Вариативные стратегии психолого – педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ в образовательных организациях
статья

Колычева Тамара Ивановна

Дополнительное образование, в силу присущей ему многопрофильности, открытых возможностей выбора деятельности и гибкости образовательных траекторий, создает широкую возможность для человека, его склонностей, способностей и интересов, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов.Вариативная стратегия психолого – педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ в образовательных организациях, способствует  удовлетворённости обучающихся и родителей качеством образовательных услуг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolycheva_t.i.variativnye_strategii.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

В

Вариативные стратегии психолого – педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗв образовательных организациях

Колычева Тамара Ивановна

(Педагог дополнительного образования ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества»)

Аннотация

     Дополнительное образование, в силу присущей ему многопрофильности, открытых возможностей выбора деятельности и гибкости образовательных траекторий, создает широкую возможность для человека, его склонностей, способностей и интересов, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов.

Вариативная стратегия психолого – педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ в образовательных организациях, способствует  удовлетворённости обучающихся и родителей качеством образовательных услуг.

Ключевые слова: дети – инвалиды, процесс социализации, коммуникация, вариативность, партнёрское взаимодействие с семьёй, деятельностный, индивидуальный и коррекционно - компенсирующий подход.

Одна из стратегических целей развития системы российского образования направлена на предоставление детям с ОВЗ, детям - инвалидам  равных возможности полноценного участия во всех сферах школьного  и дополнительного образования, обеспечивая их социальную интеграцию. В Федеральном законе  «Об образовании в Российской Федерации» определена ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по созданию необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации (К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования (статья 8)).

     Дополнительное образование, в силу присущей ему многопрофильности, открытых возможностей выбора деятельности и гибкости образовательных траекторий, создает широкую возможность для человека, его склонностей, способностей и интересов, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - инвалидов. У такой категории детей процесс социализации существенно затруднен, нарушена связь с  окружающим миром, ограничена мобильность, отмечается бедность контактов со сверстниками и взрослыми, недоступность ряда культурных ценностей, ограничено общение с природой, обострение эмоциональных  состояний: страха, обиды, неуверенности, заниженная самооценка, барьерная среда в пространстве, вне дома.  И будущее напрямую зависит от умения трудиться, выстраивать отношения с окружающими, организовать  культурную и духовную жизнь.

ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества» включился в работу по оказанию образовательных услуг для детей с ОВЗ (детей – инвалидов), их социальной-бытовой адаптации, овладения навыками коммуникации. По запросу родителей для детей - инвалидов НОДО (с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а именно детским церебральным параличом (ДЦП) была разработана адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Духовное краеведением Святого Белогорья», направленная на социальную адаптацию и духовно- нравственное воспитание  обучающихся.  В работе учитываются возрастные особенности ребёнка, уровень их физиологического и умственного развития, состояние здоровья, мотивация к занятиям, познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

      В моей практике дети с нарушением опорно-двигательного аппарата имеют нормальный и даже высокий интеллект. Обучение изначально ориентировано на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины - Белогорья, как части России. Большое значение программа придает краеведческой работе, изучаемой истории, культуры и традиций Белгородчины. Важным средством реализации данной проблемы является  духовное краеведение, которое в системе учебно-образовательной и воспитательной работы является основным фактором духовного,  нравственного, эстетического, патриотического воспитания. Оно помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы детей-инвалидов, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения.

Материально- техническое обеспечение соответствует  реализации адаптированной дополнительной  общеобразовательной общеразвивающей программы «Духовное краеведением Святого Белогорья». С целью повышения уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении «особого ребёнка»  проведена работа по социально-педагогической и психологической  помощи родителям.

Принципиальные подходы к личности детей с особыми образовательными возможностями: педагогический оптимизм,  вариативность, партнёрское взаимодействие с семьёй, деятельностный, индивидуальный и коррекционно - компенсирующий подход.

Обучение и воспитание  проходит в рамках  адаптированной дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программа «Духовное краеведением Святого Белогорья». Формирование системы ценностей и убеждений, основанных на православных традициях. Срок реализации программы – 3 года. Как один из вариантов технологии индивидуального обучения используется метод проектов, который даёт возможность детям проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Активное участие в конкурсах, знакомство с православными достопримечательностями Святого Белогорья, проведение  экскурсий для «особых детей» согласовывается с родителями.

За три года работы результаты оказались высокими:

-повысилась социальная  активность детей в социальной и культурно - досуговой деятельности учреждения;

- появилось умение активно решать житейские задачи, применяя коммуникацию;

- дети стали более инициативным, любознательными, внимательными и доброжелательными друг к другу;

-появилась уверенность в своих силах;

- активно могут взаимодействовать с окружающими их людьми;

- появились положительные изменения в тактильных ощущениях в пальцах рук;

- укрепилось психическое здоровье  обучающихся.

Полученные навыки дети смогут применять в повседневной жизни, что будет способствовать социальной  адаптации детей.

Мероприятия, которые проводились  в образовательной деятельности:

  1. Проведение индивидуальных бесед с родителями и  детьми.
  2. Проведение мониторингового исследования по теме « Я и мой мир».
  3. Разработка культурно - досуговых мероприятий учреждения.
  4. Встреча с редакцией областного детского и юношеского  журнала «Большая переменка».
  5. Встреча со  священником Белгородской и Старооскольской митрополии по проблемам духовно- нравственного воспитания.

Дети с ДЦП  участвовали   в  IV областном фестивале детского художественного творчества «Шаг к успеху» для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Они посетили кафедральный Спасо-Преображенский храм  г. Белгорода, встречались со священниками, так же знакомились с историческими достопримечательностями родного города.

 Проводился  мониторинг по следующим  темам:

- «Освоение адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Духовное краеведением Святого Белогорья»;

- «Качество достижения образовательных результатов при работе с детьми с особыми образовательными потребностями»;

-«Результаты участия обучающихся в конкурсах, фестивалях, различных уровней»;

Удовлетворённость обучающихся и родителей качеством образовательных услуг»:

-«Анализ результатов педагогической деятельности в работе с обучающимися в рамках адаптированной программы»;

- обобщение  педагогического  опыта работы  педагогов по теме «Социальная адаптация и формирование коммуникативных навыков у детей – инвалидов, детей с ОВЗ в рамках адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Духовное краеведение Святого Белогорья»;

- выступление на педагогическом совете  «Проблемы и перспективы работы  с   детьми – инвалидами,  детьми с  ограниченными возможностями здоровья»;

- трансляция опыта работа через областные семинары, вебинары, конференции, публикации в научно - методических журналах.

Практика показала  плодотворность психолого – педагогической помощи  семьям.  Социальная  адаптация, формирование коммуникативных навыков у детей – инвалидов в рамках адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Духовное краеведение Святого Белогорья» выявили перспективы дальнейшего  развития социальных возможностей обучающихся, формирования устойчивых профессиональных интересов и склонностей, развитие их в разнообразной творческой деятельности, совершенствование программно - методического материала и материально- технической базы,   необходимость сотрудничества с  общественными  организациями, волонтерами,  Благотворительными фондами.

Вариативная стратегия психолого – педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ в образовательных организациях, способствует  удовлетворённости обучающихся и родителей качеством образовательных услуг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с интеллектуальной недостаточностью

Семьи детей с ограниченными возможностями нуждаются в помощи общества, помощи специалистов, доброжелательном отношении окружающих....

«Социально – педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей – инвалидов»

Описывается система работы в школе социальным педагогом с семьями воспитывающие детей с расстройствами аутического спектра....

Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с нарушениями речевого развития

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает профилактическое и диагностико-коррекционное направление деятельности образовательных учреждений в ряду наиболее значимых и приоритетных...

Психолого-педагогическое сопровождение процесса здоровьесбережения детей и подростков в образовательной организации

В статье освещаются вопросы сопровождения процесса здоровьесбережения в образовательной организации. Обозначаются существующие проблемы науки и практики, предлагаются пути их решения....

«Психолого-педагогическая поддержка семьи, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья».

Психолого-педагогическая поддержка  семьи ребенка с ограниченными возможностями является важным звеном в системе государственной поддержки семьи. Под психолого-педагогической поддержкой семьи мы ...

О модели консультативного пункта психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающих детей дошкольного возраста, на основе применения цифровых технологий: 3D – ДИАЛОГ: «Родитель-Ребенок-Педагог»

В данной статье рассматривается опыт дистанционной работы с применением цифровых технологий Консультативного пункта на базе МАДОУ Детский сад  «Журавушка» г. Салехард, оказывающ...