Понятие о профессиональной пригодности
учебно-методический материал

Поспелова Ирина Михайловна

Выбирая профессию, человеку приходится собирать информацию о требованиях, которые предъявляет каждая профессия к человеку. Если требования, предъявляемые к человеку, совпадают с его личными качествами и возможностями, то тогда говорят о профессиональной пригодности этого человека.

Терминология, степени профпригодности, тесты, изучающие способности - это составляющие предложенного материала.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Понятие о профессиональной пригодности. Методы изучения способностей. Развитие способностей. Призвание. Целеустремленность. Временная перспектива Презентация соц.педагога Поспеловой И.М.

Слайд 2

Профессиональная пригодность Непригодность Пригодность абсолютная относительная Соответствие Призвание.

Слайд 3

Профессиональная пригодность Г – гражданских качеств; О – отношения к выполняемой деятельности; Д – дееспособности (т.е. общих способностей – интеллектуальных и др.); Е – единичных (т.е. математических, музыкальных и др.); Н – навыков, умений.

Слайд 4

Изучение способностей человека Тест способностей Тест специальных способностей а) по видам психических функций - сенсорные, моторные тесты; б) по видам деятельности - технические и профессионализированные тесты, т. е. соответствующие той или иной профессии (конторские, артистические и т. д.). Комплексные батареи способностей

Слайд 5

Способности человека Способности — лишь возможность при благоприятных условиях определенного освоения знаний, умений и навыков

Слайд 6

Условия для развития специальных способностей Интерес Характер и сила воли Память и интеллект Стремление развиваться Неудовлетворенность результатами Труднодостижимая цель Вера в себя Стремление к творческому подходу



Предварительный просмотр:

(слайд 1)Понятие о профессиональной пригодности. Методы изучения способностей. Развитие способностей. Призвание. Целеустремленность. Временная перспектива

Выбирая профессию, человеку приходится собирать информацию о требованиях, которые предъявляет каждая профессия к человеку. Если требования, предъявляемые к человеку, совпадают с его личными качествами и возможностями, то тогда говорят о профессиональной пригодности этого человека.

Профессиональная пригодность – это взаимное соответствие человека и его дела, профессии (записать в тетрадь).

(слайд 2) Различают четыре степени профпригодности: непригодность, пригодность, соответствие и призвание.

1.Непригодность – отклонения в состоянии здоровья.

2.Пригодностьможет быть абсолютной и относительной.

Абсолютная ПП требует от человека специальных природных особенностей (например, музыкальной, художественной одарённости, отличного физического развития и др.). Круг профессий с абсолютной ПП не очень велик: композитор, спортсмен, космонавт, водолаз и др.

Относительная ПП к профессии формируется в процессе трудовой деятельности. К таким профессиям нет особых противопоказаний. Круг этих профессий очень велик. Это так называемые массовые профессии: инженер, строитель, продавец и др. Соответственно тем усилиям, которых достигает человек в труде, можно судить оего высокой или низкой ПП к конкретной профессии.

3. Соответствие – нет противопоказаний и существуют личные качества, соответствующие требованиям профессии.

4. Призвание - его можно считать высшим уровнем ПП.Это явное соответствие человека профессии.

Профессиональная пригодность – не врождённое качество. Она формируется в процессе трудовой деятельности.

(слайд 3) Профессиональная пригодность – это не просто свойство человека, она складывается из:

Г – гражданских качеств;

О – отношения к выполняемой деятельности;

Д – дееспособности (т.е. общих способностей – интеллектуальных и др.);

Е – единичных (т.е. математических, музыкальных и др.);

Н – навыков, умений.

(слайд 4) Для изучения способностей человека чаще всего используются разнообразные тесты.

Большинство тестов, названных в 20- х годах тестами интеллекта, позднее стали называться тестами способностей к учению. Такая смена терминологии была следствием осознания того факта, что многие тесты интеллекта измеряют комбинацию способностей, необходимых для учебной деятельности.

Тесты специальных способностей использовались в профориентации, а также при отборе и распределении промышленного и военного персонала. Самыми распространенными из них были тесты способностей к технике, канцелярской работе, музыкальных и художественных способностей.

Тест способностей - тест, измеряющий относительно простые способности.

Тест специальных способностей - измеряет одну какую- либо способность.

Комплексные батареи способностей - измеряют ряд способностей и дают профиль, образуемый показателями каждой способности. Тесты способностей делятся на:
- общие (интеллектуальные - применяются тесты интеллекта).
- специальные (применяются специальные тесты).

Тесты специальных способностей стали разрабатываться для того, чтобы получить данные об особенностях человека, не связанных с его интеллектуальным развитием, а как бы дополняющих его.

Различают тесты математических, технических, музыкальны художественных и других способностей. В зарубежной тесто ЮГИИ принято классифицировать тесты этого типа по двум основаниям:
а) по видам психических функций - сенсорные, моторные тесты;
б) по видам деятельности - технические и профессионализированные тесты, т. е. соответствующие той или иной профессии (конторские, артистические и т. д.).

Моторные тесты направлены на изучение точности и скорости движений, зрительно-моторной координации, ловкости движений пальцев и рук, тремора, точности мышечного усилия и др. Для выполнения подавляющего большинства моторных тестов требуется специальная аппаратура, приспособления, но существуют и бланковые методы. Наиболее известны тест скорости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда и др. В отечественной психологии известны тесты, разработанные М. И. Гуревичем и Н. И. Озе-рецким. Для проверки психомоторики испытуемым в быстром темпе предлагалось завязывать узлы, нанизывать бусы, обводить с помощью карандаша сложные фигуры (поочередно каждой рукой и обеими вместе) и др.

Сенсорные тесты разрабатываются для изучения разных характеристик восприятия. Например, острота зрения и слуха, различительная чувствительность, цветоразличение, дифференциация высоты, тембра, громкости звуков и др. Для изучения особенностей зрения применяются специальные таблицы, аппаратура. В изучении слуха, наряду с отдельными пробами, большую популярность приобрел тест музыкальной одаренности Сишора.

В диагностику группы профессионализированных способностей включают способности, которые необходимы для конкретных видов деятельности или отдельных профессий (художественные, артистические, математические, конторские и др. способности). Как правило, для каждой группы способностей создаются свои особые тесты. Однако существуют и более общие методы изучения способностей - специальные тестовые батареи.

Наиболее известными являются батарея тестов дифференциальных способностей (ДАТ) и батарея тестов общих способностей (ГАТБ). Первая из них создавалась для нужд школы и нашла применение в профессиональной ориентации учащихся. Она включает восемь субтестов, изучающих особенности развития вербального мышления, числовых (счетных) способностей, абстрактного мышления, технического мышления, скорости и точности восприятия, а также умения грамотно пользоваться правописанием и строить предложения («использование языка»).

Диагностика общих умственных способностей осуществляется с помощью трех субтестов: «запас слов», «математическое мышление» и «пространственное восприятие в трехмерном пространстве»;
вербальные способности диагностируются с помощью заданий на определение синонимов и антонимов (словарный запас);
числовые способности изучаются с помощью двух субтестов на вычисления и математическое мышление;
пространственное восприятие анализируется с помощью геометрических разверток;
восприятие формы представлено двумя субтестами, в которых испытуемый сопоставляет различные инструменты и геометрические формы;
задания на скорость восприятия, требующуюся для клерка, представлены парами слов, идентичность которых необходимо установить;
моторная координация проверяется заданием - сделать пометки карандашом в серии квадратов;
ловкость рук (пальцевая моторика) изучается с помощью специального приспособления (4 субтеста).

На выполнение этой «батареи» уходит 2,5 часа. После проведения испытания вычерчивается так называемый тестовый профиль испытуемого, который наглядно демонстрирует индивидуализированную структуру способностей на момент тестирования (профиль -степень выраженности каждого факгора способностей). Полученный профиль сравнивается с профилем, характерным для профессионала, достигшего успеха.

Для диагностики некоторых видов творческих способностей разрабатываются стандартизованные тесты. Так, тесты художественных способностей включают задания:
1) на понимание произведений искусства (диагностируют одно из важнейших качеств, требуемых для творчества - эстетическое отношение к жизни). Например, в тестах на понимание произведений искусства испытуемому необходимо выбрать из двух или более вариантов изображения какого-либо объекта наиболее предпочтительный;
2) на продуктивность (т. е. технику, мастерство исполнения) деятельности.

Тесты на интеллект предназначены для изучения уровня интеллектуального, умственного развития человека. Под интеллектом в данном случае подразумеваются познавательные процессы и функции (мышление, память, внимание). Тесты интеллекта являются исторически ранними методиками психодиагностики. В качестве основного и достаточно стабильного показателя умственного развития используется понятие «коэффициент интеллектуальности» (IQ). 

Как отмечает А. В. Петровский, по отношению к навыкам, умениям и знаниям человека способности выступают как некоторая возможность. Здесь можно провести аналогию с брошенным в землю зерном, превращение которого в колос возможно лишь при многих условиях, благоприятствующих его развитию. Способности — лишь возможность определенного освоения знаний, умений и навыков, а станет ли она действительностью, зависит от различных условий(слайд 5)

Способных людей от неспособных отличает более быстрое освоение деятельности, достижение в ней большей эффективности. Хотя внешне способности проявляются в деятельности: в навыках, умениях и знаниях личности, но в то же время способности и деятельность не тождественны друг другу. Так, человек может быть хорошо технически подготовлен и образован, но мало способен к какой-либо деятельности. Например, на экзамене в Академию художеств В. И. Сурикову было отказано в обучении, так как, по мнению экзаменаторов, у него полностью отсутствуют способности к изобразительной деятельности. Инспектор Академии, просмотрев представленные им рисунки, заявил: “За такие рисунки вам даже мимо Академии надо запретить ходить”. Ошибка преподавателей Академии заключалась в том, что на экзамене они оценивали вовсе не способности, а лишь наличие определенных навыков и умений рисования. В дальнейшем Суриков делом опроверг эту ошибку, овладев в течение 3 месяцев нужными умениями и навыками, в результате чего те же педагоги сочли его на этот раз достойным зачисления в Академию. Таким образом, можно сказать, что способности проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. От способностей зависит качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижений, и также то, как эта деятельность выполняется.

Призвание. Целеустремленность. Временная перспектива.

Призвание - Склонность, внутреннее влечение к какому-нибудь делу, какой-нибудь профессии (при обладании или при убеждении, что обладаешь нужными для того способностями).

Целеустремленность – сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности.

ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА. англ. temporal perspective) - термин К. Левина, предложенный для обозначения актуальных представлений субъекта о своем будущем и прошлом.

(слайд 6) Вот несколько условий для развития специальных способностей:

1. Наличие устойчивого интереса к систематическим и упорным занятиям. Интерес является основным условием, без мотивации невозможна продуктивная деятельность, организм не будет выделять энергетические ресурсы.

2. Твердый характер и сила воли. Они нужны для того, чтобы не опускать руки при появлении труднопреодолимых ситуаций, которые могут быть вызваны внешними обстоятельствами(отсутствием денег на учебники) и внутренними, когда задатки к нужным способностям развиты слабо и возникают трудности в выполнении поставленных задач.

3. Хорошая память и интеллект являются инструментами для усвоения новых знаний и развития способностей.

4. Сильное желание развиваться в этой деятельности. К таким желаниям можно отнести: стремление превзойти окружающих, получить признание и награду за успехи, побить рекорд, познать свои возможности.

5. Неудовлетворенность результатами, толкающая человека продолжать заниматься.

6. Труднодостижимая цель. Чем выше уровень, до которого хочется достигнуть, тем более сильные и упорные шаги будет делать человек.

7. Непоколебимая вера в себя, которая будет позволять не сдаваться после многих неудач и в периоды застоя.

8. Стремление к творческому подходу, выбор наиболее сложных проблем. Если все остальные условия соблюдены, то вы не станете выбирать легкие проблемы, они покажутся вам скучными и не приносящими удовольствие. Выбор средних по сложности проблем не ведет к росту, а сложная проблема заставляет качественно подниматься на новый уровень, тем более после выполнения сложной задачи поднимается самооценка и настроение.

Составление индивидуальной программы самовоспитания

"Работа над собой, - пишет А.И, Кочетов, - требует от человека точных и ясных целей, твердой организации всей своей жизни, постоянного волевого усилия и умения пользоваться методами самовоспитания... Самовоспитание начинается с того момента, когда человек твердо определил, что он будет делать (цель) и каким хочет стать, чтобы достигнуть цели (идеал, образ самого себя в будущем). При этом он должен знать, каким он является в настоящий момент". Цель самовоспитания исходит из мотивов, побуждающих к работе над собой и желаний, стремлений человека. Без цели не может быть начато ни одно дело, в том числе и самовоспитание.

 Но надо иметь, конечно, достаточно здорового смысла, чтобы ставить себе задачи по силам. Иначе, неосуществимые, нереальные надежды могут привести к обратному эффекту, к неуверенности в своих силах.

 Каждый из нас может составить список черт, которые следовало бы усилить, и список черт, которые следовало бы ослабить или искоренить.

Искоренение недостатков, как и выработка желаемых качеств характера и способностей может быть целью самовоспитания.

Все это, естественно, требует тщательного обдумывания, поиска аргументов для доказательства важности выдвигаемой цели, взвешивания всех "за" и "против", пока окончательно она не будет поставлена и мысленно сформулирована. Эту цель полезно в течение нескольких дней проговаривать вслух или про себя, пока она не закрепится прочно в сознании.

Содержание воспитательной деятельности строится по принципу: узнать, понять, принять, жить настоящей жизнью со всеми ее достоинствами и недостатками.

Исследования последних лет показывают, что самовоспитание протекает наиболее успешно, если:

школьники стремятся к совершенствованию своей личности;

осознают пути и средства самовоспитания;

четко организована деятельность школьников по самовоспитанию в коллективе.

Педагогическая наука вскрыла важнейшие пути нравственного самовоспитания. Оно начинается с самоанализа и стремления к совершенствованию своей личности.  

 Одновременно с этим нужно составить детальную программу самовоспитания и определить то, чего конкретно необходимо достичь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Изучение пригодности сортов тюльпанов для выгонки"

Данная исследовательская работа направлена на изучение методики выгонки тюльпанов, и пригодности сортов тюльпанов для выгонки в нужные для исследователя сроки. Работа интересна тем, что по сод...

Классный час "Способности и профессиональная пригодность"

классный час предназначен для учащихся 8 классов для определения способностей....

"Способности и профессиональная пригодность".

Презентация к занятию для учащихся 9 класса на тему "Способности и профессиональная пригодность".   Цели: ознакомление учащихся с понятием «способности»,  особенностями общих и специал...

Разработка урока "Здоровье и выбор профессии. Профессиональная пригодность"

Карта урока "Здоровье и выбор профессии. Профессиональная пригодность"...

Презентация к уроку "Здоровье и выбор профессии. Профессиональная пригодность"

Презентация к уроку "Здоровье и выбор професии. Профессиональная пригодность"...

Оценка пригодности продуктов для еды по информации на этикетке

Презентация к уроку-практикуму в 7классе на тему: «Оценка пригодности продуктов для еды по информации на этикетке»...