ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ НА БАЗЕ ШКОЛЬНОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ
статья по краеведению
Одним из видов работы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию школьников в МКОУ «Товарковская СОШ 1» является работа в школьном историко-краеведческом музее им. А.А. Буянкина, которая ведется по нескольким направлениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grazhdansko-patrioticheskoe_vospitanie.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
НА БАЗЕ ШКОЛЬНОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ
Т.В. Кузина, руководитель историко-краеведческого музея им. А.А. Буянкина
МКОУ «Товарковская СОШ 1» Дзержинского района Калужской области
Одной из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями России, является «подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом» [1, с. 3].
Таким образом, современное качество содержания образования определяется не только усвоением обучающимися определенных знаний, умений, навыков, но и уровнем развития их личности. Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современном обществе является воспитание трудолюбия, ценностного отношения к окружающей среде, уважения к семейным ценностям, развитие у подрастающего поколения духовности, нравственности, высокой гражданственности, формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений.
В связи с этим особую значимость приобретает воспитательная деятельность педагогов.
Конечно, воспитание и социализация ребенка происходит не только в образовательном учреждении. Организация воспитательного процесса в нашей школе строится при активном и согласованном участии семьи, содействии с общественными организациями, учреждениями культуры и спорта, а также с учреждениями дополнительного образования.
Одним из видов работы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию школьников в МКОУ «Товарковская СОШ 1» является работа в школьном историко-краеведческом музее им. А.А. Буянкина, которая ведется по нескольким направлениям.
Одним из основных направлений деятельности музея является поисково-исследовательская работа, в результате проведения которой происходит приобщение подрастающего поколения к культурно-историческим ценностям. Активное участие в этой работе принимают учащиеся школы, экскурсоводы школьного музея. Они осуществляют кропотливую и нужную работу по сбору материала о своих земляках, об истории и культуре родного края. Со своими поисково-исследовательскими работами ребята выступают на различных краеведческих конференциях, конкурсах и олимпиадах районного, областного и Всероссийского уровня.
Овладевая учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, учащиеся ведут данную работу в разных направлениях и открывают в школьном музее всё новые экспозиции. А экскурсоводы музея, подготовив новые экскурсионные лекции, с радостью и энтузиазмом включаются в работу, рассказывая посетителям музея об истории школы и родного края, об особенностях быта русской деревни и дворянских усадеб, о героях локальных войн и о событиях Великой Отечественной войны. Экскурсии проводятся не только для учащихся школы, но и для воспитанников центра социальной помощи семье и детям «Родник» из поселка Товарково и социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Радуга» из деревни Жилетово, для гостей школы во время районных и областных семинаров работников образования, для жителей п. Товарково, ветеранов ВОВ.
Очень важно, чтобы подрастающее поколение усвоило, что их «личное, семейное благополучие, достижение жизненных целей в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к достойному служению своему Отечеству» [3, с. 11]. А потому ключевым моментом становится воспитание подрастающего поколения на примерах героического прошлого предков.
Сотрудничество с Советом ветеранов, посещение ветеранов Великой Отечественной войны, бывших малолетних узников, поздравления с праздниками, оказание им посильной помощи, запись воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны и оформление их для школьного музея; приглашения ветеранов войны и труда, бывших малолетних узников фашистских концлагерей на уроки Мужества; Вахта Памяти, митинги, легкоатлетические эстафеты, посвящённые Дню Победы; школьные и поселковые мероприятия, смотры патриотических песен, литературно-творческие вечера – вот далеко не полный список мероприятий по сохранению памяти о тех великих годах и заботе о ветеранах.
2012 год – это был год празднования 200-летия Отечественной войны 1812 года. Команда нашей школы принимает участие в различных детско-юношеских фестивалях патриотической песни, поэзии, рисунка и исторической реконструкции военного костюма. К выступлениям на этих фестивалях ребята готовят литературно-музыкальные композиции, которые содержат песни и танцы, стихотворения и легенды, рассказы о событиях тех лет, включая результаты поисковых работ по истории родного края в 1812 году. В результате участия в таких мероприятиях, ребята не только получают знания о той исторической эпохе, происходит также реализация их творческого потенциала, развитие трудолюбия, укрепление нравственности, формирование эстетических потребностей, привитие ответственности и чувства коллективизма.
Одной из главных социальных проблем является здоровье подрастающего поколения. Говоря о здоровье, затрагиваются в первую очередь такие злободневные проблемы как курение, алкоголь, наркомания. Выезжая на различные историко-краеведческие мероприятия в другие населённые пункты, ребята из нашей команды проводят также различные волонтёрские акции по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании, ВИЧ/СПИДа и пропаганде здорового образа жизни. Ребята не только пропагандируют, но и сами ведут здоровый образ жизни. Члены учебного объединения «Туристы – экскурсоводы» участвуют в соревнованиях по спортивному ориентированию и технике пешеходного туризма, в ежегодных туристско-краеведческих слётах.
Составной частью районных и областных туристско-краеведческих слётов является экологический проект, который ребята не только составляют на бумаге, но и реализуют, взаимодействуя с местными властными структурами. Воспитание экологической культуры решается также через ряд мероприятий, посвященных красоте природы родного края, настоящими делами по защите окружающего мира, через творческие проекты и исследовательскую деятельность, участие в различных конкурсах.
На базе школьного музея старшеклассники разрабатывают и претворяют в жизнь разнообразные социальные проекты, основанные на результатах поисково-исследовательских работ. Осуществление такого рода деятельности способствует расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей учащихся, дает им положительный импульс для дальнейшего развития и проявления активности, формирует умение правильной организации своей жизни, способствует освоению и реализации своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, к другим людям, к своему родному краю. У учащихся происходит формирование чувства гражданской ответственности за социальную обстановку в своем районе, формирование навыков гражданского участия и взаимодействия с органами власти в целях решения актуальных социальных проблем. Таким образом, реализуются новые подходы к развитию у подрастающего поколения позитивно направленных социально значимых качеств личности, их активного проявления в интересах общества и государства.
Очень важно, чтобы результаты поисково-исследовательских работ учащихся не залеживались в «ящике стола». А потому сотрудничество с местными газетами с целью публикаций краеведческого материала, предоставление результатов поисково-исследовательских работ учащихся учителям краеведения, истории, местным музеям способствуют распространению краеведческого материала.
«Опираясь на принцип «от близкого к далекому» педагоги связывают начало патриотического воспитания с краеведением. Именно такой последовательности придерживался и академик Д.С. Лихачев: любовь к семье, своему дому, селу, городу перерастает в любовь к родной природе, землякам, стране и народу» [2, с. 8].
Собирая материал о прошлом своей родной земли, о своих земляках, ребята вносят своеобразный вклад в создание летописи родного края. Это важно не только для хранения прошлого, это также и забота о будущем. Ребята собирают материал о своей малой Родине, чтобы в дальнейшем передавать полученную информацию от поколения к поколению. Очень важно, каким вырастет подрастающее поколение, какие ценности и приоритеты будут у них в жизни.
Работа в историко-краеведческом музее им. А.А. Буянкина призвана значительно активизировать целенаправленный процесс воспитания молодого поколения как сознательного и достойного восприемника отечественной истории и культуры, достойного гражданина, патриота своей Родины.
Литература
1. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/[Т.Л. Белоусова, Н.И. Бостанджиева, Н.В. Казачёнок и др.]; под ред. А.Я. Данилюка. – М.: Просвещение, 2011.
2. Лебедева О.В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
3. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования/авт.-сост. А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович. – М.: Глобус, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения через коллективное музицирование
Программа «Гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения через коллективное музицирование», разработанная Сандо Е.И. и Сандо А.В., в 2011 стала победителем регионального этапа Всеросс...
Дополнительная образовательная программа школьного историко-краеведческого музея "Истоки" по гражданско-патриотическому воспитанию "Моя Россия!"
Программа школьного историко-краеведческого музея "Истоки" по гражданско...
Школьный музей как средство гражданско – патриотического воспитания подрастающего поколения
Одной из важнейших черт современной личности, ее внутренним стержнем, определяющим ее ценностные ориентации и установки, является патриотизм. Детство, юность - самая благодатная пора дл...
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА ГТО В ПРАКТИКУ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЦЕНТРА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
внедрение гто в образовательные учреждения...
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Работа Дубенской средней общеобразовательной школы по гражданско-патриотическому воспитанию...
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Вопрос гражданско-патриотическое воспитания подрастающего поколения всегда был и остается актуальным. Современная школа сегодня должна решать важнейшие задачи для успешного воспитания гражданственност...
«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)
Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...