игровые технологии
методическая разработка

Широкова Анна Алексеевна

игровые технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Широкова Анна Алексеевна

Социальный педагог

ГБОУ гимназия №513

Невского района Санкт-Петербурга

Игровые технологии в практике работы социального педагога

Игра представляет собой одну из ведущих форм социализации, усвоения правил общежития, являясь одновременно методом творческой активности детей, способом совершенствования педагогического мастерства педагогов.

В жизни человека с младенчества до глубокой старости игра играет существенную роль и несет в себе большой потенциал для развития воображения, интересов, социальных и экспрессивных способностей, присвоения знаний и умений, приобретения опыта самостоятельности и взаимодействия, познания своих возможностей и адаптации к окружающей действительности, творческой самореализации.

Игра — важное средство воспитания моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры представления. Копируя жизнь взрослых, ребенок проникается их чувствами и делами, проходит своеобразную школу межчеловеческих отношений, усваивает моральные нормы нашего общества. Особая ценность игры в том, что в ней ребенок проявляет способность к самовоспитанию. Он намеренно ведет себя так, как этого требуют правила взятой роли.

Игра для детей — важное средство самовыражения. В играх проявляются характер, привычки, способности, творческие возможности детей, что помогает педагогу лучше узнавать своих воспитанников, находить к ним подход.

При строгом соблюдение этих условий игра становится серьезным делом, т.е. развитием здоровья, или отдыхом для ума, или подготовкой для жизненной деятельности, или всем этим одновременно.

Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду и еще для многого другого. Игра помогает включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей, сплотить детский коллектив. В играх дети приучаются соблюдать правила, воспитываются дисциплина, умение контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

        Ниже представлены примеры игр, которые социальный педагог может использовать в своей деятельности:

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель: воспитание уверенности в себе, в своих силах.

Описание игры: ребёнок должен закончить каждую из предложенных вами фраз: “Я умею…”, “Я хочу…”, “Я смогу…”, “Я добьюсь…”.

Творческая игра «Страна вежливости»

Цель: формирование у детей навыков употребления вежливых слов, приветствия.

Описание игры: педагог предлагает отправиться в страну Вежливости. Сначала нужно вспомнить вежливые слова. Далее педагог читает стих. В. Солоухина «Здравствуйте», дети отвечают на вопросы, поставленные в стихотворении.

Игры - ситуации.

Цель: развитие умений вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Описание игры: детям предлагается разыграть ряд ситуаций

1. Две девочки  поссорились – помири их.

2. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

3. Твой одноклассник плачет – успокой его.

«Передай мяч»

Цель: снятие излишней двигательной активности.

Описание игры: в кругу, сидя на стульях или стоя, играющие стараются как можно быстрее передать соседу мяч, не уронив его. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, предложив детям играть с закрытыми глазами или одновременно с несколькими мячами.

«Запрешено движение»

Цель: формирование у детей навыков игры с четкими правилами, которые организуют, дисциплинируют, сплачивают, развивают быстроту реакции и вызывают эмоциональный подъем.

Описание игры: дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается движение, которое нельзя выполнять. Тот, кто нарушит этот запрет, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной запрещенной, например цифры 5. Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши.

“Изобрази пословицу”

Цель:  развитие умения использовать невербальные средства общения.

Описание игры: детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:

“Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”

“Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты”

“Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”

“Как аукнется, так и откликнется”

Игра «Профессия на букву».

Цель: профориентация

Описание игры: Дети должны назвать профессию, которая начинается на букву алфавита.

Правовая игра «Знатоки права»

Цель: Обобщение и закрепление имеющихся у учащихся знаний по защите прав ребёнка.

Задачи:

1) Развивать познавательный интерес к изучению нормативно-правовых документов по защите прав ребёнка через использование игровых заданий, проигрывания ситуаций разной тематики;

2) Расширять кругозор обучающихся, побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни; учить находить коллективный ответ путём обсуждения.

3) Формировать у учащихся познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия;

4) Воспитывать у детей чувство личной ответственности как у будущих граждан общества.

ЗОЖ-игра «Скорая помощь»

Цель: закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.

Игровые правила: на предложенную ситуацию оказать помощь.

Описание игры: отрабатывать последовательность действий при оказании первой медпомощи, используя игровой материал: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зеленка).

Игра «Опасно – не опасно»

Цель: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от не опасных, уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи.

Описание игры: участников просят определить степень угрозы предлагаемой (наглядной или словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять определённую карточку, в зависимости от опасности, правильно разложить дидактические картинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой

     Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...

Статья по биологии на тему "Игровые методы в преподавании биологии (игровые технологии)"

Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.Игра реализует главные задачи образования: развивает, обучает, воспи...

Предмет: Физическая культура Тема урока: «Баскетбол» Тип урока: Комбинированный Форма урока: коллективная, парная, игровая Технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, блочно-модульные Методы: репродуктивный, игровой, сор

Предмет: Физическая   культураТема урока:  «Баскетбол»Тип урока:  КомбинированныйФорма урока: коллективная,  парная, игроваяТехнологии: здоровьесберегающие, личностно-ор...

Использование игровой технологии при формировании игровых действий у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью

Обучения игре и игровым действиям детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью является самым действенным средством коррекции их психофизического развития. Ребёнка с интеллектуальными нарушениям...

Проект на тему "Игровые технологии как средство формирования познавательных учебных действий умственно отсталых обучающихся на уроках письма и развития речи" с применением ИКТ, здоровьесберегающей, игровой технологий, личностно-деятельностного подхода.

Цель проекта: отобрать, систематизировать и реализовать игровые технологии, направленные на формирование познавательных действий в процессе уроков письма и развитии речи. Задачи проекта: формирование ...