«Социально – педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей – инвалидов»
статья на тему

Описывается система работы в школе социальным педагогом с семьями воспитывающие детей с расстройствами аутического спектра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_elkina.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Асбестовская СКОШИ

Городской семинар.

«Система психолого - педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ

(в том числе детей – инвалидов, детей с РАС) в образовательном процессе.

Доклад.

«Социально – педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей – инвалидов»              

Дата: 09.04.2015

Социальный педагог

первой квалификационной категории

Елькина М.С.

г. Асбест

Социально – педагогическая помощь семьям,

воспитывающим  детей – инвалидов.

 

В школе – интернат обучается 126 учащихся, из них  70 детей – инвалидов. Состав семей сложный, неоднородный: 19 семей  - многодетные,  7 - опекаемые, неблагополучные – 8, находящиеся в социально – опасном положении  - 3, малообеспеченных – 22. Семьи имеют различный статус: родители с высшим образованием, безработные, на пенсии (по старости), неблагополучные и  находящиеся в социально – опасном положении.

         Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, особая категория детей, которая нуждается в специальном уходе.  Семьи, воспитывающие таких  детей,   требуют особого подхода.  Помощь детям -  инвалидам, заключается в социальной реабилитации, защите прав и интересов таких детей, их семей.

Воспитанники,  обучающиеся в нашем учреждении, имеют разные  диагнозы  по состоянию здоровья. Особого внимания заслуживают дети с расстройствами аутического спектра.  На сегодняшний день в нашей школе учатся  пять детей с данным заболеванием.

Надо отметить, что данная проблема затронута в трудах известных педагогов, специалистов врачей психиатров, дефектологов,  таких как: Лебединской К.С, Башиной В.Н, Никольской О.С., Спиваковской, М.М.Либлинг, Е.Р. Баенской, Каган В.Е. и др.

 Существуют проблемы у детей с расстройствами аутического спектра и в семьях, но в связке со специалистами медицины, педагогики, психологии, можно добиться  результатов.

И рассматривать я этих детей и семьи буду с этой точки зрения. В нашей школе обучаются дети первой и второй группы расстройства аутического спектра, имеющие характерные признаки, такие как:

 -страхи,

- самоагрессия,

- особенность отводить косвенно взгляд, без надобности снимать одежду,

- стереотипии поведения

- эмоциональная изолированность от близких,

- одиночество,

- схематичность, фрагментарность мышления

 У данных детей   имеются  все эти признаки в меньшей степени или они отсутствуют у них совсем.

 Вся деятельность социального педагога направлена на работу с семьей:

 - чтобы помочь родителям научиться управлять развитием ребенка. Для получения положительных результатов мы, как специалисты ППК, разработали индивидуальные  карты развития – ИПР, основываясь на Нормативные правовые акты, регламентирующие оказание

государственной услуги федерального уровня:

Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах

социального обслуживания населения в Российской Федерации";

Федеральный закон от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном

обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной

защите инвалидов в Российской Федерации";

Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных

гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

   Каждый ребенок и его семья, рассматривается на командном обсуждении

специалистов, в ходе которого составляется индивидуальная программа

сопровождения семьи, включающая в себя индивидуальные, совместные или

групповые занятия с детьми, а также работу с родителями.

Домашнее визитирование – эта одна из форм работы социального педагога коррекционной школы  -   это знакомство с домашней обстановкой,

развивающей средой для ребенка и оказание психологической поддержки

родителям. Для специалиста важно увидеть ребенка в естественных для него условиях, узнать его возможности и сильные стороны, что помогает разработать наиболее адекватные способы помощи семье.

Следующая форма работы  -  консультирование, которое предусматривает возможность  родителям   договориться о встрече со специалистом, либо индивидуально поговорить в конце занятия, или побеседовать со специалистом по телефону, чтобы обсудить

особенности и потребности ребенка и семьи, волнующие вопросы. Основными темами консультирования являются личные переживания родителей, вопросы воспитания и развития ребенка раннего возраста, а также  внутрисемейные отношения. Все перечисленные формы работы позволяют семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ, преодолеть социальную изоляцию, повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания,  ребенка и  помогают учащемуся стать более самостоятельным и независимым.

Опыт работы социального педагога по оказанию  ранней помощи семье показал, что данная  работа является  востребованной и необходимой. Она позволяет добиваться положительной динамики в развитии и социализации детей с отклонениями в развитии, а родителям и лицам их заменяющих,  активно усваивать психолого-педагогические и другие знания,

которые в дальнейшем они могут самостоятельно использовать в домашних условиях. А теперь мне хотелось бы подробнее остановиться на технологии «визитирования» семей.

Технология «визитирования» семей, имеющих детей-инвалидов или

детей с ограниченными возможностями здоровья.

Первый визит в семью – это стадия привлечения семьи с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, к  практическому сотрудничеству. Для меня, как специалиста, очень важно решить несколько задач: установить определённые отношения с родителями, другими членами семьи, с возможно более широким кругом людей, образующих социальную сеть семьи. В центре этих отношений должны находиться благополучие, безопасность, и эмоциональная защищённость ребёнка. Необходимо определить и понять проблемы, присущие данному случаю и выявить собственные ресурсы семьи для их решения. Очень важно, чтобы специалист и члены семьи пришли к полному взаимопониманию имеющихся проблем и ресурсов; предложить семье помощь в осуществлении перемен, которые позволят решить проблемы; установить контакт, снять страх и напряженность у семьи.

Основываясь на профессиональной этике, в процессе установления

контакта и дальнейшего взаимодействия с семьей я  руководствуюсь следующими принципами:

 - каждая семья индивидуальна;

- члены семьи имеют право на выражение своих чувств;

- принимать семью такой, какая она есть, не оценивать;

- семья имеет право делать самостоятельный выбор и принимать

самостоятельные решения;

- семья имеет право на конфиденциальность персональных данных, иных сведений.

     Наиболее сложной задачей является установление такого контакта с

семьёй, который позволяет семье и специалисту сохранить чувство

собственного достоинства и продемонстрировать друг другу готовность к

сотрудничеству в интересах ребёнка. В моем опыте имеется случай, когда бабушка, являющаяся опекуном своего внука, не могла смириться с отклонениями в развитии мальчика, не прислушивалась к рекомендациям специалистов нашей школы.

Большое значение имеют приемы установления доверительных отношений с семьей и ребенком. Для меня была цель показать семье данного ребенка, что специалист сопровождения не является для нее опасным, и он действительно настроен на сотрудничество.

  Во время проведения диалога я не сосредотачивала внимание на проблемах, о которых семья сама не готова говорить, старалась не форсировать события, придавала особое внимание невербальному контакту, являющимся фоном на котором строится диалог. В ходе эффективной профессиональной коммуникации использовала целый набор межличностных помогающих навыков: от роли слушающего, понимающего и отвечающего до роли оказывающего влияние, соблюдая при этом эмпатию, искреннее участие и уважение.  Результатом явилась положительная мотивация семьи ребенка на отношение к школе.

 

Для успешной работы с семьёй специалисту необходимо уметь

составлять карту семьи. При составлении карты нужно очень важно  определить у семьи (клиента) восприятие им  времени, как члены семьи ориентированы во

времени (прошлое – настоящее – будущее); особенности вербальной и

невербальной коммуникации: язык, стиль, ритм речи, жестикуляция и т.д.;

персональное пространство во время диалога; особенности взаимоотношений

между членами семьи; роль социальной сети и родственников – наличие

контактов, влияние их на семью; убеждения: во что верят члены семьи, какие

убеждения являются значимыми, роль и значимость семьи, роль родителей в

воспитании детей. Эти убеждения уходят корнями в предыдущее поколение и являются зачастую неосознанными.

В практике специалиста  сопровождения может встретиться ряд

проблем, с которым приходится сталкиваться любому человеку в своей жизни.

Среди них выделяют следующие: гигиена жилища и места обитания; уход за

детьми; воспитание детей; поиск работы; оформление документов; зависимость (алкоголь и др.); умение решать проблемы.

Таким образом, умение «замотивировать» клиента на перемены, используя приёмы социально-психологического воздействия и стратегию изменений, делают процесс семейного сопровождения плодотворным и успешным. Этому способствует   взаимодействие социального педагога с различными общественными инстанциями и структурами. Наша школа тесно взаимодействует  с реабилитационным центром «Радуга» для детей – инвалидов, где специалисты центра проводят лечебную реабилитацию, организацию досуга детей просветительскую деятельность. Активно дети вовлекаются в кружки, участвуют в конкурсах, праздниках. Ежемесячно в центре проходят оздоровление по 5 - 6  учеников школы.

Каким бы тяжелым ни было заболевание ребенка, важен жизнеутверждающий настрой, опора на сильные стороны семьи, ориентация ее на преодоление трудностей.

Вообще,  индивидуальная программа реабилитации  - это система мероприятий, направленных на развитие возможностей ребенка и всей семьи, которая разрабатывается всей командой специалистов, состоящих из врача, социального педагога, дефектологов, психолога и логопеда.  Разрабатывается такая система мероприятий индивидуально для каждого ребенка и семьи, с учетом состояния здоровья  и особенностей развития, а также потребностей и возможности семьи для успешного выполнения программы. Два раза в год мною  проводится   диагностика и в конце года анализируются  достигнутые результаты, успехи, то, чего удалось достичь, а чего нет? На основании этих данных, разрабатывается план на следующий год. Что же представляет собой программа. Во-первых, ставится цель, которая разбивается на задачи, поскольку процесс реабилитации касается сразу несколько направлений работы, то у каждого специалиста работающего с семьей  будет свой результат. Семьям с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья мною  осуществляется социальная помощь в содействии с другими социальными службами, применяются наиболее значимые виды помощи: социально – информационная,  социально-бытовая; социально-психологическая; социально-педагогическая; социально-медицинская; социально-правовая, социально – экономическая.

Организуя свою работу по   социальному сопровождению я использую

 современные  социальные технологии и методики сопровождения

семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями

здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с интеллектуальной недостаточностью

Семьи детей с ограниченными возможностями нуждаются в помощи общества, помощи специалистов, доброжелательном отношении окружающих....

Формы социально - педагогической помощи семье.(Социальный педагог, работа с семьей)

В материале предоставлены материалы для социального педагога по работе с семьей, требующей особого внимания, находящейся в социально-опасном положении....

Вариативные стратегии психолого – педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ в образовательных организациях

Дополнительное образование, в силу присущей ему многопрофильности, открытых возможностей выбора деятельности и гибкости образовательных траекторий, создает широкую возможность для человека, его склонн...

Психологическая помощь семье, воспитывающей ребёнка- инвалида

Материал может быть полезен учителям коррекционных школ....

О модели консультативного пункта психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающих детей дошкольного возраста, на основе применения цифровых технологий: 3D – ДИАЛОГ: «Родитель-Ребенок-Педагог»

В данной статье рассматривается опыт дистанционной работы с применением цифровых технологий Консультативного пункта на базе МАДОУ Детский сад  «Журавушка» г. Салехард, оказывающ...