Вариативные стратегии психолого – педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ в образовательных организациях
статья
Дополнительное образование, в силу присущей ему многопрофильности, открытых возможностей выбора деятельности и гибкости образовательных траекторий, создает широкую возможность для человека, его склонностей, способностей и интересов, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов.Вариативная стратегия психолого – педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ в образовательных организациях, способствует удовлетворённости обучающихся и родителей качеством образовательных услуг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolycheva_t.i.variativnye_strategii.docx | 25.26 КБ |
Предварительный просмотр:
В
Вариативные стратегии психолого – педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗв образовательных организациях
Колычева Тамара Ивановна
(Педагог дополнительного образования ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества»)
Аннотация
Дополнительное образование, в силу присущей ему многопрофильности, открытых возможностей выбора деятельности и гибкости образовательных траекторий, создает широкую возможность для человека, его склонностей, способностей и интересов, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов.
Вариативная стратегия психолого – педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ в образовательных организациях, способствует удовлетворённости обучающихся и родителей качеством образовательных услуг.
Ключевые слова: дети – инвалиды, процесс социализации, коммуникация, вариативность, партнёрское взаимодействие с семьёй, деятельностный, индивидуальный и коррекционно - компенсирующий подход.
Одна из стратегических целей развития системы российского образования направлена на предоставление детям с ОВЗ, детям - инвалидам равных возможности полноценного участия во всех сферах школьного и дополнительного образования, обеспечивая их социальную интеграцию. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» определена ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по созданию необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации (К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования (статья 8)).
Дополнительное образование, в силу присущей ему многопрофильности, открытых возможностей выбора деятельности и гибкости образовательных траекторий, создает широкую возможность для человека, его склонностей, способностей и интересов, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - инвалидов. У такой категории детей процесс социализации существенно затруднен, нарушена связь с окружающим миром, ограничена мобильность, отмечается бедность контактов со сверстниками и взрослыми, недоступность ряда культурных ценностей, ограничено общение с природой, обострение эмоциональных состояний: страха, обиды, неуверенности, заниженная самооценка, барьерная среда в пространстве, вне дома. И будущее напрямую зависит от умения трудиться, выстраивать отношения с окружающими, организовать культурную и духовную жизнь.
ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества» включился в работу по оказанию образовательных услуг для детей с ОВЗ (детей – инвалидов), их социальной-бытовой адаптации, овладения навыками коммуникации. По запросу родителей для детей - инвалидов НОДО (с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а именно детским церебральным параличом (ДЦП) была разработана адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Духовное краеведением Святого Белогорья», направленная на социальную адаптацию и духовно- нравственное воспитание обучающихся. В работе учитываются возрастные особенности ребёнка, уровень их физиологического и умственного развития, состояние здоровья, мотивация к занятиям, познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
В моей практике дети с нарушением опорно-двигательного аппарата имеют нормальный и даже высокий интеллект. Обучение изначально ориентировано на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины - Белогорья, как части России. Большое значение программа придает краеведческой работе, изучаемой истории, культуры и традиций Белгородчины. Важным средством реализации данной проблемы является духовное краеведение, которое в системе учебно-образовательной и воспитательной работы является основным фактором духовного, нравственного, эстетического, патриотического воспитания. Оно помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы детей-инвалидов, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения.
Материально- техническое обеспечение соответствует реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Духовное краеведением Святого Белогорья». С целью повышения уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении «особого ребёнка» проведена работа по социально-педагогической и психологической помощи родителям.
Принципиальные подходы к личности детей с особыми образовательными возможностями: педагогический оптимизм, вариативность, партнёрское взаимодействие с семьёй, деятельностный, индивидуальный и коррекционно - компенсирующий подход.
Обучение и воспитание проходит в рамках адаптированной дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программа «Духовное краеведением Святого Белогорья». Формирование системы ценностей и убеждений, основанных на православных традициях. Срок реализации программы – 3 года. Как один из вариантов технологии индивидуального обучения используется метод проектов, который даёт возможность детям проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Активное участие в конкурсах, знакомство с православными достопримечательностями Святого Белогорья, проведение экскурсий для «особых детей» согласовывается с родителями.
За три года работы результаты оказались высокими:
-повысилась социальная активность детей в социальной и культурно - досуговой деятельности учреждения;
- появилось умение активно решать житейские задачи, применяя коммуникацию;
- дети стали более инициативным, любознательными, внимательными и доброжелательными друг к другу;
-появилась уверенность в своих силах;
- активно могут взаимодействовать с окружающими их людьми;
- появились положительные изменения в тактильных ощущениях в пальцах рук;
- укрепилось психическое здоровье обучающихся.
Полученные навыки дети смогут применять в повседневной жизни, что будет способствовать социальной адаптации детей.
Мероприятия, которые проводились в образовательной деятельности:
- Проведение индивидуальных бесед с родителями и детьми.
- Проведение мониторингового исследования по теме « Я и мой мир».
- Разработка культурно - досуговых мероприятий учреждения.
- Встреча с редакцией областного детского и юношеского журнала «Большая переменка».
- Встреча со священником Белгородской и Старооскольской митрополии по проблемам духовно- нравственного воспитания.
Дети с ДЦП участвовали в IV областном фестивале детского художественного творчества «Шаг к успеху» для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Они посетили кафедральный Спасо-Преображенский храм г. Белгорода, встречались со священниками, так же знакомились с историческими достопримечательностями родного города.
Проводился мониторинг по следующим темам:
- «Освоение адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Духовное краеведением Святого Белогорья»;
- «Качество достижения образовательных результатов при работе с детьми с особыми образовательными потребностями»;
-«Результаты участия обучающихся в конкурсах, фестивалях, различных уровней»;
-«Удовлетворённость обучающихся и родителей качеством образовательных услуг»:
-«Анализ результатов педагогической деятельности в работе с обучающимися в рамках адаптированной программы»;
- обобщение педагогического опыта работы педагогов по теме «Социальная адаптация и формирование коммуникативных навыков у детей – инвалидов, детей с ОВЗ в рамках адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Духовное краеведение Святого Белогорья»;
- выступление на педагогическом совете «Проблемы и перспективы работы с детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья»;
- трансляция опыта работа через областные семинары, вебинары, конференции, публикации в научно - методических журналах.
Практика показала плодотворность психолого – педагогической помощи семьям. Социальная адаптация, формирование коммуникативных навыков у детей – инвалидов в рамках адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Духовное краеведение Святого Белогорья» выявили перспективы дальнейшего развития социальных возможностей обучающихся, формирования устойчивых профессиональных интересов и склонностей, развитие их в разнообразной творческой деятельности, совершенствование программно - методического материала и материально- технической базы, необходимость сотрудничества с общественными организациями, волонтерами, Благотворительными фондами.
Вариативная стратегия психолого – педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ в образовательных организациях, способствует удовлетворённости обучающихся и родителей качеством образовательных услуг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с интеллектуальной недостаточностью
Семьи детей с ограниченными возможностями нуждаются в помощи общества, помощи специалистов, доброжелательном отношении окружающих....
доклад на тему «Опыт взаимодействия психолога и социального педагога по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, в рамках мобильной социальной службы»
теоретический материал из опыта работы...
«Социально – педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей – инвалидов»
Описывается система работы в школе социальным педагогом с семьями воспитывающие детей с расстройствами аутического спектра....
Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с нарушениями речевого развития
Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает профилактическое и диагностико-коррекционное направление деятельности образовательных учреждений в ряду наиболее значимых и приоритетных...
Психолого-педагогическое сопровождение процесса здоровьесбережения детей и подростков в образовательной организации
В статье освещаются вопросы сопровождения процесса здоровьесбережения в образовательной организации. Обозначаются существующие проблемы науки и практики, предлагаются пути их решения....
Организация психолого-педагогического сопровождения семьи воспитывающей ребенка с ОВЗ
Сопровождение семьи...
«Психолого-педагогическая поддержка семьи, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья».
Психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка с ограниченными возможностями является важным звеном в системе государственной поддержки семьи. Под психолого-педагогической поддержкой семьи мы ...