КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: «Социально – психологическая помощь пожилым людям»
статья по теме
Таким образом, примерный перечень распространенных сложных ситуаций, создающих проблемы в жизни пожилого человека следующие:
1. Осознание потребности в индивидуальной помощи. Различия в возможностях справляться в повседневном быту. Положение немощных стариков.
2. Выявление различных заболеваний пожилого возраста: болезнь Альцгеймера, деменция, инсульт, переломы, психические заболевания и др.
3. Инвалидность пожилых людей, отсталость в умственном развитии, ослабление зрения и слуха.
4. Проблемы наркозависимости и алкоголизма у пожилых.
5. Пожилые люди с психическими травмами прошлого: инцест, война и эвакуация, сложные человеческие отношения, пережитые несчастные случаи.
6. Проблемы, связанные с местом проживания: например, одиночество пожилых людей в сельской местности, проблемы одиноких и больных пенсионеров, проживающих за пределами своей страны.
7. Понимание гендерной специфики старения и старости.
8. Пожилые люди с разными стрессовыми факторами: одиночество, недавнее вдовство, депрессивное и предсуицидальное состояние, плохое обращение, горечь от неудавшейся жизни.
9. Пожилые люди, ухаживающие дома за взрослым больным ребенком, пожилые люди, ухаживающие друг за другом.
10.Проблемы взаимоотношений с родственниками, ухаживающими за стариками, проблемы взаимоотношений поколений в семье.
11. Пожилые люди, страдающие от семейных проблем, стареющая семья, семейные противоречия, насилие в семье, ревность.
12. Проблемы пожилых мигрантов по возвращении на Родину.
13. Экономические проблемы пожилых людей: низкий уровень пенсии, бедность.
14. Этот перечень не исчерпывающий, его цель – привлечь внимание к тому, что у старых людей бывают такие же трудные жизненные ситуации как у молодых, что и они нуждаются в помощи профессионала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya_rabota_parhomova_ispravlennaya.doc | 174.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Калининградской области
«Индустриально-педагогический колледж»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Специальность 040101 «Социальная работа»
Курс 2 Группа 21 эк/с.р.
Студента Пархомова Виктора Филипповича
Тема: «Социально – психологическая помощь пожилым людям»
Руководитель: Корюкина Ольга Ивановна
Дата защиты: 26 ноября 2011г.
Оценка:
Заведующий кафедрой:
г. Черняховск, 2011
План:
Введение. Стр.3
Глава 1. Анализ специальной литературы по теме «Социально – психологическая помощь пожилым людям» Стр.5
- Социальная работа в Российской Федерации Стр.5
- Пожилые люди как социальная общность Стр.8
- Нормативно-правовая база социальной поддержки пожилых людей Стр.18
- Функции органов социальной зашиты по оказанию социально- психологической помощи пожилым людям Стр.22
Глава 2. Опыт работы детско-юношеского общественного
объединения «Милосердие» по теме «Социально – психологическая
помощь пожилым людям» Стр.26
Заключение Стр.31
Список литературы Стр.33
Приложение Стр.36
Введение
Вторая половина XX в. характеризовалась непрерывным увеличением числа людей пожилого возраста в экономически развитых странах, в том числе и в нашей стране, где уже с 60-х годов население по международным стандартам стало считаться «старым». Постоянное возрастание доли пожилых людей среди населения становится влиятельной социально-демографической тенденцией всех регионов Российской Федерации. Такой процесс обусловлен двумя причинами. Во-первых, успехи здравоохранения, взятие под контроль ряда опасных заболеваний, повышение уровня и качества жизни ведут к увеличению средней ожидаемой продолжительности жизни людей. С другой стороны, процесс устойчивого снижения рождаемости, ниже уровня простого замещения поколений, уменьшения числа детей, рожденных одной женщиной, за весь ее репродуктивный период, приводит к тому, что уровень естественной смертности в нашей стране превысил уровень рождаемости. На смену каждому поколению приходит следующее поколение меньшей численности; доля детей и подростков в обществе неуклонно снижается, что вызывает соответствующий рост доли лиц старшего возраста. Человечество стареет, и это становится серьезной проблемой, решение которой должно вырабатываться на глобальном уровне. В обществе появилось осознание проблемы постарения населения и ее последствий. Эта проблема тесно связана с социальной работой, социальной защитой, медициной, педагогикой, экономикой, правом и пр.
К началу нового тысячелетия во многих странах произошли значительные изменения в социальной политике, которые наметились еще в 80-х годах прошлого века. Поэтому исследования личности пожилого человека в нашей стране, население которой продолжает стремительно стареть, приобрели особую актуальность.
Цель: Изучить функции органов социальной защиты по оказанию социально - психологической помощи пожилым людям.
Объект изучения: «Социально – психологическая помощь пожилым людям».
Предмет изучения: Функции органов социальной защиты по оказанию социально - психологической помощи пожилым людям.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- Изучить цели и задачи социальной работы в Российской Федерации;
- Охарактеризовать особенности проблем пожилых людей на современном этапе;
- Изучить нормативно-правовую базу в аспекте темы;
- Определить основные функции органов социальной защиты населения по оказанию социально-психологической помощи пожилым людям;
- Изучить опыт работы детско-юношеского общественного объединения «Милосердие » МБОУ СОШ г. Правдинска, МО Правдинский район
Глава 1. Анализ специальной литературы по теме «Социально – психологическая помощь пожилым людям»
1. Социальная работа в Российской Федерации
Социальная работа в нашей стране, как направление и содержание
деятельности определенной категории лиц в последние 10 лет стала привычным термином. Некоторыми исследователями приоритет в этой области отводится зарубежным странам. Между тем, России всегда была присуща социальная поддержка нуждающихся в ней граждан. Известны указы Ивана Грозного, Петра I о помощи "сирым и убогим", которые пользовались кровом и пищей в монастырях и богадельнях. В послереволюционный период в России был узаконен патронаж психически больных, находящихся в семьях. История оказания малообеспеченному населению социальной помощи в России тесно связана с деятельностью Российского Общества Красного Креста.
Однако социально-бытовое обслуживание, осуществляемое санитарными активистами на общественных началах, развивалось слабо.
Таким образом, исторически складывалось, что общественные организации осуществляли те виды деятельности, которые государство в силу отсутствия экономических, материально-технических и организационных причин не имело возможности выполнять
Социальная работа в России основана на ряде нормативных актов,
регламентирующих порядок работы, объем и виды услуг, нормативы штатов и времени по оказанию услуг. По ним уже недостаточно, да и неправомерно говорить только о социальном обслуживании тех или иных категорий населения. Социальная работа вобрала в себя методы и приемы, используемые психологами, психотерапевтами, педагогами и другими специалистами, соприкасающимися с судьбами людей, их социальным положением, экономическим благосостоянием, морально- психологическим статусом.
С теоретических позиций социальная работа может рассматриваться как
проникновение в потребностную сферу человека (семьи, коллектива, общества и т.д.) и попытка ее удовлетворения.
При этом социальному работнику отводится роль способствовать расширению компетенции людей, а также развитию их способностей в плане решения жизненных проблем; помогать людям получить доступ к ресурсам; побуждать организации внимательно относиться к людям; способствовать взаимодействию между отдельными людьми и теми, кто их окружает; добиваться взаимосвязи между организациями и учреждениями, оказывающими социальную помощь и поддержку; оказывать влияние на социальную политику и политику в области окружающей среды.
Перед современной Россией, как и большинством, индустриально развитых стран, в ХХ веке остро встала проблема роста доли людей пожилого возраста. Это связано с двумя основными причинами: увеличением средней продолжительности жизни населения и резким сокращением рождаемости.
Современное общество породило несколько вариантов социальных теорий старения, общая цель которых – обосновать социально-философскую позицию пожилого человека и отношения общества к нему.
1. Теория разъединения, освобождения. В ней утверждается, что со старением человека происходит разрушение его социальных связей, освобождение от различного рода обязанностей, вызывающее определённое отдаление пожилого человека от общества, подготовку этого человека к последнему этапу его жизни – смерти.
2. Теория активности. Её сторонники считают, что при нормальном процессе старения человек должен сохранять и даже по возможности увеличивать свои контакты с окружающими, поскольку с отходом от трудовой деятельности у него высвобождается масса свободного времени.
3. Теория развития и непрерывности жизненного пути. С позиции этой теории, индивидуальный опыт каждого этапа жизни подготавливает личность к обретению и выполнению новых социальных ролей и функций на следующем этапе и старость, как этап, ничем не отличается от предыдущих.
4. Теория маргинальности представляет старость как состояние девиантности. Положение стариков – это положение изгоев, удел которых – низкие доходы и ограниченные возможности, из чего следует предписание пожилым людям пассивной роли в жизни общества.
5. Теория возрастной стратификации. Сторонники этой теории рассматривают общество как совокупность возрастных групп, которые имеют обусловленные возрастом различия в способностях, ролевых функциях, правах и привилегиях, т.е., по их мнению, общество разделено в возрастном и социальном отношении.
Таким образом, примерный перечень распространенных сложных ситуаций, создающих проблемы в жизни пожилого человека следующие:
1. Осознание потребности в индивидуальной помощи. Различия в возможностях справляться в повседневном быту. Положение немощных стариков.
2. Выявление различных заболеваний пожилого возраста: болезнь Альцгеймера, деменция, инсульт, переломы, психические заболевания и др.
3. Инвалидность пожилых людей, отсталость в умственном развитии, ослабление зрения и слуха.
4. Проблемы наркозависимости и алкоголизма у пожилых.
5. Пожилые люди с психическими травмами прошлого: инцест, война и эвакуация, сложные человеческие отношения, пережитые несчастные случаи.
6. Проблемы, связанные с местом проживания: например, одиночество пожилых людей в сельской местности, проблемы одиноких и больных пенсионеров, проживающих за пределами своей страны.
7. Понимание гендерной специфики старения и старости.
8. Пожилые люди с разными стрессовыми факторами: одиночество, недавнее вдовство, депрессивное и предсуицидальное состояние, плохое обращение, горечь от неудавшейся жизни.
9. Пожилые люди, ухаживающие дома за взрослым больным ребенком, пожилые люди, ухаживающие друг за другом.
10.Проблемы взаимоотношений с родственниками, ухаживающими за стариками, проблемы взаимоотношений поколений в семье.
11. Пожилые люди, страдающие от семейных проблем, стареющая семья, семейные противоречия, насилие в семье, ревность.
12. Проблемы пожилых мигрантов по возвращении на Родину.
13. Экономические проблемы пожилых людей: низкий уровень пенсии, бедность.
14. Этот перечень не исчерпывающий, его цель – привлечь внимание к тому, что у старых людей бывают такие же трудные жизненные ситуации как у молодых, что и они нуждаются в помощи профессионала.
Специалисту в области социальной работы с пожилыми людьми важно знать:
• Особенности их психологии;
• Владеть коммуникативными навыками и этикетом общения с клиентами «третьего возраста»;
• Иметь личные качества и компетентность, способствующие формированию устойчивой, оптимистической, жизнеутверждающей позиции пожилого человека по отношению к себе, своему возрасту, окружающему миру.
2. Пожилые люди как социальная общность
Проблема старения человека является той проблемой, которая затрагивает каждого в равной степени и в любом возрасте.
Во-первых, это проблемы экономического порядка. Пожилые люди в силу объективных причин в подавляющем большинстве являются нетрудоспособными, а потому возникает проблема их материального обеспечения. Во-вторых, это проблемы нравственных взаимоотношений как пожилого человека с обществом, так и общества с пожилыми людьми. В-третьих, это круг вопросов, связанных с решением проблем ослабленного здоровья пожилых людей. В-четвёртых, немаловажным является решение проблемы досуга, культурно-нравственной востребованности пожилых людей, рекреации, адаптации пожилого человека, ещё недавно принадлежащего к трудоспособной возрастной когорте, к новой социальной роли. Разумеется, в разных странах, в различных культурах все эти проблемы разрешаются по-разному. Пожилые люди – это группа людей старшего возраста, в которой, в соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) ООН, выделяют четыре подгруппы: собственно пожилые (55-64 года); старые (60-74 года); очень старые (75-84 года); престарелые (старше 85 лет). В некоторых случаях выделяют подгруппу долгожителей, по разным источникам это категория пожилых людей, возраст которых превышает 90 или 100-летний рубеж. По более упрощённой схеме, которая принята в официальной общемировой практике, пожилыми людьми считаются люди, чей возраст для мужчин превышает 60 лет, для женщин – 55 лет. В соответствии с классификацией, принятой ВОЗ и геронтологической ассоциацией к пожилым относятся люди в возрасте 60-74 лет, к старикам 75-90 лет, к долгожителям старше 90 лет. В современном обществе успешно существует и развивается специальная наука геронтология, изучающая феномен старения и все те проблемы, явления, которые с этим феноменом связаны. Также существует специальная профессия – геронтолог, носящая медико-социальный характер. Главной задачей геронтолога является специализированный подход к решению медико-психологических проблем, возникающих у пожилых людей. Решением социально-медицинских проблем пожилых людей занимаются социальные геронтологи.
Процессы старения населения, являясь своего рода приметой нашего времени, характеризуют начало нового этапа развития демографических отношений и вызывают серьёзные демографические, экономические, общественные, социально-психологические, культурные и медицинские последствия. Можно выделить четыре группы проблем, которые влечёт за собой глобальное старение современного общества.
Во-первых, это демографические и макроэкономические последствия, которые затронут такие характеристики, как:
- показатель рождаемости;
- продолжительность жизни и особенно верхние пределы долгожительства, а также количества пожилых людей, которые хотели бы достичь их;
- распределение материальных ресурсов меду представителями различных поколений;
- отношение к коллективной ответственности за обеспечение соответствующих стандартов и качества жизни пожилых людей;
- уровень производительности труда.
Во-вторых, будет затронута сфера социальных отношений. Произойдут существенные изменения:
- в структуре семейно-родственных отношений;
- в системе поддержки друг друга разных поколений;
- в характере выбора будущей профессии;
- в структуре потенциальной занятости.
В-третьих, изменение демографической структуры отразится на рынке труда, в частности:
- изменится соотношение между умственным и физическим трудом и отношение общества к трудовой деятельности;
- встанет вопрос о профессиональной ориентации и переквалификации трудящихся в пожилом возрасте;
- трансформируется отношение пожилых трудящихся и работодателей к трудовой деятельности как таковой и проблеме выхода на пенсию;
- изменятся пропорции занятости среди женщин и мужчин, поскольку женщин в пожилом возрасте значительно больше, чем мужчин;
- обострится социальный характер проблемы безработицы и потребуются новые подходы к её решению;
- повысятся возрастные границы выхода на пенсию.
В-четвёртых, изменения коснутся функциональных способностей и состояния здоровья пожилых людей, что повлечёт серьёзные последствия для социальных служб. Так, например, можно предположить, что:
- расширятся возможности пожилых людей функционально удерживать приобретённые знания, навыки и умения, а также возможности овладевать новыми областями фундаментальных и прикладных наук, новыми профессиональными знаниями;
- пожилые люди станут необходимым ресурсом для рынка труда и жизнедеятельности общества;
- изменятся потребности в уходе за пожилыми людьми и в потреблении социальных услуг;
- произойдут серьёзные перемены, связанные с интенсивностью, эффективностью и результативностью медицинского и социального обслуживания пожилых людей.
Очевидно, что вышеперечисленные факторы представляют лишь вершину айсберга объективных перемен в жизни общества. К ним следует добавить и широкую гамму субъективных факторов, которые, безусловно, изменят и внутренний мир человека, представителя любого поколения, населяющего «общество пожилых».
В странах, где процесс старения выражен наиболее отчётливо, произошли радикальные изменения соотношения численности трёх основных групп населения: допроизводительного, производительного и послепроизводительного возраста. В связи с этим, высказывалось мнение, что старение населения является причиной социальных конфликтов, так как с экономической точки зрения старые люди якобы представляют для общества обузу, так как затраты на их содержание постоянно увеличиваются. Однако подобная позиция не находит поддержки у подавляющего большинства специалистов, исследующих эту проблему. Наоборот, в противоположность вышеуказанной точке зрения, в современной геронтологии высказывается мысль о том, что всеобщий характер постарения населения находится в прямой зависимости от уровня экономического и общественно-политического развития и в целом является прогрессивным процессом. Общество, в котором велика доля пожилых людей, является обществом, в котором достигнут уровень жизни, достаточный для того, чтобы обеспечить такой уровень функционирования систем здравоохранения и социального обеспечения, который позволил бы позволяющему большинству населения доживать до весьма преклонных годов.
Но, несмотря на всё вышесказанное, процесс глобального старения населения, всё-таки, имеет свои отрицательные стороны, поскольку сопровождается резким снижением уровня рождаемости, что в перспективе ведёт к резкому дисбалансу количества людей трудоспособного и нетрудоспособного возраста. Однако, постоянно увеличивающаяся производительность труда даёт основание предполагать, что совершенствование технологий производства компенсирует все недостатки данного явления.
Таким образом, каждое общество или социальная группа или даже отдельный индивид сами для себя определяют, в соответствии с какой из вышеперечисленных теорий строить свои отношения с пожилыми людьми или наоборот, будучи пожилыми людьми, относиться к собственной социальной роли и положению в обществе, семье, социальной группе.
Социальный работник, работающий с пожилыми людьми, должен знать психологические особенности людей этого возраста. Это поможет ему правильно построить свою работу, найти общий язык с престарелыми людьми, объективно оценить ситуацию, причины психологического дискомфорта клиента, а также реальные пути решения проблемы.
На формирование психики всех людей и пожилых в частности, оказывают воздействие биологические и социальные факторы, под воздействием которых у пожилого человека происходят следующие изменения:
В интеллектуальной сфере – появляются трудности в приобретении новых представлений и приспособлений к непредвиденным обстоятельствам. Такими трудностями могут оказаться самые разные обстоятельства, в том числе и те, которые легко преодолевались в молодые годы (болезнь собственная или кого-то из близких, деноминация рубля). Но иногда впечатление об ослаблении умственных способностей пожилого человека бывает ошибочным. Например, время между заданным старику вопросом и его ответом может быть более длительным, в связи с чем кажется, что психические процессы у пожилого человека протекают более медленно и для оценки ситуации ему требуется больше времени. А на самом деле подобные явления очень часто возникают из-за нарушения органов слуха, которые пожилой человек может стараться скрывать.
В эмоциональной сфере – постепенное ослабление контролирующей и тормозной функции коры головного мозга влечет за собой проявление некоторых черт характера и темперамента, которые в молодые годы в какой-то мере, держались в «узде» и маскировались, а к старости стали более заметными, Так поведение становится более агрессивным, или напротив, появляется склонность к грусти, сожалению, слезливости, Поводом для таких реакций может стать старый кинофильм, утерянная старая вещь, ситуация, напомнившая события молодости.
В моральной сфере – отказ от адаптации к новым нормам, ценностям, манерам поведения может привести к конфликтам пожилого человека с окружающими, замыканию в своем мире.
Можно выделить две характерные черты стиля жизни пожилых и престарелых людей: гипертрофированность событий и своеобразное ощущение времени.
Гипертрофированность событий. Как правило, жизнь пожилого человека не богата разнообразными событиями. Однако эти события заполняют собой все его индивидуальное пространство и время. В итоге событие, которое воспринимается более молодыми как незначительный эпизод, для старого человека становится делом целого дня. Например, разговор по телефону, встреча с другими людьми, соседями, приход социального работника.
Своеобразное ощущение времени. Пожилой человек всегда живет в настоящем. Его прошлое также присутствует в настоящем – отсюда запасливость, бережливость пожилых людей, Они как бы консервируются в сиюминутности, причем такому сохранению подвергается и духовный мир, его ценности. Зная эти особенности психики пожилых людей, специалист по социальной работе будет с большим пониманием относиться к пожилым людям.
Причиной многих конфликтов непрофессиональных социальных работников с пожилыми людьми может быть непонимание склонности пожилых к рассказам о своей прошлой жизни. В это время человек снова чувствует себя молодым, красивым, сильным он снова переживает свои успехи, мысленно встречается со старыми друзьями, При этом кое-что приписывается, приукрашивается, но при повторном воспроизведении уже самому рассказчику представляется реальностью. Геронтологи убеждены, что воспоминания создают эмоциональный и интеллектуальный комфорт для пожилого человека, являются своеобразным видом творчества, они изгоняют апатию, вселяют бодрость. Поэтому не следует лишать стариков их любимого занятия – предаваться воспоминаниям, а напротив, поощрять его.
И все же неправомерно связывать с периодом старости только регрессивные явления. Известны факты высокой творческой активности и продуктивности ученых, представителей искусства и других профессий не только в пожилом, но и в старческом возрасте. Справедливо пишет В.Франкл: «Человек, ведущий плодотворную жизнь, не становится дряхлым стариком, напротив, умственные и эмоциональные качества, развитые им в процессе жизни, сохраняются, хотя физическая сила слабеет». На протяжении всей жизни человек формирует установку и закладывает программу своей старости.
Отечественный ученый В.В.Болтенко, основываясь на исследованиях лиц, находящихся в домах-интернатах для престарелых, выделил ряд этапов психологического старения, которые не зависят от паспортного возраста.
На первом этапе сохраняется связь с тем видом деятельности, который был ведущим для человека до выхода на пенсию. Как правило, этот вид деятельности был непосредственно связан с его профессией. Эта связь может быть непосредственной, как эпизодическое участие в выполнении прежней работы, так и опосредования – через чтение специальной литературы и т.п. Если же эта связь обрывается сразу же после ухода на пенсию, то человек, минуя первый этап, попадает во второй.
На втором этапе наблюдается сужение круга интересов, за счет выпадения профессиональных привязанностей. В общении с окружающими уже преобладают разговоры на бытовые темы, обсуждение телевизионных новостей, семейных событий, успехов или неудач детей и внуков. В группах таких людей уже трудно различить, кто был инженером, кто врачом, кто счетоводом, а кто профессором.
На третьем этапе главным становится забота о личном здоровье, это становится и наиболее любимой темой для разговора – о лекарствах, о способах лечения, о травах… Наиболее значимым в жизни человеком становится лечащий врач, его профессиональные и личностные качества.
На четвертом этапе смыслом жизни становится сохранение самой жизни, круг общения сужен до предела: лечащий врач, социальный работник, те члены семьи, которые поддерживают личный комфорт, соседи – ровесники.
Для приличия им по привычке – редкие телефонные разговоры со старыми знакомыми, в основном, чтобы узнать все ли уже «ушли» или кто-то еще остался.
И, наконец, на пятом этапе актуализируются потребности витального порядка (еда, покой, сон…). Эмоциональность и общение практически отсутствуют.
Старость – самый тяжелый период в жизни человека, как с физической, так и с психологической точки зрения. Пожилые люди не в состоянии обеспечивать собственные потребности – они нуждаются в поддержке более молодых, трудоспособных членов общества. Демографическое постарение требует от общества всё больших затрат финансовых и других материальных ресурсов на обслуживание этой возрастной категории населения. Общество вынуждено взять на себя решение всех проблем, связанных с комплексом досуга и социального обеспечения пожилых людей. Социальная политика по отношению к этой возрастной группе отражает сущность любого государства независимо от его политического строя.
Постоянное возрастание доли пожилых людей во всём мире становится ярко выраженной социально-демографической тенденцией. Такой процесс обусловлен двумя причинами. С одной стороны, успехи здравоохранения, взятие под контроль ряда опасных заболеваний, повышение уровня и качества жизни ведут к увеличению средней ожидаемой продолжительности жизни людей, которая в развитых странах уже приблизилась к 80 годам, а для женского населения превысила показатель. Поэтому возможность дожить до очень преклонных лет стала массовой. С другой стороны, процесс устойчивого снижения рождаемости, ниже уровня простого замещения поколений, уменьшения числа детей, рождённых одной женщиной за весь её репродуктивный период, приводит к тому, что уровень естественной смертности в развитых странах стал превышать уровень рождаемости. На смену каждому поколению приходит следующее поколение меньшей численности, что приводит к снижению доли молодого поколения притом, что доля старшего поколения остаётся прежней.
Проблема старения носит как физическую, физиологическую, так и психологическую окраску. Старение, с точки зрения физиологии, – это процесс постепенного разрушения живых клеток, запрограммированный на генном уровне, приводящий в конечном итоге к полному прекращению функционирования всего организма. Этот процесс касается любого живого существа, в том числе и человека, и может быть ускорен или замедлен в зависимости от различного набора внешних и внутренних факторов, влияющих на функционирование данного организма. Что касается человека, то, наряду с физиологическими изменениями, в процессе старения у него происходят и изменения психо - эмоциональной структуры, что выражается в изменениях характера, интересов, стиля поведения и т.п.
Демографические процессы на Земле характеризуют две основные модели:
А) Модель «старого» населения соответствует районам с низкой рождаемостью, низкой смертностью и высокой продолжительностью жизни;
Б) Модель «молодого» населения справедлива для районов с высокой рождаемостью, значительной общей и детской смертностью, высоким темпом естественного прироста населения и низкой средней продолжительностью жизни.
3.Нормативно-правовая база социальной поддержки пожилых людей
Нормативно-правовая база, закрепляющая права, статус и положение пожилых россиян, выглядит достаточно ёмко.
Она представлена законодательством, как общего характера, так и специального. Основы для развития законодательства, закрепляющего систему социальных прав пожилых людей, были заложены Конституцией Российской Федерации 2003 года.
Условно в систему социальных прав пожилых людей можно включить два вида норм:
- нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей;
- нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и их особых групп.
По Конституции пожилым гражданам гарантируются равные со всеми гражданами России социальные права и свободы. Так, согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и др.
В соответствии со ст. 41 Конституции пожилые люди, наряду со всеми, имеют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях. Кроме этого в Конституции РФ имеются и другие нормы, обеспечивающие права и свободы пожилых граждан.
Вышеперечисленные основополагающие конституционные нормы явились базисом для многих федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства РФ и других подзаконных актов, определяющих направление социальной политики нашего государства в области досуга и обеспечения пожилых людей.
Особое значение имеет для пожилых людей законодательство, связанное с пенсионным обеспечением граждан Российской Федерации, представленное Федеральным законом «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 2000 г. за №340-1, Федеральным законом «Об исчислении и увеличении государственных пенсий» от 21 июля 2007г. за №113 , а также Федеральном законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001. № 167-ФЗ. Действующее пенсионное законодательство многогранно. Оно содержит ответы практически на все основные вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения большинства граждан. Оценивая пенсионное законодательство с точки зрения возможностей для повышения социальной поддержки пожилых людей, необходимо отметить, что, в отличие от прежнего пенсионного законодательства, работающие пенсионеры получают пенсии в полном размере. Отмечая положительные моменты в действующем пенсионном законодательстве, между тем нельзя не отметить, что нормы, регулирующие исчисление размеров пенсий, далеко «отстают» от реалий жизни. Современные пенсии не обеспечивают в полном объёме затрат на самые необходимые нужды пожилого человека.
В перечне социального законодательства, играющего немаловажную роль в жизни пожилых людей, есть Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 2005 г. (в ред. Федеральных законов от 2 января и 4 мая 2000 г.). Это один из основных социальных законов, который устанавливает правовые гарантии досуга ветеранов в Российской Федерации. В соответствии с вышеназванным законом, досуг ветеранов, большинство из которых – пожилые люди, предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляет им дополнительные права и льготы.
Социальный аспект содержат основы законодательства РФ по охране здоровья граждан от 22 июля 2003 г. Статья 26 «Основ» прямо закрепляет права граждан пожилого возраста. В ней отмечается, что граждане, достигшие возраста, установленного законодательством РФ, имеют право на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, а также в учреждениях системы досуга населения, а также на санаторно-курортное лечение и реабилитацию бесплатно или на льготных условиях.
Особое место в комплексе законов, нацеленных на социальную поддержку пожилых граждан, занял Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 2000 г., поскольку значительная часть пожилых людей относится к категории малоимущих людей, то именно они относятся к числу получателей государственной социальной помощи на основании данного закона.
Основополагающими документами, регулирующими в российском законодательстве социальные права человека, являются также Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 2005 г. и Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 2005 г. . Названные законы устанавливают основные формы социального обслуживания граждан, их права, гарантии реализации этих прав, полномочия федеральных региональных органов государственной власти.
Кроме этого в Российской Федерации принят ряд общих законов, который содержит в себе нормы, регулирующие образование, спорт и досуговую и политическую деятельность пожилых людей. Согласно этим законодательным нормам, пожилые люди никаким образом не могут быть ограничены в своих желаниях приобщиться к спорту, получать образование, посещать культурные заведения, заниматься творческой и иной деятельностью, не противоречащей закону, участвовать в выборах, быть избранными и т.п.
Таким образом, краткий анализ российского законодательства в части, касающейся социальной поддержки граждан старшего поколения, позволяет сделать следующие выводы.
Ситуация с реализацией социальных прав граждан пожилого возраста нельзя оценивать однозначно, поскольку она характеризуется определённой двойственностью. С одной стороны, существует обширная нормативно-правовая база, направленная на повышение уровня социальной поддержки пожилых людей, предусматривающая достаточно полную реализацию ими своих прав, гарантий и льгот. С другой стороны, многие из норм «существуют лишь на бумаге». Кроме того, современное законодательство не в полной мере соответствует европейским и мировым стандартам. Не получили надлежащей правовой защиты интересы пожилых граждан в сферах имущественных, земельных, жилищных, семейных отношений, охраны здоровья и, в определённой степени, пенсионного обеспечения и социального обслуживания.
Не сформирована правовая культура, пожилые люди плохо знают действующее законодательство, свои социальные права и порядок обжалования в случае их нарушения, что обусловлено их плохой информированностью, недостатком социально-правовой практики и сложившимися стереотипами мышления.
Часто отсутствует оперативное исполнение принятых судебных решений по социальным делам лиц старшего поколения. Суды общей юрисдикции, как правило, не имеют полноценных квалифицированных знаний в социальных вопросах. В этой связи было бы целесообразным создать в России суды по социальным вопросам для рассмотрения всех проблем социальной сферы.
Требуют серьезного осмысления правовые аспекты насилия в семье, особенно в отношении наименее защищенных пожилых людей. Многие из них подвергаются материальному притеснению со стороны родственников с целью присвоения принадлежащего им имущества, а также физическому и психологическому насилию. В связи с этим вопросы, касающиеся предупреждения и пресечения насилия в семье, принадлежат к числу комплексных и должны быть урегулированы нормами различных отраслей права.
Правовое обеспечение управления и осуществления социального обслуживания занимает одно из важных направлений в реализации социальных прав граждан.
Перед правоведами встала задача углубленного анализа проблем правового обеспечения организации и управления системы социального обслуживании, с тем чтобы на его основе показать практическим работникам их реальные возможности в этой сфере. Проблемы государственно-правового обеспечения становления и развития системы социального обслуживания и основных направлений социальной работы в России являются необходимым компонентом теории социальной работы.
4. Функции органов социальной зашиты по оказанию социально- психологической помощи пожилым людям
Социально-психологическая помощь оказывается учреждениями социального обслуживания населения отдельным гражданам, социальным группам, находящимся в трудной жизненной ситуации и испытывающим психологический дискомфорт, эмоциональную нестабильность.
Потребителями социально-психологической помощи являются:
клиенты учреждений (или их законные представители), имеющие проблемы социально-психологического характера; граждане, нуждающиеся в социально-психологических услугах разового характера.
Процесс оказания социально-психологической помощи – совершение специалистом (группой специалистов) учреждения определенной последовательности действий и/или принятие определенных решений, направленных на решение социально-психологических проблем клиента.
Социально-психологическая помощь – социальная помощь, направленная на предоставление клиентам услуг в улучшении их психического состояния, восстановление способности к адаптации в среде жизнедеятельности.
Социально-психологическая помощь предоставляется в следующих формах:
социально-психологическое и психологическое консультирование;
психологическая диагностика и обследование личности;
психологическая коррекция;
психотерапевтическая помощь;
оказание психологической помощи, в том числе беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса клиентов;
психологические тренинги;
проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения;
экстренная психологическая (в том числе по телефону) и медико-психологическая помощь;
психологическое просвещение;
социально-психологический патронаж.
Социально – психологическая и психологическая помощь может предоставляться по нескольким направлениям:
1. Психологическое консультирование.
2.Психологическая диагностика и обследование личности.
3.Психологическая коррекция.
4.Психотерапевтическая помощь.
5.Психологические тренинги.
6.Проведений занятий в группах взаимопддержки, клубах общения.
7.Экстренная психологическая и медико – психологическая помощь.
Целью психологической и социальной реабилитация является создание оптимальных условий для проживания пожилых людей, чтобы они смогли почувствовать себя полноценными гражданами общества, не оторванными от окружающего мира и полностью вовлеченными в общественную жизнь. В связи с этим, в процессе работы с пожилыми людьми необходимо решить основные задачи:
- Обеспечение специального ухода;
- Повышение интереса к жизни;
- Сохранение физического здоровья;
- Поддержание ощущения нужности окружающим;
- Раскрытие духовности;
- Создание условий для активного образа жизни;
- Сохранение социального статуса пенсионеров.
Медико – социально – психологическая помощь включает в себя прогрессивные методы и методики для индивидуальной и групповой работы, используемые в практической психологии:
- Беседы;
- Тренинги;
- Группы позитивного общения и взаимоподдержки;
- Музыкотерапия;
- Ароматерапия;
- Рисуночная терапия;
- Кинотерапия;
- Анималотерапия (от латинского "animal" - животное) - вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи. Это цивилизованный научный метод лечения и профилактики серьезных заболеваний. В анималотерапии используются символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки, а также настоящие животные, общение с которыми безопасно. Положительное действие животных на больного человека подтверждено экспериментами. Люди, у которых есть домашние любимцы, живут дольше и болеют меньше - это научный факт. При этом их нервная система находится в куда лучшем состоянии, чем у тех людей, у кого нет питомцев);
- Гарденотерапия - это особое направление психосоциальной, трудовой, профессиональной реабилитации при помощи приобщения к работе с растениями;
- Библиотерапия в дословном переводе означает "лечение книгой" (от греч. biblion - книга и theraрeia - лечение). Согласно определению, принятому Ассоциацией больничных библиотек США, библиотерапия означает "использование специально отобранного для чтения материала как терапевтического средства в общей медицине и психиатрии с целью решения личных проблем при помощи направленного чтения".
В результате активной работы с пожилыми людьми преодолевается психологическое сопротивление старению, развивается позитивное мышление у пожилых людей. Вследствие чего у пожилых людей поддерживается высокий уровень психологического благополучия, и положительные эмоции способствуют активному долголетию.
Глава 2. Опыт работы детско-юношеского общественного объединения «Милосердие» по теме «Социально – психологическая помощь пожилым людям»
Мы можем помочь старикам, подарив им хоть чуточку внимания, почитав им, поговорив с ними, просто поздоровавшись и улыбнувшись им в ответ, прочитав книгу или подарив подарок, ведь тем самым мы даем понять, что они кому-то нужны, что их судьба кому-то не безразлична. Ведь совсем несложно уделить немного времени на бабушек и дедушек, сделать их старость хоть чуть-чуть счастливее.
Более 5 лет на базе школьного музея МОУ СОШ города Правдинска существует детско-молодёжное общественное объединение «Милосердие», которое было создано мной при поддержке администрации школы. Главной целью объединения является оказание социально-психологической помощи одиноким и пожилым людям. Работа объединения направлена на то чтобы наладить связь между поколениями, сближению ценностных ориентаций молодёжи и старшего поколения, воспитанию у молодёжи духовных качеств: милосердия, сострадания, сочувствия, а также оказанию взаимопомощи и поддержки путём развития взаимных интересов, совместных дел и проведении досуга. Мне и моим ребятам очень нравится название нашего детско-молодёжного общественного объединения – «Милосердие». Как объяснить это слово? В нашем понятии очень просто – мил сердцу, милость сердца, милое, т.е. доброе сердце. Ведь недаром своим девизом мы выбрали слова: « Дари своё сердце людям». Своё сердце, свою доброту, своё понимание, общение, уважение, физическую помощь, Слова можно продолжать, но главное в работе нашего детско-молодёжного объединения - это помощь. Помощь одиноким, пожилым и нуждающимся. Ведь зачастую одинокому человеку меньше надо помощи физической, чем помощи духовной. Ему просто необходимо общение, беседы, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, поддержка жизненного тонуса клиентов, внимание со стороны, а иногда просто присутствия другого человека. Этим и занимаемся мы, члены детско-молодёжного объединения «Милосердие». Кто как не ребята, которые сами зачастую находятся в таком же положении, могут оказать такую помощь: ведь в состав объединения, а оно состоит из 10-15 человек, входят ребята из неполных и неблагополучных семей, а так же воспитанники из детского дома. И таких ребят в детско-молодёжном объединении до 80%. Они набираются в него в течение всего учебного времени и по жёстким правилам отбора, так как должны безукоризненно выполнять требования руководителя и соблюдать правила, которые установлены в детско-молодёжном объединении. От этого зависит репутация нашего объединения, которая создавалась предшественниками в очень непростых условиях. В условиях недоверия со стороны одиноких и пожилых людей, ведь понятие безвозмездной помощи в 90-е годы утратило своё значение. Поэтому при зачислении в детско-молодёжное объединение ребята несколько дней знакомятся с правилами поведения, проходят инструктаж и знакомятся с адресами наших подопечных. Каждый её член получает стандартный именной бэйджик (рис.№1), который обязан носить на груди, когда приходит по адресу. И неважно где он работает в доме или на улице, в огороде или на покраске забора. Это необходимо для того, чтобы:
- Знать, как к ним обращаться
- Знать, кого они представляют
- Заполнить карточку с выполненной работой (рис.№2).
Карточка также была разработана мной и моими ребятами, таким образом, мы отслеживаем, выполненный фронт работ и они являются своего рода картотекой нашего детско-молодёжного объединения.
Детско-молодёжное общественное объединение, которое я возглавляю, наиболее продуктивно работает в дни летних каникул, так как ребята наиболее свободны. В этот период ребята выполняют работу у наших пожилых и одиноких подопечных в тот период времени, в который они нас просят. Иногда ребятам приходится составлять целый график на неделю, но от этого работа становится только лучше, потому, что есть фронт работ (рис.№3). За всё время работы нашего детско-молодёжного общественного объединения «Милосердие» было обследовано более 450 адресов города Правдинска, посёлка Шевченко, посёлка Поречье и в прошлом году ребята впервые выезжали в посёлок Дальнее. Помощь была оказана 317 пожилым, одиноким и нуждающимся людям. Проекты, которые разработало и проводило детско-молодёжное объединение самые разные:
- Проект: «Чистый двор» - В этой акции ребята посильно оказывали помощь по наведению чистоты и порядка на подворьях наших клиентов
- Проект: « Уютный уголок»- не все могут сделать минимальный ремонт в собственной квартире, и наши члены детско-молодёжного объединения помогали им в приведении их уголка в надлежащий вид. Сюда входило: оклейка обоев, покраска окон, перестановка по силам мебели, окраска полов, батарей и т.д.
- Проект: «Зелёная грядка» - многие из пожилых людей живут за счёт своего приусадебного участка, но привести его в надлежащий вид не всегда удаётся, сказываются различные заболевания. И тогда на помощь приходят наши ребята. Они и прополют, и польют их любимые грядки.
4. Проект: «Зелёный уголок». Многие из наших клиентов не могут выехать на отдых далеко от своего дома, и любимым местом отдыха становится палисадник или клумбы возле дома, которые когда были силы, они с любовью обхаживали теперь на их смену пришли наши члены объединения.
- Проект: «Чистота». Во время проведения этой акции ребята делают уборки в квартирах. Они моют полы и окна, протирают пыль и чистят дорожки. Зачастую такая работа у нуждающихся не проводилась долгое время.
6. Проект: «Тепло в доме». Акция проводится в осенний период перед наступлением холодов. Члены детско-молодёжного объединения оказывают помощь по оклейке и утеплению окон, а мальчики оказывают помощь в рубке и складировании дров.
7. Проект: « Холм памяти». Часто могилы остаются без присмотра. Это бывает по-разному. Одни не могут в силу своего здоровья, другие находятся за пределами области, третьи не имеют родственников. Эту акцию впервые мы провели два года назад, а подсказала её нам учитель нашей школы Муравьёва Антонина Яковлевна. Эта акция стала у нашего детско-молодёжного объединения постоянной.
8. Проект: « Душевный разговор». Зачастую нашим подопечным не хватает простого человеческого общения. Чтобы они могли с кем-нибудь поговорить, чтобы их кто-нибудь выслушал. А ведь всем известно, что самый благодарный слушатель это дети. Мы всегда рады общению. В этом учебном году у нас тоже огромные планы. Членами детско-молодёжного объединения было решено провести следующие проекты:
- «Весенняя чистота» - членами объединения будет наводиться порядок во дворах после зимнего периода.
- «Берёзы и нетолько…» - высадка саженцев в палисадниках наших
подопечных и разбивка клумб.
- «Живая вода» - полив грядок овощных культур, саженцев и
цветочных клумб.
- «Прочь сорняки» - прополка необходимых участков.
- « Холм памяти» - прополка могил на кладбище и приведение
оград в порядок.
6. «Красим, клеем, убираем» - оказание помощи в ремонте и уборке
квартир.
7.«За чашкой чая» - приглашение одиноких людей на душевный разговор
с молодыми людьми (членами объединения) и на чай.
8. «День рождения в кругу друзей» - проведение для наших подопечных
праздник в их день рождения.
По мере проведения работ будут появляться новые проекты, которые будут связаны с необходимостью для наших подопечных.
О работе, которую сделало детско-молодёжное общественное объединение «Милосердие» и какие проекты мы проводили можно говорить долго.
Главное это отзывы наших пожилых и одиноких людей.
Таких отзывов десятки, но не в этом дело. Главное- это то, что ребятам передаётся добро, сострадание к ближнему. Они учатся Милосердию. Ведь недаром наше объединение называется «Милосердие».
Заключение
Старость – это заключительная фаза в развитии человека, в которой этот процесс происходит по нисходящей жизненной кривой. Иначе говоря, в жизни человека с определённого возраста проявляются инволюционные признаки, что выражается уже во внешнем виде человека, уменьшении его жизненной активности, изменении психических реакций и психологических характеристик, ограничении физических возможностей. Переход человека в группу пожилых существенно изменяет его отношения с обществом и такие ценностно-нормативные понятия, как цель и смысл жизни, добро, счастье и т.д. Самочувствие пожилых людей в значительной мере определяется сложившейся атмосферой в семье – доброжелательной или недоброжелательной, тем, как распределяются обязанности в семье между пожилыми и более молодыми людьми.
Стереотип старости, сформировавшийся в том или ином обществе, является отражением положения пожилых людей, которые в этом обществе живут. Каждое общество в целом создаёт свой стереотип пожилого человека, черты которого экстраполирует затем на всю категорию пожилого и старческого населения.
Позитивный стереотип. В его основе лежат ценность жизненного опыта и мудрости пожилых людей, потребность в уважении к ним и соответствующей опеке.
Негативный стереотип. На пожилого человека смотрят как на ненужного, лишнего, бесполезного, «нахлебника», а его опыт расценивают как устаревший и неприменимый в настоящий момент.
В современном обществе наиболее распространён негативный взгляд на старость. Этому способствует тот факт, что болезненные формы психического старения всегда на виду и встречаются часто, а также то, что практически всегда старение сопровождается физической и психической болезненностью. Таким образом, социальная работа с пожилыми людьми требует от специалиста знания и понимания особенностей психологии людей пожилого возраста, владения навыками коммуникации и этикетом общения с пожилыми клиентами, личными качествами и компетентностью, которые способствуют формированию оптимистической позиции пожилого человека. Секрет эффективности социальной политики, которая проводится в отношении пожилых и престарелых граждан, заключается в глубоком знании потребностей и особенностей людей этого возраста. Функции органов социальной защиты в данном аспекте социальной работы заключаются в выявлении лиц пожилого возраста, находящихся в кризисной ситуации, причиной которой стали проблемы психологического порядка, а также в проведении специальных мероприятий, обеспечивающих социально-психологическую адаптацию и реабилитацию тех пожилых людей, которые нуждаются в такого рода помощи.
В идеале эти органы в тесном сотрудничестве с органами федеральной, региональной и муниципальной власти должны вести просветительскую деятельность, как в среде представителей старшего поколения, так и в среде близких к ней возрастных групп с целью профилактики всевозможных осложнений, связанных с психологической неподготовленностью отдельных личностей к социальной роли пожилого человека. Таким образом, насколько адаптивной, успешной будет жизнь человека в старости, определяется тем, как он строил свой жизненный путь на предшествующих стадиях. В этом смысле очень важно, что человек несёт в себе, какова его система жизненных ценностей, установок, всего внутреннего строя личности. Для того, чтобы работать с пожилыми людьми, нужно знать их социальное положение (в прошлом и настоящем), особенности психики, материальные и духовные потребности, и в этой работе опираться на науку, данные социологических, социально-психологических и других видов исследований.
Список литературы:
1."Временное положение об отделении социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам". Утверждено постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 февраля 1986 г. №28/3-43.
2. Контроль за ходом осуществления международных планов и программ действий. Комиссия социального развития, XXXI 11 сессия. Вена, 8-17 февраля 1993.
3.Приказ Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 20.07.1993 г. №137 "Об утверждении Примерного положения о Центре социального обслуживания".
4.Приказ МСЗ России от 27 декабря 1994 г. №259 "О создании отделений специализированной помощи на дому".
5. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. — М., 1994, 78 с. (Институт социальной работы/ ассоциации работников социальных служб).
6. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – с. 3.
7. Социальная работа с пожилыми. – Институт социальной работы. –
М., 1995. – 334с.
8. Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе: В 2 ч. М.: Cоциально-
технологический институт, 1999.-320с.
9. Возраст мудрости – возраст созидания / Программа развития ООН. –
М., 1999. -75с.
10. Социальная работа. Учебник. / Под ред. В.И. Курбатова. Ростов-н/Д,
2007.
11. Россет Э.Л. Процесс старения населения. М., 1968.; Социальная
работа с пожилыми людьми. МГСУ. М., 2005.;
12. Социальная работа. / Под общ. ред. В.И. Курбатова. Ростов н/Д, 2006.;
13. Социальная работа: теория и практика. Учебное пособие. / отв. ред.
Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. М., 2001.;
14. Старение мозга. Л., 2001.;
15. Старость и её закономерности. М., 1983.;
16. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого
возраста и инвалидов» от 21.07.2005.
17. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное
пособие. М., 2002.
18. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учебное
пособие. – М., 2006.
19. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. М., 2005.
20. Бедный М.С. Демографические процессы и прогнозы здоровья
населения. М., 1972.
21. Государственный доклад о положении граждан старшего поколения
в Российской Федерации. М., 2001
22. Основы социальной работы. Учебник. / Под ред. П.Д. Павленка. М.,
2001
23. Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе. Ч.1,2. М., 2005.
24. Шахматов Н.Ф. Психическое старение. М., 2006.
25. Превентивная геронтология и гериатрия. Киев, 2000
Таблица 1. Проблемы, причины и решения социально-психологических проблем пожилых людей.
Проблемы | Причины | Решение |
Материальные | Небольшие пенсии | На уровне государства. Соц. защита, доплаты |
Одиночество | Нехватка общения, высокая смертность, потеря близких людей | Специализированные учреждения |
Проблемы здоровья | Возраст, несвоевременное лечение, не правильное питание | Соц. защита, доплаты, лечебные учреждения. Льготы на лекарства |
Изменения в эмоциональной сфере личности | Возрастные изменения | Психологи, Специализированные учреждения для целей общения |
Понижение самооценки и самоуважения | Снижение психофизических возможностей | Психологи, Специализированные учреждения для целей общения |
Ощущение бессодержательности бытия. | Ограничения в видах деятельности, желаниях, выход на пенсию, уход из активной жизни | Психологи, Специализированные учреждения для целей общения |
Осознание неизбежности приближения конца жизни | Потеря близких людей, изменение стиля жизни | Психологи, Специализированные учреждения для целей общения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"
Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...
Профориентационное консультирование как форма социально-психологической помощи учащимся с девиантным поведением
Психологическое профориентационное консультирование помогает не только в выборе профессии благополучным детям, но и способствует социальтно-психологической адаптации учащихся с девиантным поведением....
Социально-психологическая помощь в адаптации детей в ОУ интернатного типа
Рекомендации для педагогов и воспитателей ОУ интернатного типа...
Программа социально-психологической помощи в самоопределении для обучающихся 9-х классов на тему «Курс по выбору»
Современная социально-экономическая ситуация делает процесс профессионального самоопределения молодежи все более сложным. Учащиеся должны найти оптимальное соотношение между собственными интересами и ...
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Методические рекомендации специалистам школьной службы сопровождения при работе с детьми...
программаРеспубликанский межведомственный научно-практический семи "Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних. Межведомственные подходы к организации психолого-педагогической, медицинской и социально-психологической помощи несовершеннолетним".
Пагбаева Билигма ЦыренжаповнаОператор СПТО результатах социально-психологического тестирования...
Социальный проект «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ!» (помощь пожилым людям)
Социальный проект«ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ!» (помощь пожилым людям)...