Методические рекомендации по разнообразным формам социально-педагогического консультирования (из опыта работы).
методическая разработка
Проблема социально-педагогического консультирования считается весьма актуальной для всех участников образовательного процесса.
Актуальность и необходимость предложенных методических рекомендаций заключается в том, оказание консультативной помощи всегда индивидуально и каждый раз социальный педагог ищет адекватный вариант помощи в каждом конкретном случае.
Методические рекомендации состоят из введения, рассмотрения содержания социально-педагогического консультирования, разнообразных форм консультирования и списка литературы. Представлены критерии эффективности консультационной работы и даны рекомендации социальному педагогу по консультированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met.rekom_konsult.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ№16
Безукладнов А.Ф.
Методические рекомендации
по
разнообразным формам
социально-педагогического
консультирования
(из опыта работы).
Составитель:
Шмакова Светлана Владимировна,
социальный педагог МБУДО «ДООспЦ»
города Владимира
Рецензент:
Доцент кафедры
Социальной педагогики
и психологии ф-та психологии ВлГУ
к.п.н. И.Р.Сорокина
г. Владимир
2017
Рецензия на методические рекомендации по разнообразным формам консультирования
социального педагога ДООспЦ г. Владимира
С.В.Шмаковой
Проблема социально-педагогического консультирования считается весьма актуальной для всех участников образовательного процесса.
Актуальность и необходимость предложенных методических рекомендаций заключается в том, оказание консультативной помощи всегда индивидуально и каждый раз социальный педагог ищет адекватный вариант помощи в каждом конкретном случае.
Методические рекомендации состоят из введения, рассмотрения содержания социально-педагогического консультирования, разнообразных форм консультирования и списка литературы. Представлены критерии эффективности консультационной работы и даны рекомендации социальному педагогу по консультированию.
Эти рекомендации помогут классным руководителям и социальному педагогу эффективно организовать целенаправленную работу со всеми участниками образовательного процесса школы по решению возникающих социально-педагогических проблем.
Рецензент:
к.пед.наук, доцент кафедры
Социальной педагогики и психологии
ф-та психологии ВлГУ ___________ / И.Р.Сорокина/
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение. Постановка проблемы………………………………………стр.2
2. Содержание консультирования. Методы воздействия……………. стр.3-4 ..
3. Формы консультирования. ……………………………………………стр.4-5
4. Критерии эффективности консультационной работы ………………. стр. 6
5. Рекомендации по консультированию ………………………………… стр. 7
6. Список литературы…………………………………………………….стр. 7
1. Введение
Существенным направлением деятельности социального педагога является оказание социально-педагогической консультационной помощи всем участникам образовательного процесса, имеющим проблемы, в вопросах личностного развития, позитивной социализации, жизненного самоопределения и других.
Оказание социально-педагогической консультационной помощи в работе социального педагога всегда индивидуально и нет готовых рецептов для каждого конкретного случая: каждый раз социальный педагог ищет уникальный, только в этой ситуации адекватный вариант помощи субъекту образовательного процесса (взрослому или ребенку). И в этой сложной и интересной работе социальный педагог всегда обращается к опыту профессионалов – приемам, формам и методам оказания квалифицированной помощи.
Проведение социально-педагогического консультирования требует наличия практического опыта и необходимых навыков:
- выявление проблем, нахождение нужной информации;
- разработка предложений для совершенствования работы или поведения; общение с людьми;
- планирование и изменение и т.д.
Обычно к социальному педагогу обращаются, когда необходимо беспристрастно взглянуть со стороны на свои проблемы, обосновать перед кем-либо свои решения, получить специальные знания.
2. Содержание консультирования
Консультация – совет, разъяснение кому-либо по какому-нибудь вопросу, а также форма организации занятия, проводимого в виде собеседования индивидуально (по группам) по мере необходимости.
Консультирование – любая форма оказания помощи в отношении содержания процесса или структуры задачи, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает в ее разрешении. Консультирование – оказание услуг по:
- выявлению проблемы,
- анализу проблемы,
- практические рекомендации, советы, помощь по разрешению проблемы.
Фазы и содержание процессов консультирования.
1.Подготовка:
1) первый контакт с консультируемым;
2) предварительный диагноз проблемы (чем могу помочь);
2.Выявление проблемы:
1) основные проблемы консультируемого;
3.Планирование действий:
1) выработка решений (решение проблемы);
4.Внедрение:
1) помощь в осуществлении;
5.Завершение:
1) оценка;
2) планы на будущее;
3) уход консультируемого.
Проблема, которая существует у консультируемого, может быть рассмотрена с помощью основных аспектов:
- Сущность (содержание);
- Сфера, к которой относится проблема;
- Уровень владения проблемой;
- Временная перспектива (как давно существует данная проблема).
Методы воздействия:
Существует несколько методов воздействия (влияния):
- демонстрация теоретических знаний и опыта;
- использование настойчивого убеждения;
- выработка общего взгляда;
- использование участия и доверия, поощрений и наказаний, чувства напряженности и тревоги;
- моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.
3. Формы консультирования
1.ИНДИВИДУАЛЬНОЕ:
а) с детьми;
б) с родителями;
в) с педагогами.
П. ГРУППОВОЕ:
а) с детьми;
б) с родителями;
в) с педагогами.
Сфера рассматриваемых вопросов при индивидуальном консультировании.
С детьми:
-Правовая (употребление спиртных напитков, КоАП, УК РФ и др.);
-Межличностная (конфликт);
-Профилактическая ( пропаганда ЗОЖ);
С родителями:
-Межличностная (конфликт);
-Правовая (перевод детей, дистанционное обучение, опекунство);
-Проблемы воспитания (ситуация в семье, нежелание учиться, адаптация, игромания, субкультуры).
С педагогами:
-Социальная (социальные паспорта, оформление документов на КДНиЗП);
-Межличностная (конфликт, дисциплина);
-Работа с опекаемыми;
-Правовая (щадящая аттестация, СК РФ, КоАП, УК РФ и др.).
Сфера рассматриваемых вопросов при групповом консультировании.
С детьми:
-Правовая (употребление спиртных напитков, КоАП, УК РФ и др., права детей);
-Межличностная (конфликт);
-Профилактическая (пропаганда ЗОЖ, игромания).
С родителями:
-Межличностная (конфликты, ситуация в классе);
-Правовая (родительские всеобучи, родительские собрания по КоАП, УК РФ, СК РФ, субкультуры);
-Социально - аналитическая (анализ анкет детей).
С педагогами:
-Профилактическая (межведомственные профилактические операции, профилактика правонарушений);
-Правовая (по запросу);
-Аналитическая (анализ работы, профилактических недель, анкет и т.д.);
4. Критерии эффективности консультационной работы
- Количество обращений учителей, родителей, других участников образовательного процесса (администрация, педагоги, учащиеся);
- Структура запросов;
- Изменение личностных особенностей и поведения консультируемого (для ИК учащихся).
Результативность.
Учебный год | Количество консультаций: дети, родители, педагоги | Общее количество консультаций |
2017- 2018 | Дети – 68 Родители – 61 Педагоги - 57 | 186 |
2018- 2019 | Дети – 72 Родители – 65 Педагоги - 63 | 200 |
5. Рекомендации по консультированию
- Систематически выступать на педсоветах и перед администрацией с результатами проведенных исследований, давать практические рекомендации по проведенной работе;
- Регулярно приглашать на консультации обучающихся и их родителей, других участников ОП;
- Постоянно повышать профессиональный уровень;
- Необходимо иметь «Журнал консультаций».
Рекомендации по ведению «Журнала консультаций».
В «Журнале консультаций» записывается:
- дата, тема консультации;
- Ф.И.О. обратившегося, контактный телефон;
- суть проблемы;
- примечание (могут быть результаты диагностики, принимаемые меры, контроль, продолжение наблюдения и т.д.).
6. Список литературы:
- Словарь-справочник по педагогике /авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкастого. – М., 2004.
- Титов В.А.Социальная педагогика. – М., 2010.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие по проведению учебно-тренировочных сборов (из опыта работы сборной ХМАО-Югры по спортивному туризму дистанции - лыжные)
Методическая разработка, из опыта проведения учебно-тренировочных сборов со сборной команды ХМАО-Югры по спортивному туризму дистанции - лыжные. Рекомендации для тренеров и педагогов дополнительного о...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ в 6-11 классах
Практическая часть представлена следующими видами работ: Вид учебной деятельностиЦель организации.Формируемые у учащихся навыкиОсобенности организации работы Демонстрационный опы...
Методические рекомендации "Организация развивающей среды и проведение коррекционно-развивающей работы детей и подростков с природой на прогулке"
Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарноеучреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развит...
Методические рекомендации по изучению литературоведческого понятия «Гротеск» (Из опыта работы)
При изучении в русской литературе произведений Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, В. Маяковского, М. Булгакова невозможно пройти мимо одной из разновидностей комического, сочетающей в фантастической фор...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ по теме «ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ЭЛЕКТРОННЫМИ ТАБЛИЦАМИ. РАБОТА В ПРОГРАММЕ MS EXCEL» по предмету «ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ»
Пособие содержит минимум теоретического материала, необходимого для практической работы: основные понятия и термины электронных таблиц, способы автоматизации ввода данных, ввода и копирования формул, ...
Методические рекомендации по подготовке учащихся к ГИА: из опыта работы
ЕГЭ – серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося само реализоваться в новой социокультурной ситуации, продолжить образование и овладеть профессио...
Методическая разработка «Методические рекомендации по проведению практических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Конструкторы»
Методическая разработка «Методические рекомендации по проведениюпрактических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Конструкторы»...