с ограниченными возможностями здоровья ребенка происходит на дому, путем интеграции очного и дистанционного обучения.

Цель программы: комплексная поддержка и помощь ребенку-инвалиду для решения задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Задачи:

1. Систематическое отслеживание динамики психического развития ребенка-инвалида.

2. Коррекция нарушенных процессов и функций, недостатков эмоционального и личностного развития. Обучение навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития.

3. Формирование у всех участников образовательного процесса адекватного отношения к проблемам ребенка-инвалида.

4. Успешная социализация ребенка-инвалида.

Направления работы

Организационно-методическое направление:

1. Программно-методическое обеспечение.

2.Создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения.

Диагностическое направление:

  1. Оценка уровня и особенностей развития ребенка, его поведения. В том числе оценка развития коммуникативной, регуляторной и эмоционально-аффективной сфер в соответствии с возрастом ребенка.
  2. Оценка ресурсных возможностей ребенка, в том числе особенностей его работоспособности и темпа деятельности.
  3. Стартовая и текущая психолого-медико-педагогическая диагностика состояния ребенка и успешности прохождения им программы.

Консультативное направление

  1. Консультирование педагогов (индивидуальное, групповое тематическое).
  2. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.
  3. Консультирование о процессе психофизического развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и убеждение их в правильности действий специалистов сопровождения.
  4. Оптимизация внутрисемейных отношений, формирование у родителей позитивного взгляда на ребёнка, укрепление веры родителей в возможностях и перспективах развития ребёнка.

Информационно-просветительское

  1. Психологическая поддержка родителей в приобретении ими знаний, умений, навыков, необходимых для организации здоровой жизнедеятельности их ребёнка.
  2. Психолого-педагогическое просвещение педагогов по вопросам развития, обучения и воспитания ребенка-инвалида.
  3. Информирование родителей ребёнка-инвалида по социально-правовым вопросам.

Коррекционно-педагогическая поддержка включает:

  1. Снятие нервно-психического напряжения ребёнка в период его адаптации к образовательной среде.
  2. Формирование коммуникативных навыков, преодоление отчужденности.
  3. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности – познавательной активности, формирование ответственности, самостоятельности и активной жизненной позиции. Преодоление пассивности.
  4. Формирование навыков социально-нравственного поведения, обеспечивающих успешную адаптацию к школьным условиям (осознание социальной роли ученика, выполнение определённых обязанностей, ответственное отношение к учёбе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и т.д.);

Основные принципы сопровождения

  1. Системность
  2. Комплексность
  3. Деятельностный подход
  4. Онтогенетический
  5. Общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

Формы и методы работы

  • Методы психологической реабилитации: беседы, индивидуальные психологические консультации, коррекционно-развивающие занятия, ролевые игры, тренинговые упражнения, группа психологической взаимопомощи и взаимной поддержки, как для детей -инвалидов, так и для членов их семей.
  • Формы и методы работы с родителями (классные и общешкольные родительские собрания, индивидуальные консультации, лекции, посещение семьи, родительские тренинги).

Направления деятельности сопровождения

Актуальное – ориентированное на решение уже имеющихся трудностей, возникших у ребёнка.

Перспективное – ориентированное на профилактику отклонений в обучении и развитии.

Оба направления могут быть реализованы только совместными усилиями всех специалистов службы сопровождения.

Направления индивидуального сопровождения

  • Медицинское
  • Психологическое
  • Социально-педагогическое
  • Педагогическое
  • Досугово-реабилитационное. С целью социальной адаптации таких детей в школе осуществляется активное привлечение их к массовым мероприятиям, проводимым в школе, направленных на формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями: классные часы, беседы, консультации, стендовая информация, конкурсы рисунков, участие в Фестивалях, научно-практических конференциях, олимпиадах и др.

Прогнозируемый результат:

  • успешная адаптация к школьному обучению;
  • развитие познавательной и учебной мотивации;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие самостоятельности и самоорганизации

Особенности реализации программы:

Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученицы, повышенной утомляемостью и истощаемостью, нарушением функционирования крупной и мелкой моторики, нарушением внимания и восприятия. Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка – инвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию, т.к. семья является ближайшим окружением ребенка, и её включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому программа сопровождения направлена не только на ребенка, но и на семью, на её информирование, обучение реабилитационным мероприятиям.

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения реализуется в соответствии с планом индивидуального сопровождения ребенка-инвалида.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа

психологического сопровождения обучающегося

__ класса

ФИО учащегося

Программу разработала И.А.Юрьева

педагог-психолог высшей квалификационной категории

Пояснительная записка

Данная коррекционнo-развивающая программа сопровождения обучающейся 6 класса Дембирел Аманда Артышовны составлена на основе:

  1. Закона «Об образовании»
  2. ФГОС ОВЗ
  3. «Программы занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников» Бабкиной Н.В. (Книга для учителя.- 2- издание. - М.:, 2002.)
  4. Программы «Развитие познавательных способностей» О.Холодовой (3-е изд., испр.- М.: Росткнига , 2006)

Коррекционо-развивающая работа подразумевает занятия педагога-психолога с ребенком. Показания к коррекции связаны с личностными особенностями ребёнка. В начале коррекции проводится диагностика ребёнка. После чего намечаются пути коррекции. Дети с задержкой психофизического развития (ЗПР) являются наиболее сложными  в диагностическом отношении. В настоящее время  эта категория детей всесторонне изучена, как с клинической стороны,  так  и  с психолого-педагогической.

В зависимости от происхождения (церебрального, конституционального, соматогенного, психогенного), времени воздействия на организм ребенка вредоносных  факторов  задержка психического развития  дает разные варианты  отклонений  в  эмоционально-волевой  сфере  и  в  познавательной деятельности.

В  исследованиях дефектологов указывается,  что при ЗПР имеет место  неравномерность  формирования  психических функций,  причем  возможно  как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических  процессов.    В результате  изучения  психических процессов  и  возможностей  в обучении детей с ЗПР выявлен  ряд  специфических особенностей  в  их познавательной,  эмоционально-волевой  деятельности,  поведении всей личности. 

Общая характеристика познавательной деятельности детей с ЗПР

Учебная деятельность детей с ЗПР отличается ослабленностью регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения: отсутствием достаточно стойкого интереса к предложенному заданию; необдуманностью, импульсивностью и слабой ориентировкой в заданиях, приводящими к многочисленным ошибочным действиям; недостаточной целенаправленностью деятельности; малой активностью, безынициативностью, отсутствием стремления улучшить свои результаты, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок.

Восприятие таких детей неустойчиво и в значительной мере зависит от посторонних раздражителей. Дети не могут сосредоточиться на существенных признаках, у них отмечаются выраженная зависимость внимания от внешних посторонних воздействий и неустойчивость внимания при необходимости выполнения длинного ряда операций.

Мыслительная деятельность детей с ЗПР младшего школьного возраста характеризуется сниженной познавательной активностью, конкретностью, склонностью к стереотипным решениям и непоследовательностью (Т.В.Егорова, 1973; В.И.Лубовский, 1994; Л.И.Переслени, 1996). Недостаточная сформированность основных мыслительных операций проявляется в наибольшей степени на вербальном уровне. В ходе анализа задания дети опускают детали, затрудняются в выделении существенных и несущественных признаков, в установлении причинно-следственных связей, обобщении.

Дети с ЗПР испытывают затруднения в планировании предстоящих действий, в их речевом оформлении, не всегда подчиняются требованиям словесной инструкции, не учитывают ее в целом и руководствуются при выполнении задания каким-либо одним из требований. Словесные отчеты детей о произведенных действиях недостаточно точны. Ребенку иногда бывает легче выполнить действие по инструкции, чем рассказать о проделанном. Существенное запаздывание развития внутренней речи, по мнению У.В.Ульенковой (1990), затрудняет формирование у детей способности прогнозирования и саморегуляции деятельности.

Психологическая характеристика

В результате психологического обследования у ________ выявлено:

Общий осведомительный уровень -

Зрительно-моторная координация –

Характеристика деятельности:

Мотивация – 

 Работоспособность - 

Темп деятельности - 

Особенности внимания – 

 Особенности памяти – 

Интеллектуальное развитие - 

Временные и пространственные отношения: 

 Эмоционально - волевая сфера: 

 Психологическое заключение:  

Данная программа коррекционно-развивающей работы по развитию познавательных процессов состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития Аманды, его возрастных и индивидуальных особенностей.

Коррекционная работа основана на идее взаимодействия развития, пространственных представлений и произвольной регуляции со свойствами внимания.

Коррекционная программа включает задания и упражнения:

• по развитию и коррекции отклонений в когнитивной сфере;

• на работу с эмоционально мотивационной сферой;

• на развитие свойств внимания;

• на развитие объема механической и смысловой памяти;

• ориентацию в пространстве тела;

• отвлечённую ориентировку в пространстве;

• пространственную ориентировку в плане;

• пространственную ориентировку в листе бумаги;

• на обучение самоконтролю;

• на развитие произвольности;

Разработка коррекционной программы осуществлялась на основе намеченных теоретических положений Л.М. Веккера о том, что внимание является одним из компонентов произвольной регуляции психической (в первую очередь познавательной) деятельности.

Цель: коррекция и развитие высших психических функций.

Задачи:

  • развивать целостность восприятия;
  • развивать произвольное внимание, расширять его объем, концентрацию и устойчивость;
  • развивать слуховую и зрительную память;
  • формировать интеллектуальные умения (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей.

Организация и проведение занятий

Занятия проводятся в рамках направления деятельности педагога-психолога 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30 минут.

Структура коррекционно-развивающей программы:

Программа рассчитана на 1 год психологического сопровождения. В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки:

1.Диагностический блок - психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление индивидуальных особенностей ребенка.

2.Развивающий блок - развивающая психолого-педагогическая, коррекционная работа, осуществляемая в течение всего года. 

3.Консультативный блок - консультативная работа с педагогами и родителями, связанная с обсуждением результатов проведенной диагностики, конкретным запросом педагога или родителя в связи с проблемами обучения, общения или психологического самочувствия.

4. Методический блок – оформление документации.

1. Диагностический блок

Диагностический блок включает известные методики (коррекционно-диагностического комплекса) выявления уровня психического развития детей младшего школьного возраста:

п.п

Автор методики

Название методики

Исследуемая функция

1

Л.А. Ясюкова

Определение готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. (Часть I)

диагностика речевого развития,

понятийно-интуитивное

понятийно-логическое мышление, понятийно-

речевое мышление,

понятийно-образное мышление,

абстрактное мышление.

2

Тулуз – Пьерон

Тест Тулуз - Пьерона

диагностика скорости переработки информации

3

М. Люшер

Цветовой тест Люшера

диагностика настроения

4

Бендер

Гештальт- тест Бендер

диагностика зрительно-моторной координации

5

Равен

Прогрессивные матрицы Равена

диагностика визуального мышления

6

Р.Тэммл, М. Дорки, Ф. Амен

Тест тревожности

диагностика тревожности

I этап – Первичная диагностика. Перед началом учебного года проводится собеседование с целью выявления уровня его психического и физического развития, индивидуальных особенностей поведения. Диагностические данные фиксируются в протоколе.

II этап – Мониторинг динамики развития. Динамика развития ребенка прослеживается в течение учебного года по 3 направлениям:

Развитие психических процессов;

Развитие эмоционально-волевой сферы;

Индивидуальные особенности.

В начале и в середине года показатели динамики развития выявляются на основе диагностических данных, наблюдения за ребенком-инвалидом в процессе проведения занятий педагогом-психологом, в конце года – в процессе проведения индивидуального диагностического обследования.

III этап – Констатирующая диагностика. В конце года с ребенком проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется его уровень и особенности психического развития.

2. Развивающий блок

Развивающий блок основан на сочетании коррекционно-развивающих программ Н.В.Бабкиной, О.Холодовой, А.З. Зака, компьютерной программы тренажер «Сверх внимание».

Учебно-тематический план

Коррекционно-развивающие занятия направлены на развитие взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности, и включают соответствующие разделы:

Содержание разделов и тем:

Раздел 1. «Развитие внимания»

Раздел 2. «Развитие памяти»

Раздел 3. «Развитие аналитико- синтетической сферы школьника»

Раздел 4. «Развитие восприятия и воображения»

Раздел 5. «Развитие личностно-мотивационной сферы младшего школьника»

Занятия разработаны с учётом возрастных особенностей и основных видов деятельности, способствующих развитию школьного возраста. Для поддержания интереса в процессе занятий предусмотрено чередование видов деятельности: рисование, упражнения и беседы сменяются подвижными и релаксационными упражнениями, проигрываются психологические упражнения, анализируются и инсценируются различные психологические этюды.

Каждое занятие по содержанию комплексное, т.е каждое занятие содержит задания на все темы: развитие внимания, развитие памяти, развитие мыслительных операций, развитие восприятия и воображения, развитие личностно-мотивационной сферы.

Содержание программы

Развитие аналитико-синтетической сферы

Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному с обобщением на наглядном уровне. Развитие способности анализировать простые закономерности. Умение выделять в явлении разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества.

Развитие невербального мышления

«Продолжи логический ряд». Необходимо выявить закономерность нематематического характера и продолжить логический ряд. Для решения задачи требуется выявить все изменяющиеся признаки и принять решение на основании динамики изменения каждого из них в ряду.

«Дорисуй девятое». Это задание основано на диагностической методике «Прогрессивные матрицы Равена». Детям предлагается дорисовать (или выбрать из числа имеющихся вариантов) недостающую фигуру, используя выявленные логические закономерности.

Чтобы облегчить учащимся выполнение данного задания независимо от уровня его сложности (числа изменяющихся признаков), следует ознакомить их с эффективным алгоритмом поиска решения. Сначала необходимо определить общее количество изменяющихся признаков, а затем работать отдельно с каждым из них. Для каждого признака необходимо выявить закономерность его изменения в первом ряду, затем определить, сохраняется ли эта закономерность и во втором ряду, и, наконец, установить его вид для недостающего изображения последнего, неполного ряда. При этом в ряде случаев целесообразнее рассматривать изменение признаков не по рядам (строкам), а по столбцам.

Развитие вербального мышления

«Исключи лишнее». Детям предъявляется группа слов, которые, за исключением одного из них, объединены общим родовым понятием или функциональным свойством. Необходимо найти «лишнее» слово, не относящееся к указанному понятию.

Более сложный вариант задания предполагает наличие нескольких вариантов ответов, исходя из различных оснований для классификации. Например, для группы слов: муха, страус, ворона, ласточка «лишним» можно считать слово «муха» (насекомое, а не птица), но можно и «страус», поскольку он в отличие от всех остальных не летает. Выполнение заданий такого рода и их обсуждение показывают детям, что у одной задачи может быть нескольких правильных ответов, развивают у них умение обосновывать свою точку зрения.

«Сходство и различие». Учащимся предлагается сравнить между собой различные предметы и понятия, обобщив все имеющиеся сходные признаки и выделив различия.

При выполнении этого задания учителю следует обратить внимание школьников на следующее обязательное условие: необходимо называть сначала сходство, а затем различие. Это требование обусловлено тем обстоятельством, что ребенку в силу особенностей аналитико-синтетической деятельности на данном возрастном этапе свойственно сначала находить конкретные различия. Основной же задачей данного упражнения является формирование функции обобщения.

«Противоположное слово». Детям предлагается подобрать противоположные по смыслу слова к данным. Для слов, допускающих неоднозначное решение, например, «сырой», предлагается найти все возможные слова противоположного смысла и обосновать свое решение.

«Подбери пару». Это задание способствует развитию межпонятийных связей. Предлагается пара слов, находящихся в определенной логической связи (например, причина — следствие, род — вид, функциональные отношения и т.п.). К приведенному третьему слову необходимо подобрать из ряда имеющихся (или придумать самостоятельно) слово, которое находится с ним в той же логической связи.

При первоначальном ознакомлении детей с этим заданием или при использовании его для коррекционной работы следует для каждой рассматриваемой пары слов обсуждать вид логической связи и обосновывать вариант подобранного слова.

Развитие внимания

Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания.

«Корректурная проба». Детям предлагается найти и выделить в произвольном тексте (в том числе логически не связанной последовательности букв) какую-либо достаточно часто встречающуюся букву, например, «о» или «е». Успешность выполнения задания оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок. Усложненным вариантом задания, специфически направленным на тренировку переключения и распределения внимания, является выделение двух или более букв различным способом. Например, одну букву требуется зачеркивать, другую подчеркивать, а третью обводить кружком. Объем текста определяется возрастом школьников и результатами предварительного тестирования уровня развития внимания (следует ориентироваться на то, чтобы среднее время выполнения задания не превышало 5 минут).

Поиск ошибок в тексте. Задание предполагает поиск в тексте различных ошибок — как грамматических, доступных для детей соответствующего возраста (например, преднамеренно измененный порядок букв в словах, выраженное несоответствие падежно-предложных отношений), так и логических (заведомо неверные высказывания или причинно-следственные связи, явный пропуск слов и т.п.).

«И мы...». Учащиеся должны в процессе прослушивания связанного сюжетом текста завершать отдельные фразы учителя словами «и мы...» (разумеется, только в тех случаях, когда такое завершение является логичным). Например, для отрывка текста: «Белка взобралась на дерево... Устроившись на ветке, она расправила свой пушистый хвост...» завершение «и мы...» является, в принципе, логичным в конце первого предложения («... и мы тоже взобрались на дерево») и абсолютно невозможным — в конце второго. Следует к тому же заметить, что данное задание, предполагающее возникновение из-за невнимательности забавных несуразностей, может быть эффективно использовано для снятия элементов утомления детей в процессе урока и создания положительного эмоционального фона.

«Что перепутал художник?» Учащимся предъявляется изображение той или иной степени сложности, на котором они должны выявить все специально допущенные ошибки. Для самых маленьких учеников используются картинки с явными несуразностями (например, кошка на цепи у собачьей будки, белый медведь, загорающий под пальмой, и т.п.). Для более старших школьников задание может быть усложнено необходимостью поиска логических ошибок (например, ветер несет дым от костра в одну сторону, а ветви деревьев наклонены в другую), диспропорций в изображениях тех или иных предметов или масштабных несоответствий. В качестве раздаточного материала для этого и следующего заданий могут применяться фрагменты из детских журналов.

«Запутанные дорожки». Школьники должны, внимательно рассматривая в течение некоторого времени рисунок, определить в сложном переплетении линий связи между теми или иными предметами (лицами). Сюжеты могут быть самыми разнообразными (например, кто с кем разговаривает по телефону, кто к кому идет в гости и т.д.).

Развитие пространственного восприятия и воображения

Развитие пространственной ориентировки, восприятия глубины и объема, выделение фигуры из фона. Формирование элементов конструктивных навыков и воображения.

Графический диктант. Учащимся предлагается воспроизвести в тетради периодически повторяющийся узор той или иной степени сложности. Образец узора может быть представлен как в виде изображения на доске, так и в форме аудиальной инструкции (например, одна клетка вправо, одна вверх; одна вправо, одна вверх; одна вправо, две вниз и т.д.). В целях усложнения могут применяться узоры с двумя и более различными цветами. Кроме того, в качестве творческого задания детям можно предложить самостоятельно придумать повторяющийся графический узор.

Мозаика. Детям предлагается из имеющегося набора карточек трех видов (белые, красные, красно-белые) составить различные двухцветные картинки по приведенному образцу. При рассмотрении образцов мозаики с детьми обсуждаются ассоциации, которые вызывают у них те или иные картинки, что способствует развитию фантазии и навыков пространственного анализа и синтеза.

Учащимся можно предложить также зарисовать составленную из карточек мозаику в тетрадь. При этом дети не только мысленно анализируют (разбивают на элементы) предложенную для работы картинку, а затем практически синтезируют ее (собирают из элементов-карточек) на своем столе, но и, проанализировав и сравнив с образцом предложенный результат, переносят его в свою тетрадь, параллельно вновь выполняя функцию пространственного анализа и синтеза.

«Муха». Для этого упражнения используется расчерченное на доске игровое поле 3x3. «Муха» перемещается с одной клетки на другую по командам «вверх», «вниз», «влево» и «вправо». Исходное положение «мухи» — центральная клетка поля. Играющие должны, внимательно следя за указываемыми учителем перемещениями «мухи», определить, на какой клетке она будет находиться к концу игры (от 4 до 15 ходов). Другой вариант игры — сами дети поочередно дают «мухе» команды, не допуская при этом ее вылета за пределы игрового поля. На первом этапе дети следят за перемещениями воображаемой мухи, имея перед глазами игровое поле. По мере усложнения задания осуществляется переход от работы с опорой на игровое поле к работе в умозрительном плане.

Эту игру можно использовать в целях промежуточной диагностики развития внимания и пространственной ориентировки. В таком случае детям предлагается указать конечное положение «мухи» на поле, начерченном ими в тетради, или же на специально подготовленной карточке.

Зашифрованный рисунок. Упражнение дает ребятам первое знакомство с координатной сеткой. Аналогично известной игре «Морской бой» детям поочередно называются координаты точек, отмечаемые ими в пределах игрового поля. При внимательном и правильном нанесении всех точек в тетради появляются соответствующие зашифрованные рисунки. По мере освоения задания темп диктовки координат возрастает.

Лабиринты. Смысл этих заданий заключается в нахождении пути к определенной цели по соответствующим приметам, задаваемым либо поворотами дороги, либо какими-нибудь характерными деталями (дерево, камень и т.п.). Например, детям может быть дана следующая инструкция: необходимо найти «клад», закопанный на острове, если известно, что путь к нему лежит от побережья к высокой пальме, затем нужно свернуть к большому камню и искать клад недалеко от него, рядом с кактусом. Задание является довольно простым, если необходимые приметы предъявляются одновременно с лабиринтом. По мере развития школьников оно усложняется: инструкция к лабиринту дается заранее, например, в самом начале занятия, а сам лабиринт — по прошествии некоторого времени, и, таким образом, детям необходимо вспомнить необходимые приметы. Наиболее сложный вариант задания имеет место в том случае, когда называемые приметы специально не акцентируются (т.е. не связываются заранее с конкретным последующим заданием).

Учащимся можно также предложить самим составить лабиринт с учетом имеющихся примет или описать (графически или словесно) путь к заданному пункту предлагаемого лабиринта.

Развитие памяти

Развитие визуальной памяти

«Точки». Детям на несколько секунд предъявляется клеточное поле той или иной конфигурации, на котором определенным образом расположено несколько точек. Предлагается запомнить расположение точек и затем воспроизвести их на карточках с незаполненными полями.

Зрительный диктант. Детям поочередно предъявляется несколько предметных картинок (от 3 до 7), которые они затем воспроизводят по памяти в тетради.

«Найди отличия». Учащимся раздают по две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все отличия. Картинки могут предъявляться как одновременно, так и последовательно. Кроме картинок, могут использоваться также последовательности геометрических фигур или числовые ряды, различающиеся, например, порядком расположения элементов.

«Внимательный художник». Детям предлагается по памяти подробно описать внешность одноклассника, интерьер какого-либо помещения, подробности пути в школу и т.п.

Развитие аудиальной памяти

«Снежный ком». Групповая игра заключается в постепенном формировании последовательности слов, причем каждый следующий участник игры должен воспроизвести все предшествующие слова с сохранением их последовательности, добавив к ним свое слово.

Развитие тактильной памяти

«Волшебный мешочек». Ребенку предлагается на ощупь (с закрытыми глазами) идентифицировать тот или иной предмет, объяснив при этом, исходя из каких признаков было принято решение.

Развитие личностно-мотивационной сферы

Формирование учебной мотивации, снятие тревожности и других невротических комплексов, связанных с периодом адаптации.

Упражнения-этюды на перевоплощение, рисунки «Моя проблема», тестирование уровня тревожности с помощью методики «Дом. Дерево. Человек». В конце первого этапа проводится обязательное тестирование уровня утомления, по результатам которого даются рекомендации родителям.

Тематическое планирование курса.

На каждом занятии используются задания для развития всех познавательных процессов (восприятие, воображение, внимание, память, мышление) и моторики.

Средства контроля программы

В целях отслеживания результатов коррекционно-развивающей работы проводится комплексная диагностика сформированности познавательной и эмоционально-волевой сфер. Диагностика состоит из 3-х этапов – первичной, промежуточной, итоговой. Результаты исследований отмечаются в «Индивидуальной карте развития.

Проведение занятий по коррекционно-развивающей программе направлено на достижение следующих основных результатов:

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • положительного отношения к коррекционно-развивающим занятиям;
  • улучшению памяти, внимания, работоспособности, мыслительных операций, контроля за результатами выполнения заданий;
  • интереса к познанию внутреннего мира, основных закономерностей развития человека;
  • представления о выразительном изображении черт, порождаемых социальной средой (доброта, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, и др.);
  • первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на коррекционных занятиях и во внеурочной деятельности (представления о правильном общении со сверстниками и взрослыми)
  • владение приёмами понятийного мышления, удовлетворительная способность к установлению причинно-следственных связей между изучаемыми предметами.
  • ориентация на всю систему требований, заданных учебной задачей,
  • владению навыками первичных логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация, аналогия и др.
  • систематизацией знаний, перенос учебных навыков.

МЕТАПРЕДМЕНТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:

Развитие внимания

-устойчивость

-концентрация

-расширение объёма

-переключение

выполнять задание не отвлекаясь около 15 минут;

находить 5-6 отличий между предметами;

удерживать в поле зрения 8-10 предметов;

выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу;

копировать в точности узор или движение.

2. Развитие памяти

-расширение объёма

-устойчивость, формирование приёмов запоминания

-развитие смысловой памяти

запоминать 8-10 картинок;

рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины;

повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.

3.Формирование общеинтеллектуальных умений.

операции анализа, синтеза; сравнения;

обобщения; выделение

существенных признаков и закономерностей; классификация, гибкость мыслительных процессов; определение последовательности событий, складывать разрезную картинку из 9-10 частей;

находить и объяснять несоответствия на рисунках;

находить и объяснять отличия между предметами и явлениями,

находить среди предложенных предметов лишний,

объяснять свой выбор.

4.Развитие сенсомоторной координации

Свободно владеть карандашом и кистью при разных приёмах рисования; изображать в рисунке несколько

предметов, объединяя их единым содержанием; штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры ;ориентироваться в тетради в клетку или в линию; передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.

Знает и активно использует в словаре название основных, нейтральных цветов и их оттенков (красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный, серый, коричневый, голубой, розовый, оранжевый и т.д.), геометрических фигур: (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб).

Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:

принимать и сохранять цель и познавательную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу занятия) с помощью психолога;

понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях тетради, в справочном материале — в памятках) при работе с дидактическим (стимульным) материалом;

высказывать своё предположение относительно способов решения познавательной задачи;

проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

оценивать совместно с психологом или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

2.Наличие и характер учебной мотивации

Желание учиться, идти в школу. Наличие познавательного или социального мотива учения.

Эмоционально - положительное восприятие школы и учения.

3.Устойчивое эмоциональное состояние (уровень тревожности

Отсутствие выраженных противоречий между:

-требованиями школы (педагога) и родителей,

-требованиями взрослых и возможностями ребёнка.

Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:

Взаимодействие с педагогом.

Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне их. Проявление уважения к педагогам.

Эмоционально - положительное восприятие ребёнком системы своих отношений с педагогами и сверстниками.

3.Соблюдение социальных и этических норм

Принятие и соблюдение классных и школьных, социальных и этических норм.

4.Поведенческая саморегуляция

Произвольная регуляция поведения естественной двигательной активности в учебных ситуациях и во внеурочном взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответственному поведению. Моральная регуляция поведения.

5.Активность и независимость.

Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности.

6.Отношение к себе.

Позитивная «Я-концепция» устойчивая, адекватная самооценка.

3. Консультативный блок

Данный блок составляют 2 направления:

1. Работа с родителями.

2. Работа со смежными педагогами-специалистами.

I направление. Работа с родителями заключается в проведение индивидуальных консультаций.

- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросу родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения ребёнка, взаимоотношений педагог – родитель – ребёнок).

II направление. Работа со смежными педагогами-специалистами включает индивидуальные консультации.

- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам педагогов для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – родитель, педагог – ребёнок).

4. Методический блок

Оформление документации:

- оформление журналов консультативно-просветительской работы, коррекционно-развивающей работы;

- разработка и оформление мониторинга развития ребенка;

- анализ и обработка диагностических данных;

- разработка рекомендаций для родителей и педагогов.

- разработка и оформление карт индивидуального развития ребенка, схем анализа диагностических данных;

- разработка и оснащение бланками для проведения диагностических исследований;

- разработка анкет для родителей, педагогов.

Список литературы:

  1. Шевченко С.Г., Бабкина. Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.
  2. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. – М.: Школьная пресса, 2006.
  3. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: Пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Айрис-пресс, 2006.
  4. Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.: АРКТИ, 2002.
  5. Бабкина Н.В. Радость познания. Логические задачи для детей младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2000.
  6. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, радуюсь: Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Генезис, 2000.
  7. Рахновская И.В. Вместе: играем, учимся, переживаем. Пособие для практических психологов по адаптации первоклассников. — М.: Школьная Пресса, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения образования ребенка-инвалида...

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию компетенций познавательной, эмоционально-личностной, мотивационной сферы

Программа индивидуального психологического сопровождения, направленная на развитие внутреннего потенциала ребенка с нарушением слуха...

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения «Моя работа над собой»

Индивидуальная программа психологического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций познавательной, эмоционально-волевой сферы ребенка с нарушением слуха...

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и коммуникативной сферы «Я все смогу»

Индивидуальная программа  психологического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и коммуникативной сферы подростка с нарушением слуха...