Программа воспитания обучающихся на уровне среднего общего образования
учебно-методический материал (10, 11 класс)

Бескровных Анжелика Николаевна

Программа строится на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе норм и правил поведения в интересах семьи, человека, общества и государства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего образования

Содержание программы

Стр

1

Общие положения

1

2

Цели и задачи воспитания обучающихся на ступени среднего общего образования

2

3

Направления и ценностные основы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся

3

4

Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по направлениям воспитания

3

5

Модель организации работы по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся

8

6

Описание форм и методов организации социально значимой деятельности обучающихся

9

7

Описание методов и форм профессиональной ориентации

10

8

Описание мер, направленных на формирование у обучающихся экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, включая мероприятия по обучению правилам безопасного поведения на дорогах

10

9

Описание форм и методов повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся

11

10

Планируемые результаты

12

11

Критерии эффективности программы

15

1.Общие положения

Примерная программа воспитания и социализации  обучающихся (далее – Программа)  МОУ «Средняя общеобразовательная школа  п.Соцземледельский Балашовского района Саратовской области»  ( далее- Школа) строится на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства и направлена на воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде.

Программа, согласно принципам непрерывности и преемственности обучения и воспитания обучающихся,  логически продолжает основные направления программ воспитания обучающихся Школы  на уровнях начального и основного общего  образования.

Программа обеспечивает:

    - достижение обучающимися личностных результатов освоения образовательной программы среднего общего образования в соответствии с требованиями ФГОС СОО;

    - формирование уклада жизни Школы, учитывающего историко-культурную и этническую специфику Саратовского  региона, а также потребности и индивидуальные социальные инициативы обучающихся, особенности их социального взаимодействия вне Школы, характера профессиональных предпочтений.

Содержательный раздел (программы) определяет общее содержание среднего общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе программу воспитания и социализации обучающихся, предусматривающую такие направления, как духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Ценностные основы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне среднего общего образования – базовые национальные ценности российского общества, сформулированные в Конституции Российской Федерации, в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в тексте ФГОС СОО.

Базовые национальные ценности российского общества определяются положениями Конституции Российской Федерации (Гл. I,  ст.2, ст. 7, ст. 8, ст. 17).

Базовые национальные ценности российского общества применительно к системе образования определены положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 3).

В тексте «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р) отмечается: «Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких, как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством».

Во ФГОС СОО обозначены базовые национальные ценности российского общества: патриотизм, социальную солидарность, гражданственность, семью, здоровье, труд и творчество, науку, традиционные религии России, искусство, природу, человечество.

ФГОС СОО определяет базовые национальные ценности российского общества в формулировке личностных результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования: «Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества… формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания» (Текст ФГОС СОО. Раздел IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, п. 24).

2. Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся

Цель духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся - воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу своей страны как свою личную, осознающего ответственность за ее настоящее и будущее, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению. Важным аспектом духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся является подготовка обучающегося к реализации своего потенциала в условиях современного общества.

Задачи:

  - освоение обучающимися ценностно-нормативного и деятельностно-практического аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т.д.;

  - вовлечение обучающегося в процессы самопознания, самопонимания, содействие обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства; помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности обучающегося по саморазвитию;

  - овладение обучающимся социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими ему индивидуальную успешность в общении с окружающими, результативность в социальных практиках, в процессе сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими.

3.Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации

Основные направления духовно-нравственного развития, воспитания и социализации на уровне среднего общего образования реализуются в сферах:

1.Отношения обучающихся к России как к Родине (Отечеству) (включает подготовку к патриотическому служению)

2.Отношения обучающихся с окружающими людьми (включает подготовку к общению со сверстниками, старшими и младшими)

3.Отношения обучающихся к семье и родителям (включает подготовку личности к семейной жизни)

4.Отношения обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу (включает подготовку личности к общественной жизни)

5.Отношения обучающихся к себе, своему здоровью, к познанию себя, самоопределению и самосовершенствованию (включает подготовку к непрерывному образованию в рамках осуществления жизненных планов)

6.Отношения обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре (включает формирование у обучающихся научного мировоззрения)

7.Трудовые и социально-экономические отношения (включает подготовку личности к трудовой деятельности).

4. Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся

Направления

Содержание

Виды деятельности и формы занятий

Реализация в школьных делах

1

отношение к

 России как

к Родине

(Отечеству)

-воспитание патриотизма, чувства гордости за свой край, за свою Родину, прошлое и настоящее народов РФ, ответственности за будущее России, уважения к своему народу, народам России, уважения государственных символов; готовности к защите интересов Отечества

-воспитание уважения к культуре, языкам,

традициям и обычаям народов, проживающих

 в РФ;

-взаимодействие с библиотеками, приобщение

к сокровищнице мировой и отечественной

культуры, в том числе с использованием информационных технологий;

-обеспечение доступности музейной и театральной культуры для детей, развитие музейной и театральной педагогики.

-туристско-краеведческая, художественно-эстетическая, спортивная, познавательная и др. виды деятельности;

-туристические походы, краеведческие экспедиции, работа поисковых отрядов, детский познавательный туризм (сбор материалов об истории и культуре родного края; работа в школьных музеях; подготовка и проведение самодеятельных концертов, театральных постановок; просмотр спортивных соревнований с участием сборной России, региональных команд; просмотр кинофильмов исторического и патриотического содержания; участие в патриотических акциях и другие формы занятий);

-общегосударственные, региональные и школьные ритуалы;

-потенциал учебных предметов предметных областей «Русский язык и литература», «Родной язык и родная литература», «Общественные науки», обеспечивающих ориентацию обеспечивающих ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире;

-этнические культурные традиции и народное творчество; уникальное российское культурное наследие

День Знаний

Мероприятия ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом

Трудовая акция «Памяти павших»

Мероприятия ко Дню народного единства

Конкурс «Неопалимая купина»

Воспитательные классные часы, беседы, Уроки мужества к  памятным датам ВО войны: «Юные герои-антифашисты», «День памяти жертв фашизма», «Блокада Ленинграда» и др.

Экскурсии в школьный музей «Наши земляки-ветераны ВО войны», «История села» и др.

Мероприятия ко Дню космонавтики

Акции «Бессмертный полк», «С праздником, ветеран!», «Письмо солдату»

Вахта памяти у памятника «Павшим в годы войны» 9 мая

Концерт 9 мая

Исследовательские проекты и работы

Конкурсы рисунков, чтецов, сочинений ко Дню защитника Отечества, Дню Победы.

Работа кружка «Музейное дело»

2

отношение с окружающими людьми

- формирование

толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- формирование

способностей к сопереживанию и формированию позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;

- формирование

мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также на признании различных форм общественного сознания, предполагающего осознание своего места в поликультурном мире;

- формирование

 нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

- формирование

компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в различных видах деятельности;

-развитие культуры межнационального общения;

-развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности.

-добровольческая, коммуникативная, познавательная, игровая, рефлексивно-оценочная, художественно-эстетическая и другие виды деятельности;

-дискуссионные формы, просмотр и обсуждение актуальных фильмов, театральных спектаклей, постановка  спектаклей в школьном театре, разыгрывание ситуаций для решения моральных дилемм и осуществления нравственного выбора и иные разновидности занятий;

-потенциал учебных предметов предметных областей «Русский язык и литература», Родной язык и родная литература» и «Общественные науки», обеспечивающих ориентацию обучающихся в сфере отношений с окружающими людьми;

-сотрудничество с традиционными религиозными общинами

Воспитательные беседы, классные часы: «Конфликт и его решение», «Культура речи современного подростка», «Этика и культура общения в социальных сетях», «Социальная агрессия. Что это?», «Поговорим друг с другом», «Как строить отношения с теми, кто на нас не похож»,  « Моя роль в коллективе»  и др.

Мероприятия ко Дню солидарности с терроризмом

Выпуск школьной газеты

Конкурс «Лучший ученик года»

Конкурс «Лучший класс года»

Единый урок безопасности  в сети Интернет

 Работа классного актива, Совета обучающихся школы

Проект «Культурный дневник школьника»

Работа службы медиации

Проведение совместного досуга в рамках школьных мероприятий

Посещение кружков и секций разновозрастными группами

3

Отношения к семье и родителям

-формирование уважительного отношения к родителям, готовности понять их позицию, принять их заботу, готовности договариваться с родителями и членами семьи в решении вопросов ведения домашнего хозяйства, распределения семейных обязанностей;

-формирование ответственного отношения к созданию и сохранению семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

-добровольческая, коммуникативная, познавательная, игровая, рефлексивно-оценочная, художественно-эстетическая и другие виды деятельности;

-дискуссионные формы, просмотр и обсуждение актуальных фильмов, театральных спектаклей, постановка  спектаклей в школьном театре, разыгрывание ситуаций для решения моральных дилемм и осуществления нравственного выбора и иные разновидности занятий;

-потенциал учебных предметов предметных областей «Русский язык и литература», Родной язык и родная литература» и «Общественные науки», обеспечивающих ориентацию обучающихся в сфере отношений с окружающими людьми;

-сотрудничество с традиционными религиозными общинами

Воспитательные беседы, классные часы: «Ценности моей семьи», «Неразлучные друзья-взрослые и дети», «Когда я стану папой (мамой)», «Все начинается с семьи» и др.

   Акции «Подарки папам. Подарки мамам своими руками»

   Конкурс «Моя семья»

    Совместные с родителями школьные праздники, спортивные соревнования, благотворительная ярмарка, туристический поход

   Составление родословного древа  Родительский лекторий

    День матери

Работа Совета родителей школы

   Работа с семьями группы риска

4

Отношения  к закону, государству и к гражданскому обществу

-формирование российской гражданской идентичности, гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

-развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;

-формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

-формирование установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям

-формирование антикоррупционного мировоззрения.

-общественная (участие в самоуправлении), проектная, добровольческая, игровая, коммуникативная и другие виды деятельности;

- деловые игры, имитационные модели, социальные тренажеры;

-использование потенциала учебных предметов предметной области «Общественные науки», обеспечивающих ориентацию обучающихся в сфере отношений к закону, государству и гражданскому обществу.

Мероприятия ко Дню Конституции

Мероприятия ко Дню народного единства

Ученическое самоуправление

Работа отряда «Юный защитник правопорядка»

Воспитательные беседы, классные часы: «Правила велосипедиста», «Понятие «преступление». Виды и категории преступлений»,  «Твоя компания. Как попадают в преступную группу?» и др.

Конкурс «Безопасное колесо

Единый урок прав человека

Единый урок безопасности  в сети Интернет

Мероприятия в рамках Единого дня профилактики правонарушений в школе

Работа Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних

Акция по профилактике жестокого обращения с детьми «Семья без страха- общество без насилия»

Работа уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса

Работа с учащимися группы риска

Инструктажи о безопасном поведении на водоемах, дороге и т.п.

5

Отношения  к себе, своему здоровью, к познанию себя, самоопределению и самосовершенствованию

-воспитание здоровой, счастливой, свободной личности, формирование способности ставить цели и строить жизненные планы;

-реализация обучающимися практик саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

 -формирование позитивных жизненных ориентиров и планов;

-формирование у обучающихся готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

-формирование у обучающихся готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;

-сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

-формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни, физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

-развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек; формирование бережного, ответственного и компетентного отношения к физическому и психологическому здоровью – как собственному, так и других людей; умение оказывать первую помощь; развитие культуры здорового питания;

-содействие в осознанной выработке собственной позиции по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны.

-проектная (индивидуальные и коллективные проекты), учебно-познавательная, рефлексивно-оценочная, коммуникативная, физкультурно-оздоровительная и другие виды деятельности;

-индивидуальные проекты самосовершенствования, читательские конференции, дискуссии, просветительские беседы, встречи с экспертами (психологами, врачами, людьми, получившими общественное признание);

-массовые общественно-спортивные мероприятия и привлечение к участию в них детей;

-потенциал учебных предметов предметных областей «Русский язык и литература», «Родной язык и родная литература», «Общественные науки», «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности», обеспечивающих ориентацию обучающихся в сфере отношения Человека к себе, к своему здоровью, к познанию себя.

Воспитательные беседы, классные часы: «Негативное влияние компьютерных игр», «На зарядку становись!», «Режим дня-основа жизни человека», «Курить-здоровью вредить» и др.

Интерактивная викторина «Поговорим о правильном питании»

Социально-психологическое тестирование на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и ПАВ Ежедневная утренняя гимнастика

Физминутки

Акции по профилактике употребления ПАВ. Акция "Школа против курения"

Мероприятия в рамках школьной спартакиады:

- Осенний, Весенний День здоровья

- Президентские состязания по ОФП

-Осенний кросс

- Соревнование по настольному теннису

- Лыжные гонки

- Соревнование по пионерболу, волейболу

- Спортивные конкурсы  «Вперед, мальчишки!», «Веселые старты» и т.п.

- Зимнее многоборье и др.

Работа волейбольной секции

Работа спортивного клуба «Олимпиец»

Воспитательные беседы, классные часы, игры: «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», «Учиться-всегда пригодится»,  «Конкурс эрудитов», «Как улучшить память?» и др.

Мероприятия в рамках предметных недель:

-Математики и физики;

-Русского и английского языков, литературы;

-Химии и биологии;

-Истрии, обществознания, географии;

-Начальных классов

Защита исследовательских проектов и работ в День науки

Предметные  олимпиады, конкурсы

Предметные кружки: «Мой любимый русский язык», «Математический» и др.

6

Отношения к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре

-формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;

-развитие у обучающихся экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;

- воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, формирование умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

-воспитание эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений.

-художественно-эстетическая (в том числе продуктивная), научно-исследовательская, проектная, природоохранная, коммуникативная и другие виды деятельности;

-экскурсии в музеи, на выставки, экологические акции, другие формы занятий;

-потенциал учебных предметов предметных областей «Общественные науки», «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности», «Естественные науки», «Русский язык и литература», «Родной язык и родная литература» и «Иностранные языки», обеспечивающий ориентацию обучающихся в сфере отношения к окружающему миру, живой природе, , художественной культуре.

Воспитательные беседы, классные часы: «Как вести себя  в общественных местах?»,  «Этика ученика», «Мой внешний вид», « Человек и творчество. Великие творения человека» и др.

Проект «Культурный дневник школьника»

Конкурсы рисунков, плакатов, стихов, сочинений, поделок.

Итоговая выставка кружковых работ

Посещение кинотеатров, драмтеатра, музеев.

Вокальные, танцевальные, сценические выступления на праздниках, концертах

Работа вокального, танцевального, драматического, декоративно-прикладного кружков    Воспитательные беседы, классные часы: «Природа-экология-безопасность-мы»,  «Экологическое состояние Саратовской области», «Живи, Земля», «Боль Земли» и др.

   Озеленение класса

   Посадка деревьев

   Экскурсии в природу

   Туристический поход

   Акция по сбору макулатуры

   Акции «Живи, лес!»,  «Голубая лента», «Школьный двор», «Птичья столовая», «Птичкин дом» и др.

Экологические проекты и исследовательские проекты и др.

7

Трудовые и социально-экономические отношения

-осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;

-формирование отношения к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

-воспитание у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;

-формирование у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестно, ответственно и творчески относиться к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

-познавательная, игровая, предметно-практическая, коммуникативная и другие виды деятельности;

-профориентационное тестирование и консультирование, экскурсии на производство, встречи с представителями различных профессий, работниками и предпринимателями, формирование информационных банков – с использованием интерактивных форм, имитационных моделей, социальных тренажеров, деловых игр;

-потенциал учебных предметов предметной области «Общественные науки», обеспечивающей ориентацию обучающихся в сфере трудовых и социально-экономических отношений.

Воспитательные беседы, классные часы: «Почему я ленюсь?»,  «Все профессии важны», «Современный мир профессий» и др.

Деловые, профессиональные игры, конкурсные программы

Диагностика профессиональных предпочтений, тестирование и  т.п.

Встречи с людьми интересных профессий

Акции «Чистый кабинет», «Птичья столовая», «Школьный двор»

Шефская помощь престарелым людям по уборке приусадебных участков

Посадка деревьев

Акции  по изготовлению открыток для пожилых людей ко Дню пожилых, Новому году, 23 февраля, 8 Марта

ЭК «Мой профессиональный выбор» и др.

5.Модель организации работы по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся

Соответствующая деятельность Школы представлена в виде организационной модели духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся и осуществляется:

-на основе базовых национальных ценностей российского общества;

-при формировании уклада жизни организации, осуществляющей образовательную деятельность;

-в процессе урочной и внеурочной деятельности;

-в рамках сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий,

-с учетом историко-культурной и этнической специфики Саратовского региона, потребностей всех участников образовательных отношений (обучающихся и их родителей (законных представителей) и т. д.),

-с созданием специальных условий для различных категорий обучающихся (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, а также одаренных детей).

Определяющим способом деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации является формирование уклада школьной жизни:

-обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся;

-включающего урочную и внеурочную деятельность (общественно значимую работу, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик);

-основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества;

-учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей).

В формировании уклада жизни Школы определяющую роль призвана играть общность участников образовательных отношений: обучающихся, ученических коллективов, педагогического коллектива школы, администрации, родительского сообщества, общественности. Важным элементом формирования уклада школьной жизни являются коллективные обсуждения, дискуссии, позволяющие наиболее точно определить специфику ценностных и целевых ориентиров Школы, элементов коллективной жизнедеятельности, обеспечивающих реализацию ценностей и целей.

6. Описание форм и методов организации социально значимой деятельности обучающихся

Организация социально значимой деятельности обучающихся  осуществляется в рамках их участия:

-в детском школьном движении «Планета детства», где происходит содействие реализации и развитию лидерского и творческого потенциала детей;

-ученическом самоуправлении;

-социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском, пионерском движениях.

Приобретение опыта общественной деятельности обучающихся осуществляется в процессе участия в  преобразовании среды образовательной организации и социальной среды населенного пункта путем разработки и реализации школьниками социальных проектов и программ.

Разработка социальных проектов и программ включает следующие формы и методы организации социально значимой деятельности:

-определение обучающимися своей позиции в Школе и в населенном пункте;

-определение границ среды как объекта социально значимой деятельности обучающихся (среда образовательной организации, микрорайона, социальная среда населенного пункта и др.);

-определение значимых лиц – источников информации и общественных экспертов (педагогических работников, родителей, представителей различных организаций и общественности и др.);

-проведение непосредственных и виртуальных интервью и консультаций с источниками информации и общественными экспертами о существующих социальных проблемах;

-обработку собранной информации, анализ и рефлексию,  разработку социальных инициатив (общественная актуальность проблем, степень соответствия интересам обучающихся, наличие ресурсов, готовность к социальному действию);

-разработку, публичную общественную экспертизу социальных проектов, определение очередности в реализации социальных проектов и программ;

-планирование и контроль за исполнением совместных действий обучающихся по реализации социального проекта;

-завершение реализации социального проекта, публичную презентацию результатов, анализ и рефлексию совместных действий.

Формами организации социально значимой деятельности обучающихся являются:

-деятельность в органах ученического самоуправления, в управляющем совете Школы;

-деятельность в проектной команде (по социальному и культурному проектированию) на уровне Школы;

-подготовка и проведение социальных опросов по различным темам и для различных аудиторий по заказу организаций и отдельных лиц;

-сотрудничество со школьными и территориальными СМИ;

-участие в подготовке и проведении внеурочных мероприятий (тематических вечеров, диспутов, предметных недель, выставок и пр.);

-участие в работе клубов по интересам;

-участие в социальных акциях (школьных и внешкольных), в рейдах, трудовых десантах, экспедициях, походах;

-организация и участие в благотворительных программах и акциях на различном уровне, участие в волонтерском движении;

-участие в шефской деятельности над воспитанниками дошкольных образовательных организаций;

-участие в проектах образовательных и общественных организаций.

7.Описание методов и форм профессиональной ориентации

Метод профконсультирования обучающихся – организация коммуникации относительно позиционирования обучающегося в профессионально-трудовой области. Для осуществления профконсультирования привлекаются квалифицированные специалисты – работники соответствующих служб.

Метод исследования обучающимся профессионально-трудовой области и себя как потенциального участника этих отношений (активное познание).

Метод предъявления обучающемуся сведений о профессиях, специфике труда и т.д. (реактивное познание). Дни открытых дверей в качестве формы организации профессиональной ориентации обучающихся наиболее часто проводятся на базе организаций профессионального образования и организаций высшего образования и призваны представить спектр реализуемых образовательных программ. В ходе такого рода мероприятий пропагандируются различные варианты профессионального образования, которое осуществляется в этой образовательной организации.

Экскурсия как форма организации профессиональной ориентации обучающихся представляет собой путешествие с познавательной целью, в ходе которого экскурсанту предъявляются (в том числе специально подготовленным профессионалом-экскурсоводом) объекты и материалы, освещающие те или иные виды профессиональной деятельности. Профориентационные экскурсии организуются на предприятия (посещение производства), в музеи или на тематические экспозиции, в организации профессионального образования. Опираясь на возможности современных электронных устройств, следует использовать такую форму, как виртуальная экскурсия по производствам, образовательным организациям.

Метод публичной демонстрации самим обучающимся своих профессиональных планов, предпочтений либо способностей в той или иной сфере.

Месячник профориентации в качестве формы организации профессиональной ориентации обучающихся включает в себя набор разнообразных мероприятий.

Метод профессиональных проб – кратковременное исполнение обучающимся обязанностей работника на его рабочем месте. Реализуется при проведении Дня самоуправления в школе.

Метод моделирования условий труда и имитации обучающимся решения производственных задач – деловая игра, в ходе которой имитируется исполнение обучающимся обязанностей работника.

Олимпиады по предметам (предметным областям) в качестве формы организации профессиональной ориентации обучающихся предусматривают участие наиболее подготовленных или способных в данной сфере. Олимпиады по предмету (предметным областям) стимулируют познавательный интерес.

8. Описание форм и методов формирования у обучающихся экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, включая мероприятия по обучению правилам безопасного поведения на дорогах

Методы рациональной организации урочной и внеурочной деятельности предусматривают объединение участников образовательных отношений в практиках общественно-профессиональной экспертизы образовательной среды отдельного ученического класса, где роль координатора призван сыграть классный руководитель. Сферами рационализации урочной и внеурочной деятельности являются: организация занятий (уроков); обеспечение использования различных каналов восприятия информации; учет зоны работоспособности обучающихся; распределение интенсивности умственной деятельности; использование здоровьесберегающих технологий.

Мероприятия формируют у обучающихся: способность составлять рациональный режим дня и отдыха; следовать рациональному режиму дня и отдыха на основе знаний о динамике работоспособности, утомляемости, напряженности разных видов деятельности; выбирать оптимальный режим дня с учетом учебных и внеучебных нагрузок; умение планировать и рационально распределять учебные нагрузки и отдых в период подготовки к экзаменам; знание и умение эффективно использовать индивидуальные особенности работоспособности; знание основ профилактики переутомления и перенапряжения.

Методы организации физкультурно-спортивной и оздоровительной работы предполагают формирование групп школьников на основе их интересов в сфере физической культуры и спорта (спортивный клуб и секции), организацию тренировок, проведение регулярных оздоровительных процедур и периодических акций, подготовку и проведение спортивных соревнований. Формами физкультурно-спортивной и оздоровительной работы являются: школьная спартакиада.

Методы профилактической работы предусматривают определение «зон риска» (выявление обучающихся, вызывающих наибольшее опасение; выявление источников опасений – групп и лиц, объектов и т.д.), разработку и реализацию комплекса адресных мер. Профилактика чаще всего связана с предупреждением употребления психоактивных веществ обучающимися, правонарушений, а также с проблемами детского дорожно-транспортного травматизма. В ученическом классе профилактическую работу организует классный руководитель.

Мероприятия формируют у обучающихся: представление о необходимой и достаточной двигательной активности, элементах и правилах закаливания, о выборе соответствующих возрасту физических нагрузок и их видов; представление о рисках для здоровья неадекватных нагрузок и использования биостимуляторов; потребность в двигательной активности и ежедневных занятиях физической культурой; умение осознанно выбирать индивидуальные программы двигательной активности, включающие малые виды физкультуры (зарядка) и регулярные занятия спортом.  

Мероприятия формируют у обучающихся: навыки оценки собственного функционального состояния (напряжения, утомления, переутомления) по субъективным показателям (пульс, дыхание, состояние кожных покровов) с учетом собственных индивидуальных особенностей; навыки работы в условиях стрессовых ситуаций; владение элементами саморегуляции для снятия эмоционального и физического напряжения; навыки контроля за собственным состоянием, чувствами в стрессовых ситуациях; представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, о факторах, их вызывающих, и условиях снижения риска негативных влияний; навыки эмоциональной разгрузки и их использование в повседневной жизни; навыки управления своим эмоциональным состоянием и поведением. В результате обучающиеся получают представление о возможностях управления своим физическим и психологическим состоянием без использования медикаментозных и тонизирующих средств.

Мероприятия формируют у обучающихся: представление о рациональном питании как важной составляющей части здорового образа жизни; знание о правилах питания, способствующих сохранению и укреплению здоровья; готовность соблюдать правила рационального питания; знание правил этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности; представление о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа; интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа.

9. Описание форм и методов повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся

Формами и методами повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся являются:

-вовлечение родителей в управление образовательной деятельностью, решение проблем, возникающих в жизни Школы; участие в решении и анализе проблем, принятии решений и даже их реализации в той или иной форме;

-переговоры педагогов с родителями с учетом недопустимости директивного навязывания родителям обучающихся взглядов, оценок, помощи в воспитании их детей; использование педагогами по отношению к родителям методов требования и убеждения как исключительно крайней меры;

-консультирование педагогическими работниками родителей (только в случае вербализованного запроса со стороны родителей);

-содействие в формулировании родительского запроса, в определении родителями объема собственных ресурсов, которые они готовы передавать и использовать в реализации цели и задач воспитания и социализации.

10.Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, их профессиональной ориентации, формирования безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни

направление

результаты

1

Отношение обучающихся к России как к Родине (Отечеству)

 - российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

 - уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (гербу, флагу, гимну);

 - формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

 - воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

2

Отношение обучающихся с окружающими людьми

- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

 - принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

 - способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью — своему и других людей, умение оказывать первую помощь;

 - формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; формирование  нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

 - компетенция сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

3

Отношение обучающихся к семье и родителям

-ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

- укрепление отношения к семье как основе российского общества;

-формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека

- формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи

4

Отношение обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу

- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

 - признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации; правовая и политическая грамотность;

 - мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания; осознание своего места в поликультурном мире; интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

 - готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

 - приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

 - готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

5

Отношение обучающихся к себе, своему здоровью, познанию себя

 - ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

 - готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

 -готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

 - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

 - принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

 -неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

6

Отношение обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре

 - мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, осознание значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в получении научных знаний об устройстве мира и общества;

 - готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

 - экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; осознание ответственности за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологически направленной деятельности;

 - эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

7

Трудовые и социально-экономические отношения

 - уважение всех форм собственности, готовность к защите своей собственности;

 - осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

 - готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

 - потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

 - готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

11. Критерии и показатели эффективности деятельности по обеспечению воспитания и социализации обучающихся

Уровень обеспечения в образовательной организации сохранения и укрепления физического, психологического здоровья и социального благополучия обучающихся выражается в следующих показателях:

-степень учета  состояния здоровья обучающихся (заболеваний, ограничений по здоровью), в том числе фиксация динамики здоровья обучающихся; уровень информированности о посещении спортивных секций, регулярности занятий физической культурой;

-степень конкретности и измеримости задач по обеспечению жизни и здоровья обучающихся; уровень обусловленности задач анализом ситуации в Школе, ученическом классе;

-реалистичность количества и достаточность мероприятий по обеспечению рациональной организации учебно-воспитательного процесса и образовательной среды, по организации физкультурно-спортивной и оздоровительной работы, профилактической работы; по формированию у обучающихся осознанного отношения к собственному здоровью, устойчивых представлений о здоровье и здоровом образе жизни; формированию навыков оценки собственного функционального состояния; формированию у обучающихся компетенций в составлении и реализации рационального режима дня (тематика, форма и содержание которых адекватны задачам обеспечения жизни и здоровья обучающихся, здорового и безопасного образа жизни);

-уровень безопасности для обучающихся среды образовательной организации, реалистичность количества и достаточность мероприятий;

-согласованность мероприятий, обеспечивающих жизнь и здоровье обучающихся, формирование здорового и безопасного образа жизни с участием медиков и родителей обучающихся, привлечение профильных организаций, родителей, общественности и др. к организации мероприятий;

-степень учета в осуществлении образовательной деятельности состояния межличностных отношений в сообществах обучающихся (конкретность и измеримость задач по обеспечению позитивных межличностных отношений обучающихся; уровень обусловленности задач анализом ситуации в школе, ученическом классе; уровень дифференциации работы исходя из социально-психологического статуса отдельных категорий обучающихся; периодичность фиксации динамики состояния межличностных отношений в ученических классах);

-реалистичность количества и достаточность мероприятий, обеспечивающих позитивные межличностные отношения, атмосферу снисходительности, терпимости друг к другу, в том числе поддержку лидеров ученических сообществ, недопущение притеснения одними детьми других, оптимизацию взаимоотношений между микрогруппами, между обучающимися и учителями;  

-степень учета индивидуальных особенностей обучающихся при освоении содержания образования в реализуемых образовательных программах (учет индивидуальных возможностей, а также типичных и персональных трудностей в освоении обучающимися содержания образования);

-уровень поддержки позитивной динамики академических достижений обучающихся, степень дифференциации стимулирования обучения отдельных категорий обучающихся;

-реалистичность количества и достаточность мероприятий, направленных на обеспечение мотивации учебной деятельности; обеспечение академических достижений одаренных обучающихся; преодоление трудностей в освоении содержания образования; обеспечение образовательной среды;

-обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию;

-согласованность мероприятий содействия обучающимся в освоении программ общего образования и подготовки к ЕГЭ с учителями-предметниками и родителями обучающихся; вовлечение родителей в деятельность по обеспечению успеха в подготовке к итоговой государственной аттестации.

Степень реализации задачи воспитания компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России, выражается в следующих показателях:

-степень конкретности задач патриотического, гражданского, экологического воспитания, уровень обусловленности формулировок задач анализом ситуации в образовательной организации, ученическом классе; учет возрастных особенностей, традиций Школы, специфики ученического класса;

-степень реалистичности количества и достаточности мероприятий, вовлеченность обучающихся в общественную самоорганизацию жизни Школы (тематика, форма и содержание которых адекватны задачам патриотического, гражданского, трудового, экологического воспитания обучающихся);

-степень обеспечения в деятельности педагогов решения задач педагогической поддержки обучающихся, содействия обучающимся в самопознании, самоопределении, самосовершенствовании;

-интенсивность взаимодействия с социальными институтами, социальными организациями, отдельными лицами – субъектами актуальных социальных практик;

-согласованность мероприятий патриотического, гражданского, трудового, экологического воспитания с родителями обучающихся, привлечение к организации мероприятий профильных организаций, родителей, общественности и др.

Степень реализации Школой задач развития у обучающегося самостоятельности, формирования готовности к жизненному самоопределению (в профессиональной, досуговой, образовательной и других сферах жизни) выражается в формировании у обучающихся компетенции обоснованного выбора в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов.

Степень реальности достижений школы в воспитании и социализации подростков выражается в доле выпускников школы, которые продемонстрировали результативность в решении задач продолжения образования, трудоустройства, успехи в профессиональной деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования

Основная образовательная программа среднего общего образования.  Воспитание и социализация обучающихся....

Программа воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования

Программа направлена на: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;формирова...

Программа воспитания обучающихся на уровне начального общего образования

В программе представлена организация работы по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства  развития младшего школьника, интегрированной в урочную, внеурочную, внешколь...

Программа воспитания обучающихся на уровне основного общего образования

Программа логически продолжает основные направления программы воспитания начального общего образования...

Рабочая программа по предмету «Астрономия» уровня среднего общего образования для обучающихся 10 класса

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;Федеральный государственный образовательн...

Мониторинг сформированности УУД Формирование универсальных учебных действий при при освоении программы по химии на уровне среднего общего образования в условиях введения ФГОС СОО

Одним из объектов внимания, связанных с вопросами преемственности и интеграции стандартов школьных ступеней образования, является проблема освоения учащимися универсальных учебных действий (УУД). ...

Программа воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего образования

Программа воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего образования...