Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС. Формы и методы работы.
статья
В соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ для каждой из категории детей
с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) должно осуществляться комплексное социально-педагогическое сопровождение в условиях образовательного процесса всех детей с ОВЗ, с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития. Последние описаны и в целом определены в соответствующих общих характеристиках каждой из категорий детей с ОВЗ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС.
Формы и методы работы.
В соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ для каждой из категории детей
с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) должно осуществляться комплексное социально-педагогическое сопровождение в условиях образовательного процесса всех детей с ОВЗ, с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития. Последние описаны и в целом определены в соответствующих общих характеристиках каждой из категорий детей с ОВЗ.
Сопровождение ребенка с ОВЗ в образовательной среде определяется как создание оптимальной организации образовательной среды, соотнесенной
с возможностями такого ребенка и реализации программы коррекционной работы соответствующей образовательной программы. В этом случае силами всех участников образовательного процесса должно быть создано равновесие между образовательными воздействиями (организацией программ обучения, характером и организацией межличностного взаимодействия, в том числе мотивационных воздействий, организации образовательного пространства и т.п.) и индивидуальными возможностями ребенка. В соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ для каждой из категорий детей с ОВЗ организационный раздел основной образовательной программы всех образовательных организаций должен содержать:
- описание системы социально - педагогических условий и ресурсов, которые должны обеспечивать выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими рекомендуемой образовательной программы и их дальнейшую интеграцию в образовательной организации;
- реализацию комплексного индивидуально ориентированного социально - медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- создание специальных условий воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, без барьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности;
- использование специальных образовательных программ, разрабатываемых образовательной организацией совместно с другими участниками образовательного процесса, специальных учебных и дидактических пособий; соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
«Сопровождение» — это организованная психолого-педагогическая помощь учащемуся с целью повышения эффективности и качества его обучения и воспитания. Структурно «сопровождение» представляет собой комплекс действий, методик, мероприятий, реализующий заявленную цель.
Форма, способы, средства и задачи «сопровождения»:
-Форма - организованная, то есть: спланированная, причинно и теоретически обоснованная, конкретная, целевая.
- Способы и средства - педагогические и психологические методы воздействия на сознание школьника как непосредственно, так и опосредовано (через организацию среды, группу и др.).
- Задачи: организация внутренних и внешних условий успешности учебной деятельности учащегося.
Функции «сопровождения»:
Сопровождение — это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций:
- диагностика существа возникшей проблемы;
- информация о существе проблемы и путях ее решения;
- консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы;
- первичная помощь на этапе реализации плана решения.
Целью социально-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательного учреждения является оказание комплексной помощи, обеспечивающей успешную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в социум.
Задачи:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка с ОВЗ;
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач обучения и социализации;
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Функции осуществления социально-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательного учреждения:
- информационная (информирование родителей о работе общественных организаций, о специальных мероприятиях);
- организационная (проведение мероприятий, направленных на привлечение внимания к проблемам семей с детьми-инвалидами и другой социальной направленности, ориентированной на их поддержку);
- обучающая (проведение семинаров для педагогов, социальных педагогов, педагогов-психологов с целью накопления и обмена опытом);
- посредническая (приглашение специалистов для проведения профессионального консультирования в области юриспруденции, медицины, экономики и права).
Участники социально-педагогического сопровождения семьи.
Принципы сопровождения ребенка в образовательном учреждении:
- рекомендательный характер;
- приоритет интересов сопровождаемого;
- мультидисциплинарность сопровождения;
- непрерывность сопровождения;
- стремление к автономизации.
Рекомендательный характер:
Ведущей идеей сопровождения выступает положение о необходимой самостоятельности ребенка в решении актуальных для его развития проблем. Ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями или лицами их заменяющими, педагогами, близким окружением. Приоритет полномочий здесь может быть определен в следующей последовательности: ребенок и его родители, педагоги, окружение.
Приоритет интересов сопровождаемого:
Специалист системы сопровождения должен стремиться решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
Мультидисциплинарность сопровождения:
Реализуется в согласованной работе специалистов, включенных в единую организационную модель.
Непрерывность сопровождения:
Поддержка прекращается только после решения проблемы или, если подход к решению проблемы будет очевиден. Дети, находящиеся под постоянным воздействием фактора риска (сироты, с хроническими заболеваниями и т.д.), будут обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления.
Стремление к автономизации:
Автономность службы выступает гарантом защиты от административного давления со стороны руководства, педагогов школы или детского сада на те или иные рекомендации центра.
Индивидуальное сопровождение направлено на всестороннее развитие его задатков и способностей. Данные о характере и динамике психического развития ребенка, о состоянии его здоровья, о личностных особенностях ребенка и социальном благополучии помогает получить комплексная диагностика.
Этапы индивидуального сопровождения ребенка:
1.Сбор информации о ребенке (диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка).
2. Анализ полученной информации.
3. Совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной помощи для каждого «проблемного» воспитанника.
4. Консультирование всех участников сопровождения и образовательного процесса о путях и способах решения проблем ребенка.
5. Выполнение рекомендаций (реализация ИПР) каждым участником сопровождения.
6. Анализ результатов.
7. Планирование дальнейшей работы с ребенком на основе имеющихся результатов.
Направления социально-педагогического сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в общеобразовательном учреждении:
- организация образовательного процесса;
- психолого-педагогическая диагностика проблем в развитии ребенка;
- консультирование;
- осуществление взаимодействия с различными организациями по оказанию специализированной поддержки и помощи, организации досуга и др.
Прогнозируемый результат комплексного социально - педагогического сопровождения семей и самих школьников с ограниченными возможностями включает в себя следующие показатели:
- уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению психологического здоровья в процессе адаптации к школе;
- формирование комфортной образовательной среды;
- снижение уровня тревожности родителей и детей;
- эмоциональное благополучие ребенка в классе;
- развитие коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями;
- выработка учителем стратегий индивидуального (личностно-ориентированного) подхода к учащимся;
- включение родителей в образовательный процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка (опыт работы)«Практико-ориентированные задания на уроках математики, направленные на формирование жизненных компетенций у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации модели АГРОШКОЛА»
Основным направлением развития коррекционной школы сегодня является поворот обучения к ребенку. В Федеральном Законе об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, одной из актуальных зада...
Индивидуальное сопровождение ребенка с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОСНОО
Введение федерального государственного образовательного стандарта фактически изменило педагогическое образование на психолого-педагогическое, что обозначило необходимость обучения, ориентированного на...
Консультация для педагогов и родителей "Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС специального коррекционного образования".
Консультация для педагогов и родителей содержит характеристику базовых учебных действий в соответствии с этапами обучения ребёнка, имеющего трудности в обучении. раскрыта связь с содержанием учебных п...
Электронная версия комплексного психоло-педагогического сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации АООП (вариант 1,2), приказ 1599
Основная коррекционная работа направлена на развитие познания ребенком окружающей действительности на основе предметной деятельности...
Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС. (логопедическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС)
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требует организовать учебно-воспитательную работу, ...
Использование межпредметных связей, как средство повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС
Представлена методическая разработка на тему "Использование межпредметных связей, как средство повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГО...
Доклад "Преподавание истории обучающимся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС"
Материал доклада предлагает опыт работы на уроках истории с обучающимися СКОШ с интеллектуальными нарушениями....