ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ.
статья на тему
Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности представляет собой координацию профессиональных усилий работников образовательного учреждения, специалистов, для обеспечения эффективности работы в данном направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ.
О.В. Исаева
Социальный педагог
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с. Сокол
Долинского района Сахалинской области
Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности представляет собой координацию профессиональных усилий работников образовательного учреждения, специалистов, для обеспечения эффективности работы в данном направлении.
Термин «адаптация» обозначает приспособление к изменяющимся условиям. Дезадаптацию можно определить как затрудненное, осложненное какими-либо факторами приспособление к меняющимся условиям, выражающееся в неадекватном реагировании и поведении личности. Педагогам чаще всего приходится иметь дело с так называемой школьной дезадаптацией, которая может предшествовать социальной.
В основе возникновения школьной дезадаптации лежат различные факторы социального, медицинского, психологического и педагогического характера. Школьная дезадаптация – это несоответствие психофизического и социопсихологического состояния ребенка требованиям школьного обучения, при котором овладение учебными действиями становится затруднительным, в крайних случаях – невозможным. Как следствие – появление педагогически запущенных, неуспевающих детей, подростков, склонных к конфликтам, неспособных тормозить свои негативные эмоции.
Социальной дезадаптации свойственны асоциальные проявления (сквернословие, курение, дерзкие выходки) и отчуждение от семьи и школы, что приводит к снижению или утере мотивации к учению, познавательной деятельности; трудностям в профессиональном самоопределении; снижает уровень усвоения нравственных и ценностных представлений, норм морали, права, и как следствие, способность адекватной самооценки.
Социально-педагогическая запущенность рассматривается как «негативное состояние личности ребенка, проявляющееся в несформированности свойств субъекта самосознания, деятельности и общения и концентрированно выражающееся в нарушенном образе Я». Ситуация развития социально-педагогической запущенности складывается из сочетаний характеристик воспитательного микросоциума, воспитательно-образовательного процесса и внутренней позиции ребенка. [1]
Социально-педагогическая запущенность во многом определяется особенностями семейной социализации детей, особенно в период детства. Основными факторами ее формирования является педагогическая несостоятельность родителей, низкий культурный уровень семьи, нежелание замечать особенностей развития детей, невнимание к развитию детей, отсутствие развивающей среды, адекватной возрасту. У таких детей не сформирован ведущий вид деятельности, нарушено общение со взрослыми и сверстниками, вследствие чего их психическое развитие имеет особенности развития как в личностной, так и в интеллектуальной сферах.
Педагогически запущенные несовершеннолетние при соответствующей психолого-педагогической поддержке могут быть реабилитированы в условиях школьного учебно-воспитательного процесса. Необходимо взаимодействие педагогов, психолога, социального педагога, классных руководителей для оказания социальной, педагогической помощи и поддержки. Зачастую необходимая помощь проводится параллельно, а не комплексно, что малоэффективно и не дает ожидаемого результата.
Основными направлениями профилактики дезадаптивного поведения в работе социального педагога являются:
- Ранняя диагностика обучающихся, для выявления дезадаптированных.
- Проведение консультативно-разъяснительной работы с родителями, педагогами, классными руководителями.
- Активизация воспитательных усилий среды, работа с контактными группами подростка, с семьей.
- Организация коррекционно-реабилитационной работы в зависимости от уровня дезадаптации, привлечение необходимых специалистов, центров, служб.
- Разработка планов, программ, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения.
Условиями успешного устранения социально-педагогической запущенности являются:
овладение системой знаний о причинах, признаках и проявлениях социально-педагогической запущенности;
овладение методикой её диагностики и профилактики на основе взаимодействия;
создание атмосферы доброжелательности, взаимоуважения и взаимной требовательности между педагогами и родителями. [3]
В работе с детьми, подростками необходимо также создавать доброжелательные условия, определять их интересы, связанные не столько с учебной деятельностью, сколько с будущими профессиональными планами и намерениями. Создание более эмоционально теплых, доверительных отношений с учителями и одноклассниками, также даёт положительные результаты.
Необходимо выявлять положительное в ребенке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания. В процессе взаимодействия между педагогом и подростком недопустима конфронтация, борьба, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество. Терпение и заинтересованное участие педагога в судьбе ребенка дают положительные результаты. Опытные педагоги не скупятся на комплименты, поощряют положительные сдвиги. Они способствуют хорошему поведению, внушают уверенность в успешном достижении высоких результатов, оказывают доверие подросткам, ободряют их при неудачах.
Список используемой литературы
- Пушкина Т.В. Лазарева О.В. Терентьева Н.П. Влияние семьи на интеллектуальное развитие социально - педагогически запущенных детей. - М.,2005.
- Т. А. Шишковец Справочник социального педагога. - М., 2007.
- Е. И. Рогов. Настольная книга практического психолога. М., 2006.
4.Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика: Учеб.-практ. пособие. - М., 2000.
5.Шульга Т.И., Олиференко Л.Я., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска, - М.: Academia, 2008.
6. Шульга Т.И., В. Слот, X. Спаниярд. Методика работы с детьми «группы риска». - М., 2001.
7. Пушкина Т.В. Лазарева О.В. Терентьева Н.П. Влияние семьи на интеллектуальное развитие социально - педагогически запущенных детей. – М.,2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика школьной дезадаптации младших подростков средствами арт-терапии
Социальная педагогика.Презентация профилактической программы для 5 классников....
Профилактика школьной дезадаптации младших подростков средствами арт-терапии
Социальная педагогика.Презентация профилактической программы для 5 классников....
Профилактика школьной дезадаптации младших подростков средствами арт-терапии
Социальная педагогика.Статья. Профилактическая программа для социального педагога, работающего с учащимися 5 классов (школьная дезадаптация) ....
Контрольный опрос с включением игровых элементов по теме "Школьная дезадаптация как вид социально-психологической дезадаптации, ее диагностика"
Контролный опрос...
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ДОУ И ОУ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ДОУ И ОУ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ....
Классное самоуправление - как основная форма профилактики школьной дезадаптации в 5 классе
Как сплотить 29 разных ребят в коллективе?...
Профилактика школьной дезадаптации
Особенности младшего подросткового возраста. Особенности адаптации в 5-м классе. Рекомендации родителям для успешной адаптации младших подростков....