"Алгоритм психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС"
презентация к уроку
Аутизм – тяжелое нарушение психического развития, при котором прежде всего страдает способность к общение, социальному взаимодействию.
В последние годы вопросы, связанные с организацией психолого-педагогического сопровождения детей с РАС и другими ментальными нарушениями стоят достаточно остро. Значительная часть детей данной категории нуждается в длительной коррекционно-развивающей работе, направленной на смягчение аффективных и интеллектуальных расстройств, нарушений социального взаимодействия, внимания, поведения, моторики и других трудностей. В связи с этим встал вопрос о разработке алгоритма психолого-педагогического сопровождения детей с РАС.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Диагностический этап Уровень речевого и психологического развития ребенка Зрелость социально-эмоциональных навыков Двигательных навыков Сенсомоторной координации
Организационный этап Составление адаптированной образовательной программы, учебного календарного плана.
Практический этап Коррекционная работа 1. Адаптационный период 2. Активизирующий период 3.Формирующий период Корригирующий период
Адаптационный период Знакомство со школой, специалистами, учителями Установление первого контакта Стимуляция психической активности (вызвать заинтересованность ребенка к взаимодействие и контакту)
Активирующий период Стимуляция психической активности, формирование продуктивной деятельностии игрового взаимодействия Прием растормаживания речи
Формирующий период Формирование целенаправленного поведения Обучение спонтанной речи Коррекция речевых нарушений Формирование позитивного интереса Развитие когнитивных функций Расширение представление об окружающем мире
Корригирующий период Коррекции и преодоление социально неприемлемых видов поведения (нежелательное поведение) таких как: агрессия аутоагрессия (агрессия, направленная на себя, кусание руки, удары головой о твердую поверхность, расчесывание кожи, вырывание волос) аутостимулирующее и стереотипное поведение (сосание руки или языка, перебирание пальцами перед глазами, раскачивание, произнесения громких звуков) непослушание, невыполнение требований расторможенности и гипердинамики
Заключительный этап Подведение итогов Углубленная диагностика. Динамика. Постановка целей на следующий год.
Социализирующий этап Развитие социального взаимодействия Социализация ребенка в обществе Адаптация и самореализация в социальной среде
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
«Алгоритм психолого-педагогического сопровождения с ребенком с РАС»
Аутизм – тяжелое нарушение психического развития, при котором прежде всего страдает способность к общение, социальному взаимодействию.
В последние годы вопросы, связанные с организацией психолого-педагогического сопровождения детей с РАС и другими ментальными нарушениями стоят достаточно остро. Значительная часть детей данной категории нуждается в длительной коррекционно-развивающей работе, направленной на смягчение аффективных и интеллектуальных расстройств, нарушений социального взаимодействия, внимания, поведения, моторики и других трудностей. В связи с этим встал вопрос о разработке алгоритма психолого-педагогического сопровождения детей с РАС.
Алгоритм состоит из следующих этапов:
Этапы | Структура работы | Родители |
I этап- диагностический | -Определение возможностей ребенка с РАС, уровня его развития. | - Сбор анамнестических данных (беседа, заполнение анкеты сенсомоторного развития), установление взаимопонимания и тесного контакта с родителями. |
II этап- организационный | Составление адаптированной образовательной программы, учебного календарного плана. - Определение контрольных измерительных материалов. | - Согласование и уточнение программы. |
III этап- Практический: Коррекционная работа:
(прием растормаживания)
| - В течении 2 недель ребенок в сопровождении родителя знакомится со школой, со специалистами и учителями, проходит тот маршрут, по которому он будет посещать занятия. Если по истечении адаптационного периода не удается установить контакт с ребенком, у него по – прежнему присутствуют негативные эмоции или он реагирует со страхом, то период привыкания продляется. взаимодействие с ребенком, растормаживание речи с помощью жестов, песен, стихов, в ходе тонизирующей игры; развитие мелкой моторики. - формирование у ребенка целенаправленного поведения, диалогической речи, обучение спонтанно воспроизводить слова, штампы; формирование позитивного интереса. развитие когнитивных функций; расширение представлений об окружающем мире, словарного запаса коррекция речевых нарушений. -преодоление отрицательных форм поведения: агрессии, негативизма, расторможенности влечений (аутостимуляции); | Родитель активно принимает участие в адаптационном периоде, сопровождает ребенка, дома подкрепляет визуальным расписание (фотографии школы, кабинетов). Обучение родителей методикам воспитания аутичного ребенка, организация его режима. |
IV этап - заключительный | Подведение итогов. Углубленная диагностика. Динамика. - Постановка целей на следующий год. | |
V этап- социализирующий | - Развитие социального взаимодействия. - Социализация ребенка в обществе, интеграция со сверстниками. - Адаптация и самореализация в социальной среде. |
1. Адаптационный период:
Первыми шагами в процессе адаптации аутичного ребёнка служат
установление контакта с ребенком, исследование его возможностей,
особенностей и интересов, работа по общей организации его поведения. Одна из задач организации поведения в адаптационный период- формирование
безопасной, комфортной среды для ребенка и формирование
целенаправленного поведения, которое продолжается на всех последующих
этапах.
Адаптационный период заканчивается в тот момент, когда ребёнок
спокойно заходит в новое помещение (центр, сад, школа т. д.).
2. Активизирующий период (растормаживание речи):
Включает в себя стимуляцию психической активности (вызвать
заинтересованность ребенка во взаимодействие и контакту);
растормаживание речи с помощью жестов, песен, стихов в ходе
тонизирующей игры; развитие мелкой моторики.
Непременным условием для развития речи ребенка являются интерес к
общению и сформированные коммуникативные навыки. Поэтому основная
задача данного периода заключается в развитии средств общения и навыков
взаимодействия у ребенка.
Активизирующий период состоит из нескольких частей стимуляции
психической активности:
- Предречевой этап - контакт, общение.
- Растормаживание речи - индивидуальная работа.
- Продуктивная деятельность.
На предречевом этапе формируется первичный навык взаимодействия,
партнерские взаимоотношения с педагогом, где в игре развивается продиа
лог. Часто на этом этапе ребенок не обладает достаточными навыками
подражания и на их развитие должно уйти определенное время, о дать ему
возможность общаться нужно прямо сейчас. Поэтому в работу включаются
средства альтернативной и поддерживающей коммуникации. При
налаживании первичного контакта с ребенком важно правильно выбрать
способ альтернативной коммуникации.
Для аутичного ребенка очень сложно выполнить сразу две задачи:
- обратиться к человеку с просьбой;
- произнести нужное слово/фразу.
Использование альтернативного средства коммуникации позволяет решать
эти две задачи последовательно.
- Ребенок учится обращаться с просьбой, используя альтернативное
средство.
- Ребенок учится произносить звуки и слова в игре на подражание.
Использование альтернативных средств уже на первых этапах работы
приносит значительный эффект и снижает тревожность ребенка.
Первый этап обучения является самым сложным, так как разрушая
старые патологические стереотипы, приходится формировать новые,
социально адекватные механизмы общения и взаимодействия.
На этапе растормаживания речи развиваются навыки подражания,
расширяются возможности артикуляции ребенка, осваиваются звуки речи.
Каждый произвольный звук и слог прикрепляются к определенному смыслу
(предикату). Ребенок начинает пользоваться экспрессивной речью (на уровне
звуков и слогов) для взаимодействия с окружающими (Приложение 3).
Продуктивная деятельность — следующий этап активизирующего
периода.
Чтобы наладить с аутичным ребенком контакт, без которого
невозможно проведение коррекционных мероприятий, мы предлагаем
проводить с ним сенсорные игры.
Сенсорными мы условно называем игры, основная цель которых - дать
ребенку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самые
разные: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и
вкусовые. Целесообразность проведения с аутичным ребенком таких игр
основывается на положении о том, что сенсорный компонент мира
приобретает для такого ребенка особую значимость. Поэтому проведение
сенсорных игр является своеобразным "соблазнением" ребенка. А если
удается связать приятное переживание, которое возникает у аутичного
ребенка при получении нового сенсорного ощущения, с образом конкретного
человека, ребенок проникается доверием к взрослому, который играет с ним,
начинает видеть в нем союзника. В этом случае можно говорить об
установлении эмоционального контакта.
З.Формирующий период:
Цель формирующего этапа - это формирование у ребенка
целенаправленного поведения, понимания речи и инструкций, диалогической
речи, чтения, обучение спонтанно воспроизводить слова, штампы;
формирование позитивного интереса, а также предоставление таких способов
и приемов формирования речи, включенных в работу педагогов, которые
обеспечат развитие коммуникативных умений у детей с РАС.
Результатом обучения детей должна являться их социальная адаптация
в обществе. Ребенок должен овладеть языком, как средством общения и взаимодействия для общения с людьми.
На формирующем этапе определяют три основных подхода в
обучении:
- Опора в работе не на словесную инструкцию, а на демонстрацию,
наглядный показ и восприятие совместной деятельности.
- Копирование движений, помощь - выполнение методом «рука в руку».
- Совершение движений с опорой на фигуру - образец (копирование образца).
Специалист формирует речевую функциональную систему путём
специальных упражнений и тренировок. В работе опираемся не на словесную
инструкцию, а на демонстрацию, наглядный показ и восприятие совместной
деятельности. Именно системное использование наглядности на занятиях
позволяет создать условия для активизации речевой деятельности,
потребности в общении, познании и вовлечении ребёнка в совместную
деятельность. Весь процесс коррекции строится на интересе к обучению, на
эмоциональных переживаниях.
Использование телесных контактов, имеющих коммуникативное
значение, работа на коленях педагога вызывают приучение ребёнка.
Использование потешек, логоритмических игр, звукоподражание, телесные
ритмические упражнения, связанные с повышением ощущений и восприятия,
развивают у ребёнка способность к коммуникации.
Только тогда становится возможным применение массажа, проведение
пассивных артикуляционных упражнений с натуральными сладостями,
речевой выдох с использованием ватных шариков, мыльных пузырей, дудочек, свистулек, коктейльных трубочек.
Для развития познавательной и социальной активности, способности к
подражанию проводится совместная деятельность методом «рука в руку».
Используются игры на подражания движениям, повышение активности в
подражании звукам.
Дальнейшие действия - это предметная деятельность с ребёнком. В
необходимых случаях обязательно используется подкрепление действий
ребёнка.
Формируются разного уровня способы деятельности:
- Совместные действия.
- Действия по подражанию: действия производятся параллельно,
сопряженно.
- Действия по показу, последовательность выполнения показ -
воспроизведение (удержание в памяти последовательности и содержания
операций).
- Действия по образцу, планирование деятельности.
- Подсказка местом расположения предметом или его части.
- Подсказка жестом.
Выделяют основные направления работы, на базе которых формируются
коммуникативные умения:
- Развитие подражания (движениям и звукам), формирование эмоций.
- Усиление сенсорных впечатлений.
- Расширение и уточнение представлений об окружающем мире.
- Вербализация сенсорных эталонов и их обозначение невербальными
средствами (жесты, пиктограммы).
- Формирование слогослияния, чтения.
- Формирование умения планировать, регулировать и контролировать
деятельность.
4. Корригирующий период:
На данном этапе специалист оказывает помощь в коррекции социально
неприемлемых видов поведения (нежелательное поведение) такие как:
- агрессия,
- аутоагрессия (агрессия, направленная на себя, кусание руки, удары
головой о твердую поверхность, расчесывание кожи, вырывание
волос),
- аутостимулирующее и стереотипное поведение (сосание руки или
языка, перебирание пальцами перед глазами, раскачивание,
произнесения громких звуков),
- непослушание, невыполнение требований (Приложение 6).
На заключительном этапе осуществляется подведение итогов,
проводится углубленная диагностика, постановка целей на следующий год.
Процесс социализации в значительной степени зависит от общества,
которое образует социальную среду.
Основными источниками социализации являются:
- семья,
- образовательные учреждения,
- формальные и неформальные общественные объединения,
- различные социальные институты.
Важно понять, что обучать аутиста лучше всего в детском возрасте.
Будучи ребенком, он способен научиться самостоятельным действиям,
правилам поведения, нормам общественной жизни, которые потом на
протяжении всей жизни будут помогать ему быть самостоятельным и жить
среди людей.
Учитывая разнообразие аутистических расстройств у детей и их
проявлений, необходим комплексный подход к процессу социализации и
социальной адаптации детей с аутизмом.
Сопровождение позитивной социализации детей с РАС может быть
реализовано на разных уровнях инклюзии: в образовательной организации, в
культурно-досуговых организациях, спортивных организациях (в учебной и
внеучебной деятельности, вне образовательной организации (сетевое
взаимодействие).
Информацию подготовил: учитель – логопед Верхотурцева Е.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»
В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...
Психолого-педагогический консилиум «Трудный ребенок - как ему помочь?»
Данный консилиум предполагает предварительную работу-проведение анкетирования учащихся с целью выявления трудновоспитуемых.Материалы консилиума показывают пути и методы работы с "трудными" учащимися....
Программа по обеспечению социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе раскрытия его индивидуальных особенностей
Развивающая программа направлена на раскрытие индивидуальных способностей, формирование и развитие личностных свойств ребенка. Система занятий программы способствует развитию адекватной самооценки и м...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НА РЕБЕНКА
Образец составления психолого-педагогической характеристики на ребенка дошкольника...
«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...
Алгоритм психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями письменной речи
Примерный алгоритм организационных решений относительно детей с трудностями в обучении (ТО) и находящихся среди них детей с дислексией и дисграфией....
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
laquo;Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали се...