СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
рабочая программа
программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno-pedagogicheskaya_programma_po_rabote_s_detmi_ovz.docx | 124.22 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ПУРОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2» г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА 629850 Россия, ЯНАО, Пуровский р-он, г. Тарко-Сале, ул. Республики 43, тел. \ факс 8 (34997) 2-15-34 e-mail: tarko-sale_2@mail.ru
«Рассмотрено» «Утверждаю»
заседании МО службы И.о. директора МБОУ «СОШ № 2»
адаптации и социализации И.В. Бархатова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ С
Содержание
Пояснительная записка 6
Цель и задачи 8
Концептуальная часть 10
Механизм реализации программы 13
Содержание программы 18
Критерии эффективности воспитательной деятельности 29
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
результаты | здоровья к позитивной самореализации и социализации в динамично изменяющемся социальном окружении |
Критерии | Достижение нового качества воспитания по показателям : |
результативности | перспективность, вариативность, социализация, индивидуализация,, результативность, доступность, управляемость, профессионализм. |
Срок действия | 2019-2022 г. г. |
программы | |
Этапы реализации | 1- подготовительный 2 - основной 3- заключительный |
Система контроля за | - Текущее управление за ходом реализации Программы |
выполнением | осуществляется администрацией и Педагогическим советом |
Программы воспитания | школы.
|
НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ БАЗА
для разработки Программы
- Конституция РФ 1993 г.
- Конвенция о правах ребенка (вступила в силу 15.09.1990 г.)
- Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ
- Семейный кодекс РФ от 29. 12.1995 №223 - ФЗ.
- Закон РФ «Об основных гарантах прав ребенка» от 27.07.1996 №124-ФЗ
- Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г., с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22.08. 2004 N 122-ФЗ, вступивших в силу с 01.01.2005 года.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (приказ МО РФ от 11.02.2002 № 393)
- Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1996 № 120-ФЗ
- «Концепция Федеральной целевой программы развития образования до 2010 г.» от 03.10.2005г.-«Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации» 9 декабря 2004. (протокол № 47, раздел 1).
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении (Постановление Правительства РФ м 19.03. 2001 № 196)
- Минимальный социальный стандарт РФ «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в ОУ общего образования»
- Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г
Свободный, образованный, здоровый человек - это главное, что определяет развитие страны, её перспективы. Мы на пороге полноценной модернизации образования. Это наша цель.
Д. Медведев. (Из выступления на заседании президиума
Совета при Президенте России)
До последнего времени Школа у нас была не воспитывающей,
а обучающей.
А школа должна воспитывать человека...»
(Д.С.Лихачев)
Характерной тенденцией сегодняшнего дня становится повышение социального статуса воспитания. Общество всё более осознаёт, что непрерывность процесса формирования личности требует в образовательных учреждениях системной работы, направленной на духовно - нравственное становление подростков, их гражданское, трудовое воспитание, создание условий для развития эмоционально-чувственной и деятельной сфер личности. «До последнего времени школа у нас была не воспитывающей, а обучающей. А школа должна воспитывать человека.» (Д.С.Лихачев).
В связи с актуализацией проблем воспитания, в связи с открывшейся вариативностью социокультурных пространств, программирование в педагогике крайне необходимо. Разработка программы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена и особенностями контингента воспитанников, и сложностями социальноэкономического порядка, и желанием создать условия для преодоления трудностей их социализации. Именно проблема социального становления воспитанников, их оздоровления и успешной адаптации в современном обществе обусловила потребность скоординированной работы всех служб школы с целью поэтапного формирования системы навыков и умений трудового, нравственно-эстетического, социального поведения у каждой возрастной группы детей и ограниченными возможностями здоровья.
Существует ряд факторов, которые отрицательно сказываются на становлении личности ребенка с отклонениями в развитии:
- ситуация ограниченной социальной активности, недостаточности включения ребенка в различные виды практической деятельности;
- значительно затруднен процесс усвоение детьми социального опыта, моделей поведения;
- учащимся присуще такие качества личности, как:
а) бедность мотивационной сферы, односторонность; агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих, неумение и нежелание признать свою вину;
б) поверхностность, поспешность, нервозность контактов; неумение общаться;
в) неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами, когда в трудной ситуации возникает аффективное реагирование и обида;
г) тяга к бродяжничеству и побегам как нереализованная потребность в жизненном пространстве;
д) иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствие ответственности;
е) инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности; неспособность к самостоятельному выбору своей судьбы;
ж) «перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.
Программа воспитания предназначена для обеспечения перехода системы воспитания в качественно новое состояние, направленное на развитие личности обучающегося. Необходимость перехода продиктована социальным заказом родителей и реальными возможностями педагогического коллектива, контингентом учеников, сложившимся социумом.
Нормативно-правовым основанием для разработки и применения программы являются: Закон РФ «Об образовании».
Концепция модернизации Российского образования до 2010 года.
Закон РФ «О социальной защите инвалидов»
Программа учитывает ценностные ориентации субъектов образовательного процесса, специфику школы и её учащихся, социальный фон, традиции коллектива, обстановку в семьях, качество медицинского обслуживания и другие факторы. В ней нашли отражение цели, задачи, программа действий на ближайшую перспективу и готовность педагогического коллектива к её реализации.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ЦЕЛЬ: Создание условий для формирования, становления и развития личности учащегося с ограниченными возможностями здоровья, умеющей полноценно жить и работать в современных социально-экономических условиях.
ЗАДАЧИ:
- укрепление физического и психического здоровья учащихся;
- формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков, воспитание правовой культуры;
- развитие творческих способностей, художественно-эстетического восприятия;
- воспитание патриотических чувств, любви к Родине, родному краю, приобщение к народным традициям; формирование экологической культуры;
- формирование и развитие трудовых умений и навыков; профессиональных интересов и склонностей, способности к жизненному и профессиональному самоопределению.
Стратегия обновления воспитательной деятельности заключается в следующем:
создание воспитательной системы, представляющей собой целостный социально - педагогический комплекс, возникающий в процессе интеграции основных компонентов воспитания: цель субъектов, их деятельность и отношений, управления и материальной базы.
Школа становится единым организмом, в котором все подчинено общей идее — развитию личности учащихся на основе гуманистических принципов деятельности педагогического коллектива.
Создание условий самореализации, жизнедеятельности учащихся организуется на следующих принципах:
Личностный подход — признание личности развивающегося человека, уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка, отношение к воспитаннику, как к объекту собственного развития, опора в воспитании на естественный процесс саморазвития личности.
Природособразность - воспитание с учетом природы ребенка, его индивидуальных, биологических, физиологических и психических особенностей, использования возрастно - психологической диагностики для коррекции поведения.
Педагогическая целесообразность - мера педагогического вмешательства, разумной достаточности. Предоставление самостоятельности и возможности самовыражения личности ребенка.
Культуросообразность - формирование личности ребенка в рамках национальной культуры, культуры отношений с природой, взаимодействия с семьей, восприятие достоинства культуры народа через историю и культуры семьи.
Гуманистические принципы образования в школе предполагают реализацию воспитательных задач на каждом учебном занятии, создание воспитательной среды во внеурочное время, построение системы внеклассной работы, нацеленной на укрепление здоровья учащихся и духовно - нравственное развитие личности каждого ребенка. В программе воспитания выделено десять тематических блоков, содержание которых способствует эффективному решению поставленных задач. Реализация программы осуществляется благодаря созданной сети кружков, спортивных секций дополнительного образования. Программа не ограничивается внеурочной воспитательной деятельностью. В ней предусмотрена интеграция воспитательного и учебного процессов. Программа воспитания учащихся школы, осуществляется посредством включения детей в различные виды деятельности: игровую, учебно-познавательную, коллективно-творческую. Формы проведения мероприятий по данной программе могут быть самыми разнообразными: комплексные (интегрированные), беседы, рассказы, экскурсии, праздники, конкурсы, диспуты, сочинения, тестирование, игры, чтения, дискуссии, представления. С воспитанниками проводятся собеседования, тестирования, практические занятия, позволяющие определить сформированность у них необходимых знаний, умений, навыков по каждому разделу программы. Педагогу предоставлена возможность свободного выбора формы организации воспитательного процесса. Но при этом строго соблюдается принцип учреждения - «не навреди». Ребенок и педагог должны получать удовлетворение от совместной деятельности. Актуальные воспитательные технологии и методики: методика коллективной творческой деятельности (И.П.Иванов); технология личностноориентированного КТД, технология шоу (С.Д. Поляков); технология педагогической поддержки (О.Г.Газман); технологии Н.Е. Щурковой: «Педагогическое общение»; «Технология организации групповых форм общения», «Педагогическая технология воспитания счастливого человека в школе»; создание ситуации развития личности, создание ситуации успеха (Л.С.Выготский).
Реализация данной программы позволит:
-улучшить физическое и психическое здоровье детей;
-преодолеть трудности социализации обучающихся, обеспечив их необходимыми знаниями, умениями и навыками;
-создать условия для социального становления и самореализации воспитанников; -повысить духовно-нравственный, интеллектуальный и творческий потенциал воспитанников школы.
При разработке содержания программы учитывались положения личностноориентированной педагогики (В.А.Петровский и др.), предполагающей главное внимание в организации воспитательной деятельности уделять раскрытию индивидуальных способностей, творческих начал личности, формированию устремлений ребенка в направлении «я-хочу» и «я-могу» как основы взаимодействия с педагогом. Личностный подход как направление деятельности педагога - это базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком в коллективе. Личностный подход предполагает помощь ребенку в осознании себя личностью, выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностнозначимых и общественно приемлемых способов самоопределения. Ведущим инструментом развития личности современная (мировая и отечественная) психология и дидактика признает деятельность (в школе - это игровая, учебная и трудовая). «Только в контексте целостного опыта ребенка внутри его практических взаимоотношений все без исключения воздействия на него приобретают педагогическое значение» (Л.С. Выготский) При разработке программы учитывалось знание «теории развития» Л.С. Выготского: деятельность должна быть организована в зоне ближайшего развития ребенка, тогда она - процесс управления развитием. Ядром личности, определяющим все ее частные проявления, служит мотивационно - потребностная сфера (система стремлений, побуждающих человека). Таким образом, одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать не только «личностные» мотивы (саморазвития, достижения, персонализации и т.д.), но и мотивы к социально полезной деятельности. В работах В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Д.И. Фильдштейна выделяются два вида деятельности, на основе которых развиваются психические новообразования: «отношение к миру вещей» и отношение к миру людей». Л.С. Выготский называл их главными моментами деятельности, определяющими особенности психических процессов. В предметно - практической деятельности ребенок усваивает знания, умения, навыки, присваивает человеческий опыт, что обеспечивает формирование интеллектуальной активности. В деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений, ребенок включается в систему этих отношений, как бы «примеряя» себя к обществу, что обеспечивает формирование его социальной активности. Поочередное выдвижение на первый план то одной, то другой сторон деятельности вызывает смену периодов становления личности в развитии, усиливая то ее социальную, то интеллектуальную активность. «Каждая сторона в развитии ребенка имеет свой оптимальный период» - отмечал Л.С. Выготский. Поэтому особое внимание при разработке
содержания программы было уделено проблеме «социальной ситуации развития» ребенка,
что обусловлено проблемами освоения социального опыта учащихся. Ориентируясь на идею Л.С.Выготкого о связи между развитием и деятельностью, особенно в отношении психических функций, которые проявляются «сперва как деятельность коллектива, а потом как деятельность индивидуальная», социальная ситуация развития рассматривается как условие реализации новой ведущей деятельности, обеспечивающей социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Программа учитывает важность организуемой социальным педагогом коллективной деятельности (прогулки, игры, совместное творчество), в ходе которой сам ребенок своими силами решить задачу не может. Но в совместной деятельности с педагогом, детьми он осваивает новые способы обработки информации, которые в последствии и становятся формами и способами его взаимоотношения с миром.
При разработке программы учитывался принцип гуманистического воспитания (Н.Е.Щуркова), а именно - "принять ребенка как данность". Реализуя данный принцип, педагог возвышается до высокой этики, придавая всей системе взаимодействий с миром, людьми, обществом, отдельным человеком, а значит, и с детьми, особо тонкий нравственный колорит. Это означает, что восприятие ребенка, а, следовательно, оценка его, взаимодействие с ним выстраиваются в широком русле «человек - человек». Роли «ученик», «учитель», «администратор», «педагог» отходят на второй план. Гуманистическое воспитание - это ответ на провозглашение в современной культуре Человека как наивысшей ценности, это такое отношение к ребенку (а ребенка к педагогу), когда признается автономность внутреннего мира человека и утверждается практически право человека на свободное проявление индивидуального "Я".
Достижение основной цели воспитания - формирование личности предполагает в первую очередь создание в школе условий, сохраняющих здоровье субъектов образовательного процесса. Поэтому проблема сохранения здоровья и здорового образа жизни является одним из приоритетных направлений Программы. Состояние здоровья оценивается по четырехкомпонентной модели. Это физический, психический, духовный и социальный компоненты. Физический компонент здоровья характеризуется уровнем физического развития, степенью саморегуляции органов и систем, наличием резервных возможностей организма. Психический компонент здоровья определяется уровнем развития психических процессов, степенью регуляции деятельности, эмоционально-волевой сферой. Духовный компонент здоровья человека строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни, характеризуется нравственной ориентацией личности. Социальный компонент здоровья характеризуется степенью социальной адаптации человека в обществе, наличием предпосылок для всесторонней и долговременной активности в социуме.
Деятельность по сохранению здоровья реализуется в программе по следующим направлениям:
-изучение и анализ состояния здоровья школьников с целью разработки программы профилактики и медико-педагогической реабилитации детей;
-изучение заболеваемости, индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей детей в связи с особенностями организации учебно-воспитательной деятельности;
-оценка санитарно-гигиенических условий, режима, питания и их коррекция как меры предупреждения формирования школьных форм патологии;
-повышение знаний воспитанников, педагогов и родителей в вопросах укрепления и сохранения здоровья.
Ребенок как личность будет эффективно развиваться лишь при условии учета его возрастных интересов - вот почему в программе в основу отбора содержательных блоков воспитательного процесса были положены 2 момента: мотивы и ведущие виды деятельности. В программе учитываются особенности воспитательной деятельности с детьми разного возраста: младшего школьного (7-10 лет), среднего школьного возраста (1114 лет), старшего школьного возраста (15-18 лет). Это отражено и в ступенях роста участников программы, и в характеристиках предполагаемого результата освоения программы (на каждом этапе её реализации показатели личностного роста должны соответствовать возрастным особенностям), и в механизмах её реализации.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация содержания воспитания в школе происходит в процессе как освоения учащимися непосредственного содержания учебной программы, так и педагогически организованного взаимодействия с окружающим миром во внеучебное время - в процессе подготовки и проведении массовых мероприятий, акций, занятий, реализацией различных форм взаимодействия с представителями других творческих объединений, общественных организаций, информационной деятельностью на базе школы № 2. Повышение
воспитательного потенциала в образовательном процессе осуществляется по трем направлениям:
-отбор содержания материала для каждого воспитательного занятия, внеклассного мероприятия с целью усиления его воспитывающего значения в соответствии с сформулированными в программе воспитания ценностными ориентациями педагогической деятельности.;
-организация процесса обучения и воспитания на основе принципов сотрудничества, сотворчества, диалога, игры, сочетание коллективных интересов и индивидуального обучения посредством его дифференциации, профильности, позволяющей создать ситуацию успеха для каждого воспитанника;
-интеграция учебного процесса, процесса воспитания, процесса дополнительного образования, направленных на реализацию знаний, умений, навыков в социально и личностно значимой деятельности.
Воспитательное пространство создается школой за счет развития деятельности детских творческих организаций, реализации досуговых программ, конкурсных программ, различных массовых мероприятий, экскурсий, оздоровительного и трудового лагерей в летнее время, активной интеграцией в социокультурную среду города, а также за счет укрепления старых и создание новых традиций: проведение традиционных КТД, экологических и иных акций, творческих конкурсов, выставок работ учащихся, праздников «Посвящение в первоклассники», «Прощание с Букварем», «День знаний», «День Учителя», «День именинника», «День Матери», «День защитника Отечества», «Праздник детства», посвященный окончанию учебного года, торжественные награждение успешно обучающихся и активистов общественной жизни на общешкольных итоговых линейках в конце каждого полугодия и другие.
Содержание деятельности | Ожидаемый результат |
1. Принятие решения о разработке | Одобрение педагогическим коллективом |
программы воспитания | решения создания программы |
2. Анализ социума (проанализировать и зафиксировать реальное социокультурное окружение, в котором работает школа). | Образ прогнозируемого социума |
3.Анализ исходного состояния (сделать | Выявление достижений и трудностей в |
диагностический «срез» по состоянию воспитательной деятельности школы к начальному этапу по всем аспектам: программному,организационно- управленческому, результативному) | воспитательной деятельности |
4.Разработка программы и формирование | Создана модель воспитательной системы по |
«образа выпускника» | развитию личности обучающегося с |
ограниченными возможностями здоровья. | |
Создана система управления | |
воспитательным процессом. | |
5.Разработка диагностического | Разработаны показатели мониторинга |
инструментария исследования | деятельности коллектива по реализации |
эффективности воспитательной деятельности школы. | программы |
6. Разработка тактики реализации программы | Наличие этапов и основных направлений |
деятельности | |
7. Создание научно-методической базы для работы по программе | Подготовлена научно-методическая база |
8. Адаптация ученического и | Готовность педагогического коллектива, |
педагогического коллективов, родительской | родительской общественности к реализации |
общественности к условиям реализации | плана мероприятий по реализации |
программы. | программы |
Содержание деятельности | Ожидаемый результат |
1.Разрабока программ, учебных и | Скорректированы программы и тематические |
методических пособий по кружкам, детским, | планы в соответствии с педагогической |
творческим объединениям, секциям и факультативам. | концепцией. |
2.Разработка сопутствующих программ | Скорректированы программы в соответствии |
деятельности: программа по профориентации для старшеклассников «Мой выбор»; комплексной программа «Профилактика преступлений и правонарушений среди подростков и ранняя профилактика девиантного поведения» | с педагогической концепцией. |
3.Стимулирование деятельности педагогического коллектива по реализации программы | Развитие инициативы и творчества педагогов |
4.Психолого-педагогическое просвещение | Совершенствование навыков педагогической |
педагогов. Организация для педагогического коллектива постоянно действующего психолого-педагогический семинара по воспитательным проблемам. | и исследовательской деятельности. |
5.Внедрение новых технологий, в том числе | Совершенствование навыков педагогической |
ИКТ в образовательный процесс | деятельности, непрерывное повышение |
квалификации учителей, воспитателей, | |
руководителей кружков, секций и | |
факультативов и других специалистов школы. | |
6.Создание в каждой воспитательной группе | Совершенствование коррекционно- |
коррекционно-развивающей среды, способствующей сохранению и развитию физического и психического здоровья воспитанника | оздоровительной деятельности |
7. Мониторинг деятельности обучающихся, | Формируется банк данных о результатах |
педагогов, родителей по результатам | деятельности участников воспитательного |
реализации программы | процесса |
Содержание деятельности | Ожидаемый результат |
1.Корректировка содержательной, организационной и управленческой моделей | Успешное функционирование воспитательной системы |
2.Обобщение опыта работы администрации, педагогов, родителей, учащихся по моделированию и построению открытой воспитательной системы школы | Создан банк данных обобщения опыта всех субъектов образовательного процесса |
3.Анализ результатов воспитательной деятельности, определение перспектив и путей дальнейшего развития. | Разработка новой программы, направленной на гармонизацию процесса социализации воспитанников и подготовку их к самостоятельной жизни в меняющемся обществе |
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитательная деятельность реализуется по следующим направлениям:
- Мой путь к здоровью.
- Основы безопасности жизнедеятельности.
- Этикет и культура поведения.
- Моё Отечество.
- Мои права и обязанности
- Твори, выдумывай, пробуй
В тематический план включены основные мероприятия, максимально раскрывающие содержание каждого направления:
Мой путь к здоровью
Содержание деятельности школьного коллектива (воспитанники, педагоги, родители) | Клас сы | Время прове дения | Ответственные |
Занятия «Азбука здоровья» | 1- 4 | 1 раз в | Психолог |
неделю | |||
Занятия по программе «Питание и | 1-6 | 1 раз в | |
здоровье» | неделю | ||
Занятия «Спорт- это здоровье, сила, | 6-11 | 2 раза в | Социальный педагог |
радость, смех» | четверть | ||
Акция «7 апреля - всемирный День | 1-11 | апрель | Педагог организатор |
Здоровья». | Учитель физкультуры | ||
Общешкольный День здоровья | 1-11 | 1 раз в | Родительский комитет, |
четверть | Учитель физкультуры | ||
Лекторий «Формирование навыков | 6-9 | 1 раз в | Классные руководители |
ЗОЖ» | четверть | Преподаватель ОБЖ | |
Социальный педагог | |||
Выпуск стенгазет «Вредные | 5-11 | 1 раз в в | Социальный педагог, |
привычки», тематических | четверть | Классные руководители | |
санитарных бюллетеней | |||
Мероприятия в рамках реализации | 1-11 | в течение | Учитель физической |
областной программы «Мы выбираем жизнь!» Викторины «ЗОЖ», выпуск стенгазет «Будь здоров!», просмотр видеофильмов «Режим дня», «Правильное питание» | года | культуры Социальные педагоги | |
Оздоровительные мероприятия в | 1-11 | в течение | Педагог-организатор |
процессе режимных моментов: утренняя гимнастика, прогулки. Музыкальные физкультпаузы после 3-го урока. Подвижные игры на переменах | года | Дежурный учитель Учитель физической культуры | |
Занятия корригирующей | 1-11 | в течение | Учитель корригирующей |
гимнастикой Создание фильма «Мы за активный образ жизни», героями которого стали сами ребята. | года | гимнастики Учитель корригирующей гимнастики |
Содержание деятельности школьного коллектива (воспитанники, педагоги, родители) | Клас сы | Время прове дения | Ответственные |
Уроки ОБЖ | 5-11 | 1 раз в | Преподаватель ОБЖ |
неделю | |||
Общешкольные месячники | 1-11 | ноябрь | Преподаватель ОБЖ |
безопасности | Зам.директора по ОП | ||
Учебные практические мероприятия | 1-11 | 1 раз в год | Преподаватель ОБЖ |
по отработке эвакуации при ЧП | Зам.директора по ОП | ||
Занятия в группах и классные часы | 1-11 | 1 раз в | Классные руководители |
по темам безопасности | четверть | ||
Беседы инспектора ДПС «О | 1-11 | 2 раза в в | Инспектор ДПС |
правилах дорожного движения» | год | Преподаватель ОБЖ | |
Кинолекторий «Светофор» | 1-11 | 2 раза в в | Преподаватель ОБЖ |
год | Кл. руководители | ||
Оформление «Уголка безопасности» | 1 раз в год | Преподаватель ОБЖ |
Этикет и культура общения в жизни современного человека
Содержание деятельности школьного | Клас- | Время | Ответственные |
коллектива | сы | прове- | |
(воспитанники, педагоги, родители) | дения |
«Речь и культура общения» | 1-11 | 1 раз в | Преподаватель русского |
неделю | языка и литературы | ||
Занятия и классные часы на этические | 1-11 | 2 раза в | Классные руководители |
темы | четверть | ||
Чтение литературы нравственно- | 1-11 | в течение | Классные руководители |
этического характера с обсуждением в | года | ||
группах | |||
Общешкольная «Неделя добрых дел» | 1-11 | 2 раза в | Педагоги- организаторы |
год | |||
Коррекционные занятия «Коррекция | 1-11 | в течение | Педагог-психолог |
агрессии и детской тревожности" | года |
Моё Отечество
Содержание деятельности школьного коллектива (воспитанники, педагоги, родители) | Клас сы | Время прове дения | Ответственные |
Общешкольный праздник День | 1-11 | 1 сентября | Зам директора по УВР |
Знаний | Классные руководители | ||
Урок Просвещения | 1-11 | 1 сентября | Классные руководители |
Общешкольный праздник День | 1-11 | ноябрь | Классные руководители, |
Учителя | педагог-организатор | ||
Общешкольный праздник День | 1-11 | февраль | педагог-организатор, |
защитника Отечества | родительский комитет | ||
Просмотр кинофильмов | 1-11 | май | педагог-организатор |
посвященных Дню победы | |||
«Г еоргиевская лента» | |||
Общешкольный праздник | 1-11 | май | педагог-организатор, |
«Поклонимся великим тем годам» | социалные педагоги | ||
Конкурс чтецов «Память сердца» ко | 1-11 | май | учителя русского языка и |
Дню Победы | литературы | ||
Конкурс детских рисунков «Память | 1-11 | 3 четверть | учителя рисования, |
сердца» ко Дню Победы | |||
Конкурсы детских рисунков «Когда | 1-11 | ||
я думаю о Родине любимой» |
Общешкольный «Праздник детства», | 7-11 | май | Заместитель директора по |
посвященный окончанию учебного | УВР, | ||
года | Классные руководители, | ||
социальные педагоги | |||
Воспитательские занятия и | 1-11 | 1 раз в | Социальные педагоги, |
классные часы по патриотическому | четверть | Классные руководители | |
воспитанию | |||
Тематические занятия | 1-11 | в теч. года | Социальные педагоги, |
«История и традиции русского | Классные руководители | ||
народа» «Символика России (Флаг, герб, | Школьный музей | ||
гимн)» «История родного края». | Библиотекарь | ||
Книжно- иллюстративные | 1-11 | в теч.года | Учителя рисования |
тематические и творческие выставки | Библиотекарь | ||
Мероприятие Неделя детской книги | апрель | Учителя рисования | |
Конкурс рисунков «Мы читаем и | Библиотекарь | ||
рисуем» к Неделе детской книги Акция «Подарок солдату» | февраль | Педагог- организатор | |
Общешкольные линейки по итогам | 1-11 | 2 раз в год | педагог-организатор, |
1,2 полугодий. Награждение | классные руководители, | ||
активистов | социальные педагоги | ||
Мои права. | Мои обязанности | ||
Содержание деятельности | Клас- | Время | Ответственные |
школьного коллектива | сы | прове- | |
(воспитанники, педагоги, родители) | дения | ||
Воспитательские занятия и классные | 1-11 | 2 раза в | Классные руководители, |
часы «Правила для учащихся», «Мои права. «Мои обязанности», «Правила поведения в коллективе» в группах | четверть | воспитатели | |
Акция «Правовая пропаганда» тема: | 6-11 | 1 раз в | Социальный педагог, |
«Ответственность подростков за | четверть | Работники ПДН ОУУП и | |
правонарушения и преступления» | ПДН ОМВД России по |
Акция комплексная оперативно- | Пуровскому району | ||
профилактическая операция «Неформал» | Специалисты ГБУЗ ЯНАО ЦРБ г.Тарко-Сале | ||
Индивидуальные и групповые беседы инспекторов ОПДН по профилактике преступлений и правонарушений | 5-11 | 1 раз в четверть | Социальный педагог Работники ПДН ОУУП и ПДН ОМВД России по Пуровскому району |
Информационный стенд «Твои права. Твои обязанности» | 7-11 | в течение года | социальный педагог |
Твори. Выдумывай. Пробуй.
Содержание деятельности школьного | Клас- | Время | Ответственные |
коллектива | сы | прове- | |
(воспитанники, педагоги, родители) | дения | ||
Заседание круглого стола «МЫ СИЛЬНЫ- | 1-11 | Конец | Педагоги |
КОГДА МЫ ВМЕСТЕ!» | учебного | дополнительного | |
года | образования Социальные педагоги, Классные руководители, Руководители кружков | ||
К закрытию года равных возможностей состоялось школьное мероприятие «Новогоднее поздравление другу». | 1-11 | декабрь | Социальные педагоги, Зам.директора по ОП Зам.директора по УВР Педагоги |
дополнительного | |||
образования | |||
Районный фестиваль творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы все можем» | 1-11 | 1 раз в год | Педагоги дополнительного образования Социальные педагоги |
Акция волонтеров «Добровольцы - детям». Оказание посильной помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья: | 1-11 | Май-июнь | Социальные педагоги |
чаепитие, день именинника, посещение центра социальной помощи. Участие в конкурсах, выставках и олимпиад различного уровня. | 1-11 | в течение года | Социальные педагоги |
Классные руководители |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Направления деятельности | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Создание единого | 1. Изучение семей будущих | 2011- | Администрация, |
воспитательного | первоклассников и вновь поступивших, | 2014 | классные |
пространства | знакомство их с системой обучения в | руководители, | |
«родители - дети - | школе. | социальный | |
учителя». | 2. Ежегодное составление социального | педагог, психолог. | |
Формирование | паспорта школы . | ||
единых | 4. Посещение семей обучающихся. | ||
педагогических | 5. Диагностика «Рисунок семьи». | ||
требований. | 6. Создание банка данных социальной | ||
Создание банка | картотеки семьи, социологического | ||
данных. | паспорта семьи, сравнительной | ||
Раннее выявление | диагностики. | ||
кризисных семей. | 7.Оформление индивидуальных карточек | ||
семей. | |||
Создание условий | 8.Организация «стола справок» для | ||
для развития | индивидуальных и групповых | ||
родительских | консультаций по проблемам семейного | ||
общественных | воспитания, дезадаптации. | ||
организаций | 9.Педагогическое и психологическое |
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для оценки результативности реализации программы разработаны критерии, соответствующие её целям и задачам:
Критерии | Показатели | Диагностические средства |
Сформированность физического и психического потенциала личности школьника | Состояние физического и психического здоровья обучающихся. Развитость физических качеств. Выбор здорового образа жизни. | Статистический медицинский анализ состояния здоровья учащихся. Методики экспертной оценки психолога для определения уровня психофизического развития ребенка:
-диагностика школьной адаптации (Н.Г.Лусканов); -«Комплексная экспресс оценка физического здоровья школьников» (С.В.Хрущев, С.Д. Поляков, И.Л. Иванов); -«Физическое здоровье» (С.Степанов); -проективные методики. -мониторинг «Организация оздоровительной деятельности школы и работы по формированию установок на ЗОЖ» (С.Улановой);
|
Сформированность | Сформирован- | Методики изучения уровня развития личности |
духовно- | ность | обучающегося: |
нравственного, | адекватного | -ценностные ориентации и направленности |
интеллектуального | отношения к | личности выпускников (Л.Н.Силантьев); |
и творческого | Родине, | - изучение уровня развития личности |
потенциала | семье, школе, | воспитанника с ОВЗ (О.Э.Бутениной); |
личности | классному | |
школьника | коллективу, | -тестовая диагностика личностного роста |
себе, природе, | воспитанников ( П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, | |
учебе | И.В. Кулешова);-изучение уровня | |
и труду. | сформированности нравственных качеств | |
Развитость | воспитанников с ОВЗ( диагностическая карта); | |
чувства прекрасного | -методика определения темперамента личности | |
и других | (Ю.Г.Айзенк ); | |
эстетических | -методика диагностики типа акцентуации | |
чувств | характера «Чертова дюжина» (А.С.Брутченков, А.А. Сиялов); Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка: -диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы | |
детей младшего школьного возраста» (Н.Я.Снемаго, М.М.Семаго); -исследование интеллекта у детей^КС) (Д.Векслер); -методика «Незаконченные предложения» (Сакс, Леви); | ||
-методика оценки умственного развития (Замбацавичене); Педагогическое наблюдение. | ||
Сформированность | Коммуника- | Методики выявления коммуникативных |
коммуникативного | бельность. | склонностей обучающегося: |
потенциала | Сформирован- | - методика оценки коммуникативных и |
личности | ность | организаторских способностей (Е.И.Рогов); |
школьника | коммуникатив- | -исследование сформированности классного |
ной культуры. | коллектива. Социометрия и наблюдения во | |
Социальная | внеурочной деятельности (Д.Ж. Морено); | |
адаптация. | -диагностика групповой мотивации (И.Д. Ладанов);
-Педагогическое наблюдение. |
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Реализация программы позволит:
-создать в школе максимально комфортные условия для развития, коррекции и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, способного полноценно жить и трудиться в современном обществе;
- способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся, привитию навыков здорового образа жизни;
-усилить ориентацию учеников на общечеловеческие ценности, гражданскую ответственность, ценностное отношение к семье, своему городу, стране;
- удовлетворить интересы и потребности обучающихся в дополнительном образовании.
- укрепить связи семьи и школы в интересах развития ребенка, коррекции процессов его воспитания и обучения, создать систему педагогической подготовки родителей;
-создать единое воспитательное пространство всеми заинтересованными государственными и общественными учреждениями и организациями города;
-создать систему повышения профессионального мастерства организаторов воспитания; внедрению в практическую деятельность современных достижений коррекционной педагогики, инновационной и экспериментальной работы в области коррекционного воспитания.
Образ выпускника школы:
- Выпускник школы ориентирован на социальную адаптацию к современным условиям жизни, готов к профессиональному самоопределению, самоутверждению в обществе, адекватно оценивает свои возможности.
- Он коммуникабелен, владеет навыками культуры общения, соблюдает нормы общественного поведения.
- Выпускник школы законопослушен, обладает основами правового образования.
- Он - сторонник здорового образа жизни, осознающий ценность окружающего мира и собственного здоровья.
- Выпускник школы - гражданин России, которому свойственно чувство гордости за свою Родину и её культуру.
- Выпускник школы умеет проектировать и строить свою жизнь на основе духовнонравственных ценностей.
ЛИТЕРАТУРА
Конвенция о правах ребенка (вступила в силу 15.09.1990 г.)
Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 N 51 -ФЗ Семейный кодекс РФ от 29. 12.1995 №223 - ФЗ.
Закон РФ «Об основных гарантах прав ребенка» от 27.07.1996 №124-ФЗ
Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г., с учетом изменений, внесенных Федеральным
законом от 22.08. 2004 N 122-ФЗ, вступивших в силу с 01.01.2005 года.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (приказ МО РФ от 11.02.2002 № 393)
Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1996 № 120-ФЗ
Минимальный социальный стандарт РФ «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в ОУ общего образования»
Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г «Концепция Федеральной целевой программы развития образования до 2010 г.» от 03.10 2005г.- «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации» 9 декабря 2004. (протокол № 47, раздел 1).
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности у детей. — М., 1997.
- Божович Л.И. Психология личности. — М.: Изд-во МГУ, 1981.
- Боскис Р.М. Аномальные дети. Основа обучения и воспитания аномальных детей. — М., 1969.
- Бгажнокова М.М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. - 1994. - №1
- Васенков Г.В. Формы и методы профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых учащихся в новых экономических условиях // В сб. Инновации в Российском образовании (коррекционная педагогика). - М.; 1999.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь.-М.: Из- во АПНРСФСР, 1959
- Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М.: просвещение,1973.
- Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников. / Под ред. Н. П. Долгобородовой - Ленинград, 1969
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В. Воронковой. - М., 1994. - 416 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М., 1996.
- Караковский ВА. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. — М.: Новая школа, 1992.
- Ерёменко И. Г. Олигофренопедагогика. - Киев, 1985.
- Ерёменко И. Г. Познавательные возможности учащихся вспомогательной школы. - Киев, 1972.
- Забрамная С. Д. Психолого - педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 1995.
- Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования.- М.: Новая школа, 1992
- Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М.,1993
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. — М.: Просвещение. 1994.
- Кузнецова Н.П., Мейснер Е.В. Административное управление воспитательным процессом.-Волгоград: Учитель, 2006
- Леонтьев А.Н. Формирование личности.
2 0. Ляшко Н.Н., Федотова ДД. (ред.) Проблемы олигофрении.— М., 1970.
- Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок.- М. : АПН РСФСР, 1960
- Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. — М.: АРКТМ, 2000.
- Митькина А.В., Фадеева С.А., Г.Н.Дождикова. Профилактика девиантного поведения детей и подростков: НИРО- Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007.
2 4. Нечаев М.П. Практика управления воспитанием в школе- М.: АРКИИ, 2005
- Пузанов Б. П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. М., 2003. - 272 с.
- Певзнер М. С. Дети - олигофрены. - М., 1989.
- Певзнер П.С. Динамика развития детей олигофренов. -М. :Педагогика, 1983.
- Петрова В.Г. практическая и умственная деятельность детей - олигофренов.- М.: Просвещение, 1986.
- Практическая психология образования ,Под ред. И.В. Дубровиной .-М.,1998
- Планы поддержки для умственно отсталых детей. — Минск: Открытые двери, 1997.
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. — М.: Просвещение, 1986.
- Слободчикова В.И. (ред.) Развитие и образование особенных детей. — М., 1999.
- Сыромятникова Л.М. Мастер-класс для заместителя директора по воспитательной работе в общеобразовательном учреждении. Книги 1,2,3- М.:Глобус, 2008
- Цветкова И.В. Как создать программу воспитательной работы: Метод. Пособие /И.В .Цветкова. -М.: Просвещение,2006
- Шипицина Л.М.. Защиринская О.В. и др. Азбука общения (Основы коммуникации): Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. — СПб.: ЛОИУУ, 1996.
- Шоппер Э., Ватере Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. — Минск: Открытые двери, 1992.
- Штейнер Р. Воспитание к свободе. — М.: Центр Вальдорфской педагогики, 1998.
- Шуркова Н.Е., Нитюков В.Ю., Савченко А. П. и др. Новые технологии воспитательного процесса.
- Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника.- М.: Педагогическое общество России, 1998.
- Эм З. Б. Особенности обучения и воспитания умственно отсталых детей.- Ташкент, 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Структура программы воспитательной работы с детьми в ОУ
Данной структурой пользовались многие педагоги Омской области. При составлении ее я опиралась на нормативные документы, положения о конкурсах и анализ присылаемых на рецензию материалов...
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОКАЗАВШИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОКАЗАВШИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ...
Социально-педагогическая реабилитационная программа по формированию семейных ценностей «Истоки»
Новизна данной программы заключается в комплексном подходе к формированию семейных ценностей, которые реализуются через использование психологических и педагогических методов. Активно используется кин...
«Социально-педагогическая направленность коррекционно-профилактической работы с детьми «группы риска», имеющими ограниченные возможности здоровья».
Опыт социально-педагогической работы в школе 8 вида. Даются понятия девиантного поведения, методы коррекции социально-негативных черт личности с ОВЗ. Основные направления коррекционно-профилактической...
Методические рекомендации по разнообразным формам социально-педагогического консультирования (из опыта работы).
Проблема социально-педагогического консультирования считается весьма актуальной для всех участников образовательного процесса.Актуальность и необходимость предложенных ме...
Методические рекомендации "Социально-педагогические методы в профилактической работе"
Методические рекомендации...
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...