№ | Содержание практики | Информация общеобразовательной организации |
1 | Модель организации работы по профориентации и профессиональному самоопределению в образовательной организации |
Целью профориентационной работы в школе является поддержка обучающихся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. Основными задачами - формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии, ознакомление обучающихся со спецификой профессиональной деятельности и формами организации труда, привлечение к деятельности всех участников педагогического процесса. Основные направления - профессиональное просвещение, профессиональная диагностика, профессиональная консультация. Используемые ресурсы: - интернет-портал «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока»; - «Zасобой», «Команда будущего» |
2 | Модель ранней профилизации в образовательной организации | Ранняя профилизация осуществляется через индивидуальную и дифференцированную работу (Приложение п.2). На уровне начального общего образования в рамках внеурочной деятельности проводятся курсы: «Инфознайка», «Первые шаги в танцах», «Основы хорового пения», «Конструирование», «Творческая мастерская», способствующие развитию профессиональных интересов обучающихся. На уровне основного общего образования изучаются углубленно и расширенно следующие предметы: математика, информатика, технология, обществознание с целью ранней профилизации. |
3 | Модель организации предпрофильной подготовки в образовательной организации | Школа является сетевым ресурсным центром по профильному обучению и предпрофильной подготовке обучающихся 9-11 Основные задачи работы центра: -взаимодействие с социальными партнёрами по вопросам организации обучения по профилям в соответствии с ФГОС СОО; -организация образовательного пространства в профильных классах, создаваемых на уровне среднего общего образования; -проведение профориентационной работы, занятий по отдельным профилям путём создания современной материально-технической базы (видеотехника, компьютеры, доступ в Интернет и др.) - обучение одаренных обучающихся курсам углубленного изучения предметов с использованием Интернет-ресурсов. На базе ресурсного центра и школ-партнеров проводятся элективные курсы. Эта форма сетевого взаимодействия предоставляет большие возможности для индивидуализации образовательных услуг, для широкого выбора курсов обучающимися 9-11 классов. Эффективностью работы ресурсного центра можно считать: - повышение уровня доступности образования в соответствии с современными стандартами для обучающихся школ города; - рост уровня удовлетворенности качеством образовательных услуг всех участников образовательного процесса; - повышение информационной культуры участников образовательного процесса; - рост количества обучающихся в городе - победителей и призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, участников и призеров регионального этапа; - повышение уровня подготовки исследовательских работ для участия в научно-практических конференциях, конкурсах различного уровня; - процент поступления выпускников в Вузы составляет не менее 60% ежегодно. |
4 | Модель организации профильного обучения, реализуемая в образовательной организации | Внутришкольная модель организации профильного обучения. В школе на уровне среднего общего образования реализуются два профиля обучения. Профили обучения преследуют следующие цели: - обеспечить профильное изучение отдельных предметов программы общего образования;
- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
- расширить возможности социализации обучающихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
По запросам обучающихся и их родителей, исходя их кадрового потенциала и материально-технического обеспечения, организованы два 10-х и два 11-х класса универсального профиля (1 вариант), технологического профиля. Учебные предметы – «Математика», «Информатика», «Физика» - профильные предметы технологического профиля; учебные предметы – «Математика, «История» являются профильными предметами универсального профиля. Базовые общеобразовательные учебные предметы технологического профиля - «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «История», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности». Предметы по выбору: «Обществознание», «География», «Химия», «Биология» Базовые общеобразовательные учебные предметы универсального профиля - «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Физика», «Физическая культура», «Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Обществознание». Предметы по выбору: «География», «Химия», «Биология» Элективные курсы направлены на развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена; обеспечивают надстройку профильного учебного предмета, удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности. На уровне среднего общего образования ведутся элективные курсы: «Компьютерная графика»; «Биохимия», «Условия успешной коммуникации». «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения», «Сочинения разных жанров»; в рамках курса «Технология»: «Финансовая грамотность», «Черчение», «Технология металлов», «Профессиональное самоопределение». В рамках элективного метапредметного курса «Професссиональное самоопределение» и «Черчение»» реализуется программа «Основы безопасности движения». С целью формирования навыков самостоятельной работы, приближения обучающихся к выбранному профилю будущей профессии в рамках программ элективных курсов, введены образовательные модули исследовательского характера. В данной работе по развитию исследовательских способностей обучающихся принимают участие предметные секции научного общества обучающихся школы. |
5 | Опыт реализации практики профильного обучения |
Профильное обучение в школе организовано с 1994 года. В соответствии с ФГОС ООО – с 2017 года (предпрофильная подготовка), с 2018 года СОО (профильное обучение). |
|
6 | Форма отбора школьников в профильные классы, применяемая в школе | В соответствии с положением о профилях обучения.
|
7 | Система работы, направленная на выявление запросов обучающихся к профильному обучению | На начальном этапе работы, направленной на выявление запросов обучающихся к профильному обучению осуществляется психологическое сопровождение профильного обучения при работе со старшеклассниками, а также в работе с учениками 8-9-х классов: 1. Мониторинг и своевременное устранение возможных неравномерностей развития учащихся на протяжении всего периода обучения. 2. Выявление интересов, склонностей и способностей обучающихся, содействие в формировании представлений о мире профессий и характере труда; 3. Психологическая диагностика при отборе обучающихся в профильные классы. 4. Психологическая поддержка углубленной профориентации обучающихся на этапе перехода в профильные классы. 5. Содействие в профессиональном и личностном самоопределении старшеклассников. В 8-9 классе проводится профдиагностика в рамках курса «Моя профессиональная карьера», а также специалистами ЦЗН или самостоятельно на рекомендованных сайтах. В результате занятий составляется индивидуальная «Дорожная карта», в которой отражены: • профдиагностика; • работа со справочником и матрицей профессий; • изучение рынка труда и вакансий; • планирование пути получения профессии. На заключительном этапе работы проводится анкетирование обучающихся и родителей 9-х классов по вопросу выбора профиля обучения на уровне среднего общего образования. |
8 | Система взаимодействия с родителями по вопросам организации профильного обучения | Проведение тематических бесед и родительских собраний, круглых столов и лекториев, профконсультирование детей в присутствии родителей. Информирование родителей ведется через сайты, рекомендованные проектом по ранней профориентации: «Zасобой», «Команда будущего», сайт Резапкиной Г. В. Ссылки на эти сайты родители получают в классные группы WhatsApp. |
9 | Система работы, направленная на выявление потребностей региона в подготовке специалистов разного профиля и учёт этих потребностей при проведении профориентационной работы | Работа со специалистами ГКУ АО ЦЗН г. Шимановска (центр занятости населения) по теме «Рынок труда Амурской области»; работа на интернет-портале «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока»; сотрудничество с учебными заведениями Амурской области (ДальГАУ, АмГУ, АГМА, и др.), г. Хабаровска (ТОГУ), г. Владивостока (ВФ РТА) по вопросам профориентации, в том числе с выпускниками прошлых лет, обучающимися в организациях СПО, ВПО. |
10 | Опыт организации и функционирования научных школьных обществ | Первые профильные классы: физико-математический, гуманитарный – функционировали в тесном сотрудничестве с АмГУ. С появлением профильных классов возникла необходимость создания научного общества обучающихся, которое начало функционировать 1994 года. Школьники вели исследовательскую работу по физике, истории, общественным наукам, презентовали свои доклады на школьной научно-практической конференции, затем на областной НПК «Человек, природа, общество» в АмГУ. В настоящее время в школьном научном обществе занимаются обучающиеся 1-11 классов. Они работают над исследовательскими проектами, |
11 | Нормативно-правовая база реализации практики профильного обучения | Положения: о профилях обучения, о классах (группах) углубленного изучения отдельных предметов, о портфолио обучающихся, о профориентационной работе. |
13 | Организации, с которыми взаимодействует школа с целью реализации профильного обучения | ГКУ АО ЦЗН г. Шимановска; Амурский технический колледж, филиал в г. Шимановске; Тихоокеанский государственный университет, Лесхоз «Шимановский». АмГУ, ДальГАУ, БГПУ, Служба в г. Шимановске, МО МВД России «Шимановский». |
14 | Способы организации обучения в профильных классах | Уроки и внеурочные занятия по профильным предметам проводятся согласно расписанию. Уроки – в первой половине дня, внеурочные занятия – во второй. |
15 | Формы дополнительных занятий в урочное и внеурочное время, предлагаемые вашей школой учащимся профильных классов | Дополнительные профориентационные уроки проходят в виде экскурсий на предприятия города, в каникулярное время выпускники выезжают в учебные заведения области и Дальнего Востока. |
16 | Организация производственных практик, профессиональных проб, социальных практик | Профессиональные пробы на базе школы: «День самоуправления» , образовательное событие «Финансовая грамотность – дети и деньги» Социальные практики: волонтерское движение в рамках РДШ (См. Инстаграм schule4schimanovsk) |
17 | Формы оценивания предметных, метапредметных и личностных результатов обучения в профильном классе | В основной образовательной программе среднего общего образования см. п.1.3 портфолио обучающихся |
18 | Система контроля и оценки образовательных достижений обучающихся в системе профильного обучения | П. 1.3 основной образовательной программы среднего общего образования. |
19 | Система мониторинга результативности профильного обучения в общеобразовательной организации | Профильная подготовка и предпрофильное обучение начинается в школе с 8-го класса. В 7, 9 классах проводится работа по диагностике уровня мотивации к обучению обучающихся данных классов, по изучению запросов на выбор профиля обучения в следующем учебном году и организацию классов углубленного изучения отдельных предметов. После изучения запросов обучающихся и их родителей, анализа кадровых ресурсов и материально-технической базы школы организовывается работа профилей обучения: классы углубленного изучения отдельных предметов (математики, информатики); 10, 11классы по выбранным профилям обучения (в соответствии с учебным планом среднего общего образования по ФГОС - технологический, универсальный 1 вариант). 9 класс со специализацией «Лесное хозяйство» по договору с Амурским техническим колледжем. В учебный план 10-11 классов введены элективные курсы, соответствующие профилям обучения, которые дают возможность обучающимся реализовать свой интерес к предмету, научно-исследовательской деятельности. Это такие области как физика, технология, история, русский язык, информатика, биология, химия. Курсы рассчитаны на 34-35, 70 часов. Посещение их обучающимися составляет 100%. В школе работают четыре сетевых элективных курса: для 10-11-х классов. Для полноценной работы по профильному обучению в школе имеются 2 компьютерных класса, один из них мобильный, оснащенные всем необходимым оборудованием (оргтехника, интерактивные доски, рабочие места учителя, Интернет); во всех кабинетах основной и средней школы имеется Интернет, мультимедийное оборудование; утвержденные МС и рекомендованные Амурским областным ИРО программы элективных курсов; квалифицированные педагогические кадры. Профильная и предпрофильная подготовка предполагает научно-исследовательскую, проектную деятельность обучающихся. В рамках реализации ФГОС на уровне основного общего образования утверждаются темы индивидуальных учебных проектов обучающихся 9-х классов по предметам: информатика, математика, русский язык, литература, химия, физика, обществознание, биология, история, немецкий язык, английский язык, ОБЖ. Все обучающиеся 9-х классов выбирают темы, научного руководителя и в течение учебного года ведется работа по созданию проектов. Защита проектов проходит в марте на школьной и муниципальной научно-практических конференциях и в «День науки» в присутствии школьной предметной комиссии по оценке индивидуальных учебных проектов на основании положения об индивидуальном учебном проекте. |
20 | Система психолого-педагогического сопровождения профильного обучения | Цель: координация работы администрации школы, учителей, обучающихся и родителей для предотвращения и решения проблем, связанных с выбором образовательного и профессионального маршрута, самоопределением и саморазвитием. Задачи: 1. Создать профили обучения исходя из социального заказа обучающихся. 2. Содействовать сознательному выбору дальнейшего пути обучения с опорой на свои возможности. 3. Помогать обучающимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации. 4. Повышать мотивацию обучения путем введения элективных курсов и активных методов обучения. 5. Обеспечить психологическое сопровождение элективных курсов, анализ уроков с позиций здоровьесбережения. 6. Развивать психолого-педагогическую компетентность обучающихся, родителей, педагогов, администрации школы. Направления работы с обучающимися: 1) Обучающиеся 9-11 классов: формирование активной социальной позиции, направленной на развитие личности посредством элективного курса «Твоя профессиональная карьера»; изучение профессиональных и личностных особенностей обучающихся 9 классов, их профессиональных интересов и склонностей путем психологической диагностики. 2) Педагогический коллектив. Ведущими задачами педагогов являются: создание благоприятных условий для творческого развития и саморазвития личности школьника; учет возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся; помощь в осознании основных социальных ценностей, в формировании ответственности и возможности самостоятельного выбора; помощь в осознании ценности здоровья; внедрение развивающих, здоровьесберегающих технологий обучения. В обязанности классных руководителей входят: проведение профориентационных классных часов, индивидуальных бесед с обучающимися и родителями. 3) Административно-правовая работа. Информационная работа: оформление информационных стендов для родителей, детей; проведение индивидуальных бесед с обучающимися 9 классов и их родителями по вопросу формирования профилей на будущий учебный год, консультирование родителей старшеклассников по вопросам профессионального определения, рынка профессий, вариантов сдачи государственных экзаменов для поступления на выбранную специальность. 4) Деятельность педагога-психолога. Цель работы психологической и социальной службы школы – формировать позитивное отношение к обучению, рекомендовать меры по созданию комфортных условий на занятиях, стимуляция саморазвития. Задачи: 1) Отслеживать результаты психологического развития обучающихся на различных этапах обучения. 2) Создавать условия для оказания психологической помощи обучающимся в решении проблем развития. 3) Осуществлять психологический анализ образовательных программ и технологий с точки зрения их соответствия индивидуальным и возрастным особенностям обучающихся школы. 4) Консультировать и информировать обучающихся, родителей, педагогов. В рамках системы педагог-психолог осуществляет следующие виды деятельности: 1. Психолого-педагогическая диагностика: учебной мотивации, психофизиологических особенностей – тип нервной системы, доминирующее полушарие, канал восприятия, диагностика утомления, а как следствие профпригодность к тем или иным специальностям. Проводится по запросу со стороны взрослых (педагог, родитель) или самого ребенка и в плановом порядке. По итогам диагностики психолог готовит рекомендации для обучающихся, педагогов и родителей, организует консультативные или коррекционно-развивающие встречи с ребенком, совместно с автором запроса планирует работу, направленную на решение проблем ребенка. 2. Коррекционно-развивающая и консультативная работа. Проводится по запросу и по итогам психологической диагностики. Работа развивающего характера, ориентированная на благополучно развивающихся детей, организуется в виде факультативов или классных часов по запросу самих детей или классных руководителей. Основными формами деятельности психологической службы в рамках сопровождения профориентационной работы школы являются: 1) психологическая диагностика с целью: - использования ее результатов для выявления недостатков, пробелов в развитии тех или иных качеств, способностей, которые важны для будущей профессиональной деятельности; - учета ее результатов при принятии решения о характере коррекционно-развивающей работы с целью подготовки к будущей профессии; - учета результатов диагностического обследования для определения ограничений в выборе сфер профессиональной деятельности, предъяв¬ляющей жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида; - использования результатов для стимулирования потребностей обучающе-гося к самопознанию и самосовершенствованию в ходе подготовки к своему профессиональному труду в будущем. В основе диагностического комплекта: - комплексная методика Л.А. Ясюковой «Профессиональное самоопределение старшеклассников», - школьный тест умственного развития помогает определить выраженность способностей к трем циклам дисциплин: гуманитарных, естест¬веннонаучных, физико-математических; -опрос¬ник ДДО Е А Климова - помогает выявить сферу познавательных и профессио¬нальных интересов учеников, - опросник Дж. Хэлланда помогает исследовать взаимосвязи типа лично¬сти и сферы профессиональной деятельности; - личностный опросник Айзенка. 2) Развивающая профконсультация для обучающихся, построенная на принципе сотрудничества, цель которой — активизировать обучающегося, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с помощью психолога знаний о себе, своих способностях и перспективах их развития. |
21 | Программно-методическое обеспечение реализации практики профильного обучения в образовательной организации | УМК учебных предметов, аннотации к рабочим программам предметов
|
22 | Организационно-педагогические условия реализации профильного обучения | Педагоги школы, работающие на уровне СОО, дистанционно прошли курсовую подготовку по теме «Организация образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС СОО» «Современные методики преподавания в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС. Английский язык», «Современные методики преподавания в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС. История и обществознание», «Современные методики преподавания в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС. Математика и астрономия», «Современные методики преподавания в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС. Технология», «Совершенствование профессиональной компетентности учителя географии в условиях реализации ФГОС ООО», «Современные методики преподавания в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС. Русский язык и литература», «Физическая культура в организациях начального общего, основного общего и среднего общего образования в условиях реализации ФГОС». Методические мероприятия школы: образовательное событие «День науки» День открытых дверей «Особенности подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации в условиях ФГОС» Представление опыта работы школы по вопросу «Эффективное государственно-общественное управление как средство достижения современного качественного образования» на областном педагогическом видеомарафоне. Обобщение опыта работы педагогов школы по темам: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения». «Использование интернет – ресурсов в школьном обучении». «Проектная деятельность как средство формирования общеучебных компетентностей школьника» «Системно - деятельностный подход в обучении иностранным языкам» «Требования к современному уроку. Самоанализ и анализ урока» Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков обучающихся. Организация контроля с помощью тестов. «Цифровые образовательные ресурсы на уроках». «Развитие творческих способностей, учащихся и вовлечение их в проектную деятельность». «Здоровьесберегающие технологии на уроках математики» Обобщение опыта по теме «Сравнительный анализ сдачи ЕГЭ». «Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитатель-но-образовательного процесса в условиях ФГОС» «Оценка и контроль знаний обучающихся без тетрадей и учебников» Межмуниципальный практико-ориентированный семинар «Практическое применение навыков, полученных на уроках при подготовке к ОГЭ по математике. Блок Алгебра» «Организация и проведение предметной недели» Межмуниципальный практико-ориентированный семинар «Практическое применение навыков, полученных на уроках при подготовке к ОГЭ по математике. Блок Реальная математика» «Дорожная карта в самоопределении школьника». обобщение опыта педагогов по теме «Особенности эффективного урока в условиях ФГОС» (См. Инстаграм schule4schimanovsk). Образовательное событие "Финансовая грамотность - дети и деньги" с участием гостей из ЗАТО Циолковский. |
23 | Материально-технические ресурсы, соответствующие современным достижениям науки и техники, в том числе ресурсы научных организаций, производственных предприятий, центров технологической поддержки, учреждений культуры, вузов, колледжей для организации стажировок и применения полученных знаний на практике | Материально-техническое оснащение школы. Материально-техническое обеспечение АТК, используемое для организации профессиональных проб для обучающихся 9-х классов (согласно договору) Оборудование ГКУ АО ЦЗН для тестирования обучающихся 9-11 классов по методике экспресс-профориентации, разработанной И. Л. Соломиным. Методика предназначена для диагностики профессиональных склонностей и представлений о профессиональных способностях молодежи и взрослых людей. Кроме того, она используется для информирования о профессиях. Методика реализована в виде компьютерной программы, имеет два варианта — для индивидуальной и для групповой работы. Материал методики включает анкету «Ориентация» и карту профессий. Анкета «Ориентация» позволяет определить профессиональные интересы и склонности. Карта профессий информирует о различных видах профессий, о требованиях, предъявляемых к человеку, о спросе на профессии. |
24 | Использование информационной образовательной среды в практике профильного обучения | Информация для социума размещается на сайте школы, в Инстаграм, на сайте администрации, в СМИ (телевидение, газета районная, школьная газета «Четвертая планета» ) |