Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с интеллектуальной недостаточностью
статья по теме
Семьи детей с ограниченными возможностями нуждаются в помощи общества, помощи специалистов, доброжелательном отношении окружающих.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с интеллектуальной недостаточностью
Е.В.Калинина, воспитатель
I категории. классный руководитель
специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы VIII вида,
Малышево, Селивановский район
Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.
Семья ребенка с интеллектуальным недоразвитием часто оказывается в изоляции, так как родители обычно ограничивают общение со своими друзьями, родственниками, целиком замыкаясь на своем горе. Большинство родителей болезненно реагируют на признание их ребенка умственно отсталым и рекомендацию обучать его в специализированной (коррекционной) школе. Для принятия решения родители должны быть реально ориентированы в возможностях дальнейшего развития своего ребенка. Если родители решили определить своего малыша в какое-либо учреждение системы социального обеспечения, это не значит, что они бросили его. Ребенка можно бросить, оставив его дома. Все зависит от самих родителей, от того, как они будут в дальнейшем заботиться о своем ребенке. Формирование личности детей с нарушениями в психофизическом развитии в первую очередь происходит в семье. От взаимоотношения ребенка с родителями зависит, насколько адекватными будут его отношения с социальной средой.
Семьи детей с ограниченными возможностями нуждаются в помощи общества, помощи специалистов, доброжелательном отношении окружающих.
Практическая реализация специального обучения и воспитания связана с
семейно-общественным подходом к воспитанию на основе принципов вариативности и системности.
Вариативность предполагает организацию различных форм помощи родителям,
воспитывающим умственно отсталых детей, учет региональных и социальных
условий. Конкретную коррекционно-педагогическую помощь родители должны
получать в большей степени через сеть учреждений компенсирующего (коррекционного) типа.
Оказание психолого-педагогической помощи ребенку и родителям основывается на принципе единства требований к процессу воспитания и
обучения детей с нарушением интеллекта, который должен быть отражен в индивидуальной коррекционной программе развития.
В эту программу должны входить два важных взаимосвязанных направления: во-первых, организационные формы помощи родителям; во-вторых, содержательно-педагогическая работа с ребенком.
Работа с родителями включает в себя следующие организационные формы: лекционно-просветительскую; консультативно-рекомендательную; обучение родителей навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком; проведение круглых столов, конференций, детских праздников и т. д.
Современная систематическая психолого-педагогическая помощь умственно отсталым детям, консультативно-методическая поддержка их родителей, социальная адаптация и формирование предпосылок к учебной деятельности осуществляются в системе Министерства образования на базе следующих учреждений:
- специальные (коррекционные) образовательные учреждения для воспитанников с отклонениями в развитии: специальные (коррекционные) школы-интернаты, детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- дошкольные образовательные (коррекционные) учреждения для детей с
нарушением интеллекта (умственно отсталых);
- группы кратковременного пребывания для детей с нарушением интеллекта при специализированных дошкольных учреждениях коррекционного типа.
Существуют основные направления в работе с семьями, которые реализуются силами педагогического состава школы:
- информирование родителей в отношении особенностей развития детей и ухода за ними;
- обучение специальным навыкам и приемам взаимодействия с детьми;
- консультирование семей с участием родителей;
- индивидуальное консультирование родителей в течение всего учебного года;
- итоговое консультирование семьи в конце учебного года, определяющее тактику дальнейшего сопровождения ребенка;
- включение родителей в педагогический процесс: открытые уроки, участие в праздниках, викторинах, экскурсиях.
Основными формами совместной деятельности семьи и школы являются:
- индивидуальная форма работы;
- классные родительские собрания;
- общешкольные собрания;
- работа с родительским активом.
Единая система педагогических воздействий, единые требования, предъявляемые ребенку в школе и семье, способствуют выработке определенного динамического стереотипа поведения. При этом ребенок испытывает меньше трудностей в процессе овладения нравственными нормами поведения, привычками, легче осваивает навыки учебной, трудовой деятельности, правила общения с окружающими его людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на тему «Опыт взаимодействия психолога и социального педагога по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, в рамках мобильной социальной службы»
теоретический материал из опыта работы...
Взаимодействие семьи и школы. Педагогические рекомендации для родителей, воспитывающих ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
Взаимодействие семьи и школы. Педагогические рекомендации для родителей, воспитывающих ребенка с интеллектуальной недостаточностью....
«Социально – педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей – инвалидов»
Описывается система работы в школе социальным педагогом с семьями воспитывающие детей с расстройствами аутического спектра....
Презентация "Психолого-педагогическое сопровождение детей с интеллектуальной недостаточностью"
Презентация разработана к выступлению "Психолого-педагогическое сопровождение детей с интеллектуальной недостаточностью" на районном семинаре завучей "Особенности работы с детьми с умст...
Вариативные стратегии психолого – педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ в образовательных организациях
Дополнительное образование, в силу присущей ему многопрофильности, открытых возможностей выбора деятельности и гибкости образовательных траекторий, создает широкую возможность для человека, его склонн...
«Психолого-педагогическая поддержка семьи, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья».
Психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка с ограниченными возможностями является важным звеном в системе государственной поддержки семьи. Под психолого-педагогической поддержкой семьи мы ...
О модели консультативного пункта психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающих детей дошкольного возраста, на основе применения цифровых технологий: 3D – ДИАЛОГ: «Родитель-Ребенок-Педагог»
В данной статье рассматривается опыт дистанционной работы с применением цифровых технологий Консультативного пункта на базе МАДОУ Детский сад «Журавушка» г. Салехард, оказывающ...