СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
методическая разработка
Методические рекомендации специалистам школьной службы сопровождения при работе с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации специалистам школьной службы сопровождения при работе с детьми | 19.43 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Социально-психологическая служба – один из важнейших компонентов целостной системы образовательной деятельности школы.
Деятельность службы направлена на сохранение социально-психологического и обеспечения полноценного психического и социального развития учащихся, ориентировано как на учащихся, так и на административных и педагогических работников, их социально-педагогическую поддержку и обеспечение социально-психологического здоровья.
Сущность деятельности социально-психологической службы – посредническая деятельность. Она локализируется в системах отношений учитель-ученик, родитель-ученик, ученик-ученик, учитель-родитель, учитель-учитель. Работа социально-психологической службы включает в себя классические виды деятельности: социально-психологическая, профилактическая, консультативная, коррекционно-развивающая, социально-диспетчерская.
Организация деятельности социально-психологическая служба включает в себя сотрудничество психолога и социального педагога, специалистов для решения социальных задач, и всё это направлено на социально-психологическую поддержку учащихся школы. Особое внимание социальный педагог уделяет работе с трудными подростками.
Обилие негативной информации в сети интернет, непонимание в семье, страх перед будущим, все это сказывается на психологическом здоровье школьников.
Многочисленные случаи плохого поведения учащихся чаще всего обусловлены рядом факторов:
Фактор 1. Социальная беспомощность (Воровство, обман; Мошенничество, лживость; Трудности в соблюдении дисциплины; Прогулы в школе; Упрямство, непослушание; Любит сладости; Забывчивость, трудности сосредоточения; Неспособность к игре)
Название фактора обусловлено обычными неудачами этих детей в создании межличностных отношений, трудностями с усвоением социальных норм и ценностей, а также выраженной неспособностью к поисковой активности, игре (У.Глассер, 1991, В.С.Ротенберг, В.В.Варшавский, 1984).[1]
Фактор 2. Комплекс «Я недостаточно хорош» (Страх школы, экзаменов, неудачи; Отказ ходить в школу; Чувство малоценности, неуверенности в себе; Остановка речи, страх говорить, «немота»; Склонность к бесплотным мечтаниям; Забывчивость, трудность сосредоточения; Истощаемость, утомляемость; Склонность к покраснению)
У детей с выраженным фактором недостаточности затруднен контакт (установление близких отношений) проявляется беспокойство, застенчивость, страхи, депрессивные настроения, прожорливость, нарушение осанки.
Фактор 3. Депрессия поведения. (Депрессивные настроения, подавленность, плаксивость, удрученность; Отсутствие аппетита; Нарушение пищеварения; Боли в теле, колики в боку; Тенденция к самоубийству; Подавление позывов к каловыделению; Ожирение или похудение; Истощаемость, утомляемость)
У детей с выраженной депрессией имеется ряд симптомов, которые легко появляются и могут также легко смениться на другие: умственная «жвачка», онемение рук и ног, утрата интереса и удовольствия от деятельности, нарушение сна, запоры, вспучивания в животе, раздражительность, навязчивые страхи, ипохондрические жалобы.
Фактор 4. Депрессии возбуждения.
Эффективность работы социального педагога повышается с осознаем проблем поведения подростков.
Психологическое здоровье подрастающего поколения является важной и первостепенной задачей в современной школе. Нестабильность в обществе, обилие лишней и зачастую опасной для подростков информации, проблемы во взаимоотношениях с родителями и сверстникам, неуверенность в будущем, все эти факторы ставят под удар психологическое здоровье подростка. Именно с этими проблемами в большей степени приходится работать педагогам, и благодаря имеющимся службам социально-психологического сопровождения данные проблемы решаются успешнее. Рассмотрим это на примере школы № 509 Красносельского района города Санкт-Петербурга.
В нашей школе давно и плодотворно работает служба социально-психологического сопровождения, в которую входят: педагог-психолог, социальный педагог, логопед.
Принципами нашей деятельности являются:
- Принцип взаимодействия – целенаправленное сотрудничество с другими работниками школы по разрешению проблем и конфликтных ситуаций; налаживание связей со всеми социальными институтами, занимающимися вопросами социализации учащихся и вопросами профилактики;
- Принцип личностно-ориентированного подхода – гуманное отношение к личности ребёнка; уважение прав и свобод учащихся; оказание содействия в саморазвитии и социализации личности;
- Принцип позитивного восприятия и принятия личности – принятие ребёнка таким, каков он есть; поиск положительных качеств личности; формирование подготовленности детей и подростков к неприятию негативных проявлений действительности;
- Принцип конфиденциальности – открытость отношений; уверенность в надёжности получаемой информации; сохранение профессиональной тайны в отношениях между социальным педагогом и учащимися, родителями, учителями;
- Принцип непрерывности – профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребёнка в школе за счёт привлечения к работе системы дополнительного образования;
- Принцип систематичности – работа должна вестись систематически.
Цели и основные направления деятельности:
- защищать ребёнка в его жизненном пространстве, помочь адаптироваться в социуме;
- оказывать комплексную помощь в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нём;
- создавать благоприятные условия для развития личности ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального);
- помогать учителю и ребёнку, ребёнку и родителям, родителям и учителю понять друг друга.
Работа службы сопровождения направлена, прежде всего, на оказание помощи в адаптации к учению, изучение интеллектуальных и личностных особенностей учащихся, коррекцию поведения, профилактику девиантного поведения. Индивидуальное и групповое консультирование, просвещение родителей по вопросам здоровья, образования и воспитание детей в семье. При выявлении проблем, по мере необходимости, проводятся консультации специалистов, где родители получают соответствующие рекомендации. При необходимости специалисты службы сопровождения организуют выходы в семью, для разрешения возникших проблем на месте.
Психологом школы создана и реализуется коррекционно-развивающая программа по сказкотерапии «Волшебная страна чувств», социальным педагогом разработана и реализуется программа «Я - в мире с собой и с другими» и др. Разработаны и проводятся классные часы по формированию здорового образа жизни: «Здоровье – богатство на все времена», «Посеешь привычку – пожнешь характер» и др. [3,4]
По мере необходимости организуются классные часы или тренинговые группы, направленные на коррекцию социального развития и психологического поведения учащихся, коррекцию индивидуально-личностных особенностей учащихся: «Я и Мы», «Личностный рост», «Партнерское взаимодействие». [3,5]
Школа работает в тесном контакте с научно-методическим центром, психолого-педагогическим медицинским центром сопровождения детей района, Центром социального обслуживания населения района, отделом опеки и попечительства Муниципального образования «Дачное», СПбГУ «Центр содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи «Вектор», с ФОРА-ЦЕНТР Института специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга, что расширяет возможности оказания психологической помощи.
Помимо всего выше перечисленного в школе есть отделение дополнительного образования детей (ОДОД), через которое реализуются программы социального педагога «Я в мире с собой и с другими» и педагога-психолога «Волшебная страна чувств».
Одной из задач для общеобразовательной школы и ОДОД, наряду с реализацией конституционного права на получение детьми общего и дополнительного образования, развитие их индивидуальных качеств и подготовку к профессиональной деятельности. Эта деятельность должна обеспечить детям необходимые социально-педагогические условия для жизнедеятельности, социальную защиту, помощь и поддержку в развитии, самоопределении и самореализации с учетом возрастных периодов.
Учреждения дополнительного образования посещают дети из разных слоев общества, так как они оказывают широкий спектр образовательных, информационных, оздоровительных и других видов услуг на платной и бесплатной основах. Детям из малообеспеченных семей они позволяют получить всестороннее развитие на бесплатной основе, обеспечивая их социальную защиту. Именно дополнительное образование следует рассматривать как пространство для расширения возможностей развития личности, так как ребенок не ограничен в выборе деятельности (он может посещать несколько кружков).
Эффективность социально-педагогической деятельности общеобразовательной школы и тесное взаимодействие с ОДОД напрямую обеспечивает механизм педагогического регулирования взаимодействия подростка с социальной средой.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.,1994
2.Витингтон Р. Социальный педагог и школа / Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т,1993
3.Дереклеева Н. И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся Москва «ВАКО» 2006
4.Зинкевич-Евстингеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии С – Петербург Речь 2006
5. Клюева Н. В. Психолог и семья/диагностика, консультации, тренинг
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: «Социально – психологическая помощь пожилым людям»
Таким образом, примерный перечень распространенных сложных ситуаций, создающих проблемы в жизни пожилого человека следующие:1. Осознание по...
Профориентационное консультирование как форма социально-психологической помощи учащимся с девиантным поведением
Психологическое профориентационное консультирование помогает не только в выборе профессии благополучным детям, но и способствует социальтно-психологической адаптации учащихся с девиантным поведением....
Статья "ПОЛОЖЕНИЕ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ". Автор:СОКОЛОВА ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА -РУКОВОДИТЕЛЬ СОЦИАЛЬНО –ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ, ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ МБОУ «ОТКРЫТАЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»
Положение о социально-психологической службе МБОУ «ОСОШ №4»...
Социально-психологические проблемы трудоустройства выпускников Психологическое сопровождение профессионального самоопределения выпускников школ
Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как средство индивидуализации и повышения личностного смысла образования. В выпускном класс...
Открытое занятие в рамках семинара «Организация социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении: «Из опыта работы».
Открытое занятие в рамках семинара «Организация социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении": «Из опыта работы»,разработанное мною. Конспект зан...
Теоретические аспекты социально-психологической интеграции детей мигрантов в школе.
В презентации отражены базовые теоретические понятия для практической работы психологов и педагогов по проблемам интеграции детей мигрантов в условиях образовательного процесса....
Социально-психологические центры помощи детям и семье
Квалифицированную помощь специалистов (врачи: невролог, психиатр; учитель-дефектолог; педагог-психолог; учитель-логопед; социальный педагог) можно получить в социально-психологических центрах, созданн...