Профориентационное консультирование как форма социально-психологической помощи учащимся с девиантным поведением
статья (психология) по теме
Психологическое профориентационное консультирование помогает не только в выборе профессии благополучным детям, но и способствует социальтно-психологической адаптации учащихся с девиантным поведением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proforientacionnoe_konsultirovanie_kak_forma_socialno-psihologicheskoy_pomoshchi.docx | 19.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Соркина Марина Борисовна – педагог-психолог
высшей квалификационной категории
ЦПМСС Калининского района
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
УЧАЩИМСЯ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Понятие «профориентационное консультирование» очень широко распространено. Иногда его заменяют просто словом «профориентация». Если обратиться к словарям, то «профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и orientation — установка) — система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии, проводимые с целью выявить склонность данного человека к определённому роду деятельности, профессии». (Википедия).
В Большой Советской Энциклопедии сказано: «Профессиональная ориентация – система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии (с учётом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.
Энциклопедия социологии содержит следующее определение профессиональной ориентации: «Это процесс определения индивидом того вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, осознание своих склонностей и способностей к этому виду деятельности и осведомленность о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения конкретной профессией».
В рамках этих определений можно говорить, что профессиональная ориентация в школе – это система научно-практической деятельности общественных институтов (семья, школа, предприятие, организация, начальные, средние и высшие профессиональные учебные заведения, центры профориентации, служба занятости населения и др.), включающая решения комплекса социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач с целью формирования у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, требованиям его к современному работнику. При этом наиболее распространенная и деятельная форма помощи учащимся при выборе профессии – профориентационное консультирование. Это вид деятельности, направленный на непосредственную индивидуальную или групповую работу с учащимися.
Профориентационное консультирование не сводится только к оказанию помощи в выборе профессии для построения в будущем успешной карьеры, но и решает некоторые насущные проблемы, возникающие в сегодняшнем столь непростом мире, особенно для подростков. Если у учащегося есть четко поставленная цель, осознание того, что он хочет добиться в будущем, если хочет приобрести сложную и престижную профессию, к которой ему следует готовиться, то он, например, тысячу раз подумает, стоит ли ему связываться с криминалом, принимать алкоголь или наркотики и т.п. Таким образом, профориентационная работа со школьниками – это не только решение завтрашних проблем, но и важный вклад в решение проблем сегодняшних, да еще самых острых социальных проблем, с которыми им придется столкнуться в современном мире.
Но профориентационное консультирование оказывает помощь не только благополучным детям, которым не нужно решать какие-то особенные социально-психологические вопросы, связанные с их будущим, но и подросткам с девиантным поведением. И это оказывается одним из действенных способов социально-психологической адаптации таких учащихся.
Психологи и педагоги часто сталкиваются при работе с «трудными» детьми и подростками с тем, что они трудно идут на контакт, опасаются всевозможных негативных последствий от общения с психологом или другим специалистом, не видят в этом практического смысла. В этом случае профориентация является наиболее «безопасным» для учащихся способом пообщаться с психологом. При этом от них никто не требует, чтобы они формулировали свои проблемы при первой встрече или вообще признавались в них. Но в процессе консультирования, которое включает в себя, в том числе, и личностную психологическую диагностику, специалист сможет выйти на острые темы, которые беспокоят подростках и помочь ему решить некоторые проблемы.
С другой стороны, во время консультации психолог имеет возможность переориентировать трудного подростка на позитивную, созидательную деятельность, построить совместно с ним индивидуальный профессиональный и жизненный план, т.е. определить конкретные шаги, которые школьник должен предпринять, чтобы добиться поставленной цели.
Для "трудного" подростка значение выбора и приобретения профессии трудно переоценить. Для него профессиональный выбор является, по сути, выбором просоциального образа жизни, в противовес отклоняющемуся, саморазрушающему поведению "проблемного" подростка, также являющемуся для него следствием адаптации к конкретным условиям существования. Профессиональное самоопределение для такой личности – это и возможность выйти за пределы вполне определенного, часто асоциального круга общения, и надежда на самостоятельность, в частности, на материальную независимость. В процессе принятия решения о выборе и, позднее, в ходе освоения профессии формируется положительное отношение "проблемного" подростка к собственному Я, повышается самоценность личности, что является основой общей устойчивости личности к негативным влияниям.
Если подросток с девиантным поведением осознает свои профессиональные и личные цели, сможет определить пути решения и способы их достижения, а главное, захочет это сделать, то можно говорить по отношению к нему о том, что он находится в процессе социально-психологической адаптации, что и является одной из поставленных задач в работе с ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Девиантное поведение - один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (...
Программа социально-психологической службы по профилактике асоциального поведения подростков "Спектр"
Преступность несовершеннолетних и молодёжи во всём мире является одной из самых актуальных социальных проблем. В нашей стране за последние годы преступность несовершеннолетних также сущест...
Социально-психологическое сопровождение подростков с отклоняющимся поведением.
В настоящее время рост подростков, склонных к проявлению девиантного поведения неуклонно увеличивается. Проблема становится одной из важнейших в образователных организациях. Только совместная работа с...
Формы работы с родителями детей девиантного поведения
Формы работы с родителями детей девиантного поведения....
Из опыта социально-психологической работы по профилактике аддиктивного поведения подростков
В данной статье размещен материал по теме "Из опыта социально-психологической работы по профилактике аддиктивного поведения подростков".В статье представлены некоторые варианты работы п...
доклад по воспитательной работе "Формы воспитательной работы с детьми девиантного поведения"
Продуманы формы работы с детьми девиантного поведения в школе-интернате, с трудными подростками, вовлечение их коллективное общее дело в классе, школе, на селе....
программаРеспубликанский межведомственный научно-практический семи "Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних. Межведомственные подходы к организации психолого-педагогической, медицинской и социально-психологической помощи несовершеннолетним".
Пагбаева Билигма ЦыренжаповнаОператор СПТО результатах социально-психологического тестирования...