Использование ИКТ на уроках иностранного языка как средство организации учебной деятельности
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Выполнил учитель английского языка гимназии №42 г. Санкт- Петербурга Сенина Анна Викторовна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ИКТ на уроках английского языка как средство организации учебной деятельности

     В современных условиях формирование коммуникативной компетенции является приоритетной целью. Использование новых информационных технологий в преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.
    К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:

  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
  • электронные энциклопедии и справочники,
  • тренажеры и программы тестирования,
  • образовательные ресурсы Интернета,
  • DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
  • видео и аудиотехника,
  • научно-исследовательские работы и проекты.
  • интерактивная доска

         В “Словаре методических терминов” (авторы: Э.Г.Азимов, А.Н.Щукин)  мы найдем следующее определение информационных технологий – это “система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи”.

        Использование информационных технологий в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися. Больших результатов можно достичь, применяя данные технологии в преподавании английского языка в младшей и средней школе. В старших классах использование информационных технологий позволяют раскрывать возможности учащихся в создании серьезных исследовательских, проектных работ с мультимедийными презентациями и т.д.

        В настоящее время необходимо уметь получать информацию из разных источников, анализировать ее, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании иностранного языка.

       Интерактивное обучение на основе мультимедийных средств позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов в условиях ФГОС, делает процесс обучения более интересным и творческим. Возможности учитывать уровни языковой подготовки учащихся являются основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При организации урока с использованием компьютерных программ, информация предоставляется обучающимся красочно оформленной, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Все это позволяет более наглядно и доступно, чем в устной форме, объяснить учебный материал. Очень важно и то, что на таких уроках ученик может работать в индивидуальном режиме, продвигаясь в постижении нового материала в своем темпе, возвращаясь к непонятому, если это требуется, или забегать вперед. Использование компьютера позволяет организовать процессы мотивации обучающихся, строить и корректировать способы действий в условиях фронтальной, групповой и индивидуальной работы, организовывать рефлексию, самоконтроль, осуществлять самооценку и коммуникативное взаимодействие. Невозможно представить дистанционные формы обучения без использования ИКТ. В современных условиях эффективность урока напрямую зависит от уровня владения учителем информационных технологий.

        Использование средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках иностранного языка в рамках ФГОС достаточно актуальна для развития личности обучаемого и формирования у учащихся следующих компетенций: умений сравнивать преимущества и недостатки различных источников информации, выбирать соответствующие технологии ее поиска, создавать и использовать адекватные модели и процедуры изучения и обработки информации и т.д.

Одним из достоинств применения ИКТ в обучении является повышение качества образования за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Использование ИКТ на уроках существенно повышает его эффективность, ускоряет процесс подготовки к уроку, позволяет преподавателю в полной мере проявить свое творчество, обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5–2 раза.

Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением", возможностью совершать визуальные путешествия, возможностью представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяют совмещать процедуры контроля и тренинга.

Использование Интернет ресурсов позволяет представить вниманию обучающихся уникальный ряд материалов для уроков, содержащих лингвострановедческий блок, использование видеоматериала способствует повышению мотивации говорения, вовлечения в тему урока. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным.

Во время урока компьютер используется для активизации познавательной деятельности обучающихся. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень: современному обучающемуся (подростку) намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.

Использование ИКТ в образовании открывает огромные возможности для создания качественно новых форм и методов подготовки обучающихся к дальнейшему обучению. Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает преподавателю  пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и электронные презентации Microsoft Power Point. Электронные презентации дают возможность преподавателю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи Power Point зрелищны и эффективны в работе над информацией.

Невозможно не затронуть дистанционные формы обучения, которые можно эффективно интегрировать  и в обычный урок. Создание интерактивных форм заданий (тестов, игр, викторин, обучающих карт) при помощи таких инструментов как

LearningApps.com

Quizziz

Kahoot

Liveworksheets

OnlineTestPad

WordWall

Padlet.com

Answer Garden

Testmoz

 и многие другие ресурсы, которые позволяют в интерактивной форме объяснить материал, проверить знания учащихся, что несомненно интереснее и эффективней традиционных форм тестирования и контрольных работ. На своих уроках я использую данные формы уроков и тестирования, так как подготовка не занимает много времени, результаты обучения видны сразу после тестирования. Для учащихся такая форма работы интереснее, так как они сразу видят результат своей деятельности, в ходе работы у них есть возможность узнать, кто справляется с заданием лучше. Все это привносит соревновательный элемент в процесс обучения, мотивирует и дает возможность улучшать свои результаты.

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность обучающихся, дает возможность быстрой обратной связи преподавателя с обучаемым. Немаловажным преимуществом является немедленное после выполнения теста получение оценки каждым обучающимся, что, с одной стороны, исключает сомнения в объективности результатов у самих обучающихся, а, с другой стороны, существенно экономит время преподавателя на проверке контрольных работ.

Обучение лексической стороне речи с помощью ИКТ

Использование PowerPoint презентаций позволяет формировать графический образ слова одновременно с его звуковым и моторным образом. Одновременно с графическим изображением слов учащиеся могут прослушать слово (при этом происходит формирование звукового образа слов). Зрительное и слуховое восприятие помогает ученику активно, сознательно усвоить лексический материал.

Для самостоятельной работы с лексическими единицами эффективно использование Интернет-ресурсов, где можно найти большое количество онлайн словарей, где можно посмотреть варианты перевода слов, примеры использования, словосочетания, транскрипцию, а также прослушать американское и британское произношение слова. Кроме того, многие словари предлагают список синонимов, антонимов и родственных слов (https://translate.yandex.ru, http://dictionary.cambridge. org,https://glosbe.comhttp://wooordhunt.ru и др.)

Для активизации лексических единиц и формирования лексических навыков возможны такие виды работы, как:

-  упражнения на заполнение пропусков;

- упражнения на распределение слов по тематическим группам;

- упражнения на сопоставление с картинками;

- упражнения в виде игры на составление предложений;

- упражнения в виде кроссвордов, поиска слов;

- упражнения «Лишнее слово»

При выполнении подобных заданий также можно использовать компьютерную презентацию с использованием интерактивной доски. Быстрое выполнение подобных упражнений дает возможность увеличить объем изучаемой лексики за счет сэкономленного времени. Компьютер позволяет также интенсифицировать процесс обучения лексике на основе выполнения детьми разных, но равных по сложности заданий.

В интернете можно найти огромное количество ресурсов (игр, викторин, упражнений, готового раздаточного материала и др.) для закрепления лексических навыков. Задача учителя – подобрать подходящий сайт, связанный с нужной темой. Кроме того, поисковые системы помогут найти сайты как уже с готовыми упражнениями (http://learnenglishkids.britishcouncil.org/enhttp://tonail.com, http://free- english-online.org и др.), так и ресурсы для их создания.

Большим подспорьем в процессе подготовки уроков и интерактивных заданий во время изучения лексического материала, для меня являются ссылки http://www.toolsforeducators.com и https://learningapps.org.

Обучение грамматической стороне речи с помощью ИКТ

Обучение грамматической стороне речи происходит эффективнее, если на уроке использовать видео-материал для объяснения сложных грамматических структур. В интернете есть огромное количество видео0-уроков с использованием анимации, которые наглядно демонстрируют особенности или сложности той или иной грамматической единицы. Звуковой и визуальный ряд позволяет активно усваивать новую грамматику. Также можно найти огромное количество worksheets, интерактивных упражнений. Учитель, владеющий ИКТ, может создавать свои упражнения, викторины, тесты, пользуясь ресурсами, о которых упоминалось ранее. (LearningApps, Quizziz, Kahoot, GoogleClass и т. д.)

Развитие навыков чтения при помощи использования ИКТ.

Используя ИКТ можно значительно повысить уровень обучающихся в усвоении навыков чтения. Пользуясь интернет-словарями, ученик самостоятельно может прослушать слово, понять его значение и найти перевод в разном контексте.

В интернете есть огромное количество онлайн-книг, которые учащиеся могу прослушать, выполнить задания, узнать перевод или значение новых слов, что значительно облегчает процесс обучения, делает его более интересным и эффективным.

Обучение говорению и аудированию при помощи ИКТ

Использование наглядных образов, аудио и видео-материалов является основополагающим фактором в развитии мотивации школьников к говорению и формированию коммуникативной компетенции. Разнообразие способов и средств, которые дают ИКТ, позволяют формировать навыки и умения по всем видам речевой деятельности.

При обучении аудированию невозможно представить урок без использования аудио-материалов. При чем учащиеся могут самостоятельно выбирать необходимый материал для прослушивания с целью формирования навыков понимания иностранной речи или произносительных навыков.

При обучении говорению большим подспорьем для учащихся является наличие онлайн-станций записи, что является большим преимуществом для подготовки к экзаменам.

Таким образом, говоря о преимуществах работы обучающихся с компьютером, следует назвать его бесспорные достоинства:

  • общекультурное развитие обучающихся;
  • совершенствование навыков владения компьютером;
  • совершенствование языкового уровня;
  • создание благоприятного психологического климата;
  • повышение мотивации учащихся и их интереса к предмету;
  • самоутверждение учащихся;
  • возможность реализации индивидуализации обучения;
  • реализация принципа обратной связи;
  • большие возможности наглядного предъявления материала;
  • исключение времени для написания материала на доске;
  • экономия расходования материалов учителем;
  • совершенствование процесса проверки работ учащихся;
  • повышение авторитета учителя;
  • сочетание контроля и самоконтроля; объективная и своевременная оценка действий учащихся;
  • активизация навыков самостоятельной работы.

Использование современных педагогических технологий позволяет перейти:

  • от обучения как функции запоминания к обучению как процессу умственного развития;
  • от статической модели знаний к динамической системе умственных действий;
  • от ориентации на усреднённого ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;
  • от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно волевой регуляции.

     Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка раскрывает огромные возможности компьютера как эффективного средства обучения. Компьютерные обучающие программы позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, осознать языковые явления, способствуют формированию лингвистических способностей, создают коммуникативные ситуации, автоматизируют языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование веб-квестов на уроках английского языка как средство стимулирования учебной деятельности.

Мотивация учащихся в течении всей жизни очень важна для обучения будущего и мы должны принимать новые возможности познания мира.Веб-квесты-это уникальная возможность использования сети интернет,в ходе...

Использование видео на уроках иностранного языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Использование аутентичных видеоматериалов в процессе обучения иностранному языку действительно способствует повышению уровня знаний учащихся, развивает их интерес к изучению иностранного  языка...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕО НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕО НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ...

Методика включения «энергизаторов» на уроках иностранного языка, как средство активизации познавательной деятельности «одаренных детей» в учебном процессе.

Возникают ситуации, когда ученмк становится невнимательным, отвлекается, слишком медленно выполняет задание. в таких ситуациях на помощь приходят упражнения-энергизаторы......

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Статья посвящена использованию современнных инновационных технологий  и пути их внедрения в обрзовательный процесс....

Использование планшета на уроке иностранного языка как средство оптимизации деятельности учителя и учащегося.

В данной работе речь пойдёт о том, как можно оптимизировать (оптимизация - модификация системы для улучшения её эффективности), иначе говоря, изменить с перспективой повышения эффективности структуры ...