Содержание, методы и организация социально - педагогической деятельности специалиста.
статья
Содержание социально-педагогической деятельности отражает ту социальную и педагогическую реальность, в которой действует профессионал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoriya_i_metodika_statya.docx | 35.45 КБ |
Предварительный просмотр:
3. Содержание, методы и организация социально - педагогической деятельности специалиста.
3.1. Основы содержания социально-педагогической деятельности в общеобразовательном учреждении.
Содержаниесоциально – педагогической деятельности отражает ту социальную и педагогическую реальность, в которой действует профессионал. Можно утверждать, что в прошедший период определились роли специалистов, проявилась специфика их деятельности:
- социальная работа – жизнеобеспечение и его педагогическая целесообразность;
- социально – педагогическая работа – педагогическая деятельность и её социальная целесообразность
- работа социального педагога – педагогическая деятельность специалиста образовательного учреждения по решению проблем социальной жизни ребёнка.
Предполагается, что во всех случаях обязателен двухсторонний результат работы специалистов:
- педагогический - сформированность социальной активности ребёнка,
- социальный - развивающиеся социальные отношения.
В соответствии с этими различиями определяется содержание профессиональной деятельности, его можно раскрывать через характеристику миссии и роли специалиста. Ориентиры в выборе миссии и профессиональной роли специалистов помогающих профессий соответствуют установочным нормам в социальной среде и направлены на содействие в решении проблем, которые сам ребёнок и его родители не в состоянии решить самостоятельно. Поскольку роль специалистов трансформируется под влиянием обстоятельств, необходимо постоянно изучать условия и тогда возможно прогнозировать её развитие. Надо учитывать, что до сих пор идёт весьма интенсивно определение места социальной педагогики среди других научных и практических специальностей. Результаты этого поиска, отражённые в текстах диссертаций, монографий и учебно–методических пособий, представляют место социальной педагогики по – разному, а именно как: раздел теории воспитания, отрасль педагогики, самостоятельную науку. Одни авторы исследований рассматривают роль социально-педагогической деятельности в рамках педагогического воздействия на человека в ходе социальной работы, другие придают социальный оттенок методам обучения и воспитания с целью социальной адаптации ребёнка, третьи наполняют деятельность социального педагога массой приёмов психологического влияния на личность и межличностные отношения, четвёртые рассматривают её даже в рамках социально-педагогической виктимологии по преодолению опасностей на пути социализации ребёнка.
В теории и практике социальной педагогики сегодня определились наиболее актуальные цели:
1). Социальное воспитание как приобщение детей к нормам социальной жизни.
2). Социализация школьника как развитие человека в определённой социальной среде.
3). Профилактика и социальная реабилитация детей, склонных к девиантному поведению.
4). Развитие социальной активности человека через приближения социума к нему, к его жизненно важным потребностям, задачам и проблемам
5) Социальное становление человека и педагогизация социума в их межсубъектном взаимодействии.
Таким образом, можно обозначить наиболее обобщённый вариант миссии социального педагога: создание педагогически благоприятной социальной среды, в которой ребёнок оказывается способен проявить себя как субъект социальной жизни.
Роль социального педагога в общеобразовательном учреждении сочетается с массовой работой педагога-организатора, групповой и индивидуальной работой классного руководителя, педагога дополнительного образования. Он делит функции с педагогом – психологом в индивидуальном сопровождении ребёнка. Содержание деятельности социального педагога формируется на фоне деятельности представителей этих, ранее обосновавшихся в школе, специальностей, которые оказывают существенное влияние, переплетаясь и выстраивая границы ответственности с ним. В то же время, тесно взаимодействуя с представителями УВД, органами социальной политики и других ведомств, социальный педагог включает часть их роли в свои полномочия – таксо временем уточняются параметры и изменяется содержание деятельности социального педагога.
Таблица 3.1.
Соответствие содержания деятельности социального педагога
социальной и педагогической реальности.
Социальные нормы Параметры | Цели советской образовательной системы | Законы 1990 – 2010 годов | Современные программные документы | Позитивный прогноз |
Объект = Проблемы: | - воспитание в общественной и коллективной жизни | - в трудной жизненной ситуации и в социально опасном положении ребёнка | - соц. адаптации и социализации | -самоактуализации и самореализации в социально и личностно значимой деятельности |
Предмет= -становление ребёнка как субъекта социальной жизни: -создание педагогически целесообразной среды: | -общественно активной, самостоятельной, дисциплинированной личности; -правил, норм коллективных и обществен- ных отношений | - готового к свободе выбора, адаптации и интеграции в социум; - педагогически целесообразных социальных отношений. | -законопослушной, социально актив -ной и конкурентно способной личности; - законодательно-нормативной базы и развивающей социальной среды. | - реализующего собственное «Я» в окружающей жизни, среди людей и в совместной с другими людьми; - благопр. условий жизни, форм взаимодействия с миром, с людьми |
Цель= Создание условий для: | - воспитания общественно активной, самостоятельной и дисциплиниро- ванной личности; - формированияколлектива мер ответственности в общественной жизни. | - преодоления препятствий на пути свободы выбора, адаптации и дезадаптации, интеграции и дезинтеграции ребёнка в соци- альной жизни; - развития сетевого взаимодействия и социального партнёрства специалистов. | - освоения ребёнком законов и норм обществен ной жизни, прояв- ления социальной и деловой актив- ности для реше- ния актуальных задач жизни в социальной среде; - формирования культуры правовых отношений в ближайшем окру- жении ребёнка, и развития психологическойкомпетентности и педагоги ческой грамотнос- тиродителей, учителей. | - познания ребёнком ценностей социальной реальности и возможностей окружающей действительности для самореализации личности; -признания прав, свобод и ответственности человека как меры для определения его социального статуса и реализации личностных возмож- ностей, установления единства в уважении и требовательности к ребёнку и к людям, его окружающим. |
Функции = | - воспитание - подготовка к самовоспитанию - перевоспитание | - профилактика проблем социальной жизни ребёнка - защита и охрана прав реб. - координация взаимодействия | - гражданско-правовое образование - организация социально значимой деятельности - реабилитация | - психолого – педагогическая, - социально - правовая - менеджмент |
Данная таблица параметров содержания социально – педагогической деятельности позволяет увидеть и сопоставить влияние социальных норм на педагогическое наполнение роли социального педагога в общеобразовательном учреждении. Сопоставив примерное содержание проблем и наполнение содержания деятельности социального педагога, можно понять, как работают причинно – следственные связи при определении миссии специалиста в условиях конкретного учреждения и как сделать подбор компонентов, чтобы определить профессиональную роль социального педагога в конкретной жизненной ситуации.
В ходе изучения практического опыта были выявлены и другие основы, источники для определения содержания деятельности социального педагога. Ведущую роль занимает анализ современных проблем детства в социальной и педагогической реальности. «Проблема» - многозначное понятие, в его семантике – масса смыслов, за основу можно взять определение по словарю русского языка С.И. Ожегова: «Проблема – это задача, которую невозможно решить из-за возникших непреодолимых препятствий».
При взгляде на жизненные проблемы в социальной реальности обязательно надо учитывать педагогический смысл, а в педагогической реальности - социальный смысл проблемы. Вызовы социальной реальности требуют постановки решения педагогических задач: (Программа модернизации - 2020)
- усиление глобальной конкуренции - означает необходимость развития конкурентной способности человека;
- новая волна технологических изменений и недостаточное развитие инновационной системы – значит необходимо развивать креативность и способность к принятию, осуществлению оригинальных решений;
- возрастание роли человеческого капитала – значит увеличение не количества людей, имеющих документ об образовании, но повышение качества образованности и компетентности профессионалов;
- рост социальных и институциональных проблем - значит не случайно одновременно ставятся вопросы развития и освоения молодыми людьми форм самоорганизации, саморегулирования и вопросы освоения форм сетевого равноправного, равноценного взаимодействия с другими людьми.
Педагогическая реальность создаётся по замыслу педагога, но для разрешения противоречий в педагогической реальности, подчас требуются социальные средства.
Так взрослое поколение по-прежнему ставит задачи воспитания на единых для всех нормативах общественной жизни – это часто не согласуется с интересами современных молодых людей, которые признают первичными собственные интересы и нормы индивидуальной жизни. В Федеральном государственном образовательном стандарте заявлено, как условие реализации основной образовательной программы, учёт возрастных и индивидуальных особенностей, обучающихся на ступени основного общего образования. Средством названо создание социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающая их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности– именно так реализуется единство педагогических задач и средств социальной среды.
Но главное надо понимать, что миссия социального педагога в решении проблем «на стороне ребёнка». Так роль социального педагога в первую очередь заключается не в решении проблемы адаптации «трудного ребёнка» к социуму – а проблем ребёнка в трудной ситуации социальной жизни. Не проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних – а проблемы социального становления ребёнка, как субъекта социальной жизни, законопослушного и активного в социально полезной жизни.
Педагогам нужно учитывать: что сегодня трудно строить педагогически целесообразное взаимодействие членов семьи, педагогов, родителей. Также оказывается не просто регулировать общественные отношения, потому что произошло расслоение общества на экономической, культурологической и политической основе. Единственным объединяющим стержнем может выступить гражданская позиция всех субъектов образовательного процесса, каксубъектов права и ответственности в социально значимой деятельности.
Закон Российской Федерации в социальном государстве должен стать более актуальным средством педагогической деятельности. Должно быть общепризнанным, что гражданские права осуществляются самим ребёнком, а государство, родители содействуют ему, специалисты несут ответственность за создание условий для реализации им своих прав и законных интересов. Особенно важно проявлять такую позицию при возникновении проблем социального становления ребёнка.
Значимость данной позиции усиливается на фоне развития новых отраслей познания проблем социальной жизни детей в науке, как признак их актуальности:
Девиантология – предмет изучения и функционирования– дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, которые нарушают нормы и правила общежития; цель – изучение отклонений в поведении и обоснование мер их преодоления, реабилитации ребёнка перед обществом.
Виктимология – предмет изучения и функционирования– дети, как - жертвы насилия; цель – обоснование причин психической нестабильности, цель – поиск механизмов преодоления последствий негуманного, преступного отношения к ребёнку взрослых и государственных органов.
Ювенальное право, ювенальная юстиция – предмет изучения и функционирования - жизненные обстоятельства, позволяющие детям решать свои задачи самостоятельно; цель – разработка норм и мер надзора за исполнением Законов РФ, особенно в трудных жизненных ситуациях и социально – опасном положении
Соционика или педагогика детского движения – предмет изучения и функционирования- социальная активность детей в сообществе; цель – изучение условий для социального становления ребёнка в детском объединении.
Эти отрасли науки предоставляют специалистам массу социальной информации, которая может стать основой для постановки задач воспитания современных детей. Надо констатировать с большим сожалением, что на практике подобные знания воспринимаются специалистами «на стороне взрослого», даже если взрослый очень старается помочь ребёнку, он это делает в рамках воспитательных отношений чрезмерной опеки или авторитаризма, безграничной свободы или эксплуатации. В повседневной жизни специалист встречается, прежде всего, с регрессивными (разрушающими) отношениями к ребёнку. Они не однородны, нет сегодня в обществе устоявшихся приоритетов. В семьях часто складываются такие моральные нормы отношений, которые являются неблагополучными условиями для развития личностных качеств ребенка. В связи с отсутствием в сознании взрослых и детей, механизмов, стабилизирующих социальную жизнь, в XX веке была провозглашена идея новой педагогической этики: «приоритет интересов ребенка над интересами общества». Конвенция ООН о правах ребёнка, принятая в1989 году, обозначила новую эру в отношении к ребёнку: "Мировая конституция", "Великая хартия вольности детей" - так её провозгласили журналисты этот международный закон. В реальной практике эта идея так и не стала достоянием семьи и общественности.
В 1999 году на основе Конвенции принят и получил много поправок впоследствии «Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Он направлен на защиту интересов детей и особенно тех, кто находится в трудной жизненной ситуации. Но и этот закон «остаётся за семью печатями» от детей, родителей, педагогов и даже от специалистов. Опытный социальный педагог может проводить занятия для других социальных педагогов, педагогов – психологов, инспекторов полиции, специалистов по молодёжной политике, выступления перед родителями и встречи со старшеклассниками. Такие встречи и опросы показывают, что у всех без исключения недостаточно знаний о правах и нормах, регулирующих отношения в обществе, семье и школе. Сегодня нужны такие знания всем. Мы не исчерпали всех резервов в развитии социально – правовой культуры населения.
Масса преград встаёт на пути здорового психологического развития ребёнка. Отсюда, возможно, и рост количества подростковых суицидов в России, но это только видимая часть айсберга. В глубине сознания подростка - хаос от эмоциональной и информационной перегрузки. Манипулятивные технологии СМИ, агрессивные образы кумиров, музыка и мультики, разрушающие психику; мода, раздевающая тело и душу; одиночество в толпе сверстников и в семье – здесь не действенной оказывается даже система психологического просвещения. Нужна новая этическая педагогика, нравственная психология, действенное духовно-нравственное воспитание. Роль социального педагога заключается в установлении взаимодействия со всеми школьными специалистами воспитания и социальными институтами культуры.
Сегодня разрушены традиционные формы общественно жизни и коллективной деятельности детей, учащейся молодёжи. Система дополнительного образования испытывает большие трудности выживания. Детские объединения утратили общественно полезную направленность деятельности и часто проигрывают в борьбе за человека с очень агрессивными неформальными объединениями.
Подтверждением справедливости такого суждения, могут стать данные исследования, посвящённого 100-летию детского движения и в 2009 году представленного нами в документах органов управления молодёжной политики Санкт – Петербурга и Российской Федерации. Получены выводы, которые отражают результаты изучения ведущих ценностей и проблем развития детских объединений в представлениях участников и руководителей на протяжении предшествующих пятидесяти лет. «Сегодня, как дети, так и взрослые, в отличие от прежних поколений, почти утратили представление о том, какая деятельность детских объединений может иметь общественно полезную направленность. Для участников и лидеров главный смысл деятельности – это общение и удовлетворение познавательных интересов, для руководителей – это занятость подростков во внеучебное время и их самосовершенствование. Почти все респонденты отмечают, что для общественно – значимой деятельности и проявления социальных инициатив у современных подростков почти не существует условий». Но вот встречаешь членов клуба друзей правопорядка с сияющими глазами и восторженным рассказом о том, что им вручили свидетельство о рождении клуба за работу, которую они провели в этом году для младших ребят. Становится понятно, что общинная природа и генетические корни российского человека не умирают, и у современных детей есть потребность к самореализации в заботе об улучшении окружающей жизни, но очень редко сегодня им удаётся быть востребованными в обществе взрослых. Здесь социальный педагог может оказать содействие через установление контактов и связей социального партнёрства с теми организациями, которые могут предоставить такую возможность детям.
Постоянное изучение позволило построить классификацию проблем социальной жизни детей и состава профессиональных функций, ролей социального педагога, затем сопоставление их привело к выводу необходимости соответствия проблем ребёнка и действий социального педагога.
Таблица 3.2.
Соответствие профессиональной роли и функции социального педагога содержанию проблемной ситуации в жизни ребёнка.
Проблемы социальной жизни ребёнка | Функции и роли социального педагога |
Проблемы свободы выбора и социального творчества – это трудности:
| Профилактическая функция (роль наставника) - это
социально – правовое просвещение;
свободы выбора занятий, профориентации, волонтёрской работы, самореализации в социальных отношениях, социального творчества;
аддитивного и девиантного поведения, экстремизма и коррупции. |
Проблемы социальной адаптации и дезадаптации - это трудности:
| Защитно – охранная функция (роль посредника - это
|
Проблемы социальной интеграции или дезинтеграции–этотрудности:
| Координационная функция (роль координатора) – это
|
Таким образом, есть возможность рассматривать решение социальных проблем как задачи роста самого ребёнка, не подменяя их задачами взрослых, и видеть задачи как жизненную необходимость для ребёнка, а не диктат и долженствование перед взрослым. Тогда роль социального педагога будет заключаться в побуждении ребёнка к активному решению проблемы, в оказании поддержки и помощи, в сопровождении его на этом пути.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация социально-педагогической работы в части защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Нормативно-правовая база. Порядок предоставления, порядок пользования закрепленными жилыми помещениями. Защита жилищных прав....
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ.
Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности представляет собой координацию профессиональных усилий работников ...
Организация социально педагогической среды способствующей реализации потенциальных возможностей умственно отсталых детеи
Для максимального раскрытия потенциальных возможностей личностиребёнка, содействия его развитию в личностном и познавательном планеназрела необходимость создания специальной среды развития. Нам надоду...
Организация социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества образования детей с ЗПР в условиях детского дома.
Образование сегодня претерпевает существенные изменения, адекватные изменениям в государстве и обществе. Эти изменения обусловливают как позитивные тенденции развития, так сложные проблемы, требующие ...
Организация социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества образования детей с ЗПР в условиях детского дома.
Образование сегодня претерпевает существенные изменения, адекватные изменениям в государстве и обществе. Эти изменения обусловливают как позитивные тенденции развития, так сложные проблемы, требующие ...
Организация социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества образования детей с ЗПР в условиях детского дома.
Образование сегодня претерпевает существенные изменения, адекватные изменениям в государстве и обществе. Эти изменения обусловливают как позитивные тенденции развития, так сложные проблемы, требующие ...
«ДОРОГА В БУДУЩЕЕ»: социализация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, посредством активных форм и методов дополнительного образования социально-педагогической направленности
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию (и для вашего обсуждения) представляется дополнительная общеобразовательная программа, реализуемая в социально-реабилитационном центре "Виктория" (город Но...