Практика профильного обучения на уровне среднего общего образования «Твой выбор» (из опыта работы).
статья (10, 11 класс)

Бондарчук Ирина Витальевна

Особые требования к организации образовательного процесса в старшей школе выдвигает ФГОС среднего общего образования. Согласно ФГОС среднего общего образования общеобразовательная организация обеспечивает реализацию одного или нескольких профилей обучения: естественно-научного, гуманитарного, социально-экономического, технологического, универсального.

На сегодняшний день в перечне вопросов, которые, несомненно, должны быть затронуты реформой общего образования, можно назвать профильное обучение в старших классах общеобразовательной школы. Данная система является многокомпонентной, поскольку организация профильных учебных процессов основывается на объединении усилий общеобразовательных организаций и высших учебных заведений.

Профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл luchshie_praktiki_profobucheniya.docx175.99 КБ

Предварительный просмотр:

 Практика профильного обучения на уровне среднего общего образования «Твой выбор»

(из опыта работы)

Содержание практики

Информация общеобразовательной организации

1

Модель организации работы  по профориентации и профессиональному самоопределению в образовательной организации

Целью профориентационной работы в школе является поддержка обучающихся  в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. Основными задачами - формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии, ознакомление обучающихся со спецификой  профессиональной деятельности и формами организации труда, привлечение к деятельности всех участников педагогического процесса.
Основные направления - профессиональное просвещение, профессиональная диагностика, профессиональная консультация.

Используемые ресурсы:

- интернет-портал «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока»;

- «Zасобой», «Команда будущего»

2

Модель ранней профилизации в образовательной организации

Ранняя профилизация  осуществляется через индивидуальную и дифференцированную работу (Приложение п.2).

На уровне начального общего образования в рамках внеурочной деятельности проводятся курсы: «Инфознайка», «Первые шаги в танцах», «Основы хорового пения», «Конструирование», «Творческая мастерская», способствующие развитию профессиональных интересов обучающихся. На уровне основного общего образования изучаются углубленно и расширенно следующие предметы: математика, информатика, технология, обществознание с целью ранней профилизации.

3

Модель организации предпрофильной подготовки в образовательной организации

Школа является сетевым ресурсным центром по профильному обучению и предпрофильной подготовке обучающихся 9-11

Основные задачи работы центра:

-взаимодействие с социальными партнёрами по вопросам организации обучения по профилям в соответствии с ФГОС СОО;

-организация образовательного пространства в профильных классах, создаваемых на уровне среднего общего образования;

-проведение профориентационной работы, занятий по отдельным профилям путём создания современной материально-технической базы (видеотехника, компьютеры, доступ в Интернет и др.)

- обучение одаренных обучающихся  курсам углубленного изучения предметов с использованием Интернет-ресурсов.

  На базе ресурсного центра и школ-партнеров проводятся  элективные курсы.  Эта форма сетевого взаимодействия предоставляет большие возможности для индивидуализации образовательных услуг, для широкого выбора курсов  обучающимися  9-11 классов.

Эффективностью работы  ресурсного центра можно считать:

          - повышение  уровня доступности образования в соответствии с современными стандартами для обучающихся школ города;

 - рост уровня удовлетворенности качеством образовательных услуг всех участников образовательного процесса;

 - повышение   информационной культуры участников образовательного процесса;

        - рост количества обучающихся в городе -  победителей и призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, участников и призеров регионального этапа;

 - повышение  уровня подготовки исследовательских работ для участия в научно-практических конференциях, конкурсах различного уровня;

- процент поступления выпускников в Вузы  составляет не менее 60% ежегодно.

4

Модель организации профильного обучения, реализуемая в образовательной организации

Внутришкольная модель организации профильного обучения.

В школе на уровне среднего общего образования реализуются два профиля обучения.

Профили обучения преследуют следующие цели:

  • обеспечить профильное изучение отдельных предметов программы общего образования;
  • создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями  построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
  • способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
  • расширить возможности социализации обучающихся, обеспечить преемственность между общим  и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

По запросам обучающихся и их родителей, исходя их кадрового потенциала и материально-технического обеспечения, организованы два  10-х и два 11-х класса универсального профиля (1 вариант), технологического профиля.

Учебные предметы – «Математика»,  «Информатика», «Физика» - профильные предметы технологического профиля; учебные предметы – «Математика, «История» являются профильными предметами универсального профиля.

Базовые  общеобразовательные учебные предметы технологического  профиля - «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «История», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности».   Предметы по выбору: «Обществознание», «География», «Химия», «Биология»

Базовые  общеобразовательные учебные предметы универсального   профиля - «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Физика», «Физическая культура», «Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Обществознание». Предметы по выбору:  «География», «Химия», «Биология»

          Элективные курсы направлены на развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена; обеспечивают надстройку профильного учебного предмета, удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

На уровне среднего общего образования ведутся элективные курсы: «Компьютерная графика»; «Биохимия», «Условия успешной коммуникации». «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения», «Сочинения разных жанров»; в рамках курса «Технология»: «Финансовая грамотность», «Черчение», «Технология металлов», «Профессиональное самоопределение».

В рамках элективного метапредметного курса «Професссиональное самоопределение» и «Черчение»» реализуется программа «Основы безопасности движения».

          С целью формирования навыков самостоятельной работы, приближения обучающихся к выбранному профилю будущей профессии в рамках программ элективных курсов, введены образовательные модули исследовательского характера. В данной работе по развитию исследовательских способностей обучающихся принимают участие предметные секции научного общества обучающихся школы.

5

Опыт реализации практики профильного обучения

  Профильное обучение в школе организовано с 1994 года.

В соответствии с ФГОС ООО – с 2017 года (предпрофильная подготовка), с 2018 года СОО (профильное обучение).

6

Форма отбора школьников в профильные классы, применяемая в школе

 В соответствии с положением о профилях обучения.

7

Система работы, направленная на выявление запросов обучающихся к профильному обучению

На начальном этапе работы, направленной на выявление запросов обучающихся к профильному обучению осуществляется психологическое сопровождение профильного обучения при работе со старшеклассниками, а также в работе с учениками 8-9-х классов:

1.    Мониторинг и своевременное устранение возможных неравномерностей развития учащихся на протяжении всего периода обучения.

2.    Выявление интересов, склонностей и способностей обучающихся, содействие в формировании представлений о мире профессий и характере труда;

3.    Психологическая диагностика при отборе обучающихся в профильные классы.

4.    Психологическая поддержка углубленной профориентации обучающихся  на этапе перехода  в профильные классы.

5.    Содействие в профессиональном и личностном самоопределении старшеклассников.

В 8-9 классе проводится профдиагностика в рамках курса «Моя профессиональная карьера», а также специалистами  ЦЗН или самостоятельно на рекомендованных сайтах.

В результате занятий  составляется индивидуальная  «Дорожная карта», в которой  отражены:

•        профдиагностика;

•        работа со справочником и матрицей профессий;

•        изучение рынка труда и вакансий;

•        планирование  пути получения профессии.

На заключительном этапе работы проводится анкетирование обучающихся и родителей 9-х классов по вопросу выбора профиля обучения на уровне среднего общего образования.

8

Система взаимодействия с родителями по вопросам организации профильного обучения

Проведение тематических бесед и родительских собраний, круглых столов и лекториев, профконсультирование детей в присутствии родителей.

Информирование родителей ведется через сайты, рекомендованные проектом по ранней профориентации: «Zасобой», «Команда будущего», сайт Резапкиной Г. В. Ссылки на эти сайты родители получают в классные группы WhatsApp.

9

Система работы, направленная на выявление потребностей региона в подготовке специалистов разного профиля и учёт этих потребностей при проведении профориентационной работы

Работа со специалистами ГКУ АО ЦЗН г. Шимановска (центр занятости населения) по теме «Рынок труда Амурской области»;

работа на интернет-портале «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока»;

сотрудничество с учебными заведениями Амурской области (ДальГАУ, АмГУ, АГМА, и др.), г. Хабаровска (ТОГУ), г. Владивостока (ВФ РТА)  по вопросам профориентации, в том числе с выпускниками прошлых лет, обучающимися в организациях СПО, ВПО.

10

Опыт организации и функционирования научных школьных обществ

Первые профильные классы: физико-математический, гуманитарный – функционировали в тесном  сотрудничестве с АмГУ. С появлением профильных классов возникла необходимость создания научного общества обучающихся, которое начало функционировать 1994 года. Школьники вели исследовательскую работу по физике, истории, общественным наукам, презентовали свои доклады на школьной научно-практической конференции, затем на областной НПК «Человек, природа, общество» в АмГУ. В настоящее время в школьном научном обществе занимаются обучающиеся 1-11 классов. Они работают над исследовательскими проектами,

11

Нормативно-правовая база реализации практики профильного обучения

Положения: о профилях обучения, о классах (группах) углубленного изучения отдельных предметов, о портфолио обучающихся, о профориентационной работе.

13

Организации, с которыми взаимодействует школа с целью реализации профильного обучения

ГКУ АО ЦЗН г. Шимановска; Амурский технический колледж, филиал в г. Шимановске; Тихоокеанский государственный университет, Лесхоз «Шимановский». АмГУ, ДальГАУ, БГПУ, Служба в г. Шимановске, МО МВД России «Шимановский».

14

Способы организации обучения в профильных классах

Уроки и внеурочные занятия по профильным предметам проводятся согласно расписанию. Уроки – в первой половине дня, внеурочные занятия – во второй.  

15

Формы дополнительных занятий в урочное и внеурочное время, предлагаемые вашей школой учащимся профильных классов

Дополнительные профориентационные уроки проходят в виде  экскурсий на предприятия города, в каникулярное время выпускники  выезжают в учебные заведения области и Дальнего Востока.

16

Организация производственных практик, профессиональных проб, социальных практик

Профессиональные пробы на базе школы: «День самоуправления»

, образовательное событие «Финансовая грамотность – дети и деньги»

Социальные практики: волонтерское движение в рамках РДШ  

(См. Инстаграм  schule4schimanovsk)

17

Формы оценивания предметных, метапредметных и личностных результатов обучения в профильном классе

В основной образовательной программе среднего общего образования см. п.1.3

портфолио обучающихся

18

Система контроля и оценки образовательных достижений обучающихся в системе профильного обучения

П. 1.3 основной образовательной программы среднего общего образования.

19

Система мониторинга результативности профильного обучения в общеобразовательной организации

Профильная подготовка и предпрофильное обучение начинается в школе с 8-го класса. В 7, 9 классах  проводится  работа по диагностике уровня мотивации к обучению обучающихся данных классов, по изучению запросов на выбор профиля обучения в следующем учебном году и организацию классов углубленного изучения отдельных предметов. После изучения запросов обучающихся и их родителей, анализа кадровых ресурсов и материально-технической базы школы организовывается работа профилей обучения: классы углубленного изучения отдельных предметов (математики, информатики); 10, 11классы по выбранным профилям обучения (в соответствии с учебным планом среднего общего образования по ФГОС - технологический, универсальный 1 вариант). 9 класс со специализацией «Лесное хозяйство» по договору с Амурским техническим колледжем.

В учебный план 10-11 классов введены элективные курсы, соответствующие профилям обучения, которые  дают возможность обучающимся реализовать свой интерес к предмету, научно-исследовательской  деятельности. Это такие области как  физика, технология, история, русский язык, информатика, биология, химия.

        Курсы рассчитаны на 34-35, 70 часов. Посещение их обучающимися составляет 100%.  В школе работают четыре  сетевых элективных курса: для 10-11-х классов.

Для полноценной работы по профильному обучению  в школе имеются 2 компьютерных класса, один из них мобильный, оснащенные всем необходимым оборудованием (оргтехника, интерактивные доски, рабочие места учителя, Интернет); во всех кабинетах основной и средней школы имеется Интернет, мультимедийное оборудование; утвержденные МС и рекомендованные Амурским областным ИРО программы элективных курсов; квалифицированные педагогические кадры.

        Профильная и предпрофильная подготовка предполагает научно-исследовательскую, проектную деятельность обучающихся.

В рамках реализации ФГОС на уровне основного общего образования утверждаются темы индивидуальных учебных проектов обучающихся 9-х классов по предметам: информатика, математика, русский язык, литература, химия, физика, обществознание, биология, история, немецкий язык, английский язык, ОБЖ. Все обучающиеся 9-х классов выбирают темы, научного руководителя и в течение учебного года ведется работа по созданию проектов. Защита проектов проходит в марте на школьной и муниципальной научно-практических конференциях и в «День науки» в присутствии  школьной предметной комиссии по оценке индивидуальных учебных проектов на основании положения об индивидуальном учебном проекте.

20

Система психолого-педагогического сопровождения профильного обучения

Цель: координация работы администрации школы, учителей, обучающихся и родителей для предотвращения и решения проблем, связанных с выбором образовательного и профессионального маршрута, самоопределением и саморазвитием.

Задачи:

1.        Создать профили обучения исходя из социального заказа обучающихся.

2.        Содействовать сознательному выбору дальнейшего пути обучения с опорой на свои возможности.

3.        Помогать обучающимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации.

4.        Повышать мотивацию обучения путем введения элективных курсов и активных методов обучения.

5.        Обеспечить психологическое сопровождение элективных курсов, анализ уроков с позиций здоровьесбережения.

6.        Развивать психолого-педагогическую компетентность обучающихся, родителей, педагогов, администрации школы.

Направления работы с обучающимися:

        1) Обучающиеся 9-11 классов: формирование активной социальной позиции, направленной на развитие личности посредством элективного курса  «Твоя профессиональная карьера»; изучение профессиональных и личностных особенностей обучающихся 9 классов, их профессиональных интересов и склонностей путем психологической диагностики.  

        2) Педагогический коллектив.

Ведущими задачами педагогов являются: создание благоприятных условий для творческого развития и саморазвития личности школьника; учет возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся; помощь в осознании основных социальных ценностей, в формировании ответственности и возможности самостоятельного выбора; помощь в осознании ценности здоровья; внедрение развивающих, здоровьесберегающих технологий обучения.

        В обязанности классных руководителей входят: проведение профориентационных классных часов, индивидуальных бесед с обучающимися и родителями.

        3) Административно-правовая работа.

Информационная работа: оформление информационных стендов для родителей, детей; проведение индивидуальных бесед с обучающимися 9 классов и их родителями по вопросу формирования профилей на будущий учебный год, консультирование родителей старшеклассников по вопросам профессионального определения, рынка профессий, вариантов сдачи государственных экзаменов для поступления на выбранную специальность.

        4) Деятельность педагога-психолога.

Цель работы психологической и социальной службы школы – формировать позитивное отношение к обучению, рекомендовать меры по созданию комфортных условий на занятиях, стимуляция саморазвития.

        Задачи: 1) Отслеживать результаты психологического развития обучающихся на различных этапах обучения. 2) Создавать условия для оказания психологической помощи обучающимся в решении проблем развития. 3) Осуществлять психологический анализ образовательных программ и технологий с точки зрения их соответствия индивидуальным и возрастным особенностям обучающихся школы. 4) Консультировать  и информировать обучающихся, родителей, педагогов.

        В рамках системы педагог-психолог осуществляет следующие виды деятельности:

1.        Психолого-педагогическая диагностика: учебной мотивации, психофизиологических особенностей – тип нервной системы, доминирующее полушарие, канал восприятия, диагностика утомления, а как следствие профпригодность к тем или иным специальностям. Проводится по запросу со стороны взрослых (педагог, родитель) или самого ребенка и в плановом порядке. По итогам диагностики психолог готовит рекомендации для обучающихся, педагогов и родителей, организует консультативные или коррекционно-развивающие встречи с ребенком, совместно с автором запроса планирует работу, направленную на решение проблем ребенка.

2.        Коррекционно-развивающая и консультативная работа. Проводится по запросу и по итогам психологической диагностики. Работа развивающего характера, ориентированная на благополучно развивающихся детей, организуется в виде факультативов или классных часов по запросу самих детей или классных руководителей.

        Основными формами деятельности психологической службы в рамках сопровождения профориентационной работы школы являются:

1) психологическая диагностика с целью:

- использования ее результатов для выявления недостатков, пробелов в развитии тех или иных качеств, способностей, которые важны для будущей профессиональной деятельности;

- учета ее результатов при принятии решения о характере коррекционно-развивающей работы с целью подготовки к будущей профессии;

- учета результатов диагностического обследования для определения ограничений в выборе сфер профессиональной деятельности, предъяв¬ляющей жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида;

- использования результатов для стимулирования потребностей обучающе-гося к самопознанию и самосовершенствованию в ходе подготовки к своему профессиональному труду в будущем.

        В основе диагностического комплекта:

- комплексная методика Л.А. Ясюковой «Профессиональное самоопределение старшеклассников»,

- школьный тест умственного развития помогает определить выраженность способностей к трем циклам дисциплин: гуманитарных, естест¬веннонаучных, физико-математических;

-опрос¬ник ДДО Е А Климова - помогает выявить сферу познавательных и профессио¬нальных интересов учеников,

- опросник Дж. Хэлланда помогает исследовать взаимосвязи типа лично¬сти и сферы профессиональной деятельности;

- личностный опросник Айзенка.

        2) Развивающая профконсультация для обучающихся, построенная на принципе сотрудничества, цель которой — активизировать обучающегося, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с помощью психолога знаний о себе, своих способностях и перспективах их развития.

21

Программно-методическое обеспечение реализации практики профильного обучения в образовательной организации

 УМК учебных предметов,

аннотации к рабочим программам предметов

22

Организационно-педагогические условия реализации профильного обучения

 Педагоги школы, работающие  на уровне СОО, дистанционно прошли курсовую подготовку по теме «Организация образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС СОО»

«Современные методики преподавания в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС. Английский язык»,

«Современные методики преподавания в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС. История и обществознание»,

«Современные методики преподавания в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС. Математика и астрономия»,

«Современные методики преподавания в образовательных организациях в условиях реализации  ФГОС. Технология»,

  «Совершенствование профессиональной компетентности учителя географии в условиях реализации ФГОС ООО»,

«Современные методики преподавания в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС. Русский язык и литература»,

 «Физическая культура в организациях начального общего, основного общего и среднего общего образования в условиях реализации ФГОС».

Методические мероприятия школы:

образовательное событие «День науки»

День открытых дверей «Особенности подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации в условиях ФГОС»

Представление опыта работы школы по вопросу «Эффективное государственно-общественное управление как средство достижения современного качественного образования» на областном  педагогическом видеомарафоне.

 Обобщение опыта работы педагогов школы по темам:

 «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения».

 «Использование интернет – ресурсов в школьном обучении».

«Проектная деятельность как средство формирования общеучебных компетентностей школьника»

«Системно - деятельностный подход в обучении иностранным языкам»

«Требования к современному уроку. Самоанализ и анализ урока»

Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков обучающихся. Организация контроля с помощью тестов.

 «Цифровые образовательные ресурсы на уроках».

«Развитие творческих способностей, учащихся и вовлечение их в проектную деятельность».

«Здоровьесберегающие технологии на уроках математики»

Обобщение опыта по теме «Сравнительный анализ сдачи ЕГЭ».

«Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитатель-но-образовательного процесса в условиях ФГОС»

«Оценка и контроль знаний обучающихся без тетрадей и учебников»

Межмуниципальный практико-ориентированный семинар «Практическое применение навыков, полученных на уроках при подготовке к ОГЭ по математике. Блок Алгебра»

«Организация и проведение предметной недели»

Межмуниципальный практико-ориентированный семинар «Практическое применение навыков, полученных на уроках при подготовке к ОГЭ по математике. Блок Реальная математика»

«Дорожная карта в самоопределении школьника».

обобщение опыта педагогов по теме «Особенности эффективного урока в условиях ФГОС»  (См. Инстаграм  schule4schimanovsk).

Образовательное событие "Финансовая грамотность - дети и деньги" с участием гостей из ЗАТО Циолковский.

23

Материально-технические ресурсы, соответствующие современным достижениям науки и техники, в том  числе ресурсы научных организаций, производственных предприятий, центров технологической поддержки, учреждений культуры, вузов, колледжей для организации стажировок и применения полученных знаний на практике

Материально-техническое оснащение школы.

  Материально-техническое обеспечение АТК, используемое для организации профессиональных проб для обучающихся 9-х классов (согласно договору)

Оборудование  ГКУ АО ЦЗН для тестирования обучающихся 9-11 классов по методике экспресс-профориентации, разработанной И. Л. Соломиным. Методика предназначена для диагностики профессиональных склонностей и представлений о профессиональных способностях молодежи и взрослых людей. Кроме того, она используется для информирования о профессиях. Методика реализована в виде компьютерной программы, имеет два варианта — для индивидуальной и для групповой работы.

Материал методики включает анкету «Ориентация» и карту профессий. Анкета «Ориентация» позволяет определить профессиональные интересы и склонности. Карта профессий информирует о различных видах профессий, о требованиях, предъявляемых к человеку, о спросе на профессии.

24

Использование информационной образовательной среды в практике профильного обучения

Информация для социума размещается на сайте школы, в Инстаграм, на сайте администрации, в СМИ (телевидение, газета районная, школьная газета «Четвертая планета» )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональное самоопределение обучающихся через организацию профессиональных проб на этапе основного общего образования и профильного обучения на этапе среднего общего образования

Профессиональное самоопределение обучающихся через организацию профессиональных проб на этапе основного общего образования и профильного обучения на этапе среднего общего образования...

Медийное сопровождение к первому аудиторному занятию по теме "ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ" на уровне среднего общего образования

Презентация иллюстрирует такие аспекты как понятие проекта и их виды, наиболее яркие пректы в человеческой истории. Направлена на повышение уровня мотивации при изучении теории и практики проектной де...

Метод проектов как один из способов организации самостоятельной работы школьников на уровне среднего общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт на уровне среднего общего образования (ФГОС СОО) содержит концепцию создания среды обучения, направленную на «личностное развитие учащихся, п...

Программа воспитания обучающихся на уровне среднего общего образования

Программа строится на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе норм и правил поведения в интересах семьи, человека, общества и государства....

Рабочая программа по предмету «Астрономия» уровня среднего общего образования для обучающихся 10 класса

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;Федеральный государственный образовательн...

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" уровня среднего общего образования

Рабочая программа по  русскому языку для учащихся  10-11 классов  разработана в соответствии с ФГОС СОО....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Грамматика английского языка» на уровне среднего общего образования

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Грамматика английского языка» на уровне среднего общего образования...