Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с нарушениями речевого развития
статья по теме
Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает профилактическое и диагностико-коррекционное направление деятельности образовательных учреждений в ряду наиболее значимых и приоритетных. С качественным изменением контингента детей дошкольных учреждений меняется и педагогическая ситуация, что в свою очередь стимулирует поиск новых педагогических идей, позволяет трансформировать и модифицировать привычные формы профилактической и коррекционно - развивающей работы, ее методы и содержание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
работа с родителями | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с нарушениями речевого развития
Компетентность - существительное, образованное от прилагательного компетентный в значении «знающий, осведомленный в какой-либо области». Компетентность – знания в какой-нибудь области. Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации знания и опыт для эффективного решения поставленной цели.
Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». Соответственно сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, но включить в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков. (Приложение к письму Минобразования России от 27.06.03 № 28-51-513/16 Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования)
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
— предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
— помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
— психологическое обеспечение образовательных программ;
— развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Усиление интереса и внимания к вопросам семейного воспитания связано с признанием его приоритета в развитии личности ребенка. Семья представляет базовую модель для социализации ребенка, в семье формируются предпосылки и создаются условия для развития физических, эмоциональных, познавательных, речевых способностей человека.
Статистические данные, приведенные в одном из выступлений (2009) члена комитета Госдумы по делам женщин Л. Н. Швец, свидетельствуют о том, что в России более 80% детей рождаются с отклонениями в развитии. Причина кроется не только в экологическом и социальном неблагополучии нашего общества, но и в медицинской и педагогической безграмотности будущих и настоящих родителей.
Иногда родители чувствуют, что их ребёнок не такой, как его сверстники, но что именно с ним происходит — не понимают, особенно если в семье первенец. Трудности усугубляются, когда ребёнок становится старше. Становится заметно его отставание от сверстников в речевом, интеллектуальном, эмоциональном развитии и др. Все родители начинают с осознания того, что означает заключение специалиста о состоянии ребенка (с чего начать, чем лечить, как лечить), для самих родителей (ситуация могла выбить из колеи, привести к пересмотру представлений о себе, своей системы ценностей, своих установок и устремлений) и для всей семьи (реакция членов семьи, друзей).
Можно выделить несколько моделей поведения родителей:
- положительная динамическая модель. Родители адекватно воспринимают ситуацию. И позитивно настроены на дальнейшую деятельность и сотрудничество;
- отрицательная динамическая модель. Родители воспринимают ситуацию негативно, как приговор ребенку, неадекватно оценивая деятельность специалиста. Все воспринимают скептически. Идут за помощью к другому специалисту в поисках «устраивающего» их заключения и прогноза;
- адинамическая модель. Наиболее сложная. Родители не принимают ни какого участия. К результатам индифферентны. Эта категория родителей нуждается в психологической и психотерапевтической помощи для нормализации эмоционального состояния, налаживания взаимоотношений со своим ребенком.
Задачи специалиста в отношении родителей:
- поиск контакта, располагающего к дальнейшему сотрудничеству;
- консультация должна выходить за рамки медицинских критериев;
- привлечение внимания родителей к сильным и слабым сторонам ребенка, использование социальной оценки настоящего и будущего положения ребенка;
- ориентирование родителей на планомерную, последовательную коррекционно-развивающую работу по нормализации состояния ребенка.
Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению:
— Профилактика.
— Диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг).
— Консультирование (индивидуальное и групповое).
— Развивающая работа (индивидуальная и групповая).
— Коррекционная работа (индивидуальная и групповая).
— Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.
— Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений). (Приложение к письму Минобразования России от 27.06.03 № 28-51-513/16 Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования)
Формы развития психолого-педагогической компетентности родителей в условиях ОУ:
- коллективные формы взаимодействия;
- индивидуальные формы работы с семьей;
- формы наглядного информационного сообщения;
Коллективные формы взаимодействия.
- Общие родительские собрания. Задачи:
- информирование родителей о сущности приоритетного направления ОУ, представление «визитной карточки» учреждения. Краткое и доступное знакомство с основными разделами Программы, по которой работает учреждение, с задачами и содержанием коррекционно-образовательной работы;
- решение организационных вопросов;
- информирование родителей по вопросам взаимодействия ОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.
- Групповые родительские собрания. Задачи:
- осуждение с родителями задач, содержания и форм работы;
- сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;
- решение текущих организационных вопросов.
Целесообразно на родительских собраниях проводить встречи родителей со специалистами: с педагогами, психологом, врачами для решения проблем, возникающих по мере развития детей. Например, очень приветствуется родителями встречи с психологом перед выпуском детей в школу с консультацией о школьной готовности детей. Например, педагоги должны просвещать родителей, разъяснять им, что ответственность за воспитание ребенка и принятие того или иного решения, не следует перекладывать на специалиста.
Следует помнить, что общие и групповые родительские собрания оставляют родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей. Родители не могут влиять на педагогический процесс, они привлекаются лишь к осуществлению организационных моментов.
- День открытых дверей. Задача:
- знакомство с учреждением, направлениями, условиями его работы и педагогами и специалистами.
Родители имеют ограниченный доступ к пребыванию в ОУ – дни открытых дверей проводятся строго по заранее составленному плану.
- Проведение детских праздников и досугов. Задача
- поддержание благоприятного психологического микроклимата ОУ, включение в этот процесс семьи.
Индивидуальные формы работы с семьей.
- Анкетирование и опросы. Задачи: - сбор необходимой информации о ребенке и его семье;
- определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;
- определение оценки родителями эффективности работы специалистов и педагогов ОУ;
- выявление мнения родителей о работе ОУ.
- Беседы и консультации специалистов. Задачи:
- оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания;
- оказание индивидуальной методической помощи в форме «домашних» заданий и пояснений к ним.
- «Родительский час». Задачи:
- информирование родителей о ходе образовательной работы с ребенком, разъяснение «домашних заданий»;
- рекомендации родителям о пособиях, играх, игрушках, методической и художественной литературе, которые помогут развить каждого ребенка.
Следует отметить, что ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам: целью многих форм является помощь родителям, рекомендации, советы.
Формы наглядного информационного обеспечения.
- Информационные стенды, тематические и фото выставки, сайт ОУ. Задачи:- информация о графиках работы администрации и специалистов;
- информирование родителей об организации и содержании коррекционно-образовательной работы в ОУ;
- пропаганда психолого-педагогических знаний.
- Выставки детских работ. Задачи: - ознакомление родителей с формами и результатами продуктивной деятельности детей;
- привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.
- Открытые занятия специалистов и педагогов ОУ. В процессе проведения открытых групповых и индивидуальных занятий с детьми, родители имеют возможность научиться методам и приемам, способствующим развитию ребенка. Знакомятся с подбором материала, с требованиями, предъявляемыми к детям во время занятий.
Задачи: - создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;
- обучение родителей элементам коррекционно-развивающей работы с детьми в домашних условиях.
В процессе той или иной формы повышения психолого-педагогической компетентности родителей педагоги используют методы активизации родителей, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу.
- Вопросы к родителям способствуют установлению диалога с ними. Можно начать любую тему с постановки вопроса, например: «Зачем ребенку игра?». Можно предложить дискуссионные вопросы: «Нужно ли использовать наказания»
- Существуют игровые методы активизации родителей. Родителям педагог бросает мяч, и тот, кто его ловит, должен дать ответ на вопрос, например, «Что вас радует в ребенке?». Можно предложить игрушечный микрофон и пустить его по кругу, задача – высказать свое мнение по вопросу, например, «Что для вас главное в подготовке к школе?»
- К методам активизации относится просмотр видеороликов или диктофонных записей занятий, различных режимных моментов. Это помогает увидеть ребенка в новой обстановке, узнать его получше.
- Анализ ситуаций. Ситуации для обсуждения можно брать из жизни, из опыта работы с детьми, из литературных источников.
Таким образом, повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей позволяет мобилизовать их потенциал, расширяет и дополняет сферу психолого-педагогических мероприятий, направленных на детей с нарушениями речи, способствует выстраиванию четкой и эффективной модели взаимодействия ОУ с семьей ребенка. Это, в свою очередь, наиболее соответствует целям и задачам коррекционно-педагогического воздействия в отношении детей с нарушениями речевого развития.
эффективность коррекции и развития личности каждого ребёнка дошкольного возраста, его мыслительной и речевой деятельности, сенсомоторной сферы, в целом—достижение социальной адаптации возможно при наличии взаимодействия необходимых квалифицированных специалистов, родителей, создании необходимых психолого-педагогических условий, учитывающих особые образовательные потребности детей.
Постоянный же рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает профилактическое и диагностико-коррекционное направление деятельности образовательных учреждений в ряду наиболее значимых и приоритетных. С качественным изменением контингента детей дошкольных учреждений меняется и педагогическая ситуация, что в свою очередь стимулирует поиск новых педагогических идей, позволяет трансформировать и модифицировать привычные формы профилактической и коррекционно - развивающей работы, ее методы и содержание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родителям,воспитывающих детей с нарушением интеллекта.
В сатье даются рекомендации для родителей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта с детьми...
Методические рекомендации для специалистов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться безтактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.Именно с помощью тактил...
Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с нарушениями речи
Чтобы Ваш ребёнок смог освоить всю сложную систему русского языка, ему требуется помощь не только специалистов (логопеда, невролога, психолога, дефектолога и др.), но и Ваша поддержка и внимание....
Лекция для родителей по повышению уровня психолого-педагогической культуры
Лекторий для родителей подростковЦель: повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей.Задачи:Ответить на вопрос родителей: «Какой период подросткового возраста самый трудный в...
Виртуальные платформы как форма эффективного взаимодействия специалистов с семьями, воспитывающими детей с нарушением интеллектуального развития и ТМНР
В статье рассмотрены формы взаимодействия специалистов с семьями, воспитывающими детей с нарушением интеллектуального развития и ТМНР при помощи виртуальных платформ SKYPE и INSTAGRAM.Ключевые слова: ...
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речевого развития.
Нарушения речевого развития....
Перспективные технологии и практики психологической поддержки семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии.
В каждой семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности, существуют свои особенности, свой психологический климат, который так или иначе воздействует на ребенка, либо способств...