«Социально – педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей – инвалидов»
статья на тему
Описывается система работы в школе социальным педагогом с семьями воспитывающие детей с расстройствами аутического спектра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_elkina.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Асбестовская СКОШИ
Городской семинар.
«Система психолого - педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ
(в том числе детей – инвалидов, детей с РАС) в образовательном процессе.
Доклад.
«Социально – педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей – инвалидов»
Дата: 09.04.2015
Социальный педагог
первой квалификационной категории
Елькина М.С.
г. Асбест
Социально – педагогическая помощь семьям,
воспитывающим детей – инвалидов.
В школе – интернат обучается 126 учащихся, из них 70 детей – инвалидов. Состав семей сложный, неоднородный: 19 семей - многодетные, 7 - опекаемые, неблагополучные – 8, находящиеся в социально – опасном положении - 3, малообеспеченных – 22. Семьи имеют различный статус: родители с высшим образованием, безработные, на пенсии (по старости), неблагополучные и находящиеся в социально – опасном положении.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, особая категория детей, которая нуждается в специальном уходе. Семьи, воспитывающие таких детей, требуют особого подхода. Помощь детям - инвалидам, заключается в социальной реабилитации, защите прав и интересов таких детей, их семей.
Воспитанники, обучающиеся в нашем учреждении, имеют разные диагнозы по состоянию здоровья. Особого внимания заслуживают дети с расстройствами аутического спектра. На сегодняшний день в нашей школе учатся пять детей с данным заболеванием.
Надо отметить, что данная проблема затронута в трудах известных педагогов, специалистов врачей психиатров, дефектологов, таких как: Лебединской К.С, Башиной В.Н, Никольской О.С., Спиваковской, М.М.Либлинг, Е.Р. Баенской, Каган В.Е. и др.
Существуют проблемы у детей с расстройствами аутического спектра и в семьях, но в связке со специалистами медицины, педагогики, психологии, можно добиться результатов.
И рассматривать я этих детей и семьи буду с этой точки зрения. В нашей школе обучаются дети первой и второй группы расстройства аутического спектра, имеющие характерные признаки, такие как:
-страхи,
- самоагрессия,
- особенность отводить косвенно взгляд, без надобности снимать одежду,
- стереотипии поведения
- эмоциональная изолированность от близких,
- одиночество,
- схематичность, фрагментарность мышления
У данных детей имеются все эти признаки в меньшей степени или они отсутствуют у них совсем.
Вся деятельность социального педагога направлена на работу с семьей:
- чтобы помочь родителям научиться управлять развитием ребенка. Для получения положительных результатов мы, как специалисты ППК, разработали индивидуальные карты развития – ИПР, основываясь на Нормативные правовые акты, регламентирующие оказание
государственной услуги федерального уровня:
Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах
социального обслуживания населения в Российской Федерации";
Федеральный закон от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном
обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации";
Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Каждый ребенок и его семья, рассматривается на командном обсуждении
специалистов, в ходе которого составляется индивидуальная программа
сопровождения семьи, включающая в себя индивидуальные, совместные или
групповые занятия с детьми, а также работу с родителями.
Домашнее визитирование – эта одна из форм работы социального педагога коррекционной школы - это знакомство с домашней обстановкой,
развивающей средой для ребенка и оказание психологической поддержки
родителям. Для специалиста важно увидеть ребенка в естественных для него условиях, узнать его возможности и сильные стороны, что помогает разработать наиболее адекватные способы помощи семье.
Следующая форма работы - консультирование, которое предусматривает возможность родителям договориться о встрече со специалистом, либо индивидуально поговорить в конце занятия, или побеседовать со специалистом по телефону, чтобы обсудить
особенности и потребности ребенка и семьи, волнующие вопросы. Основными темами консультирования являются личные переживания родителей, вопросы воспитания и развития ребенка раннего возраста, а также внутрисемейные отношения. Все перечисленные формы работы позволяют семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ, преодолеть социальную изоляцию, повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания, ребенка и помогают учащемуся стать более самостоятельным и независимым.
Опыт работы социального педагога по оказанию ранней помощи семье показал, что данная работа является востребованной и необходимой. Она позволяет добиваться положительной динамики в развитии и социализации детей с отклонениями в развитии, а родителям и лицам их заменяющих, активно усваивать психолого-педагогические и другие знания,
которые в дальнейшем они могут самостоятельно использовать в домашних условиях. А теперь мне хотелось бы подробнее остановиться на технологии «визитирования» семей.
Технология «визитирования» семей, имеющих детей-инвалидов или
детей с ограниченными возможностями здоровья.
Первый визит в семью – это стадия привлечения семьи с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, к практическому сотрудничеству. Для меня, как специалиста, очень важно решить несколько задач: установить определённые отношения с родителями, другими членами семьи, с возможно более широким кругом людей, образующих социальную сеть семьи. В центре этих отношений должны находиться благополучие, безопасность, и эмоциональная защищённость ребёнка. Необходимо определить и понять проблемы, присущие данному случаю и выявить собственные ресурсы семьи для их решения. Очень важно, чтобы специалист и члены семьи пришли к полному взаимопониманию имеющихся проблем и ресурсов; предложить семье помощь в осуществлении перемен, которые позволят решить проблемы; установить контакт, снять страх и напряженность у семьи.
Основываясь на профессиональной этике, в процессе установления
контакта и дальнейшего взаимодействия с семьей я руководствуюсь следующими принципами:
- каждая семья индивидуальна;
- члены семьи имеют право на выражение своих чувств;
- принимать семью такой, какая она есть, не оценивать;
- семья имеет право делать самостоятельный выбор и принимать
самостоятельные решения;
- семья имеет право на конфиденциальность персональных данных, иных сведений.
Наиболее сложной задачей является установление такого контакта с
семьёй, который позволяет семье и специалисту сохранить чувство
собственного достоинства и продемонстрировать друг другу готовность к
сотрудничеству в интересах ребёнка. В моем опыте имеется случай, когда бабушка, являющаяся опекуном своего внука, не могла смириться с отклонениями в развитии мальчика, не прислушивалась к рекомендациям специалистов нашей школы.
Большое значение имеют приемы установления доверительных отношений с семьей и ребенком. Для меня была цель показать семье данного ребенка, что специалист сопровождения не является для нее опасным, и он действительно настроен на сотрудничество.
Во время проведения диалога я не сосредотачивала внимание на проблемах, о которых семья сама не готова говорить, старалась не форсировать события, придавала особое внимание невербальному контакту, являющимся фоном на котором строится диалог. В ходе эффективной профессиональной коммуникации использовала целый набор межличностных помогающих навыков: от роли слушающего, понимающего и отвечающего до роли оказывающего влияние, соблюдая при этом эмпатию, искреннее участие и уважение. Результатом явилась положительная мотивация семьи ребенка на отношение к школе.
Для успешной работы с семьёй специалисту необходимо уметь
составлять карту семьи. При составлении карты нужно очень важно определить у семьи (клиента) восприятие им времени, как члены семьи ориентированы во
времени (прошлое – настоящее – будущее); особенности вербальной и
невербальной коммуникации: язык, стиль, ритм речи, жестикуляция и т.д.;
персональное пространство во время диалога; особенности взаимоотношений
между членами семьи; роль социальной сети и родственников – наличие
контактов, влияние их на семью; убеждения: во что верят члены семьи, какие
убеждения являются значимыми, роль и значимость семьи, роль родителей в
воспитании детей. Эти убеждения уходят корнями в предыдущее поколение и являются зачастую неосознанными.
В практике специалиста сопровождения может встретиться ряд
проблем, с которым приходится сталкиваться любому человеку в своей жизни.
Среди них выделяют следующие: гигиена жилища и места обитания; уход за
детьми; воспитание детей; поиск работы; оформление документов; зависимость (алкоголь и др.); умение решать проблемы.
Таким образом, умение «замотивировать» клиента на перемены, используя приёмы социально-психологического воздействия и стратегию изменений, делают процесс семейного сопровождения плодотворным и успешным. Этому способствует взаимодействие социального педагога с различными общественными инстанциями и структурами. Наша школа тесно взаимодействует с реабилитационным центром «Радуга» для детей – инвалидов, где специалисты центра проводят лечебную реабилитацию, организацию досуга детей просветительскую деятельность. Активно дети вовлекаются в кружки, участвуют в конкурсах, праздниках. Ежемесячно в центре проходят оздоровление по 5 - 6 учеников школы.
Каким бы тяжелым ни было заболевание ребенка, важен жизнеутверждающий настрой, опора на сильные стороны семьи, ориентация ее на преодоление трудностей.
Вообще, индивидуальная программа реабилитации - это система мероприятий, направленных на развитие возможностей ребенка и всей семьи, которая разрабатывается всей командой специалистов, состоящих из врача, социального педагога, дефектологов, психолога и логопеда. Разрабатывается такая система мероприятий индивидуально для каждого ребенка и семьи, с учетом состояния здоровья и особенностей развития, а также потребностей и возможности семьи для успешного выполнения программы. Два раза в год мною проводится диагностика и в конце года анализируются достигнутые результаты, успехи, то, чего удалось достичь, а чего нет? На основании этих данных, разрабатывается план на следующий год. Что же представляет собой программа. Во-первых, ставится цель, которая разбивается на задачи, поскольку процесс реабилитации касается сразу несколько направлений работы, то у каждого специалиста работающего с семьей будет свой результат. Семьям с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья мною осуществляется социальная помощь в содействии с другими социальными службами, применяются наиболее значимые виды помощи: социально – информационная, социально-бытовая; социально-психологическая; социально-педагогическая; социально-медицинская; социально-правовая, социально – экономическая.
Организуя свою работу по социальному сопровождению я использую
современные социальные технологии и методики сопровождения
семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с интеллектуальной недостаточностью
Семьи детей с ограниченными возможностями нуждаются в помощи общества, помощи специалистов, доброжелательном отношении окружающих....
Формы социально - педагогической помощи семье.(Социальный педагог, работа с семьей)
В материале предоставлены материалы для социального педагога по работе с семьей, требующей особого внимания, находящейся в социально-опасном положении....
доклад на тему «Опыт взаимодействия психолога и социального педагога по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, в рамках мобильной социальной службы»
теоретический материал из опыта работы...
Вариативные стратегии психолого – педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ в образовательных организациях
Дополнительное образование, в силу присущей ему многопрофильности, открытых возможностей выбора деятельности и гибкости образовательных траекторий, создает широкую возможность для человека, его склонн...
Психологическая помощь семье, воспитывающей ребёнка- инвалида
Материал может быть полезен учителям коррекционных школ....
Статья "Как научить ребенка проводить время без телефона" Заведующий отделением социальной и психологи-педагогической помощи семье и детям Молчанова Н.Н.
Заведующий отделением социальной и психологи-педагогической помощи семье и детям Молчанова Н.Н....
О модели консультативного пункта психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающих детей дошкольного возраста, на основе применения цифровых технологий: 3D – ДИАЛОГ: «Родитель-Ребенок-Педагог»
В данной статье рассматривается опыт дистанционной работы с применением цифровых технологий Консультативного пункта на базе МАДОУ Детский сад «Журавушка» г. Салехард, оказывающ...