УЧЕБНЫЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
методическая разработка по английскому языку

УЧЕБНЫЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zashchita.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

 УЧЕБНЫЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Иностранный язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Всё это повышает статус предмета «Английский язык» как общеобразовательной учебной дисциплины.

В связи со стремительным изменением жизни, меняются взгляды и представления детей, появляется потеря интереса к учебной деятельности. Одним из возможных средств решения указанной проблемы на современном этапе считается введение в учебные материалы элементов новизны. Обновление содержания изучаемого предмета само по себе побуждает школьников к активной деятельности. Поэтому проблема активизации познавательной деятельности учащихся является актуальной на сегодняшний день.

Этой проблемой занимаются многие учёные – методисты: Н.И.Гез, Н.Д.Гальскова, И.А.Бим, Е.И.Пассов и другие. Для поддержания плодотворной и эффективной деятельности  учащихся они предлагают использование нетрадиционных форм проведения занятий. Игра является одним из самых признанных методов в активизации деятельности учащихся на уроках английского языка.

Игра – это прежде всего увлекательное занятие для школьников. Большое влияние игра оказывает на активизацию познавательной деятельности учащихся: расширяет лингвистический кругозор, способствует формированию культуры общения и содействует их общему развитию. Этим – то она и привлекает учителей, в том числе и учителей английского языка.

Исходя из выше сказанного, я выбрала тему: «Учебные игры на занятиях по иностранному языку как средство активизации учебного процесса», так как считаю, что английский язык не только развивает личность ребёнка, но и помогает ему свободно общаться с другими людьми. При этом использование на уроках игр поддерживает интерес учащихся к предмету и повышает мотивацию к учению. Исходя из темы, определила цель своей работы – изучить теоретические источники по проблеме: использование учебных игр на занятиях по английскому языку.

Цель определяет задачи:

1. Изучить роль игры на уроках иностранного языка;

2. Дать классификацию игр;

3. Изучить опыт педагогов – практиков по материалам журнала «Иностранные языки в школе».

Педагогический словарь Г.М.Коджаспирова даёт определение понятию «игра». Игра – это особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения, желание решить вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность учащимся преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения.

Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и задач урока.

Работа по обучению иностранному языку в общеобразовательной школе осуществляется на основе коммуникативного подхода. К тому же необходимо учитывать психологические особенности детей начальной школы. Этот возраст является благоприятным для изучения иностранного языка. У учащихся активно развивается мышление, оно постоянно опирается на восприятие и представление. Постепенно развивается способность к словесно – логическому мышлению. Психологи рекомендуют использовать различные наглядные средства обучения при игровой технологии с детьми данного возраста, так как это способствуют лучшему усвоению изученного материала.

Таким образом, использование игр на уроках, несёт в себе не только общеобразовательные идеи, но и одновременно обеспечивает развитие личности, поддерживает мотивацию обучаемых.

Изучая теоретические источники, мы выявили, что ведущие методисты по иностранным языкам подходят к классификации игр по – разному.

Так, например, Н.Д.Гальскова даёт следующую классификацию игр, используемых на уроке иностранного языка:

  • Языковые игры предназначены для развития умений и навыков на материале разных знаков языка – от слогов до микротекстов (лото, кроссворды, игры с кубиком, карточками, лабиринты, составление слов/предложений и т.д.);
  • Коммуникативные игры обучают общению в форме репродуктивно-продуктивных упражнений. Чаще всего здесь используются воображаемые ситуации, которые в англоязычной методической литературе принято называть симуляциями (simulation);
  • Ролевые игры направлены на развитие устного общения, способствует приближению процесса обучения к реальной жизни;
  • Деловые игры формируют комплекс знаний и умений для выработки стратегии и тактики профессионального общения;
  • Творческие игры дают возможность свободно мыслить и творить в разных видах деятельности;
  • Речевые игры учат учащихся умению выражать мысли в их логической последовательности, практически и творчески применять полученные речевые навыки

Другой подход к классификации игр мы видим у методистов, рассматривающих игру, именно как метод обучения иностранному языку.

М.Ф. Стронин даёт следующую классификацию игр:

  • Лексические игры тренируют учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближённых к естественной обстановке, активизируют речемыслительную деятельность, развивают речевую реакцию и знакомят учащихся с сочетаемостью слов;
  • Грамматические игры учат учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определённые грамматические трудности, создают естественную ситуацию для употребления данного речевого образца и развивают речевую активность и самостоятельность учащихся;
  • Фонетические игры  тренируют учащихся в произношении английских звуков (Jaw and Tongue Games), учат громко и отчётливо читать стихотворения (Voice Training Games) и разучивать их с целью воспроизведения по ролям (Relaxation);
  • Орфографические игры направлены на упражнение в написании английских слов;
  • Аудитивные игры  направлены на обучение учащихся понимать смысл однократного высказывания, выделять главное в потоке информации, распознавать отдельные речевые образцы и сочетания слов в потоке речи и развивать слуховую память учащихся.

Таким образом, изучив теоретические основы по проблеме активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка, выяснили, что использование учебных игр на уроках  способствует развитию, формированию и совершенствованию речевых умений и навыков учащихся, сохраняет интерес школьников к изучаемому предмету на всех этапах обучения. Английский язык не только развивает личность ребёнка, но и помогает ему свободно общаться с другими людьми. Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся, развивается внимание, память, мышление, творческие способности.

Я считаю, что проведённое мной исследование теоретических источников поможет мне в правильном подборе и апробации использования учебных игр на уроках английского языка в начальной школе.

Классификация игр по Н.Д.Гальсковой.

  • Языковые игры;
  • Коммуникативные игры;
  • Ролевые игры;
  • Деловые игры;
  • Творческие игры;
  • Речевые игры.

        

Классификация игр по М.Ф.Стронину.

Учебные игры.

Лексические игры

Орфографические игры

                

Грамматические игры

Фонетические игры

Аудитивные игры

        

Предлагаю провести две фонетические зарядки, способствующие освоению артикуляции и четкости произношения английских звуков. При этом фонемы не взяты изолированно, а тесно связаны с изучением лексического материала.

  1. Игра «Найди лишнее слово»

Произнесем все вместе звук [w], губы округлены, слегка выдвигаются вперед. А сейчас я буду произносить цепочку слов по разным темам, а вам необходимо услышать в каких словах будет произноситься этот звук. Если в слове нет звука [w], то вы хлопаете в ладоши.

1.WINDOW, DOOR, CHAIR, DESK, FLOOR.

2. WINTER, SUMMER, SNOW, RAIN, SUN.

3. JUMP, RUN, SWIM, SING, DANCE.

  1. Игра «Помоги Лисичке»

Где же наша лисичка? Она собирается на прогулку. Закрыла кран с водичкой. Как бежит вода в домике? ([s], [s], [s].) Лисичка идет на прогулку. Вот лисичка пришла в лес. В лесу прохладно, дует ветерок: [v]. Вдруг ветер в лесу стал усиливаться: [f]. А где-то в лесу каркает ворона, но до лисички доносится только звук [k] – [k]. В небе летят гуси. Они кричат: [g], [g]. А вот и кукушка прилетела: [u]-[u:]. Лисичка в лесу встретила знакомую белочку. Она ей улыбнулась и позвала гулять: [i:]-[i:]. Наша лисичка устала и возвращается домой, она повторяет, кого сегодня видела: [v], [f], [k],[g], [u], [u:], [i:].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная игра (драматизация) как метод развития регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий кадет при обучении иностранному языку

В статье рассматривается такая форма работы как театрализованная игра, которая способствует формированию регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий учащихся, анализируется опыт внед...

"Использование приемов активизации устной речи студентов на занятиях по английскому языку при работе с учебным пособием Э.А. Немировской Английский язык для юристов" (из опыта работы)

В статье я описала некоторые приемы работы по отработке и закреплению лексики по специальности, которые я использовала в своей практике преподавания английского языка студентам, обучающимся по юридиче...

Методика включения «энергизаторов» на уроках иностранного языка, как средство активизации познавательной деятельности «одаренных детей» в учебном процессе.

Возникают ситуации, когда ученмк становится невнимательным, отвлекается, слишком медленно выполняет задание. в таких ситуациях на помощь приходят упражнения-энергизаторы......

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Статья посвящена использованию современнных инновационных технологий  и пути их внедрения в обрзовательный процесс....

«Использование программного обеспечения «Promethean ActivInspire» как средство активизации учебной деятельности учащихся при изучении иностранного языка»

На сегодняшний день     существует много инновационных способов   оценки знаний учеников, и один из них    - интерактивная система голосования  ACTIVEXPRESSION2 ( Ра...

Использование ИКТ на уроках иностранного языка как средство организации учебной деятельности

Выполнил учитель английского языка гимназии №42 г. Санкт- Петербурга Сенина Анна Викторовна...