Методические рекомендации "Социально-педагогические методы в профилактической работе"
методическая разработка

Челобанова Лилия Александровна

Методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelobanova.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:

Современные методы воспитания и взаимодействие социального

педагога с классным руководителем в организации профилактической

работы с обучающимися.

Подготовила: социальный педагог

МОУ «СОШ №16 г.Вольска»

Челобанова Л.А.

« В основе воспитания, как самое первое и главное условие успеха,

 должен лежать сердечный, любовный подход к ребенку.

Чем ближе подошел педагог к ребенку, чем искреннее их взаимные отношения,

тем надежнее фундамент воспитания »…

(Всеволод Петрович Кащенко, известный отечественный ученый, педагог)

        Социально-экономическая нестабильность страны привела к ослаблению интереса педагогов и родителей ко всему происходящему, а главное, к воспитанию подрастающего поколения. Между тем, проблемы обучения в этой системе требует пристального внимания, на плечи участников образовательного процесса легло много сложных проблем. В связи с внедрением ФГОС основное назначение социального педагога - социальная защита ребенка, помощь в организации его обучения, реабилитации и адаптации. При внедрении ФГОС социальный педагог в своей повседневной деятельности призван объединять усилия семьи, образовательного учреждения, общественности, для оказания помощи в реализации учебной и внешкольной программ. Основные направления социально-педагогической работы в школе определяются, прежде всего проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей, без разрешения которых сложно добиться хороших результатов. И основная роль в воспитательном процессе возлагается на плечи классного руководителя, который обязан, не навредив, создать условия существования ребенка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, условия, позволяющие проявить и раскрыть себя в отношениях с окружающими.  Необходимость обсуждения вопроса, касающегося взаимодействия социального педагога и классного руководителя обусловлено, прежде всего, тем, что их работа связана самим ее объектом – это человек, учащийся, воспитанник в социальной среде. И чем теснее контакт социального педагога и классного руководителя, тем весомее результаты их совместного труда с учащимися и их семьями. Функции, выполняемые классным руководителем, социальным педагогом, во многом сходны. Различия заключаются лишь в объеме реализации. Классный руководитель, на мой взгляд, является связующим звеном между учащимся и социальным педагогом. От него поступает первичный запрос и первичная информация о ребенке. Чаще всего классный руководитель обращается к социальному педагогу тогда, когда собственные меры воздействия на воспитанника и его семью не приносят желаемого результата. Взаимодействие классного руководителя и социального педагога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведения социально-педагогической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций. Можно выделить следующие основные направления социально-педагогической работы в образовательном учреждении:

· помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием учащегося;

· помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение школы;

· привлечение детей, родителей к организации и проведению мероприятий, акций;

 · распознавание и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка;

· индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, воспитания детей;

 · выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций; · помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми, в выявлении проблем в учебно-воспитательной работе;

 · разработка индивидуально - профилактических программ;

· пропаганда и разъяснение прав детей, семьи, педагогов

        Я как социальный педагог образовательного учреждения – в первую очередь педагог. Поэтому, для меня актуальны традиционные методы воспитания и воспитательной работы: убеждение, разъяснение, совет, опора на положительный пример, использование общественного мнения и традиций школы, педагогическое стимулирование активности личности, использование таких социально-педагогических инструментов воспитания, как труд, спорт, игра. Наиболее распространенные вопросы, с которыми обращаются классные руководители к социальным педагогам:  

  • оказание помощи в социально-педагогическом обследовании ребенка, поскольку классные руководители не всегда могут самостоятельно собрать и проанализировать всю необходимую информацию в полном объеме;  
  • своевременная поддержка детей, попавших в экстремальные ситуации (лишение родителей их прав, определение ребенка в госучреждения для дальнейшего его обучения и воспитания, сбор документов для направления детей и подростков в специальные воспитательно-профилактические учреждения и т.п.);
  •  принятие мер воспитательного воздействия к ребенку в случае пропусков заняий;
  •  взаимодействие в ходе работы с семьей ребенка;
  •  получение какой-либо специальной информации или консультации.

         Хотелось бы обратить внимание на то, что существуют общие проблемы, которые решаются совместно при взаимодействии классных руководителей и социального педагога:

  • выявление имеющихся у детей проблем и трудностей, с одной стороны, и их интересов и потребностей – с другой;  
  • своевременное разрешение конфликтных ситуаций;
  • оказание социальной помощи и поддержки учащихся;
  • способствование реализации прав и свобод учащихся, создание конкретной и безопасной обстановки в школе;
  •  обеспечение охраны жизни и здоровья, пропаганда здорового образа жизни среди учащихся;
  •   организация внеурочной занятости несовершеннолетних;
  •  поддержание партнерских отношений с семьей ребенка, совместное решение детских проблем;
  •  совместное проведение родительских собраний.

        Исходя из совместно решаемых проблем, можно назвать и общие формы работы: совместные консультации, проводимые на основании данных социально- психолого-педагогической диагностики как отдельных учащихся, так и классов в целом; проведение психолого-педагогических практикумов с детьми и их родителями, где обсуждаются вопросы нравственного развития детей, отклонения в поведении, их причины и пути преодоления, способы коррекции; совместные мероприятия для учащихся, родителей, педагогов школы; игровые способы коррекции поведения детей; совместное проведение родительских собраний; совместное посещение семей.

        Наиболее сложными вопросами и соответственно участками работы для классного руководителя является работа с трудными детьми. Ведущую роль в ней занимает деятельность социального педагога. Классный руководитель выступает в качестве помощника и союзника в решении возникающих проблем. Основной целью деятельности классного руководителя и социального педагога является создание гуманных, воспитывающих отношений в социуме для формирования общественно-активной и социально полноценной личности.

        Мы выделяем три наиболее значимых составляющих: диагностику, коррекционную и профилактическую работу, которую осуществляем по самым разным направлениям:

- изучение развития классного коллектива и личности обучающихся;

- наблюдение взаимоотношений детей и их родителей;

- организация занятости школьников во внеурочное время;

 - работа с трудными подростками;

 - организация самоуправления в классе и школе;

- профориентационная работа.

Работая с трудными детьми, соц. педагог проводит не только коррекционно - реабилитационную, но и профилактическую работу. В нашей школе работа с этими детьми происходит следующим образом: выявляются, заносятся в банк данных, после неоднократного нарушения правил поведения и Устава школы ставятся на внутри школьный учет с последующим обследованием социальным педагогом и психологом при непосредственной помощи классного руководителя. При необходимости эти дети приглашаются вместе с родителями на заседания Совета профилактики правонарушений и неуспеваемости, с ними проводятся профилактические мероприятия не только специалистами школы, но и инспектором ПДН. В этой деятельности, сотрудничество социального педагога и классного руководителя является залогом успеха. Обычно социальный педагог ведет индивидуальную работу с обучающимися, но взаимодействие с классным руководителем более эффективно, так как воздействие на ребенка и его семью оказывается с разных сторон.

        Использование компьютерных технологий в образовательном процессе, внедрение интернета в жизнь играет большую роль в стихийной социализации школьников, потому что содержит неисчерпаемые коммуникативные возможности.

Но граница между группой риска и благополучными неустойчивая. Учащиеся находятся в одном социуме, практически все проживают на одном микроучастке, в их семьях могут произойти перемены (изменится состав семьи, материальное положение, жилищные условия и т.д.), и в любой момент ребенок из благополучных перейдет в группу риска. На наш взгляд, профилактическое направление работы самое важное. Под профилактикой мы понимаем мероприятия, направленные на приобретение социального опыта. Совместная деятельность социального педагога и классного руководителя построены таким образом, что все учащиеся класса должны быть задействованы в классных и школьных мероприятиях. Так, участие в подготовке и проведении мероприятий в методическую неделю по ЗОЖ способствовало не только предупреждению у школьников склонности к вредным привычкам, но и раскрытию индивидуальных творческих способностей детей. Чем шире охвачены подростки активными формами занятости (кружками и секциями, конкурсами, всевозможными благотворительными акциями, общественной и трудовой деятельностью, экскурсионными поездками), тем выше качество воспитания.

        На современном этапе наблюдается всестороннее массовое внедрение информационных технологий во все сферы образования. Это позволяет эффективно решать вопросы обновления форм и методов образовательной и воспитательной деятельности, учитывая тенденции развития информационного общества, интересы и потребности современных детей и подростков. Остановить информационную революцию, меняющую сознание современных людей, невозможно, но есть шанс расширить функции Интернета и других мультимедиа – проектов для воспитания подрастающего поколения. В связи с этим, появились новые подходы к организации воспитательной работы с учащимися. Одним из таких подходов стало использование возможностей социальной сети во взаимодействии участников образовательного процесса. Можно выделить следующие аргументы в пользу использования социальных сетей в воспитании и применения их:

1. Это современно.

2. Воспитанники вовлечены в социальные сети больше, чем в какие-то другие веб-ресурсы.

3. Социальные сети позволяют оперативно делиться с учениками важной информацией и делать напоминания.

4. Учась в социальных сетях, ученики осваивают современные навыки, а именно, овладение средствами и способами коммуникации с другими людьми и поиск-анализ информации в эпоху информационного общества.

5. Возможность постоянного взаимодействия учителей и учеников в сети.

 6. Застенчивые воспитанники чувствуют себя более комфортно в социальных сетях и становятся более активными участниками образовательного процесса.

7. В плане коммуникации, социальные сети делают учителей более доступными для учащихся.

        Таким образом, подростковая активность в социальных сетях – в действительности это мощный инструмент, который необходимо лишь умело направить в нужное русло, что позволит учителям добиться высоких результатов в учебно-воспитательном процессе. На мой взгляд, социальные сети – это вовсе не «зло», а реальность, от которой никуда не уйти, но она дает педагогам уникальную возможность увидеть и понять, чем живут дети, заглянуть в их мир. В настоящее время в нашей школе есть классы которые имеются свои группы «ВКонтакте», а также активно ведут работу в инстаграмм. Классные руководители являются активными членами данных групп и реализуют часть воспитательных задач через социальную сеть. Современный мир невозможно представить без компьютерных технологий и процесса информатизации всех сфер жизнедеятельности человека. Компьютер и сеть Интернет занимают значительное место в жизни школьника, подростка. Информация, которую они черпают из общедоступных сетевых источников, оказывают очень большое влияние на их мысли, поступки и, соответственно, характер. Оказать воздействие на поведение подростка в силу его возрастных особенностей весьма сложно и традиционные способы оказываются малопродуктивными. Воспитательный процесс невозможен без тесного взаимодействия обучающихся, педагогов, социально-психологической службы школы, родителей. Информационная компетентность педагога владение им ИКТ в данном случае может оказать значительное влияние на качество взаимодействия с учащимися и их родителями. Информационно-коммуникативные технологии открывают перед классным руководителем новые возможности в его работе, способствуют сближению с миром подростка, помогают «общаться с ним на одном языке», то есть одним и тем же способом, с помощью компьютера. Можно выделить несколько преимуществ, которые получает педагог при использовании ИКТ в воспитательной работе: уменьшается количество затраченного времени на подготовку и воспитательного мероприятия; экономия материальных ресурсов и компактное размещение информации (нет необходимости в бумажных носителях); эффективная наглядность (при использовании презентаций, интерактивной доски или сайта в сети Интернет) дополнительная возможность изучения личности ребенка, проведения мониторинга и упрощение обработки данных (при использовании компьютерных и онлайн-тестов); возможность осуществления индивидуального подхода при развитии творческих способностей, самостоятельности и других качеств личности; возможность интенсифицировать процесс взаимодействия с родителями, и их педагогического просвещения.

        Большее значение и интерес вызывают другие возможности компьютера, а точнее Интернета. В своей работе по организации взаимодействия с учениками и родителями классный руководитель может использовать новые инструменты, которые предлагают информационно – коммуникационные технологии, которыми, по сути, являются Интернет-ресурсы: сайт школы с электронными дневниками и журналами; социальные сети; мобильные приложения для сообщений (мессенджеры). Остановимся на каждом подробнее.

1. Сайт школы.  Используя сайт школы, можно применять в работе новые формы, такие как: - Интернет-консультации – это возможность ознакомиться с информацией, касающейся образовательного процесса, задать интересующий вопрос, возможность прочитать рекомендации по воспитанию. Существует множество образовательных сайтов, на которые вы можете сослаться в работе с родителями, где можно раздобыть интересный материал, доработать его, не затратив на это большое количество времени; - электронные журналы и дневники – эта функция сайта помогает своевременно донести информацию родителям о текущей успеваемости. Ввиду того, что подрастающее поколение не всегда охотно и своевременно подает дневники для выставления оценок, данный инструмент особенно эффективен и позволяет оперативно сообщить сведения родителям; - страница класса – здесь классный руководитель имеет возможность сообщить обучающимся и родителям информацию о событиях и мероприятиях, происходящих в классе. Помимо текстовой информации здесь также можно разместить фотоотчеты, которые будут видны в ленте событий класса, тем самым можно привлечь и родителей к школьным или классным мероприятиям, заинтересовать их.

 2. Социальные сети Социальные сети «ВКонтакте», «Одноклассники», «Instagram» и другие, используются подростками очень активно. По опросам практически каждый подросток заходит на свою страницу, хотя бы один раз в день. Таким образом, социальная сеть становиться очень эффективным способом общения с учениками класса. При этом она является частью личной жизни подростка, и поэтому дает возможность лучше познакомиться с личностью каждого ребенка. Иногда в социальной сети можно увидеть существующие особенности взаимоотношений, которые в реальной жизни не проявляются или тщательно скрываются. В социальных сетях есть возможность создавать группы по интересам.

3. Мобильные приложения для сообщений (мессенджеры) В наше время, когда родители целый день заняты на работе, оперативная связь между классным руководителем и родителями учеников очень актуальна. Очень многие родители приходя домой подключают свои мобильные телефоны посредством соединения Wi-Fi к сети Интернет. Использование таких мобильных приложений как Viber или WhatsApp позволит с минимальными временными и материальными затратами через Интернет и мобильный телефон установить контакт с родителями (законными представителями) обучающихся. С помощью мессенджеров можно оперативно довести до сведения родителей дату родительского собрания или другого мероприятия, информировать родителей о пропусках учебных занятий, изменениях в расписании уроков и многое другое. Помимо того можно сообщения разделить на 2 типа: общие, для всех родителей (для этого нужно объединить телефонные номера родителей в одну группу) и индивидуальные.

        Активное использование ИКТ в организации процесса взаимодействия классного руководителя с учениками и родителями вносит свою вклад в формирование коллектива единомышленников из подрастающего поколения и взрослых, помогает в решении многих вопросов воспитания. Классному руководителю XXI века нельзя игнорировать модернизацию учебно-воспитательного процесса и нужно идти в ногу со временем. Помимо всего прочего, использование информационно- коммуникативных технологий существенно облегчает труд педагога, позволяет сделать воспитательный процесс динамичным и способствует привлечению учащихся и их родителей к активному участию в жизни школы и класса.

        Таким образом, работа классного руководителя и социального педагога в социальной сети позволяет повысить эффективность взаимодействия всех субъектов образовательного пространства, способствует позитивной социализации подростков в Интернет-пространстве, разрешает проблему их информационно- психологической безопасности, расширяет воспитательное пространство учреждения образования.

        Таким образом, говоря о взаимодействии классного руководителя и социального педагога, необходимо отметить, что эффективность условий для нормального развития личности ребенка, формирование его индивидуальности и сплочения детского коллектива будет зависеть от реализации принципа комплексности в подходе к решению проблем учащегося, его семьи и классного коллектива.  

        В обобщении вышесказанного можно выделить 5 ключевых слов, которые объединяют деятельность социального педагога и классного руководителя.

ПОЗНАТЬ: диагностирование, наблюдение, собеседование.

УВЛЕЧЬ: вовлечение в интересные виды деятельности.

НАУЧИТЬ: просвещение в области законов, здорового образа жизни; формирование нравственности, воспитание трудолюбия.

 ОБЩЕНИЕ: педагог – ученик; педагог – родитель; родитель – ученик

 ПОМОЧЬ: создание механизмов прав защиты детей; оказание помощи в самоопределении, самовоспитании, саморазвитии.

        В заключение моего выступления, мне хотелось бы отметить, что Профессиональный диалог, сотрудничество и взаимопонимание – та основа, на которой должно строиться взаимодействие классного руководителя и социального педагога. Без этого невозможно достичь полноценного успеха в воспитании детей, разрешения возникающих проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование интерактивных форм и методов в профилактической работе с несовершеннолетними

В этой работе представлена класссификация интерактивных форм и методов, примеры мероприятий проводимых в нашей школе....

Доклад «Разнообразие форм и методов работы с учащимися «группы риска», «трудными» и неблагополучными семьями как одно из эффективных направлений профилактической работы»

Изменение социально-экономических и политических условий в современном обществе разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности гос...

Методическая разработка методического совещания «Интерактивные методы профилактической работы».

Методическая разработка по теме «Интерактивные методы профилактической работы» составлена для проведения методического совещания педагогов. Разработанное занятие направлено на формирование умений и на...

Формы и методы индивидуальной и профилактической работы с детьми "группы риска"

Как установить контакт с детьми? Будьте чувствительны к миру ребенка (выслушайте его, помогите раскрыться). Предлагайте ученику ответственность, соизмеримую с его психофизическими возможностями реагир...

ФОКУС-ГРУППОВОЕ ИНТЕРВЬЮ КАК МЕТОД ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ

В работе представлены результаты фокус-группового интервью подростков 14-17 лет, оказавшихся в сложной жизненной ситуации...

Методическая разработка на тему: «Система профилактической работы с детьми «группы риска».

МБОУ Большелогская СОШ  «Система профилактической работы с детьми «группы риска». Бесспорно, дети являются самой незащищённой, уязвимой и полностью зависящей от взрослых ча...

Вебинар "Повышение уровня педагогической и родительской компетентности как метод коррекционно-профилактической работы с педагогами, родителями и законными представителями" (в рамкам областной акции "Детство без обид и унижений")

Целью настоящего вебинара является попытка помочь педагогам, родителям и законным представителям в условиях дистанционного обучения, познакомиться и более обстоятельно разобраться в теоретических вопр...