Организация деятельности социального педагога по патриотическому воспитанию младших подростков в пространстве школьного музея
статья

Валерия Евгеньевна Петровская

Педагоги школы стремятся развивать в обучающихся чувство патриотизма, любви к Родине и работа руководителя музея в течение нескольких лет направлена на поиск подхода к процессу музейного воспитания ученика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

Организация деятельности социального педагога по патриотическому воспитанию младших подростков в пространстве школьного музея в условиях ГБОУ школы № 534

 

Педагоги ГБОУ школы № 534 Выборгского района стремятся развивать в учащихся чувство патриотизма, любви к Родине и работа руководителя музея в течение нескольких лет направлена на поиск подхода к процессу музейного воспитания ученика. К таким формам относятся: музейные уроки, музейные игры, музейное занятие.

Школа расположена в историческом районе Лесной, который является интересным объектом природно-культурного (берег Литоринового моря в Удельном парке, парк Лесотехнической академии) и культурно-исторического наследия (старинные дачи и особняки). Здесь сохранились памятные места, связанные с Великой Отечественной войной: военный аэродром в Сосновке, блокадные колодцы, дорога на Пискарёвское мемориальное кладбище. Уникальное сосредоточение научных учреждений позволяло называть этот район петербургским Кембриджем. Богатое историческое прошлое микрорайона позволяет эффективно использовать имеющееся культурное наследие в воспитательном процессе.

В 2005-2006 учебном году в нашей школе состоялось открытие первой  выставки «Предметы быта XX века». На основе экспонатов музейной выставки проводятся уроки, игры, развивающие занятия, так называемые инновационные формы музейной педагогики. Материалом для исследования являются экспонаты школьной музейной выставки «Материальная культура горожан» и Музея Ученика, объекты природно-культурного и исторического наследия района, где расположена школа.

Музей Ученика посвящён истории школы, учителям и выпускникам, главная его идея состоит в том, что биография Ученика-выпускника школы является частицей общей биографии города и страны. Поэтому одна из музейных экспозиций называется «Моя родословная» Музей должен показать каждому, что школа помнит своих учеников и учителей, гордится многими, но особую память хранит об одном из них – Герое России Тимуре Серазетдинове. В 2005 году школе было присвоено его имя. Мемориальная экспозиция рассказывает о выпускнике школы, спецназовце отряда «Тайфун», Герое России Тимуре Сиразетдинове, погибшем в Чечне. Музейная выставка «Материальная культура горожан» представляет предметы быта, документы, фотографии, относящиеся к истории района, города, страны 20 века, в настоящее время подобное направление школьного музея стало обычным явлением.

Сильное воздействие на ученика способна оказать самостоятельная исследовательская деятельность. Направления исследований определяют интересы ребёнка, потребности музея, городские конкурсы, а иногда тема приходит из семьи. Исследовательская работа, являясь индивидуальной, способна оказывать сильное воздействие на личность ребенка. Но и массовая – музейно-экскурсионная работа – тоже может и должна производить ощутимый воспитательный эффект.

Опыт показывает, что использование местного материала на уроках в значительной мере облегчает и углубляет усвоение программы, усиливает конкретность и наглядность обучения, повышает интерес учащихся к предмету. Чем раньше они начнут осознавать свою причастность к судьбе родного края, его истории, тем сильнее будет любовь к нему, тем чище будут их помыслы и дела.

Учителю истории важно помочь детям увидеть своими глазами историческую эпоху, добавить к словестной характеристике некую зрительную опору для создания образа времени. В этом нам на помощь пришла музейная педагогика с её принципами и методами, позволяющая достигать поставленной цели через непосредственное общение ребёнка с вещью. С каждым годом увлечённых музеем детей становилось больше, появился кружок, Музейный совет, стали осуществляться замыслы на проведение интерактивных занятий, и первой темой, конечно, стала «Экспонат рассказывает». В настоящее время разнообразных музейных занятий уже более двух десятков. Сложилось несколько курсов кружков. Обобщённый опыт нашёл воплощение в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Моё открытие мира»

Программа «Моё открытие мира» имеет культурологическую направленность. Программа предполагает общекультурный уровень освоения. В ее основе лежит использование исследовательского подхода и принципов музейной педагогики к организации процесса обучения и активному включению обучающихся в различные виды историко-культурной деятельности, в первую очередь, музейной, экскурсионной.

Особую актуальность программа приобретает в связи с внедрением в образовательную деятельность школ стандартов второго поколения, в которых уделяется особое внимание развитию метапредметных умений и навыков учащихся, в том числе исследовательских (умение работать с различными источниками информации, сопоставлять сведения, полученные из разных источников, умение ставить цель и формулировать задачи исследования, планировать свои действия по написанию научной работы и пр.).

Данная программа также направлена на достижение таких личностных результатов обучения (по ФГОС) как воспитание любви и уважения к своей семье, школе, малой Родине, на осознание судьбы великого города, на понимание вклада его выдающихся граждан в историю страны и мира. Таким образом, она призвана способствовать духовно-нравственному развитию детей – будущих граждан России, чувствующих ответственность за судьбу страны, что соответствует задачам, выдвигаемым ФГОС.

Социальная практика позволяет детям приобрести опыт общественно-полезной и творческой деятельности, повысить самооценку и авторитет среди сверстников, способствует формированию гармоничной личности подростка. Данная программа является частью общешкольной программы «Со-Действие: духовно-нравственное развитие школьников в соответствии с задачами, выдвигаемыми ФГОС». 

        Цель программы: создать условия для личностного духовно-нравственного роста обучающихся, для формирования и развития у них навыков исследовательской деятельности как универсального способа освоения действительности, содействия гражданско-патриотическому  воспитанию обучающихся в образовательном учреждении.  Указанная цель раскрывается в единстве трёх её взаимосвязанных компонентов: воспитательного, развивающего и образовательного

Образовательный компонент цели выражается в формировании у школьников исторического мышления, представления о музее как феномене культуры, в расширении кругозора и, конкретно, знаний о родном городе и районе.

Развивающий компонент цели предусматривает развитие духовно-нравственных основ личности, исследовательских и познавательных способностей, организаторских навыков и коммуникативной культуры школьников.

Задачи программы:

-  формирование знаний по истории края;

-  формирование исследовательских навыков и умений;

-  формирование организаторских и экскурсоводческих способностей;

-  формирование знаний и умений в исследовании вещи;

-  всестороннее гармоническое развитие личности;

-  воспитание  нравственных качеств;

-  развитие стойкого интереса к своей стране;

- формировать у детей чувство патриотизма, чувство гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственность за будущее России.

Точки риска: 

- отсутствие или недостаточное количество в школе необходимых специалистов;

-  дефицит учебно-методических пособий;

- недостаточное понимание родителями необходимости дополнительного образования;

-  недостаточная материально-техническая база;

-  отсутствие системы непрерывного воспитательного процесса

                Условия реализации: 

        -  условия набора детей: принимаются все желающие;

        -  занятия проводятся в разновозрастных группах;

        - формы организаций занятий – групповые;

        - занятия проводятся 2 раза в неделю

                Ожидаемые результаты: Осуществление данной программы позволит:

- развить патриотические чувства;

- расширить знания по истории Северных окрестностей Санкт-Петербурга – как части общей истории Отечества, особенностях исторического и культурного развития с точки зрения новейших исследований;

- выработать устойчивый интерес к историческому прошлому и настоящему своего города, района проживания и обучения, к истории, традициям и достижениям школы, подвигу её Героя;

- укрепить уважение к традициям своей семьи и своего дома, стремление сохранять и приумножать их;

- развить коммуникативные умения и навыки, необходимые для эффективного взаимодействия со сверстниками, младшими и старшими детьми, взрослыми;

- сформировать стремление к соблюдению нравственно-этических норм, принятых в обществе, потребность и мотивацию в постоянном саморазвитии;

приобрести:

- опыт творческого сотрудничества в коллективе и личного креативного труда;

- знания по основам экскурсоведения, опыт подготовки и проведения экскурсий (тематических, обзорных), музейных занятий (в т. Ч. Интерактивных), презентаций;

- знание основ музейного дела (работа с экспонатами, экскурсионными объектами, определение профиля музея, формирование музейных коллекций);

- знания об основных этапах научного исследования, умения и навыки проектной и исследовательской деятельности, работы с историческими источниками;

- умение работать с литературой (подбор, анализ, оформление списка литературы, умение делать ссылки на источники информации)

- умение оформить результаты своего исследования (в т. Ч. С использованием компьютерных технологий);

-умение представить работу на конференции; опыт участия в районных и городских конкурсах, предметных олимпиадах;

-ключевые социальные компетентности, подготовиться к сознательному участию в различных видах общественно-полезной и личностно-значимой деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика профессиональной деятельности социального педагога в условиях образовательной организации по воспитанию толерантных отношений младших подростков

В статье описывается специфика профессиональной деятельности социального педагога в условиях образовательной организации по воспитанию толерантных отношений младших подростков.Предметом нетерпимости в...

«Деятельность социального педагога по формированию условий социализации школьников. Гражданско – патриотическое воспитание (на примере МОУ СОШ № 18 им. Подольских курсантов Г. о. Подольск)»

laquo;Деятельность социального педагога по формированию условий социализации школьников. Гражданско – патриотическое воспитание (на примере МОУ СОШ № 18 им. Подольских курсантов Г. о. Подольск)...

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ НА БАЗЕ ШКОЛЬНОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ

Одним из видов работы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию школьников в МКОУ «Товарковская СОШ 1» является работа в школьном историко-краеведческом музее им. А....

Применение наглядных, практических и словесных методов воспитания в пространстве школьного музея

В решении воспитательных задач целесообразно использовать пространство школьного музея. В нашей школе – музей «Русское подворье». В воспитательных занятиях используются разные методы...

Патриотическое воспитание младших подростков в пространстве школьного музея

Школьные музеи могут быть эффективным средством воспитания патриотизма у младших подростков...

«Организация работы по гражданскому и патриотическому воспитанию подростков и молодежи через деятельность Музея истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» Петродворцового района Санкт-Петербурга»

Описание работы по организации работы по гражданскому и патриотическому воспитанию подростков и молодежи через деятельность Музея истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»...

Специфика профессиональной деятельности социального педагога в инклюзивном образовательном пространстве с детьми и подростками с особыми образовательными потребностями

Важная сфера деятельности социального педагога – помощь родителям ребенка с ОВЗ в адаптации в школьном сообществе, в микросоциальной среде школы....